Огнём и мечом? Нет – углём и железом

21
Огнём и мечом? Нет – углём и железом

Где Донбасс и где Кавказ


Многоотраслевой промышленный комплекс ДНР и ЛНР теперь уже официально включается в экономическую систему России. Но транспортное обеспечение этих взаимосвязей даже в советское время, когда существовали УССР и РСФСР, вызывало вопросы у российских профильных экспертов.

Сейчас почти не вспоминают, что власти Украины старались, причём небезуспешно, «оградить» не только Крым (Как Крым от России отсекали), но и примыкающие к РСФСР регионы Украины от более тесных транспортно-экономических связей с Россией. В том числе это касалось также Донецкой и Луганской областей.



Как ни странно, но такой эгоистичной политике Киева потакали и в Москве, ибо в советском руководстве с середины 50-х годов и вплоть до середины 80-х включительно доминировали выходцы с Украины. Соответственно, проукраинской – в ущерб РСФСР была и транзитная, прежде всего – железнодорожная политика советского руководства.

Так, в составе Южной железной дороги, управлявшейся из Харькова, находились стальные магистрали из Харьковской области до Курска включительно, да и почти все железнодорожные линии Белгородской области. А в составе Донецкой железной дороги была линия до Таганрога, ряд веток в западных районах Ростовской области (то есть в российской части Донбасса).

Такая конфигурация сети означала фактически внешний — киевский контроль за экономикой, и в том числе – за пассажирскими перевозками в российско-украинском приграничье. Попытки некоторых экспертов МПС СССР в 70-х изменить эту ситуацию, переподчинив упомянутые линии железнодорожным отделениям Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог РСФСР, успехом не увенчались.

Эти вопросы в рамках МПС СССР обсуждались и в начале 80-х, но в Киеве отвергали передачу РСФСР даже считанных километров дорог на российской же территории. Только в 2015-м те линии Луганск и Донецк передали ОАО «РЖД».


Донецкая железная дорога, УССР

Короче, ещё короче


Кроме того, в 1960-х – 70-х гг. был разработан российский проект железнодорожного соединения портов Жданов и Таганрог по новой линии Андреевка (Донецкая область УССР) — Матвеев Курган (Ростовская область РСФСР). Что вдвое сократило бы железнодорожное расстояние между этими портами.

Но украинское руководство жёстко отвергало и этот проект, чтобы не усиливать экономическое взаимодействие Донецкого региона с РСФСР. В современных же условиях создание прямой межпортовой артерии наверняка целесообразно и по очевидной политической причине.

По той же причине придётся, скорее всего, продлить ту же линию от Матвеева Кургана до г. Несветай (Ростовская область) — для оперативной передислокации военно-технических и гражданских грузов между приазовскими регионами и портами РФ и ДНР.

В то же время свыше 60 % территории ЛНР связано с РФ только одной железной дорогой Валуйки — Уразово — Старобельск. Причём около трети её протяжённости (почти весь северный участок) расположено вблизи границы ЛНР с Украиной.

Такая ситуация вполне может привести к закупорке этой артерии и большей части ЛНР в связи с нынешним обострением конфронтации с Украиной. Потому нелишне вернуться к проекту 70-х годов, тоже отвергнутому Киевом в те годы: проекту железной дороги Старобельск — Белолуцк (ЛНР) — Кантемировка (Воронежская область).

Поезжайте в Киев и... терпите


Кроме того, в Киеве всегда противились тому, чтобы грузовые, пассажирские и даже почтово-багажные поезда из Москвы, Ленинграда, Тулы, Воронежа не только на Северный Кавказ и в Закавказье, но даже в Ростов-на-Дону (как и в обратном направлении) следовали по Ростовской области.

Как отмечает Виталий Семилетов, эксперт портала «Логистика в России», с 1950-х эти поезда следовали почти исключительно через Харьков и украинский Донбасс, что, естественно, пополняло транспортные доходы Украинской ССР. Наконец, по данным этого портала, с 1992 года на этом маршруте, как и можно было ожидать,

«появились пограничные переходы. И, если ранее пассажирский поезд покрывал 84 км между Белгородом и Харьковом за час, то с пограничными формальностями на это уходило два-два с половиной часа. Особые неудобства испытывали пассажиры российских поездов, следующих через Украину транзитом: например, Москва – Кисловодск: они подвергались пограничному «шмону» четыре(!) раза. Нередки были случаи, когда за отказ дать взятку украинскому «погранцу» российский пассажир просто высаживался из вагона.»

Постоянные жалобы пассажиров на поборы и неправомерные действия украинских пограничников заставили неповоротливое РЖД – бывшее МПС в течение нескольких лет (к началу 2010-х – прим. ВО) перевести практически все поезда кавказского направления в обход Украины: через Воронеж – Ростов. Сперва переориентировали маршруты фирменных поездов, а затем и обычных пассажирских.

Время открывать шлюзы


Не исключено, что будет востребовано и восстановление судоходства по Северско-Донецкой шлюзовой системе, издавна соединяющей Ростовскую область с ЛНР. С конца 80-х судоходство здесь было, что называется, сродни «шагреневой коже», но всё же осуществлялось до середины 90-х на всём протяжении системы. То есть вплоть до границы Луганской и Харьковской областей.

Затем система на большем её протяжении стала непригодной к эксплуатации, и к настоящему времени она судоходна только от устья Северского Донца до приграничного с ЛНР города Каменск-Шахтинский (включая короткий участок западнее Каменска-Шахтинского). Но в свете последних событий, по крайней мере, судоходство до Луганска наверняка потребуется в первую очередь.


Северско-Донецкая судоходная система и Донской бассейн

Словом, установление официальных отношений, как и развитие экономических связей России с ДНР и ЛНР, а также экспорт из этих республик требуют надлежащего транспортного обеспечения. Тем более необходимого для военно-политической безопасности всего Донбасса.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    2 марта 2022 14:06
    Подождите делить шкуру, охота ещё только началась.....
  2. -2
    2 марта 2022 14:25
    Какие могли быть тёрки в единой транспортной системе СССР между УССР и РСФСР, причём в одном ведомстве - МПС? Не придумывайте сенсаций на ровном месте.
    А транспортный бардак 90-х и 00-х - последствия развала этой системы.
    1. +1
      2 марта 2022 15:13
      примерно такие же, как передача Крыма УССР. бандеровцев фактически там так и не вычистили, тех, кто по схронам прятался, уничтожили конечно, а вот тех , кто перекрасился, как хамелеон, и исподтишка гадил, было пруд пруди.
      1. +2
        2 марта 2022 19:23
        У меня знакомый - старый коммунист, родом со львовщины. Патриот, занимается общественной работой, не смотря на годы и возраст, огромной души человек. Его тоже к бандеровцам причислите?
    2. 0
      4 марта 2022 02:24
      Транзитный поезд через Украину. Исполняет Тимур ШАОВ
  3. 0
    2 марта 2022 14:27
    Решение простое.Надо Харьковскую Народную республику,и ЖД линия Москва-Кавказ,будет функционировать как в СССР.И строить ничего не прийдется.Благо железку украинцы до конца не угробили.
    1. 0
      2 марта 2022 15:15
      ага, и "патриоты" будут поезда под откос пускать. НЕ НАДО нам их в составе России. ДНР,ЛНР - и хватит. Оккупацию русскими надо заслужить)))
    2. +2
      2 марта 2022 19:21
      Разочарую. РЖД в Крым так и не пришла, побоялись санкций. В итоге была создана так называемая "КрымЖД". Смешно, правда?)
    3. +1
      2 марта 2022 19:30
      "Укрзализныця" еле жива, протянула 30 лет на советском наследии. Подвижной состав там в основном годится только до станции Мариуполь, в мартен.
      Основные фонды изношены на 90-100%.
      Кстати, Украина заказала американские локомотивы у General Electric, естественно в кредит)))
  4. +3
    2 марта 2022 14:33
    Система железных дорог строилась когда о нынешней ситуации никто и не думал. А Дон обмелел, судоходство затруднено. Наверное ночами украинцы воду вычерпывают. Да и евреи может тоже. Если в кране нет воды, значит выпили. request
  5. -1
    2 марта 2022 14:35
    Они вышли на поверхность из шахты feel
    1. Комментарий был удален.
      1. -1
        2 марта 2022 16:04
        Самое главное You Tube, бабки (пожилые женщины - "поветухи" и сплетни виноградные) нумерология, любители окультизма, изотерики, чтецов знаков и т.д и т.п сделали своё дело), когда к ним в "двери" стучит свинец и чугуний из осолкков снарядов, твари начинают вспоминать о "своих" детях ( а про подклады иголок под двери соседей и наговоры у бабки приводящие к смерти человека забывают, "чёрную магию" начинают восхволять, начинают прибегать к чёрным молитвам, вы что думаете зря в Россию поехали беженцы преимущественно ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ, нет конечно, не зря, "культурные твари" совесть почуяли, страх в очко стукнул за содеянное, а затем в школах России начинается непонятный беспредел в следствии которого одни ученички гобленят других ученичков ) . Так что лица женского пола сприехавшими в Россию с детьми, после завершения освобождения от нацизма, национализма, наведения конституционного порядка в Украине, а особенно в юго-восточной части просьба пожалуйста вернитесь обратно, в привычную среду обитания, для восстановления того что вы сами разрушали начиная с 2014 года, со своим жизненным укладом в "свой монастырь" обратно. hi
        1. +2
          2 марта 2022 19:34
          Мне даже страшно представить, что у вас в голове ещё...
          1. -2
            2 марта 2022 21:13
            Вот и береги свою голову. am
          2. -2
            2 марта 2022 22:29
            Если бы ты знал бы что в моей голове то проц в твоем компе сгорел бы к хренам собачьим, а также пожалел бы о том что живёшь в том же пространственно-временном континиуме вместе со мной, так что живи пока живётся. feel
  6. Комментарий был удален.
  7. +4
    2 марта 2022 15:15
    Авторы, в Славянске-на -Кубани,закрыт речной порт,в зданиях речного вокзала,бани кажется, теплоходов давно не видно,а они ходили.Устье Кубани тоже не судоходно, когда в СССР калоши делали,по реке ходила Комета,от ул.Володарского в Темрюке до Керчи,прямо к гостинице "Керчь". Когда наступило светлое настоящее,попытались организовать перевозку пассажиров из портов Кавказ и Темрюк на прогулочных катерах,но оказалось не рентабельным.Ходило что то из Анапы.Но то ж прекратилось.Что бы реки стали судоходные необходимо дноуглубление,земснаряды их практически нет..Есть но мало и старенькие уже..
    1. +3
      2 марта 2022 19:35
      Статья по сути высосана из пальца. Скажу, как товарищ из РЖД))
  8. +2
    2 марта 2022 15:25
    В то же время свыше 60 % территории ЛНР связано с РФ только одной железной дорогой Валуйки — Уразово — Старобельск. Причём около трети её протяжённости (почти весь северный участок) расположено вблизи границы ЛНР с Украиной.
    Это утверждение, подходит только для расписания пассажирских поездов! С советских времен, существовали и существуют ж.д. линии Свердловск-Гуково, Свердловск-Новошахтинск, Изварино-Лиховская, Изварино-Донецк (Россия), Луганск-Миллерово. Их никто на металлолом не разбирал, впрочем и не использовал. И ЛНР и ДНР, жителей эвакуировали в РФ поездами! И уж никак, не "по единственной ветке с РФ"...
  9. 0
    2 марта 2022 16:22
    Вроде как правильные мыслитв статье, но.. за чей счет банкет?
  10. 0
    2 марта 2022 20:48
    Соглашусь ! О комплексном экономич. развитии Донбасса пора предметно задумываться. Уже должна быть соотв. программа, в т.ч. по упомянутым и другими транспортным вопросам.
  11. 0
    8 марта 2022 15:48
    Конъюктурный бред полного профана

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»