Military Review

Andrey Ivanovich Gorchakov - the brave defender of Shevardino Redoubt

4
Among the many heroes of World War 1812, the personality of Andrei Ivanovich Gorchakov, the heroic defender of the Shevardino Redoubt, whose feat did not go unnoticed by Field Marshal M.I. Kutuzov and unforgotten by us, grateful descendants remembering the name of each hero of that glorious war, is worth noting.


A. I. Gorchakov came from an ancient noble family. He was born in 1779 in the family of Lieutenant-General I. R. Gorchakov, who was married to the sister of the great Russian commander A. V. Suvorov (thus, Gorchakov Jr. was his nephew).

Already in infancy, as it was often practiced among nobles, he was enrolled in the guard, and from the 14 years he began serving as an ensign as a member of the Life Guards Preobrazhensky regiment. Having achieved the rank of lieutenant colonel in four years, he goes to Emperor Paul I to join the adjutants.

Kinship with Suvorov, although contributed to the military career of Gorchakov, however, and gave him a lot of trouble. Pavel, who had a sharp hostility towards the field marshal, nevertheless offered him to return to military service, and Andrei Gorchakov was the mediator in these negotiations. Suvorov categorically did not want to return to the service, who could not tolerate the Prussian army orders in the army, which Paul implanted, and Gorchakov had to endure unstoppable anger and many threats from the emperor, trying to establish a dialogue between these high-ranking officials. It came to the point that Pavel, in a fit of unbridled anger, dismissed Andrei Ivanovich from the service, but a few days later returned him to the army ranks, conferring the title of colonel.

In the spring of 1798, Gorchakov became a major general with a transfer to the Preobrazhensky regiment, and in 1799 he was transferred to serve in the Military College.
In 1799, Suvorov was again summoned from the village of Konchanskoe (where he experienced his disgraced "exile") to Moscow and appointed by the emperor Paul the commander-in-chief of the allied Russian-Austrian troops. At the same time, Andrei Gorchakov was entrusted with Pavel to be an escort under his uncle, the commander-in-chief, - this is how the Italian-Swiss campaign began for Gorchakov.



Gorchakov received baptism of fire on the Tidone River, where, commanding 2 with Cossack regiments, he managed to attack French troops famously. Andrei Ivanovich particularly distinguished himself in the battles of Trebbia, for which he deservedly received the Order of Saint Anna of the 1 degree. Participating in the devastating battle of Novi for the French, Gorchakov commanded the grenadiers and rangers, also displaying remarkable heroism and bravery.

The Swiss campaign was marked for Gorchakov by promotion to the rank of lieutenant general for the heroic participation in the capture of the St. Gotthard pass.

In the 1800 year, Andrei Gorchakov became the chief of the Musketeer Nevsky Regiment, from 1803 onwards - the chief of the Tambov Musketeers Regiment, with 1805 finally established in the inspectors of the Moscow Inspection Garrisons.

In 1806, Gorchakov was assigned the formation of the 18 Infantry Division, commanding which he took part in the 1806-1807 military campaign. In the course of this war with the French, Andrei Gorchakov was shining in the battle of Heilsberg, commanding all the Russian troops instead of the sick Bennigsen by the end of the battle. Under Freeland, Gorchakov, leading 4 infantry divisions and several cavalry regiments, for a long time beat off the attacks of the central forces of the French army. According to eyewitnesses of that battle, by the end of the day Bennigsen received an order to retreat, Gorchakov said, “It is easier for me to keep superior in number of enemies until dusk than in front of him to go back” and retreated only after learning of the defeat of the left flank.

Dismissed in 1809 from service for disagreeing with the military policy of the Russian state, Gorchakov was again taken to 1 service on July 1812 and was assigned to command of the vanguard corps of the 2 of the Western Army.

In a very remarkable way, Gorchakov distinguished himself during the defense on the Shevardino redoubt, located two versts from the village of Semenovskaya, on the Borodino field. At this point, it was decided to detain the French army before the general battle on the Borodino field (the delay was needed by the Russian army in order to have time to build fortifications and prepare for the main battle). The defense of the redoubt Bagration ordered Andrei Ivanovich. Under the command of Gorchakov was the X. NUMX-division of D. P. Neverovsky, several cavalry regiments and regiments of the Russian militia. The whole Gorchakovsky detachment in 27 of thousands of people all day long heroically reflected the waves of attacks of the 11 of the thousandth Napoleonic army. Several times the Shevardino redoubt passed from hand to hand, and only by midnight, already in hand-to-hand combat, the French again approached the walls of the redoubt, and Gorchakov, obeying Kutuzov's orders, moved to the main location of the military forces.

Alexander Y. Averyanov. Fight for Shevardinsky redoubt. Attack of the Little Russian Cuirassier Regiment


During the battle of Borodino 26 in August, Andrei Gorchakov was seriously wounded. During the defense of Bagrationovskiy flushes, numerous losses were incurred by General Gorchakov’s troops - the division of the grenadiers M. S. Vorontsov and the infantry division of D. P. Neverovsky .. For the defense of Shevardino Redoubt, Andrey Ivanovich Gorchakov was awarded the Order of St. George of the 3 degree.

Returning to service only in January 1813, Gorchakov fought bravely in the “Battle of the Nations” near the city of Leipzig, for which he received the Order of St. Vladimir 1 and the signs of the Order of the Red Eagle, 1, from the Prussian king. Later, Gorchakov was awarded the Order of St. George 2 degree for bravery when Paris was captured. After the war, Gorchakov became a member of the State Council, from 1819 of the year - a general from infantry and, commanding infantry troops, he will serve in the army until 1847 of the year.

Died Andrey Gorchakov 11 February 1855 of the year. He is buried in the Moscow Donskoy Monastery.
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Brother Sarych
    Brother Sarych 27 September 2012 10: 00
    +3
    This is a career - at age 18, lieutenant colonel of the guard! Yes, in the Preobrazhensky Regiment ...
    And the most important thing is that he later justified everything with his exploits!
  2. late
    late 27 September 2012 10: 19
    +1
    It is good that during the civil war, the burial of A.I. Gorchakov was not desecrated, as was the burial of Field Marshal Kutuzov in the Kazan Cathedral of St. Petersburg; apparently, the fighters of the revolution had the concept of courage and valor on the battlefield.
  3. late
    late 27 September 2012 12: 56
    0
    Guys, something few people are interested in history, the blame for everything on a working day? Himself while on vacation))) And Gorchakov is an interesting person, by the way! I can imagine how all his merits and career spiteful attributed to kinship with Suvorov.
  4. Gorchakov
    Gorchakov 27 September 2012 16: 44
    0
    Yes ... There were people .... Not that the current tribe !!!

Андрей Иванович Горчаков – храбрый защитник Шевардинского редута

Среди многочисленных героев Отечественной войны 1812 года стоит отметить личность Андрея Ивановича Горчакова, героического защитника Шевардинского редута, подвиг которого не остался незамеченным для фельдмаршала М. И. Кутузова и незабытого нами, благодарными потомками, помнящими имя каждого героя той славной войны.

А. И. Горчаков происходил из древнего дворянского рода. Он появился на свет в 1779 году в семье генерал-поручика И. Р. Горчакова, который был женат на сестре великого русского полководца А. В. Суворова (Горчаков-младший ему приходился, таким образом, племянником).

Уже в младенческом возрасте, как это часто практиковалось среди дворян, его записали в гвардию, а с 14-ти лет он начал службу прапорщиком в составе лейб-гвардии Преображенского полка. Добившись за четыре года звания подполковника, он переходит к императору Павлу I во флигель-адьютанты.


Родство с Суворовым, хоть и способствовало военной карьере Горчакова, однако и доставляло ему немало хлопот. Питавший к фельдмаршалу острую неприязнь Павел, тем не менее, предложил ему вернуться на военную службу, и посредником в этих переговорах был именно Андрей Горчаков. Не переносящий прусских армейских порядков в армии, которые насаждал Павел, Суворов категорически не хотел возвращаться на службу, и Горчакову пришлось выдержать неудержимый гнев и множество угроз от императора, пытаясь наладить диалог между этими сановными лицами. Дело дошло до того, что Павел в порыве необузданной злости уволил Андрея Ивановича со службы, но через несколько дней вернул его в армейские ряды, пожаловав звание полковника.

Весной 1798 года Горчаков становится уже генерал-майором с переводом в Преображенский полк, а в 1799 переведён на службу в Военную Коллегию.
В 1799 году Суворов был вновь вызван из села Кончанское (где он переживал свою опальную «ссылку») в Москву и назначен императором Павлом главнокомандующим союзных русско-австрийских войск. Андрею Горчакову при этом Павлом поручено быть сопроводителем при дяде-главнокомандующим, - так и началась для Горчакова итальянско-швейцарская кампания.

Андрей Иванович Горчаков – храбрый защитник Шевардинского редута


Боевое крещение Горчаков получил на реке Тидоне, где, командуя 2-мя казачьими полками, сумел лихо атаковать французские войска. Особо отличился Андрей Иванович в боях при Треббии, за что заслуженно получил орден святой Анны 1-й степени. Участвуя в разгромном для французов сражении при Нови, Горчаков командовал гренадёрами и егерями, также проявив недюжинный героизм и храбрость.

Швейцарская кампания ознаменовалась для Горчакова повышением до звания генерал-лейтенанта за героическое участие во взятии Сен-Готтардского перевала.

В 1800 году Андрей Горчаков становится шефом мушкетерского Невского полка, с 1803 года - шефом Тамбовского мушкетёрского полка, с 1805 года утвердившись, наконец, в инспекторах гарнизонах Московской инспекции.

В 1806 году Горчакову поручают формирование 18-й дивизии пехоты, командуя которой он принял участие в военной кампании 1806-1807 годов. В ходе этой войны с французами, Андрей Горчаков блистал в бою под Гейльсбергом, к концу сражения командуя всеми русскими войсками вместо приболевшего Беннигсена. Под Фриландом Горчаков, возглавляя 4 пехотные дивизии и несколько конных полков, довольно долго отбивал атаки центральных сил французской армии. По свидетельствам очевидцев того боя, получив к концу дня приказ Беннигсена об отступлении, Горчаков сказал «Мне легче удерживать превосходящего в числе неприятеля до сумерек, нежели на глазах его идти назад» и отступил, только узнав о поражении левого русского фланга.

Уволенный в 1809 году со службы за несогласие с военной политикой Российского государства, Горчаков снова был принят на службу 1 июля 1812 года и назначен в командование авангардным корпуса 2-й Западной армии.

Совершенно замечательным образом Горчаков отличился при обороне на Шевардинском редуте, располагавшимся в двух верстах от деревни Семёновской, на Бородинском поле. В этом месте было решено задержать французскую армию перед генеральным сражением на Бородинском поле (задержка нужна была русской армии для того, чтобы успеть возвести укрепления и подготовиться к главному бою). Оборону редута Багратион поручил Андрею Ивановичу. Под командованием Горчакова была 27-я дивизия Д. П. Неверовского, несколько кавалерийских полков и полки русского ополчения. Горчаковский отряд общей численностью в 11 тысяч человек целый день героически отражал волны атак 30-ти тысячного наполеоновского войска. Несколько раз Шевардинский редут переходил из рук в руки, и только к полуночи, уже в рукопашном бое французы вновь подошли к стенам редута, а Горчаков, повинуясь приказу Кутузова, отошёл в главное расположение военных сил.

Андрей Иванович Горчаков – храбрый защитник Шевардинского редута
Александр Юрьевич Аверьянов. Бой за Шевардинский редут. Атака Малороссийского кирасирского полка


Во время Бородинского сражения 26 августа Андрей Горчаков был тяжело ранен. При защите Багратионовых флешей понесли многочисленные потери и войска генерала Горчакова – дивизия гренадёров М. С. Воронцова и пехотная дивизия Д. П. Неверовского.. За оборону Шевардинского редута Андрей Иванович Горчаков был награждён орденом святого Георгия 3-й степени.

Вернувшийся в строй только в январе 1813 года, Горчаков храбро сражается в «битве народов» под городом Лейпциг, за что получает орден святого Владимира 1-й степени и знаки ордена Красного Орла 1-й степени от прусского короля. Позже за отвагу при взятии Парижа Горчаков награждается орденом святого Георгия 2-й степени. В послевоенное время Горчаков становится членом Государственного Совета, с 1819 года - генерал от инфантерии и, командуя пехотными войсками, прослужит в армии до 1847 года.

Скончался Андрей Горчаков 11 февраля 1855 года. Он похоронен в московском Донском монастыре.
Автор: Филипп Хорват


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Братец Сарыч 27 сентября 2012 10:00
    Вот это карьера - в 18 лет подполковник гвардии! Да еще в Преображенском полку...
    А самое главное-то, что все потом своими подвигами оправдал!
    Братец Сарыч
  2. spat 27 сентября 2012 10:19
    Хорошо,что в период гражданской войны захоронение А. И. Горчакова не было осквернено,как и захоронение фельдмаршала Кутузова в Казанском соборе Петербурга- видимо,у борцов революции имелось понятие,что такое мужество и доблесть на поле боя.
    spat
  3. spat 27 сентября 2012 12:56
    Ребята,что-то мало народа интересуется историей,виной всему рабочий день ? Сам пока в отпуску))) А Горчаков- интереснейший человек,между прочим ! Могу представить,как все его заслуги и карьеру злопыхатели приписывали родству с Суворовым.
    spat
  4. Горчаков 27 сентября 2012 16:44
    Да... Были люди....Не то ,что нынешнее племя !!!
    Горчаков

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня