Когда «Десятка» в десятку

10

По условиям Версальского мирного договора Германии иметь бронепоезда было запрещено, поэтому к весне 1921 года все имевшиеся на тот момент Panzer Zug, а таковых имелось 31, были расформированы.

Однако Германская имперская железная дорога (Deutsche Reichsbahn), ссылаясь на то, что в случае массовых беспорядков в стране железнодорожное сообщение будет под угрозой, добилась разрешения на строительство Bahnschutzziigen – «поездов защиты железной дороги».



Этим локомотивам, произведенным на заводах «Хеншель» и закованным в крупповскую броню, выпала сомнительная «честь» поучаствовать в боях в первые минуты начала Второй мировой войны.

По крайней мере, именно Panzer Zug (так бронепоезд по-немецки) поддерживал атаку саперов и пехотинцев вермахта, пытавшихся захватить важный в тактическом значении мост в городке Диршау (ныне польский город Тщев).

Автомобильно-железнодорожный мост соединял Кенигсберг с Берлином и действительно являлся серьезной транспортной артерией.

Когда «Десятка» в десятку

Вот его фотография.

Захватить мост не удалось, поляки успели взорвать заложенные под опорами 10 тонн взрывчатки, но уже в первые часы боя имели огневой контакт с немецкой «крепостью на колесах».

G 10


Что же представляли собой бронепоезда вермахта и главное – какие локомотивы двигали их?

Разработкой бронепоездов после Первой мировой войны в Германии занялись в начале тридцатых годов прошлого века. Зашифровали их как «грузовые защищённые поезда» и представляли они собой обычные вагоны, где между двух стенок заливался бетон. Огонь можно было вести из примитивных бойниц.

В 1935 году работы легализовали, и они перешли, если можно так выразиться, на новый уровень. Появилась броня, башни, орудия и для бронепоездов выбрали единый локомотив G 10 или по немецкой классификации Br 57.10.


Что же он представлял собой?

Выпускался – с 1910 по 1928 год.
В количестве – 2 677 штук.
Осевая формула: 0-5-0.
Ширина колеи – 1 435 (1 524).
Масса – 76,6 тонн.
Мощность – 1 100 л/с.
Скорость – 60 км/ч.
Нагрузка на ось – 15,3 тонны.
Объем тендера 16,5–21,5 метров кубических.

Признано, что паровоз получился удачным, как в техническом, так и, если так можно выразиться, в географическом плане. Все дело в том, что по завершении Первой мировой войны часть этих локомотивов была поставлена в счёт репараций: Франция получила 129 штук, Италия – 9, Чехословакия – 22. По нескольку паровозов – Бельгия, Нидерланды и Югославия. Поляки от немцев и австрийцев получили 85 локомотивов.

Во время войны 5 G 10 немцы передали туркам и те, по достоинству оценив эти машины, позже заказали ещё 43, а вот Румыния после окончания Первой мировой войны заказала и выпустила по лицензии 84 штуки.

Во время присоединения к СССР части Польши и Буковины несколько этих локомотивов попало на нашу территорию.

Все эксплуатанты отличали простоту, надёжность и малую нагрузку на ось.

Недаром для своих первых семи бронепаровозов (именно столько было на 1939 год) вермахт выбрал G 10.

Бронирование


Несколько слов о бронировании.

Стальные листы толщиной 13–30 мм устанавливались под достаточно крутым углом, что на первый взгляд вызывает недоумение – можно же было расположить их более рационально. Оказывается, немецкие конструкторы предусмотрели возможность прохода между котлом и броней для связи между вагонами.

Позже, после победы над Польшей, три доставшихся в виде трофеев Ti3 также оснастили высокими бронелистами, оставив проход для бригады и команды.

И ещё одна особенность...


Ничего не заметили?

Правильно – у бронепаровоза два бронетендера. Спереди и сзади. Не на всех бронепоездах, но есть подтверждение и такого применения. Конечно, это существенно повышало дальность действия бронепоездов.

К июню 1941 года количество немецких «крепостей на колесах» выросло вдвое. По одним данным, их стало 12, по другим – 14 штук. Доподлинно известно, что шесть из них создали с размером колеи 1 524 мм.

Они приобрели более законченный вид – появились средства ПВО, радиосвязь, на частично бронированных площадках расположились трофейные чешские и французские танки. И большинство из них двигали бронированные G 10.

А после завершения Второй мировой войны эти удачные локомотивы «прописались» и в других странах Европы – в Греции, Норвегии, Восточной Германии. Но броню они уже не примеряли...

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    2 марта 2022 17:45
    Привык к фоткам паровозов со звездой на лбу. Поэтому этот смотрится необычно. Интересно, колесные пары не поворотные, их и нельзя по другому сделать, они наверное рельсы крушили. А так паровозы очень сложны и дорогущие. У нас НС Хрущёв запретил их выпускать волевым решением. Не смотря на сопротивление некоторых министров. Можно сказать только спасибо. Спас от смерти многих паровозников, реально спас.
  2. +11
    2 марта 2022 17:46
    Дождался)
    Наконец то вышла очередная моя статья. Она "рождалась" долго и с трудом. На то были отдельные причины. Спасибо за дополнения Undencim ( Виктору Николаевичу).
    Также, заранее благодарю всех критикующих и комментирующих.
    1. +6
      2 марта 2022 19:25
      Игорю и Виктору спасибо!
      ВикНик в последнее время молчит. Тфу-тфу-тфу, дай бог здоровья нашей ходячей энциклопедии и его родным и близким!
    2. +4
      2 марта 2022 20:35
      Игорь, спасибо! smile
      Незнакомая тема всегда интересна своей новизной. Но хотелось бы больше информации про штатное вооружение бронепоездов Рейха, я имею в виду артиллерию. Хотя, в общем-то, имея представление об артиллерийском парке Германии, можно и самому догадаться.



  3. +6
    2 марта 2022 19:17
    А после завершения Второй мировой войны эти удачные локомотивы «прописались» и в других странах Европы – в Греции, Норвегии, Восточной Германии.
    ,,,в СССР их тоже не мало попало.
    На железные дороги Советского Союза поступило около восьмисот паровозов серии 55, около четырехсот серии 56 и около девятисот серии 57.
    Приказом МПС № В-60570 от 23.8.1952 г. немецкие локомотивы получили отечественное обозначение «ТЭ», где «Т» - «трофейный», а «Э» - ближайший аналог в отечественных сериях. По этому же принципу получили обозначения и другие трофейные паровозы BR 03 (ТС), BR 38 (ТА), BR 42 (ТЛ), BR 50 (ТЕ), BR 57 (ТЩ) и т.д.

    BR 57 в фильме "Донецкие шахтеры" (1950)
    1. +5
      2 марта 2022 19:20
      Машинист немецкого паровоза серии 57.10 (57 1581 — номер паровоза) выглядывает в окно где-то по дороге в Смоленск.
      Источник:https://waralbum.ru/341890/
    2. +3
      2 марта 2022 20:27
      Серёжа, привет smile --- Паровоз BR 57 Донбасс 1950 -- это с намёком?
      1. +2
        2 марта 2022 20:38
        Добрый вечер. hi
        Так совпало. wink
        1. +4
          2 марта 2022 20:41
          Как-то нынче по февралю слишком много чего совпало... Да и с уки что-то низко летают... Мобуть к дождю? belay
  4. 0
    4 марта 2022 07:24
    Чего-то не понял как танки двигали бронепоезд.