Плавающий бронетранспортер БТ-3Ф: испытания перед серией

31

Несколько лет назад был впервые представлен перспективный плавающий бронетранспортер БТ-3Ф. Этот образец был создан на базе боевой машины пехоты БМП-3 и предназначался для подразделений морской пехоты или сухопутных войск. К настоящему времени бронетранспортер прошел часть необходимых испытаний, и прямо сейчас завершаются очередные подобные мероприятия. Кроме того, сообщается о готовности к будущему производству.

Всесторонняя проверка


Решение о создании нового БТР на базе БМП-3 было принято в начале прошлого десятилетия, и курганское Специальное конструкторское бюро машиностроения приступило к работам. Премьера опытной машины БТ-3Ф состоялась через несколько лет на форуме «Армия-2016». Затем началась подготовка к испытаниям.



В феврале 2019 г. руководство СКБМ сообщило о начале ходовых испытаний. В течение нескольких следующих месяцев, до осени того же года, опытный БТ-3Ф должен был показать свои ходовые характеристики и их соответствие техническому заданию. В том же году стало известно, что министерство обороны проявляет интерес к новой бронемашине, однако требует повысить ее огневую мощь.

Теперь стало известно о проведении и скором завершении очередного этапа проверок. 8 февраля агентство ТАСС со ссылкой на пресс-службу госкорпорации «Ростех» сообщило, что БТ-3Ф находится на стадии предварительных испытаний. Они начались более года назад и приближаются к своему окончанию.

В ходе предварительных испытаний БТ-3Ф показал все основные характеристики, был испытан стрельбой и подтвердил устойчивость к различным факторам, в т.ч. к средствам поражения. Также прошли испытания на морском полигоне, подтвердившие требуемые водоходные качества. Как скоро завершится текущий этап испытаний, и какие проверки еще предстоит пройти бронемашине, не уточняется.


Параллельно с испытаниями осуществлялась подготовка производства. «Курганмашзавод» готов начать сборку новой техники практически сразу после получения заказа. Минобороны пока не размещало контракты на БТ-3Ф, но разработчики и производители рассчитывают на их появление.

На существующей платформе


Бронетранспортер БТ-3Ф представляет собой глубоко переработанный вариант серийной БМП-3. Проект предусматривает серьезное изменение конструкции и оснащения при одновременном сохранении ряда агрегатов. За счет этого сохраняется высокая степень унификации с серийным образцом и обеспечивается эффективное решение новых задач при получении высоких характеристик.

Основные изменения в проекте БТ-3Ф затронули существующий бронекорпус. Вместо подбашенного листа на нем разместили новую надстройку достаточной высоты. С ее помощью на месте бывшего боевого и десантного отделения организовали крупный отсек на 14 мест. Посадка и высадка осуществляются через кормовые люки, почти как на БМП-3. Командир и водитель по-прежнему располагаются в носу корпуса и имеют собственные люки.

Прочие элементы корпуса почти не изменились. Также остались прежними силовая установка на основе дизеля УТД-29М и ходовая часть с торсионной подвеской. За счет этого ходовые качества остались на прежнем уровне. Сохранены водометные движители для плавания – ключевой функции новой машины.

В исходной комплектации БТ-3Ф нес дистанционно управляемый боевой модуль под пулемет нормального или крупного калибра. Также были сохранены два курсовых пулемета, характерные для БМП-3. Сообщалось, что такой состав вооружения не устроил российское Минобороны. В связи с этим СКБМ намеревалось разработать новый комплекс вооружений с 30-мм автоматической пушкой.


На форуме «Армия-2021» впервые показали арктический вариант бронетранспортера. Он отличается использованием более широких гусениц, уменьшающих удельное давление на грунт, а также несет дополнительный отопитель для обитаемых объемов. Для улучшения ситуационной осведомленности предусмотрен собственный беспилотник-квадрокоптер.

Универсальный образец


Плавающий бронетранспортер БТ-3Ф имеет ряд характерных особенностей и преимуществ, представляющих большой интерес с точки зрения эксплуатации и применения. Благодаря им машина имеет высокий потенциал и способна найти свое место в разных родах войск. Ее способности и возможности будут полезны как для сухопутных войск, так и для морской пехоты.

Ключевой особенностью БТ-3Ф является возможность плавания с высокими характеристиками. Ее предлагается использовать как для преодоления водных преград без сторонней помощи, так и при осуществлении морских десантов. В последнем случае бронетранспортер способен максимально реализовать весь свой потенциал и преимущества перед другими образцами бронетехники.

Очевидные преимущества технического и эксплуатационного характера дает унификация с БМП-3. БТР и БМП с близкими характеристиками могут работать в одних порядках на суше и на воде. При этом машины разных типов должны решать отличающиеся задачи, что дает очевидные преимущества тактического характера.

Новый гусеничный БТР выгодно отличается от существующих колесных машин аналогичного назначения. Он имеет более мощное бронирование, а гусеничный движитель обеспечивает улучшенную проходимость. Кроме того, БТ-3Ф перевозит большее количество бойцов и обеспечивает их безопасное спешивание через корму. Вооружение БТР разных типов, в зависимости от модификаций, в целом сопоставимо. Однако плавающий БТ-3Ф несет дополнительные курсовые пулеметы, которые дают заметный прирост огневой мощи.

Заказы и производство


БТ-3Ф создавался как для отечественной армии, так и для иностранных заказчиков. Более того, уже найден первый покупатель и получен первый контракт на серийное производство. Также ожидается дополнительный заказ на большее количество бронемашин.


Стартовым заказчиком новых БТ-3Ф стала Индонезия. На вооружении ее морской пехоты давно состоят машины БМП-3Ф, и предполагается развивать парк подобной техники. С этой целью в апреле 2019 г. был подписан контракт на поставку 22 боевых машин пехоты и 21 плавающего бронетранспортера. Общая стоимость машин БТ-3Ф составила 67,2 млн долл. США.

Передача готовой техники ожидалась в ближайшие годы, но новости такого рода пока не появлялись. Вероятно, производство серийных БТ-3Ф еще не начиналось из-за продолжающихся испытаний. Тем не менее, как сообщается, производственные мощности уже готовы к серии.

В марте 2020 г. стало известно, что Минобороны Индонезии планирует сделать еще один заказ на российскую бронетехнику. Оно выделило 286 млн долл. для приобретения новой партии из 79 бронетранспортеров БТ-3Ф. По результатам этого контракта общее количество новых машин должно было достигнуть 100 ед. Однако, по неизвестным причинам, соглашение до сих пор не подписано. Возможно, индонезийская сторона ожидает завершение выполнения первого контракта, и затем заключит новый.

Ранее сообщалось, что российское военное ведомство тоже заинтересовалось плавающим БТ-3Ф, но его не устроила базовая комплектация, а именно вооружение. СКБМ планировало создать вариант с повышенной огневой мощью и вновь предложить его Минобороны. Судьба такого проекта пока остается неизвестной. После тех сообщений на выставках появлялись только образцы с пулеметным вооружением.

Решит ли российское Минобороны закупать БТ-3Ф, пока не ясно. Однако последние новости о проведении испытаний дают повод для оптимистичных прогнозов. Если бронетранспортер справится со всеми проверками, его могут заказать и для российской армии. Такая техника имеет ряд преимуществ и будет полезной для наших вооруженных сил.

На стадии испытаний


Согласно последним новостям, перспективный бронетранспортер БТ-3Ф все еще находится на стадии испытаний. Однако мероприятия продвигаются вперед, и один из основных этапов близок к своему завершению. Это приближает момент запуска серийного производства в интересах тех или иных заказчиков.

Уже имеется заказ на два десятка серийных бронетранспортеров, а также ожидается новый, еще на 79 ед. При этом все БТ-3Ф пока будут отправляться за границу. Будут ли строиться такие машины для нашей армии, неизвестно. Однако организации-разработчики выразили готовность выполнить ее требования и разрабатывают усовершенствованные варианты проекта.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    10 февраля 2022 04:30
    Уж очень похош на дедушку БТР-50?
    1. +9
      10 февраля 2022 05:15
      Цитата: andrewkor
      Уж очень похош на дедушку БТР-50?

      Согласен, в данном случае рационализм победил эстетику. Оде машины переработка боевых (БТР-50 - ПТ-76), а герой статьи - БМП-3.
      И тут в глаза бросаются детали. БТР-50 более законченная разработка. Он мог на себе перевозить грузы, артиллерию и внедорожники (если не ошибаюсь до двух тонн). Поляки до сих пор его юзуют в береговых подразделениях.
      1. +1
        10 февраля 2022 16:11
        Цитата: Коте пане Коханка
        И тут в глаза бросаются детали. БТР-50 более законченная разработка. Он мог на себе перевозить грузы, артиллерию и внедорожники (если не ошибаюсь до двух тонн).

        А это в версии с крышей (ПК) или без?
        1. +2
          10 февраля 2022 16:56
          Наверное, всё-таки первые модификации с аппарелями.



          Но и на ПК возили, все что позволяла весовая нагрузка.
      2. +1
        10 февраля 2022 23:19
        Влад, добрый вечер!))
        Так ведь только что была статья об этой машине, писать, что ли, больше не о чем?
        1. +2
          11 февраля 2022 16:24
          Цитата: Морской Кот
          Влад, добрый вечер!))
          Так ведь только что была статья об этой машине, писать, что ли, больше не о чем?

          Вечер добрый Дядя Костя. Это кредо Автора, сначала статья публикуется в новостях потом перетекаете в рубрику вооружение.
          В прочем, у меня бан за критику подобных вывертов до сих пор висит.
          1. +1
            11 февраля 2022 18:35
            у меня бан за критику подобных вывертов до сих пор висит.


            У меня два, ну и чёрт с ними. drinks
  2. +1
    10 февраля 2022 04:45
    Кирилл,что значит,"способен передвигаться по воде с высокими характеристиками "?Он разгоняется до 50узлов?Способен плыть с такой скоростью хоть боком,хоть задом наперёд???
    1. 0
      10 февраля 2022 05:57
      Там не в скорости дело а в дальности и динамике например загоризонтной высадки на них. Все таки надо понимать что для МП такая техника гораздо больше подходит чем та что есть сейчас.
      1. +5
        10 февраля 2022 06:19
        Я может чего-то забыл, но как БТ-3Ф влияет на за горизонтную высадку? У нас практически не осталось МДКВП, а сход на плав с БДК из-за " горизонта" на любой бронетехнике это полный " аллес капут".
        1. -4
          10 февраля 2022 06:38
          ТТХ тем не менее должны соотвествовать. Ведь те же ВДВ тоже по назначению применить мало шансов. Но возможность такую они должны иметь. Так же и с МП. Тем более я сказал сразу-например. Мореходность и прочее если хотите
          1. +1
            10 февраля 2022 09:12
            Мореходность и прочее если хотите


            Мореходность и непотопляемость обычно достигается бочкой солидола) Кстати почему то на образце не видно. Образец потому что!
            [center]
    2. +6
      10 февраля 2022 06:28
      Цитата: Бережливый
      Кирилл,что значит,"способен передвигаться по воде с высокими характеристиками

      Есть такая характеристика - "мореходность", его предшественник, БТР-50 мог совершать заплыв при шторме в четыре балла, не каждый катер на такое способен, думаю, что у этого БТР мореходность не ниже
      1. +3
        10 февраля 2022 17:01
        Поляки, закрыли свои машины по кругу железом, поставили башню и установили воздухозаборники.
  3. +1
    10 февраля 2022 06:20
    Зрада!
    Хде -
  4. 0
    10 февраля 2022 06:43
    Похож на угловатый Stug . Наверное в производстве легче, такая коробочка? Не пойму зачем такие обводы корпуса.
  5. +3
    10 февраля 2022 07:22
    ... Интересно....
  6. -1
    10 февраля 2022 10:00
    Странно как-то, ни одной бойницы для самооборонны.
    1. +2
      10 февраля 2022 17:04
      Цитата: wlkw
      Странно как-то, ни одной бойницы для самооборонны.

      Зачем? Чтоб иметь больше шансов утопнуть из-за срочника возжелавшего курнуть?
  7. +4
    10 февраля 2022 14:22
    Уже имеется заказ на два десятка серийных бронетранспортеров, а также ожидается новый, еще на 79 ед. При этом все БТ-3Ф пока будут отправляться за границу. Будут ли строиться такие машины для нашей армии, неизвестно.

    Трудно в этом было сомневаться, БМП-3Ф так же сперва поставляли Индонезии. Это же святое, бабосы зарабатывать, своя армия подождёт. Хорошее дело и чудо-проекты пропихивать, БММП, например. Чего стоит загоризонтная высадка, действия в шхерах, скорость на воде в 37 км/час.
    Вдохновитель темы, надо понимать, американская EFV (Expeditionary Fighting Vehicle, - экспедиционная боевая машина).


    Американский плавающий мастодонт не был доведён и проект закрыли ввиду неприемлемой стоимости.
    Кроме того, свою скорость на воде в 46 км/час EFV достигал благодаря выходу на глиссирование, которое возможно только при относительно спокойном море.

    Интересно, что при разработке БММП особо уже и не напрягает, пригоден ли он на экспорт, где у нас средства для загоризонтной высадки, и нужна ли она вообще по нашим задачам и возможностям. Зато, как и с "Армата", аппарат сразу назначили "платформой", разрабатывая по "коту в мешке" и целое семейство техники на этой базе, не принятой на вооружение, никак себя не зарекомендовавшей, не освоенной промышленностью, и, надо понимать, не дешевой. Кстати, как и у янки с EFV, максимальная скорость на воде достигается на глиссировании.

    Почему БМП-3Ф так долго шла к морпехам, БТ-3Ф тоже не торопится? Будем, видимо, ждать пришествия этого "загоризонтного" чуда с глиссированием.
  8. +1
    10 февраля 2022 17:45
    smile осталось только включить мозХ и сделать этот БТР не на базе классической БМП-3 а на базе БМП-3"Драгун" -- БМ с передним расположением МТО. Что бы высадку/посадку десанта можно было производить под прикрытием корпуса машины да и просто не устраивая цирк с конями когда надо перевезти какой-либо груз внутри БТРа. Раненых например...
    ЗЫ: 14! человек десанта? -- они там сидят как в БТР-50, в четыре ряда что ли? Как кильки в банке...
    1. 0
      10 февраля 2022 21:06
      кстати, вот;
      https://www.youtube.com/watch?v=VNuDdZfRcjA&ab_channel=ПАОКурганмашзавод
  9. +3
    10 февраля 2022 18:46
    И опять усилить вооружение. И опять 30 мм. Балкан на ДУМ и 7,62 × 54. Максимум. Больше не нужно.
  10. +4
    10 февраля 2022 19:04
    Ни слова за скорость на воде, нет данных мореходности в волнение, нет информации за планируемый усиленный модуль. Статья из разряда высосать из пальца.
    1. +1
      10 февраля 2022 22:10
      Разработчик заявляет мореходность БТ-3Ф в 3 балла
      Скорость на плаву - 10 км/час
      Предлагают ставить дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулеметом и кондиционер
      1. +1
        10 февраля 2022 23:35
        Вот почему то это вы написали, а не автор статьи.... И да, эту информацию и я знаю.
      2. +1
        12 февраля 2022 12:58
        Сама концепция машины очень удачная:
        - лучшее чем у БТР-50 бронирование;
        - лучшая чем у БМП-1/2 ходовая, без раскачивания, характерного для компоновки с передним расположением двигателя;
        - большая вместимость, позволяющая пересадить десант с неисправных или, к примеру, с подорвавшихся на минах машин;
        - удобная штатная машина для пулеметно-гранатометного взвода.
        Но, ограничиваться, для столь вместительной машины, пулеметом странно. Что это за увлечение такое, плодить машины для обоза? Даже БТР-80, и тот имел хотя бы 14,5-мм пулемет. Самым соразмерным, стало бы размещение 23-мм пушки, но МО, скорее всего, не устраивает разносортица по боеприпасам. Отсюда и требование по установке 30-мм пушки, которая хоть и будет смотреться, как на корове седло, но кардинально усилит огневую мощь.
  11. 0
    12 февраля 2022 17:49
    "пулемёт нормального или крупного калибра"
    По прочтении возник ряд вопросов.
    1. Крупный калибр - ненормальный???
    2. "нормальный калибр" - это какой?
    1. +1
      16 февраля 2022 15:04
      К нормальному калибру soldier относятся пулеметы, которые могут переноситься бойцами нормального request или тщедушного sad телосложения, то есть пулеметы калибра 7,62-мм. Более крупные пулеметы, доступные к переноске лишь бойцами крепкого телосложения fellow относятся к крупнокалиберным, то есть "ненормальным" belay
  12. 0
    12 августа 2022 09:21
    Ну давайте по накатанной сразу, чтобы сэкономить место в комментариях:
    1. Увеличить огневую мощь (7.62 мало? ->12,7 мало? ->30 мало? -> -> -> 125 мало? -> 152 мало?-> 203 мало? -> всевозможные птуры/птрк/беспилотники)
    2. Улучшить бронирование (противопульное, противоосколочное, противоминное, противотанковое, противоядерное итд)
  13. 0
    1 января 2023 23:08
    Водометные движетели оставили те же, значит скорость на воде будет та же и в чем тогда смысл?