Military Review

Radar "Don-2N" in the process of development

17

"The eighth wonder of the world" from the Moscow region


One of the main elements of the missile defense system in Moscow and the Central Industrial Region is the Don-2N multifunctional radar station. This object is often called the eighth wonder of the world - both because of its shape, reminiscent of another world landmark, and because of its high performance and wide possibilities. In addition, the radar has recently been upgraded, which improved its parameters and allowed it to continue uninterrupted duty.

Strategic Object


The project of a promising stationary radar for use in the strategic missile defense of the capital region has been developed since the late sixties. He was faced with particularly difficult tasks, for the solution of which he had to concentrate the efforts of several industries. Thus, the new facility required radar equipment with outstanding range and altitude indicators, as well as a computer system with the highest performance.

By the mid-seventies, all the necessary technologies and solutions were found, which eventually led to the appearance of the final version of the project called Don-2N. In 1978, on a given site in the Moscow region, the construction of a future "combat" station began. An experimental version of the station was deployed at the Sary-Shagan training ground.

Radar "Don-2N" in the process of development

Radar in the final stages of construction

Construction, adjustment, fine-tuning and other processes continued until the end of the eighties. In 1989, the station was accepted into service. After the necessary preparation and a number of important events, in 1996, the Don-2N radar in its basic configuration took up combat duty. The personnel of the 9th missile defense division, which is part of the 1st air defense and missile defense army of the Aerospace Forces, is responsible for its operation.

Since then, the station has been constantly monitoring the situation in the air and near space and tracking a variety of objects. In the event of a full-scale conflict, it will have to detect an enemy missile attack in time, as well as ensure that anti-missiles are aimed at incoming warheads. In order to maintain and improve skills, various trainings and exercises are regularly conducted, both for Dona-2N crews and for the entire Moscow missile defense system.

In the process of modernization


A few years ago, it became known that a deep modernization of the station was being carried out in order to improve technical and operational characteristics. The project provided for the gradual and consistent replacement of various blocks of radio-electronic equipment with modern samples made on the actual element base. Receiving and transmitting equipment and computing facilities went under the replacement. It is important that the modernization was carried out without removing the radar from combat duty. Despite the successive updating of various elements, Don-2N continued to work.

In January last year, the Ministry of Defense announced the completion of the modernization of the transmitting and receiving parts of the radar. At that time, the station was being prepared for testing in a new configuration. Such events were to be completed in the near future, but the exact timing of the tests was not called.


Recent ones news about the modernization of the missile defense system were received at the end of January. This year, the 9th Anti-Missile Defense Division is celebrating its 60th anniversary, and in connection with this event, the Krasnaya Zvezda newspaper published an interview with the division commander, Major General Sergei Grabchuk. He said that work on the deep modernization of Moscow's missile defense system would be completed in the near future. In fact, a new defense system will take up combat duty, corresponding to the challenges of the foreseeable future.

Unfortunately, the division commander did not disclose up-to-date information on the modernization of the Don-2N radar, which was previously being prepared for testing. In addition, the role of this station in the updated configuration of the missile defense system is not specified. Perhaps this kind of information will be revealed later.

Technical features


"Don-2N" is a stationary all-round radar capable of monitoring the situation in the air and in near space. The station is also responsible for controlling missile defense firing systems and guiding interceptor missiles. The radar is designed to solve a number of complex tasks, which led to the formation of a special look and composition of equipment.

Externally, the Don-2N radar is a structure in the form of a truncated pyramid measuring approx. 140x140 m, more than 30 m high. Apparently, there is also an underground part, the dimensions of which cannot be estimated. On the inclined surfaces of the pyramid there are fixed active phased arrays - they are covered with radio-transparent round covers with a diameter of approx. 18 m


According to known data, the station operates in the centimeter range. The design and placement of the APAA provide a circular view in azimuth within a wide range of elevation angles. In the basic configuration, the radiated pulsed power of the station reached 250 MW. The detection and tracking of missile warheads at a distance of 3700 km was ensured. The detection of other targets, depending on their parameters, was carried out at altitudes up to 40 thousand km. During one of the experiments, the station spotted a metal ball with a diameter of 50 mm from a distance of 500-800 km.

Data processing was initially carried out by the Elbrus-2 computer. Such a supercomputer could track about a hundred different targets and separate warheads and decoys. Elbrus-2 also developed commands for firing systems and provided guidance for anti-missiles - up to dozens in one salvo.

Previously, it was repeatedly reported that the modernization of the radar will affect the actual radar facilities and computing power. The station was equipped with modern devices and units with improved performance, as well as with reduced dimensions and reduced power consumption. All this made it possible to optimize the performance and operational characteristics of the radar.

However, the exact composition of the new equipment and the resulting increase in parameters were not disclosed. Apparently, now the Don-2N can detect targets at a greater distance and with improved accuracy, as well as calculate routes faster and better and provide data to fire weapons.


Promising anti-missile. "Don-2N" will manage such products

It should be recalled that the modernization of the Don-2N station was carried out in parallel with the further development of other means of anti-missile defense and attack prevention. This means that the radar must effectively interact with all old and new missile defense components. In particular, now she will have to work in the same network with other stations for various purposes and form an overall picture.

In the course of general missile defense modernization programs, the development of firing systems is carried out. Thus, the existing anti-missile was modernized, and soon a new model will be put into service. It is also expected that fundamentally new anti-missile and anti-satellite defense missiles will appear. Apparently, these weapons will again be controlled by Don-2N.

Service continues


Combat duty of the Don-2N multifunctional radar has been going on for more than a quarter of a century. Currently, measures are being completed to modernize it and extend its service life, thanks to which it will be able to continue working in the future, for a long time. The station, together with other modern radars, will monitor the situation in the surrounding space and timely identify potential threats, as well as respond to them in accordance with its functions.

It should be noted that the modernization of the Don-2N station is not the only current measure towards the development of strategic missile defense. In parallel, the construction of new radar stations is being carried out, promising anti-missiles are being developed and tested, etc. All this means that missile defense will continue to improve and increase its capabilities - with clear positive consequences for national security.
Author:
Photos used:
Ministry of Defense of the Russian Federation, FAS
17 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Expert2017
    Expert2017 14 February 2022 07: 01
    0
    Star Wars Reality
  2. moscowp
    moscowp 14 February 2022 08: 28
    +1
    Yeah, the modernizers of computing power had something to do ... I hope they give some kind of award to the guys
  3. tralflot1832
    tralflot1832 14 February 2022 08: 45
    0
    The Pentagon is carefully studying the comments to the article.
    1. Split
      Split 14 February 2022 11: 40
      +5
      Well, yes, we have a herd of specialists in this area running around wassat
      1. jdev
        jdev 14 February 2022 18: 47
        +3
        I agree, the article is amazing, the information content goes off scale
    2. Old Michael
      Old Michael 14 February 2022 19: 47
      0
      Unfortunately, the division commander did not disclose up-to-date information on the modernization of the Don-2N radar, which was previously being prepared for testing.

      sighed sadly, rubbing his sore eyes, the CIA analyst... crying
  4. Shuev
    Shuev 14 February 2022 12: 40
    +4
    Edro "Skynet" - system "Perimeter" - "Judgment Day"
    1. Charik
      Charik 14 February 2022 21: 25
      0
      The core of "Skynet"
  5. ares1988
    ares1988 14 February 2022 13: 17
    +2
    "The detection and tracking of missile warheads at a distance of 3700 km was ensured. The detection of other targets, depending on their parameters, was carried out at altitudes up to 40 thousand km." - but is it sure that her detection in range is an order of magnitude less than in height? Is there an extra zero in 40k km?
  6. itvs
    itvs 14 February 2022 14: 04
    +2
    An amazingly informative article. Gained a lot of new information.
    1. husband
      husband 14 February 2022 17: 27
      +1
      I support! Like all articles by this author, the article, in an unusually concise form, endowed us with a lot of information that we had not previously suspected. Many thanks to the author for his concern for saving readers' time in searching for such unique facts.
  7. Charik
    Charik 14 February 2022 21: 37
    -3
    Radar father (bomb mother), I wonder if anyone has something like that?
  8. DialogN
    DialogN 14 February 2022 22: 46
    +2
    The unique radar near Moscow was made in a single copy.
    Provides detection of warheads 9 minutes before their arrival.
    Just in time to warn the authorities so that they can hide in the bunker.

    Amers have a similar radar station in Dakota, next to their ICBM base.
  9. link
    link 15 February 2022 17: 25
    -1
    Author: "One of the main elements of the anti-missile defense system of Moscow and the Central Industrial Region is the Don-2N multifunctional radar station.
    Well, the fact that Moscow is understandable. The Central Industrial Region includes a lot of things around Moscow (12 regions from Yaroslavl to Bryansk from north to south, and from Vladimir to Smolensk from east to west), but St. Petersburg with its huge industrial potential is not included in the CPR. It remains to be hoped that after the modernization of the radar, Peter will also be covered.
  10. AC130 Gunship
    AC130 Gunship 19 March 2022 04: 58
    0
    In the late 70s - early 80s, something similar in the USSR was in the Narofominsk district of MO. There was such a fool with a height of 7-8 floors. The train stop was called "sewing factory" or something from this area.
    1. vignat21
      vignat21 April 18 2022 13: 39
      0
      Not exactly the same, both in design and purpose. The OPRTs, target channel locators (RKTs), product channel locators (RCI) and the anti-missiles themselves were based there. The same ones were based in Klin, Zagorsk.
  11. Zaurbek
    Zaurbek 5 May 2022 16: 26
    0
    And what computers are there now? Based on what processors?

Военное обозрение

РЛС «Дон-2Н» в процессе развития

17

"Восьмое чудо света" из Московской области


Одним из главных элементов системы противоракетной обороны Москвы и Центрального промышленного района является многофункциональная радиолокационная станция «Дон-2Н». Этот объект нередко называют восьмым чудом света – как из-за формы, напоминающей о другой мировой достопримечательности, так и по причине высоких характеристик и широких возможностей. Кроме того, недавно РЛС прошла модернизацию, которая улучшила ее параметры и позволила продолжать непрерывное дежурство.

Стратегический объект


Проект перспективной стационарной РЛС для использования в стратегической ПРО столичного региона разрабатывался с конца шестидесятых годов. Перед ним ставились особо сложные задачи, для решения которых пришлось сосредоточить усилия нескольких отраслей. Так, новому объекту требовались радиолокационные средства с выдающимися показателями дальности и высотности, а также вычислительный комплекс с высочайшей производительностью.

К середине семидесятых годов были найдены все необходимые технологии и решения, что в итоге привело к появлению окончательной версии проекта под названием «Дон-2Н». В 1978 г. на заданной площадке в Московской области началось строительство будущей «боевой» станции. Опытный вариант станции развернули на полигоне Сары-Шаган.

РЛС «Дон-2Н» в процессе развития

РЛС на завершающих стадиях строительства

Строительство, наладка, доводка и другие процессы продолжались до конца восьмидесятых годов. В 1989-м станцию приняли на вооружение. После необходимой подготовки и проведения ряда важных мероприятий, в 1996 г. РЛС «Дон-2Н» в базовой конфигурации заступила на боевое дежурство. За ее эксплуатацию отвечает личный состав 9-й дивизии ПРО, входящей в состав 1-й армии ПВО-ПРО Воздушно-космических сил.

С тех пор станция постоянно следит за обстановкой в воздухе и ближнем космосе и отслеживает разнообразные объекты. В случае полномасштабного конфликта она должна будет вовремя выявить ракетную атаку противника, а также обеспечить наведение противоракет на подлетающие боевые блоки. С целью поддержания и совершенствования навыков регулярно проводятся различные тренировки и учения, как для расчетов «Дона-2Н», так и для всей системы ПРО Москвы.

В процессе модернизации


Несколько лет назад стало известно о проведении глубокой модернизации станции с целью повышения технических и эксплуатационных характеристик. Проект предусматривал постепенную и последовательную замену различных блоков радиоэлектронной аппаратуры на современные образцы, выполненные на актуальной элементной базе. Под замену пошли приемно-передающая аппаратура и вычислительные средства. Важно, что модернизация осуществлялась без снятия РЛС с боевого дежурства. Несмотря на последовательное обновление разных элементов, «Дон-2Н» продолжал работу.

В январе прошлого года министерство обороны объявило о завершении модернизации передающей и приемной части РЛС. На тот момент станция проходила подготовку к испытаниям в новой конфигурации. Подобные мероприятия должны были завершиться в ближайшее время, но точные сроки проведения испытаний не назывались.


Последние новости о модернизации системы ПРО поступили в конце января. В этом году 9-я дивизия противоракетной обороны отмечает свое 60-летие, и в связи с этим событием газета «Красная Звезда» опубликовала интервью с командиром дивизии генерал-майором Сергеем Грабчуком. Он рассказал, что работы по глубокой модернизации ПРО Москвы будут завершены в ближайшее время. Фактически на боевое дежурство заступит новая система обороны, соответствующая вызовам обозримого будущего.

К сожалению, командир дивизии не раскрыл актуальную информацию по модернизации РЛС «Дон-2Н», которая ранее готовилась к испытаниям. Кроме того, не уточняется роль этой станции в обновленной конфигурации системы ПРО. Возможно, информация такого рода будет раскрыта позже.

Технические особенности


«Дон-2Н» представляет собой стационарную РЛС кругового обзора, способную следить за обстановкой в воздухе и в ближнем космосе. Также станция отвечает за управление стрельбовыми комплексами противоракетной обороны и наведение ракет-перехватчиков. РЛС призвана решать ряд сложнейших задач, что привело к формированию особого облика и состава оборудования.

Внешне РЛС «Дон-2Н» представляет собой сооружение в виде усеченной пирамиды размером ок. 140х140 м высотой более 30 м. По всей видимости, имеется и подземная часть, размеры которой оценить не удастся. На наклонных поверхностях пирамиды располагаются неподвижные активные фазированные решетки – они прикрыты радиопрозрачными круглыми крышками диаметром ок. 18 м.


По известным данным, станция работает в сантиметровом диапазоне. Конструкция и размещение АФАР обеспечивают круговой обзор по азимуту в пределах широкого диапазона углов места. В базовой конфигурации излучаемая импульсная мощность станции достигала 250 МВт. Обеспечивалось обнаружение и сопровождение головных частей ракет на расстоянии 3700 км. Обнаружение других целей, в зависимости от их параметров, проводилось на высотах до 40 тыс.км. В ходе одного из экспериментов станция засекла металлический шар диаметром 50 мм с расстояния 500-800 км.

Обработка данных изначально осуществлялась вычислительной машиной «Эльбрус-2». Такой суперкомпьютер мог сопровождать порядка сотни различных целей и разделять боевые блоки и ложные цели. Также «Эльбрус-2» вырабатывал команды для стрельбовых комплексов и обеспечивал наведение противоракет – до десятков в одном залпе.

Ранее неоднократно сообщалось, что модернизация РЛС затронет собственно радиолокационные средства и вычислительные мощности. На станции установили современные приборы и агрегаты с повышенными рабочими характеристиками, а также с уменьшенными габаритами и сокращенным энергопотреблением. Все это позволило оптимизировать тактико-технические и эксплуатационные характеристики РЛС.

Впрочем, точный состав нового оборудования и полученный прирост параметров не оглашались. По всей видимости, теперь «Дон-2Н» может засекать цели на большем расстоянии и с улучшенной точностью, а также быстрее и качественнее рассчитывать трассы и выдавать данные на огневые средства.


Перспективная противоракета. "Дон-2Н" будет управлять такими изделиями

Следует напомнить, что модернизация станции «Дон-2Н» осуществлялась параллельно с дальнейшим развитием других средств противоракетной обороны и предупреждения нападения. Это означает, что РЛС должна эффективно взаимодействовать со всеми старыми и новыми компонентами ПРО. В частности, теперь ей предстоит работать в одной сети с другими станциями разного назначения и формировать общую картину.

В ходе общих программ модернизации ПРО осуществляется развитие стрельбовых комплексов. Так, проведена модернизация существующей противоракеты, и скоро новый образец будет принят на вооружение. Также ожидается появление принципиально новых ракет противоракетной и противоспутниковой обороны. По всей видимости, этими вооружениями вновь будет управлять «Дон-2Н».

Служба продолжается


Боевое дежурство многофункциональной РЛС «Дон-2Н» продолжается уже более четверти века. Сейчас завершаются мероприятия по ее модернизации и продлению ресурса, благодаря чему она сможет продолжать работу и в будущем, в течение длительного времени. Станция вместе с другими современными РЛС будет следить за обстановкой в окружающем пространстве и своевременно выявлять потенциальные угрозы, а также реагировать на них в соответствии со своими функциями.

Следует отметить, что модернизация станции «Дон-2Н» не является единственной нынешней мерой в направлении развития стратегической противоракетной обороны. Параллельно осуществляется строительство новых РЛС, разрабатываются и проходят испытания перспективные противоракеты и т.д. Все это означает, что ПРО будет совершенствоваться и наращивать свои возможности – с понятными положительными последствиями для национальной безопасности.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны РФ, FAS
17 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Expert2017
    Expert2017 14 февраля 2022 07:01
    0
    Звездные воины наяву
  2. moscowp
    moscowp 14 февраля 2022 08:28
    +1
    Да уж, модернизаторам вычислительных мощностей было чем заняться… Надеюсь, награду какую-нибудь дадут парням
  3. tralflot1832
    tralflot1832 14 февраля 2022 08:45
    0
    В пентагоне внимательнийшем образом изучают коментарии к статье.
    1. Split
      Split 14 февраля 2022 11:40
      +5
      Ну да, у нас тут табуном спецы в данной области бегают wassat
      1. jdev
        jdev 14 февраля 2022 18:47
        +3
        Согласен, статья потрясает, информативность зашкаливает
    2. OldMichael
      OldMichael 14 февраля 2022 19:47
      0
      К сожалению, командир дивизии не раскрыл актуальную информацию по модернизации РЛС «Дон-2Н», которая ранее готовилась к испытаниям

      — грустно вздохнул, протирая воспалённые глаза, аналитик ЦРУ... crying
  4. Шуев
    Шуев 14 февраля 2022 12:40
    +4
    Едро «Скайнет» - система «Периметр» - «Судный День»
    1. Чарик
      Чарик 14 февраля 2022 21:25
      0
      Ядро "Скайнета"
  5. ares1988
    ares1988 14 февраля 2022 13:17
    +2
    "Обеспечивалось обнаружение и сопровождение головных частей ракет на расстоянии 3700 км. Обнаружение других целей, в зависимости от их параметров, проводилось на высотах до 40 тыс.км." - а точно у неё обнаружение по дальности на порядок меньше, чем по высоте? Нет ли там лишнего нолика в 40к км?
  6. itvs
    itvs 14 февраля 2022 14:04
    +2
    Удивительно информативная статья. Почерпнул массу новой информации.
    1. sot
      sot 14 февраля 2022 17:27
      +1
      Поддерживаю! Как и все статьи этого автора, статья в необычайно сжатой форме одарила нас множеством сведений, о которых мы раньше и не подозревали. Огромное спасибо автору за его заботу об экономии времени читателей на поиск столь уникальных фактов.
  7. Чарик
    Чарик 14 февраля 2022 21:37
    -3
    Отец-РЛС(мать-бомба),интересно есть ли у кого-нибудь подобное?
  8. DialogN
    DialogN 14 февраля 2022 22:46
    +2
    Уникальная РЛС под Москвой была сделана в единичном экземпляре.
    Обеспечивает обнаружение боеголовок за 9 минут до их подлета.
    Как раз успеть предупредить начальство, чтобы успели спрятаться в бункере.

    У амеров похожая РЛС есть в Дакоте, рядом с базой их МБР.
  9. link
    link 15 февраля 2022 17:25
    -1
    Автор: "Одним из главных элементов системы противоракетной обороны Москвы и Центрального промышленного района является многофункциональная радиолокационная станция «Дон-2Н».
    Ну, то, что Москва - это понятно. В Центральный промышленный район входит много чего вокруг Москвы (12 регионов от Ярославля до Брянска с севера на юг, и от Владимира до Смоленска с востока на запад), а вот Питер с его огромным промышленным потенциалом в ЦПР не входит. Остаётся надеяться, что после модернизации РЛС и Питер прикроют.
  10. AC130 Ganship
    AC130 Ganship 19 марта 2022 04:58
    0
    В конце 70х - начале 80х что-то подобное в Ссср было в Нарофоминском районе М.О. Стояла такая дура высотой в этажей 7-8. Остановка электрички называлась "швейный комбинат" или что-то из этой области.
    1. vignat21
      vignat21 18 апреля 2022 13:39
      0
      Не совсем такая, и по конструкции и по назначению.Там базировался ОПРЦ, лкаторы канала цели (РКЦ), локаторы канала издели (РКИ) и сами противоракеты. Такие же базировались в Клину, Загорске.
  11. Zaurbek
    Zaurbek 5 мая 2022 16:26
    0
    А какие ЭВМ там сейчас стоят? На основе каких процессоров?