Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке

Необходимо разобраться – нужны ли БМД-4 и "Спрут" российским Воздушно-десантным войскам

Тема обеспечения воздушно-десантных войск бронетехникой уже не раз обсуждалась на страницах «Независимого военного обозрения (см. мою статью в «НВО» от 20.08.10.)

Однако, тема эта как представляется заслуживает куда более внимательного отношения – и прежде всего в том что касается судьбы БМД-4 и сопутствующих вопросов, относящихся к развитию вооружений для ВДВ.


Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке
MT-ЛБ в варианте, воорженном 23 мм пушкой ГШ-23 и 12,7 пулеметом "Корд".

НЕЗАСЛУЖЕННО ОБИЖЕННАЯ БМД

БМД-4 в принципе отвечает всем современным требованиям. Немного повторю: базовое шасси – БМД-3, вооружение – БМП-3. Напомню: БМП-3 находится в производстве с 1979 года. Перейдем к рассмотрению ТТХ машины. Все рассматривать не будем, только выборочно, проблемные моменты в сравнении БМД-4 и БМД-2 (БТР-Д).

Масса машины – более 13 тонн. Тут же возникает вопрос: а не много ли это? По всей видимости, масса запредельная. Например, масса БТР-Д – 8 тонн, Ил-76 способен транспортировать три единицы БТР-Д (БМД-2), а БМД-4 только одну. Опять вопрос: где взять столько самолетов? Ответа нет, как и нет такого количества самолетов.

Трансмиссия на машине гидромеханическая. Простая в управлении, но гораздо сложнее по устройству в отличие от механической трансмиссии БМД-2, отсюда и некоторые проблемы. В устройстве трансмиссии имеются три мощных фильтра для очистки масла и довольно много разных клапанов. В частности, применяются высококачественные ГСМ ТСЗп-8 (МГЕ-25Т), жесткие требования на наличие влаги и всевозможных примесей, а также высокие требования к квалификации обслуживающего персонала – в частности, механика-водителя.

Вес трансмиссии БМД-4 более 600 кг, у БМД-2 более 200 кг, разница существенная.

Ремонт трансмиссии БМД-4 производится только на заводе-изготовителе, у БМД-2 трансмиссию можно ремонтировать в полевых условиях.

Двигатель на БМД-4 того же семейства, что и на БМД-1, -2 и БТР-Д, только эти двигатели разные по мощности и массе, рассматривать их не будем. Недостаток один, опять же масса двигателя БМД-4 и габариты выше.

Вооружение аналогично БМП-3: 100-мм пушка 2А70 и 30-мм пушка 2А72, СУО в принципе та же. Масса боекомплекта БМД-4 выше, чем масса боекомплекта БМД-2, а это, в свою очередь, вызывает проблему с обеспечением боеприпасами, требуется увеличение количества транспорта либо количества подач боеприпасов в сутки.

Машина 2С25 «Спрут» 125-мм САУ, по сути дела, та же БМД-3, только другое вооружение.

Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке


«Спрут» снабжен 125-мм пушкой 2А75, аналог 125-мм танковой пушке 2А46 танка Т-72. Автомат заряжания пушки, по всей видимости, также позаимствован у Т-72. В целом комплекс вооружения давно проверен, надежен и нареканий не вызывает. Тем более танк Т-72 является самым продаваемым за рубеж и самым воюющим отечественным танком, другой рекламы и не надо. Но масса машины – 18 тонн (!), что уже явно чрезмерно для авиадесантной машины.

Да и вес 125-мм боеприпасов явно высок и несравним даже с боеприпасом «Ноны» и гаубицы Д-30 со всеми вытекающими от сюда последствиями. При этом по своим боевым качествам 120-мм ОФ снаряд «Ноны» превосходит 125-мм ОФ и сравним с боевым могуществом 152-мм ОФ гаубицы. Если наличие «Спрута» в Сухопутных войсках и морской пехоте необходимо, легко обосновать и исторически подтверждается, то присутствие такой тяжелой и габаритной машины в ВДВ непонятно. Ведь есть ПТРК, которые более всего подходят десантникам, к тому же в ВДВ была уже подобная машина АСУ-85, от нее в последствии отказались, хотя в целом десантники давали ей хорошую оценку – да вот весила она 15 тонн.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

На данный момент закупочная цена на БМД-4 и «Спрут» колеблется в пределах нескольких десятков миллионов рублей за одну машину. Это однозначно завышенная цена, причем в разы, и ни чем не обоснована, явно машины столько не стоят. В чем причина? Для примера: на данный момент стоимость танка Т-90 находится на уровне 55–60 млн. руб. за одну машину в зависимости от комплектации, (цифра взята из СМИ). Нетрудно сделать вывод: при таких ценах ВДВ действительно будут на голодном пайке.

В связи с тем, что машины более сложные, то и стоимость эксплуатации возросла по сравнению с БМД-2. Взять хотя бы ГСМ, масла дороже, расход топлива выше.

Ремонт машины, по всей видимости, будет проводиться на заводе-изготовителе по понятным причинам. В войсках ремонт тоже станет дороже, так как там в основном производят сварочные работы по корпусу машины. Корпус алюминиевый, а эти работы всегда были дорогими, к тому же требуется сварщик высокой квалификации, с ними в войсках тоже всегда была проблема. Запасные части к гидромеханической трансмиссии дороже, чем к механической, да и требования к сборке также гораздо выше.

В связи с тем, что стоимость эксплуатации возросла, стоимость подготовки экипажей тоже возросла. Тем более сложность машины предъявляет повышенные требования к экипажам, так как МО РФ практически отказалось от контрактной армии, а одного года службы явно недостаточно для службы на таких машинах.

ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ

Рассмотрим военную технику для ВДВ в зарубежных армиях.

В ФРГ с середины 70-х годов для воздушно-десантных войск разрабатывается боевая гусеничная машина «Визель».

Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке


Корпус машины изготовлен из стальных листов. Боевой вес составляет 2,6 тонны. Машина предназначена для транспортировки различного вооружения, разрабатываются также самоходные ЗРК и огнемет, командирская и санитарная машины.

Китай. С середины 1990-х годов в КНР велись активные работы в области создания боевых машин десанта для повышения боевых возможностей воздушно-десантных частей НОАК. Впервые новая машина, получившая обозначение ZLC-2000, была продемонстрирована на учениях воздушно-десантных частей НОАК в начале 2005 года. Боевая масса – 8 тонн. Вооружение аналогично БМД-2.

Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке


США. На современном этапе развития воздушно-десантные подразделения США являются легковооруженной пехотой, которая имеет на вооружении современную легкобронированную технику и артиллерию, способную десантироваться парашютным или посадочным способом в район боевого назначения. После войны во Вьетнаме развитие парашютной техники достигло такого уровня, что стало возможным проводить десантирование бронированной техники типа универсальный бронетранспортер М113 и легкий танк М551 «Шеридан» (Sheridan). Современная боевая машина «Страйкер» (Stryker) из-за значительного веса не может десантировать парашютным способом с самолетов ВТА. Кстати, М113 уже более 50 лет находится на вооружении и, по заявлениям американских военных, еще столько же будет служить.

Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке


Опыт международной военной коалиции (МВК) по применению боевой техники в Афганистане и Ираке показал, что применение БМП и гусеничных БТР очень дорого, и постепенно перешло на применение колесных БТР и бронеавтомобилей. Такой переход связан в основном с двумя факторами: отсутствием у противника большого количества тяжелого вооружения и экономической целесообразностью.

Предлагаю подробнее рассмотреть данную проблему путем сравнения эффективности применения гусеничной БМП (БТР) и колесного бронированного автомобиля (КБА).

Основные критерии оценки:

стоимость производства БМП выше в разы стоимости КБА, НИОКР можно и не упоминать – и так понятно;
затраты на эксплуатацию БМП выше, чем на КБА, с учетом затрат на транспортирование и хранение;
время, затраченное на производство БМП, выше, чем на КБА;
время, затрачиваемое на подготовку экипажей для БМП, и стоимость этой подготовки выше, чем для КБА;
стоимость ремонта БМП выше, чем у КБА;
развернуть и начать производство БМП сложнее, чем у КБА;
стоимость модернизации и капитального ремонта БМП выше, чем у КБА;
стоимость утилизации БМП выше, чем у КБА.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: нужна простая, недорогая машина, желательно колесная, но у колесной машины есть ограничения по проходимости и массе возимого снаряжения, вооружения и материальных средств. Соответственно теряются универсальность и способность применять ее в различных условиях местности. К тому же не во всех природно-климатических зонах возможно применение колесных машин, а отсутствие плавучести сильно ограничивает область применения.

Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке

БМД-4: машина, вокруг которой ведутся споры.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Какие же пути решения проблем? А все очень просто, искать ничего не надо, придумывать велосипед тоже не надо, все давно уже придумано. Как говорится: «Все новое – это хорошо забытое старое».

Так вот вместо БМД-4 и «Спрута» нужно использовать «Нону»; в боекомплект ввести 100-мм ПТУР «Басня» или «Аркан», обеспечив тем самым возможность уничтожать бронированные цели, соответственно отпадет надобность в «Спруте». После такой модернизации «Нона» будет выполнять три огневые задачи: гаубицы, миномета и ПТРК, тем более что провести такую модернизацию не составит большого труда, так как в ее боекомплект уже введен управляемый снаряд «Китолов-2». Это ближайшая перспектива.

На длительную перспективу необходимо провести углубленное исследование применения ВВТ в ВДВ, начиная с 1 августа 1930 года и заканчивая нынешним днем, выработать четкую концепцию боевой машины десанта с учетом всех политических и экономических реалий.

Корпус машины должен быть стальным.

Вооружение машины – вынесенное и быстросъемное, в крайнем случае буксируемое.

База машины – гусеничная или колесная.

Несколько пояснений: стальной корпус дешевле алюминиевого, в войсковых условиях его легче ремонтировать. В бою при возникновении пожара машина с алюминиевым корпусом, как правило, сгорает дотла. В боевых условиях при выходе из строя шасси с машины можно снять вооружение, боеприпасы и использовать в пешем порядке.

Тут есть два пути — создать новую машину или выбрать что-то из имеющегося в наличии.

Первый путь дорогостоящий и длительный, остается второй. Из всего спектра имеющихся в наличии машин более всего подходит только МТ-ЛБ, из колесных машин пока ничего подходящего. Правда, есть «Тигр» и машина итальянской фирмы Iveco, но у них ограничения по проходимости и массе перевозимого снаряжения. Если брать «УАЗ», а в советские времена многие ДШБ были ими вооружены, то на данный момент его все равно нужно модернизировать, хотя бы поставить дизельный двигатель.

НАШ КАНДИДАТ – МТ-ЛБ

Итак, что такое МТ-ЛБ. Проведем краткий анализ ее, если можно так сказать, деловых качеств. Масса – 9700 кг, золотая середина между БТР-Д и БМД-4. Даже если на МТ-ЛБ установить вооружение БМД-4, масса ее при этом не превысит 13 тонн.

Стоимость МТ-ЛБ. Завод после капитального ремонта продает ее за 1 млн. руб., это «ничто» по сравнению с ценой БМД-4, с установкой на нее различного вооружения стоимость вряд ли превысит 5 млн. руб. Проведем сравнительный анализ БМД-4 и МТ-ЛБ по основным показателям: огневая мощь, защищенность, подвижность и командная управляемость.

Огневая мощь МТ-ЛБ не идет не в какое сравнение с БМД-4, ее, можно сказать, нет, но на МТ-ЛБ можно установить весь спектр вооружения – начиная с крупнокалиберных пулеметов, ПТРК, ЗРК и заканчивая артиллерийскими комплексами калибра 120-мм. Защищенность также не идет не в какое сравнение с БМД-4, но опять же на нее можно установить разнесенное легкосъемное бронирование. Подвижность: скорость по шоссе у БМД-4 выше, но на пересеченной местности они сравниваются, а такой показатель, как проходимость, даже можно и не пытаться сравнивать, у МТ-ЛБ она просто фантастическая.

Командная управляемость – показатель относительный, так как зависит от подготовки командного состава и наличия технических средств управления, поэтому его можно не рассматривать.

Вышеперечисленный список можно в принципе продолжить, но рассматривать каждую машину не будем, это тема другого разговора. Отмечу лишь один момент: до недавнего времени МТ-ЛБ закупала Швеция для установки на нее различного вооружения, если Швеция – великая автомобильная держава, в отличие от нас покупала МТ-ЛБ, то лучше рекламы не придумаешь.

Не стремлюсь навязывать МТ-ЛБ как лучшую машину, но на данный момент другой просто нет. В свое время сам скептически относился к МТ-ЛБ, пока не пришлось служить в подразделении, на вооружении которого она была. Ремонт МТ-ЛБ производился в подразделении (батальоне) механиками-водителями невысокой квалификации, прослужившими полгода-год, в том числе проводилась замена двигателя и КПП. Механики смогли самостоятельно отремонтировать КПП, причем в полевых условиях, благо техники мотострелковых рот имели соответствующий опыт. Даже готовы были ремонтировать двигатели.

Выскажу свое мнение: на данный момент лучше машины для призывной армии нет и в ближайшем будущем вряд ли будет, лучше машины для войны нет. Тем более МТ-ЛБ приспособлена к транспортированию авиатранспортом, остается только приспособить ее к десантированию парашютным способом.

Запас на модернизацию у МТ-ЛБ практически не ограничен, и, надеюсь, ее ждет счастливая судьба долголетия, как и ее собрата по своему классу, американского БТР М113.
Автор: Владимир Витальевич Неминович - подполковник, преподаватель кафедры эксплуатации БТВТ Московского ВВКУ
Первоисточник: http://nvo.ng.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://nvo.ng.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. 9991 16 марта 2012 20:59
    нужно всю.и побольше.
    9991
  2. denchick23 15 октября 2013 23:31
    помойму китайская машина точная копия бмд 2

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня