Bayraktar Akinci – будущее украинских ВВС?

30

Недавно Центр анализа стратегий и технологий показал прелюбопытную таблицу, где можно видеть поставки боевых и учебно-боевых самолетов нового производства в Вооруженные силы Российской Федерации в 2008–2021 годах. Больше всего машин страна получила в 2014 году – 101 единицу. В 2020 и 2021 эти же показатели составили 23 и 21 соответственно. Общее число новых самолетов за весь обозначенный период – более полутысячи единиц.


Возможно, кто-то назовет эти цифры недостаточно оптимистичными, да и данные за последние годы не слишком впечатляющие, мягко говоря. Однако есть страны, у которых в этом смысле всё значительно хуже. Украинские Военно-воздушные силы за этот же период де-факто не получили ни одного нового пилотируемого боевого самолета. В текущих реалиях это звучит как шутка, но проблема (для Украины) в том, что это реальные данные.



Говорить о том, что старые советские Су и МиГи не имеет смысла применять в современной войне, в очередной раз бессмысленно. На этот счет написано множество статей: есть опыт (весьма негативный) применения украинской боевой авиации в разгар конфликта на Донбассе, и есть цифры потерь российской авиации во время войны против Грузии в 2008 году.

Очевидно и то, что Украина не спешит покупать современные истребители четвертого поколения, хотя согласно плану, одобренному Минобороны Украины в позапрошлом году, к 2030 не меньше двух авиационных украинских бригад тактической авиации должны полностью переоснастить на новые крылатые машины. К 2035 году украинская авиация должна иметь от 70 до 100 современных многоцелевых машин: пока реальных шагов к перевооружению так и не было сделано.

Восток нам поможет


О покупке и применении Украиной турецких ударных оперативно-тактических средневысотных БПЛА Bayraktar TB2 не говорил только ленивый. Сейчас это уже свершившийся факт. Другой вопрос, что дрон с максимальной скоростью 220 километров в час и боевой нагрузкой в 50 килограмм никак нельзя рассматривать в качестве альтернативы большой авиации, кто бы что ни говорил. Возможно, таковой станет новинка турецкого ОПК – тяжелый БПЛА Akinci.

Недавно турки заключили первый экспортный контракт на поставку Akinci. Страна не уточняется, и у нас нет оснований полагать, что ею стала Украина. Между тем украинцы все чаще дают понять, что заинтересованы в новом «ударнике». В начале декабря посол Украины в Турции Василий Боднар опубликовал в своем Твиттер-аккаунте макет Akinci с украинскими опознавательными знаками и многозначительной подписью: «Пока макет, но, надеюсь, скоро это станет реальностью».


Кроме того, еще прошлой осенью украинский военный обозреватель Олег Жданов отмечал, что Украина может применить на Донбассе Akinci.

Нужно сказать, характеристики БПЛА выглядят весьма достойно:

Длина: 12,2 м.
Размах крыльев: 20,0 м.
Высота: 4,1 м.
Максимальный взлетный вес: 5 500 кг.
Полезная нагрузка: 1 350 кг.
Максимальная скорость: 360 км/ч.
Крейсерская скорость: 240 км/ч.
Силовая установка: два турбовинтовых двигателя АИ-450Т мощностью по 450 л. с.
Максимальная длительность полета: 24 часа.


БЛПА имеет восемь (по другим данным – шесть) точек подвески, на которых он сможет нести самое разное вооружение. Сюда входят ракеты класса «воздух-воздух» – Bozdoğan с инфракрасным самонаведением ближнего действия и Gökdoğan с активным радиолокационным самонаведением.

Турецкий беспилотник получил дальнобойную крылатую ракету SOM (Stand-off Mühimmat Seyir Füzesi), дальность которой 250 километров. Помимо этого, в состав арсенала входит огромное количество небольших боеприпасов класса «воздух-поверхность», включая хорошо известные MAM-L и MAM-T.


Боевую эффективность БПЛА призван повысить и радар с активной фазированной антенной решеткой турецкого производства.

За и против


Очевидным преимуществом такого выбора для Украины станет уже существующий глубокий уровень военно-технического сотрудничества. Де-факто, Akinci – отчасти украинская разработка, ведь основой его силовой установки являются украинские двигатели АИ-450Т. Недавно турки заказали 30 двигателей АИ-450Т для пятнадцати Akinci. Это второе такое соглашение. В рамках первого для оснащения опытных и предсерийных Bayraktar Akinci ЗМКБ «Прогресс» поставило Baykar Savunma 20 двигателей АИ-450Т.


Неизвестно, сколько продлится такое сотрудничество. Сами турки хотели устанавливать свой собственный PD-222 разработки Tusas Engine Industries (TEI), однако, зная о трудностях турецкого двигателестроения, на практике до этого может быть очень и очень далеко.

Очевидный плюс для Украины в том, что этот БПЛА уже существует. В отличие, например, от Bayraktar MIUS, который тоже должен получить украинский двигатель, Akinci принят на вооружение Турции, правда, пока что построили лишь несколько экземпляров.


Нет сомнений, что в теории Bayraktar Akinci сможет постоять за себя в воздушном бою. Это, кстати, касается не только турецкого беспилотника: недавно «Орион» сбил управляемой ракетой воздушную цель. Дистанция составила четыре километра. Между тем в реальном воздушном бою разница между тихоходным БПЛА и реактивным истребителем будет явно не в пользу первого.


Де-факто беспилотник был и остается «удобной» мишенью. Все помнят кадры уничтожения истребителем МиГ-29 грузинского БПЛА в 2008 году, хотя тот аппарат был несравнимо меньше, и его было трудней обнаружить. Что касается Akinci, то его габариты примерно сравнимы с габаритами истребителя, что трудно назвать преимуществом.

Вероятно, при запуске крупносерийного производства цена Akinci снизится, и ее можно будет сравнить с ценой современного ударного вертолета или не очень современного истребителя, однако точные выводы мы сможем сделать лишь в отдаленной перспективе. Пока что можно констатировать лишь то, что покупка Украиной БПЛА Akinci едва ли существенно скажется на ее обороноспособности.

В каком-то смысле здесь повторяется история с закупленными Украиной четырьмя турецкими корветами, которые могли бы пригодиться при борьбе с заведомо более слабым противником, однако почти полностью бесполезны, если говорить о возможной большой войне.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    15 февраля 2022 18:16
    А чего укро- шумерам думать ?Конечно султанские БПЛА дня них штука вкусная - но дорогая ..Предлагаю укро-люфтваффе поставить на вооружение "Фарман" и "Сопвич " - и прочую требуху времён Вердена и Соммы.
  2. +1
    15 февраля 2022 18:32
    Всё-таки это комплекс. И покупать придётся штуки 3 аппарата на одну "рулилку".
  3. +3
    15 февраля 2022 18:33
    Между тем в реальном воздушном бою разница между тихоходным БПЛА и реактивным истребителем будет явно не в пользу первого.


    Это если считать 1:1, как в анекдоте про пропорции котлет из рябчиков "один рябчик - один конь". А как насчет варианта "один МиГ-29 уничтожил три "байрактара", прежде чем был сбит"? Не выглядит как явная победа...

    Мне кажется, у нас принято недооценивать беспилотники. А оснований для этого нет.
    1. +4
      15 февраля 2022 19:38
      Цитата: Проктолог
      Мне кажется, у нас принято недооценивать беспилотники. А оснований для этого нет.

      ========
      Угу! Именно поэтому у нас в ВС - более 2 тыс. беспилотников (правда пока в основном - легкого класса). И наверное именно от этой самой "недооценки" - такими стремительными темпами и построили завод в Дубне....
  4. +2
    15 февраля 2022 18:41
    размах 20м два здоровенных винта,о какой скрытности можно говорить тем более чем меньше высота тем меньше видит оператор , большая высота -высококонтрасная цель в большинстве диапазонов
  5. +3
    15 февраля 2022 18:47
    Интересно на какие шиши укровермахт будет закупать эти Анки? Сейчас в связи с паникой на фоне истерики о нападении России, капитал из украины дружно дёрнул в закардонщину. Зе упоминал, что чуть ли не за пару дней убежало 12 млрд.долларов. Инвесторы вытаскивают свои бабосы и сворачивают бизнес. Под обещанные матрасами гарантии Зеленскому, на 1 млрд.долларов, надо ещё отыскать ту страну-дурика, которая выделит этот миллиард стране которая находится на грани войны и распада. Это то же самое, что просто истопить камин миллиардом долларов. ЗВР скудеют, а ещё надо гасить долги с набежавшими процентами перед МВФ и прочими кредиторами. Того, что останется явно не хватит на социалку и поддержку курса гривны, а это с большой долей вероятности народный бунт.
    Этим укропитекам надо втыкать штыки в землю и топать по домам, что бы эти 120 тыс.сосредоточенные на линии разграничения с ЛДНР, сменили автоматы на кувалды и лопаты и начали работать на страну. Ну и матрасов надо послать лесом и на три буквы. Тогда глядишь лет через 15-20 заживут хотя бы так, как при Януковиче
    1. -2
      15 февраля 2022 19:34
      Цитата: Ныробский
      Тогда глядишь лет через 15-20 заживут хотя бы так, как при Януковиче

      Да не было у них жизни..Все руководители только и делали что набивали карманы и обманывали свой народ..У них средняя зарплата всегда была в районе 200 у. е
      1. +1
        15 февраля 2022 19:43
        Согласен с Вами в оценке" руками водителей " бывшей УССР. Все нынешние заявления этих барыг столпившихся вокруг кормушки о покупке БПЛА ли..Или корветов - это откровенная ложь .С каких шишей укровермахт будет приобретать все эти штучки - дрючки ?
      2. +1
        16 февраля 2022 15:26
        У них средняя зарплата всегда была в районе 200 у. е

        Это не так, была явно за 500.
        Да не было у них жизни

        2004-2008 смотрелся скорее оптимистично в целом, но после этого действительно не было
  6. -5
    15 февраля 2022 18:58
    Чистая коммерция, движки делает "Прогресс" в кооперации с "Мотором", однако если западные партнеры "зарубят" поставки электроники и оптики, то гешефт может накрыться медным тазом. Денег на самолеты нет, но БПЛА не могут заменить нормальную авиации, да и аэродромы бандерлянда, мягко говоря не очень. Была информация, что один "байрактар" в Староконстантинове уже "уграли" из - за очень жесткой посадки.
  7. 0
    15 февраля 2022 21:55
    Какая у нас разносортица по самолетам!
    1. -3
      15 февраля 2022 23:08
      Когда нибудь останутся Су 57 Су 75 Су 34 БПЛА Охотник и МиГ 31 - 41.
      1. 0
        16 февраля 2022 16:04
        Ну как бы Су-30 и Су-35 прямо сейчас производят, и будут производить в дальнейшем, значит служить им ещё лет 20 как минимум, а то и побольше.
  8. -1
    16 февраля 2022 08:33
    Для небогатых стран - самое то: заменитель и развед и ударной и вертолетной авиации.......а тягаться с развитыми странами не поможет и Як130...уже и 4 поколение начинает уступать 5му.
  9. -3
    16 февраля 2022 09:15
    Bayraktar Akinci – будущее украинских ВВС?

    Украина заявила, что выполнять Минские соглашения не будет. Надо признавать ЛДНР и поставлять туда современное оружие. С Западом договариваться бесполезно, они все равно сделают как хотят и еще Россию сделают виноватой во всем.
  10. 0
    16 февраля 2022 09:54
    турецкими корветами, которые могли бы пригодиться при борьбе с заведомо более слабым противником, однако почти полностью бесполезны, если говорить о возможной большой войне.

    Маленький, но вполне современный корабль несёт 8 ПКР Гарпун (последних модификаций, с дальностью до 290км). А это представляет опасность для любого флота, тем более в закрытых акваториях.
    Что касается ЦУ для пуска данных ПКР - его могут «по дружески» выдать летающие где-то в 500 км Е-3. Не все так просто request
  11. -1
    16 февраля 2022 09:57
    Про беспилотники в сравнении с ОТРК:


  12. -3
    16 февраля 2022 10:54
    Пепелац с ТТХ бомбардировщика IIМВ Юнкерс-87 может быть основой военной авиации современного государства только в рекламных статьях проплаченных журналюг. fool
  13. 0
    16 февраля 2022 15:34
    Говорить о том, что старые советские Су и МиГи не имеет смысла применять в современной войне, в очередной раз бессмысленно. На этот счет написано множество статей: есть опыт (весьма негативный) применения украинской боевой авиации в разгар конфликта на Донбассе, и есть цифры потерь российской авиации во время войны против Грузии в 2008 году.

    Ну ну ну! Бессмысленно использовать авиацию без прикрытия её от воздействия ПВО - это да. Если бы украинские самолёты были прикрыты РЭБ, ну или хотя бы огрызались с помощью Х-31П, они вполне могли бы оставаться на высотах, недосягаемых для "Верб".
  14. 0
    16 февраля 2022 17:31
    штука вкусная опасная и интересная при условии платежа за гадость!!
    1. -1
      16 февраля 2022 17:32
      бандерштадцы хотят все на халяву!!! wink
      1. -1
        16 февраля 2022 17:35
        вот тут и засада!! - как таран против РОССИИ это да ,а денюшки никто нехищет давать!! wink
  15. -1
    16 февраля 2022 18:24
    И сколько будет стоить тяжелый беспилотник? Представляю какого размера аэродромы будут нужны и главное: система управления с земли.
    1. 0
      7 апреля 2022 01:51
      Цитата: Виктор Сергеев
      И сколько будет стоить тяжелый беспилотник? Представляю какого размера аэродромы будут нужны и главное: система управления с земли.

      У ВВС Украины нет будущего. У демилитаризованной страны из силовиков останутся только правоохранительные органы . В РФ своё видение развития БПЛА . hi
  16. 0
    17 февраля 2022 01:30
    Цитата: Виктор Сергеев
    И сколько будет стоить тяжелый беспилотник?

    Значительно меньше жизни пилота.
    Полосатики их (ударные БПЛА) давно запускают с авианосцев, дозаправляют беспилотниками- коровами.А ИИ инегрированныйв БПЛА готов потягаться с лучшими пилотами. Проводимые по программе ДАРПа игры мясца (пилотов) с ИИ показывают, что у мяса нет ни одного шанса выйграть бой. ИИ победил живого пилота в десятках боёв.
  17. 0
    18 февраля 2022 08:19
    Говорить о том, что старые советские Су и МиГи не имеет смысла применять в современной войне, в очередной раз бессмысленно. На этот счет написано множество статей: есть опыт (весьма негативный) применения украинской боевой авиации в разгар конфликта на Донбассе, и есть цифры потерь российской авиации во время войны против Грузии в 2008 году.


    Чушь. И старые самолеты вполне могут себя показать, если использовать правильно. Ссылка на опыт 2008 г. вообще мимо кассы - техника использовалась как раз неумело. При том, что нужно учитывать не только потери, но и ущерб который авиация смогла нанести противнику.
    На вооружении НАТО тоже не только 5 поколение, там хватает своего старья.
  18. 0
    12 апреля 2022 09:26
    Нет у ВСУ никакого будущего и это уже не изменят ни какие "Байрактары".
  19. 0
    17 апреля 2022 22:21
    А почему бы не уничтожить украинский завод, который производит двигатели для Барактаров?
    Если уж во Львовской области ракеты поражают военные объекты,
    то разбомбить запорожский Мотор-Сич вообще не проблема.
    И не надо рассчитывать, что это завод когда-нибудь достанется России.
    Перед сдачей Запорожья украинцы сами его взорвут.
    Однозначно...
  20. 0
    17 апреля 2022 23:11
    У всех классических БПЛА, минус в наличие взлетной полосы. Интересно почему не используется конструкция в виде конвертоплана, но с сохранение обычной самолетной формы. Складываемые, маршевый и хвостовой двигатели. Тогда БПЛА сможет взлетать как вертолет и в полете трансформироваться в самолет. Конечно это съест пространство в корпусе, но наличие взлетной полосы вообще не требуется what
  21. 0
    2 мая 2022 20:42
    А разве у бандерье есть будущее?