Предварительные испытания перед полетами: успехи программы X-59 QueSST

48

X-59 в полете - пока только на рисунке

В течение нескольких последних лет NASA и Lockheed Martin занимаются исследовательской программой QueSST (Quiet SuperSonic Technology). Ее целью является создание принципиально нового облика сверхзвукового самолета с оптимизированной аэродинамикой, уменьшающей ударную волну и шум в полете. Недавно программа прошла через стадии разработки и строительства прототипа. Теперь опытный самолет X-59 выходит на первые наземные испытания.

В процессе строительства


Контракт на разработку и строительство будущего самолета X-59 был подписан в апреле 2018 г. В следующие месяцы NASA и Lockheed Martin провели оставшиеся исследования, а также определили окончательный облик самолета и выполнили его проектирование. В конце года на заводе «Локхид-Мартин» в г. Палмдейл (шт. Калифорния) началось изготовление первых деталей и агрегатов. Сборка будущего X-59 началась через полгода, в июне 2019-го.



Основную часть элементов планера нового самолета изготовили к концу 2020 г., после чего началась их стыковка. NASA и Lockheed Martin регулярно публиковали фотографии из сборочного цеха, показывавшие, как прототип приобретает проектный облик. Последние снимки такого рода были раскрыты в декабре. К тому моменту сборка планера практически завершилась. Отсутствовала часть обшивки и некоторые внутренние агрегаты.


Самолет в процессе сборки, 2021 г.

Сборка планера X-59 с частью бортовых систем завершилась к середине декабря. После этого самолет частично разукомплектовали и подготовили к перевозке на другой завод. Планер в полимерной пленке по автодорогам перевезли на завод «Локхид-Мартин» в г. Форт-Уэрт (шт. Техас). Там его распаковали и вновь собрали для проведения новых работ.

Завод в Форт-Уэрте имеет не только сборочные мощности, но и собственную испытательную базу. С конца декабря на ней проводятся предварительные испытания опытного планера. Если он справится с проверками и подтвердит расчетные характеристики, его отправят обратно в Палмдейл для завершения строительства и подготовки летных испытаний.

Предварительные испытания


В первую очередь, на заводе в Форт-Уэрте проводятся статические испытания конструкции. При помощи стенда с гидравликой имитируются нагрузки на планер во время полета, взлета и посадки, маневрирования и т.д. Любопытно, что перед прибытием опытного X-59 испытательный стенд пришлось доработать. В исходной конфигурации он не мог правильно работать с самолетом подобной геометрии. В обновленном виде стенд полностью соответствует задачам программы QueSST. Кроме того, его смогут использовать и в других проектах с похожими техническими особенностями.


Последние этапы строительства, конец 2021 г.

Сообщается, что статические испытания планера X-59 проходят в достаточно щадящем режиме. Устанавливается соответствие максимальным расчетным полетным нагрузкам, в т.ч. с их превышением на 25%. При этом разрушающие нагрузки определять не планируют – такие проверки не требуются, т.к. самолет является опытным, а не серийным. Кроме того, испытательная аппаратура способна вовремя определять риски, и исследования не приведут к поломкам даже при наличии предпосылок к ним.

Опытный самолет оснащен набором датчиков для сбора данных о нагрузках на разных элементах конструкции. При помощи имеющегося стенда проводится их калибровка перед будущими летными испытаниями.

Следующие проверки затронут топливную систему самолета. Будет проверяться герметичность баков и трубопроводов. Также проверят работу датчиков остатка топлива. Они должны работать при любых положениях самолета, при маневрировании и т.д.

Несколько дней NASA сообщило, что предварительные испытания X-59 успешно продвигаются вперед. К концу января успели выполнить порядка 80% требуемых работ. При этом все испытания идут в соответствии с планом и без каких-либо проблем. Тем не менее, испытатели пока не могут назвать точные сроки завершения мероприятий и возвращения самолета в Палмдейл для достройки и летных испытаний.


Самолет подготовлен к перевозке на другой завод

Планы на будущее


Первый полет опытного X-59 запланирован на этот год, но точная дата еще не определена. На нее повлияют успехи текущих работ, наличие или отсутствие каких-либо затруднений, а также ход последующей окончательной сборки и наземных испытаний. Программа QueSST пока идет в соответствии с графиком, и весьма вероятно, что первый полет состоится в указанные сроки.

В ходе первого этапа летных испытаний будут проверены общие летные характеристики, устойчивость самолета и т.д. Также опробуют новые образцы авионики и систем управления. Затем начнутся основные исследования – X-59 покажет, насколько удалось сократить сверхзвуковой удар за счет новых аэродинамических и иных решений. Испытания такого рода, при положительном развитии событий, могут состояться уже в 2022 г.

При получении положительных результатов, в 2023 г. стартуют всесторонние полномасштабные испытания. В частности, самолет представят ICAO, и новые технологии могут получить одобрение для использования в перспективных проектах гражданской авиации. Все эти мероприятия предполагают завершить не позднее 2025 г.


X-59 в Форт-Уэрте, декабрь 2021 г.

Технические особенности


Целью программы QueSST является снижение шумности самолета, летящего со сверхзвуковой скоростью. Эту задачу удалось решить при помощи особого аэродинамического облика планера, напоминающего стандартную схему. Новый облик не исключает образования скачков уплотнения и ударных волн, но не позволяет им складываться в мощный звуковой удар. Вследствие этого звуковое давление сверхзвукового удара падает в разы.

По расчетам, при высотном полете до земли будет доходить звуковой удар не более 60-75 дБ. Для сравнения, лайнер Concord давал не менее 100-110 дБ. Такое снижение шума позволит выполнять полеты не только над океаном, но и над сушей, в т.ч. вблизи населенных пунктов. Уменьшенный сверхзвуковой удар не должен мешать людям или вредить окружающей среде, как это было ранее.

В соответствии с теоретическими основами проекта, опытный самолет X-59 отличается тонким фюзеляжем большого удлинения. Около трети его общей длины приходится на носовой обтекатель с плоским днищем и изогнутой верхней частью. Именно он должен «разводить» ударные волны в пространстве. За обтекателем находится кабина, без выступающего фонаря, а хвостовая часть выполнена в виде мотогондолы под один двигатель General Electric F414.


Прототип на стенде для статических испытаний

Самолет оснащен передним горизонтальным оперением небольшой площади. За ним находится среднерасположенное треугольное крыло с изломом передней кромки. Также предусматриваются традиционный стабилизатор и киль с дополнительной горизонтальной плоскостью на вершине. Формы, размеры и расположение плоскостей тоже рассчитаны с учетом снижения ударных волн.

X-59 получил одноместную «стеклянную» кабину. На приборной доске расположено четыре монитора разных размеров. Три используются для выдачи разнообразной информации, а четвертый сочетает функции лобового стекла и индикатора на нем. Дело в том, что длинный носовой обтекатель перекрывает обзор вперед и вниз с места пилота, затрудняя взлет и посадку. Эту проблему решили при помощи набора камер, выдающих сигнал на отдельный монитор. Кроме того, избавились от обычного лобового стекла, улучшив конструкцию планера.

При разработке и строительстве X-59 активно использовали готовые и доступные компоненты. Так, основную часть элементов кабины, за исключением новых приборов, взяли у учебно-тренировочного самолета T-38. Шасси взяли у истребителя F-16, а двигатель F414 активно используется на палубных самолетах F/A-18E/F.


Приборная доска с монитором вместо лобового стекла

Самолет X-59 имеет длину 29 м и крыло размахом 9 м. Максимальная взлетная масса не должна превышать 15 т. При помощи однодвигательной силовой установки он сможет развивать скорость до 1590 км/ч на высоте, что позволит проводить все необходимые исследования.

Большое будущее


NASA и Lockheed Martin продолжают предварительные испытания своего экспериментального самолета, и их результаты пока не известны. Однако авторы проекта уже проявляют определенный оптимизм и ожидают, что опытный X-59 справится с поставленными задачами, а QueSST в целом даст желаемые результаты.

По итогам текущей программы QueSST в распоряжении NASA и смежных организаций окажутся новые наработки в области сверхзвуковой авиации, которые можно будет использовать на практике, в гражданской сфере. Развитие пассажирских сверхзвуковых самолетов давно остановилось по объективным причинам, а новая исследовательская программа позволяет преодолеть негативные факторы. О возможности военного применения новых технологий пока не сообщалось.

Впрочем, реальные перспективы проекта QueSST и всего направления пока остаются неизвестными. Они определятся в будущем, по результатам всех необходимых испытаний. Сейчас выполняется их первый наземный этап, а через несколько месяцев начнутся полеты. И только после проведения части летных испытаний разработчики смогут сделать предварительные выводы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    17 февраля 2022 18:10
    Интересная концепция, призванная вернуть сверзвуковые лайнеры в игру! good
    1. -10
      17 февраля 2022 18:16
      Главное - что бы доделок и переделок не было всю оставшуюся эксплуатацию.
      1. +5
        17 февраля 2022 18:46
        Будут!!! Это ведь опытный самолет.
        1. -12
          17 февраля 2022 18:48
          yes Это в порядке вещей.
          Но вот пиар у них всегда впереди , а потом продажа сырых аппаратов. yes
          1. +11
            17 февраля 2022 20:02
            Гм...
            Насчет пиара... Может скромно промолчим?
            По различного рода анонсам и презентациям (почему-то в основном макетов и рисунков) с нами пока трудно сравниться.
            1. -13
              17 февраля 2022 20:07
              Ну "запорожец" Мы и не пытались закинуть в космос. Хотя вон американцы надцать лет назад и на Луну мотались, да растеряли не только технологии, движки и т.д. , но и тысячи нобелевек не запросили - СИХРЕТ это дело такое! Зато на весь Мир пиара до сей поры хватает! fellow
              1. +6
                17 февраля 2022 20:28
                На ту отлетную траекторию, куда Маск вывел свою "Теслу", нам не то что "Запорожец" - детскую коляску нечем закинуть. Потому и не пытались.
                1. -11
                  17 февраля 2022 20:35
                  "..а была девочка?.." (с)
                  Они уже лет 30 в космос летают на "враждебных российских движках" . yes
                  1. +8
                    17 февраля 2022 20:47
                    Маленькая поправка.
                    Они временно пользовались враждебными российскими движками. Но халява закончилась, и теперь убытки подсчитывает "Энергомаш".
                    1. -4
                      17 февраля 2022 20:58
                      Ну это и козе понятно: теперь на мкс они сами добираются на шатлах Макса, а энергомашевские сидят без работы. yes А через пару лет американцы построят лунный мкс , ... нее! Они же вроде уже должны строить на Марсе?! wassat Я совсем запутался. . recourse
                      1. +9
                        17 февраля 2022 21:14
                        Сочувствую.
                        Но помочь ничем не могу.
                        От путаницы в голове можно избавиться только при наличии базового образования и необходимого минимума знаний по конкретной тематике.
                      2. -4
                        17 февраля 2022 21:18
                        hi Что же поделать, я русская чурка , застревает в Азии! feel
                      3. +7
                        18 февраля 2022 03:17
                        Цитата: Косм22
                        От путаницы в голове можно избавиться только при наличии базового образования и необходимого минимума знаний по конкретной тематике.

                        И еще не плохо бы не смотреть телевизор, особенно лживые пропагандистские шоу и РенТВ.
                    2. +5
                      17 февраля 2022 21:29
                      Цитата: Косм22
                      Маленькая поправка.
                      Они временно пользовались враждебными российскими движками. Но халява закончилась, и теперь убытки подсчитывает "Энергомаш".

                      Большая поправка!
                      Энергомаш будет и дальше поставлять двигатели, но уже модернизированные РД-181М в США.
                      https://www.interfax.ru/world/778813

                      А убытки - это когда что-то продал ниже стоимости. Если не продал - то убытков нет, ну разве что недополученная прибыль.
                      1. +1
                        17 февраля 2022 23:05
                        Да, базовое образование великая вещь. Когда убытки с прибылью путаешь
                      2. +6
                        18 февраля 2022 02:09
                        Начальник пресс-службы госкорпорации Владимир Устименко: «Роскосмос» по ошибке сообщил об одобрении США покупки российских ракетных двигателей.
                        https://www.vedomosti.ru/politics/news/2021/07/21/879020-oproverg-razreshenii-ssha-importirovat-dvigateli

                        P.S. компания Orbital Sciences Corporation, которой вроде одобрили покупку РД-181М - это совсем далеко не гигант United Launch Alliance с их ракетой Atlas-5 на которой как раз и стояли РД-180 и которая обеспечивала огромное количество самых разных запусков США в том числе и военных. Количество двигателей, которые нужны будут Orbital Sciences Corporation (предположительно для какой-то новой ракеты для запуска своего грузового корабля Cygnus) будет в разы меньше, тех что уходили для ULA. С их Atlas-5 если коротко, то все. Есть еще складские запасы купленных РД-180 на год, максимум два. Дальше будет другая ракета Vulcan с новыми двигателями первой ступени BE-4 (по основным характеристикам практически близнец РД-180 но на более перспективной топливной паре метан-водород).
                      3. +1
                        18 февраля 2022 07:10
                        Цитата: Flanker692
                        Начальник пресс-службы госкорпорации Владимир Устименко: «Роскосмос» по ошибке сообщил

                        Спасибо. Этот момент упустил.
                      4. +8
                        18 февраля 2022 03:20
                        Цитата: Genry
                        Если не продал - то убытков нет, ну разве что недополученная прибыль.

                        Ага! Использовал материалы, ресурсы оборудования, заплатил за воду, электричество и т.п., выплатил зарплату и.. А оно никому не надо! Конечно же, убытков нет! lol
                      5. -5
                        18 февраля 2022 07:01
                        Цитата: victor50
                        Использовал материалы, ресурсы оборудования, заплатил за воду, электричество и т.п., выплатил зарплату и.. А оно никому не надо!

                        У вас с объёмом памяти проблемы? Теряете нить истории разговора?
                        Если нет заказа, то и нет никаких работ, закупок, амортизации, зарплат в расчете на этот заказ.
                        Цитата: victor50
                        Конечно же, убытков нет! lol

                        В вашем мозгу могут быть любые - но это понты а не факты.
                      6. 0
                        18 февраля 2022 11:34
                        Цитата: Genry
                        Если не продал - то убытков нет, ну разве что недополученная прибыль.

                        Про мозг: у вас очевидно отсутствие его, заменена - хамство.
                        Про память в том, что отсутствует: Если не продал - то убытков нет, ну разве что недополученная прибыль. Не вы написали? А сейчас крутитесь - не было заказа ля-ля-ля... Недополученная прибыль... Сначала разберитесь с терминами. Впрочем... ЧЕМ разбираться?
                      7. -1
                        18 февраля 2022 13:55
                        Цитата: victor50
                        Про память в том, что отсутствует: Если не продал - то убытков нет, ну разве что недополученная прибыль. Не вы написали?

                        В ответ на:
                        Но халява закончилась, и теперь убытки подсчитывает "Энергомаш".

                        Вот эта информация у вас и не поместилась .... recourse
                      8. -3
                        19 февраля 2022 23:26
                        Если нет заказа, то и нет никаких работ, закупок, амортизации, зарплат в расчете на этот заказ.


                        У завода всегда есть операционные расходы (электричество, отопление, персонал) и без заказов он вполне себе может закончить год с убытками.
                      9. 0
                        20 февраля 2022 01:48
                        Цитата: ViacheslavS
                        У завода всегда есть операционные расходы (электричество, отопление, персонал) и без заказов он вполне себе может закончить год с убытками.

                        При общей нехватке производств и работников на станочный парк, заказы можно взять всегда, но думаю у Энергомаша есть свое планирование и очередь заказов. Американские были очень выгодные, на отработанном изделии - в этом и сожаление.
                      10. +1
                        18 февраля 2022 03:25
                        Цитата: Genry
                        Большая поправка!
                        Энергомаш будет и дальше поставлять двигатели, но уже модернизированные РД-181М в США.

                        Ну, насколько я слышал, двигатель РД-181М разработан Энергомашем по заказу и на деньги США. То есть, все юридические права на это двигатель принадлежат Америке.
                      11. -2
                        18 февраля 2022 07:05
                        Цитата: onstar9
                        насколько я слышал, двигатель РД-181М разработан Энергомашем по заказу и на деньги США

                        Разработка своя. Был некоторый ребрендеринг. А М-ка вообще свежак.
                        Цитата: onstar9
                        То есть, все юридические права на это двигатель принадлежат Америке.

                        Ну так почему она его не выпускает сама?
                        Факты где?
                      12. +3
                        18 февраля 2022 08:15
                        Продолжат поставлять... Радость то какая, 2 двигателя в год! Победа блин :(.
                        РД-181 поставляется для Антереса, который раз в год возит Цигнус на МКС и все.
                    3. -2
                      18 февраля 2022 17:05
                      Владимир! Этой пропагандистской песне не будет конца:
                      Они уже лет 30 в космос летают на "враждебных российских движках"
                      lol На разных ресурсах, включая "ВО", многократно повторялось где, почему и как долго американцы использовали российские движки. Но видимо у турбопатриотов девичья память или у них вечный день сурка?! winked
                      1. 0
                        19 февраля 2022 06:06
                        wassat Я патриот РФ и США??!!! Спасибо! Могли бы и Израиль воткнуть laughing good
                2. -2
                  18 февраля 2022 12:45
                  Закинуть есть чем, вот только зачем?
          2. +1
            18 февраля 2022 12:41
            Цитата: Babay Atasovich
            yes Это в порядке вещей.
            Но вот пиар у них всегда впереди , а потом продажа сырых аппаратов. yes

            И кому же они будут продавать опытный самолет, по сути - летающую лабораторию?
    2. +1
      17 февраля 2022 20:57
      Интересная концепция
      В качестве эксперимента - да. Безусловно.
      призванная вернуть сверзвуковые лайнеры в игру!
      Нет. Отсутствие хоть сколько-нибудь значимого внутреннего объема у планера такой конфигурации, ставит на нем коммерческий крест. А увеличение полезного объема превратит его в обычный типа Конкорда или Ту-144 с исчезновением достигнутого за счет данной формы/компоновки. Если же попытаться тупо масштабировать данную форму до достижения полезного объема того же Конкорда, получится монструозная конструкция длинной почти с средний такой супертанкер. Которая уже точно не взлетит. Не говоря уж о разгоне до сверхзвука.
      1. +4
        18 февраля 2022 18:19
        Цитата: abrakadabre
        Отсутствие хоть сколько-нибудь значимого внутреннего объема у планера такой конфигурации, ставит на нем коммерческий крест.

        Такое уже было. Перед тем, как изготовить полноразмерный Ту-144, изготовили и испытали самолет-аналог гораздо меньшего размера на базе МиГ-21.

      2. fiv
        0
        4 апреля 2022 14:31
        Согласен с Вами. А еще, мне кажется, такая геометрия не обеспечит достаточной жесткости корпуса, снизятся резонансные частоты и планер не будет долго жить.
    3. -1
      17 февраля 2022 21:24
      Никто ничего не вернет в игру. Сегодня вообще сомнительна необходимость сверхзвука для гражданских лайнеров (а именно для этого всё затевается)-расход топлива на тоннокилометр велик=неэкологичненько. Нужен принципиально иной движитель, чтобы скорость лайнера была гораздо больше сверхзвуковой. Выгода от увеличения скорости до 2-3М небольшая, эту разницу съедят мытарства в аэропортах, сдача багажа, очереди и тд.
      Ну а про стоимость молчу-она будет во много раз выше, чем у традиционных бортов.
      Революция происходит с изобретением чего-то нового, фундаментального. И это самое изобретение сначала появляется в военной авиации. Что там появилось принципиально нового в последнее время (сравнимое с появлением реактивных двигателей)? Ничего.
      А этот опытный образец так, поизучать. Сколько таких самолетов было!? Не счесть.
      1. 0
        27 марта 2022 12:33
        вот это как раз тест новых технологий и не более того.
  2. +4
    17 февраля 2022 19:20
    Тут многое может быть, есть подозрения и в передаче наработок для БПЛА и снижении расхода топлива. Работают активно по многим направлениям. Возможно часть в гражданскую авиацию уйдёт.
  3. -4
    17 февраля 2022 20:02
    Кругленький воздухозаборник на хвосте- это серьезно? На фотки собственного SR71 посмотрели бы.
    Или это альтернативная аэродинамика? fool
    1. +1
      17 февраля 2022 21:30
      SR-71 на 3-х Махах летал, там сильно хитрый двигатель был recourse
      А это чудо 1590 км/ч (~1,3 M) lol
      1. +1
        18 февраля 2022 19:20
        Хитрая там была форкамера от Маркварт. И воздушный тракт. И то в случай чего, ни А-12, ни Y|A-12 не смогли бы уйти с траектории от ракет ЗРК или АВ. Что и продемонстрировал А-12 под которым взорвалась ракета китайского ЗРК при возвращению на Окинаву. 12 дырок в тушке, думаю не легко их было заделать на авиабазе. П.С.: леатал он не всегда 3М и не везде. И очень короткое время. Кто хочет может поинтересоваться траекторно на haby.org: как делались подобные рекорды ФАИ?
        П.П.С.: с началом эксплуатации программы Archangell на руководство SAC USAF было подано более 200-т судебных исков от разьярёного электората USA, за полтора года!
    2. 0
      18 февраля 2022 12:10
      Они посмотрели на фотки F-111. Уж больно похожи обводы.
    3. -2
      18 февраля 2022 13:15
      "...
      Кругленький воздухозаборник на хвосте- это серьезно?
      ..."
      - и это только РАЗ
      а ДВА - так это то, что сей странный воздухозаборник
      находится в АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕНИ от обтекателя кабины.
      - А "на сверхзвуке" - на входе этого "воздухозаборника"
      вааще будет считай-что ВАКУУУМ !!!
      .
      сильно все это смахивает на тривиальный "попил бабла"...
      1. -2
        18 февраля 2022 14:00
        И вообще это тетраплан. Я сначала не разглядел нашлепку на конце киля. drinks
    4. -3
      18 февраля 2022 19:11
      !
      Цитата: Дилетант
      Кругленький воздухозаборник на хвосте- это серьезно? На фотки собственного SR71 посмотрели бы.
      Или это альтернативная аэродинамика? fool
      Вы в курсе хоть, что при скорости более 3500 км\ч скачёк от носа вызывал помпаж в системе переспуска подачи воздуха к СПВРД? Да в цифре можно и топливомеры надёжнее сделать и управление потоками организовать! Но тогда где же UAB Louckheed GTD-21D в новом виде? Я вам отвечу: да он на никому не здался, как и XB-43 с его ценой и неприемлимой скрытностью. Сейчас настал тот момент прогнозируемый Макнамарой ещё в 1970-х: за один такой пролёт в пространстве КНР/ДРИ/РФ можно легко получить через 12минут термоядерную БЧ в Пентагон и Ональный Кабинет!:))
      1. -1
        18 февраля 2022 19:18
        Уважаемый! Вы наверное хотели высказать какую то мысль.
        Я ее к сожалению не уловил, не смотря на все усилия.
        1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
        3. 0
          18 февраля 2022 19:32
          Все кто хотя бы осилили историю project OXNART & project Archangell знают: все эти программы с момента первого полёта мотопланера Louckheed U-2|ER-2 были лишь временной мерой позволяющей вести авиа и фото и кино разведку территории СССР и частично КНР до полного монтажа вот этой программки https://ru.wikipedia.org/wiki/KeyHole#KH-2 деньги Scunk Works брали на одно, а получилось: что получилось... И сбоку программа регионального сверхзвукового бомбёра RB-12 и носителя гиперзвукового тактического UAB M-21.
        4. 0
          18 февраля 2022 19:45
          В USAфии программ и series Х и смежных вагон и телега за ним. А толку? Где Berd Eye? Ну попиарили в Голивуде в фильме Stealth и усё. Где Х-43? Если они такие учёные, почему не запилили после AGM-69A SRAM аналог французской КР ASMP-A?
          И где же их гиперзвуковая КР XAGM-183?
  4. Комментарий был удален.
  5. -1
    18 февраля 2022 07:44
    Цитата: Genry
    А М-ка вообще свежак.

    Да вообще "свежак".
    Любопытно, когда у Роскосмоса уже закончится задел советского РД-170, из чего "свежаки" будут делать request
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    20 марта 2022 15:57
    Премиум бизнес-джет со сверхзвуком, для тех кому важны 2-3 часа на переговорах.
    По цене стратегического бомбардировщика.
    Очень узкая ниша. Но она себя найдет и пойдет дальше.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»