Глубокая модернизация: из «Раптора» в «Супер Раптор»

18

Оставить нельзя отказаться


F-22 самолет парадоксальный. Введенный в эксплантацию еще в 2005 году, он и сейчас по сумме возможностей остается мощнейшим оружием завоевания господства в воздухе. Вместе с тем это в какой-то мере «неудачник». Ему «посчастливилось» родиться на свет в переходный период: когда одна холодная война завершилась, а другая еще не успела стартовать.

Как итог – вместо сотен F-22, которые должны были заменить F-15 Eagle, построили только 187 серийных экземпляров. На сегодня производство «Рапторов» завершено. И хотя в СМИ фигурировали данные о возможном возобновлении постройки новых самолетов, можно с полной уверенностью говорить, что этого не произойдет. У американцев и так масса всевозможных военных программ, которые стоят сотни миллиардов долларов.



При этом даже произведенные истребители могли в обозримом будущем уйти в небытие в связи с планами американцев резко сократить количество типов истребителей в составе Военно-воздушных сил.

«Я намерен сократить их количество до четырех. Важно понять, насколько сочетание самолетов будет правильным. F-22 будет заменен на истребитель Next Generation Air Dominance (NGAD), который будет летать вместе с F-35. В строю будут находиться F-15EX и F-16»,

– заявил не так давно начальник штаба Военно-воздушных сил генерал Чарльз Браун.

Называли разные сроки отказа от «Раптора», однако, очевидно, это не самая близкая перспектива. Да и планы всегда можно пересмотреть.

Модернизация без модернизации


Лучшим свидетельством этого можно считать озвученные недавно планы провести глубокую модернизацию F-22. Усилия в этом направлении предпринимались и раньше. 5 ноября 2021 года Военно-воздушные силы США и компания Lockheed Martin подписали соглашение на модернизацию всего парка «Рапторов».

Речь шла про обновление БРЭО и программного обеспечения, доработку планера и общесамолетных систем, а также замену радиопоглащающего покрытия. А еще раньше, в 2006 году, запустили программу «структурных» улучшений, касающихся увеличения срока эксплуатации истребителя.


Однако, несмотря на все эти начинания, самолет так и остался с ограниченными возможностями. В частности, F-22 не способен эффективно поражать движущиеся наземные цели. Истребитель может брать до восьми миниатюрных авиабомб GBU-39 (Small Diameter Bomb). Это весьма современное оружие с дальностью полета после отделения от носителя более 100 километров, однако оно способно поражать лишь стационарные объекты с заранее известными координатами.


Самолет также не имеет оптико-локационной станции, позволяющей обнаруживать неприятеля в небе на большой дистанции, без включения РЛС.

F-22 с плюсом


Таким образом, потребность в модернизации назрела давно, и сейчас США как никогда близки к ее реализации. Один из пунктов в документе, недавно выпущенном в рамках программы Small Business Innovation Research (SBIR), призывает предоставить материалы, которые связаны с установкой оптико-электронной системы (IRST), которая позволит обнаруживать воздушные цели в инфракрасном диапазоне и сопровождать их. Кроме того, самолет должен получить системы, которые позволяли бы летчикам обмениваться данными с БПЛА и взаимодействовать с ними.

Примечательно, что установку датчика IRST изначально рассматривали как опцию в программе Advanced Tactical Fighter (ATF), в рамках которой создали F-22. Однако его не получил ни серийный самолет, ни даже его демонстратор YF-22. Причина – желание сэкономить ресурсы.

Глубокая модернизация: из «Раптора» в «Супер Раптор»

В теории установка IRST даст самолету принципиально новые возможности, так как теперь истребитель сможет выявлять воздушные цели, не опасаясь быть демаскированным при включении РЛС. Его радиолокационная станция AN/APG-77 может работать в режиме низкой вероятности перехвата (LPI), что снижает вероятность быть обнаруженным станцией предупреждения об облучении (СПО). Однако, как это будет работать на практике с учетом наличия у России и Китая новых СПО, сказать тяжело.

Иными словами, IRST сделает F-22 еще менее заметным для противника. При этом его ни в коей мере нельзя рассматривать как альтернативу бортовой РЛС, хотя бы лишь в силу ограниченной дальности обнаружения. Проще говоря, радиолокационная станция была, есть и будет главным способом обнаружения воздушных целей.

Трудности перехода


Планируемая модернизация F-22 несет в себе технические риски. Если допустить, что датчик IRST размесят в подвесном контейнере, как можно видеть на примере F/A-18 Super Hornet Block III, то такой шаг нарушит тщательно выверенную малозаметность истребителя.

Возможно, американцы выберут вариант со встроенной системой, однако здесь возникает сразу несколько проблем.

Во-первых, неизвестно, имеется ли вообще сейчас такая техническая возможность.

Во-вторых, подобный шаг непременно скажется на цене модернизации, увеличив ее, по всей вероятности, в разы (что, впрочем, с учетом военного бюджета американцев едва ли критично).

Примечательно, что принадлежащий 411-й испытательной эскадрилье F-22 недавно заметили с новыми подвесными контейнерами неизвестного типа.


Их размеры позволяют делать самые разные предположения, и далеко не факт, что речь идет о новой оптико-электронной системе. Более вероятно, что перед нами некие средства радиоэлектронной борьбы. Отдаленно контейнеры напоминают станцию радиоэлектронной борьбы EL/M-8222 от израильской Elta – дочерней компании Israel Aerospace Industries. Впрочем, какие-то конкретные выводы делать преждевременно.

Итак, можно выделить несколько направлений модернизации F-22. Это:

– продление ресурса;
– обновление БРЭО;
– интеграция в состав вооружения новых управляемых бомб и ракет.

В последнем случае речь идет, прежде всего, о бомбах GBU-53/B StormBreaker, имеющих дальность после отделения от носителя около 100 километров и способных поражать подвижные цели. Такое оружие превратит F-22 в полноценный истребитель-бомбардировщик.


Несомненно, обновится и его вооружение класса «воздух-воздух». Скорее всего, в ближайшие десять лет Штаты откажутся от знаменитой средней дальности AIM-120 AMRAAM: несмотря на все улучшения, это довольно старая ракета, которая постепенно устаревает.

Другой вопрос, что будет вместо нее? Пока что на него сложно ответить, однако в прошлом году Boeing показала на конференции Air, Space & Cyber Conference концепт двухступенчатой ракеты LRAAM (Long-Range Air-to-Air Missile).


По сравнению с AMRAAM и российской Р-77 она должна будет иметь более высокую скорость, дальность полета и лучшую маневренность на конечном участке. Впрочем, пока что этот проект находится на ранней стадии, а кроме того, у американцев есть альтернативные варианты.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    25 февраля 2022 05:19
    Был слишком дорогой самолет, теперь станет супер дорогим самолетом.
    1. +5
      25 февраля 2022 11:51
      И что, могут себе позволить.
      1. 0
        5 марта 2022 20:00
        Да уж теперь в ограниченном виде ,позволить они себе раньше могли !
  2. +1
    25 февраля 2022 06:06
    пусть китайцам подарят...те ловкачи дооснастить домодернизировать...вон какой самолёт смастерили из ту-16 что им в 1959 году отдали с технологией
  3. +1
    25 февраля 2022 10:03
    Дело житейское. Немного залетели в межсезонье, да.
    А так, все страны модернизируют самолеты раз в 5-10 лет.
    Вроде это уже 2я волна, о первой писали лет 5 назад, электронику и мелочь обновляли.
  4. 0
    25 февраля 2022 10:09
    187 построили, а сколько примерно в строевых частей?
    1. 0
      27 февраля 2022 09:44
      - Построили всего 195 (с учётом опытных). В строевых частях от 187 осталось 185.
      1. 0
        4 марта 2022 06:53
        Минус до 15 штук во время урагана пострадали, фото в сети есть.
        1. 0
          5 марта 2022 01:33
          - И где фото этих самолётов. "пострадавших от урагана"?! Что мешает их выложить?
          1. Есть бетонные капониры, с закрывающимися железобетоннми воротами, рассчитанными на близеий ядерный взрыв.
          2. Есть метеопрогнозы, и там где нет соответствующих укрытий, самолёты просто перегоняются на другие аэродромы, за сотни километров, где им ничего не угожает.
          1. 0
            11 марта 2022 11:58
            Вас в интернете забанили?
          2. 0
            11 марта 2022 12:01
            https://www.rbc.ru/society/14/10/2018/5bc2dc5e9a79473c6f129f4e ураган 2018 года
  5. +2
    25 февраля 2022 21:26
    Они могут себе позволить устанавливать новые системы .
  6. +1
    26 февраля 2022 13:02
    Под крыло, 1-44 планировалась К-100- двухступенчатая ракета БД.
  7. 0
    27 февраля 2022 07:49
    следующая ступень модернизации-супер-пупер раптор. laughing
  8. 0
    27 февраля 2022 10:29
    Неудачная программа. На Ф 35 удалось списать сотни миллиардов долларов. Десятилетиями выкачивать из программы колоссальные суммы, и все проскакивало инстанции как намыленное. А этот самолет плохой)
    Так как он реально летает, и даже стреляет немного, пусть и не по земле, слишком много денег уходит не в карман, а реально в самолет. Ну куда это годится?! Для чего вся эта каша с военным бюджетом? Кто сказал "обороноспособность?! Выкиньте его из окна! Военный бюджет страны должен превращаться в личные бюджеты участников! Хе-хе...
  9. -3
    27 февраля 2022 19:35
    Я думаю будет интереснее. Имеющиеся рапторы получат ремонт, склад контейнеров с олс, и вероятно новве рлс и покрытие, такие же как на новых рапторах, для унификации. Но вот новые рапторы пойдут с завода, довольно переработанные вероятно с изменённой конструкцией, всё же технология малозаметности не стоит на месте и помимо покрытия, может решат перекроить форму, к тому же олс однозначно надо впихнуть.
    А всё потому, что у китайцев самолётов немало и парк рапторов в принципе нужно расширять, да и желательно машины бы полностью новые, не известно когда нужны будут, может вообще через лет 20, а имеющиеся рапторы уже не "с завода".
    А вот бонбы думаю новые не получит. Незачем, для этих целей 35й сделан, а раптор сильно дорогой и нужный, чтобы его активно гонять по земле, он и так не получил ничего стоящего и вероятно не получит.
    Ну я так думаю.
  10. Dos
    0
    4 марта 2022 10:21
    По полосе будет разбегаться на мощных задних лапах, оглашая окрестности громким рычанием ...
  11. 0
    5 марта 2022 13:20
    Цитата: Английский тарантас
    Я думаю будет интереснее. Имеющиеся рапторы получат ремонт, склад контейнеров с олс, и вероятно новве рлс и покрытие, такие же как на новых рапторах, для унификации. Но вот новые рапторы пойдут с завода, довольно переработанные вероятно с изменённой конструкцией, всё же технология малозаметности не стоит на месте и помимо покрытия, может решат перекроить форму, к тому же олс однозначно надо впихнуть.
    А всё потому, что у китайцев самолётов немало и парк рапторов в принципе нужно расширять, да и желательно машины бы полностью новые, не известно когда нужны будут, может вообще через лет 20, а имеющиеся рапторы уже не "с завода".
    А вот бонбы думаю новые не получит. Незачем, для этих целей 35й сделан, а раптор сильно дорогой и нужный, чтобы его активно гонять по земле, он и так не получил ничего стоящего и вероятно не получит.
    Ну я так думаю.

    Новых Рэпторов не будет. Линия по их производству разобрана и перепрофилирована под производство F-35. Модернизировать будут уже состоящие на вооружении строевые "Хряпы". ОЛС и боковые решетки РЛС должны быть изначально, от них отказались из-за дороговизны. Там при выпуске боевого F-22, многое под нож пошло, начиная сулучшенных ВПХ и интеграции вооружения "воздух-земля". Теперь матрасники спохватились, т.к. оказалось, что ВКС РФ очень сильны и могут в "нанесение демократии" (денацификации) получше их самих. Вот и хотят 22-й с "бортом" 35-го и улучшенным стелс-покрытием, которое не отваливается в воздухозаборниках и не требует ангаров с климат-контролем. ОЛС вряд ли будет контейнерной, т.к. похерит весь стелс, тем более готовое решение с F-35 есть.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»