Хроники реформирования сербской армии
К началу 1990-х югославская армия считалась одной из самых боеспособных в Европе, а военная промышленность выпускала широкий ассортимент боевой техники и вооружения. Преобразования, которым была подвергнута военная организация Сербии после распада СФРЮ, впечатляют по срокам, методам проведения и результатам. Никто не догадывался, какая участь уготована сербским ратникам.
Очерки реформирования сербской армии в 2001–2010 гг.
26 декабря 2001 года Высший совет обороны Союзной Республики Югославия (СРЮ) утвердил «План рационализации и частичной реорганизации национальной армии». Цели – создать небольшую по численности, сбалансированную по видам и родам войск, с оптимальной оргштатной структурой армию, укомплектованную преимущественно профессиональными военнослужащими. В качестве первоочередных мероприятий были определены: разработка новой военной доктрины, принятие законов об обороне и вооруженных силах, реформирование органов управления, сокращение продолжительности военной службы по призыву, а также передача функций охраны государственной границы в ведение МВД. До конца 2002 года численность ВС было намечено сократить более чем на 40 %.
К делу приступили решительно, и вскоре были упразднены штабы всех трех полевых армий. ВС перешли на корпусную структуру (семь армейских корпусов сухопутных войск, корпус ВВС, корпус ПВО и корпус ВМС). В ноябре 2002 глава МИД Горан Свиланович посетовал, что темпы и масштабы сокращения недостаточны, хотя на тот момент в ВС насчитывалось всего 77 тыс. человек. Министр объявил, что в 2003 году численность армии будет сокращена до 60 тыс. человек, а к 2010 году – до 45 тысяч. К 1 января 2003 года были расформированы армейский корпус (штаб в г. Крагуевац), единственная пехотная дивизия, 43 других соединения.
В феврале 2003 года СРЮ исчезла с политической карты мира, ее место заняло мертворожденное государство Сербия и Черногория (СиЧ). Министерство обороны возглавил Борис Тадич, который после окончания средней школы изучал социальную психологию в Белградском университете, а затем работал преподавателем в колледже. Уже через пару недель, в марте 2003, он подтвердил, что главным приоритетом является присоединение к программе «Партнерство ради мира» и переход на стандарты, принятые в НАТО. По его мнению, максимальная численность ВС не должна превышать 50 тыс. человек. ВВС и ПВО нужно объединить, а ВМС преобразовать в управление береговой охраны.
В мае 2003 года советник Б. Тадича по военной реформе Божан Димитриевич заявил:
Спустя месяц, спикер парламента Д. Мичунович объявил о создании рабочей группы по разработке законов по реформированию ВС «в соответствии с европейскими стандартами». В ее состав вошли представители парламента, МО и ГШ, а также гражданские и военные специалисты из-за рубежа. Должность советника министра обороны занял британский генерал-лейтенант Джон Мур-Бик, а советником президента по вопросам обороны и безопасности был назначен отставной генерал Благойе Граховач. Выбор был не случаен – он с ходу заявил, что у Сербии и Черногории нет внешних врагов, а посему ВС необходимо сократить до 25 тыс. человек и отвести сербские войска от административной границы с Косово вглубь страны.
Процесс стал набирать обороты, и 16 сентября Б. Тадич объявил, что самой актуальной проблемой является несоответствие количества старших и младших офицеров и «перебор гражданских служащих, многим из которых нечего делать». В качестве аргумента были приведены рекомендации НАТО, согласно которым максимально допустимая по экономическим соображениям численность ВС Сербии и Черногории в ближайшей перспективе должна быть сокращена до 30 тысяч военнослужащих. Количество должностей высших офицеров было сокращено до 49 и к концу 2003-го на службе практически не осталось генералов и адмиралов с опытом командования объединениями.
7 ноября 2003 года начальник ГШ генерал-полковник Бранко Крга заявил, что в ближайшие полгода будет расформирован ряд пехотных, механизированных, бронетанковых и других бригад, а основными структурными подразделениями станут батальон, дивизион и эскадрилья с целью обеспечения большей оперативности управления. Крга подчеркнул, что завершить реформирование армии намечено к 2010 году, а главными препятствиями на пути трансформирования ВС являются недостаток финансовых средств и отсутствие нормативных актов.
Действительно, хроническое недофинансирование стало одной из основных проблем. В военном бюджете СРЮ на 2001 год расходы на оборону составили 4,81 % ВВП.
Утвержденные оборонные расходы в 2002 году составили 41,39 млрд динар, однако из этой суммы лишь 17,7 млрд было направлено на целевые программы. Взнос Республики Черногории в военный бюджет союзного государства составил 5,77 %, что было представлено как большой успех, поскольку последние несколько лет Подгорица вообще не участвовала в финансировании ВС. В связи с тем, что принятие законов постоянно откладывалось, в 2003-й год СРЮ вошла вовсе без государственного бюджета. Министерству обороны были выделены деньги только на первый квартал, по статье «временное финансирование». На практике армия получила в 3,5 раза меньше, и этого едва хватило на оплату коммунальных расходов, продовольствия и обмундирования.
Примечательно, что бюджет МВД на 2003 год составил 21,9 млрд динар (почти 10 % расходов страны). В качестве обоснования выдвигался тезис, что роль данного ведомства становится лидирующей среди всех силовых структур государства, в связи с чем необходимо ввести в штаты МВД дополнительно более 6 000 офицерских должностей, закупить новое оружие и спецсредства, а также увеличить денежное содержание сотрудников на 15 %. Между тем охрану 2 369 км госграницы (из их общей протяженности в 2 740 км) по-прежнему осуществляли военнослужащие МО.
Уровень денежного довольствия военнослужащего по тогдашним нормативам должен был в 3–5 раз превышать зарплату гражданского служащего соответствующего ранга, на практике же он не дотягивал до прожиточного минимума. Военные доказывали, что в странах, сопоставимых по ВВП и численности ВС, расходы на одного военнослужащего не в пример выше: в Бельгии – в 16 раз, Венгрии – в 10, Хорватии – в 6, Болгарии – в 3 раза. Президент ассоциации военных пенсионеров генерал-майор в отставке Миленко Глигорович в декабре 2002-го заявил белградскому еженедельнику «Блиц», что 66 % военных пенсионеров получают пенсию ниже прожиточного минимума, а 10 % бывших военнослужащих не имеют возможности питаться три раза в день. Доведенные до отчаяния, они стали обращаться с судебными исками к Министерству обороны. В ответ был ликвидирован институт военной юстиции, а для рассмотрения «специфических дел» в состав гражданских судов ввели группы военных юристов. Последствия такой политики не заставили себя ждать.
Опрос, проведенный Союзом студентов Сербии среди учащихся в четырех основных университетах республики, показал, что около 75% из них предпочитают «откупиться». Среди основных мотивов неприятия военной службы молодые люди назвали «потерянное даром время» (28 %), плохие бытовые условия (19,94 %), неуставные взаимоотношения (17,83 %) и большую продолжительность службы по призыву (8,31 %). При анонимном опросе, проведенном в мае 2003 года в Черногории, более 67 % выпускников школ сумели избежать учета в военкоматах, а 38,4 % полагали, что государство вовсе не нуждается в армии.
С сентября 2002 года срок службы по призыву был сокращен с 12 до 9 месяцев, одновременно призывникам из Сербии и Черногории предоставлено право служить на территории своих республик. Эти решения создали большие трудности в организации обучения и боевой подготовки войск, поскольку учебные центры по одним воинским специальностям находились в Сербии, а по другим – в Черногории. Кроме того, теперь призыв стало необходимо осуществлять четыре раза в год при том, что период обучения сократился до четырех месяцев (пехотинцев – до трех), а срок службы в боевых подразделениях – до пяти.
В результате слаживание в звене рота-батальон было практически сорвано, в 2003 году не было проведено ни одного батальонного тактического учения с боевой стрельбой. При подведении итогов за 2002 учебный год руководство Военной академии отметило, что ключевой проблемой стал отбор кандидатов на обучение: попытки сохранить прежние критерии вступительных экзаменов на «минимально приемлемом уровне» привели к большому недобору слушателей.
В 2004 году Б. Тадич стал президентом Сербии, и начатая им работа по реформированию ВС была усилена. В здании МО были выделены кабинеты для действующих и отставных старших офицеров стран Западной Европы и США, которые принимали непосредственное участие в разработке системы переквалификации офицеров и изменения военной доктрины. В апреле 2005 года общественности были представлены две книги – «Стратегии обороны» и «Белая книга обороны». Выступавший на презентации министр обороны Првослав Давинич сообщил, что
3 июня 2006 года Черногория объявила независимость, и союзное государство Сербии и Черногории прекратило существование. 7 сентября того же года президент Б. Тадич подписал в США с госсекретарем Кондолизой Райс Договор о статусе сил, так называемый SOFA (Status Of Forces Agreement), в соответствии с которым все американские военнослужащие во время пребывания на территории Сербии получали статус неприкосновенности и становились неподсудны местным органам юстиции.
В феврале 2008 года сербский край Косово объявил независимость, там под прикрытием НАТО приступили к формированию регулярной армии, основой которой стали албанские боевики с боевым опытом. Белград ограничился невнятными «нотами протеста» с выражениями сожаления, озабоченности и обеспокоенности. Неудивительно, что уже на ближайшем саммите НАТО (Бухарест, апрель 2008) было принято решение о переходе Сербии от участия в программе «Партнерство ради мира», которое считается первым шагом к вступлению в НАТО, к стадии «интенсивного диалога».
Реформы продолжались. Активные распродажи «излишков» МО дали удивительный результат – при сокращенной более чем на 60 % армии и успешном «освоении» вырученных средств очередь бесквартирных военнослужащих по-прежнему насчитывала почти 16 тыс. человек. Летом 2008 года было объявлено о намерении выставить на продажу двадцать принадлежащих МО объектов недвижимости на сумму 300 млн евро (к слову, все оставшееся имущество МО оценивалось тогда в 2 млрд евро). Тогдашний начальник ГШ Здравко Понош пояснил:
23 ноября 2009 года состоялось знаменательное событие: президент Б. Тадич и министр обороны Д. Шутановац открыли военную базу «Юг». Президент подчеркнул, что стратегические интересы Сербии заключаются в членстве в Евросоюзе и сохранении территориальной целостности, а военный министр отметил, что база знаменует приведение новой системы опорных пунктов сухопутных войск к завершенному облику.
По словам Шутановаца, база «Юг» является самым большим и современным инфраструктурным объектом, построенным за последние годы в интересах МО. Согласно официальным данным, строительство базы «Юг» близ города Буяновац у административной границы с Косово велось с 2003 года и продолжалось шесть лет. Тут следует пояснить, что до 2003-го в Буяновце была дислоцирована армейская бригада, усиленная артиллерийскими, бронетанковыми и инженерными подразделениями, общая численность превышала 6 000 военнослужащих. Соединение было расформировано, а на месте готового места дислокации был создан Центр по подготовке миротворческих сил.
Не обошла реформа стороной и систему военного образования: 24 февраля 2011 года в Белграде был создан Университет обороны в составе трех факультетов – медицинского, гуманитарных наук и технического. Венцом стали нововведения в форме одежды, новые знамена, штандарты, символы, эмблемы и воинские звания. Так, звание генерал-полковник было заменено на «генерал», а также введено звание «бригадный генерал», что соответствовало стандартам НАТО и потому по задумке должно было непременно внести «позитивный вклад».
В декабре 2010 был произведен последний набор в армию военнослужащих по призыву – с 1 января 2011 года сербская армия перешла на профессиональную основу. Кандидаты как мужского, так и женского пола должны были быть гражданами Сербии в возрасте от 19 до 30 лет, годные к военной службе по состоянию здоровья, не находящиеся под следствием и не имеющие судимости по делам, связанным с должностными преступлениями.
– заявил в этой связи информационный центр гомосексуального сообщества Сербии. Министр обороны Драган Шутановац, в свою очередь, с удовлетворением отметил, что 2010 год был успешным для Министерства обороны, «благодаря исключительным результатам в реформе армии».
Информация