Российский бронепоезд в Специальной военной операции

61
Российский бронепоезд в Специальной военной операции

Бронепоезд вблизи Мелитополя, кадр из любительского видео

Группировка войск, задействованная в Специальной военной операции, на днях пополнилась новой неожиданной боевой единицей. К решению боевых и гуманитарных задач привлечен бронепоезд железнодорожных войск. Он уже обеспечил эвакуацию мирного населения из зоны боев и теперь может приступать к решению новых задач разного рода.

Гуманитарная миссия


Первые сведения о появлении бронепоезда в зоне Спецоперации относятся ко дню и вечеру 7 марта – тогда в социальных сетях появились соответствующие фотографии и видеоролики. Сообщалось, что поезд двигался со стороны Крыма и на момент съемки находился в районе г. Мелитополь. На бортах вагонов присутствовали литеры «Z», явно указывавшие на их принадлежность.



Какой из наличных бронепоездов ЖДВ задействован в операции, неизвестно. Его цели и задачи до определенного времени тоже не раскрывались. Однако это не помешало поезду привлечь большое внимание публики как у нас в стране, так и за рубежом. Бронепоезда достаточно давно не привлекались к работе в зоне реальных конфликтов, и такое событие не могло остаться незамеченным.

Вечером 8 марта стали известны цели первого «рейда». Как оказалось, несколько зарубежных государств обратились к России с просьбой помочь в эвакуации их граждан из зоны конфликта. Российская сторона организовала и провела подобную операцию. Вывоз иностранцев осуществлялся пассажирским поездом, а бронированный обеспечивал его проводку и прикрытие на потенциально опасной территории.


Как сообщается, из района Мелитополя эвакуировали 248 чел., в т.ч. 38 детей. Это граждане восьми стран Европы, Африки и Азии. Два состава, вооруженный и пассажирский, без затруднений проделали путь по южной части Украины и отправились в Крым, до г. Армянск. Оттуда иностранцев должны были отправить в Сочи для последующего отлета домой.

По всей видимости, теперь бронепоезд должен вернуться на железнодорожную сеть демилитаризуемой Украины и продолжить выполнение тех или иных задач. Можно ожидать, что в ближайшее время министерство обороны вновь расскажет о проведенных мероприятиях и достигнутых успехах.

Боевой состав


Следует напомнить, что на вооружении российских ЖДВ до сих пор состоит несколько бронепоездов, построенных еще в последние годы существования СССР. Эта техника активно использовалась во время второй войны в Чечне и в последующих контртеррористических мероприятиях. После их завершения, в 2009 г. было принято решение о разоружении и консервации четырех имеющихся поездов. Впрочем, уже в 2016 г. их вернули на службу. С тех пор бронепоезда регулярно появлялись на различных учениях, а теперь один из них участвует в реальной военной операции.

Доступные материалы от министерства обороны, отечественных СМИ и свидетелей «на местах» позволяют внимательно рассмотреть используемый бронепоезд, определить его состав и оценить потенциал. При этом часть возможностей уже была показана на практике.


На фото и видео можно увидеть, что в голове поезда находилась бронированная платформа, вероятно, взятая у «бронелетучки» БТЛ-1. За нею стоит тепловоз типа ТЭМ18ДМ. Также в составе присутствуют бронированный штабной вагон и две платформы с артиллерией. Имеются пассажирские вагоны для перевозки личного состава и платформа с неизвестным грузом под маскировочной сеткой.

По известным данным, вагоны для отечественных бронепоездов имеют защиту от стрелкового оружия и осколков снарядов. На некоторых участках конструкции предусматривается защита от малокалиберной артиллерии.

Основным вооружением бронепоезда в его текущей конфигурации являются четыре двуствольные установки ЗУ-23, размещенные по две на двух бронеплощадках. Кроме того, экипаж поезда имеет личное оружие. Вероятно, в его распоряжении имеются и другие системы для защиты от воздушного нападения, бронетехники и т.д.

Также в свободном доступе имеется еще одно фото бронепоезда со знаком «Z», отличающееся от других материалов. На нем показаны бронеплощадка и платформа; на последней находится стандартный контейнер. Возможно, это «мелитопольский» бронепоезд на одном из этапов текущей операции, до разгрузки или других мероприятий. Кроме того, такое фото может указывать на привлечение к Спецоперации сразу двух поездов. Впрочем, официальные данные на этот счет отсутствуют. Возможно, Минобороны прояснит этот вопрос.

Потенциал и возможности


Бронепоезд, задействованный в Спецоперации, имеет ряд характерных особенностей, определяющих его боевые и иные возможности. Он способен выполнять достаточно широкий круг задач, и некоторые возможности такого рода уже показаны на практике в ходе недавней гуманитарной миссии.


Одна из 23-мм установок на бронеплощадках

Несмотря на зависимость от железных дорог, бронепоезд отличается достаточно высокой мобильностью. По существующим путям он может быстро прибывать на заданную позицию. При этом конфигурация железнодорожной сети обеспечивает доступ практически в любые стратегически важные районы.

Бронепоезд устойчив к обстрелу с применением широкого круга вооружений и имеет средства защиты от взрывных устройств. При этом он имеет собственное вооружение, позволяющее бороться с различными целями на земле и в воздухе в порядке самозащиты или атаки. В любых ситуациях бронепоезд даст отпор ограниченным силам противника, а в более сложных условиях он может рассчитывать на поддержку с воздуха или помощь сухопутных соединений.

Боевая единица такого рода вполне способна эффективно решать различные задачи – с привязкой к железным дорогам. Бронепоезд может участвовать практически в любых мероприятиях, где требуется защита и огневая мощь на путях или в непосредственной близости от них.

Поезд может осуществлять разведку путей и определять их состояние, а при необходимости и прикрывать ремонтные подразделения. В зависимости от обстановки и поставленных задач, он способен поддерживать огнем любые другие подразделения, работающие вблизи путей.

Задачей бронепоезда также является патрулирование с целью исключения диверсий и засад. Кроме того, он должен сопровождать гражданские и грузовые составы, защищая их от возможных нападений. Подобные возможности были показаны на днях в ходе рейса из Мелитополя.


Бронепоезд может выполнять и транспортные функции

Имеется определенный потенциал для расширения возможностей. Так, по опыту службы и эксплуатации прошлых лет, бронепоезд можно дополнительно оснастить платформами с танками на них. В таком случае возможности по наблюдению, поиску и поражению целей значительно возрастают. На тех же платформах можно перевозить необходимые грузы, что упрощает организацию логистики в опасных зонах.

Естественно, имеются и ограничения. Так, современные отечественные бронепоезда вряд ли способны вести равный и эффективный бой с танковыми подразделениями или артиллерией противника. Кроме того, они уязвимы для атак с воздуха.

Однако грамотное применение бронепоезда позволяет резко сократить риски и получить максимум выгоды. Так, в условиях нынешней Спецоперации уже не приходится беспокоиться о возможном нападении с воздуха ввиду разгрома боевой авиации противника. Крупные засады с тяжелым вооружением тоже маловероятны – по тем же причинам. В то же время, все еще возможны диверсии на путях, засады и обстрелы.

Актуальное и современное


Таким образом, несмотря на кажущуюся архаичность, бронепоезд остается вполне современной и актуальной боевой единицей. Он способен эффективно решать различные боевые и вспомогательные задачи на железнодорожной сети и вблизи нее, и потому сохраняет свое значение для войск. При этом объективные недостатки разного рода без особого труда обходятся за счет грамотного планирования и применения.

Часть преимуществ современных бронепоездов была показана буквально на днях. Поезд российских ЖДВ прошел из Крыма к Мелитополю и проверил безопасность маршрута, а затем провел в обратном направлении состав с беженцами. Насколько известно, весь путь удалось преодолеть без каких-либо затруднений. Однако, по всей видимости, на этом работа бронепоезда не завершается, и для него найдутся новые задачи.
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    10 марта 2022 05:19
    Почему неожиданный?) С их сетью жд дорого появление было понятно еще в самом начале. Чеченские компании показали их нужность вполне четко.
    1. +13
      10 марта 2022 05:30
      Смущает совершенно обычный тепловоз, у него даже кабина небронирована, разве что изнутри чем то завешена.

      1. +6
        10 марта 2022 05:41
        Да. Обшиты. Но я их встречал когда их еще внешне листами обшивали. В сети фото много.
        1. +3
          10 марта 2022 05:46
          Цитата: carstorm 11
          Да. Обшиты.

          Судя по жалюзи охлаждения обшиты обычным штампованным листом, жестью фактически, даже баки открыты.
          1. +6
            10 марта 2022 05:50
            Возможно. Я повторю видел их когда его и внешне обшивали. Думаю это опция. Если нужно это сделают за часы. Сейчас просто необходимости нет. В любом случае свою задачу он выполнил на данный момент.
            1. +8
              10 марта 2022 05:56
              Цитата: carstorm 11
              Я повторю видел их когда его и внешне обшивали.

              Да, на ДВ бронелетучки на хранении долго были, там всё серьёзно.
              1. +2
                11 марта 2022 14:04
                В Амурской области недалеко от г. Свободный, км 5 - 7, ст. Усть-Пера
                1. +3
                  11 марта 2022 14:13
                  вооружение 4 танка - 2 Т-55 или Т-64, 2-ПТ-76, 4 ЗПУ-4-14.5, ЗСУ-2-23 2 шт, 4 БТП-40жд (БТР с выдвигающимися жд колесными парами) На тепловозе и то 4 ПКМ были размещены. Кроме того в состав входили 5 бронелетучек состав тепловоз с двумя тремя платформами на которых установлены танки Т-55.
                  Приравнивался к отдельному батальону.
                  1. 0
                    11 марта 2022 14:38
                    В каком то из выпусков "Танкомастера" большая статья была о дальневосточных БеПо.
                    1. +2
                      11 марта 2022 14:42
                      Дык лично видел. Не служил. Просто видел. Были в Свободном, Биробиджане, Чите , Уссурийске еще один где-то затерялся. Забыл где он базировался.
                      1. 0
                        11 марта 2022 14:55
                        Я восточнее Наушек не заезжал.
                      2. +1
                        11 марта 2022 14:57
                        Цитата: Владимир_2У
                        Я восточнее Наушек

                        Даже не представляю о чем вы говорите, что это за место, город, поселок ....
      2. +4
        10 марта 2022 06:15
        Да-это мишень ТЭМ-18 напичкан лишней электроникой . Схему очень перегрузили для БД ни есть хорошо.
        1. +3
          10 марта 2022 09:14
          В 2001 в Чечне два разных видел.Электронику тогда ставили от фугасов упраляемых.Там это было необходимость.И зушки щитами были прикрыты.
          1. +1
            10 марта 2022 15:53
            Вы не поняли меня,электросхема тепловоза очень замутной стала. Тем-2 был хорош своей простотой. ТЭМ-18 в 2001 году ещё не существовало.
            1. 0
              27 мая 2022 01:30
              Ещё как существовал. Даже уже в модернизированном варианте. От ТЭМ-2 он, кстати, не особо и отличается
      3. +1
        15 марта 2022 15:42
        Вот и меня немного коробит что бронепоезд без локомотива наверное бронесостав. Да людей защитит, но не думаю что локомотив выдержит попадание очереди из автомата.
  2. +17
    10 марта 2022 05:28
    Локомотив без защиты?
    ЗУ-шки на открытых платформах?

    Это "колхоз" какой-то...
    1. +2
      10 марта 2022 13:15
      Цитата: VicktorVR
      ЗУ-шки на открытых платформах?



      hi
      Да уж.. Совсем нехорошо

      Бронещитки и спинки нужны минимум - хоть дверцы от БТР установили, как в Чечне
      Или такое бронирование
    2. +2
      10 марта 2022 13:41
      Нашёл фото, о которых упоминал ранее.

      Октябрь 2002 г., Ханкала, Чечня (Фото: Геннадий Жилин)


      На снимке отчётливо виден бронелюк от БМП для прикрытия спереди (с надписью Приморье) и крышка круглого бронелюка от БМП, закреплённая на спинке сиденья наводчика для прикрытия сзади.
      1. 0
        10 марта 2022 15:25
        Ребята выходят из положения как могут -- в Чечне водители вешали бронежилет на дверь кабины, а янки во Вьете на вертушках погладывали каски под зад. Хоть какая-то, но защита.
    3. +1
      10 марта 2022 14:38
      Цитата: VicktorVR
      Локомотив без защиты?
      ЗУ-шки на открытых платформах?

      Это "колхоз" какой-то...

      По сообщениям на нем не собираются вести активные боевые действия. Его уже используют для эвакуации мирных граждан в Крым. hi

      "Сегодня из Херсонской области Украины на территорию Российской Федерации в город Армянск Республики Крым военнослужащими Южного военного округа были доставлены 248 граждан иностранных государств, в том числе 38 детей. <...> Безопасность доставки иностранных граждан в город Армянск Республики Крым обеспечил расчет бронепоезда Южного военного округа. В дальнейшем будет решаться вопрос по скорейшей доставке всех граждан иностранных государств на родину", - говорится в сообщении.
      Уточняется, что эвакуированы 166 граждан Турции, 41 гражданин Украины, а также граждане Египта, Азербайджана, Пакистана, Швеции, Италии, Бразилии, Марокко и Индии. Посадка на поезд, в который вошли пять пассажирских вагонов, была обеспечена близ населенного пункта Антоновка Херсонской области. Эвакуация обеспечивалась по заявкам от иностранных граждан, поданным в военную комендатуру Херсона.

      https://tass.ru/armiya-i-opk/14004047
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
  3. +3
    10 марта 2022 05:29
    Спасибо, за статью.
    Всегда было интересно, у наших оставшихся бронепоездов локомотивы имеют бронирование или нет. На первый взгляд штабной вагон и вагоны с личным составом не отличаются от «рядовых» купейных.
    1. +2
      10 марта 2022 05:53
      Доброго времени суток! Новое, хорошо забытое старое) если помогает бронепоезд нашим, значит уже хорошо! good
  4. +2
    10 марта 2022 05:33
    Это просто песня, конечно.. Нет ни блиндирования, ничего.. Уроните бетонный столб на пути - и отличная беспомощная мишень для расстрела из крупняка.. Осталось казаков с шашками отправить на Украину..
    1. +5
      10 марта 2022 05:39
      Успокойтесь) В чеченские так же страдали и обгаживали их а работали они тем не менее вполне четко. И выжили оба.
      1. -1
        10 марта 2022 05:44
        Да я в общем и не нервничаю.. Просто если уж делать что-то , то по уму.. Думаете сложно с гранатомёта в эту штуку попасть?
        1. +9
          10 марта 2022 05:46
          Нет. Как и в любой транспорт. Все зависит от поставленной задачи. В рейды по тылам ему ходить нет нужды. Уверяю я сам смеялся когда впервые увидел а потом изменил мнение.
        2. -4
          10 марта 2022 06:46
          Больше минусов налепите мне, что так мелко плаваете, то? я смотрю тут на сайте от каждого моего поста у кого-то изжога прямо..))) Что ж вы так нервничаете? Общаться надо ..)
          1. +3
            10 марта 2022 13:28
            Вы мне?)))) Я их вообще ставить отказался очень давно. Мне не 15 лет кого то плюсиками отмечать )))
            1. 0
              10 марта 2022 13:47
              Да нет, это я не вам, простите..)
      2. +3
        10 марта 2022 12:55
        Цитата: carstorm 11
        Успокойтесь) В чеченские так же страдали и обгаживали их а работали они тем не менее вполне четко. И выжили оба.

        Так у "Амура" с "Байкалом" хотя бы Т-62 на платформах были.
        1. 0
          10 марта 2022 14:07
          При необходимости это можно сделать за оооочень короткое время. Это же состав. Комплектование вполне рутина. Как и погрузка машины) Кстати я Амур видел и без этой платформы тогда разок.
          1. -3
            10 марта 2022 19:53
            Мда-а... Точно "не имеющее аналогов в мире"... Ждём следом- бронетачанки и бронеконницу..
            1. +1
              11 марта 2022 03:00
              При чем тут аналоги? Хотите поищите как их в Чечне использовали. Когда нужно контролировать жд дороги то это самое простое решение и оно работает.
    2. +1
      11 марта 2022 09:42
      Цитата: Dikson
      Это просто песня, конечно.. Нет ни блиндирования, ничего.. Уроните бетонный столб на пути - и отличная беспомощная мишень для расстрела из крупняка.. Осталось казаков с шашками отправить на Украину..

      Вот почему то никого не удивляет и не возмущает, когда колонну беженцев сопровождает несколько БТР, которые точно так же можно расстрелять, подорвать, остановить. И люди едут не в блиндированных, а в обычных городских автобусах. А вот если то же самое передвижение происходит по рельсам, и выбрали подобающее обстановке хорошее средство сопровождения, то сразу началось - "мишень", "архаика", батька Махно", "казаки с шашками"... Хотя оно конечно, с диванов за пару тысяч км оно всё лучше видится, на чем людей вывозить и как сопровождать. Два еще и поплевать вслед. Ну а те, кто планировал эту операцию по эвакуации, конечно же намного глупее местных "экспертов"
  5. +3
    10 марта 2022 06:08
    Основным вооружением бронепоезда в его текущей конфигурации являются четыре двуствольные установки ЗУ-23, размещенные по две на двух бронеплощадках.

    Как мы помним из советских фильмов , раньше орудия и их расчёт были со всех сторон закрыты бронёй . А сейчас как видно на фото , орудие стоит на открытой платформе. И стрелок практически не защищён. Выглядит как то не очень.
    1. +1
      10 марта 2022 13:43
      Цитата: Третий район
      И стрелок практически не защищён.

      hi
      Ни стрелок, ни сам поезд.

      Считалось что авиация - основной враг бронепоездов
      Непонятно, что за ПУ в контейнере, но средства ПВО должны присутствовать.
      Хоть ракетно-артиллерийская «Зушка», которую разработал ПЭМЗ Спецмаш
      ЗУ-23/30М1-3
    2. 0
      11 марта 2022 23:53
      какова эффективная дальность стрельбы у АК и рпг 7? и такой же вопрос по ГШ - 23. Или по другому спрошу, с калашом в руках рискнете к ЗУ 23 - 2 подойти вплотную??
      Данный пронепоезд предназначен для вывоза людей. Вооружение на нем для того, чтобы шугануть идиота с охотничьим ружьем или одичавшего нацика с калашом
  6. 0
    10 марта 2022 06:31
    Так, по опыту службы и эксплуатации прошлых лет, бронепоезд можно дополнительно оснастить платформами с танками на них.

    Я человек гражданский, но мне кажется эта идея сомнительной. Танк "в свободном плавании" куда более маневренный и опасный для противника, на платформе он невольно превращается в мишень, подставляя слабые борта под огонь. Ну, разве что в крайнем случае в какой то ситуации возможно использовать устаревшие танки с баз хранения, однако, насколько я понимаю, двигатель должен быть исправен, затащить танк на платформу с неработающим двигателем - та ещё развлекуха!
  7. +4
    10 марта 2022 06:40
    Архаичность вооружения легко устраняется установкой на платформы модулей ТОРа или ЗРПК "Панцирь". Грузоподъемность платформ вообще позволяет поставить туда довольно тяжелое вооружение, вплоть до гаубиц 152 мм. Вагон с системами РЭБ и радиоэлектронной разведки тоже был бы кстати. Для защиты от танков и другой тяжелой техники, туда можно понаставить ПТРК Корнет, как на Тигре, их туда десяток войдет только в один вагон.
    Да там поле не паханное для модернизации. В том числе в ударную конфигурацию. Итогом можно получить тяжелую, хорошо защищенную боевую единицу, обеспечивающую и ударные возможности и оборонительные. Кстати, вот вам и модульность - как составил вагоны, такой и будет.
    1. 0
      15 марта 2022 15:51
      Идея хороша, но если еще рельсоукладчик добавить....
  8. +6
    10 марта 2022 06:45
    Вниманию встречающих, на запасной путь прибывает бронепоезд "Закалённый" системы игрек
    1. +2
      10 марта 2022 08:48
      Цитата: Юрий В.А
      Вниманию встречающих, на запасной путь прибывает бронепоезд "Закалённый" системы игрек

      Системы зет. На нем же нарисовано.
      1. +4
        10 марта 2022 09:17
        Точно, наука не стоит на месте. Этот не то, что через реки, и по полям промчится как по рельсам. Короче, по закону президента : денацификация во всех координатах
  9. +1
    10 марта 2022 07:20
    Специалисты по бронепоездам собрались!))) Без вас не знают как надо...
  10. +7
    10 марта 2022 08:45
    Очень символично. Из 248 человек 144 граждане Турции эвакуирующиеся в Армянск...
    1. -1
      10 марта 2022 09:20
      Граждан нескольких европейских стран надо было в украине оставить
  11. -4
    10 марта 2022 11:30
    Вот в данном случае выражение: "Аналогов в мире нет" подходит на все 100.
  12. +6
    10 марта 2022 12:24
    Как железнодорожник могу сказать - это какой-то фееричный колхоз! К нам на серификацию приходили реплики бронепоездов времен ВОВ, Так там, не смотря на упрощенное "лубочное" бронирование из обычных листов котельного железа выглядело всё НАМНОГО более продуманно и серьёзно. А эта, прости Господи, конструкция по сравнению с ним похожа на передвижной цирк с двумя зенитками.
    Вывести из строя этот сарай можно одним единственным выстрелом в машиниста, в топливный бак или одной противотанковой миной, т. к. в ТЭМ18ДМ реально много чувствительной электроники. Которой, кстати, я и занимаюсь.
    Электроникой, а то товарищ майор ещё поймет не так)) hi
    1. 0
      10 марта 2022 22:11
      Т. е. это не совсем бронепоезд. А настоящий бронепоезд, соответственно, все еще стоит на запасном пути.
  13. +6
    10 марта 2022 12:43
    Друзья критикующие! Это не БРОНЕпоезд, это специальный поезд. Если в данной ситуации понадобится действительно БРОНЕпоезд его укомплектуют как надо, поверьте.
    1. +3
      10 марта 2022 12:57
      Согласен) Это просто импровизация. Охраны и вооружения от случайных "товарищей" из кустов вполне достаточно, если все пути под контролем.
      1. +1
        10 марта 2022 14:58
        Совершенно верно, специальные поезда и создавали именно под эти задачи. Конкретно для охраны протяженных магистралей Транссиба.
  14. +1
    10 марта 2022 14:52
    Так, по опыту службы и эксплуатации прошлых лет, бронепоезд можно дополнительно оснастить платформами с танками на них.

    Как это делали немцы, используя трофейную технику?


  15. +3
    11 марта 2022 20:39
    У Рябова Кирилла "слава" Псаки вызывает зависть...
  16. 0
    30 апреля 2022 07:20
    Пару раз лично проехался в Чечне на подобном. При мне командиры подобного "чуда" обсуждали слух что вот мол приедет реальный бронепоезд с Дальнего Востока (не приехал). Что касается чеченских изделий, там кажись их было около четырех (не точно), два армейских (Соловей Разбойник...) и еще один ВВ, по сути обыкновенный товарняк с самодельными или позаимствоваными бронеколпаками и навешенными листами кое где. один подорвали как раз в районе пасажирского вагона (женщине поварихи ногу оторвало, кухня кстати на платформе открытая). Радиостанция Р-140 в штатном кунге без защиты, резерва по элетропитанию и связи нет. В общем типа тачанки с пулеметом, с военной стороны он для нохчей интереса не представлял, как я понял только шпана стреляла по нему для развлечения... В Гудермесе нас серьезные дяди взяли в прицел... но в тех услових там бы с опорных пунктов прилетело, да и местные поимели бы проблемы.... Короче как обычно, все на складах ржавое, а мы клепаем .....
    1. 0
      5 февраля 2023 09:24
      Здесь в комментариях написали правильно, это не бронепоезд, а спец поезд. Настоящий бронепоезд во вторую войну пригнали из под Барнаула или Абакана, точно не помню. Он стоял в путевом батальоне в Невинномысске. Но в Чечню не отправляли и правильно сделали. Очень тяжелый, в случае подрыва или схода его не чем было бы поднять в тех условиях, его (бронетепловоз)там растащили на цветмед. О том, что он интереса не представлял для нохчей я не согласен. Подрывали и обстреливали, как в первую, так и во вторую компанию часто. Во вторую после того как под Ханкалой сбили "корову" ми-26, запретили перевозить Л/С по воздуху. Все это легло на спец. поезда, плюс подвоз Б/К войскам вагонами, в случае его подрыва колесные пары собирали бы по всей Чечне. Женщина повориха погибла. Она была женой заместителя начальника штаба бригады, фамилию писать не буду. Бригады которая работала по Чечне. Пишу это от первого лица т.к. был на этих спец. поездах и в первую и во вторую постоянно на разных должностях. Сейчас майор запаса.
  17. 0
    13 февраля 2023 13:17
    Показали видио для дураков. Какие миноискатели на РШР, он пищит как сумасшедший. Только щуп.
  18. 0
    13 февраля 2023 13:26
    Это спец поезд, а не бронепоезд. По Чечне их работало четыре. Амур, Байкал, Дон и еще один уже не помню. А вот бронепоезд настоящий пригнали из Барнаула, но в Чечню его не пустили т.к. очень тежелый. При подрыве или сходе его не поднять в той обстановке. Его в Невинномысске в путевом батальоне на металлолом растащили, особенно тепловоз (цветмед).
  19. 0
    9 мая 2023 07:17
    Через более чем год войны, эти заметки смотрятся уже по другому.