Танковый дизель со встречно движущимися поршнями: за и против

131
Танковый дизель со встречно движущимися поршнями: за и против

Т-72 с харьковским дизелем


Советский дизель 5ТД и его многочисленные более поздние модификации – 5ТДФ, 5ТДФМ, 5ТДФМА и серия 6ТД, даже сейчас обладает выдающимися характеристиками. У агрегата самый низкий силуэт в мировом танковом дизелестроении – всего 581 мм.

В итоге удельная мощность моторно-трансмиссионного отделения 5ТДФ составляет 265 л.с./м3. По этому параметру мотор до сих пор имеет мало конкурентов. Подобные характеристики обеспечены нетрадиционной схемой мотора – двухтактный дизель со встречно движущимися поршнями. В подавляющем большинстве танковых дизелей мы видим V-образную компоновку с одним коленчатым валом, но у моторов серии 5ТД коленвалов сразу два. Пара поршней располагается горизонтально и движется навстречу друг другу в одном цилиндре. Фактически это позволяет инженерам «экономить цилиндры».



Так, одна из модификаций украинского мотора под индексом 6ТД-1, построенная вокруг шести цилиндров, развивает 1 000 л. с. при рабочем объеме всего в 16,3 литра. Для сравнения: у российского двенадцатицилиндрового дизеля В-92С2 (фактически форсированный В-2) при сходной мощности рабочий объем более 38 литров. Естественно, удельный расход топлива несоизмерим – у российского мотора 212 г/э.л.с.ч против украинских 158 г/э.л.с.ч.


Компоновка моторно-трансмиссионного отделения Т-72 с В-46 и 5ТДФМА-1. Источник: otvaga2004.ru

Ни в коем случае не пропагандируя уже фактически мертвую украинскую школу моторостроения, продолжим разбор механики работы дизеля со встречно движущимися поршнями.

Серия 5ТД строилась исключительно на принципах двухтактного рабочего цикла – для реализации этого в стенках цилиндра предусматривались отверстия для отвода выхлопных газов и впуска воздуха. Это так называемая прямоточно-щелевая продувка цилиндров, которая во многом и является самым главным недостатком мотора. Но об этом позже, а пока несколько бонусов описываемой схемы мотора.

В приложении к танку Т-64 мотор 5ТД позволил отказаться от промежуточного редуктора (гитары) – крутящий момент от коленчатых валов передается на коробки перемены передач. А это экономия массы, внутреннего объема и повышение надежности за счет исключения сложного узла из конструкции. В 2010 году инженеры Харьковского бронетанкового ремонтного завода в инициативном порядке установили на Т-72 экспериментальный на тот момент дизель 5ТДФМА-1. Мотор был разработан в Харьковском КБ двигателестроения. Этот 1050-сильный далекий потомок 5ТД превосходил в мощности штатный В-46-6 сразу на 270 л. с. и был гораздо компактнее. В итоге в МТО нижнетагильского танка вошел не только украинский мотор, но еще и вспомогательная силовая установка на 15 л. с. Учитывая немалый расход топлива танков в «дежурном режиме» (В-46 – до 19 кг/ч, 5ТДФ – до 17 кг/ч), а также не самый большой ресурс основного танкового дизеля, наличие малогабаритной силовой установки совсем не лишнее.

Стоит напомнить, что разместить дополнительные моторы в МТО нижнетагильских танков невозможно. В лучшем случае это решается монтажом дизеля в бронекожухе на надгусеничной полке. В то же время именно дополнительный дизель позволяет танку длительное время находиться в боевой готовности без расхода ресурса основного дизеля. Тепловая сигнатура такого затаившегося танка также гораздо меньше, чем при работающем основном дизеле. Харьковчане очень изящно решили проблему холодного пуска основного дизеля. По сути, вспомогательный дизель играет еще и роль предпускового подогревателя – у моторов общий контур системы охлаждения.


Харьковский гибрид – Т-72 с мотором 5ТДФМА-1. Источник: otvaga2004.ru

Из фундаментальных преимуществ моторов со встречно движущимися поршнями особо выделяется низкая удельная теплоотдача в охлаждающую жидкость и масло. Это следствие низких тепловых потерь через стенки цилиндров, что позволяет значительно эффективнее сжигать топливную смесь.

В сравнении с уральским В-46-6 харьковский 5ТДФМА-1 имеет на 30 % меньшую теплоотдачу. Как отмечают инженеры, это стало возможно за счет того, что «конструкция с оппозитными поршнями создает более благоприятное соотношение площади камеры сгорания и объема, увеличенное соотношение удельных теплоемкостей из-за более обедненных рабочих условий, которые стали возможны благодаря двухтактному циклу, и уменьшенная продолжительность сгорания, достижимая при фиксированной максимальной скорости повышения давления из-за более низкой плотности выделяемой энергии двухтактного двигателя».

Что это означает? Это означает, что при сохранении штатных радиаторов танка Т-72, мощность мотора 5ТДФМА-1 не будет падать вплоть до +55 градусов наружного воздуха. Украинский мотор по принципу работы более «жаркий» и отлично себя чувствует при температуре охлаждающей жидкости более 100 градусов. К сожалению, отечественные танки в таких экстремальных условиях серьезно снижают мощность мотора из-за не справляющейся системы охлаждения. Украинцы добивались этого эффекта на «гибридном» танке в надежде на экспорт в южные страны. Для этой же цели в освободившееся место моторного отсека Т-72 поставили кондиционеры.


5ТДФМА-1 для Т-72. Источник: ukrmil.blogspot.com

В южных странах без эффективной системы охлаждения рабочего пространства экипажа очень непросто и людям, и технике, в частности, при нагреве до +55 °С начинают сбоить тепловизоры.

По данным харьковских конструкторов, гибрид Т-72 с сердцем от Т-64 оказался на редкость годной машиной – время разгона до максимальной скорости сократилось на 15 %, средняя скорость выросла на 10 %, расходы масла и топлива упали, соответственно, на 30 % и 10 %. Но все далеко не так просто.

Где же 5ТДФ?


Если украинские моторы со встречно движущимися поршнями так хороши, то почему мы не видим их под капотами военной и гражданской техники? У харьковчан в свое время была разработана целая линейка двухтактных дизелей, способных заменить традиционные моторы на армейской технике, начиная с УАЗа. Например, для БТР и БМП созданы варианты трехцилиндрового 3ТД мощностью от 300 до 600 л. с. Однако на бронетранспортеры БТР-4Е и 4МВ1 украинцы ставят 450-сильные Deutz. Также в разработке были и автомобильные 4ДТНА1 и 2 мощностью 90–110 л. с.

Фактически единственным дизелем с двумя коленвалами и встречными поршнями является 1200-сильный 6ТД-2, который с незначительными изменениями устанавливается на Т-80УД, Т-84 «Оплот» и БРЭМ-84 «Атлет». Но даже этот мотор украинские инженеры не смогли довести до нормальной эксплуатационной годности. Как утверждали исследователи Харьковского национального технического университета, у мотора до сих пор присутствуют существенные недостатки.

Во-первых, неудовлетворительный запуск при низких температурах – не помогает даже автономный факельный подогрев и дозированный масловпрыск, которые дополнительно еще и увеличивают расход ГСМ.

Во-вторых, отмечают харьковчане, электрический пуск 6ТД-2 гораздо менее надежен, нежели воздушный моторов серии В-46.

В-третьих, бескассетные инерционные очистители воздуха циклонного типа не в полной мере справляются со своей работой, особенно в запыленных условиях. Конструкторы изначально предпочли снизить сопротивление во впускном тракте в ущерб степени очистки воздуха. Дело в том, что харьковские моторы, в отличие от уральских, требуют больше воздуха – около 1,6 кг/с у 5ТДФА против 1,2 кг/с у В-46. Следствием такого инженерного просчета стал ускоренный пылевой износ цилиндро-поршневой группы.

Пытались монтировать дополнительную систему очистки и датчики пылевого износа, но особого эффекта это не дало. Фактически украинским танкам требуется массивная системы воздухоочистки, практически нивелирующая все преимущества моторов подобной схемы. Сверхплотная компоновка МТО танков «Оплот» не позволяет разместить дополнительные кассеты фильтров, что делает проблему пылевого износа практически не решаемой на данный момент.


Тот самый двигун 6ТД-2. Источник: yablor.ru

К мнению харьковских инженеров стоит добавить несколько конструктивных недостатков моторов со встречно движущимися поршнями.

Когда поршневые кольца проходит впускные и выпускные канала, увеличивается износ стенок цилиндра – причина в уменьшении опорной поверхности кольца. Кроме этого, конструкторам приходится удлинять юбку поршня для размещения хотя бы одного маслосъемного кольца, которое не должно проходить каналы впуска и выпуска. Из-за высокого температурного режима поршней на стороне выхлопа приходится предусматривать внутреннее охлаждение узла.

До сих пор эти проблемы не устранены конструкторами.

Несмотря на очевидные плюсы конструкции мотора со встречно движущимися поршнями, на данный момент это решение еще очень сырое. Вполне вероятно, что именно распад Советского Союза и последовавшее за этим разобщение инженерного потенциала страны не позволили довести революционную для танкостроения конструкцию до совершенства.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

131 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 февраля 2022
    Похоже что до ума двигатель не доведут никогда.
    1. +17
      18 февраля 2022
      Если быть откровенными у украинцев было полвека до «доведения» своего двигателя из них три десятка в составе СССР - с его мощной научной и промышленной базой!
      1. -2
        18 февраля 2022
        У украинцев кроме гопака,шаровар и галушек ничего нет,вся техническая школа русская.
        1. +32
          18 февраля 2022
          Цитата: Пессимист22
          ,вся техническая школа русская.

          Не "русская",а советская...правда в основном из Ленинграда ..
          1. +3
            18 февраля 2022
            Сначала я тоже подумал, что "советская". Русская. Вы только вдумайтесь.
            1. +18
              18 февраля 2022
              Цитата: Андрей Николаевич
              Вы только вдумайтесь.

              Вот если вдуматься,то как раз советская и получается ... Или по вашему что при советах возникло может иметь какой то национальный окрас? Это при том как специалистов ,для ускорения процессов кидали по всей стране?
              1. +1
                18 февраля 2022
                Вы меня не так поняли. В понятие ,, русская,, я вкладываю- историю а не национальность. В Российской империи были отдельные танковые соединения, но из импортных образцов. А саму танковую промышленность развил, конечно, советский ( многонациональный) народ.
                1. +3
                  19 февраля 2022
                  Цитата: Андрей Николаевич
                  В Российской империи были отдельные танковые соединения

                  Это которые франко-английские?
                  Цитата: Андрей Николаевич
                  А саму танковую промышленность развил, конечно, советский ( многонациональный) народ.

                  Не "развил",а СОЗДАЛ ...
                2. 0
                  22 февраля 2022
                  ну давай начинай трындить про танковые соединения российской империи, хоть один номер подскажи это танковая бригада иль дивизия?
            2. -9
              18 февраля 2022
              Русско-еврейская тогда уж.
              1. +5
                19 февраля 2022
                Если бы я был царем, я бы жил даже лучше, чем царь. Я бы еще немножко шил.
                (Еврейский анекдот)

                Колы б я був царем, то украв бы сто рублив и утик.
                (Украинский анекдот из писем А.П. Чехова)
              2. +2
                21 февраля 2022
                Отвечу как дипломированный танковый инженер. Всех евреев, после общеобразовательных 1-2 курсов, отсеяли с нашей кафедры и "предложили" перейти на другие специальности. Мой год выпуска 92-93 год.
      2. +2
        19 февраля 2022
        Если учесть что этот двигатель дальнейшее развитие немецкого авиамотора времен ВМВ...
      3. +1
        20 февраля 2022
        Вполне вероятно, что именно распад Советского Союза и последовавшее за этим разобщение инженерного потенциала страны не позволили довести революционную для танкостроения конструкцию до совершенства.
        Конечно! Именно об этом думал, читая статью. Научный задел был общим, танкостроительная школа отнюдь не "украинская".
        Осталось только чертежи на мову перевести, да пить "за упокой"...
    2. +31
      18 февраля 2022
      Автор врать не нужно. Нет и не было никакого "украинского" танкового двигателя. Есть советские и российские танковые двигатели. Не вводите людей в заблуждение.
      1. Комментарий был удален.
        1. +7
          18 февраля 2022
          Цитата: seti
          Если у тех кто ставит минусы есть аргументы против моего комментария то прошу их тут выложить. А нет то убейтесь о полено.

          =======
          Минусов - нет, не за что! Но есть уточнение: Хотя корни чаромовского 5ТД проистекают из ЦИАМ-а (Центральный институт Авиационного Моторостроения, г.Москва), и и сама научная школа Чаромского - это исключительно порождение Советской эпохи, но и после развала СССР, в Харькове еще остались отдельные представители этой Школы (правда теперь они считаются представителями "украинской школы" request ), которые смогли несколько доработать движок.... Хотя дальше этого и не пошло, да и не могло! В стране с разрушенной экономикой и уничтоженными почти напрочь высокими технологиями - говорить о научно-конструкторских школах просто нелепо! request drinks
          1. +3
            18 февраля 2022
            Почти полностью согласен. Конечно какая то часть инженеров советского периода осталась, да и сейчас наверняка еще есть. Но в нынешних реалиях они максимум на что способны это копирование с ухудшением его характеристик. Причина - общее падение культуры производства, качества кадров и дефицит комплектующих.
            Но говорить что это "украинский" двигатель... Звучит как анекдот.
            1. +4
              18 февраля 2022
              Цитата: seti
              Но говорить что это "украинский" двигатель... Звучит как анекдот.

              ======
              Ну это примерно тоже самое, что объявить "украинским" ТВ3-117! Да в КБ Ивченко провели серьезную работу по его модернизации, в.т.ч. повысили ресурс многократно.... Но разработан то он был именно в КБ Климова! request
              Но! Современным "укропатриотам" это не мешает "с пеной у рта" орать, что это "украинский" мотор! request
              Что тут поделаешь? Это - уже ДИАГНОЗ: fool
              drinks
              1. +4
                18 февраля 2022
                Вот и я о чем. Это же касается самолетов Антонова, КБ которого родом из Новосибирска. Но переписать и присвоить это как известно не с нуля построить.
                1. +2
                  18 февраля 2022
                  Цитата: seti
                  Вот и я о чем. Это же касается самолетов Антонова, КБ которого родом из Новосибирска. Но переписать и присвоить это как известно не с нуля построить.

                  ========
                  good "Незалежной" Украине - гордиться, увы - нечем! Все то, немногое, что сумели создать - корни имеет из Советского прошлого! request Насчет "Антонова" - как-то недавно заспорил с одним украинцем, (который у нас уже давненько работает и кажется не очень оропится домой возвращаться): речь зашла об "Антонове". На мое заявление, что за 30 лет это прославленное КБ практически ничего нового на сделало, он искренне возмутился: "А "Мрия"? Крупнейший транспортник в мире!!!" На что и получил ответ: "А ЧТО такое "Мрия"? Взяли "Руслан" (который, между прочим весь Союз создавал!), сделали "врезку" в фюзеляж", "врезку" в центроплан, установили 2 дополнительных двигателя и....вуаля! А теперь представь себе какую офигительную прочность "Руслан" имеет! Там же ЗАРАНЕЕ была предусмотрена такая возможность!. Какой все-таки конструкторский Коллектив БЫЛ!"
                  Парень слегка скис! А возразить то и нечего! request
                  Увы, ключевым словом про "Антонов" является именно БЫЛ! Да и не только про "Антонов" это можно сказать.....
                  1. 0
                    24 февраля 2022
                    Да и Мрия при СССР собрана, Буран таскала.
          2. 0
            4 марта 2022
            Вернее он проистекает от немецкого ЮМО-205.
        2. Комментарий был удален.
    3. +14
      18 февраля 2022
      Тем не менее, Украина продала Эфиопии 171 модернизированный Т-72 с двигателем 5ТДФМА-1 - Т-72УА-1.

      В свое время также продал несколько сотен двигателей 6ТД, мин. в Пакистан.

      Неплохой успех для недоработанного двигателя
      1. +5
        18 февраля 2022
        Это два контракта, пусть и больших. Третьего уже не было. Таиланд это уже цирк.
        1. +3
          18 февраля 2022
          Цирк, впрочем, вовсе не из-за двигателя.

          Пакистан подписал с Украиной два контракта на закупку 6ТД - первый на 300 единиц для танков Al-Khalid, а второй в 2013-2016 годах - 110 двигателей 6ТД-2 на сумму более 50 млн долларов США.
          1. +4
            18 февраля 2022
            Цитата: Кonstanty
            Пакистан подписал с Украиной два контракта на закупку 6ТД

            Не факт, что это заслуга характеристик двигателя. Если нет своего танкового двигателя, то купить на стороне крайне проблемно. К примеру, Турция: для своего Алтая присмотрела двигатель у немцев, но по политическим соображениям им его не продали.
            Так, что, Пакистанцы выбирали не из лучших, а из тех, что им согласны были продать.
            1. +3
              18 февраля 2022
              Да - это могло иметь значение при выборе - т.е. никакого выбора. Тем более, что извечный противник Пакистана - Индия выбралa лицензионное производство W-92S
              Однако важен второй контракт — пакистанцы уже имели опыт работы с этим двигателем и все же выбрали его по довольно высокой цене — около 400 000 долларов за штуку.
              Это стоимость движка Скания для малазийских пендекаров - так что если бы 6ТД вообще не получился, то дальше по моему они не решили бы сделать вторую покупку
              1. +1
                19 февраля 2022
                Цитата: Кonstanty
                Однако важен второй контракт — пакистанцы уже имели опыт работы с этим двигателем и все же выбрали его по довольно высокой цене — около 400 000 долларов за штуку.
                Это стоимость движка Скания для малазийских пендекаров

                =======
                А Вы не подумали, ВО СКОЛЬКО обошлась бы ПЕРЕДЕЛКА моторного отделения Т-80УД под эту вашу "Сканию"? И влезет ли она туда, от слова ВООБЩЕ?
                Если нет - то подумайте, ПОЧЕМУ при модернизации БМП-1 до уровня "Басурманин" не использовали башню от БМП-2??? wink
                1. +1
                  19 февраля 2022
                  И влезет ли она туда, от слова ВООБЩЕ?


                  Ведь Пендекар это версия Т-72М1. Изначально стоял двигатель С-12 - развитие W-46 с трансмиссией Renk. Затем малазийцы переключили двигатель на Scana. Powerpack S350 предназначен для танков семейства Т-72/Т-90/М84.


                  Конечно его сборка в Т-80 потребовала бы немалых и дорогих изменений корпуса, но например тут на ВО Т-72М4ЦЗ недавно написали как лучшую модернизацию a там изменения корпуса под двигатель Аллисон огромные и очень дорого
                  1. +2
                    19 февраля 2022
                    Китай, танк Тип-98 при прочих с Т-72 равных (пушка 125 мм, АЗ, двигатель 1200л/с и тд) имеет длину почти на полтора метра больше, чем у Т-72 (10920 мм против 9530 мм, с пушкой вперёд) в основном за счёт МТО.
                    Более компактно у них не получилось, а весь этот дополнительный объём (по сравнению с Т-72) надо прикрыть бронёй, соответствующего веса.
      2. 0
        19 февраля 2022
        Цитата: Кonstanty
        Тем не менее, Украина продала Эфиопии 171 модернизированный Т-72 с двигателем 5ТДФМА-1 - Т-72УА-1.

        ========
        Ну так Эфиопия и танки с уральскими движками прикупила бы с огромным удовольствием: вопрос только в ЦЕНЕ!
        ---------
        Цитата: Кonstanty
        В свое время также продал несколько сотен двигателей 6ТД, мин. в Пакистан.
        Неплохой успех для недоработанного двигателя

        ======
        А вот об этой сделке как раз очень и очень много можно чего порассказать, тем более, что Россия тоже была в неё вовлечена (правда - косвенно!)...... Там - вообще была очень хитрая шахматная "многоходовка"!!! bully
    4. +7
      18 февраля 2022
      Похоже что до ума двигатель не доведут никогда.

      Не факт, у дизеля с ПДП очень выгодная компановка именно для применения на танках.
      По литровой мощности ему нет равных, отсюда и габариты, сопоставимые с ГТД. Проблема питания воздухом решаемая, ГТД потребляет гораздо больше воздуха, смогли же решить эту проблему.
      Одним словом будет интерес определённых кругов принимающих решение, доведут и такую схему дизеля до приемлемых параметров.
      Пример 10Д100, половина РЖД на нем ездит.
      1. +1
        18 февраля 2022
        Цитата: Попандос
        ГТД потребляет гораздо больше воздуха, смогли же решить эту проблему.

        Проблему решили в Ленинграде, но не в самостийном Харькове.
      2. +1
        18 февраля 2022
        Уже не ездит.
    5. +2
      18 февраля 2022
      Я вам больше скажу: 5тдф можно считать вполне доведенным двигателем-его в СССР разработали и довели до серии, за плечами разработчиков был весь могучий потенциал ВПК СССР. И он был достаточно доведен, выпускался многотысячными тиражами.
      А вот после развала двигателестроение на Украине забуксовало-они так и не смогли без СССР довести ни одной дальнейшей модификации 5тдф. Поэтому вынуждены применять импортные силовые агрегаты на свои БТРы-автор об этом пишет.
      Уверен, песня 5тдф и его более поздних модификаций ещё не допета: напомню, сейчас на Т-90 стоят предки того В-2 с Т-34. 5тдф-задел на будущее. В его конструкции ещё не реализованы достижения последних десятилетий в области электроники, топливных систем (=повышение экономичности, мощности), систем управления, новых материалов (а этот двигатель очень напряжён-предъявляет высокие требования к материалам!)-на этом движке ещё технологии 70-ых годов! И Украина сама ни в жизнь не доведет этот двигатель до современных требований-нет у неё компетенций, всё профукали.
    6. 0
      19 февраля 2022
      Похоже что до ума двигатель не доведут никогда.

      Добавлю ещё пару недостатков двухтактного дизеля со встречно движущимися поршнями:
      1). Самая дорогая деталь ДВС - это коленвал (цена коленчатого вала около 30% от стоимости ДВС, если не ошибаюсь). В этом типе двигателя их два, что ведёт к ощутимому удорожанию двигателя.
      2). Из-за горизонтального расположения цилиндров и поршней, при работе ДВС поршень давит всем весом на нижнюю стенку цилиндровой втулки. Даже при «перекладке» поршня в ВМТ, поршень всегда оказывает воздействие на одну сторону втулки. Добавляем абразив (пыль), который залетает с воздухом в цилиндры и получаем повышенный износ втулки, овальное отверстие во втулках и прорыв газов в под поршневое пространство с потерей мощности ДВС.
      1. +1
        19 февраля 2022
        Цитата: Sharky
        Из-за горизонтального расположения цилиндров и поршней, при работе ДВС поршень давит всем весом на нижнюю стенку цилиндровой втулки.

        Вес небольшой, и если вращать левый коленвал против часовой, а правый - по, то вес поршня + пальца + пол-шатуна будет уменьшать нормальную силу на верхнюю стенку втулки на ходе расширения (не забывайте, двигатель - тронковый). Хотя, тут, конечно, расчёт нужен для уточнения. hi
        1. +2
          19 февраля 2022
          Когда сравнивают МТО танка Т-72 и МТО Т-64, всегда упоминается "гитара" танка Т-72, которая передаёт крутящий момент двигателя на коробки передач, и как плюсы МТО танка Т-64, указывается, что этот танк в такой ненужной детали, да ещё с очень низким КПД не нуждается. КПД оставим на совести тех, кто эти сказки сочиняет. Обращу внимание на то, внутри двигателя 5(6)ТДФ, между двумя коленвалами установлен редуктор, для согласования работы коленвалов (а так же для передачи крутящего момента с второго коленвала), в котором 5-ять шестерен и по КПД он вряд ли выше, КПД "Гитары" у которой шестерен, участвующих в передаче момента двигателя на коробки 4-е.
          В общем, если считать КПД трансмиссий вместе с редукторами двигателей, то они сопоставимы..
          1. +1
            19 февраля 2022
            с очень низким КПД не нуждается. КПД оставим на совести тех, кто эти сказки сочиняет.

            КПД редуктора вообще в районе 97% и является достаточно высоким (в «гитаре» ведь нет червячной передачи). Поэтому тут действительно сказки от сказочников. hi
        2. +1
          19 февраля 2022
          Вес небольшой, и если вращать левый коленвал против часовой, а правый - по, то вес поршня + пальца + пол-шатуна будет уменьшать нормальную силу на верхнюю стенку втулки на ходе расширения (не забывайте, двигатель - тронковый). Хотя, тут, конечно, расчёт нужен для уточнения. hi

          Вы скорее всего не так поняли: тут исключительно работает сила гравитации. Поршень постоянно движется возвратно-поступательно во втулке, которая расположена горизонтально. Втулка не вращается, понятное дело и поршень, лёжа на компрессионных кольцах и маслосъёмном кольце, постоянно оказывает воздействие на внутреннюю нижнюю часть стенки цилиндровой втулки посредством гравитации, через относительно небольшую площадь поверхности (касание лишь по поверхности колец). Это как вставить круглый напильник в трубу, закреплённую горизонтально в тисках и водить напильником туда-сюда. Очевидно, что напильник будет выбирать металл исключительно под собой, из-за своего веса. Верхняя часть трубки обрабатываться не будет.
          На самом деле такой эффект встречается и на V-образных двигателях и на рядных, но в меньшей степени. Так как угол относительно горизонта отличен от нуля, то и часть веса будет передаваться через поршневой палец на шатун, а не всем весом давить на одну стенку цилиндровой втулки. Эффект имеет место быть и в вузе про него дают информацию. hi
          1. +3
            19 февраля 2022
            Цитата: Sharky
            Вы скорее всего не так поняли: тут исключительно работает сила гравитации.

            Sharky, я всё понял правильно, я просто предлагаю, как этот эффект уменьшить или убрать. Поршень прижимается к стороне втулки, противоположной движению шатуна (разложение сил в КШМ). Вот картинка - имею ввиду силу N.


            Это происходит и при сжатии, и при расширении. Однако, при расширении (сгорании) давление на поршень больше, поэтому расширение нужно организовать тогда, когда оба шатуна направлены вниз и вправо-влево.

            Спасибо за комментарий, я только сейчас увидел свою ошибку - коленвалы должны вращаться в другие стороны.

            P.S. Дополню: в тронковом двигателе кольца прижаты равномерно (более-менее), а вот юбка "пилит" втулку, как Ваш напильник. hi
            1. +1
              4 марта 2022
              На английском "Вожде" стоял подобный мотор и стоял он вертикально, но это не помогло. Износ гильз цилиндров это половина, а может и четверть его проблем.
        3. +1
          4 марта 2022
          Так в том-то и дело, что тронковый! Крейцкопфным его не сделать.
  2. +15
    18 февраля 2022
    Автор какой то странный и статья странная. Двигатель передовой и классный, но ненадёжный и дурной. вот и думай как хочешь. А по факту подобные движки применялись много где, и за долго до изобретения у нас. И в Германии и в Британии и т д. Но наигравшись с ними многие от них убежали.
    1. +4
      18 февраля 2022
      Но наигравшись с ними многие от них убежали.

      10Д100 погуглите, половина РЖД на этом дизеле ездит
      1. +6
        18 февраля 2022
        Давно уже не ездит. Натерпелись как говорится. Даже на оставшихся 2тэ10м на коломенский поменяли
    2. +14
      18 февраля 2022
      Цитата: Вольный ветер
      и за долго до изобретения у нас.

      "Двухтактный дизель с прямоточной продувкой с противоположно-движущимися поршнями с двумя коленвалами впервые был построен на Коломенском заводе. Конструктор, главный инженер Коломенского завода Раймонд Александрович Корейво, 6 ноября 1907 года запатентовал двигатель во Франции, потом демонстрировал его на международных выставках. "
  3. +9
    18 февраля 2022
    На сколько я помню эксплуатанты зтого мотора особо подчеркивали прожорливость оного именно по маслу.Сам я не танкист,за что купил,за то и продал.
    1. +9
      18 февраля 2022
      Главный геморрой у этого движка - это запуск при низких температурах. При +15 уже нужен масловпрыск. Поэтому и расход масла увеличивается. А так масло на угар не больше, чем в уральском движке.
  4. +8
    18 февраля 2022
    Т-72 с харьковским дизелем

    Эдакая хихиканья истории - изначально Т-72 должен был быть только вариантом Т-64 с уральским двигателем
    1. +5
      18 февраля 2022
      Цитата: Кonstanty
      Эдакая хихиканья истории - изначально Т-72 должен был быть только вариантом Т-64 с уральским двигателем

      Действительно "хихикальная" - изначально Т-72 вообще не должно было быть ...А должен быть Т-64А с Харьковским дизелем в мирное время,и с модификацией В-2 в особый период... Но у уральцев взыграло ...
      1. 0
        19 февраля 2022
        Отнесись харьковчане к своей разработке ответственней, то и не понадобился бы уральский мобилизационный танк.
        1. 0
          19 февраля 2022
          Цитата: lelik613
          Отнесись харьковчане к своей разработке ответственней, то и не понадобился бы уральский мобилизационный танк.

          Вы считаете ,что наступит или нет "особый период" зависело только от ответственного отношения харьковчан?
          Особый период :
          промежуток времени, в течение которого в целях отражения готовящегося вооруженного нападения противника особенно интенсивно осуществляется непосредственная подготовка страны, ее Вооруженных Сил и органов государственной безопасности к войне;
          1. +1
            20 февраля 2022
            "особый период" так и не наступил и это факт. И будь т-64 так хорош как вам кажется, машина тагильцев осталась бы всего лишь «объект 172М».
            1. 0
              20 февраля 2022
              Цитата: lelik613
              И будь т-64 так хорош как вам кажется

              Да вы даже в курсе моих предпочтений....правда я сам не знал что для меня Т-64 так хорош...По мне итак Т-62 выпускавшийся на Урале был то же ни чего ...
              1. 0
                20 февраля 2022
                Кажется это такая тонкая грань...
                1. 0
                  20 февраля 2022
                  Кажется если кто то утверждает(или заявляет) о своих предпочтениях то это видно сразу ,а если такого утверждения нет то это фантазии окружающих,или попытка выдать свои мысли за мысли другого человека...Так где у меня про "хорошесть" или "не хорошесть" Т-64?Ну хоть одно оценочное высказывание?
                  1. +1
                    20 февраля 2022
                    Давайте замнем. Предлагаю сойтись на том, что Т-64 оказался хуже чем обещали, а Т-72 вышел лучше чем ожидали.
                    1. 0
                      20 февраля 2022
                      Цитата: lelik613
                      Давайте замнем.

                      А что "замнём"? Ваши фантазии?Я вообще не обсуждал ни какие достоинства и недостатки ...Так что это ваши личные проблемы hi
                      1. 0
                        23 февраля 2022
                        Меня умиляет ваша неутомимая способность спрыгивать с темы и искать новые поводы для обидок. Попейте валерьянки и погуляйте на свежем воздухе. Dixi.
                      2. 0
                        26 февраля 2022
                        Цитата: lelik613
                        Меня умиляет ваша неутомимая способность спрыгивать с темы и искать новые поводы для обидок. Попейте валерьянки и погуляйте на свежем воздухе

                        Да вы вообще очень миленький и до умилений были ...Почитайте про что тема была ...хотя вам это же совершенно не важно было ..
  5. +2
    18 февраля 2022
    С каких это интересно времен двухтактные движки стали экономичней по удельному расходу четырехтактных ?
    1. m-z
      +7
      18 февраля 2022
      Предположу, что вы сравниваете двух- и четырехтактные бензиновые. В двухтактных бензиновых продувка камеры сгорания осуществляется топливной смесью и часть топлива выбрасывается в выпускные окна - отсюда и повышенный расход топлива. В двухтактных дизелях продувка КС осуществляется воздухом, потерь топлива нет.
      А КПД двухтактных дизелей обычно немного выше, чем у четырехтактных как раз из-за меньших теплопотерь (ну и, соответственно, несколько большей теплонагруженности). Судовые дизеля нередко бывают двухтактные из-за экономичности. Но требования экологии с двухтактным циклом не выполнить.
      1. +1
        18 февраля 2022
        Да нет. Я сравниваю 5д49 с расходом 151г и 10д100 с расходом 160г сопоставимой мощности. А что у в46 на 5г больше чем у тдф, так у двигателей с механическим приводом надува это естественно.
  6. Но германцы на ЮМО с 30х летали , вообще-то
  7. +12
    18 февраля 2022
    2-х тактный ПДП дизельный двигателя имеет меньшие потери в систему охлаждения, как правильно отмечено в статье, из-за организации рабочего процесса при больших коэффициентах избытка воздуха. Для танка это может быть и хорошо вот только 2-х тактная ПДП схема имеет ряд существенных недостатков которая серьёзно ограничивает применение данной схемы в двигателестроении. Поршень 4-х тактного двигателя, одинаковой размерности с 2-х тактником, всегда будет иметь меньший вес и меньшие линейные размеры. Теплонапряжённость, а следовательно и ресурс поршневой группы всегда выше у 4-х тактника. Для надёжной работы выпускного, а впрочем и впускного поршня, 2-х тактного двигателя, поршень должен иметь галерейное масляное охлаждение. В наиболее неблагоприятных условиях, у 2-х тактного ПДП-двигателя, работают головка и кольца выпускного поршня. Кольца имеют склонность к залеганию. Для организации нормальной продувки цилиндра делают угловое смещение открытия выпускных окон что приводит к неравномерности снимаемой мощности по впускному и выпускному коленвалам. В теории мощность 2-х тактного ПДП-двигателя должна быть больше в 2 раза чем мощность 4-х тактника при одинаковом объёме. Фактически только на 70%. 2-х тактный ПДПшник очень сложен в доводке, данный двигатель проще чем 4-х тактник конструктивно но намного сложнее с точки зрения газодинамики да и с охлаждением не всё так просто. Тут на любителя, хочешь долго и нудно извращаться, занимайся 2-х тактным ПДП. Хочешь вменяемый и надёжный двигатель, занимайся 4-х тактным двигателем, в том числе построенным по ПДП-схеме. Такие схемы были и есть. К стати, первый 4-х тактный двигатель, ПДП схемы, для дирижабля с принудительным искровым зажиганием был построен в 19 веке в Питере Огнеславом Костовичем.
    1. +1
      18 февраля 2022
      Цитата: 2112vda
      2-х тактный ПДП дизельный двигателя имеет меньшие потери в систему охлаждения, как правильно отмечено в статье, из-за организации рабочего процесса при больших коэффициентах избытка воздуха.

      Здравствуйте. Немного поправлю - коэффициента продувки. Скажите пожалуйста, если в курсе: в статье Автор пишет, что у таких двигателей повышенный износ в районе окон. На двухтактных судовых движках (прямоточно-клапанная продувка) такого не наблюдаю - самый большой износ там, где наибольшее давление - в районе ВМТ.

      Может быть, имеются ввиду только выпускные окна, где температура выше? Но и тут непонятно - при высоком коэффициенте продувки охлаждения наддувочным воздухом должно быть более, чем достаточно. В чем же причина? hi
      1. +1
        19 февраля 2022
        Причина проста, размерный фактор. Судовые дизели имеют большие размеры цилиндров, в межоконных перемычках гораздо проще выполнить каналы охлаждения. У танковых и прочих малоразмерных ПДП двигателей с этим проблема. Идёт банальный перегрев кромок выпускных окон и как следствие деформация. 2-х тактные двигатели, в том числе и ПДП хорошо себя зарекомендовали в микро и мини литражных двигателях из-за относительной простоты и в крупных судовых и тепловозных дизелях при низких и средних оборотах КВ. Особых преимуществ, по комплексу эксплуатационных характеристик, 2-х тактные ПДП двигатели не имеют перед 4-х тактными двигателями. Ресурс 2-х тактных ПДПшников ниже чем у 4-х тактников, сложность конструкции современных ПДПшников ну ни как не меньше 4-х тактников. Вот всем этим и объясняется низкий интерес к этому классу двигателей. А если учитывать более высокий уровень выбросов СН чем у 4-х тактников то и особых перспектив нет. Масло к сожалению попадает в выпускные окна при проходе поршневых колец.
        1. 0
          19 февраля 2022
          Цитата: 2112vda
          Судовые дизели имеют большие размеры цилиндров, в межоконных перемычках гораздо проще выполнить каналы охлаждения.

          Судовые 2 такта имеют охлаждение только в верхней части втулки, окна не охлаждаются - они только продувочные, выпускных нет. Двигатели с впускными окнами (поперечная и петлевая схемы продувок) ушли в историю в связи с увеличением отношения ход/диаметр и невозможностью при этом обеспечить качество продувки - высокий коэффициент остаточных газов.

          Цитата: 2112vda
          Масло к сожалению попадает в выпускные окна при проходе поршневых колец.

          Я и не подумал, что танковые 2 такта все тронковые (судовые - крейцкопфные), и организовать качественную смазку цилиндров там намного сложнее. hi
          1. +1
            20 февраля 2022
            Вы пишите о прямоточно-клапанной продувке, там всё действительно так. Мы же обсуждаем прямоточно-щелевую продувку. От такого типа продувки в судовых дизелях уже все практически ушли, так что и обсуждать нечего. Теперь насчёт тронковых 2-х тактных ПДП двигателей. Масло снимаемое кольцами со стенок цилиндров попадает в выпускные окна какую бы систему смазки не применяли, обычную разбрызгиванием или лубрикаторную. Избавиться от этого недостатка можно только применив золотниковую систему газораспределения. Роль клапана-золотника, полностью перекрывающего впускное и выпускное окна, выполняют короткие подвижные гильзы. Такие А.С. есть. Но все эти заморочки ни к чему.4-х тактник прекрасно выполняет свои функции, и более экологичен.
            1. 0
              21 февраля 2022
              Попадалась информация про 2-ух тактные двигатели с газораспределением клапанами (совсем без окон). Утверждали, что клапанами это можно сделать более точно. Но подробной информации по этим двигателям не нашёл (вроде бы, Хонда).
  8. +6
    18 февраля 2022
    Автор вводит в заблуждение, то ли по незнанию, а может и специально...
    Двухтактный двигатель экономичнее .... Хорошая реклама!
    У В-92С2 удельный расход составляет 212 г/ кВт*ч , т.е. 156 г/л.с.*ч...
    Двухтактный двигатель выдаст большую мощность при прочих равных параметрах. За счет расхода топлива, масла и ресурса. А линейка 5ТД еще и в производстве доставляет знатный геморрой. И надежностью не страдает.
    А почему ничего не написали о ресурсе моторов ?
    1. +7
      18 февраля 2022
      Цитата: VIK1711
      Двухтактный двигатель экономичнее .... Хорошая реклама!

      Ну, это точно не про 5 ТДФ. Автор как то стыдливо умолчал, что у этого двигателя обороты холостого хода, почти такие как у того же В-46 рабочие
    2. m-z
      +4
      18 февраля 2022
      Цитата: VIK1711
      Двухтактный двигатель экономичнее .... Хорошая реклама!

      Уже ответил выше, но все так: двухтактный дизель вполне может быть экономичнее четырехтактного. Поэтому крупные судовые дизеля делают двухтактными.
      1. +3
        18 февраля 2022
        Не надо путать теплое с мягким.
        Мощность и обороты судовых дизелей не подскажите?
        В маломерной линейке судовых дизелей четырехтактные дизеля живут и здравствуют.
        1. m-z
          +2
          18 февраля 2022
          Цитата: VIK1711
          Не надо путать теплое с мягким.
          Мощность и обороты судовых дизелей не подскажите?
          В маломерной линейке судовых дизелей четырехтактные дизеля живут и здравствуют.

          Могу посоветовать вам того же.
          Еще раз: двухтактные дизели не уступают в экономичности четырехтактным (а то и превосходят их). Самые крупные судовые дизели - двухтактные. Их низкие рабочие скорости вращения КВ обусловлены, в первую очередь, геометрическими размерами, которые определяются требуемой мощностью и необходимым ресурсом.
          1. +1
            18 февраля 2022
            Самые крупные судовые дизели - двухтактные.

            В цифрах можно примеры удельных расходов для двигателей равной мощности ?
            Двухтактник проще конструктивно. Особенно на больших мощностях.
            1. m-z
              +3
              18 февраля 2022
              ??? Характеристика "Удельный расход топлива" как раз и предназначена для сравнения двигателей неравной мощности и разной конструкции.
              "Двухтактник проще конструктивно" - вообще не аргумент. Их применяют потому, что они в большей степени отвечают предъявляемым требованиям (для каждого конкретного случая). Если более сложный двигатель лучше для данных условий (в комплексе параметров)- будут применять его.
              На больших мощностях расход топлива становится одной их самых важных характеристик. И если бы двухтактные дизели были неэкономичны, их бы не применяли. Например:
              Двухтактный дизель Wärtsilä-Sulzer RTA96C/RT-flex96C —уд. расход 171 г/(кВт·ч) (126 г/(л.с.·ч). У самых лучших четырехтактных показатели сравнимые или хуже.
              При расходе топлива более 10 т/ч в коммерческих перевозках каждый процент снижения расхода важнее общей сложности конструкции.
              1. +1
                18 февраля 2022
                При расходе топлива более 10 т/ч в коммерческих перевозках каждый процент снижения расхода важнее общей сложности конструкции.

                И по топливу расскажите?
            2. 0
              18 февраля 2022
              Цитата: VIK1711
              В цифрах можно примеры удельных расходов для двигателей равной мощности ?

              Реальный (не стендовый) навскидку: 4 такта - 220 г/кВтч, 2 такта - 180 г/кВтч. Это если одинаковой мощности и возраста, в другом случае разброс больше.

              Насчёт маломерной линейки судов: туда просто 2 такта такой же мощности по габаритам не влезают - вот и вся причина.
      2. +5
        18 февраля 2022
        Цитата: m-z
        Уже ответил выше, но все так: двухтактный дизель вполне может быть экономичнее четырехтактного.

        Это ни кто не оспаривает. Все может быть. Тут же берутся конкретные образцы...
        Давайте сравним танки Т-64А (второй модернизации) и Т-72Б (первой модернизации)
        Вес танков Т-64А - 38,5 тонн: Т-72Б - 44,5 тонн
        Двигатели Т-64А - 5ТДФ мощностью 700 л/с
        Т-72Б - В-84М мощностью 840л/с
        Теперь сравним характеристики, согласно "Технического описания и инструкции по эксплуатации..."
        Т-64А МО СССР 1984 год
        Т-72Б МО России 1995 год
        Вместимость топливных баков
        Т-64А
        Вместимость внутренних топливных баков - 730 литров
        - \ - наружных топливных баков - 540 литров
        - \ - дополнительных топливных бочек - 370 литров
        Итого - 1640 литров
        Т-72Б
        Вместимость внутренних топливных баков - 750 литров
        - \ - наружных топливных баков - 670 литров
        - \ - дополнительных топливных бочек - 375 литров
        Итого - 1750 литров
        Запас хода
        Т-64А
        - без доп.бочек, по грунту - 225...360 км
        - \ - по шоссе - 500...600 км
        - с дополнительными бочками по грунту - 310...450
        - \ - по шоссе - 700 км
        Т-72Б
        - по грунту - 460...650 км
        - по шоссе - 700 км
        И вот скажите, где тут "явное преимущество 5ТДФ"? Его просто нет, более тяжелый танк Т-72Б, с более мощным двигателем, имеющий запас топлива больше на 100 литров имеет лучшую дальность хода по грунту и одинаковую по шоссе
    3. 0
      18 февраля 2022
      Согласно справочникам, расход топлива у обоих движков практически одинаков.
  9. +3
    18 февраля 2022
    Из фундаментальных преимуществ моторов со встречно движущимися поршнями особо выделяется низкая удельная теплоотдача в охлаждающую жидкость и масло.
    ????????? Господи, но это от куда? Этот двигатель очень теплонагруженный, очень. Его перегреть...
    1. m-z
      +2
      18 февраля 2022
      Все верно, если бы была хорошая теплоотдача, то тепло уходило бы в систему охлаждения и двигатель был менее теплонагруженным.
  10. -7
    18 февраля 2022
    Ни в коем случае не пропагандируя уже фактически мертвую украинскую школу моторостроения...

    А это почему?! Украинская школа моторостроения в свое время сумела создать етот шедевр! Что мешаеть признать сам факт, уйдя от реалиях нынешней политики? request
    1. +2
      18 февраля 2022
      Цитата: pytar
      етот шедевр

      Ето так себе шедевр. А что в статье написано, так на заборе и не такое пишут yes
      1. -3
        18 февраля 2022
        Ето так себе шедевр.

        Кода оно из СССР, шедевр, а когда уже Украина, "так себе"...хоть мотор один и тот же! lol

        А что в статье написано, так на заборе и не такое пишут

        Напишите вы "правильную" статию! Почитаем... bully
        1. +13
          18 февраля 2022
          Цитата: pytar
          Кода оно из СССР, шедевр, а когда уже Украина, "так себе"...хоть мотор один и тот же

          Кто про что, а вы про баню... 5ТДФ - очень капризный двигатель, на холоде его завести непросто, зато перегреть и сжечь - это запросто. Он у меня в танке стоял, так что, в отличии от вас, за слова свои я отвечаю yes
          1. Комментарий был удален.
    2. +8
      18 февраля 2022
      Цитата: pytar
      Украинская школа моторостроения в свое время сумела создать етот шедевр!

      С каких пор А.Д.Чаромский стал "украинской школой"? Это как раз советская школа ...Завод Малышева это всего лишь один из заводов где он был главным конструктором КБ.Это КБ он создал в 1954 году ...До этого назначения работал в ЦИАМ( к стати он один из его создателей) .
      1. -3
        18 февраля 2022
        С каких пор А.Д.Чаромский стал "украинской школой"? Это как раз советская школа ...

        Вопрос не ко мне, я сцитировал автора:
        ...украинскую школу моторостроения...
        1. +2
          18 февраля 2022
          Цитата: pytar
          Вопрос не ко мне, я сцитировал автора

          Но как аргумент в своём посту ...
          1. -3
            18 февраля 2022
            Но как аргумент в своём посту ...

            Каждый воспринимает сказанного в мере своего понимания. Сам автор пишет:
            Ни в коем случае не пропагандируя уже фактически мертвую украинскую школу моторостроения...

            Полагаю, автор говорит об "украинская школа", посколько Харьковское КБ, находилось в Украинской ССР. А может из за другие соображения! Например, чтоб обязательно внести негатив добавляя перед "украинская" слово "мертвая". Есть такой психологический похват, в пропаганду его часто используют.
            Я за то и спросил, причем сдесь етот пассаж? Вопрос действительно не ко мне. request
            1. 0
              19 февраля 2022
              Цитата: pytar
              Я за то и спросил, причем сдесь етот пассаж?

              Прочёл ваш пассаж -
              Цитата: pytar
              Украинская школа моторостроения в свое время сумела создать етот шедевр!

              "!" - явно не вопрос означает ...
              1. -2
                19 февраля 2022
                Автор: Ни в коем случае не пропагандируя уже фактически мертвую украинскую школу моторостроения...

                1.Есть утверждение, что было "украинская школа моторостроения"! 2.Есть утверждение, что она шась "мертвая"!
                Мое: 1. А это почему?! 2.Украинская школа моторостроения в свое время сумела создать етот шедевр! 3.Что мешаеть признать сам факт, уйдя от реалиях нынешней политики?

                Допускаю, что неоднозначно прозвучало. Поетому поясню об смысла моих слов:
                1. Как понимать утверждение автора? Что есть факт существования украинской школой моторостроения?
                2.Мотор действительно шедевральны. Тогда изходя от твердение 1. етот шедевр создала украинская школа моторостроения.
                3.Если 1 и 2 верно и 1. по мнение автора является фактом, что мешает ему сказать что и 2. есть факт?

                Твердя, что существовала "украинская школа" и вставя слово "мертвая", выходит, что цель автора было внести негативное звучение к "украинская". Классический пропагандисткий похват, когда стараются внушит читателю подсознательно негатив к какоето действо, обыект! В данны случай к Украина! Опять!
    3. +3
      18 февраля 2022
      Цитата: pytar
      Ни в коем случае не пропагандируя уже фактически мертвую украинскую школу моторостроения...

      А это почему?! Украинская школа моторостроения в свое время сумела создать етот шедевр! Что мешаеть признать сам факт, уйдя от реалиях нынешней политики? request


      Какой факт? Вы о чём? Признать то, чего не делала Украина? Врите, да не завирайтесь! Не Украинская школа мотостроения создала его, а СССРская! Украинская не то что создать что-то новое-модификации не может довести до требуемых кондиций! То же самое могу написать про Ан: создали что-нить? Мотор Сич какие движки новые разработал за последние 30 лет? То-то и оно…
      1. -4
        18 февраля 2022
        Какой факт? Вы о чём? Признать то, чего не делала Украина? Врите, да не завирайтесь!

        Вы реагируете первосигнально, почитав "украинская", не вникая в смысл сказанного! laughing Нигде я не утверждаю, что оно факт! Мой вопрос был к автора! Раз он считает фактом существования во время СССР украинской школой, пусть признает и факт, что она создала етого интересного агрегата! А если нет, то пусть уберет "украинская школа", и напишет, что это советская! hi
        1. +2
          18 февраля 2022
          Авторов обычно цитируют, а вы утверждаете. Если трудно писать внятно по-русски - пользуйтесь переводчиком.
          1. -4
            18 февраля 2022
            Авторов обычно цитируют, а вы утверждаете.

            Пассажь в кавичках, в поле цитатах. А слово ФАКТ, не ставлю в кавичках намеренно. Потому что, в зависимость от точки зрения может быть и так и иначе.
            Если трудно писать внятно по-русски - пользуйтесь переводчиком.

            В пассаже есть смысловое противоречие. Кому должно, оно и так понятно. Остальными, мимо...
            1. +2
              19 февраля 2022
              Цитата: pytar
              Украинская школа моторостроения в свое время сумела создать етот шедевр! Что мешаеть признать сам факт, уйдя от реалиях нынешней политики? request

              Т.е., судя по вашему комменту, в свое время именно украинская (не СССРская) школа создала 5тдф! Вы или совсем не понимаете русский язык, либо просто тролите… Бога ради, пишите дальше билиберду-буду ваши посты считать за пустой звук.
              1. -4
                19 февраля 2022
                Т.е., судя по вашему комменту, в свое время именно украинская (не СССРская) школа создала 5тдф!

                Не знаю откуда такое судите. Мое мнение - во времена СССР не существовала ни украинская ни русская школа. Существовала советская школа.
                Двигатель создан советским институтом, расположеный на територии Украинской ССР. Дальше, кто как хочет пусть так толкует.
                Вы или совсем не понимаете русский язык, либо просто тролите…

                Я лиш обернул внимания на противоречие в слова автора. Если сказал "а", скажи и "б" ! В противном случае убери "а" и продолжай дальше! А то получается, что сказал "а", только чтоб за порядны раз добавить дегдя...
                Бога ради, пишите дальше билиберду-буду ваши посты считать за пустой звук.

                Ой, как жить буду, не представляю себе... laughing
              2. 0
                23 февраля 2022
                Не ведитесь вы так на этого защитника великих укров. Он жеж просто заходит сюда потроллить.
  11. +4
    18 февраля 2022
    Танковый дизель со встречно движущимися поршнями: за и против

    Заголовок вроде как подразумевает, что автор рассмотрит именно танковые дизели с с ПДП, однако автор ограничился одним советским двигателем 5ТД. Тогда и статью надо озаглавливать "Танковый дизель 5ТД: за и против". То есть замах вроде был, а вот с ударом как то не получилось.
    Потому как у танкового дизеля с ПДП Leyland L60, которым оснащались танки Chieftain, Vickers MBT, Vijayanta "за" и против уже несколько другие, а у Cummins Advanced Combat Engine (ACE), который разрабатывает Cummins Inc. - совсем другие. А есть еще двигатель, который в 2017 году запатентовала Volvo.
  12. +3
    18 февраля 2022
    ну, начался холивар...Я думаю что всех примирит газотурбинный двигатель на бронетехнике...В СССР его массовой постановке на танки мешала исключительно его высокая стоимость. Но вот сейчас то? -- Стоимость обычного , дизельного танка выросла в разы!(по сравнению с 80-ми) В основном за счёт навороченной электроники(прицельно-навигационный комплекс и система активной защиты). Т.е. на фоне общего повышения стоимости современного танка стоимость ГТД уже не выглядит столь высокой!(в процентном отношении) Его преимущества -- очевидны. Недостатки -- вполне устранимы(просто по-настоящему серьёзно за эту проблему ещё не брались...). Так что будущее БТ именно за ГТД...
  13. +3
    18 февраля 2022
    Весьма интересная, можно сказать - гениальная схема. Но к примеру, на тепловозах тоже как-то "не зашла". После серии 2ТЭ10 более новые разработки (2ТЭ116, 2ТЭ121, 2ТЭ25) все уже 4-тактные. И на 2ТЭ10 родной 2-тактный 10Д100 часто меняют на 4-тактный Д49.
    1. +5
      18 февраля 2022
      Жрал родной и ДТ и масло не мерено. Вертикалка летит, цилиндровые втулки.
  14. +2
    18 февраля 2022
    Пара поршней располагается горизонтально и движется навстречу друг другу в одном цилиндре. Фактически это позволяет инженерам «экономить цилиндры».

    Фактически экономят не цилиндры, а их крышки, за счет появления ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КОЛЕНВАЛА и СВЯЗИ (наверно шестеренок) между ними. А чем это лучше, чем один цилиндр с в два раза большим ходом поршня и ОДНИМ коленвалом (но пусть с в два раза большими коленьями)? А поскольку крышка - это ерунда, то чем такая конструкция лучше, чем два цилиндра, расположенные в ряд? Или оппозитно на один вал? Или - зачем огород городить - просто один цилиндр в корень из двух большего радиуса?
    Другой вопрос - двухтактность. Она позволяет экономить объем, и "рабочий", и общий - с этим соглашусь, но экономия топлива при этом сомнительна - вероятно это зависит от других примененных инноваций.
  15. +1
    18 февраля 2022
    Были и более экзотические двигатели, основанные на встречном движении поршней - тот же Napier-Deltic

    И работала :)
    1. +3
      18 февраля 2022
      Цитата: Дмитрий Владимирович
      Были и более экзотические двигатели

    2. 0
      18 февраля 2022
      Цитата: Дмитрий Владимирович
      Были и более экзотические двигатели,

      И работал :)
      Роторный двигатель Феликс Генрих Ванкель.
      Основной производитель и пользователь Роторных двигателей Mazda.
      Mazda Taiki 2007г с двигателем 16X 300 л.с.
      Крайний серийный Mazda RX-8 2003-12г
      hi
    3. 0
      18 февраля 2022
      Цитата: Дмитрий Владимирович
      Были и более экзотические двигатели

      "Эротические" прочитал сослепу. Или по Фрейду... what
    4. 0
      17 мая 2022
      Ремонт только демонтаж и отправка на завод
  16. +4
    18 февраля 2022
    У них не гильз стало меньше, а головок, соответственно площадь взаимодействия сгораемых газов меньше, т.к. энергия отдаётся не на нагрев головки, а ещё одного поршня.
    А гильзы просто соединили одну с другой в стык.
  17. Комментарий был удален.
  18. +5
    18 февраля 2022
    Так, одна из модификаций украинского мотора под индексом 6ТД-1, построенная вокруг шести цилиндров, развивает 1 000 л. с. при рабочем объеме всего в 16,3 литра. Для сравнения: у российского двенадцатицилиндрового дизеля В-92С2 (фактически форсированный В-2) при сходной мощности рабочий объем более 38 литров. Естественно, удельный расход топлива несоизмерим – у российского мотора 212 г/э.л.с.ч против украинских 158 г/э.л.с.ч.
    Интересно, откуда автор взял такие данные о расходах?
    Данные из русской википедии - В-92 -Удельный расход топлива: 212 г/кВт*ч (156 г/л.с.*ч)
    Данные из украинской википедии - 6ТД1 -Питома витрата палива, г/е.к.с.-год (г/кВтгод) 158 (215),
    6ТД 2Е -155 (211), 6ТД3 -160 (218).
    Хитропопим? Для российского движка берем киловатты, для украинского лошадки, ай-яй-яй.
  19. 0
    19 февраля 2022
    Было по службе.. Пытались 5тдф с Т80уд(?)и УТД электродами порезать)))
    Спалил 2 пачки и бросил сие занятие.
    Бесполезно.. Что КВ вал, что блок цилиндров пластилиновые..
  20. +1
    19 февраля 2022
    Хорошая статья. Не совсем понял насчет дополнительных фильтров, которые зачем то пытались установить внутри бронекорпуса. Да зачем?! Это же просто циклонные бочки, всего навсего. Установить их преспокойно снаружи, на корме, и ни о чем не париться. Ну побьет их осколками, и что? Всего лишь ухудшится очистка. Так на войне у танка и так ресурс короче некуда.
    А во всех остальных условиях это продлит ресурс. Какие "датчики пылевого износа", что за бредень? Нацепить на какой то вал турбинку, поднять давление в воздушном тракте и не заморачиваться вообще...
  21. +1
    19 февраля 2022
    Привет! Господи как не интересно написано. Лежаков в мире достаточно .Здесь рассматриваются двухтактные а это отдельный класс дизелей. Тепловозы 2Д100 и целая семья таких машин. были ещё морские версии .А танковый только один из многих .Ведь есть ещё надёжность, универсальность .А есть один фактор который важен лошадки которые получают на выходе. Есть интересные машины. Входные окна с наддувом и выхлоп через клапан, Просто машина ещё сырая. Важен также вес агрегата. С уважением.
  22. 0
    19 февраля 2022
    «конструкция с оппозитными поршнями создает более благоприятное соотношение площади камеры сгорания и объема, увеличенное соотношение удельных теплоемкостей из-за более обедненных рабочих условий, которые стали возможны благодаря двухтактному циклу, и уменьшенная продолжительность сгорания, достижимая при фиксированной максимальной скорости повышения давления из-за более низкой плотности выделяемой энергии двухтактного двигателя».
    словоблудие
    Такая конструкция имеет только два достоинства - малая высота ДВС (при большой ширине) и уравновешенность.
    Дальше сплошные недостатки
  23. 0
    19 февраля 2022
    Из фундаментальных преимуществ моторов со встречно движущимися поршнями особо выделяется низкая удельная теплоотдача в охлаждающую жидкость и масло. Это следствие низких тепловых потерь через стенки цилиндров, что позволяет значительно эффективнее сжигать топливную смесь.
    Интересная попытка представить недостаток как достоинство yes
  24. 0
    19 февраля 2022
    Это не "украинский" двигатель. Это советский двигатель.
    1. 0
      26 февраля 2022
      Юнкерс ЮМО-205, а так, первый Корейво Раймонд Александрович, Коломенский завод, ишшо при анпираторе патенты из Парижу и Лондону, эва!
  25. 0
    19 февраля 2022
    Интересно, а как дела обстоят с затекание масла в цилиндры, это же проблема для опозитов, неужели нет такой проблемы?
  26. 0
    19 февраля 2022
    Порше и Субару устанавливают такие двигатели (горизонтальные )
    https://youtu.be/nbU8ZzppKWI
  27. +1
    20 февраля 2022
    Для что бы довести этот двигатель до серии и ставить на серийные танки нужно возродить СССР. Иного варианта не существует. Остальное благие пожелания и как максимум выставочный образец.
  28. -1
    21 февраля 2022
    ... Стать плюс... Интересно...
  29. Urs
    +1
    21 февраля 2022
    Короче понятно все,никогда токого не было и вот опять.
    Кроме всех выше перечисленных КРИТИЧЕСКИХ не достатков,присутствует еще не маловажные факторы.
    1. Технологичность изготовления двигателя.
    Двигатель из серии 5ТД и дальнейшая его эволюция в изготовлении более дорогие и требуют некоторые "тепличные условия" при сборке.Это идет в разрез с требованием технологии массового изготовления на случай войны.
    2. Расход топлива показанный в статье это стендовый и к реальному эксплутационному расходу ГСМ и имеет отношение постольку поскольку.Ко всему прочему эти двигателя никак не подходят к требования МНОГОТОПЛИВНОСТЬ.
    3.Тяговая характеристика не в полной мере удовлетворяет нашим трансмиссиям с гидромеханическим переключением.Если применить гидромеханический автомат с гидротрасформаторным демфером ,то вполне возможно будет более приемлемый режим для двигателя.
    4.Подтвержденный эксплуатационный ресурс двигателя 5ТД ниже проц так на 25-30 чем двигатели семейства В2.
    И это к сожалению еще не все,сам по себе двигатель имеет массу "вкусняшек" но но и еще раз но.
    Эта больная тема танкового дизеля давно уже давлеет над разработчиками БТТ,и к сожалению ХзТД
    похоронил одну из перпективных раработок в виде 5ТД и 6ТД.
    Другая перспективная разработка ЧзТД так называемый Х дизель усиленно доводится до fellow
    Но эта другая тема
    Это мое мнение как эксплуататора этого двигателя(в войсках) ,а также как инженера причастному к разработке танковых дизелей.
  30. 0
    21 февраля 2022
    Цитата: Urs
    Короче понятно все,никогда токого не было и вот опять.
    Кроме всех выше перечисленных КРИТИЧЕСКИХ не достатков,присутствует еще не маловажные факторы.
    еще можно добавить склонность к перегреву
  31. 0
    26 февраля 2022
    Всё было разжевано. Движки этой схемы с начала прошлого века на судах и тепловозах, но в вертикальном исполнении. Юнкерсовский чемодан тоже в вертикальном работал. Положить его на бок и зафорсировать за счет оборотов, наддув мощность сожрёт, а без наддува задохнется. На боку повышенный односторонний износ цилиндро-поршневой, хотб как с пальцами играй. Эти движки, даже при плюсовой температуре, без предпускового подогревателя не запустишь. В общем, в Африку.
  32. 0
    7 апреля 2022
    Почему не проработать четырехтактный вариант такой компоновки двигателя с совмещенной камерой сгорания и клапанной головкой, укорачиванием шатунов и увеличением диаметра поршня? Или оппозитной компоновкой блоков цилиндров?
    1. 0
      19 апреля 2022
      Проработан уже в виде балансирного ПДП двигателя с совмёщённой, боковой, камерой сгорания и четырьмя клапанами на камеру.
  33. 0
    6 мая 2022
    И все- таки технологии магнито гидро динамических принципов в двигателестроении имеют огромные перспективы. Генератор модулирующий однонаправленный и импульсный ток а так же электрический и гидродинамический двигатель на принципах Клема это возможность увеличения и полезной массы брони и практически неограниченная дальность хода ,расширенная шкала скорости , увеличение вооруженности и так далее.
  34. 0
    1 июня 2022
    Двгатель слизан с мотора конца 19 века модифицированного в предвоенной Германии. Позднейшие советские модификации наводили на мысль об инженерах вредителях.
    Сегодня металлообработка и материалы шагнули далеко вперед и нужды хвататься за вынужденный аскетизм движка 1896 года нет.
    Кому продать идею правильного двигателя со встречно-двигающимися поршнями?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»