Вооружение, униформа, снаряжение и люди. Англо-бурская война 1899-1902 гг.

120

Буры из Блумфонтейна отправляются на войну

Я-шел-сквозь-ад — шесть недель, и я клянусь,
Там-нет-ни-тьмы — ни жаровен, ни чертей,
Но-пыль-пыль-пыль-пыль — от шагающих сапог,
И отпуска нет на войне!
Редьярд Киплинг «Пыль». Перевод А. Оношкович-Яцына

Неизвестные войны. Бурская война стала серьёзным испытанием для британской армии. В начале войны британская тактика оказалась в тисках того, что мы называем инерцией мышления: она была рассчитана на использование однозарядного огнестрельного оружия, из которого пехотинцы стреляли залпами под контролем ротных и батальонных офицеров; войска обучались сражаться сомкнутым строем. Необходимость в плотных формированиях неоднократно доказывала свою эффективность и в ходе колониальных боёв. Во время Зулусской и Суданской войн противники англичан, вооруженные в основном колющим и рубящим оружием, удерживались от них на расстоянии именно за счёт такой тактики, и лишь при Исандлване они проиграли именно из-за превосходства зулусов в живой силе. У англичан попросту не хватило там патронов их всех перестрелять, а пулеметов у них тогда не было. Но эту тактику пришлось полностью переосмыслить в войне против буров, вооруженных на то время самым современным оружием.


Британская империя в 1898 году

За несколько месяцев до военных действий бурский генерал-коммандант Жубер закупил в Германии 30 000 магазинных винтовок «Маузер», стреляющих патронами с бездымным порохом, а также современные полевые орудия и пулеметы у немецкой фирмы Круппа, французской Ле-Крезо и британской фирмы Максима. Бурские коммандо без формальной дисциплины слились в могучую боевую силу благодаря сильному чувству общности и неприязни к британцам. Полевые корнеты руководили бурскими бюргерами своим личным влиянием, а не каким-либо военным уставом. Буры не использовали в бою боевые порядки, подобно англичанам, но инстинктивно старались вести бой из-за укрытия. Большинство буров были фермерами – и именно эти «сельские буры» привнесли на войну своё искусство меткой стрельбы, которое только лишь возросло с применением магазинных винтовок. Обладая высокой мобильностью, буры стали естественным образом сформировавшейся конной пехотой. Ну а буры-горожане и иностранные добровольцы с готовностью переняли боевую методику остальной армии.




Бурская винтовка «Маузер» образца 1895 г. Музей Окленда. Новая Зеландия

Вооружение, униформа, снаряжение и люди. Англо-бурская война 1899-1902 гг.
Буры с трофейными винтовками «Ли-Метфорд» в руках

Важным обстоятельством было и то, что за исключением штатных артиллерийских и полицейских подразделений, одетых в форму, буры во время войны были одеты в свою повседневную гражданскую одежду и потому были малозаметны на фоне выжженного солнцем африканского вельда.


Родезийские добровольцы покидают Солсбери для участия во Второй англо-бурской войне, 1899 год


Новозеландские войска маршируют по Уэллсли-стрит в Окленде, чтобы отправиться в Южную Африку

Правда, уже после первого месяца боёв буры потеряли своё численное превосходство над англичанами, проведя оставшуюся часть войны в обороне против британских войск, которые постоянно превосходили буров своей численностью.


Канадские солдаты на пути в Южную Африку в 1899 г.

Но здесь опять-таки следует отметить несовершенство британской тактики, отработанной в боях на северо-западной границе Индии, в Зулуленде, Судане и в других колониальных войнах против плохо вооруженных аборигенов. Поэтому в сражениях на реке Моддер, при Магерсфонтейне, Коленсо и Спион-Копе британская армия оказалась неспособна выстоять против окопавшихся бурских войск, вооруженных современным скорострельным оружием.


Лошадей для британской армии выгружают в Порт-Элизабете

Причём интересно, что каждый британский командующий совершал практически одну и ту же ошибку: и Буллер, и Метуэн, и Робертс, и даже Китченер. А заключалась она в том, что они придерживались старой пехотной тактики. Когда генерал Келли-Кенни попытался выманить коммандо Кронье из их окопов в Паардебурге, используя свою артиллерию, Китченер вмешался и настоял на атаках пехоты с такими же катастрофическими последствиями, как и те, что были ранее. То есть Кронье, окружённый и обстреливаемый английской артиллерией, потом, конечно, всё равно сдался. Но это стоило британцам многих лишних потерь.


Британские потери убитыми на поле боя после битвы при Спион-Копе 24 января 1900 года

Удивительно, но одними из самых успешных подразделений британских войск в войне с бурами стали… нерегулярные полки: Имперская легкая кавалерия, городские имперские добровольцы, южноафриканцы, канадцы, австралийцы и новозеландцы, которые легче избавились от привычки прежних британских колониальных войн, использовали своих лошадей в качестве транспорта, а не для атаки, продвигались, прикрываясь огнём и широко используя укрытия, вместо того чтобы осуществлять фронтальное движение вперёд под шквалом пуль винтовок «Маузер».


Буры хоронят убитых англичан и молятся за упокой их души…

О том, что британская пехота в Африке перешла на использование формы хаки здесь уже рассказывалось. Теперь остаётся добавить, что и полки горцев в Натале разработали и стали носить фартуки цвета хаки, чтобы скрывать цветные килты и спорраны. К концу войны любимым предметом униформы у англичан стала широкополая шляпа с заломленным полем с одной стороны, тусклая туника и брюки; опасность блестящих пуговиц и слишком уж показных знаков звания была быстро осознана ввиду непропорционально высоких потерь в офицерском составе.


Британский офицер в обмундировании времён Англо-бурской войны 1899-1902 гг.

Британская пехота была вооружена магазинной винтовкой «Ли-Метфорд», с магазином на 10 патронов. Но с солдатами не проводилось тренировок, которые позволили бы полностью использовать её потенциал. Личным стрелковым навыкам, так же как и ведению разведки, уделялось мало внимания.


Фото перед отправкой на фронт. «Жди меня и я вернусь!»

Заскорузлость мышления британского генералитета была просто ужасна: известно, что генерал Харт, например, настаивал на том, чтобы его ирландская бригада шла на врага плечом к плечу, как на параде в Олдершоте. И лишь добровольческие формирования из Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, на которые высшие британские офицеры смотрели как на «недосолдат», смогли привнести на поле боя и новые идеи, и более оригинальные способы ведения войны.


Александер Дункан Тёрнбулл – британский солдат, 1901 г. Южная Африка

А знаете, чего больше всего не хватало британским регулярным войскам в Южной Африке? Им не хватало… воображения и ресурсов. Эффективная разведка и защита лагеря часто игнорировались. Известно множество случаев, когда британские контингенты попросту терялись в вельде или попадали в засады, и были вынуждены сдаваться. Недаром сразу же вслед за войной последовала полная реорганизация британской армии с упором на навыки владения личным оружием, меткий огонь и передвижение с использованием укрытий.


13-фунтовая английская пушка. Журнал «Инженер» 29 октября, 1880 г. С. 323-324

Британская артиллерия была мощной боевой силой, которую командиры, мало обученные применению современных орудий в бою, использовали совершенно недостаточно. Лишь в бою под Питерсом британский командующий Буллер использовал современную форму боевой тактики: «огневой вал», позволяющий пехоте продвигаться под его защитой. Но это был практически единственный случай, когда Буллер продемонстрировал настоящее полководческое мастерство, причём его кратковременное вдохновение почему-то очень быстро угасло.


2,5-дюймовая горная пушка 1880 г. Артиллерийский музей в Вулвиче

Королевская полевая артиллерия в Африке вооружалась 15-фунтовыми орудиями; Королевская конная артиллерия сражалась 12-фунтовыми и 13-фунтовыми орудиями, а батареи Королевской гарнизонной артиллерии использовали 5-дюймовые гаубицы и горные орудия. Доходило до смешного. Во время Второй англо-бурской войны стандартной горной пушкой британцев была 2,5-дюймовая горная пушка, которая была дульнозарядной и стреляла дымным порохом, который выдавал позицию орудия при каждом выстреле. А поскольку орудие могло вести огонь только прямой наводкой и на небольшом расстоянии, это делало её расчёт крайне уязвимым. Не было у англичан и тяжелых орудий. Поэтому Королевский флот предоставил в распоряжение тяжелой полевой артиллерии несколько 4,7-дюймовых морских орудий, которые монтировались на полевых лафетах, разработанных капитаном Перси Скоттом с крейсера «Террибл».


4,7-дюймовая пушка, известная под именем «Джо Чемберлен», ведёт огонь по Магерсфонтейну. Этот обстрел был одним из самых сильных со времён Севастополя, но послужил он лишь только для того, чтобы предупредить буров о неизбежности британской атаки. Однако один из бурских «лонгтомов» англичанам всё же удалось подбить именно из этого орудия!

Более крупные бурские орудия намного превосходили 15-фунтовые орудия Королевской полевой артиллерии британской армии. С другой стороны, бурам не хватало обученных артиллеристов, и они полагались на осколочно-фугасные снаряды, а не на шрапнель, которую почти исключительно использовали британские артиллеристы. А опыт войны показал (хотя осознано это было не сразу), что осколочно-фугасные снаряды в значительной степени неэффективны и что потери от воздушных разрывов намного больше, чем от разрывов снарядов на земле. К тому же последние в рыхлой песчаной почве ещё и не всегда взрывались. Впрочем, вполне вероятно, связано это было с тем, что прицелы на тогдашних орудиях были весьма примитивны и огонь те же буры вели главным образом по площадям. Например, буры несколько раз обстреливали осаждённый Ледисмит из своих «лонгтомов», страшно перепугали этим местное гражданское население, но урон защитникам города нанесли небольшой.


Британская королевская артиллерия в битве у Эландслаагте. Рис. Фрэнка Крейга

Надо сказать, что бурская артиллерия вообще стала для англичан неожиданностью. Конечно, буры всё ещё оставались новичками в её использовании, и многие бурские артиллеристы были простыми фермерами, которым не хватало подготовки и дисциплины британских артиллеристов. Но зато они были оснащены самыми современными орудиями, сделанными во Франции и в Германии, причём некоторые из них обладали большей дальностью стрельбы, чем устаревшие британские полевые орудия, и вели огонь из укрытий, тогда как британские орудия традиционно располагались на открытых местах, доступных всеобщему обозрению.

Продолжение следует…
120 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 марта 2022 07:23
    Вячеслав Олегович, а есть у вас что-то об участии в войне Уинстона Черчиля? Собственно наверное там он сформировался как будущий политик, обзавёлся связями (с обеих сторон) даже в плену побывал lol
    В очередной раз - очень нравятся иллюстрации, перед прочтением с удовольствием разглядываю картинки!!! Спасибо за качественно сделанную работу!
    1. +4
      19 марта 2022 08:00
      Привет, Алексей. smile

      Соцреклама

      Соцреклама

      Как Черчилль стал героем англо-бурской войны.
      19 июня 2020
      136 прочитали
      Уинстон Черчилль - известный английский политический лидер, который занимал пост премьер-министра в годы Второй мировой войны.

      Этот потомственный аристократ успел проявить себя ещё в молодости и отличился в войне с бурами в Южной Африке в начале XX века.

      Получив военное образование, он успел побывать на Кубе и в Индии. Британия в то время имела колонии в разных частях света и многие блистательные офицеры проходили службу вдали от родины.

      Черчилль был военным корреспондентом и ещё с молодости оттачивал свои литературные навыки и ораторское искусство, мечтая стать политиком.

      Была в его биографии история, связанная с пребыванием в во вражеском плену.

      Случилось это в 1899 году. Тогда в возрасте 24-х лет Черчилль отправился в Южную Африку в качестве корреспондента.

      Бронепоезд, на котором ехал будущий премьер-министр, попал в засаду, устроенную бурами. Дорога была перекрыта огромным валуном. Враги открыли огонь из пушек и стрелкового оружия. Путь пришлось расчищать под вражеским огнём. Эту миссию возглавил Черчилль. Единственное орудие бронепоезда было выведено из строя и обороняться было особо нечем.

      Сцепку перебило взрывом и уйти смог только паровоз нагруженный ранеными. У оставшихся англичан надежды на спасение не было. В какой-то момент был поднят белый флаг. Черчилль пытался бежать, но был настигнут врагами и пленён.


      1. +1
        19 марта 2022 13:48
        Костя, привет. Решил помочь В. О и рассказал про Черчелля?
        1. +2
          19 марта 2022 17:04
          рассказал про Черчелля?

          Исключительно для того, чтобы рассказать про его "Маузер". Хотя, судя по всему, этот пистолет там был вполне популярен. На витрине внизу справа.


          Экспонаты Музея англо-бурской войны, Блумфонтейн, ЮАР.
          1. +1
            19 марта 2022 18:35
            Было бы интересно посетить этот музей, но сумливаюсь, что он"живой". Его, как минимум, могут сократить и "подправить" в соответствии с веяниями времени
            1. 0
              22 марта 2022 18:40
              Цитата: vladcub
              Было бы интересно посетить этот музей, но сумливаюсь, что он"живой". Его, как минимум, могут сократить и "подправить" в соответствии с веяниями времени


              Насчет Блумфонтейна не знаю, а музей в доме Крюгера в Претории перед ковидлой вполне себе функционировал.
              Единственное - район не очень, после заката солнца лучше из машины не выходить.
              1. 0
                22 марта 2022 19:55
                И давно такая репутация у района? Сомневаюсь, чтоб Крюгер жил среди чёрных.
                Обычно чёрные когда приходят к власти, уничтожают"пережитки царизма"тобиш--колонеализма.
                А в соседней Родезии-Зимбабве тоже так либирально? Не в курсе
                1. 0
                  23 марта 2022 13:12
                  Так центр же, после отмены апартеида чёрные его и заселили, а белые разъехались по гетто в пригородах.
                  Процесс такой же, как был в Детройте
    2. +4
      19 марта 2022 08:03
      Черчилль и его "Маузер".
      1. +4
        19 марта 2022 09:59
        Приветствую Константин soldier С интересом прочитал, маузером остался очень доволен good Кстати бриты закупали маузеры с автоматическим режимом ведения огня, видел такой wink ствол если память не изменяет 150 или даже длиннее... по сравнению с Нашим «боло» прямо монструозно смотрится!
        Ну а по сэру Уинстону, при всём его русофобстве - фигура масштабная!!! Теперь таких бриты не выпускают request одни «политГномики С нетрадиционной ориентацией».
        1. +5
          19 марта 2022 10:09
          Насколько я знаю, пистолеты "Маузер" с возможностью ведения автоматического огня появился намного позже и на Англо-Бурскую войну попасть никак не могли. А ты видел наверняка вот эту модель -- Маузер К-96 с возможностью ведения автоматического огня (Mauser C96 M1932 / M712 Schnellfeuer)

          1. +3
            19 марта 2022 10:15
            Собственно Я и не утверждал, что они времён англо - бурской войны, просто видел вживую. Ствол на мой взгляд - был как-то длиннее.
            1. +3
              19 марта 2022 10:23
              Ну, мне так показалось: здесь бриты -- там бриты, а тута Маузер. wink
          2. +3
            19 марта 2022 12:44
            Цитата: Морской Кот
            Насколько я знаю, пистолеты "Маузер"

            -----------------------
            Прикупил такой себе недавно в коллекцию, правда фирмы Umarex, кто в курсе-это пневматика. Из любви к оружейной эстетике. hi
            1. +2
              19 марта 2022 16:59
              Да, в интерьере он вполне себе смотрится, я тоже создал себе "маленький музей", но на эту модель жаба заела, бюджетец не позволяет. belay
              1. +1
                20 марта 2022 21:39
                Цитата: Морской Кот
                на эту модель жаба заела

                --------------------------
                Да я и сам не заметил как стал обладателем небольшой коллекции-из 4 пистолетов и 2 винтовок. Буквально за 2 месяца.
          3. +4
            19 марта 2022 14:14
            Костя, насколько я знаю : К 96 М712 не совсем Маузер.
            "испанскими были выпущены дальнейшие разработки Маузер,.. с переводчика и для стрельбы одиночными или очередями" (С. Жук"Стрелковое оружие").
            Точнее фирма "Астра" (тезка нашей барышни) выпускала подобные пистолеты
            .
            1. +2
              19 марта 2022 16:45
              К 96 М712 не совсем Маузер.

              Да нет, это как раз именно "Маузер", а "Астра" всего лишь клон разных моделей немецкого пистолета.
              1. +1
                19 марта 2022 18:47
                Жук пишет, что по Версальскому договору, они не могли выпускать пистолеты со стволом более100мм и переводчиком огня. Поэтому эти пистолеты выпускали в Испании. Значит это уже не"чистый" Маузер
                1. +3
                  19 марта 2022 18:57
                  Поэтому эти пистолеты выпускали в Испании

                  Не поэтому, а потому, что испанцы беспардонно копировали почти любую удачную модель.
                  Пистолет «Стар» модель B калибра 9-мм под патрон «Парабеллум». Мем тебе на "Кольт 1911", только патрон другой.

                  Удивляюсь, как они до "Парабеллума" не добрались. bully
                  1. +3
                    19 марта 2022 20:28
                    Действительно Кольт, но лошади нет. Вероятно, забыли?
                    1. +3
                      19 марта 2022 20:36
                      Сдохла, болезная. laughing
                      1. +2
                        20 марта 2022 09:16
                        Как там у Марк Твена"жаль, что твоя лошадь сломала ногу" "
                      2. 0
                        20 марта 2022 15:33
                        Это у О"Генри в рассказе "Дороги, которые мы выбираем.
                        "Мне очень жаль, Билл, что твоя Гнедая сломала ногу, но Боливар не вынесет двоих!.. "

                        Кадр из нашего фильма "Деловые люди" , режиссёр Леонид Гайдай, в роли Акулы Додсона -- Владлен Паулус.

                        В роли "Кольта" -- "Смит-и-Вессон. Русская модель" smile
                      3. +1
                        21 марта 2022 13:53
                        Фильм чуть, чуть помню
        2. +3
          19 марта 2022 14:36
          "" если память не изменяет 150"малость промахнулись:стволы были 140 мм и 160мм,сменный магазин на 10 или20 патронов, вес 1380г
          1. +4
            19 марта 2022 15:13
            Святослав hi , в руках побывало столько оружия, что даже и не упомню всего, тем более это стволы редкие (наградной фонд и резервация). Судя по всему был 160 мм. Просто на удивление выглядел непропорционально длинным по сравнению с «боло» (там 99 мм с ним ну очень неплохо знаком). В 2000 был на награждении именным оружием, один Полковник получил что-то ну с очень длинным стволом (думаю гораздо длиннее 160 мм)... ложе было цельным и лежало отдельно в кейсе. Спасибо МинОбороны и МинЮстиции, там получил свою «прелесть». wink
            1. +3
              19 марта 2022 16:17
              "свою" прелесть "Коли не секрет, что за" прелесть "и ещё следом вопрос :а патроны к нему положено? Или это игрушка
              1. +2
                19 марта 2022 17:37
                Моя маленькая прелесть love Walther PPK. Положено две обоймы 8/2 . На вопрос как жить - отвечаю, тяжело жить без пистолета wink
                1. +2
                  19 марта 2022 18:29
                  Меня очаровал Вальтер ПП.
                  Напомнило:"Тяжко в деревне без нагана".
                  Когда заходит речь о Нагане, вспоминаю :"Рождённая революцией", когда Кондратьев уезжал, ему Сомов(?) дал Наган :"говорят : это самое надёжное оружие"
                2. +2
                  19 марта 2022 19:37
                  Вообще-то от ППК я бы не отказалась: он красивый и лишь на 50 г тяжелее ПСМ,а его я знаю хорошо.
            2. +4
              19 марта 2022 16:47
              Случаем не что-то подобное?

              1. +2
                19 марта 2022 17:31
                good Точно Это! Где нашёл... ТТХ?
                1. +3
                  19 марта 2022 17:46
                  Нашел в сети, ТТХ нету, но, думаю, всё то же самое окромя длины ствола. Но, в гражданском оружии, она могла быть выполнена и по желанию заказчика.

                  1. +1
                    19 марта 2022 18:31
                    Это вариация К 96?
                    1. +2
                      19 марта 2022 19:03
                      Это вариация К 96?

                      Да, конечно, от него стартовали.



                      Маузер К-96 (Mauser C96) прототип 1895 года
                  2. +2
                    20 марта 2022 01:48
                    Вручили полкану, Летуну! Личность теперь «медийная», чего-то там депутат, коммунист, Герой России (Настоящий герой).
              2. +3
                19 марта 2022 17:42
                Вот такую Весчь видел на награждении. А в руках держал другую, без накладок.
          2. +3
            19 марта 2022 15:41
            Не хотела бы я носить подобную громадину.
      2. +1
        19 марта 2022 15:37
        Константин,а я никогда не видела этих фотографий Черчелля. Он малость напомнил мне : молодого Гайдара
        1. +3
          19 марта 2022 16:56
          Добрый день, Вера. smile
          А это фото видели?
          1. +1
            19 марта 2022 19:20
            Никогда не видела .
            Мне знакомы,только 40-х годов
            1. +2
              19 марта 2022 19:32
              Этот мальчик ничем не напоминает привычного всем "британского бульдога", верно?

              1. +1
                19 марта 2022 19:38
                Два разных человека
                1. +2
                  19 марта 2022 19:46
                  Это время, оно не щадит никого. request
    3. +3
      19 марта 2022 08:08
      Приветствую Вас, дорогой коллега, и приветствую всех на поучительной статье о борьбе англичан за месторождения золота и алмазов! )))
      Если немного отвлечься от рождения "песчаного хаки" и слегка коснуться участия Черчилля в англо-бурской войне, то последовательность действий будущего крупного политика в ней действительно интересна. А началось его участие с нехилого приключения осенью 1899 года.
      15 ноября Черчилль отправился в рекогносцировочный рейд на бронепоезде, которым командовал капитан Холдейн (англ. Haldane), его знакомый по Малаканду. Вскоре бронепоезд был обстрелян артиллерией буров. При попытке уйти из-под огня на большой скорости задним ходом состав врезался в валуны, которыми противник перегородил путь, чтобы отрезать отступление.

      Далее можно продолжить или всё-таки сосредоточиться на форме, маскирующей солдат под песок )))
      1. +5
        19 марта 2022 10:26
        или всё-таки сосредоточиться на форме, маскирующей солдат под песок )))

        Можно и форме, всё-таки большой шаг вперёд по сравнению с прежней "петушиной" раскраской.


        Доброе утро, Люда. love
        1. +4
          19 марта 2022 10:41
          [quote=Морской Кот]

          Если перенести на одну из моих излюбленных тем (оловянных солдатиков) - данные экземпляры (англо - бурская война), одна из самых редких серий. В ЮАР (60 - 70 годов) даже ювелирный бренд (солдатики изготавливались из золота и других драг металлов плюс алмазы, покрывались горячей эмалью... стоимость одного образца от 5 тыс $ до ... самый дорогой который видел На аукционЕ 120 тыс $). В Эрмитаже есть несколько таких миниатюр (русских добровольцев) , вроде как поДаренных посольству СССР.
          1. +1
            20 марта 2022 00:00
            [quote=Охотовед 2][quote=Морской Кот]

            Если перенести на одну из моих излюбленных тем (оловянных солдатиков) - данные экземпляры (англо - бурская война), одна из самых редких серий. В ЮАР (60 - 70 годов) даже ювелирный бренд (солдатики изготавливались из золота и других драг металлов плюс алмазы, покрывались горячей эмалью... стоимость одного образца от 5 тыс $ до ... самый дорогой который видел На аукционЕ 120 тыс $). В Эрмитаже есть несколько таких миниатюр (русских добровольцев) , вроде как поДаренных посольству СССР.[/quote]
            А как-то можно с Вами спасаться?
        2. +3
          19 марта 2022 10:50
          Доброе утро, Костя! )))
          Меня и вправду всегда удивляло огромное количество совершенно ненужных блестящих пуговиц на ярких офицерских мундирах. Зачем? Есть же знаки различия. Ну и попали офицеры, послужили мишенью. Их блестящие пуговицы послужили. Тем не менее, думается, война была такого типа, когда солдат должен отличать офицера на поле боя от остальных -- ну, чтоб не подумалось ему, что вон тот, который руками машет и рвёт глотку, раздавая указания, -- не свой, почему-то сбрендивший брат-солдат wassat )))
          1. +5
            19 марта 2022 11:01
            , почему-то сбрендивший брат-солдат

            Это да, особенно после литры выпитой. laughing

            1. +2
              19 марта 2022 12:21
              Спасибо за рисунок!))))
              Полагаю, много бывает странного в реальном бою, такого, которое затем прорастает эпическими легендами после...
        3. +2
          19 марта 2022 12:47
          Цитата: Морской Кот
          Можно и форме, всё-таки большой шаг вперёд по сравнению с прежней "петушиной" раскраской.

          ----------------------------
          Красный мундир-это вообще-то вопрос солдатской гордости и даже, не побоюсь этого слова, национального престижа. Ну вообще, эстетику и любовь к "блестяшкам" всякого рода никто не отменял. soldier
          1. +5
            19 марта 2022 17:10
            У французов, предметом "солдатской гордости" были красные штаны laughing которые умудрились дожить аж до начала Первой Мировой, что в начальный период войны и стоило многих жизней французских солдат.
            1. +3
              19 марта 2022 17:21
              Приветствую, Константин.
              "Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели..." (с)
              1. +3
                19 марта 2022 17:40
                Это уже непреложная истина! laughing

                Добрый вечер, Андрей. hi
                1. +2
                  19 марта 2022 18:01
                  Тостуемый пьет до дна laughing
                  "зелёные штаны — для шушеры"
                  drinks
                  1. +2
                    19 марта 2022 19:10
                    Тостуемый пьет до дна


                    Надеюсь, не всё сразу!? laughing

      2. +2
        19 марта 2022 12:49
        Цитата: депрессант
        форме, маскирующей солдат под песок

        -----------------------
        Под жарким солнцем всякое сукно выцветает до такого цвета-серо-песочного. Тем более, если это натуральная ткань, окрашенная натуральным красителями.
      3. +3
        19 марта 2022 16:21
        hi Ох, Людмила Яковлевна. По итогам этого конфликта образовалась масса нововведений не только в тактике, но и в организации информационных сражений.
        "Но-пыль-пыль-пыль-пыль — от шагающих сапог,
        И отпуска нет на войне!"
        В начале 1898 года чета Киплингов отправляется в Капскую колонию на зимние каникулы, положив начало ежегодной традиции, которая (за исключением следующего года) продлится до 1908 года. Киплинг был тепло принят некоторыми влиятельными политиками, в частности Сесилом Родсом. Благосклонно отнёсся к Бурской войне, писал стихи в поддержку армии.
        В 1907 году Киплинг становится первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе. request
        Не стоит акцентировать внимание на "форме".
        Меня, лично больше "волнует", что британцы - первые, кто сподобился создать конц.лагеря для БЕЛЫХ мирных жителей.
        "Волнует" в кавычках потому, что это первый в мире эксперимент против жителей европейского происхождения. На самом деле просто "бесит" от "викторианского цинизма"
        То что британская машина "христианской любви" в отношении туземцев уже лет 300 (может и дольше) до этого конфликта прекрасно работала - не тайна...
        1. +3
          19 марта 2022 16:53
          Цитата: Толстый
          "Волнует" в кавычках потому, что это первый в мире эксперимент против жителей европейского происхождения.

          Это первый???????? Позвольте усомниться. Во-первых в том, что буры это европейцы, нет, они были ПОТОМКАМИ европейцов.
          А на счет концлагерей, для действительно жителей Европы, так бриты отлично до этого потренировались на ирландцах...
          1. +3
            19 марта 2022 17:10
            hi Для "англосаксов" все несогласные люди - скот.
            Ирландцев "просто" продавали в рабы...
            Женщин и детей буров отделяли от мужчин, которых ссылали в отдаленные концлагеря, размещавшиеся в других британских колониях, - в Индии или Цейлоне. Всего в концлагерях содержалась половина белого населения бурских республик — 200 тысяч человек. Из них не менее 26 тысяч погибли от болезней и голода.
            Все эти люди - белые.
            "Бремя белого человека", прости господи, - сдохнуть в концлагере?
            1. +2
              19 марта 2022 17:14
              hi
              Цитата: Толстый
              Ирландцев "просто" продавали в рабы...

              Но перед этим их где то держали. Как и около 5000 пленных солдат ирландцев. Этот вопрос вообще требует более полного освещения. Где и как их накапливали и содержали
              1. +1
                19 марта 2022 17:29
                Цитата: svp67
                Этот вопрос вообще требует более полного освещения

                Согласен. Буду рад если Вы, Сергей, попробуете.
                С Уважением.
                1. +2
                  19 марта 2022 17:31
                  Цитата: Толстый
                  Буду рад если Вы, Сергей, попробуете

                  С огромным бы удовольствием. Но сейчас просто нет времени. А вопрос, действительно интересен. И так понимаю, что он не получает своего большого освещения, только потому, что это был внутренний конфликт.
                  1. 0
                    20 марта 2022 00:24
                    Понимаю... и боюсь, что понимаю "правильно". Натурализм - грязное дело.
                    Тем не менее, С Уважением
              2. +1
                21 марта 2022 10:14
                11 декабря 1920 года.
                Юг Ирландии. Город Корк.
                После ранения 12 патрульных "окси" - вспомогательное подразделение Королевской полиции Ирландии укомплектованное бывшими офицерами британской армии, "окси" решили "ответить"!
                Итоги их "ответа" боевикам ИРА - сожжено 40 магазинов, около 300 домов. 2000 человек стали безработными!
                Так же они спалили мэрию и библиотеку!!!
                Наказания никто не понёс!
    4. +5
      19 марта 2022 10:30
      Цитата: Охотовед 2
      а есть у вас что-то об участии в войне Уинстона Черчиля?

      Конечно! Прежде всего его собственные мемуары. Но все по порядку! Плановость - основа качества.
      1. +3
        19 марта 2022 10:44
        Цитата: kalibr

        Но все по порядку! Плановость - основа качества.

        Однако belay Да Вы интриган Вячеслав! Ну... остаётся только ждать crying
        1. +3
          19 марта 2022 11:16
          Цитата: Охотовед 2
          Да Вы интриган Вячеслав!

          Просто люблю давать исчерпывающую информацию. Материал о нем есть. Написание материала в плане, но я не могу долго писать на одну и ту же тему. Кстати, читатели тоже устают от этого. Нужно разнообразие.
          1. +3
            19 марта 2022 11:22
            Вячеслав Олегович, совершенно никаких претензий нет, всё Отлично good ! У Меня только один вопросик... папка «избранное» переполнена, не факт, что все статьи туда ушли. Бывает иногда грустно, появляется желание почитать - скиньте ссылку на все ваши статьи (если есть где-то в одном месте). Ну и Творческих Успехов!
            1. +2
              19 марта 2022 16:17
              Все мои статьи здесь. Жмите на подпись, откроется "профиль", а на нем 1654 статьи. А ещё можете забраться на сайт Правда.ру. Набрав ФИО и редактор, копирайтер. Их там больше 300...
          2. +2
            19 марта 2022 16:36
            "Нужно разнообразие"- совершенно верно. Уважающий себя автор должен чувствовать, когда " Приелся" И надо менять тему
          3. +5
            19 марта 2022 17:37
            Вячеслав, добрый вечер и спасибо за статью! good
            Мне вообще очень понравился весь цикл об Англо-Бурской войне, тем более было приятно сравнивать с детскими впечатлениями от Луи Буссенара. smile
            Не хотели бы продолжить серию о белой армии ЮАР времён Апартеида и о войнах в которых она участвовала. Наши советники, бывшие в Анголе, весьма высоко её ставили в смысле подготовки и оснащённости.
            1. +3
              19 марта 2022 18:34
              Цитата: Морской Кот
              Не хотели бы продолжить серию о белой армии ЮАР времён Апартеида и о войнах в которых она участвовала. Наши советники, бывшие в Анголе, весьма высоко её ставили в смысле подготовки и оснащённости.

              Пока не знаю... То, что будет дальше Вам тоже понравится.
              1. +3
                19 марта 2022 19:04
                То, что будет дальше Вам тоже понравится.


                Не сомневаюсь. smile
                1. +2
                  19 марта 2022 19:10
                  Интернет у меня пропадал wassat )))
                  1. +1
                    19 марта 2022 19:12
                    Сейчас, как я понял -- порядок. smile
                    1. +2
                      19 марта 2022 19:47
                      Нет!!!
                      Только что опять унесло из интернета. Придется покупать свою коробку.Ведь я пользуюсь чужой. В общем, у меня печальная проблема. Ну, да бог с ней. Жизнь вообще -- проблема. Прямо не знаю, как к ней пристроиться. Ну, представьте, на днях тщательно, по случаю весны отмыла окно в своей "курительной" комнате -- до абсолютной прозрачности стекол, так, будто их нет вовсе. А в три часа дня, зайдя туда для очередного "закура" , вдруг вижу, что на улице туман. Подскочила к окну, распахнула створку -- нет тумана, ясная погода, солнце! Посмотрела на стекла, а они будто тонким слоем белого налета покрыты... да, собственно, покрыты. И как-то у меня это связалось с возобновлением полетов над домом. Самолеты -- летают! Они снова летают! Пусть и редко. Но, простите, чем они там заправляются? Всё с их реверсов на мои стекла осело!
                      Я протестую! wassat )))
                      1. +2
                        19 марта 2022 19:58
                        "Летять по небу самолёты-бомбовозы,
                        Хотять засыпать нас землёй, с головой"(с)

                      2. +3
                        19 марта 2022 20:38
                        "А я, молоденький мальчишка (лет семнадцать, двадцать, тридцать, может, сорок), Лежу с оторванной ногой (для маскировки, челюсть рядом, жрать охота)."
                        Костя, ну Вы и садюга wassat )))
                      3. +3
                        19 марта 2022 20:52
                        А я, молоденький мальчишка


                        Мальчишечка спёкся -- долетался, гадёныш. laughing

                      4. +3
                        19 марта 2022 21:42
                        Карлсон! Врезался! )))
                        Почему я в таком восторге? Потому что сначала не поняла, что именно вижу, а потом дошло. Все-таки у меня растрепаны нервы. Не буду больше на телеграм ходить. Ещё и потому, что наткнулась на провокационный ролик.
                        Представьте, работница магазинного закулисья выдвинула в торговый зал тележку, в которой лежало, по моим прикидкам, всего штук 20 килограммовых пакетов сахара, то есть тележка даже полной не была. Она выглядела как намек покупателям, мол, это и весь сахар. Нет и больше не будет. Естественно, покупатели кинулись расхватывать сахар не только из этой тележки, но из тележек друг друга. Активность проявили и старушки, которых в телеграме презрительно называют бабки. Саботаж по обеспечению магазинов сахаром со стороны логистических сетей был подло объяснен непомерной жадностью и запасливостью старшего поколения. Соответственна и реакция пользователей телеграма. А вот я бы на месте ФСБ заинтересовалась бы создателями ролика и этим сетевым магазином (пятерка) и прошлась по всей цепочке...
                        Вот сегодня я купила 5 кг сахара по 79 рублей. Раньше был по 52 в пятерке, но задолго до начала войны по 79 он был в соседнем, небольшом, и именно по 79, но не за 1 кг, а за 900 г -- такая фасовка. Купила я сегодня свободно, без всякой очереди и ровно столько, сколько мне нужно надолго, и не ринусь завтра за новой порцией. И, примечательно, ни разу не видела, чтобы сахар у нас тут тележками покупали. Разобрали из-за отсутствия привоза, счез, но вот появился и лежит...
                        А создатели ролика... Знаете, откуда съемка шла? Из подсобки, откуда этот сахар и вывезли. Как-то противно всё это. Исторический анекдот -- в Санкт-Петербург не завезли продовольствие (производители придержали, чтоб поднять цены), и случилась революция. Нынешние будто по этой схеме действуют.
                      5. +3
                        19 марта 2022 21:49
                        Исторический анекдот -- в Санкт-Петербург не завезли продовольствие (производители придержали, чтоб поднять цены), и случилась революция. Нынешние будто по этой схеме действуют.

                        Ну, из-за сахара, по-моему, даже бабульки бунтовать не станут, хотя... я бы с некоторыми "старушками" связываться не рискнул.

                      6. +1
                        19 марта 2022 22:00
                        Ага! Нунчаки и Брюс Ли на сумке...
                        А что такого? Когда-то и такая старушка была молодой, Брюс был её кумиром...
                        Но самое поразительное, что бабец эта, возможно, не так уж стара по годам. Просто за последний год мир как-то резко постарел -- тот, который без ботакса. Смотрю на знакомых людей вокруг и ужасаюсь, будто перенеслась лет на 15 вперед, где уже все должны быть законно дряхлыми. Стараюсь не думать о том, как выгляжу сама wassat )))
                      7. +3
                        19 марта 2022 22:42
                        Да, мужикам проще, хотя от возраста и всем с ним связанным, деваться некуда, всё равно. request smile
                      8. +2
                        19 марта 2022 20:25
                        Людмила Яковлевна,это не самолеты. Мы 2 года жили возле аэропорта и такого не видела, а вот у отчима на окне подобное было, мама жаловалась, а они далеко от аэропорта живут. У нас самолеты не летают с24 февраля
                      9. +3
                        19 марта 2022 20:41
                        Точно, это всё птички виноваты. wink

                      10. +2
                        19 марта 2022 21:51
                        Примерно так я гоняю голобей с подоконника кухни -- гадят! Но стекла на кухне -- чистые! А я их еще не мыла.
                      11. +2
                        19 марта 2022 21:53
                        Голубь, "птичка мира" довольно противная и бесполезная в природе пернатая тв арь . Стрелял их чаще нежели ворон.
                      12. +2
                        19 марта 2022 23:23
                        "d'air cochon" - летающая свинья. А их ведь еще лет 70-100 назад специально разводили, породных. Почта была, голубиная тысячи лет... Друг человека! предтеча интернета, а ты дробью.... Чаек надо стрелять - они тупее ворон...
                        А вороны - умные, они "ствол" от швабры отличают на раз-два recourse
                      13. +3
                        19 марта 2022 23:33
                        Откуда я здесь чаек возьму, нету их тут, да и вороны как-то повывелись. А из голубей мы в девяностые шашлыки делали, голуби на зерне отожратые были, мы их били из пневматики в брошенных коровниках, хорошая была охота, пока орнитоз не поймали. laughing
                      14. +3
                        19 марта 2022 23:56
                        Пробовал - "не айс", но за неимением графини, можно и горничную... пользовать... Особенно на зерне... но лучше на сене... laughing
                      15. +2
                        19 марта 2022 23:58
                        Так время было такое -- не до жиру. А ворон я просто гонял от сада, после пары свинцовых приветов они не только наш сад, всю деревню стали стороной облетать, действительно умная птица. laughing
                      16. +3
                        20 марта 2022 00:36
                        Друг взял на рыбалку, приехали на "базу". Вечерку и ночной лов "отработали". Утром выхожу "до ветре", вижу - жрут посевы трекдялтые, Хватаю грабли, изображаю стрелка - Ноль эмоций! Выходит друг с "ружжом" и все... вся стая сливается махом, теряя перья и закидывая угодья свежим гуано. Эмпаты - телепаты походу? yes
                      17. +2
                        20 марта 2022 01:03
                        А мне как-то пришлось ястребков пострелять, у нас с соседями прекрасные отношения, а те держат курей, так вот ястребки повадились цыплят таскать, сосед ко мне, выручай, дескать. Ну, "подежурил" пару дней и сбил первого, сосед его за лапку подвесил на яблоню. Не помогло, пришлось через несколько дней подстрелить второго. После этого больше не прилетали, но это опять же было в девяностые, тогда хоть из пулемёта пали во дворе, всем до лампочки. Да, я это к чему -- ястребок-то был поглупее вороны. wink
                      18. +2
                        20 марта 2022 01:34
                        Ястребок - охотник. А вороны - трупоеды в том числе. У них, похоже, на вид оружия уже "на генном уровне чуйка" - пуганные... воробьиные...
                        В плане "стрелковой подготовки" предпочитаю чаек, неизменных спутников мусорных полигонов, это не добыча мясца, просто "дань признательности"... крыс жрать, конечно тоже можно, но только когда сильно прижмет. Бобров добывают (расплодились) ради меха и "струйки". Но тех кто пытается при этом употреблять в еду их мясо, я искренне не понимаю, это не кролик не заяц, а кратно хуже.
                        А ястреб - неизбежное зло, он не делает различий между "домашними" и "дикими", а "помрет, так помрет", честная охота другой не бывает. Э то не глупость, как таковая, а следование "назначению" ИМХО
                      19. +3
                        20 марта 2022 02:08
                        Ну, на амбразуру с голым задом тоже дело нехитрое, а то ведь смешной вариант получается, он, блин, от природы 2великий охотник", а его так, между делом подстреливают, чтобы не мешал соседу курей разводить. laughing
                        Чаек не стрелял ни разу, нет их у нас под боком, да я вообще без особой надобности живность стрелять не люблю. Нечего есть станет, добуду, а так -- никчему.
                      20. +3
                        20 марта 2022 02:34
                        А я, таки, попробовал "бобрятины"... Теперь порой понимаю, что пряности и квашение мясца неделями - не "понты косорукие". Дрянь можно отбить другой дрянью, до определенного предела, разумеется.
                        "Поперчи, посоли, попробуй
                        Ага!
                        Вкусно?
                        - Да!
                        - Не хочу!" laughing
                      21. +2
                        20 марта 2022 06:21
                        Претензии к Пикассо: почему голубя выбрал :"символ мира"
                      22. 0
                        20 марта 2022 15:36
                        Все люди склоны к ошибкам. request smile
                      23. +2
                        20 марта 2022 17:05
                        Верой "трещеткой" Читали: когда Ной в ковчеге скитался по волнам, ему голубь принёс зеленую ветку. Вероятно, Пикассо
                        помнил Библию, когда выбирал :"символ мира "
                      24. 0
                        20 марта 2022 17:16
                        Вполне вероятно, как вариант, оливковая ветвь "мира". smile
                      25. +1
                        20 марта 2022 06:15
                        Сама их гоняю. Им балкон нравится, а мне они не нравятся
                      26. +2
                        20 марта 2022 00:09
                        Цитата: депрессант
                        Нет!!!
                        Только что опять унесло из интернета. Придется покупать свою коробку.Ведь я пользуюсь чужой. В общем, у меня печальная проблема. Ну, да бог с ней. Жизнь вообще -- проблема. Прямо не знаю, как к ней пристроиться. Ну, представьте, на днях тщательно, по случаю весны отмыла окно в своей "курительной" комнате -- до абсолютной прозрачности стекол, так, будто их нет вовсе. А в три часа дня, зайдя туда для очередного "закура" , вдруг вижу, что на улице туман. Подскочила к окну, распахнула створку -- нет тумана, ясная погода, солнце! Посмотрела на стекла, а они будто тонким слоем белого налета покрыты... да, собственно, покрыты. И как-то у меня это связалось с возобновлением полетов над домом. Самолеты -- летают! Они снова летают! Пусть и редко. Но, простите, чем они там заправляются? Всё с их реверсов на мои стекла осело!
                        Я протестую! wassat )))

                        Жёны пилотов ВВС СССР пожаловались, что их мужья напиваются спиртом из самолётов. На что министр обороны ответил : если для обороноспособности страны понадобится, то в самолёты будут заливать коньяк!!!! laughing
  2. +3
    19 марта 2022 11:00
    Значит бурам не хватало шрапнельных снарядов.
    А русские войска в Манчжурии воевали исключительно "дивизионной шрапнелью"!
    А после войны стали "задумываться", а не начать ли нам выпус осколочно-фугасных снарядов.
  3. +1
    19 марта 2022 12:50
    Маузер как оружие весьма изящен. Я про фото винтовки. Стрелять из такого оружия наверное весьма приятно и удобно.
    1. +3
      19 марта 2022 17:31
      Маузер как оружие весьма изящен.

      Да и современные охотничьи карабины "Маузера" тоже сами "в руки просятся". smile


      Конечно, в новой модели Mauser М98 с её классическими признаками легендарных винтовок Mauser сложно ошибиться в её происхождении
  4. +2
    19 марта 2022 15:19
    Вячеслав Олегович,коллеги,добрый день.
    "Стали не регулярные полки"- были добровольческие части или резервисты.? Если это добровольческие отряды то им было легче,они не знали традиций британской армии
    1. +1
      19 марта 2022 16:20
      Цитата: Astra wild2
      они не знали традиций

      Именно так...
  5. +2
    19 марта 2022 15:30
    Цитата: kalibr
    Цитата: Охотовед 2
    а есть у вас что-то об участии в войне Уинстона Черчиля?

    Конечно! Прежде всего его собственные мемуары. Но все по порядку! Плановость - основа качества.

    Вячеслав Олегович, а плановость т.е плановая экономика ,составная часть советского прошлого
    Коллеги,Вячеслав Олегович сейчас признал советскую модель экономики!
    Маленькая шутка
    1. +4
      19 марта 2022 16:19
      Цитата: Astra wild2
      а плановость т.е плановая экономика ,составная часть советского прошлого
      Коллеги,Вячеслав Олегович сейчас признал советскую модель экономики!

      Зачем отказываться от того, что хорошо? Хорошее надо развивать и совершенствовать, а огульно, чохом отменять все - дело дурацкое!
  6. +3
    19 марта 2022 16:28
    "Вооруженных на то время самым современным оружием", из вредности, Кто-то утверждал, что буры были хуже вооружены
  7. +1
    19 марта 2022 19:48
    Юра Шевчук https://piter.tv/event/Yurij_Shevchuk_Fil_m_zasta/
  8. +2
    19 марта 2022 20:02

    Хмммм.... А это точно фотография 1899 года???
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  9. +1
    19 марта 2022 20:07
    Сейчас обратила внимание на фото:"Александер Дункан" и вспомнила:Айсидора Дункан. Явно однофамильцы, но корни у них общие: фамилия Шотландского происхождения.
  10. +3
    19 марта 2022 20:12
    опасность блестящих пуговиц и слишком уж показных знаков звания была быстро осознана ввиду непропорционально высоких потерь в офицерском составе.
    В ВС РФ эту опасность осознали в первую чеченскую...
    1. +1
      20 марта 2022 15:51
      Эту опасность РККА осознала в 1939 году на реке Халхин-Гол.
  11. +2
    19 марта 2022 20:34
    Теперь остаётся добавить, что и полки горцев в Натале разработали и стали носить фартуки цвета хаки, чтобы скрывать цветные килты и спорраны.
    Вероятно, стоит добавить, что это были шотландцы.
  12. 0
    7 апреля 2022 01:38
    Именно после бурской войны возник обычай никогда не прикуривать третьим. типа 1 прикуривает бур увидел 2 прикуривает бур заряжает ружьё А когда 3 бур уже стреляет