Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"

33
Ракетные корабли на воздушной подушке "Самум" и "Бора", входящие в 41-ю бригаду ракетных катеров Черноморского флота России, считаются одними из самых экстремальных и в некоторой степени уникальных военных кораблей.
Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), по сути - катамараны с двумя узкими корпусами и очень широкой палубой. Они обладают уникальными кораблестроительными качествами - это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность - 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.
С одной стороны корабль - это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью до 55 узлов, что позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, а также двигаться быстрее, чем выпущенная торпеда.



Благодаря противокорабельному ракетному комплексу "Москит" из 8 ракет, эти корабли являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров действий.
Сегодня мы посетим один из этих необычных военных кораблей - "Самум", бортовой номер 616.



3. Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП, проект 1239) создавался как развитие уже имеющихся на флотах Советского Союза малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей в боевых службах в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран проекта 1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ "Алмаз" и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа "Джейран", "Зубр" и др.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


4. Первым ракетным кораблем на воздушной подушке этого проекта стал РКВП "Бора", заложенный в 1984 г. на стапеле судостроительного завода "Красный металлист" в г. Зеленодольске под Казанью. В сентярбе 1991 г. заложен второй корабль этой серии - "Самум". На воду он был спущен 12.10.1992 г.
NATO-вская классификация кораблей этого типа - "BORA CLASS"



5. После постройки "Самум" был переведен по внутренним водным путям на Черное море, прибыв в ноябре 1992 г. в Керчь, а в марте 1993 г. - в Севастополь. Затем корабль опять был отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыв в Зеленодольск. В сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море, и с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске, официально введен в строй 26.02.2000 г. Входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота. В 2002 году данный РКВП был перебазирован с Балтики на Черноморский флот, войдя в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.



6. Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран



7. В качестве вооружения на корабле применяются две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса "Москит" (8 ракет 3М80), зенитно-ракетный комплекс "Оса-М" (20 ракет), одна 76-мм артустановка АК-176, две 30-мм артустановки АК-630



8. Артустановка АК-176 калибра 76,2-мм установлена на баке (носу) корабля является мощной и одновременно легкой универсальной автоматической артустановкой для вооружения малых кораблей и катеров. Ее основное предназначение - борьба с низколетящими крылатыми ракетами типа "Гарпун" и "Томагавк".



9. По бортам "Самума" установлены две счетверенные установки противокорабельного ракетного комплекса "Москит".
В этом комплексе используются крылатые ракеты 3М-80, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-х тонная ракета имеет длину почти 10 метров и дальность полета до 90 км.
После старта ракета делает "горку", а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 ед. За счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части "Москит" пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.



10. Артиллерийская 6-ствольная 30-мм артустановка АК-630 мм является средством самообороны корабля и может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Эта артустановка имеет очень высокую скорострельность (до 5000 выстрелов в минуту) и дальность полета снаряда - до 8 км.



11. "Самум" оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.



12. Шахта зенитно-ракетного комплекса "Оса-МА". Комплекс предназначен для защиты от воздушных целей, а также для стрельбы по надводным целям.



13. Две газотурбинные установки мощностью 36 тыс. лошадиных сил каждая обеспечивают ход на воздушной подушке.
Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.



14. При необходимости хода на воздушной подушке, в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами.
Двигатели корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) - более 40 узлов



15. Радиолокационная система



16.



17. Вид на корму ракетного корабля с поднятыми винтовыми колонками и шахтой ЗРК "Оса-МА"



18. Ходовой мостик. Отсюда осуществляется управление кораблем во время похода



19. Перископ



20. Взгляд на противоположный берег. Домики в Апполоновке



21.Машинный телеграф



22. Спускаемся в недра "Самума". Здесь узкие коридоры и жгуты кабелей



23. "Почтовое отделение" корабля.



24. Кубрик, где живет корабельная команда



25. Резервуар для питьевой воды в жилом кубрике



26. Столовая команды. Идет подготовка к ужину



27. Машинное отделение



28. Общая силовая установка корабля состоит из двух газотурбинных установок М10-1 по 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках)...



29. ... двух дизельных двигателей М-511А по 20000 л.с.( на 2 винта)...



30. ... и двух дизелей М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)



31. Суммарная мощность двигателей превышает 120 тыс. л.с.



32. Автоматическая система пожаротушения палубы во время отстрела крылатых ракет



33. Жизнеопасно....



34. Бесконечный лабиринт вентилей и подающих трубок



35. Клинья для аварийного ремонта в случае получения кораблем пробоин во время боя



36. Пост энергетики и живучести. Отсюда осуществляется управление энергетической установкой корабля, регулируется скорость и т.д.



37. Сюда же выведены все камеры видеонаблюдения, установленные на корабле



38. Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум" на параде во время празднования Дня ВМФ в 2012 г.



Данный репортаж подготовлен при содействии командования Черноморского Флота РФ
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    24 сентября 2012 08:08
    Замечательные по своим характеристикам корабли. Практически идеальный вариант для таких луж как Черное, Балтийское, Каспийское моря.
    Как говориться советский ВПК был реальным поставщиком вооружений опережающих время.
  2. Tirpitz
    +9
    24 сентября 2012 09:35
    Спасибо автору за статью. Очень интересная экскурсия, тем более на такой необычный корабль.
  3. +2
    24 сентября 2012 09:50
    Эх. Побольше бы их.
    1. +6
      24 сентября 2012 15:33
      Цитата: Ross

      Эх. Побольше бы их
      А зачем? Для морей экраноплан более страшен и эффективен. Только ответьте на один вопрос. Почему мы закрыли проект экранопланов (от которых у всех все до 0 сжималось) и начали разробатывать эти. Да они тоже будут применяться. Представьте ситуацию когда подошли экранопланы, очистили берег, а потом зашли БДК и десанту надо только закрепится на берегу.
      И ещё вопрос. А много ли у нас даже этих осталось?
      1. ДИМС
        0
        24 сентября 2012 15:40
        От чего экранопланы очистят берег?
      2. SimonBolivar
        -2
        24 сентября 2012 16:35
        Видно погоны здесь дают редким имбицилам,этот корабль стал закономерным развитием программы судов на воздушной подушке.К экранопланам отношения не имеет вообще.
        У нас их было всего 2 ,во все времена на момент развала Союза "Бора" была самым передовым кораблем мирового ВМФ.
        И кстати чем тебе экранопланы берег зачищали бы?Собственным корпусом?
        1. транжира
          +2
          24 сентября 2012 16:38
          Цитата: SimonBolivar
          Видно погоны здесь дают редким имбицилам

          Таким здесь дают погоны ефрейторов, которые хамят не зная оппонента и его место работы laughing
          1. SimonBolivar
            -2
            24 сентября 2012 16:51
            Такую чепуху не будут нести грамотные люди.
            1. транжира
              +2
              24 сентября 2012 16:53
              Цитата: SimonBolivar
              Такую чепуху не будет нести грамотные люди.

              Ну да грамотные типа тебя матом ругаются и хамят winked
              Ведь только по настоящему граммотный человек может запостить такое


              SimonBolivar Сегодня, 16:47 ↑
              -1 Что не слово то хуйня, головой когда в последний раз думал?
              Этот кораблик набирает скорость почти 90км\ч.Избежать попадание ракеты на такой скорости гораздо выше.
              Ага все го то распилить пополам какой нибудь ракетный катре или серьезно покарежить
        2. +2
          24 сентября 2012 16:47
          Цитата: SimonBolivar

          Видно погоны здесь дают редким имбицилам,

          Привет о незнакомец wink
          Цитата: SimonBolivar
          кстати чем тебе экранопланы берег зачищали бы?Собственным корпусом?

          А что ,раве вооружения на них не было ? Если такой умный ,может просветишь по теме строительства экранопланов wink
          1. SimonBolivar
            -2
            24 сентября 2012 16:51
            Те же самые противокорабельные мосскиты.
            1. SimonBolivar
              -1
              24 сентября 2012 16:54
              Неистого минусуют факты.
              Лучше быть серым,это хоть немного отличает от племени имбицилов.
              1. транжира
                +2
                24 сентября 2012 16:58
                Цитата: SimonBolivar
                Лучше быть серым,это хоть немного отличает от племени имбицилов.

                С одним в двух никах "черепастым" могу познакомить.. Это нечто laughing
                1. Oleg0705
                  0
                  24 сентября 2012 18:39
                  Цитата: транжира
                  С одним в двух никах "черепастым" могу познакомить.. Это нечто


                  Ты его лучше с Аролло он же Ататюрк познакомь, это точно нечто. laughing Забомбил меня угрозами я на улицу выйти не могу lol А шас ему мой скальп номер нужен.Если есть знакомый врачь посоветуй ему,он же твой друган. lol
            2. +1
              24 сентября 2012 17:05
              Цитата: SimonBolivar
              Те же самые противокорабельные мосскиты

              Не только,планировались различные виды в том числе и для поддержки десанта. Ты хоть понимаешь згачение слова имбицил или услышал от кого и слово понравилось lol
              1. ДИМС
                +3
                24 сентября 2012 17:08
                И как десант могут поддержать экранопланы?
                1. 0
                  24 сентября 2012 17:14
                  Цитата: ДИМС

                  И как десант могут поддержать экранопланы

                  Сейчас никак,у нас их просто нет,а раньше планировали различные виды огневой поддержки,покапайтесь в звезде ,там многое на эту тему.
                2. транжира
                  +1
                  24 сентября 2012 17:17
                  Цитата: ДИМС
                  И как десант могут поддержать экранопланы?

                  Дмитрий, программа экранопланов была свернута на ранних стадиях, а потому не было оснащения техники различными видами вооружений, также не было концепции использования экранопланов в различных БД. Вспомним первую мировую и как пилоты бипланов бросали в ручную бомбы и друг в друга чуть ли не из револьверов стреляли и смотрите ВМВ (уже все виды авиации работали) и дальше больше... Потому сейчас трудно рассуждать, но можно представить их вооруженность и сферу применения, но то что они бы не были лишними это 100% hi
                  1. ДИМС
                    +2
                    24 сентября 2012 17:27
                    А зачем? Коммерческое применение- может быть. Пассажиров возить. Но в остальном?

                    А вот на корабли вроде "Санума" с его двухрежимностью собирались довольно активно развивать.
                    Следующим на очереди был противолодочный корабль для охраны ближней морской зоны с вертолётным ангаром, затем десантного корабля, тральщика, затем большого противолодочного для дальней морской и океанской.

                    http://old.nationaldefense.ru/1437/1440/index.shtml?id=2330
                    1. Konrad
                      +1
                      25 сентября 2012 20:24
                      Цитата: ДИМС

                      А зачем? Коммерческое применение- может быть

                      Экраноплан "Лунь" - ударный ракетоносец , 6 ракет " Москит", скорость 500км/час. Стоит , ржавеет в Каспийске. Десантный экраноплан " Орленок" - Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними. Пассажиров возить ???
          2. ДИМС
            +2
            24 сентября 2012 17:05
            А причём здесь экранопланы вообще? И уж тем более непонятно, каким образом их можно противопоставить довольно таки перспективным скеговым кораблям.
            1. 0
              24 сентября 2012 20:20
              Как это часто бывает- статья про Самум, в комментах про имбицилов и экранопланы)) Экранопланы для зачистки берега и темболее для поддержки десанта на мой взгляд малопригодны.

              СимонБоливар- Лучше быть серым,это хоть немного отличает от племени имбицилов.
              Безосновательное поливание грязью оппонентов- это крайне конструктивный способ ведения дискуссий, по- взрослому! А аргументированно излагать свою точку зрения, да еще без оскарблений- это так, для детей старшего дошкольного возраста )))
              1. REPA1963
                +2
                24 сентября 2012 22:10
                Экранопланы в СССР задумывались как средства доставки и поддержки десанта,всё таки 700км в/час....это несколько разные суда с катамараном,насколько я понимаю......
                1. +1
                  28 сентября 2012 08:08
                  да, задумывались. каким оружием экраноплан может поддержать высадившиеся войска? Все преимущество экраноплана- скорость. А поддержка десанта при высадке и захвате прибрежной полосы- занятие не столь подвижное, следовательно средства поддержки должны дрейфовать возле побережья, а для этого скорость не столь важна, важно наличие средств поддержки- артиллерия, ракетное вооружение, пво... вот теперь ответьте как экраноплан будет поддерживать десант? нарезать круги в районе высадки? или просто плавать на месте? если плавать- где размещать вооружение и сколько его можно разместить на экраноплане? А по сему- экраноплан идеален для доставки десанта/груза либо как "корабельный истребитель"
            2. Konrad
              0
              25 сентября 2012 20:29
              "Лунь"
  4. +1
    24 сентября 2012 10:02
    Прекрасный фоторепортаж, очень понравился.
    Видно что аппарат, достаточно древний. Какие перспективы развития этого класса судов, вот что интересно.
    1. +3
      24 сентября 2012 11:06
      Цитата: Lazer
      Видно что аппарат, достаточно древний.

      Корабль среднего возраста, почти с 1993 года. Для акватории Черного моря подходит как нельзя лучше, земноводный, если что может и на берегу за горой спрятаться.
      1. СтарыйСкептик
        +3
        24 сентября 2012 13:51
        Цитата: saturn.mmm
        земноводный, если что может и на берегу за горой спрятаться.


        Должен Вас разочаровать.
        Этот корабль не земноводный, он не может выходить на берег, т.к. корпус не приспособлен для наземного хода (юбка не по всему периметру), и отсутствуют воздушные маршевые двигатели.

        На воздушной подушке он движется, опустив в воду вины (те самые колонки, с тандемными винтами), это очень интересное конструктивное решение (КПД силовой установки выше).
  5. 0
    24 сентября 2012 10:45
    Хороший корабль! Улыбнула надпись на артустановке "При вращении не ходить" из ленолиума по ходу вырезали=)))
  6. keylogger
    -1
    24 сентября 2012 11:42
    Ай какая мняшка :)))
    Надо большееееееееееее такииииих!!!!!!
  7. +3
    24 сентября 2012 12:08
    Машина очень красивая, не раз видел....и с очень суровым вооружением ( Москит таки ! инерциальная навигационная система, радиовысотомер и активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения, скорость 2,8 М, масса взрывчатого вещества: 150 кг. Предназначена для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн). По статье "что позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет" вот это сомнительно и назначение АК-176 не только в стрельбе по ракетам ).
    1. SimonBolivar
      -1
      24 сентября 2012 16:47
      Этот
  8. Оптимист
    0
    24 сентября 2012 12:42
    Одним словом, шикарный проект!!!!!!!! А кто знает, предполагается ли модернизация в будущем?
  9. +3
    24 сентября 2012 13:02
    В 2004 году имел счастье быть приглашённым в гости командиром "Самума", капвторангом Владимиром Матюхиным. Спасибо Владимиру, дал возможность ознакомиться с кораблём и выйти в море. Впечатления самые лучшие. Машина просто уникальная и по составу вооружения и по ходовым характеристикам. Брони правда практически нет, одни дюралевые сплавы, но у него и задачи другие. Подскочил, ракетный удар и на полном ходу обратно тикать. По словам спецов-вооруженцев, предусмотрено оснащение "москитов" специальной боевой частью, для возможного удара по фортификациям двух известных черноморских проливов, что на балансе у члена НАТО.
    Жалко, что проект ограничился двумя кораблями.
  10. +6
    24 сентября 2012 14:02
    Прочитал статью. Впечатление двоякое. Красивые интересные фотографии, рассмотрены ТТХ, ракеты приличные... НО: автор как-то не заметил, что данный корабль не является судном на воздушной подушке!!! В данном корабле реализована скеговая конструкция с частичным динамическим поддержанием. Именно так!!! В отличие от судна на воздушной подушке данный корабль является водоизмещающим и в качестве движителя у него используются гребные винты. Винты не простые - суперкавитирующие с лопостями с откидкой, НО гребные винты. Суда на воздушной подушке на ходу летят над водой, практически не касаясь ее "юбкой" и в качестве движителя используют воздушные винты. В кораблях этого типа воздух поддувается между скегами, что позволяет существенно уменьшить погружную часть корпуса, снизить сопротивление воды и тем самым повысить скорость.
    Упомянутые в статье "Зубр" и др. являются действительно кораблями на воздушной подушке и, в отличие от "Самума", по пологому скату выходят на берег и там "паркуются"! Их базирование осуществляется на берегу!
    Последняя из экспериментальных моделей данного корабля "Икар" испытывалась на "Алмазе" до 80 годов. Ходила хорошо, и мы показывали на ней на испытаниях 45 узлов.
    1. RJN
      +1
      24 сентября 2012 15:13
      Очень правильная поправка. Сам хотел написать, но я не такой специалист, что бы так описать. Когда-то на Днепре скеговые "автобусы" ходили.
  11. biglow
    +1
    24 сентября 2012 14:06
    надеюсь все понимают что такое спец боевая часть.Несмотря на безьядерный статутс малоросии ,говорят что на хранении в севасте такие боеприпасы имеются , у ЧФ естественно
  12. 0
    24 сентября 2012 15:53
    Два вопроса.
    1) Сколько корабль может пройти без дозаправки.
    2) Зачем ящик для использованных конвертов.
  13. 0
    24 сентября 2012 18:58
    Всю юность прожил на Каспии не один десяток раз приходилось видеть экранопланы идущие над морем(кто-то о Каспии говори как т о луже пусть хотя бы на эту лужу в живую глянут ничем от черного моря не отличается,только экология в десятки раз лучше),вот это была красота рев турбин,радуга в лучах брызг и бешеная скорость ,а были варианты с ракетами,но даже эти катамараны очень даже не плохи ,но интересно сколько их у нас
    .
  14. 0
    24 сентября 2012 20:10
    Спасибо автору за статью и особенно спасибо за фотографии!
    1. REPA1963
      -1
      24 сентября 2012 22:12
      За такие фото в наше время тюрьма или дисбат.....
      1. biglow
        0
        25 сентября 2012 09:49
        REPA1963,
        на корабли и сейчас не всех пускают ,автор фото известный севастопольский блогер ,с хорошими связями в штабе ЧФ РФ
      2. mitya
        0
        25 сентября 2012 10:02
        За такие фото в наше время тюрьма или дисбат.....

        А за что тюрьма-то?
        Секретного ничего не выложили.
  15. 0
    19 октября 2012 18:07
    из ленолиума по ходу вырезали=)))

    Да и линолеум в рубке, очень по-домашнему! drinks
  16. sumcream56
    0
    10 сентября 2013 11:18
    В настоящее время экраноплан-ракетоносец «Лунь» находится на консервации с перспективой превращения в лучшем случае в памятник, в худшем –его просто разрежут на металлолом. В то же время в строю находятся корабли на воздушной каверне типа «Сивуч» («Бора» и «Самум»).Сравним боевые качества двух этих изделий.
    1. Главный калибр: у обоих кораблей он одинаков –это противокорабельные ракеты ЗМ-80 «Москит». «Бора» несет 8 (восемь ракет), «Лунь» -6 (шесть). Но максимальная скорость «Боры» -55 узлов (102 км/час), а у «Луня» от 450 до 500 км/час (по разным источникам).. То есть обладая большой скоростью в 4,4 раза, Лунь за одинаковый период времени может доставить (учитывая время до базы и обратно и загрузку оружия) в 1,5 (в полтора раза ) большее количество ракет.
    2. Дополнительное вооружение: у «Луня» 2 двух-ствольных пушки калибра 23 мм, у « Боры» -2×4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80)
    1×2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет), одна - 76-мм артустановка АК-176. 2×6 30-мм артустановки АК-630. Вроде бы «Бора» здесь эффективнее. Однако ничто не мешало усилить вооружение «Луня» зенитным ракетным комплексом. Боевая масса комплекса с ракетами (20 штук) –это примерно 10 тонн, то есть при грузоподъемности «Луня» в 138 тонн его размещение не представляло большой проблемы.
    3. Трудозатратность: экипаж « Луня» -11 человек, «Боры» - 68 человек.
    4. Дальность хода: у « Луня» -2000 км, у «Боры» -на 45 узлах -800 миль (1482 км), на 12 узлах -2500 миль (4650 км). Но при скоростном режиме «Лунь выигрывает» у «Боры» в 1,4 раза, тем более, что на Черном море или Балтийском море некуда ходить на 4,5 тыс. км.
    5. Энергетическая (топливная) экономичность. Рассмотрим затраты энергии в кВт/час на доставку 1 одной ракеты «Москит» на расстояние 1000 км. У «Боры» мощность двигателей -2 ГТУ М10−1 по 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках) 2 дизеля экономичного хода М-511А 20000 л.с.( на 2 винта); 2 дизеля М-504 на 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы), то есть на полном ходу мощность двигателей составляет 78600 л.с. или 57,8 тысяч кВт, то есть на доставку 1 ракеты при скорости 55 узлов на 1000 км потребуется затраты энергии в 69,5 тыс.квт-часов. У «Луня»» мощность двигателей -8 ТРД по 13000 кг тяги; это эквивалентно (Согласно Письму Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N КР28/150ГА) 57,6 тысяч кВТ, то есть на доставку 1 ракеты при скорости 450 км/час на 1000 км потребуется затраты энергии в 21,25 тыс.квт-часов, то есть в 3,27 раз меньше, чем у «Боры».
    6. Мореходность у «Луня» на экране 5-6 баллов, при высоте полета на экране до 5 метров. У « Боры» формально мореходность -8 баллов, но скорость хода до 55 узлов достигается при высоте волн не более 2 м, а при волнении 5 баллов (волна 3,5 м) – не более 40 узлов. Однако «Лунь» в экспериментальных полетах переходил на режим «подскока» (свободного полета), поднимаясь до высоты 100 метров. Исходя из этого «Лунь» не имел ограничений по мореходности.