Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"

Ракетные корабли на воздушной подушке "Самум" и "Бора", входящие в 41-ю бригаду ракетных катеров Черноморского флота России, считаются одними из самых экстремальных и в некоторой степени уникальных военных кораблей.
Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), по сути - катамараны с двумя узкими корпусами и очень широкой палубой. Они обладают уникальными кораблестроительными качествами - это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность - 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.
С одной стороны корабль - это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью до 55 узлов, что позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, а также двигаться быстрее, чем выпущенная торпеда.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"



Благодаря противокорабельному ракетному комплексу "Москит" из 8 ракет, эти корабли являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров действий.
Сегодня мы посетим один из этих необычных военных кораблей - "Самум", бортовой номер 616.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


3. Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП, проект 1239) создавался как развитие уже имеющихся на флотах Советского Союза малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей в боевых службах в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран проекта 1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ "Алмаз" и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа "Джейран", "Зубр" и др.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


4. Первым ракетным кораблем на воздушной подушке этого проекта стал РКВП "Бора", заложенный в 1984 г. на стапеле судостроительного завода "Красный металлист" в г. Зеленодольске под Казанью. В сентярбе 1991 г. заложен второй корабль этой серии - "Самум". На воду он был спущен 12.10.1992 г.
NATO-вская классификация кораблей этого типа - "BORA CLASS"

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


5. После постройки "Самум" был переведен по внутренним водным путям на Черное море, прибыв в ноябре 1992 г. в Керчь, а в марте 1993 г. - в Севастополь. Затем корабль опять был отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыв в Зеленодольск. В сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море, и с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске, официально введен в строй 26.02.2000 г. Входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота. В 2002 году данный РКВП был перебазирован с Балтики на Черноморский флот, войдя в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


6. Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


7. В качестве вооружения на корабле применяются две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса "Москит" (8 ракет 3М80), зенитно-ракетный комплекс "Оса-М" (20 ракет), одна 76-мм артустановка АК-176, две 30-мм артустановки АК-630

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


8. Артустановка АК-176 калибра 76,2-мм установлена на баке (носу) корабля является мощной и одновременно легкой универсальной автоматической артустановкой для вооружения малых кораблей и катеров. Ее основное предназначение - борьба с низколетящими крылатыми ракетами типа "Гарпун" и "Томагавк".

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


9. По бортам "Самума" установлены две счетверенные установки противокорабельного ракетного комплекса "Москит".
В этом комплексе используются крылатые ракеты 3М-80, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-х тонная ракета имеет длину почти 10 метров и дальность полета до 90 км.
После старта ракета делает "горку", а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 ед. За счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части "Москит" пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


10. Артиллерийская 6-ствольная 30-мм артустановка АК-630 мм является средством самообороны корабля и может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Эта артустановка имеет очень высокую скорострельность (до 5000 выстрелов в минуту) и дальность полета снаряда - до 8 км.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


11. "Самум" оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


12. Шахта зенитно-ракетного комплекса "Оса-МА". Комплекс предназначен для защиты от воздушных целей, а также для стрельбы по надводным целям.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


13. Две газотурбинные установки мощностью 36 тыс. лошадиных сил каждая обеспечивают ход на воздушной подушке.
Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


14. При необходимости хода на воздушной подушке, в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами.
Двигатели корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) - более 40 узлов

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


15. Радиолокационная система

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


16.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


17. Вид на корму ракетного корабля с поднятыми винтовыми колонками и шахтой ЗРК "Оса-МА"

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


18. Ходовой мостик. Отсюда осуществляется управление кораблем во время похода

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


19. Перископ

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


20. Взгляд на противоположный берег. Домики в Апполоновке

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


21.Машинный телеграф

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


22. Спускаемся в недра "Самума". Здесь узкие коридоры и жгуты кабелей

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


23. "Почтовое отделение" корабля.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


24. Кубрик, где живет корабельная команда

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


25. Резервуар для питьевой воды в жилом кубрике

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


26. Столовая команды. Идет подготовка к ужину

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


27. Машинное отделение

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


28. Общая силовая установка корабля состоит из двух газотурбинных установок М10-1 по 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках)...

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


29. ... двух дизельных двигателей М-511А по 20000 л.с.( на 2 винта)...

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


30. ... и двух дизелей М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


31. Суммарная мощность двигателей превышает 120 тыс. л.с.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


32. Автоматическая система пожаротушения палубы во время отстрела крылатых ракет

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


33. Жизнеопасно....

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


34. Бесконечный лабиринт вентилей и подающих трубок

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


35. Клинья для аварийного ремонта в случае получения кораблем пробоин во время боя

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


36. Пост энергетики и живучести. Отсюда осуществляется управление энергетической установкой корабля, регулируется скорость и т.д.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


37. Сюда же выведены все камеры видеонаблюдения, установленные на корабле

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


38. Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум" на параде во время празднования Дня ВМФ в 2012 г.

Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"


Данный репортаж подготовлен при содействии командования Черноморского Флота РФ
Автор: aquatek-filips
Первоисточник: http://aquatek-filips.livejournal.com/422163.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 33
  1. Сахалинец 24 сентября 2012 08:08
    Замечательные по своим характеристикам корабли. Практически идеальный вариант для таких луж как Черное, Балтийское, Каспийское моря.
    Как говориться советский ВПК был реальным поставщиком вооружений опережающих время.
  2. Tirpitz 24 сентября 2012 09:35
    Спасибо автору за статью. Очень интересная экскурсия, тем более на такой необычный корабль.
    Tirpitz
  3. Ross 24 сентября 2012 09:50
    Эх. Побольше бы их.
    1. Армата 24 сентября 2012 15:33
      Цитата: Ross

      Эх. Побольше бы их
      А зачем? Для морей экраноплан более страшен и эффективен. Только ответьте на один вопрос. Почему мы закрыли проект экранопланов (от которых у всех все до 0 сжималось) и начали разробатывать эти. Да они тоже будут применяться. Представьте ситуацию когда подошли экранопланы, очистили берег, а потом зашли БДК и десанту надо только закрепится на берегу.
      И ещё вопрос. А много ли у нас даже этих осталось?
      1. ДИМС 24 сентября 2012 15:40
        От чего экранопланы очистят берег?
        ДИМС
      2. SimonBolivar 24 сентября 2012 16:35
        Видно погоны здесь дают редким имбицилам,этот корабль стал закономерным развитием программы судов на воздушной подушке.К экранопланам отношения не имеет вообще.
        У нас их было всего 2 ,во все времена на момент развала Союза "Бора" была самым передовым кораблем мирового ВМФ.
        И кстати чем тебе экранопланы берег зачищали бы?Собственным корпусом?
        SimonBolivar
        1. транжира 24 сентября 2012 16:38
          Цитата: SimonBolivar
          Видно погоны здесь дают редким имбицилам

          Таким здесь дают погоны ефрейторов, которые хамят не зная оппонента и его место работы laughing
          транжира
          1. SimonBolivar 24 сентября 2012 16:51
            Такую чепуху не будут нести грамотные люди.
            SimonBolivar
            1. транжира 24 сентября 2012 16:53
              Цитата: SimonBolivar
              Такую чепуху не будет нести грамотные люди.

              Ну да грамотные типа тебя матом ругаются и хамят winked
              Ведь только по настоящему граммотный человек может запостить такое


              SimonBolivar Сегодня, 16:47 ↑
              -1 Что не слово то хуйня, головой когда в последний раз думал?
              Этот кораблик набирает скорость почти 90км\ч.Избежать попадание ракеты на такой скорости гораздо выше.
              Ага все го то распилить пополам какой нибудь ракетный катре или серьезно покарежить
              транжира
        2. Александр романов 24 сентября 2012 16:47
          Цитата: SimonBolivar

          Видно погоны здесь дают редким имбицилам,

          Привет о незнакомец wink
          Цитата: SimonBolivar
          кстати чем тебе экранопланы берег зачищали бы?Собственным корпусом?

          А что ,раве вооружения на них не было ? Если такой умный ,может просветишь по теме строительства экранопланов wink
          1. SimonBolivar 24 сентября 2012 16:51
            Те же самые противокорабельные мосскиты.
            SimonBolivar
            1. SimonBolivar 24 сентября 2012 16:54
              Неистого минусуют факты.
              Лучше быть серым,это хоть немного отличает от племени имбицилов.
              SimonBolivar
              1. транжира 24 сентября 2012 16:58
                Цитата: SimonBolivar
                Лучше быть серым,это хоть немного отличает от племени имбицилов.

                С одним в двух никах "черепастым" могу познакомить.. Это нечто laughing
                транжира
                1. Oleg0705 24 сентября 2012 18:39
                  Цитата: транжира
                  С одним в двух никах "черепастым" могу познакомить.. Это нечто


                  Ты его лучше с Аролло он же Ататюрк познакомь, это точно нечто. laughing Забомбил меня угрозами я на улицу выйти не могу lol А шас ему мой скальп номер нужен.Если есть знакомый врачь посоветуй ему,он же твой друган. lol
                  Oleg0705
            2. Александр романов 24 сентября 2012 17:05
              Цитата: SimonBolivar
              Те же самые противокорабельные мосскиты

              Не только,планировались различные виды в том числе и для поддержки десанта. Ты хоть понимаешь згачение слова имбицил или услышал от кого и слово понравилось lol
              1. ДИМС 24 сентября 2012 17:08
                И как десант могут поддержать экранопланы?
                ДИМС
                1. Александр романов 24 сентября 2012 17:14
                  Цитата: ДИМС

                  И как десант могут поддержать экранопланы

                  Сейчас никак,у нас их просто нет,а раньше планировали различные виды огневой поддержки,покапайтесь в звезде ,там многое на эту тему.
                2. транжира 24 сентября 2012 17:17
                  Цитата: ДИМС
                  И как десант могут поддержать экранопланы?

                  Дмитрий, программа экранопланов была свернута на ранних стадиях, а потому не было оснащения техники различными видами вооружений, также не было концепции использования экранопланов в различных БД. Вспомним первую мировую и как пилоты бипланов бросали в ручную бомбы и друг в друга чуть ли не из револьверов стреляли и смотрите ВМВ (уже все виды авиации работали) и дальше больше... Потому сейчас трудно рассуждать, но можно представить их вооруженность и сферу применения, но то что они бы не были лишними это 100% hi
                  транжира
                  1. ДИМС 24 сентября 2012 17:27
                    А зачем? Коммерческое применение- может быть. Пассажиров возить. Но в остальном?

                    А вот на корабли вроде "Санума" с его двухрежимностью собирались довольно активно развивать.
                    Следующим на очереди был противолодочный корабль для охраны ближней морской зоны с вертолётным ангаром, затем десантного корабля, тральщика, затем большого противолодочного для дальней морской и океанской.

                    http://old.nationaldefense.ru/1437/1440/index.shtml?id=2330
                    ДИМС
                    1. Konrad 25 сентября 2012 20:24
                      Цитата: ДИМС

                      А зачем? Коммерческое применение- может быть

                      Экраноплан "Лунь" - ударный ракетоносец , 6 ракет " Москит", скорость 500км/час. Стоит , ржавеет в Каспийске. Десантный экраноплан " Орленок" - Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними. Пассажиров возить ???
                      Konrad
          2. ДИМС 24 сентября 2012 17:05
            А причём здесь экранопланы вообще? И уж тем более непонятно, каким образом их можно противопоставить довольно таки перспективным скеговым кораблям.
            ДИМС
            1. bazilio 24 сентября 2012 20:20
              Как это часто бывает- статья про Самум, в комментах про имбицилов и экранопланы)) Экранопланы для зачистки берега и темболее для поддержки десанта на мой взгляд малопригодны.

              СимонБоливар- Лучше быть серым,это хоть немного отличает от племени имбицилов.
              Безосновательное поливание грязью оппонентов- это крайне конструктивный способ ведения дискуссий, по- взрослому! А аргументированно излагать свою точку зрения, да еще без оскарблений- это так, для детей старшего дошкольного возраста )))
              1. REPA1963 24 сентября 2012 22:10
                Экранопланы в СССР задумывались как средства доставки и поддержки десанта,всё таки 700км в/час....это несколько разные суда с катамараном,насколько я понимаю......
                REPA1963
                1. bazilio 28 сентября 2012 08:08
                  да, задумывались. каким оружием экраноплан может поддержать высадившиеся войска? Все преимущество экраноплана- скорость. А поддержка десанта при высадке и захвате прибрежной полосы- занятие не столь подвижное, следовательно средства поддержки должны дрейфовать возле побережья, а для этого скорость не столь важна, важно наличие средств поддержки- артиллерия, ракетное вооружение, пво... вот теперь ответьте как экраноплан будет поддерживать десант? нарезать круги в районе высадки? или просто плавать на месте? если плавать- где размещать вооружение и сколько его можно разместить на экраноплане? А по сему- экраноплан идеален для доставки десанта/груза либо как "корабельный истребитель"
            2. Konrad 25 сентября 2012 20:29
              "Лунь"
              Konrad
  4. Lazer 24 сентября 2012 10:02
    Прекрасный фоторепортаж, очень понравился.
    Видно что аппарат, достаточно древний. Какие перспективы развития этого класса судов, вот что интересно.
    1. saturn.mmm 24 сентября 2012 11:06
      Цитата: Lazer
      Видно что аппарат, достаточно древний.

      Корабль среднего возраста, почти с 1993 года. Для акватории Черного моря подходит как нельзя лучше, земноводный, если что может и на берегу за горой спрятаться.
      1. СтарыйСкептик 24 сентября 2012 13:51
        Цитата: saturn.mmm
        земноводный, если что может и на берегу за горой спрятаться.


        Должен Вас разочаровать.
        Этот корабль не земноводный, он не может выходить на берег, т.к. корпус не приспособлен для наземного хода (юбка не по всему периметру), и отсутствуют воздушные маршевые двигатели.

        На воздушной подушке он движется, опустив в воду вины (те самые колонки, с тандемными винтами), это очень интересное конструктивное решение (КПД силовой установки выше).
        СтарыйСкептик
  5. Rus_87 24 сентября 2012 10:45
    Хороший корабль! Улыбнула надпись на артустановке "При вращении не ходить" из ленолиума по ходу вырезали=)))
  6. keylogger 24 сентября 2012 11:42
    Ай какая мняшка :)))
    Надо большееееееееееее такииииих!!!!!!
    keylogger
  7. viruskvartirus 24 сентября 2012 12:08
    Машина очень красивая, не раз видел....и с очень суровым вооружением ( Москит таки ! инерциальная навигационная система, радиовысотомер и активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения, скорость 2,8 М, масса взрывчатого вещества: 150 кг. Предназначена для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн). По статье "что позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет" вот это сомнительно и назначение АК-176 не только в стрельбе по ракетам ).
    1. SimonBolivar 24 сентября 2012 16:47
      Этот
      SimonBolivar
  8. Оптимист 24 сентября 2012 12:42
    Одним словом, шикарный проект!!!!!!!! А кто знает, предполагается ли модернизация в будущем?
    Оптимист
  9. Виктор 24 сентября 2012 13:02
    В 2004 году имел счастье быть приглашённым в гости командиром "Самума", капвторангом Владимиром Матюхиным. Спасибо Владимиру, дал возможность ознакомиться с кораблём и выйти в море. Впечатления самые лучшие. Машина просто уникальная и по составу вооружения и по ходовым характеристикам. Брони правда практически нет, одни дюралевые сплавы, но у него и задачи другие. Подскочил, ракетный удар и на полном ходу обратно тикать. По словам спецов-вооруженцев, предусмотрено оснащение "москитов" специальной боевой частью, для возможного удара по фортификациям двух известных черноморских проливов, что на балансе у члена НАТО.
    Жалко, что проект ограничился двумя кораблями.
  10. Шибко умный 24 сентября 2012 14:02
    Прочитал статью. Впечатление двоякое. Красивые интересные фотографии, рассмотрены ТТХ, ракеты приличные... НО: автор как-то не заметил, что данный корабль не является судном на воздушной подушке!!! В данном корабле реализована скеговая конструкция с частичным динамическим поддержанием. Именно так!!! В отличие от судна на воздушной подушке данный корабль является водоизмещающим и в качестве движителя у него используются гребные винты. Винты не простые - суперкавитирующие с лопостями с откидкой, НО гребные винты. Суда на воздушной подушке на ходу летят над водой, практически не касаясь ее "юбкой" и в качестве движителя используют воздушные винты. В кораблях этого типа воздух поддувается между скегами, что позволяет существенно уменьшить погружную часть корпуса, снизить сопротивление воды и тем самым повысить скорость.
    Упомянутые в статье "Зубр" и др. являются действительно кораблями на воздушной подушке и, в отличие от "Самума", по пологому скату выходят на берег и там "паркуются"! Их базирование осуществляется на берегу!
    Последняя из экспериментальных моделей данного корабля "Икар" испытывалась на "Алмазе" до 80 годов. Ходила хорошо, и мы показывали на ней на испытаниях 45 узлов.
    1. RJN 24 сентября 2012 15:13
      Очень правильная поправка. Сам хотел написать, но я не такой специалист, что бы так описать. Когда-то на Днепре скеговые "автобусы" ходили.
      RJN
  11. biglow 24 сентября 2012 14:06
    надеюсь все понимают что такое спец боевая часть.Несмотря на безьядерный статутс малоросии ,говорят что на хранении в севасте такие боеприпасы имеются , у ЧФ естественно
    biglow
  12. tan0472 24 сентября 2012 15:53
    Два вопроса.
    1) Сколько корабль может пройти без дозаправки.
    2) Зачем ящик для использованных конвертов.
  13. sergant89 24 сентября 2012 18:58
    Всю юность прожил на Каспии не один десяток раз приходилось видеть экранопланы идущие над морем(кто-то о Каспии говори как т о луже пусть хотя бы на эту лужу в живую глянут ничем от черного моря не отличается,только экология в десятки раз лучше),вот это была красота рев турбин,радуга в лучах брызг и бешеная скорость ,а были варианты с ракетами,но даже эти катамараны очень даже не плохи ,но интересно сколько их у нас
    .
  14. Андрей 24 сентября 2012 20:10
    Спасибо автору за статью и особенно спасибо за фотографии!
    1. REPA1963 24 сентября 2012 22:12
      За такие фото в наше время тюрьма или дисбат.....
      REPA1963
      1. biglow 25 сентября 2012 09:49
        REPA1963,
        на корабли и сейчас не всех пускают ,автор фото известный севастопольский блогер ,с хорошими связями в штабе ЧФ РФ
        biglow
      2. mitya 25 сентября 2012 10:02
        За такие фото в наше время тюрьма или дисбат.....

        А за что тюрьма-то?
        Секретного ничего не выложили.
        mitya
  15. Megatron 19 октября 2012 18:07
    из ленолиума по ходу вырезали=)))

    Да и линолеум в рубке, очень по-домашнему! drinks
  16. sumcream56 10 сентября 2013 11:18
    В настоящее время экраноплан-ракетоносец «Лунь» находится на консервации с перспективой превращения в лучшем случае в памятник, в худшем –его просто разрежут на металлолом. В то же время в строю находятся корабли на воздушной каверне типа «Сивуч» («Бора» и «Самум»).Сравним боевые качества двух этих изделий.
    1. Главный калибр: у обоих кораблей он одинаков –это противокорабельные ракеты ЗМ-80 «Москит». «Бора» несет 8 (восемь ракет), «Лунь» -6 (шесть). Но максимальная скорость «Боры» -55 узлов (102 км/час), а у «Луня» от 450 до 500 км/час (по разным источникам).. То есть обладая большой скоростью в 4,4 раза, Лунь за одинаковый период времени может доставить (учитывая время до базы и обратно и загрузку оружия) в 1,5 (в полтора раза ) большее количество ракет.
    2. Дополнительное вооружение: у «Луня» 2 двух-ствольных пушки калибра 23 мм, у « Боры» -2×4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80)
    1×2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет), одна - 76-мм артустановка АК-176. 2×6 30-мм артустановки АК-630. Вроде бы «Бора» здесь эффективнее. Однако ничто не мешало усилить вооружение «Луня» зенитным ракетным комплексом. Боевая масса комплекса с ракетами (20 штук) –это примерно 10 тонн, то есть при грузоподъемности «Луня» в 138 тонн его размещение не представляло большой проблемы.
    3. Трудозатратность: экипаж « Луня» -11 человек, «Боры» - 68 человек.
    4. Дальность хода: у « Луня» -2000 км, у «Боры» -на 45 узлах -800 миль (1482 км), на 12 узлах -2500 миль (4650 км). Но при скоростном режиме «Лунь выигрывает» у «Боры» в 1,4 раза, тем более, что на Черном море или Балтийском море некуда ходить на 4,5 тыс. км.
    5. Энергетическая (топливная) экономичность. Рассмотрим затраты энергии в кВт/час на доставку 1 одной ракеты «Москит» на расстояние 1000 км. У «Боры» мощность двигателей -2 ГТУ М10−1 по 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках) 2 дизеля экономичного хода М-511А 20000 л.с.( на 2 винта); 2 дизеля М-504 на 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы), то есть на полном ходу мощность двигателей составляет 78600 л.с. или 57,8 тысяч кВт, то есть на доставку 1 ракеты при скорости 55 узлов на 1000 км потребуется затраты энергии в 69,5 тыс.квт-часов. У «Луня»» мощность двигателей -8 ТРД по 13000 кг тяги; это эквивалентно (Согласно Письму Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N КР28/150ГА) 57,6 тысяч кВТ, то есть на доставку 1 ракеты при скорости 450 км/час на 1000 км потребуется затраты энергии в 21,25 тыс.квт-часов, то есть в 3,27 раз меньше, чем у «Боры».
    6. Мореходность у «Луня» на экране 5-6 баллов, при высоте полета на экране до 5 метров. У « Боры» формально мореходность -8 баллов, но скорость хода до 55 узлов достигается при высоте волн не более 2 м, а при волнении 5 баллов (волна 3,5 м) – не более 40 узлов. Однако «Лунь» в экспериментальных полетах переходил на режим «подскока» (свободного полета), поднимаясь до высоты 100 метров. Исходя из этого «Лунь» не имел ограничений по мореходности.
    sumcream56

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня