Military Review

Posthumous appeal of I. S. Dorokhov, hero of the Patriotic War 1812 of the year

1
Behind the stingy short lines of numerous historical biographies of the heroes of the Patriotic War of 1812, it is difficult to discern the majestic fate of some of the participants in that glorious military era, since they did not leave behind them either memories or any written archives that would reveal in detail the course of these events far from us. The figure of Ivan Semyonovich Dorokhov is no exception, who, nevertheless, in the history of military chronicles of those years remained in memory not only as a brave general, but also as the author of a short but significant letter. The letter, which in itself reveals the character of Dorokhov's personality, shows his attitude towards his Motherland, which called him to defend himself from enemies, and for which he had to sacrifice his life ...

Ivan Dorokhov was born 26 on April 1762 of the year in Tula, a noble family of seconds-major, a member of the Russian-Turkish wars. Since childhood, Dorokhov was brought up in the Engineering Cadet Corps, from which he was released in the rank of under-ensign in 1787 and transferred to service in the Smolensk Infantry Regiment.
The Smolensk regiment, included in the corps of Suvorov, and with it Ivan Dorokhov, participates in battles against the Turks. Here he shows himself for the first time and shows - in the battles of Putn 20 in July and under Fokshan 21 of July 1789 of the year, and later on at the famous defeat of the Turkish troops at Rymnik (A. Suvorov later noted in the report " his knowledge with the Ober Quartermister was particularly needed ").

The heroic participation in these battles brought Dorokhov a promotion, having received the captain, he transferred to the Fanagori grenadier regiment, who had a special account with the great commander Suvorov.

Posthumous appeal of I. S. Dorokhov, hero of the Patriotic War 1812 of the year


In 1794, Ivan Semyonovich participated in hostilities in Poland, where an uprising broke out at that time. The battles of Maciejowitz and the storming of Prague (the outskirts of Warsaw) under the direct command of Suvorov brought Ivan Dorokhov not only the new rank of second major (and the golden cross), but also the first wounds he received, nevertheless, continued to fight.

In 1798, he gets the rank of colonel, and the following years are covered with white spots for historians who are interested in Dorokhov’s life - for some reason he retires, which most likely has nothing to do with military affairs.

In 1802, Ivan Dorokhov returned to the ranks of the Russian army, and the following year received the rank of major general. Appointed to command the Izum Hussars, the Dorokhov begins a new period of his military life.

In 1806, Dorokhov can be seen, speaking in the composition of the troops of the corps of Bennigsen to the borders of East Prussia. During this campaign, Dorokhov repeatedly participated in the battles against the French, including the Battle of Pultus and the famous Battle of Preuss-Eylau (February 1807), and in the battle of the village Gough received a serious contusion in the leg.

In the war of 1808-1809, Ivan Semyonovich acts on the shores of the Baltic Sea, defending himself on this front from the united Anglo-Swedish naval troops.

For participating in these hostilities, Dorokhov received several military military awards, and the izyum hussars under his leadership were recognized as one of the best cavalry regiments and received St. George's pipes for heroic merit.

He started the 1812 Patriotic War of the Year, Dorokhov, from an incident that could be fatal for him under certain circumstances. At that moment, when Napoleon, along with the troops, was already crossing the Neman, Ivan Semyonovich with his detachment (3 cavalry, 2 Jaeger regiment and light artillery company) was quartered in Orani, between Grodno and Vilna. The order to retreat Dorokhov was forgotten to be given on time, as a result of which he was cut off from Barclay de Tolly's 1 army, to which he was seconded. Then, considering it appropriate to join the 2 Army of Bagration, Dorokhov with minor skirmishes, skillfully maneuvering and evading fighting with the main forces of the French, reached the village of Volozhino, where the Dorokhov squad lost only 60 person).

Having joined the rearguard of the army of Bagration, a detachment of Ivan Dorokhov reached Moscow, almost daily fighting the vanguard of Napoleon's troops. Very boldly (according to the statement of Kutuzov himself) Dorokhov acted during the Borodino battle, rushing to the attack on the French cavalry near the village of Semenovskaya. This feat gave him the rank of lieutenant general.

After the Russian troops left Moscow, Field Marshal Kutuzov formed a special partisan detachment for Dorokhov consisting of hussars, dragoons and 3 Cossack regiments. It was the Dorohov squad that successfully operated on the Smolensk road, smashing cavalry regiments, plundering carts and captivating French officers.

However, Ivan Semenovich Dorokhov glorified another episode of the Patriotic War with Napoleon.

The city of Vereya - lying for 110 kilometers from Moscow, between Smolensk and Kaluga roads, was key for successful combat operations of both Russian and French troops. Napoleonic troops, garrisoned in this fortified city-fortress, hampered the actions of the partisans in the north-west of Moscow.

It was Vereya who ordered Kutuzov to capture Dorokhov, giving him the 2 battalion of infantry, the 4 squadron of hussars and several hundred selected Cossacks.
Ivan Dorokhov spoke from the Tarutino camp of 26 September. To capture the city, General Dorokhov decided to use cunning deceptive tactics: having mounted cavalry units on the roads leading to Moscow and Mozhaysk, he himself approached Vereya with an infantry squad. At the same time, ordering to take the city without shots and belligerent cries, Dorokhov began storming the sleeping city just before dawn. Eliminating the enemy pickets and breaking into Vereya, the Russian fighters decided to do it in just half an hour - the French almost did not even resist.

The capture of Vereya resulted in the capture of three hundred and eighty-five Napoleonic soldiers and officers, the commandant of the fortress (with a total loss of the Dorohov squad in 30 people). Enemy stock weapons and the foodstuffs stored in the cellars of the fortress of Verey were immediately distributed to the townspeople and peasants whom Dorokhov instructed to fight the French villains.

Here is how Kutuzov Dorokhov briefly reports on the capture of Vereya: "By the order of Your Grace, the city of Verei was taken by storm", which the field marshal later noted in the general order of the army. The modesty of this report only underlines the heroism and extraordinary courage of General Dorokhov, who resolved in a matter of hours an important strategic problem.

Having made Vereya the outpost of the Russian troops, Ivan Semenovich now fights with the French troops in the Smolensk and Kaluga areas. The information from Napoleon’s army retreating to Kaluga from Dorokhov Kutuzov was extremely important, - the plan of the French commander became clear: to arrange a general battle for Maloyaroslavets (it happens on October 24 of 1812). After a two-day bloody battle (the city passed from hand to hand the whole 8 time!) Russians finally achieve military superiority, and the French army begins a total retreat towards the borders of Russia.

Then fate prepared an unpleasant surprise for Dorokhov: when the battle of Maloyaroslavets was already subsiding, he was wounded by a bullet in the heel, and this wound turned out to be fatal for him - because of his illness from the wound, he would never return to the Russian army.

At the beginning of 1815, Ivan Semenovich Dorokhov dies.

Before his death, he writes the same letter with which we began our story about this hero of World War 1812. Here’s how it sounds:
"" If you heard about General Dorokhov, who liberated your city from the enemy of our fatherland, respectable matches, I expect you to reward me to give me three avenue of land for my eternal reassurance at the church where I stormed the strengthening of the enemy, smashing I’m going to make him happy. For that, my children will be grateful. General Dorokhov. "

This is the posthumous appeal of Ivan Dorokhov to the Vereians, people whom he brought liberation from foreign invaders three years ago. Probably, Dorokhov understood that the battle of Verey was some kind of culmination of his life, some kind of combat final feature, the purpose with which he came to this world and having fulfilled it was forced to leave it.

The posthumous will of I. S. Dorokhov was executed, he was buried in Vereya.

Monument to Dorokhov in Vereya
Author:
1 comment
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. anchonsha
    anchonsha 25 September 2012 10: 35
    +2
    Eternal GLORY, GLORY, GLORY TO THE RUSSIAN GENERAL IVAN SEMENOVICH DOROKHOV FOR HIS LOVE FOR THE FATHERLAND AND THE HEROISM MANIFESTED BY THEM IN THE WAR OF 1812 !!! LET BE SACRED FOR US THREE ARSHINS OF THE EARTH WHICH ASKED THE ROADS FOR ITS CONSIDERATION !!!

Посмертное обращение И. С. Дорохова, героя Отечественной войны 1812 года

За скупыми короткими строчками многочисленных исторических биографий героев Отечественной войны 1812 года сложно разглядеть величественную судьбу некоторых участников той славной боевой эпохи, поскольку не оставили они после себя ни воспоминаний, ни каких-либо письменных архивов, раскрывавших бы в деталях ход этих далёких от нас событий. Не является исключением и фигура Ивана Семёновича Дорохова, который, тем не менее, в истории боевых летописей тех лет остался в памяти не только как смелый генерал, но и как автор коротенького, но значимого письма. Письма, которое само по себе раскрывает характер личности Дорохова, показывает его отношение к Родине, призвавшей его встать на защиту от врагов, и ради которой ему пришлось пожертвовать жизнью…

Иван Дорохов родился 26 апреля 1762 года в Туле, в дворянской семье секунд-майора, участника русско-турецких войн. С детства Дорохов воспитывался в Инженерном кадетском корпусе, из которого был в 1787 году выпущен в чине подпрапорщика и переведён на службу в Смоленский пехотный полк.
Включённый в состав корпуса Суворова Смоленский полк, а с ним и Иван Дорохов, участвует в сражениях против турок. Тут он себя впервые и показывает – в боях при Путне 20 июля и при Фокшане 21 июля 1789 года, а позже и при знаменитом разгроме турецких войск при Рымнике (А. В. Суворов в донесении позже отмечал "поручика Смоленского полка Ивана Дорохова, который по знанию своему при обер-квартермистере особо нужен был").

Героическое участие в этих сражениях принесло Дорохову повышение по службе, - получив капитана, он переводится в Фанагорийский гренадерский полк, стоявший на особом счету у великого полководца Суворова.


Посмертное обращение И. С. Дорохова, героя Отечественной войны 1812 года


В 1794 году Иван Семёнович участвовал в боевых действиях на территории Польши, где в это время вспыхнуло восстание. Бои при Мацейовицах и штурм Праги (предместья Варшавы) под непосредственным командованием Суворова принесли Ивану Дорохову не только новый чин секунд-майора (и золотой крест), но и первые раны, получив которые он, тем не менее, продолжал бой.

В 1798 году он получает чин полковника, а следующие годы покрыты для историков, интересующихся жизнью Дорохова, белыми пятнами, - по каким-то причинам он выходит в отставку, которая, скорее всего, никак не связана с военными делами.

В 1802 году Иван Дорохов возвращается в ряды русской армии, а на следующий год получает чин генерал-майора. Назначенный в командование Изюмским гусарским полком, Дорохов начинает новый период свой военной жизни.

В 1806 году Дорохова можно увидеть, выступившего в в составе войск корпуса Беннигсена к границам Восточной Пруссии. За время этой кампании Дорохов неоднократно участвовал в боях против французов, в том числе – в Пултусской битве и знаменитом сражении при Прейсиш-Эйлау (в феврале 1807 года), а в битве при деревне Гоф получил серьёзную контузию в ногу.

В войне 1808-1809-х годов Иван Семёнович действует на берегах Балтийского моря, обороняясь на этом фронте от соединённых англо-шведских флотских войск.

За участие в этих военных действиях Дорохов получает несколько боевых военных наград, а изюмские гусары под его предводительством получили признание одного из лучших кавалерийских полков и получили за героические заслуги серебряные Георгиевские трубы.

Начал Отечественную войну 1812 года Дорохов с казусного случая, который при определённых обстоятельствах мог стать для него и роковым. В тот момент, когда Наполеон вместе с войсками уже переправлялся через Неман, Иван Семёнович со своим отрядом (3 кавалерийских, 2 егерских полка и рота лёгкой артиллерии) квартировался в Оранах, между Гродно и Вильно. Приказ об отступлении Дорохову забыли отдать вовремя, в результате чего он оказался отрезанным от 1-й армии Барклая де Толли, к которой был прикомандирован. Тогда, посчитав целесообразным присоединиться ко 2-й армии Багратиона, Дорохов с мелкими стычками, искусно маневрируя и уклоняясь от боёв с основными силами французов, дошёл до селения Воложино, где сумел связаться с генералом Платовым (за всё время перехода отряд Дорохова потерял всего лишь 60 человек).

Примкнув к арьергарду армии Багратиона, отряд Ивана Дорохова дошёл до Москвы, практически ежедневно сражаясь с авангардом наполеоновских войск. Весьма смело (по заявлению самого Кутузова) действовал Дорохов во время Бородинского сражения, ринувшись в атаку на французскую конницу возле деревни Семёновская. Этот подвиг «подарил» ему чин генерал-лейтенанта.

После того, как русские войска покинули Москву, фельдмаршал Кутузов сформировал для Дорохова специальный партизанский отряд, состоящий из гусарского, драгунского и 3-х казачьих полков. Именно дороховский отряд успешно действовал на Смоленской дороге, разбивая кавалерийские полки, разграбляя обозы и пленяя французских офицеров.

Однако прославил Ивана Семёновича Дорохова другой эпизод Отечественной войны с Наполеоном.

Город Верея, - лежащий от Москвы в 110 километрах, между Смоленской и Калужской дорогами, был ключевым для успешных боевых действий как русских, так и французских войск. Наполеоновские войска, стоявшие гарнизоном в этом укреплённом городе-крепости, затрудняли действия партизан на северо-западном московском направлении.

Именно Вереей приказал Кутузов овладеть Дорохову, предоставив ему 2 батальона пехоты, 4 эскадрона гусар и несколько сотен отборных казаков.
Иван Дорохов выступил из Тарутинского лагеря 26 сентября. Для захвата города генерал Дорохов решил применить хитрую обманную тактику: выставив на дорогах, ведущих в Москву и Можайск, конные отряды, сам он подошёл к Верее с отрядом пехоты. При этом, приказав брать город без выстрелов и воинственных кличей, Дорохов начал штурмовать спящий город перед самым рассветом. Устранив неприятельские пикеты и ворвавшись в Верею, русские бойцы решили дело буквально за полчаса – французы почти даже не сопротивлялись.

Итогом взятия Вереи было пленение трёхсот восьмидесяти пяти наполеоновских солдат и офицеров, коменданта крепости (при общих потерях дороховского отряда в 30 человек). Запас вражеского оружия и съестные припасы, хранившиеся в погребах верейской крепости, были тут же розданы горожанам и крестьянам, которых Дорохов напутствовал бороться с французскими злодеями.

Вот как лаконично докладывает Кутузову Дорохов о взятии Вереи: "По предписанию Вашей Светлости г. Верея взят сего числа штурмом", что позже фельдмаршал и отметил в общем приказе по армии. Скромность этого отчёта только подчеркивает героизм и необыкновенную отвагу генерала Дорохова, разрешившего за считанные часы важную стратегическую проблему.

Сделав Верею форпостом русских войск, Иван Семёнович теперь ведёт борьбу с французскими войсками на Смоленском и Калужском направлении. Чрезвычайно важными были сведения от Дорохова Кутузову об отступающей к Калуге армии Наполеона, - стал понятен замысел французского полководца: устроить генеральное сражение под Малоярославцем (оно и случается 24 октября 1812 года). После двухдневного кровопролитного боя (город переходил из рук в руки целых 8 раз!) русские, наконец, добиваются военного превосходства, и французская армия начинает тотальное отступление по направлению к границам России.

Тут судьба приготовила неприятный сюрприз Дорохову: когда бой под Малоярославцем уже стихал, он был ранен пулей в пятку, и эта рана оказалась для него роковой, - из-за болезни от раны он больше никогда не вернётся в строй русской армии.

В начале 1815 года Иван Семёнович Дорохов умирает.

Перед своей смертью он пишет то самое письмо, с которого мы и начали свой рассказ об этом герое Отечественной войны 1812 года. Вот как оно звучит:
«"Если вы слышали о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врага отечества нашего, почтенные соотчичи, я ожидаю от вас за это в воздаяние дать мне три аршина земли для вечного моего успокоения при той церкви, где я взял штурмом укрепление неприятеля, разбив его наголову. За что дети мои будут благодарны. Генерал Дорохов".

Вот такое посмертное обращение Иван Дорохов оставляет верейцам - людям, которым он три года назад принёс освобождение от иностранных захватчиков. Наверное, Дорохов понимал, что Верейское сражение было некоей кульминацией его жизни, какой-то боевой итоговой чертой, тем предназначением, с которым он пришёл в этот мир и выполнив которое был вынужден покинуть его.

Посмертная воля И. С. Дорохова была выполнена, он был похоронен в Верее.

Посмертное обращение И. С. Дорохова, героя Отечественной войны 1812 года
Памятник Дорохову в Верее
Автор: Филипп Хорват


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. anchonsha 25 сентября 2012 10:35
    Вечная СЛАВА,СЛАВА, СЛАВА РУССКОМУ ГЕНЕРАЛУ ИВАНУ СЕМЕНОВИЧУ ДОРОХОВУ ЗА ЕГО ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ И ПРОЯВЛЕННЫЙ ИМ ГЕРОИЗМ В ВОЙНЕ 1812 года !!! ПУСТЬ БУДУТ СВЯТЫМИ ДЛЯ НАС ТЕ ТРИ АРШИНА ЗЕМЛИ, ЧТО ПРОСИЛ ДОРОХОВ ДЛЯ СВОЕГО УПОКОЕНИЯ !!!
    anchonsha

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня