Автопарк украинской армии: от независимости до разгрома

49

Матчасть 95-й воздушно-десантной бригады - в кадре исключительно советская техника

Одной из основ современной армии является парк автомобильной техники. Вооруженные силы Украины не были исключением. При распаде СССР они получили крупнейший автопарк, включавший технику всех основных классов и типов, способную решать массу транспортных и иных задач. В дальнейшем предпринимались попытки его обновления всеми доступными методами и средствами, давшие специфический результат.

Советское наследие


Точное количество автомобилей, доставшихся украинской армии после распада СССР, неизвестно. По разным данным, речь идет о тысячах или десятках тысяч единиц. В частях имелся полный спектр техники актуальных типов, а на базах хранения оставались массы устаревших образцов. Все это позволяло армии продолжать свою обычную будничную работу, а также давало возможность заработать на продаже излишков.



В автопарке украинской армии были представлены все категории автомобилей. Так, основой легкого класса были внедорожники УАЗ-469 в количестве сотен или тысяч штук. От Ульяновского автозавода местные части в свое время получили сотни фургонов УАЗ-452 в санитарном и транспортном исполнении.

Основу активного грузового парка составляли автомобили Кременчугского завода – КрАЗ-214/250/255/260 и т.д. Также имелись грузовики ГАЗ-66, ЗиЛ-131, Урал-4320 и несколько моделей марки «КамАЗ». Техника этих типов служила в виде грузовиков и самосвалов, а также использовалась в качестве платформ для различных специальных надстроек.


Урал-4320 в качестве артиллерийского тягача

Остались на снабжении специальные шасси высокой грузоподъемности и проходимости. Как тягачи и база для спецтехники использовались МАЗ-537, МАЗ-543 и ЗиЛ-135.

Вместе с современными автомобилями Украине достался настоящий антиквариат в виде грузовиков ЗиЛ-151, ЗиЛ-157 и т.д. Впрочем, в активном автопарке присутствовал минимум такой техники, а основная ее масса оставалась на хранении и ждала списания либо продажи.

Самостоятельное развитие


Полученный автопарк вполне соответствовал требованиям и нуждам украинской армии, а в ряде случаев и превышал их. Это позволяло продолжать эксплуатацию техники в обычном режиме, используя оставшийся ресурс. Однако в двухтысячных годах начала проявляться проблема морального устаревания и физического износа. Министерству обороны пришлось принимать меры по обновлению парка за счет закупки новой техники у своих производителей и за рубежом.

Закупки за рубежом на этом этапе осуществлялись в основном в России. Так, изношенные УАЗ-469 заменялись современными УАЗ-3151. С той же целью из США было поставлено несколько десятков подержанных HMMWV. Также обновлялся парк санитарных машин – вновь за счет покупок российской техники.


"Гантрак" из советского наследия

В конце двухтысячных годов на снабжение армии были приняты современные модели Кременчугского автозавода – КрАЗ-6321/6322. Тогда же начались поставки такой техники, и в течение нескольких следующих лет удавалось закупать по несколько десятков машин. Позже их начали дополнять машинами КрАЗ-5233, КрАЗ-6510 и т.д.

За счет новой техники удалось частично обновить активный армейский автопарк. В основном под замену шли устаревшие грузовики «КрАЗ» более старых моделей, однако в полной мере отказаться от них не удалось. Схожим образом обстояло дело и с техникой других советских моделей. Несмотря на некоторое обновление парка, его основу все еще составляли изделия солидного возраста с частично выработанным ресурсом.

В конце двухтысячных также начали обновлять парк тяжелых тягачей-танковозов. Место старых МАЗ-537 заняли современные КрАЗ-6446. К середине следующего десятилетия удалось приобрести не более 70-80 таких машин, что лишь частично закрыло потребности армии.

Новый этап


Новый этап переоснащения автомобильных подразделений начался в 2014 г. и был связан с началом гражданской войны. Украинская армия осознала тяжесть своего положения и начала предпринимать попытки его исправления. В частности, вновь обратили внимание на закупку автомобильной техники всех требуемых типов. Впрочем, вновь проявились проблемы по линии финансирования, и развитие автопарка столкнулось с трудностями.


КрАЗ-260 с орудием на буксире

Продолжались закупки автомобилей, принятых на снабжение в предыдущие годы. Также заключались контракты на новые типы. К примеру, с 2016 г. осуществлялись поставки грузовиков «Богдан-5316» – локализованной версии белорусского МАЗ-6317.

Вновь уделили ограниченное внимание другим классам техники. Так, в 2016-17 гг. приобрели сотню санитарных автомобилей «Богдан-2251». Любопытно, что основой для него стал китайский внедорожник украинской сборки. При этом готовый образец вызвал нарекания технического и экономического характера.

Требуется помощь


Проблемы 2014 г. получили еще несколько характерных решений. В том же году армия, испытывая нехваток автомобилей, начала мобилизацию транспорта из народного хозяйства. Кроме того, к поиску техники подключились различные волонтерские организации. Затем Украине удалось получить зарубежную помощь в виде необходимой техники.

Как сообщалось позже, за счет мобилизации гражданского транспорта и при помощи сбора пожертвований в 2014 г. армия получила более 6 тыс. автотранспорта разных моделей и классов. В следующие годы удалось привлечь еще несколько тысяч машин. В основном это были подержанные автомобили коммерческих моделей от разных организаций. Также удалось наладить ремонт и восстановление устаревшей техники с хранения.


Американские РЛС AN/TPQ-36 на шасси HMMWV

В 2015 г. начались новые поставки американских внедорожников HMMWV. Они проходили ремонт, получали то или иное оснащение, бронирование и вооружение. Также HMMWV поставлялись в качестве носителей специального оборудования, такого как контрбатарейные РЛС или станции связи.

С 2014-15 гг. регулярно заключались контракты на поставку грузовиков и шасси немецкого, французского, итальянского и иного производства. Они занимали нишу старых ГАЗ-66 и ЗиЛ-131, но полная замена такой техники исключалась ввиду недостаточного объема поставок. Импортные автомобили использовались в качестве транспорта и как носители различных систем.

Те или иные поставки зарубежной автомобильной техники всех классов продолжались в рамках иностранной помощи практически до недавнего времени. Вместе с закупками украинской техники они со временем позволили улучшить состояние активного автопарка. Впрочем, устаревшая техника советского производства вынужденно оставалась в эксплуатации, и ее замена была возможна лишь в средней или отдаленной перспективе.

В процессе демилитаризации


Точное состояние автомобильного парка украинской армии на начало этого года достоверно неизвестно. Учитывая новости последних лет, можно предполагать наличие суммарно тысяч автомобилей, пригодных к эксплуатации. В основном это грузовики, которые могут быть задействованы для перевозки живой силы и разнообразных грузов. Кроме того, известно о кустарной перестройке автомобилей в носители различных вооружений – от пикапов с пулеметами до грузовиков с зенитными установками.


Медицинская машина "Богдан-2251"

После начала Специальной военной операции российских вооруженных сил украинская армия понесла закономерные потери, в т.ч. в автомобильной технике. По данным нашего министерства обороны, к настоящему времени было уничтожено более 600 ед. автомобильной и специальной техники.

При этом фактические потери украинской армии значительно выше. Некоторое количество автомобилей могло стать «сопутствующим уроном» при ударах по ключевым объектам военной инфраструктуры. Кроме того, украинские военные, отступая, нередко бросают годную к эксплуатации технику, в т.ч. автомобили. Некоторое количество машин взяли с боем в качестве трофеев.

Если нынешние киевские власти не согласятся на мирное решение текущих военно-политических вопросов, их армию ждут новые удары. Соответственно, будут и новые потери автомобильной техники. Еще несколько дней подобной демилитаризации могут поставить украинской военный автопарк на грань выживания – а с ним и армейскую логистику.

Разгромные итоги


Таким образом, наблюдаемая история автомобильного парка вооруженных сил Украины выглядит не самым лучшим образом – и почти не отличается от истории других структур, родов войск и т.д. Независимой Украине достались большие количества матчасти, а также научно-техническая и промышленная база для ее эксплуатации и создания новых образцов.


Станция связи на шасси Renault

Тем не менее, независимое государство и его армия не смогли грамотно распорядиться этим ресурсом и заделом. Им не удалось сохранить автопарк требуемого размера и обеспечить его своевременное и полномасштабное обновление за счет современной техники своего и иностранного производства. Все попытки такой модернизации сталкивались с теми или иными проблемами и не давали всех желаемых результатов.

Теперь же, по вине военного и политического руководства, автопарк несет постоянные и многочисленные потери. Значительная часть техники выведена из строя, и, вероятно, такие потери продолжатся. При этом вместе с автомобилями армия теряет мобильность и логистические возможности. Остается надеяться, что в Киеве одумаются и прекратят сопротивление. И тогда у Украины останется автопарк, пригодный для последующего восстановления народного хозяйства демилитаризованной и денацифицированной страны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    9 марта 2022 04:52
    Украине нужно оставить только гражданские и служебные автомобили...все военные уничтожить или реквизировать... недопустимо чтобы нацики использовали их для войны.
    1. +6
      9 марта 2022 13:31
      Цитата: Леха с Андроида.
      недопустимо чтобы нацики использовали их для войны.

      Упомянутым в статье КрАЗ-214 ( производился с 1960 до 1963 года); ЗиЛ-151 ( производился с 1948 до 1958 года). Их во время войны вряд ли можно использовать, особенно если на хранении стояли - настоящие раритеты сохранять надо, единицы остались в мире. Очень сомневаюсь что вышеназванные авто вообще сохранились, а не были сданы в металлолом после "независимости", впрочем как и у нас (к сожалению не чтим историю автопрома)..
  2. +17
    9 марта 2022 04:57
    И тогда у Украины останется автопарк, пригодный для последующего восстановления народного хозяйства

    Более чем странное утверждение.
    Любой автомобиль это продукт двойного назначения. Любой грузовик, любой автомобиль повышенной проходимости да и обычные легковушки без всяких дополнительных переделок используются в военном деле. Вспомнить хотя бы ПМВ битва на Марне, когда французы блокировали прорыв немцев перебросив более 6 тыс солдат с вооружением на обычных такси.
    1. +7
      9 марта 2022 05:36
      Полностью с Вами согласен.Как пример пассажирские автобусы путем несложной доработки превращались в санитарные.Уже на стадии проектирования закладывались такие возможности. В результате перетяжеленные автомобили.
      1. +10
        9 марта 2022 06:13
        Ошибаетесь. Никакой переутяжеленности. Единственно что было сделано это на автобусах ПАЗ и КАвЗ сзади люк в который подавались носилки с раненым, в КАвЗе сзади сделали дверь. Что добавили это петли для люка и двери и уплотнитель.
        1. -4
          9 марта 2022 07:11
          Про эти люки и двери я в курсе,сам не много плоработал в автопарке по молодости . Я имел ввиду шасси и общую конструкцию,явно не только для городских улиц. И ещё грузовики моего автопарка были все на учете в военкоматах и на уборочную страду их по линии военкоматов призывали на "целину" повестками со всеми льготами.
          1. -2
            9 марта 2022 08:00
            Цитата: andrewkor
            шасси и общую конструкцию,явно не только для городских улиц

            Какие в СССР были автобусы которые выпускались только для города? Не было таких.
            1. +3
              9 марта 2022 09:14
              Вообще то ЛиАЗы не очень то приспособлены были к военной службе . Не то что ПАЗики и ЛАЗы.
            2. 0
              9 марта 2022 09:16
              Ну,вот я ведь про то и говорю - мобресурс закладывался изначально.
              1. +1
                9 марта 2022 09:21
                Правильно делали.
  3. Автопарк украинской армии: от независимости до разгрома

    ***
    Розпрягайте, хлопці, коней,
    Та й лягайте спочивать...
    ***
  4. +8
    9 марта 2022 05:08
    "Умеют " ук-роинские власти бездарно профукать поученное имущество от Советского Союза!Для начала,нужно было как минимум, разработать замену устаревшим типам автомобилей, а они кинулись все продавать, или унечтожать. fool Но,это их проблемы, что имели, не сберегли, хорошо хоть не стали гужевую тягу использовать.... fool
  5. +4
    9 марта 2022 05:36
    украинские военные, отступая, нередко бросают годную к эксплуатации технику, в т.ч. автомобили.

    Тербаты, уже сегодня сеющие на Украине анархию, пойдут по стопам своего духовного отца, батьки Махно, и пересядут на тачанки.
    1. +6
      9 марта 2022 05:47
      Там одно Торнадо чего стоит... начинаешь знакомится с их преступлениями... это же ужас... натуральные отбросы Дирленвагера.
      1. +6
        9 марта 2022 05:52
        Цитата: Леха с Андроида.
        натуральные отбросы Дирленвангера.

        Да, извращённые садисты. Эсесовец Дирлевангер на их фоне выглядит инфантильным подростком.
      2. +3
        9 марта 2022 22:05
        Цитата: Леха с Андроида.
        Там одно Торнадо чего стоит.

        Дело не в одном "Торнадо" они просто погорели на своих же снимках и записях. Другие террбаты ни чем не были лучше ни кто просто под них не копал. Если бы копнули так обнаружили бы такие же записи в телефонах. Не было цели выявлять.
        1. 0
          10 марта 2022 13:24
          Да там как бы если не врать про один народ вся территория и фауна отличилась.. И об этом уже начали говорить, а уж дальше совсем жуткие факты пойдут.. Правду не спрячешь в ней сила..
  6. Комментарий был удален.
    1. +4
      9 марта 2022 06:33
      Цитата: svp67
      А роль Белоруссии почему умалчивается?

      Не умалчивается , видимо статью читали не внимательно :
      . К примеру, с 2016 г. осуществлялись поставки грузовиков «Богдан-5316» – локализованной версии белорусского МАЗ-6317.
  7. +1
    9 марта 2022 05:59
    Офтоп. Рынок наличной валюты в России закрыт на полгода.
    Давно пора.
  8. +4
    9 марта 2022 06:24
    ЗиЛ-157 антиквариат? "Захар" до 1991 года выпускался.
    1. +4
      9 марта 2022 06:37
      Если точнее то до 94го. До 91 на самом ЗиЛе, потом в Новоуральске. Но согласитесь, с появлением даже ЗиЛ-131 стопясятседьмой стал, мягко говоря, винтажным no
    2. +3
      9 марта 2022 06:38
      Цитата: Sadok
      ЗиЛ-157 антиквариат? "Захар" до 1991 года выпускался.

      Кстати последние версии, уже были с гидроусилителем руля. Его раньше , ему так не хватало.
      1. -3
        9 марта 2022 06:53
        Кстати последние версии, уже были с гидроусилителем руля. Его раньше , ему так не хватало.

        - Может быть уже к теме "детских колясок" перейдём ???
        - О проведении спец операции на Украине - "ни гу-гу" !!!
        - Сегодня 09.03.2022 год - и практически - это второй день как ничего определённого объявлено не было ! - Где репортажи ??? - Или везде "режим тишины" - догадывайтесь , мол , сами !
        - Эти "поганые праздники" уже достали - когда они только закончатся !
        1. +1
          9 марта 2022 07:11
          Цитата: gorenina91
          Или везде "режим тишины" - догадывайтесь , мол , сами !
          - Эти "поганые праздники" уже достали - когда они только закончатся !

          Военным тоже нужны передышки , это же не роботы , даже роботам надо техобслуживание . А что уже говорить о людях. Надо тылы подтянуть , да и ротация есть наверное.
          1. -1
            9 марта 2022 10:55
            Военным тоже нужны передышки , это же не роботы , даже роботам надо техобслуживание . А что уже говорить о людях. Надо тылы подтянуть , да и ротация есть наверное.

            - Да , всё понятно !
            - Но "режим тишины" будут соблюдать только ВС РФ !
            - ВСУ во многом уже не подчиняется Киеву (а про нациков - вообще и говорить не стоит -эти только госдепу США подчиняются) . - Да и обстрелы Донецка и Луганска - так и не прекратились ! - - Уже сегодня такую канонаду устроили - со всех видов тяжёлого вооружения ведут обстрелы - и плевать им на "режим тишины" !!! - Да и чего-то они без всякой "ротации и передышки" - палят и палят ! - И боеприпасы у них не кончаются и ГСМ откуда-то берётся !
            - Да , пусть меня тут заминусуют - но такие "режимы тишины" срабатывают против наших же ВС РФ ! - Да и население России - так поддерживает и надеется на наши ВС , которые проводят спец операцию !!! - Кого лично Я знаю - все как один только и говорят , что - "Давить и давить этих фашистов-нациков надо - чтобы ни одного гада не осталось на Украине !!! " - А когда вдруг объявляют такие "передышки" - то многие просто не понимают .
  9. -2
    9 марта 2022 09:02
    Таким образом, наблюдаемая история автомобильного парка вооруженных сил Украины выглядит не самым лучшим образом – и почти не отличается от истории других структур, родов войск и т.д. Независимой Украине достались большие количества матчасти, а также научно-техническая и промышленная база для ее эксплуатации и создания новых образцов. Тем не менее, независимое государство и его армия не смогли грамотно распорядиться этим ресурсом и заделом. Им не удалось сохранить автопарк требуемого размера и обеспечить его своевременное и полномасштабное обновление за счет современной техники своего и иностранного производства. Все попытки такой модернизации сталкивались с теми или иными проблемами и не давали всех желаемых результатов.

    hi
  10. 0
    9 марта 2022 12:44
    Самое интересное - это они берут "паливо" для автопарка.
    Ни капли горючего врагу!
    1. 0
      9 марта 2022 19:00
      Исключительно в "стране-агрессоре" и её союзнице Белоруссии.
      НУ И...???
  11. -4
    9 марта 2022 13:57
    "- в кадре исключительно советская техника"
    А у нас типа, что то другое? Может только на параде!
    1. +2
      9 марта 2022 16:17
      В рядом находящихся с моим домом частях, давно уже не видно старой автотехники. Модели почти те же. НО! Их сделали сегодня. А там техника такая же, но сделанная в 80-х прошлого века. Есть разница?
  12. 0
    9 марта 2022 15:58
    мое глубокое диванное мнение.
    ситуация с автопарком быв.Украины, есть отражение общей картины во всех сферах.
    не было и нет у них в руководстве страны и армии людей с государственным мышлением.
    по мне так нужно было не приватизировать Краз, чтобы он остался государственным.
    Линейкой авто Краза нужно и можно было заменить Уралы, Камазы, Мазы, Зилы.
    Получили бы отличную унификацию и т.д.
    По замене Уазиков тоже можно было бы подумать. Вплоть до покупки лицензии и локализаци какой нибудь старой модели Мицу, Киа или еще кого. тем более автозаводы есть.
    Вот по Шишиге да проблема, но конструкторский отдел на том же Кразе при получении заказа может что и предложил бы.
    1. 0
      9 марта 2022 22:00
      Цитата: Диверcант
      Линейкой авто Краза нужно и можно было заменить Уралы, Камазы, Мазы, Зилы.

      В чем выгода РФ? Нет выгоды, тогда зачем нам это....сдох Максим, ну и черт бы с ним.....
      1. 0
        9 марта 2022 23:41
        А причем тут выгода РФ?
  13. -1
    9 марта 2022 18:30
    На "Запорожцах" пусть скакуасы рассекают! wink
  14. Комментарий был удален.
  15. 0
    9 марта 2022 19:03
    Цитата: ВАШ
    Вспомнить хотя бы ПМВ битва на Марне, когда французы блокировали прорыв немцев перебросив более 6 тыс солдат с вооружением на обычных такси.


    Это может сработать и в негатив.
    Те же французы, исходя из опыта ПМВ, сделали ставку на мобилизацию гражданского автотранспорта.
    И в результате начали ВМВ с адским зоопарком в авточастях, где специализированные машины были в гомеопатических количествах.
    И, как на заказ, самый пик бардака, когда эксплуатируемая в хвост и гриву гражданская техника массово посыпалась, а запчастей к ней по мобилизации уже не производилась, пришёлся на весну 1940 года.
  16. 0
    9 марта 2022 19:08
    Тема слабо раскрыта, либо ставьте заголовок - грузовики ВСУ.
    По бронеавтомобилям вообще ничего нет.
    1. +1
      9 марта 2022 21:50
      Цитата: Кеша1980
      По бронеавтомобилям вообще ничего нет.

      Много хотите. Про броневики даже сам начальник автобронетанкового управления не все напишет, они появляются, как грибы, но про грузовики хорошо написал...
      1. +1
        9 марта 2022 21:53
        Так значит - меняем заголовок? Или пишем Автобат). Хотя за бронеавтомобили Украины, России - писать и писать.
        1. +1
          9 марта 2022 21:56
          Цитата: Кеша1980
          Так значит - меняем заголовок? Или пишем Автобат)

          Лучше автобат, там не только грузовики, но выбор за автором....
  17. +2
    9 марта 2022 21:32
    На руине достаточно автотранспорта...как и брони...потому наши ВКС стали первым делом выжигать склады ГСМ, и ооочень успешно! Уже несколько дней, как на пути наступающих наших частей попадаются целёхонькая броня и авто с полным боезапасом, но без капли топлива! Верная стратегия ГШ ВС РФ!
    1. -3
      10 марта 2022 12:29
      Так и наши колонны с топливом сжигают беспилотниками.
      1. +1
        10 марта 2022 12:42
        сравнили десятки тысяч тонн, потерянные укропами, и наши пара-тройка десятков тонн ГСМ.
  18. -1
    9 марта 2022 21:47
    Хорошая статья, читал с мобильного пока ехал на работу, но думаю, что у нас самих "Колунов" без движков в Восточной Сибири немерено стоит...
  19. -1
    10 марта 2022 09:54
    Такая разномарочность автомобилей в одной армии -утопия и идиотия одновременно.Несчастен тот начальник автослужбы и персонал подразделений обеспечения, у которого в части более шести разномарочных шасси. hi
  20. 0
    10 марта 2022 10:24
    . С 2014-15 гг. регулярно заключались контракты на поставку грузовиков и шасси немецкого, французского, итальянского и иного производства

    Именно такие действия ведут к подрыву дееспособности любой структуры. Невозможно поддерживать в работоспособности этот разношерстный автопарк. Готов спорить на что угодно - две трети уже не на ходу, без учёта потерь
  21. 0
    10 марта 2022 12:27
    Берите простую легковушку и солдата с NLAW.
    Судя по ютубу эффективность такого подхода высокая.
  22. +1
    10 марта 2022 17:54
    31 год нет СССР. А его наследство еще в строю. Какая же богатая была страна!
    горбачеву, ельцину , кравчуку, шушкевичу, членам цк кпсс, I секретарям обкомов и горкомов гореть в геене огненной вечно.
    Будьте Вы прокляты!
  23. +1
    10 марта 2022 19:37
    Ничего страшного. Традиционно будут ездить на волах як диды, а паны-атаманы на тачанках..
  24. Комментарий был удален.
  25. -1
    11 марта 2022 20:08
    Рябов Кирилл
    ...Точное количество автомобилей, доставшихся украинской армии после распада СССР, неизвестно. По разным данным, речь идет о тысячах или десятках тысяч единиц. В частях имелся полный спектр техники актуальных типов, а на базах хранения оставались массы устаревших образцов...
    Точное состояние автомобильного парка украинской армии на начало этого года достоверно неизвестно. Учитывая новости последних лет, можно предполагать наличие суммарно тысяч автомобилей, пригодных к эксплуатации...

    О чём очередная писулька Кирилла? Да, ни о чём! Точно названы государства, фирмы-производители и некоторые модели. И так, что мы имеем в сухом остатке? - засорение "эфира", ведь, чтобы написать настоящую информативную статью, нужно потрудится!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»