Китай модернизирует копию истребителя Су-27 до уровня J-11D с АФАР

31

В ходе становления собственного военного авиастроения Китай полагался на имевшиеся на то время образцы боевых самолётов, главным образом российские и американские модели. Одной из них был советский тяжёлый истребитель Су-27, который в результате лицензионного копирования превратился на местных производственных мощностях в J-11.

В рамках программы импортозамещения оборонка КНР наладила выпуск ряда собственных узлов и агрегатов J-11 и внесла ряд усовершенствований в самолёт (новая РЛС, система управления полётом, оптико-электронная прицельная система, ИНС и индикация данных на стекле и дисплее), впрочем, сохранив основные параметры Су-27. Данная версия получила обозначение J-11B.



В 2015 году стало известно о новой модификации – J-11D, основным приобретением которой стала РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) вместо импульсно-доплеровского радара, что оставляет далеко позади оригинальный советский Су-27. До уровня J-11D доводятся J-11B из имеющегося парка. С конца 2019 года данная версия всё чаще встречается в официальных фото- и видеоматериалах.

Регулярные появления улучшенного истребителя указывают на масштабную программу модернизации

- указывается в издании Global Times.

Как поясняется, внешне его можно отличить от J-11B белой раскраской головного обтекателя – у предшественника он имел чёрный цвет. РЛС с АФАР (активная фазированная антенная решётка), установленная на J-11D, позволяет обнаруживать цели на большей дистанции и углах, обладать лучшей осведомленностью о ситуации и более мощными средствами защиты от помех. Кроме того, как указывается в издании, новая РЛС позволяет применять усовершенствованную дальнобойную ракету класса «воздух-воздух» PL-15.

    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    31 комментарий
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +9
      15 февраля 2022 08:07
      Когда-то я учился в художественной школе. Рисовать. И был друг. Когда задавали "композицию" - то есть тему, а дальше творчество, то мой друг - генератор идей, не способный ни одну мысль довести до логического конца, ну просто фонтанировал идеями. Потому мы с ним "композицию" делали вместе. Он генерировал идеи, а я отбирал нужные и технически их шлифовал. В итоге оба сдавали на "отлично".

      К чему я это?
      К тому, что Китай ушёл от "страны-ксерокса". Берёт идею, шлифует её, доводит до ума. Сегодня у него на это есть и деньги, и ресурсы. Разве сегодняшний китайский Су-27 - это та самая "Сушка" 87-го года?
      1. +5
        15 февраля 2022 08:43
        Цитата: Zoldat_A
        Разве сегодняшний китайский Су-27 - это та самая "Сушка" 87-го года?

        Все вы правильно говорите, а двигатель смогли хотя бы скопировать? Есть данные, что китайская копия АЛ-31 до сих пор существенно уступает в ресурсе. Так что не все так красиво...
        1. +3
          15 февраля 2022 09:02
          Может скопировать АФАР, или микроэлектронику?
          1. +1
            15 февраля 2022 09:06
            Цитата: da Vinci
            Может скопировать АФАР, или микроэлектронику?

            АФАР у России есть. Соответственно, и электроника для него. Строится ( уже построен, вероятно) завод по производству АФАР в ближнем Подмосковье... Элементную базу делают в Томске, и в Питере... Где ещё - не знаю, не сталкивался.
            1. -3
              15 февраля 2022 09:59
              Юрий БЕЛЫЙ:«Однако до сих пор нет программы по освоению нитридгаллиевой технологии для ППМ АФАР, которая бы увязывала всю линию, начиная от сырья и дальше по всем технологическим цепочкам. Здесь США и Китай уже давно впереди.»
              1. +4
                15 февраля 2022 10:47
                Цитата: UGM159
                Юрий БЕЛЫЙ:«Однако до сих пор нет программы по освоению нитридгаллиевой технологии для ППМ АФАР, которая бы увязывала всю линию, начиная от сырья и дальше по всем технологическим цепочкам. Здесь США и Китай уже давно впереди.»

                В Питере делают эпитаксиальные структуры методом MBE, Эпитаксиальные структуры газофазные много где растят, Сапфир для подложек мы много кому поставляем. Что еще надо замыкать?
                1. +5
                  15 февраля 2022 11:40
                  Дело в том...
                  «Безопасность страны находится под угрозой из-за предательской политики в области GaAs и GaN технологий»
                  https://svpressa.ru/war21/article/324458/elenanew/
                  «Отечественные технологии, используемые в производстве электроники, устарели и отстают от западного уровня не менее чем на 10 лет. Поэтому процесс пересадки радиолокационного комплекса А-100 на родные, отечественные чипы столкнулся с серьезными сложностями». Об этом говорится в статье «Военно-промышленного курьера» под названием «Когда состоится премьера „Премьера“».

                  Речь идёт о летающем на базе Ил-76МД-90 штабе, оснащенном супер-радаром, способным, согласно заявленным в проекте ТТХ, обнаруживать истребители на дальности до 600 километров, а также выявлять малозаметные цели. Правда, для этого на борту должны быть установлены соответствующие усилительные и вычислительные системы, которым под силу «видеть далеко» и обработать в онлайн- режиме огромный массив радиоволновой информации.

                  А с этим, как отмечает, к примеру, индийский интернет-ресурс EurAsian Time, у русских имеются очень большие проблемы, вызванные американскими санкциями. По мнению обозревателя этого издания, важный для Москвы проект парализован.

                  Не факт, что сдвинутый в очередной раз срок введения в строй А-100 «Премьер» в 2024 году будет выдержан. Возможно, России ещё долго придётся опираться на советский ДРЛО А-50, хотя машина, безусловно, устарела. Такая публикация EurAsian Time, само собой, бросает густую тень и на другие отечественные системы современного вооружения, такие как истребитель 5-го поколения Су-57 и ЗРК С-500.

                  Есть подозрение, что ситуация в этой области гораздо хуже, чем многие себе у нас в стране представляют. В частности, для самолета ДРЛО А-100 нужны не только мощная вычислительная электроника, но также чипы и электронные устройства на основе арсенида галлия (GaAs) и нитрида галлия (GaN). Их ещё называют твердотельной сверхвысокочастотной (СВЧ) электронной компонентной базой.

                  Чтобы понять, что имеется в виду, логично заглянуть в американские справочные материалы о военной твердотельной электронике. Например, на сайте University Wafer поясняют, почему на американских самолетах Boeing E-3 Sentry применяют GaN технологии: «Нитрид галлия, иначе известный по своим химическим обозначениям как GaN, является идеальным веществом для усиления радиоэнергии, которое может работать для улучшения таких устройств, как радары и глушители».

                  Дело в том, что мощность радиочастоты GaN в пять раз выше, чем у материалов прошлых поколений, включая кремний. Транзисторы из нитрида галлия могут работать при гораздо более высоких температурах и при гораздо более высоких напряжениях, чем транзисторы из арсенида галлия. Там же сказано, что АВАКС без GaN — это самолет «каменного века».

                  Так-то оно так, но и здесь нужны пояснения. Сами янки сильно зависят от тайваньской компании WIN Semiconductors, которая, хоть и выпускает 9,1% всех полупроводников на основе арсенида галлия, однако контролирует в денежном выражении примерно 80% глобального рынка GaN. По идее можно было бы использовать GaAs электронику, но и она в основном выпускается на Тайване — компаниями AWSC и Wavetek.

                  С одной стороны, это означает, что американцы лишили Тайвань суверенитета, хотя остров де-юре входит в состав КНР. Иначе, наверняка, проект А-100 худо-бедно продвигался бы вперед, несмотря на запрет использования иностранной «начинки». Как известно, когда нельзя, но очень хочется, то можно. С другой стороны, по информации вашингтонского мозгового центра Project 2049 Institute, янки сами тупят в GaAs и GaN электронике, но, «поскольку системы вооружения требуют все более продвинутых чипов, США… придётся опереться на Тайвань для производства сложных полупроводников».

                  Кто-то скажет, нам-то от этого не легче. Как бы там ни было, но США имеют всё необходимое, чтобы обеспечить себя самыми лучшими самолетами АВАКС, а мы — буквально «мучаемся» с А-100, отодвигая его внедрение.

                  В этой связи любопытно узнать, есть ли в России вообще перспектива освоения твердотельной СВЧ-электроники до уровня, необходимого для «Премьера»? Начнём с того, что в отечественной научной литературе в последние годы отмечается множество сообщений об успехах разработок GaAs и GaN устройств, но одновременно имеется огромный разрыв по характеристикам между лабораторными образцами и серийными приборами.

                  Грубо говоря, проектировщики и конструкторы не успевают за «академиками», и последним приходится ломать голову над упрощением производства, насколько это вообще возможно. Когда говорят, что у нас вообще не производят наногетероструктуры на основе арсенида галлия, это неправда.

                  По крайней мере, в России есть две площадки, где производят пластины GaAs, хотя и на импортном оборудовании. По планам, где-то в 2023 году производители обещают закрыть «прорехи» в мелкосерийном производстве твердотельной СВЧ-электроники. Возможно, поэтому ввод в строй А-100 запланирован на 2024 год.

                  Почему так поздно спохватились? Это, как говорится, к Чубайсу! Именно он много болтал о пользе международного распределения труда. Мы им — сырьё, они нам — электронику. В статье «Состояние и перспективы российского и мирового рынка галлия» авторства Ларичкина и др. говорится, что «потребности России в галлии в 2015 году оценивались в 8−10 тонн в год (совсем ничего)». И поясняется, почему «в настоящее время современные устройства (компьютеры, мобильные телефоны, теле- и радиотехника и т. д.) импортируются».

                  А раз всё импортируется, значит — не развиваются технологии, тогда как в США, Германии, КНР, Японии и в других странах фактически имело место государственное планирование. Многие американские компании в области разработки твердотельной СВЧ-электроники тупо финансировались через военные заказы, хотя те же янки запросто могли бы покупать тайваньские или японские микросхемы.
                  1. -2
                    15 февраля 2022 12:52
                    Автор статьи совсем не владеет информацией. Верит печатному слову. Эта инфа ЗАКРЫТАЯ, к счастью, , большая часть этих разработок идут как специзделия и инфа об этом - минимум ДСП.
                  2. 0
                    15 февраля 2022 17:24
                    GaN есть в любом 5G смартфоне.
                    задержка с 5G была из-за как раз что выход хороших передающих устройств на основе GaN был в районе 20%. в итоге там радар получался по стоимости как пол берка. но пару лет назад удалось поднять выход хороших микросхем до 80% и технология стала стремительно дешеветь.
                    передатчики на основе GaN сейчас достаточно массового ставят на базовые станции 5G. и прогнозируют что стоимость упадет еще в ближайший год.
                    у нас ноль опыта с обоими технологиями и GaN и GaAs. и отсюда отставание, но сейчас, когда технологии пошли в массовое коммерческое использование есть шанс быстро все это внедрить и догнать условного врага)
                  3. 0
                    16 февраля 2022 02:05
                    Цитата: UGM159
                    Возможно, России ещё долго придётся опираться на советский ДРЛО А-50, хотя машина, безусловно, устарела.

                    А не подозреваете, фанат Боинга и американских технологий, что мы на устаревшей безнадёжно ДРЛО А-50 Боинги с их новейшими АФАР сбивать начнём?
                    По тексту комментариев чувствую, что не служили Вы в Советской Армии. Если бы служили - много чудес насмотрелись бы. Иногда даже противоречащих законам физики.

                    Ох уж мне это "поколение Пепси"... Нахватаются верхушек с американской "мы лучче всех". А сами А.Н.Островского не читали - "скучно, долго и неинформативно"...
                    1. 0
                      16 февраля 2022 04:22
                      Админы "на фиг" замечают и тут же банят. А то, что укробот проснулся, и, не читая, проставил в профиле "минусы" - это нормально.Что прямо запрещено Правилами сайта. Мне по фигу те "минусы", но я тут, на ВО, привык - если "Минус" - то человек не согласен с моим мнением. Пусть объяснит. Пример - израильские коллеги. Не прячутся, отбиваются до последнего. А ЭТИ - НАс.РАЛ и убежал.

                      Когда в профиле "минусы", не читая- кроме хохлоселянской злобы я это ничем, кроме моей откровенной антихохлатской позиции (не против людей, а против их бандеровско-фашистской власти) объяснить не могу.

                      Вопрос к админам - есть у каждого "персональщики"-скакуасы. Может, доступ в персональную страницу, закрыть? Чтобы не было у людей "минусов" ради "минусов". Не читая, скакуасовских, подряд на все комментарии.
            2. +1
              15 февраля 2022 13:20
              Виртуально есть,а на самолётах нет. Даже обещанная модернизация СУ-30СМ2 получился урезанным,ни двигателя АЛ 41, ни ИРБИСа,зато как уверяли! Не знаю ещё по поводу СУ-34, тоже хотели ставить "41",но думаю и здесь ни сделают,урежут модернизацию ещё больше.
        2. +1
          15 февраля 2022 09:53
          Назначенный ресурс WS-10B сейчас составляет 4000 часов
          https://www.sohu.com/a/379095580_100228920
          涡扇10B是中国涡扇10A发动机的改进型,最大推力14.5吨,相比涡扇10A提升13.7%,涡扇10B的使用寿命4000小时

          据悉涡扇10B的推力相比AL-31F提升14%,使用寿命更是AL-31F的4倍,所以涡扇10B的关键数据强于AL-31F发动机,作为歼10系列战机的原版动力系统,AL-31F可以逐渐退居幕后了
        3. -1
          15 февраля 2022 18:26
          Цитата: Горный стрелок
          а двигатель смогли хотя бы скопировать?

          Скопировать не смогли. Теперь бабло есть - купят. Пару двигателей и технологию производства. КГБ нет, ФСБ мышей не ловит. Течёт изо всех щелей...
          1. +2
            15 февраля 2022 18:34
            Цитата: Zoldat_A
            Теперь бабло есть - купят. Пару двигателей

            Весьма возможно.

            Цитата: Zoldat_A
            и технологию производства

            А вот это вряд ли.
            1. -1
              15 февраля 2022 18:48
              Продадут... Не на государственном уровне - с лицензией и прочими прибамбасами. Нет. На уровне МНС. Сволочей у нас в КБ развелось немеряно с упразднением "первого отдела". Тем более, что контейнеры с микроплёнкой ("ТАСС уполномочен заявить", "Ошибка резидента") неактуальны, когда есть смартфоны и интернеты.
              1. +1
                15 февраля 2022 18:58
                Цитата: Zoldat_A
                Продадут... Не на государственном уровне - с лицензией и прочими прибамбасами. Нет.

                Это очень сложно. Там и технология выращивания монокристаллических лопаток, и технология многослойных жаростойких покрытий на лопатки, комплект установок для всего этого...
              2. +2
                15 февраля 2022 18:58
                Цитата: Zoldat_A
                Продадут... Не на государственном уровне - с лицензией и прочими прибамбасами. Нет. На уровне МНС

                Ну, до сих пор же не продали? Кроме того, "продать технологию", целиком, "в коробке" - задача очень нетривиальная. И задача эта уж точно не "уровня МНС" hi
                1. -1
                  15 февраля 2022 19:21
                  Цитата: Репеллент
                  И задача эта уж точно не "уровня МНС"

                  Какая разница? МНС, СНС, руководитель проекта? Сво.лочей всегда хватало и сейчас, за реальное бабло, ещё больше. А вот "первого отдела" нет. Чтобы пёрнуть МНС не смел без разрешения "первого отдела".

                  На Байконуре аварий не было, пока ребята в такой же спецовке, как у нас, только чистой и с наглаженными стрелочками (!) стояли позади нас и смотрели, как мы крутим гайки. А КГБ не стало - и посыпались ракеты как виноград осенью.
                  Это ж надо - датчик стабилизации прикрутить на четыре болта с разворотом на 180 градусов! Где военпреды, где "ребята в чистых спецовках со стрелками"?
        4. -2
          16 февраля 2022 12:34
          Так или иначе, при развитой собственной металургической базе, она смогут содать жаростойкие лопатки турбин. И тогда им точно не понадобится наш АЛ-31Ф. Они сделают свой двигатель и не факт, что он будет уступать нашему АЛ-41Ф или изделию 30.
          Вопрос в другом. Китай имея первоклассный планер, могут впимхивать в него, что нужно им. Двигатели которые будут мощнее нашего АЛ-31Ф с управляемым вектором тяги, АФАР, первокласную электронику, свои боеприпасы, шлем с дополнительным дисплеем на который будет выводится вся информация.
          А наши вороватые военные генералы, заказывавют истребители с БРЛС на ПФАР. Самый мощный наш истребитель 4го поколения несет ПФАР. Китайцы запихивают АФАР.
          1. 0
            16 февраля 2022 13:20
            Цитата: PROXOR
            Так или иначе, при развитой собственной металургической базе, она смогут содать жаростойкие лопатки турбин. И тогда им точно не понадобится наш АЛ-31Ф. Они сделают свой двигатель и не факт, что он будет уступать нашему АЛ-41Ф или изделию 30

            Что ж не сделают никак? Вы не сталкивались с особенностями работы китайских НИИ. А там руководят НЕ УЧЕНЫЕ. А партийные функционеры! И состязание между НИИ из разных провинций. И нестыковка научно- технической терминологии у этих НИИ. Один и тот же термин - разные иероглифы. В разных НИИ. А работа комплексная. Ну и как? Это реально очень много чего менять надо! И сверху до низу.
            1. -1
              16 февраля 2022 14:38
              Наши создали свои двигатели не с чистого листа, а с английских Роус Ройз и немецких Jumo. Да никто не спорит, что русские люди куда более творческие натуры и правильные организаторы. Но Китайцы работаю как муравьи или пчелы. Путем перебора композиций дойдут. Меня во всей этой истории одно напрягает. У нас же есть АФАР. Какого рожна её нет на Су-30 и Су-35?
              1. 0
                16 февраля 2022 15:34
                Цитата: PROXOR
                У нас же есть АФАР. Какого рожна её нет на Су-30 и Су-35?

                Есть. Но радары, стоящие на Су, вполне чувствительные и дальнобойные... Да и не уверен я, что они там, где надо, уже не стоят... wassat

                Излучатель с пиковой мощностью 20 кВт в составе ПФАР делает «Ирбис» самой мощной в мире радиолокационной системой управления.[6].

                Достоинства РЛС Ирбис: большой коэффициент усиления ФАР, минимальные потери в трактах, цифровая обработка сигналов с накоплением, а также мощный 5 кВт усилитель. Двухстепенной гидропривод позволяет менять вертикальную поляризацию на горизонтальную, для улучшения видимости надводных целей и противодействию активным помехам противника. Увеличенный угол обзора в 2 раза — 120 градусов против 60 у АФАР, в пределах сканирования в 60 градусов у РЛС Ирбис отсутствует падение потенциала, вращение антенны позволяет избежать нарушения когерентности входного сигнала[5]

                Назначенный ресурс не менее 6000 часов, 30 лет.
                Межремонтный ресурс и срок службы — 1500 часов, 12 лет.
                Среднее время ремонта не более 30 мин.[2]
                РЛС обеспечивает обнаружение целей в любых погодных условиях при наличии естественных и организованных помех.
                1. -1
                  16 февраля 2022 16:08
                  Так АФАР это не за дальнобойность. Это скорость обнаружения и универсальность, а так же помехозащищенность.
                  1. -1
                    16 февраля 2022 17:16
                    Это скорость обнаружения ... помехозащищенность.
                    За счет чего? Только без лозунгов, а именно техника!
                  2. 0
                    16 февраля 2022 17:38
                    Цитата: PROXOR
                    Так АФАР это не за дальнобойность. Это скорость обнаружения и универсальность, а так же помехозащищенность

                    Вы прочли параметры нашей станции? Что там не так?
    2. +4
      15 февраля 2022 08:18
      Ну дык, и наши на месте не стоят. Су35 тоже совсем не то же самое, что Су27, хоть и похож. Да и Су30СМ2.
      1. +1
        15 февраля 2022 12:26
        Ну так Су-30СМ2 АФАР так и не оснащается.Су-35 тоже.Так что вполне топчутся на месте.
    3. +4
      15 февраля 2022 08:56
      Су-27 уже снят с производства ,логично что Китай стал их модернизировать .Я бы понял сравнение Су-35 и J-11D,а сравнивать устаревшие образцы с современниками не логично.
    4. +5
      15 февраля 2022 09:07
      Интересно, а самолёты 4 поколения фирмы "Сухой" будут модернизировать новыми приборами и двигателями от Су57?
      Как бы нам чего-нибудь сделать из МиГ29/35, чтобы он был на уровне....
      1. -1
        15 февраля 2022 12:32
        Цитата: 75Сергей
        Интересно, а самолёты 4 поколения фирмы "Сухой" будут модернизировать новыми приборами и двигателями от Су57?

        Да как бэ уже.
        Правда не от Су57, а от Су35.
        Ну хоть так.
        Тем более, что ни двигателя для Су57 нового пока нет, ни АФАРов в товарных количествах.
        чего-нибудь сделать из МиГ29/35, чтобы он был на уровне....
        как бэ, Миг35 и есть то, что смогли сделать из Мига29. Правда с уровнем не очень понятно.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»