Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I

За двадцать лет до начала войны с Китаем и последовавшего за этим наступления на всю Юго-Восточную Азию, Японская империя начала формирование своих бронетанковых войск. Опыт Первой Мировой войны показал перспективы танков и японцы приняли его к сведению. Создание японской танковой отрасли началось с тщательного изучения зарубежных машин. Для этого, начиная с 1919 года, Япония закупала у европейских стран небольшие партии танков различных моделей. В середине двадцатых наилучшими были признаны французский Renault FT-18 и английский Mk.A Whippet. В апреле 1925 года из этих бронемашин была сформирована первая японская танковая группа. В дальнейшем закупка зарубежных образцов продолжилась, но особо крупных размеров не имела. Японские конструкторы уже подготовили несколько собственных проектов.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
Renault FT-17/18 (The 17 had an MG, the 18 had a 37mm gun)


Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
Танки Mk.A Whippet Императорской армии Японии



В 1927 году Осакский арсенал явил миру первый японский танк собственной разработки. Машина имела боевую массу 18 тонн и вооружалась 57-мм пушкой и двумя пулеметами. Вооружение монтировалось в двух самостоятельных башнях. Вполне очевидно, что первый опыт самостоятельного создания бронетехники не увенчался особым успехом. Танк «Чи-И» был, в целом, неплох. Но не обошлось без т.н. детских болезней, что было простительно для самой первой конструкции. Учтя опыт испытаний и пробной эксплуатации в войсках, через четыре года был создан еще один танк той же массы. «Тип 91» оснащался тремя башнями, в которых находились 70-миллиметровая и 37-миллиметровая пушки, а также пулеметы. Примечательно, что пулеметная башня, будучи предназначенной для обороны машины с тыла, располагалась за моторным отсеком. Другие две башни располагались в передней и средней части танка. Самое мощное орудие устанавливалось на крупной средней башне. Эту схему вооружения и компоновки японцы применили на следующем своем среднем танке. «Тип 95» появился в 1935 году и даже строился небольшой серией. Однако ряд конструктивных и эксплуатационных особенностей в итоге привел к отказу от многобашенных систем. Все дальнейшие японские бронемашины либо оснащались одной башней, либо обходились рубкой или бронещитком пулеметчика.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
Первый японский средний танк, который именовался как 2587 “Чи-и” (иногда его называли "средний танк №1")


«Специальный трактор»

После отказа от идеи танка с несколькими башнями японские военные и конструкторы начали развивать другое направление бронетехники, которое в итоге стало основой для целого семейства боевых машин. В 1935 году на вооружение японской армии был принят легкий/малый танк «Тип 94», также известный под названием «ТК» (сокращение от «Токубецу Кенинся» – дословно «Специальный трактор»). Изначально этот танк с боевой массой в три с половиной тонны – из-за этого в европейской классификации бронетехники он числится танкеткой – разрабатывался как специальное транспортное средство для перевозки грузов и сопровождения автоколонн. Тем не менее, со временем проект развился в полноценную легкую боевую машину. Конструкция и компоновка танка «Тип 94» впоследствии стала классической для японских бронемашин. Корпус «ТК» собирался на каркасе из уголков из катаных листов, максимальная толщина брони равнялась 12 миллиметрам верхней детали лба. Днище и крыша были в три раза тоньше. В передней части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение с бензиновым двигателем Mitsubishi «Тип 94» мощностью 35 лошадиных сил. Столь слабого мотора хватало на скорость всего в 40 км/ч по шоссе. Подвеска танка была сконструирована по схеме майора Т. Хары. Четыре опорных катка на гусеницу попарно крепились на концах балансира, который, в свою очередь, монтировался на корпусе. Амортизирующим элементом подвески была спиральная пружина, установленная вдоль корпуса и прикрытая цилиндрическим кожухом. С каждого борта ходовая часть оснащалась двумя такими блоками, при этом зафиксированные концы пружин находились в центре ходовой. Вооружение «Специального трактора» состояло из одного пулемета «Тип 91» калибра 6,5 миллиметра. Проект «Тип 94» в целом был удачным, хотя и имел ряд недостатков. Прежде всего, претензии вызывала слабая защита и недостаточное вооружение. Всего один пулемет винтовочного калибра был действенным оружием только против слабого противника.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
«Тип 94» «ТК» захваченный американцами


«Тип 97»/«Те-Ке»

Техническое задание на следующую бронемашину подразумевало более высокие уровни защиты и огневой мощи. Поскольку конструкция «Типа 94» имела определенный потенциал в отношении развития, то новый «Тип 97», он же «Те-Ке», по факту стал его глубокой модернизацией. По этой причине подвеска и конструкция корпуса «Те-Ке» почти полностью была аналогична соответствующим агрегатам «Типа 94». В то же время, были и отличия. Боевая масса нового танка выросла до 4,75 тонны, что в сочетании с новым более мощным двигателем могло повлечь за собой серьезные изменения в балансировке. Во избежание слишком большой нагрузки на передние опорные катки двигатель OHV был размещен в корме танка. Двухтактный дизель развивал мощность до 60 л.с. При этом увеличение мощности мотора не повлекло за собой улучшения ходовых качеств. Скорость «Типа 97» осталась на уровне предыдущего танка «ТК». Перенос двигателя в корму потребовал изменения компоновки и формы передней части корпуса. Так, благодаря увеличению свободных объемов в носу танка, удалось сделать более эргономичное рабочее место механика-водителя с более удобной «рубкой», выступающей над лобовым и верхним листами корпуса. Уровень защиты «Типа 97» был немного выше, чем у «Типа 94». Теперь весь корпус собирался из 12-миллиметровых листов. Кроме того, верхняя часть бортов корпуса имела толщину в 16 миллиметров. Такая интересная особенность была обусловлена углами наклона листов. Поскольку лобовой располагался под большим углом к горизонтали, чем бортовые, разная толщина позволила обеспечить одинаковый уровень защиты со всех ракурсов. Экипаж танка «Тип 97» состоял из двух человек. Они не располагали какими-либо специальными наблюдательными приборами и пользовались только смотровыми щелями и прицелами. Рабочее место командира танка располагалось в боевом отделении, в башне. В его распоряжении имелась пушка калибра 37 мм и 7,7-мм пулемет. Орудие «Тип 94» с клиновым затвором заряжалось вручную. Боекомплект из 66 бронебойных и осколочных снарядов укладывался вдоль бортов, внутри корпуса танка. Пробиваемость бронебойного снаряда составляла около 35 миллиметров с дистанции 300 метров. Спаренный пулемет «Тип 97» имел боезапас более 1700 патронов.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
Type 97 Te-Ke


Серийное производство танков «Тип 97» началось в 1938-39 годах. До его прекращения в 1942 году было собрано порядка шестисот боевых машин. Появившись в самом конце тридцатых годов, «Те-Ке» успел поучаствовать практически во всех военных конфликтах того времени, от боев в Манчжурии и до десантных операций 1944 года. В первое время промышленность не справлялась с выпуском требуемого количества танков, поэтому проходилось распределять их между частями с особой тщательностью. Применение «Типа 97» в боях шло с переменным успехом: слабое бронирование не обеспечивало защиты от немалой части огневых средств противника, а собственное вооружение не могло дать должной огневой мощи и дальности эффективного огня. В 1940 году была предпринята попытка установить на «Те-Ке» новую пушку со стволом большей длины и прежним калибром. Начальная скорость снаряда выросла на сто метров в секунду и достигла уровня в 670-680 м/с. Тем не менее, со временем выяснилась недостаточность и этого вооружения.

«Тип 95»

Дальнейшим развитием тематики легких танков стал «Тип 95» или «Ха-Го», созданный немного позже «Те-Ке». В целом, он был логическим продолжением предыдущих машин, однако не обошлось без серьезных изменений. Прежде всего изменили конструкцию ходовой части. На предыдущих машинах направляющее колесо также играло роль опорного катка и прижимало гусеницу к земле. На «Ха-Го» эта деталь была поднята над землей и гусеница приобрела более привычный для танков того времени вид. Конструкция бронированного корпуса осталась прежней – каркас и катаные листы. Большинство панелей имело толщину 12 миллиметров, из-за чего уровень защиты остался на прежнем уровне. Основой силовой установки танка «Тип 95» был шестицилиндровый двухтактный дизель мощностью 120 л.с. Такая мощность двигателя, несмотря на боевую массу в семь с половиной тонн, позволила сохранить и даже повысить скоростные качества и проходимость машины по сравнению с предыдущими. Максимальная скорость «Ха-Го» на шоссе равнялась 45 км/ч.

Главное оружие танка «Ха-Го» было аналогично вооружению «Типа 97». Это была 37-миллиметровая пушка «Тип 94». Систему подвеса пушки сделали довольно оригинальным способом. Орудие не закреплялось жестко и могло перемещаться как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Благодаря этому имелась возможность грубо наводить пушку поворотом башни и подстраивать наводку при помощи ее собственных механизмов поворота. Боекомплект пушки – 75 унитарных снарядов – размещался вдоль стенок боевого отделения. Дополнительным вооружением «Типа 95» сперва были два 6,5-мм пулемета «Тип 91». Позже, с переходом японской армии на новый патрон, их место заняли пулеметы «Тип 97» калибра 7,7 миллиметра. Один из пулеметов устанавливался в задней части башни, другой – в качающейся установке в переднем листе бронекорпуса. Кроме того, на левой части корпуса имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа. Экипаж «Ха-Го», впервые в этой линейке легких танков, состоял из трех человек: механика водителя, техника-стрелка и командира наводчика. В обязанности техника-стрелка входил контроль над двигателем и ведение огня из переднего пулемета. Второй пулемет управлялся командиром. Он же заряжал пушку и стрелял из нее.

Первая опытная партия танков «Ха-Го» была собрана еще в 1935 году и сразу же пошла в войска на пробную эксплуатацию. В войне с Китаем, ввиду слабости армии последнего, новые японские танки особых успехов не достигли. Немного позже, во время боев у Халхин-Гола, японским военным наконец удалось проверить «Тип 95» в реальном бою с достойным противником. Эта проверка закончилась печально: почти все имевшиеся у Квантунской армии «Ха-Го» были уничтожены танками и артиллерией Красной Армии. Одним из результатов боев на Халхин-Голе стало признание японским командованием недостаточности 37-миллиметровых пушек. В ходе боев советские БТ-5, оснащенные 45-мм орудиями, успевали уничтожать японские танки еще до того, как те подходили на дистанцию уверенного поражения. Кроме того, в составе японских бронетанковых соединений было немало пулеметных танков, что явно не способствовало успеху в боях.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
«Ха-Го», захваченный американскими войсками на острове Ио


В дальнейшем танки «Ха-Го» столкнулись в бою с американской техникой и артиллерией. Ввиду значительной разницы в калибрах – американцы уже вовсю применяли танковые пушки калибра 75 миллиметров – японские бронемашины часто несли большие потери. К концу войны на Тихом океане легкие танки «Тип 95» часто переделывались в стационарные огневые точки, однако и их эффективность была невелика. Последние бои с участием «Типа 95» состоялись во время Третьей гражданской войны в Китае. Трофейные танки передавались китайским военным, причем СССР отправлял захваченную бронетехнику Народно-освободительной армии, а США – Гоминьдану. Несмотря на активное использование «Типа 95» после Второй Мировой войны, этот танк можно признать достаточно везучим. Из 2300 с лишним построенных танков до нашего времени в виде музейных экспонатов дожило полтора десятка. Еще несколько десятков танков в поврежденном состоянии являются местными достопримечательностями в некоторых азиатских странах.

Средний «Чи-Ха»

Вскоре после начала испытаний танка «Ха-Го» фирма «Мицубиси» представила еще один проект, уходящий своими корнями в начало тридцатых годов. На этот раз старая добрая концепция «ТК» стала основой для нового среднего танка, получившего наименование «Тип 97» или «Чи-Ха». При этом стоит отметить, что «Чи-Ха» имел мало общих черт с «Те-Ке». Совпадение цифрового индекса разработки было обусловлено некоторыми бюрократическими моментами. Тем не менее, без заимствования идей дело не обошлось. Новый «Тип 97» имел такую же компоновку, как и предыдущие машины: мотор в корме, трансмиссия в передней части и боевое отделение между ними. Конструкция «Чи-Ха» выполнялась по каркасной системе. Максимальная толщина катаных листов корпуса в случае с «Типом 97» увеличилась до 27 миллиметров. Это обеспечило значительное повышение уровня защиты. Как позже показала практика, новая более толстая броня оказалась куда более стойкой к вооружению противника. К примеру, американские крупнокалиберные пулеметы Браунинг M2 уверенно поражали танки «Ха-Го» на дистанциях до 500 метров, но на броне «Чи-Ха» они оставляли только вмятины. Более солидное бронирование привело к повышению боевой массы танка до 15,8 тонны. Этот факт потребовал установить новый двигатель. На ранних стадиях проекта рассматривалось два мотора. Оба имели одинаковую мощность в 170 л.с., но были разработаны разными фирмами. В итоге был выбран дизель Mitsubishi, оказавшийся немногим более удобным в производстве. Да и возможность быстрой и удобной связи конструкторов-танкостроителей с инженерами-двигателистами сделала свое дело.

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I


Учитывая текущие тенденции развития зарубежных танков, конструкторы «Мицубиси» решили оснастить новый «Тип 97» более мощным оружием, чем было у предыдущих танков. На поворотной башне была установлена 57-миллиметровая пушка «Тип 97». Как и на «Ха-Го», пушка могла качаться на цапфах не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной, в пределах сектора шириной 20°. Примечательно, что тонкая наводка орудия по горизонтали производилась безо всяких механических средств – только физической силой наводчика. Вертикальная наводка осуществлялась в секторе от -9° до +21°. В стандартном боекомплекте пушки было 80 осколочно-фугасных и 40 бронебойных снарядов. Бронебойный боеприпас весом в 2,58 кг с километра пробивал до 12 миллиметров брони. На вдвое меньшей дистанции показатель пробиваемости повышался в полтора раза. Дополнительное вооружение «Чи-Ха» состояло из двух пулеметов «Тип 97». Один из них располагался в передней части корпуса, а другой предназначался для обороны от нападения сзади. Новое орудие заставило танкостроителей пойти на очередное увеличение экипажа. Теперь в него входило четыре человека: механик-водитель, стрелок, заряжающий и командир-наводчик.

В 1942 году на базе «Типа 97» был создан танк «Шинхото Чи-Ха», отличавшийся от оригинальной модели новой пушкой. 47-мм орудие «Тип 1» позволило увеличить боекомплект до 102 снарядов и одновременно с этим повысить бронепробиваемость. Ствол длиной в 48 калибров разгонял снаряд до таких скоростей, на которых он мог пробить до 68-70 миллиметров брони на дистанции до 500 метров. Обновленный танк оказался более эффективным против бронетехники и укреплений противника, в связи с чем было начато серийное производство. Кроме того, немалая часть из семисот с лишним изготовленных «Шинхото Чи-Ха» была переоборудована в ходе ремонта из простых танков «Тип 97».

Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I
Японские танки периода Второй мировой войны. Часть I


Боевое применение «Чи-Ха», начатое в первые же месяцы войны на Тихоокеанском театре военных действий, до определенного времени показывало достаточную эффективность примененных решений. Однако со временем, когда в войну вступили США, уже имевшие в войсках такие танки, как M3 Lee, стало понятно, что все имеющиеся у Японии легкие и средние танки попросту не могут бороться с ними. Для надежного поражения американских танков требовались точные попадания в определенные их части. Именно это послужило причиной для создания новой башни с пушкой «Тип 1». Так или иначе, ни одна из модификаций «Типа 97» не могла на равных конкурировать с техникой противника, США или СССР. В том числе и в результате этого из примерно 2100 штук до нашего времени дожило только два целых танка «Чи-Ха». Еще дюжина сохранилась в поврежденном виде и тоже является музейными экспонатами.


По материалам сайтов:
http://pro-tank.ru/
http://wwiivehicles.com/
http://www3.plala.or.jp/
http://armor.kiev.ua/
http://aviarmor.net/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 39
  1. Сахалинец 26 сентября 2012 08:11
    Что-что, а танки у японцев были абсолютно утилевые, на том хламе, что они производили во ВМВ войне можно было воевать только с китайскими партизанами.
    1. Прохор 26 сентября 2012 08:42
      На их театре военных действий танки вообще не нужны были, поэтому они особо-то не парились...
      Хотя, говорят, на каких-то их танках была предусмотрена возможность установки ж/д колёс под нашу колею! laughing
      Кстати, у них вместе с танками и противотанковые пушки и ружья были полное "...оно", рядом с нашими и близко не стояли.
      Прохор
      1. Сахалинец 26 сентября 2012 13:13
        У япов из вооружения на высоком уровне был поставлен только флот. Все остальное полная шляпа с небольшими проблесками (истребитель "Зеро" в начале войны).
        1. Иван Тарасов 26 сентября 2012 21:15
          Я бы не сказал, что все было настолько плохо.
          Конструкторская мысль была на высоте, чего нельзя сказать о руководстве...
          Например, двигатель "Хомаре" вообще был вне конкуренции. Кi-84 "Хаяте", был великолепной машиной, а после появления ( крайне запоздалого) 30 мм пушек( надо сказать, лучших в мире в своем классе), машина превратилась в один из грозных истребителей ВМВ. Близорукости японского военного руководства просто диву даешься - Хорикоши еще в 41м предлагал на Зеро поставить Кинсей, будь руководство дальновидней, итоги воздушных боев были бы совершенно иные. Тянули военные и с МК-9, "Реппу" был готов в начале 44, но из за ослиного упорства командования, не желавшего принимать новый двигатель, к началу 45 го ВМС стали беззащитны с воздуха.
      2. СеняЯ 26 сентября 2012 20:55
        Плюс пулеметы отвратительные и винтовки
        СеняЯ
  2. Krilion 26 сентября 2012 08:23
    Японский танк в музее Южно-Сахалинска







  3. Дублер 26 сентября 2012 08:45
    При всей несуразности японской бронетехники той эпохи поражает технологический рывок, сделанный ими в последующие годы. Вот что удивительно.
    1. ЯКОБЫ 26 сентября 2012 12:06
      Простите, Вы намекаете на чудотворные побочные действия радиации? Я тоже подозревал, что у японцев есть маленькие грязные тайны. Но судя по этой логике, амеры уже настолько облучили Афганистан и Ирак, а *панасоники* они еще не делают. Я теряюсь в догадках, может облучают как то не так? what ...
      1. bambu 28 сентября 2012 18:17
        они китаёз облучают своими аблигациями)) laughing
        bambu
  4. Братец Сарыч 26 сентября 2012 09:01
    Действительно, на фоне того развития флота и авиации такой отстой на суше просто удивляет!
    Хотя с кем им было воевать-то на суше? Считай до Индии дошли по суше без особых проблем и с такими жестяными коробочками, и выколупать их оттуда союзникам еле-еле удалось лишь в 1945 году...
    Братец Сарыч
    1. Прохор 26 сентября 2012 09:40
      Поправьте, если я неправ, но в авиации они тоже, кажется, не блистали.
      Погром в Перл-Харборе состоялся благодаря внезапности и массированности удара, а вовсе не по причине совершенства самолётов.
      Прохор
      1. Гражданский 26 сентября 2012 11:24
        ну почему, для тех задач, ЗЕРО очень даже был неплох, другое дело в применении!
        1. саруман 26 сентября 2012 12:16
          Зеро был лучшим палубным истребителем ВМВ вплоть до 1944 года. Это признает даже Норман Полмар, признанный специалист по истории авианесущего флота.
      2. СеняЯ 26 сентября 2012 20:58
        Поправлю, палубная авиация у японцев была на момент нападения на перл-харбор лучшая в мире. Беспреувеличения
        СеняЯ
      3. Иван Тарасов 27 сентября 2012 17:38
        Самолеты Японии были одними из лучших в мире.
        Бомбардировщик Ki-67, палубный торпедоносец В-7А2, истребители Ki-84, Ki-83, N1K2J.
  5. Lazer 26 сентября 2012 09:17
    Японцы основной упор делали на флот и авиацию, поэтому сухопутные войска оказались в таком неприглядном виде.
    Последние на фото танки похожи на БТ.
  6. borisst64 26 сентября 2012 11:43
    Видел японские танки на Поклонной горе. Какие то несуразные и убогие.
    borisst64
  7. Greyfox 26 сентября 2012 11:53
    В толковом словаре напротив слова "Убожество" в качестве иллюстрации следует поместить фото этих недотанков smile
  8. Bugor 26 сентября 2012 11:59
    Дед мой, воевавший в Маньчжурии (водитель полуторки) говорил, что наши части просто не замечали сопротивления яповских танков. То ли потому, что их не было, то ли потому, что толку не было от таких танков...
    Говорил, что самые большие потери - от артиллерии. Япы стреляли хорошо. Но вот темп продвижения наших войск (дед не успевал подвозить солярку и снаряды) - это ли не знак того, что танки японские - полное г.......
  9. ЯКОБЫ 26 сентября 2012 12:19
    Для тех функций что эти танки были предназначены, они в порядке. Для захвата беззащитных стран более чем достаточно, и в плане борьбы с партизанами и бунтами населения захваченых территорий тоже ОК. Японцы не планировали столкнуться с Т-34-85 и ИСами. А ведь было у СА еще много всяких плюшек: *Катюши*, лучший на то время флот, и так далее. Даже в самых ужасных мазохистских фантазиях думаю не планировали этого. А ведь если бы не две атомных бомбы, то мне страшно представить что с ними бы сделали...
    1. Здравый смысл 26 сентября 2012 13:43
      лучший на то время флот, и так далее

      ну ну
      Здравый смысл
    2. Karlsonn 26 сентября 2012 15:48
      Советские солдаты обследуют брошенную японскую технику после боев на реке Халхин-Гол.
      На переднем плане легкий танк Тип 95 «Ха-Го», вооруженный 37-мм орудием Тип 94, видна выхлопная система 120-сильного дизельного двигателя Mitsubishi NVD 6120.
      Слева боец осматривает 75-мм орудие, «улучшенный тип 38», основное полевое орудие Квантунской армии в боях на Халхин-Голе. Несмотря на архаичную конструкцию, это орудие благодаря своему небольшому весу, продержалось в войсках до конца войны.
      Место съемки: Монголия.
      Время съемки: 1939.
      1. Kars 26 сентября 2012 16:08
        Не к этой части по ходу но фото мне нравитса.
        1. Karlsonn 26 сентября 2012 17:30
          вот это по нашему, все свое нашу с собой!
    3. VitMir 26 сентября 2012 19:00
      ЯКОБЫ,
      у СА еще много всяких плюшек: ... лучший на то время флот

      Целых два нонсенса в одной фразе. И флот у армии, да еще и лучший. Лучший в сравнении с японским, что ль? 3 ха-ха!
      VitMir
  10. SerGL 26 сентября 2012 12:33
    Милитаристская Япония, чей экономический потенциал в предвоенное время равнялся небольшой европейской стране, умудрилась создать сильный флот, армию и авиацию.
    SerGL
    1. лис 26 сентября 2012 17:24
      флот им помогли строить англичане.
      1. SerGL 27 сентября 2012 07:27
        Цитата: лис
        флот им помогли строить англичане.


        Но не построили же за них.
        К тому же самые интересные образцы того времени (ИМХО) - тяжелые крейсеры, линкоры типа "Ямато" - в большей части их собственные разработки.

        А нехватка ресурсов рождает изворотливость. Так ну не было до рейда на Пёрл-Харбр у них бронебойных авиабомб - приспособили старые бронебейные снаряды.
        SerGL
  11. Bugor 26 сентября 2012 14:01
    Цитата: ЯКОБЫ
    А ведь если бы не две атомных бомбы, то мне страшно представить что с ними бы сделали...

    Вы вспомните, когда янки обрушили бомбы. А потом сравните с успехами той же американской армии, уж не говоря о Советской (до 6.08).
    Смысла (военного) в применении ЭТИХ бомб не было. Чисто политический шаг.
    1. Здравый смысл 26 сентября 2012 21:07
      Как небыло ?
      Общих жертв от бомбардировки было 370 тысяч , включая погибших от рака годы спустя... Япония незамедлительно капитулировала .
      До капитуляции в Японской армии был самый низкий процент убитых к пленным - сто двадцать к одному . То есть если бы вместо бомбардировок Хиросимы и Нагасаки американское военное командование выбрало бы вариант высадки на острова , и победы конвенциональным оружием - то жертв от этого "гуманного" решения было бы в десятки раз больше среди ЯПОНЦЕВ .
      Не говоря уже о сотнях тысяч своих солдат ...
      Так что решение бомбардировки Японии было в первую очередь рациональным , а только потом политическим.
      Здравый смысл
  12. Karlsonn 26 сентября 2012 15:44
    Советские морские пехотинцы на фоне подбитого японского танка «Ха-го» на острове Шумшу, Курильские острова.
    Время съемки: август 1945.
  13. wasjasibirjac 26 сентября 2012 16:10
    да, это не боевые машины, а недоразумение на гусеницах.
    1. Karlsonn 26 сентября 2012 17:45
      Ну вот так категорично я бы не сказал, было еще вот такое недоразумение, при грамотной обороне, эти недоразумения могли много что сделать.

      Захваченные на острове Шумшу японские плавающие танки Тип 2 "Ка-Ми". На островах Парамушир и Шумшу базировалось два батальона японской морской пехоты (рикусентай), имевших 16 танков такого типа.
      1. Glenn Witcher 26 сентября 2012 18:40
        С понтонами он лучше смотрится. Но это совершенно другая история. wink
  14. VitMir 26 сентября 2012 18:17
    И кому эти корыта интересны?
    Ну, стоит у меня одинокая модель "Ха-го" в ряду иностранных собратьев, пыль собирает.
    А вот современные машины у японцев неплохие.
    VitMir
    1. Karlsonn 26 сентября 2012 18:56
      Цитата: VitMir
      И кому эти корыта интересны?

      Интересны в первую очередь тем, кто начинает интересоваться бронетехникой и историей ее создания, если ты о этих "корытах" знаешь - молодец, а кто-то может еще не знает данный аспект вопроса. И что за напыщенное - корыта belay любая страна имеющая сейчас танк собственного производства, пришла к нему долгой дорогой проб и ошибок, японцы не исключение. К созданию "Типа 10" японцы навряд ли бы подошли не пройдясь по граблям в 20-40 годах. "Ха-Го", как ты знаешь 1935 года, ну так немцы тоже в 1935 "Тиграми" не блистали, да и наши на "ИС-ах" не раскатывали.

      Советские танкисты механик-водитель Якименко и наводчик Протазанов у трофейной САУ Pz.Jag. I. Западный фронт, 1942 г.
      1. VitMir 26 сентября 2012 19:20
        Если уж заводить рассказы об оснащении военной техникой "японской военщины", "милитаристов" и самураев эпохи 30-40-х гг., так о чем-то реально интересном, в чем они были сильны - имхо флоте (крупнейшие линкоры, субмарины-авианосцы и т.п.) и авиации.
        А корни современных японских танков не из своих танкеток древних растут, а из американских моделей второй половины ХХ века. Японцы в качестве побежденных с истинным восторгом впитывали примеры технической мысли победителей.
        VitMir
        1. Karlsonn 26 сентября 2012 19:44
          во-первых это первая часть релизов о японской бронетехнике, как заявляет автор релиза;
          во-вторых, а что это Вы тут за всех расписываетесь, лично Вам не интересно про бронетехнику - идите мимо, под дулом пистолета ни кто не заставляет заходить и читать;
          в-третьих, а вот Вы нам расскажите, что японцы недоучки
          Цитата: VitMir
          с истинным восторгом впитывали примеры технической мысли победителей.
          ; немецкой военной и инженерной мысли атака на Сомме конечно ни чего не дала и все остальные ведущие танковые страны делали свои машины в полном вакууме, может назовете хоть одного сферического коня, я имею ввиду модель танка, которая не испытала бы влияние из вне и в построение которой не был бы учтен опыт создания иностранных машин ( Mk.1 не считово, идею сперли с конструкции средневековых таранов). С нетерпением жду разрыва шаблонов.
  15. gercog_75 26 сентября 2012 18:35
    я какраз на парамушире служил .приятно видеть фотки с дорогих мне остравов . спасибо за фотки
    gercog_75
  16. Axel 26 сентября 2012 20:26
    Да танки не важные за то флот был лучший на Тихом океане
    Axel
  17. Иван Тарасов 26 сентября 2012 20:47
    Стратегия Японии довольно близорука.
    Имея огромную протяженность границ с СССР( Маньчжоу Го), японцы совершенно не позаботились о сухопутной обороне.
    Еще в середине 30 годов, следовало обратить внимание на этот фактор, и принять меры( построить несколько танковых заводов в Маньчжоу Го, и при помощи германских военных, выстроить концепцию применения крупных бронетанковых сил). Да и танки на дальнем востоке нужны были совершенно иные, нежели для применения на островах. Построив в Маньчжоу Го несколько заводов по производству синтетического бензина, от дизелей, для данного ТВД, следовало полностью отказаться. Закупив в начале 40х лицензию на 300 сильный "Майбах", создать средний танк ( на базе Чи- Хе) с массой до 23 т, вооруженный 75 мм длинноствольной пушкой.
    Начало производства Чи-Ну, японцы сильно затянули, а ведь, для островной войны это был оптимальный танк.
    В последующих частях, будет интересно узнать о японских ЗСУ, 20 и 37 мм, на базе легких и средних танков, это были единичные образцы, но рассказать о них автору стоит.
    С интересом ждем продолжения.
    1. Здравый смысл 26 сентября 2012 21:11
      Было советско-японское соглашение о ненападении . Японцы его не нарушили в тяжелом для СССР 1941 , и ожидали от Сталина того же.
      Здравый смысл
      1. Karlsonn 26 сентября 2012 21:30
        Топая в сторону Австралии, захватывая огромную территорию, с огромным населением, распыляя армию и флот на сотнях островов Япония не имела ресурсов как людских, так и технических атаковать СССР, Дальневосточная армия была самой укомплектованной в СССР как людьми , так и оружием на 1941 год и не смотря на большую переброску частей в годы войны на германский фронт, части постоянно пополнялись и людьми и техникой, исключением являлись лишь некоторые образцы обмундирования ( например шлемы), так что не наводите тень на плетень, если бы Япония могла, то напала бы. Японцы начали прозревать еще на Халкин-Голе, когда была продемонстрирована советская модель молниеносной войны. Учтя все резоны японский генштаб пришел к выводу, что легче громить за ресурсы Южно-Восточную Азию чем лезть в бездорожье Дальнего Востока ( это Вам не английские колонии ) , а так как эта война для Японии была прежде всего войной за ресурсы, то и вывод очевиден ( по крайней мере с позиции сегодняшнего дня).
    2. СеняЯ 26 сентября 2012 21:19
      Гениальный вы стратег! Ямомото, микава, ямасита курят в стороне...и очем же думал Император))))

      Зачем строить заводы танковые в маньчжоу Го????Что же сразу на границе с владивостоком непостроить....

      А вы вкурсе как получается синтетическо топливо и из чего?????Дак вот страшная тайна из УГЛЯ!!!!!(Главный компонет) .....В япониии то вообще полно угля! незнали куда девать!
      СеняЯ
      1. Иван Тарасов 26 сентября 2012 22:47
        Уголь как раз и добывался в Китае.
        Маньчжоу Го не зря называли кузницей Империи, это был важный компонент японской индустрии, там и ресурсы добывались и военные заводы имелись.
        1. СеняЯ 26 сентября 2012 23:13
          Вы манчьжурию с манчьжу го непутаете?
          СеняЯ
          1. Иван Тарасов 26 сентября 2012 23:27
            1 марта 1932 г. на территории Маньчжурии было образовано государство Маньчжоу-го
            1. Karlsonn 27 сентября 2012 01:09
              эй Дальний Восток, земляки - объясните камрадам про муссоны wink и что переть на ДВ перед муссонами летом 1941-го , при наличии всего одной ж/д ветки, которая прерывается с помощью взрывов в тоннелях и двух грунтовок которые в августе превращаются в непроходимое болото гораздо большая глупость, с учетом количества и качества Дальневосточной Армии, чем нападать на Перл-Харбер, японцы уже имели опыт войны на ДВ: наши отступили в тайгу и чо belay при той авиации;артиллерии, танках, стрелковом оружии Япония получила бы третью армию в тылу, помимо НАО и Гоминьдана, а вот про танки из Маньчжурии - так и хочется спросить : готова ли была Япония урезать строительство кораблей и самолетов ради бронетехники? были ли свободные рабочие , квалифицированные для масштабного строительства танков, сколько стали, брони и других ресурсов Япония смогла бы пожертвовать на войну с ДВА? Где собственно электростанции, которые могли бы обслуживать танковые японские заводы, какая длинна плеча подвоза угля, для энергией завода, какова стабильность работы с учетом враждебности менталитета местного населения и наличия трех армий в тылу?
  18. ovfilin 27 сентября 2012 08:02
    Технические характеристики указанных объектов сравнивать с аналогами сухопутных стран, по моему не имеет большого смысла. Интересен другой вопрос - где их еще можно найти: -у нас на островах, Сахалине, Монголии ?
    Может кто-то видел? Расскажите?
    Очевидец одной из поездок на острова Курильской гряды в 1975-76 г. , рассказывал о танках, орудиях, другой технике брошенной на месте боев, просто вдоль дорог и т. д. Возможно еще так и валяются и годны для музейной реставрации. Собрав данные возможны другие орг. действия и т.д.
    ovfilin
  19. Фестеваль 31 марта 2013 20:13
    Могу согласиться с многими. Хотя и говорят сколько людей, столько и мнений. В то время Япония имела самый развитый флот. Лис в своем посте сказал, что флот им помогли построить Англичане, сомневаюсь, что такая хитропопая нация с кем-то чем-то делилась ( исключаю обмен с бусами и Индейцами). По всем показателям ВМС Японий был лучшим в мире. Авиация , соглашусь не дурная. Но товарищи самураи выбрали не правильно одну из ветвей развития своей авиации- а именно вооружение и управление им. ( по этому и появились фанатики Камикадзе) , ну где это видано - телескопический прицел на истребителе.... Короче снайпер бегающий со скоростью 500-600 км\ч и целящийся через оптику в мишень бегающая с такой же скоростью.
    Фестеваль
  20. Фестеваль 31 марта 2013 20:21
    Про сухопутные силы могу сказать одно, на них особо не тратились... По этому без слез смотреть нельзя не только на их танки, но и на вооружение в полной мере. Винтовки Арисака (1904 г.в) пистолеты Намбу, Тактику действий и снабжения. И что это за устав сухопутных сил, вступивший в силу после Перл-Харбора...
    Фестеваль

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня