Военная пропаганда в Российской Империи

3
Военная пропаганда в Российской Империи
История российской пропаганды очень захватывающая и поучительна. Цель этого очерка - показать особенности искусства военной пропаганды Российской империи. Казалось, время, отделяющее современную Российскую Федерацию от Российской империи чрезвычайно велико. Однако в пропагандистском искусстве мы можем увидеть всё те же политические мотивы - охранительная политика государства, коммерческий фактор, игра на патриотических чувствах и не только, ненависть к врагу, приправленная лёгким популизмом. Всё это есть и в современной пропаганде.

Первый плакат - это наглядный пример того, что я называю "двойная пропаганда". (Неизвестный художник. Герой. Белый генерал. Папиросы фабрики Колобова и Боброва. 1890).Основной мотив, привлекающий ваше внимание, это, согласитесь, военно-патриотическая тематика - лихой генерал на коне. Однако, когда ваше внимание привлечено к "первому слою" пропаганды - знакомому и интересному, в вашем сознании волей-неволей остаётся и "второй слой" пропаганды - коммерческий. При этом навязывается стереотип - "хочешь быть "таким Героем", - купи папиросы". Заметьте, контент о папиросах показан мелким курсивом. Не правда ли знакомо? Всё давно уже изобретено. С.Г. Кара-Мурза называет этот манипулятивный приём - "захват и присоединение аудитории". Судите сами...

Героические мотивы я открываю этим пропагандистским плакатом времён Русско-японской войны. Обратите внимание, что имперское руководство в условиях отсутствия настоящих политтехнологов уже тогда понимало важность формы доведения информации до населения и привлекало для этого известных русских художников. Всмотритесь в название... Здесь имперское правительство хотело показать, что это война волнует не только его, но и другие части общества, форумом которого в данном случае являлась выставка.


Билибин И.Я. Историческая выставка предметов искусства в пользу раненых... 1904.

Империя старалась показать своё неравнодушие к социальным последствиям военного конфликта, для того чтобы они не породили последствия политические.


Неизвестный художник. В пользу семей нижних чинов погибших на миноносце "Стрегущий"... 1904.

Пропагандистская тематика Первой мировой войны также задевала самые разные чувства россиян.

От жалости к жертвам войны...


Архипов А.Е. На передовых позициях работает только Красный Крест. 1914.


Виноградов С.А. На помощь жертвам войны 22-го-23-го октября. 1914.

До патриотических чувств...


Заррин Р.Г. Покупайте военный 5 1/2% заём. Патриотично и выгодно! 1916.

Имперская пропаганда учитывала не только скорбь к соотечественникам, но и следующее за неё чувство ненависти к врагу.


Виноградов С.А. Москва русским воинам в плену 31 октября-1ноября 1915.


Неизвестный художник. Россия - за правду. 1914.


Тогдашнее пропагандистское искусство показывало обществу уверенность государства в победе вместе с союзниками по оружию. Поэтому художник в данном случае изобразил Антанту. Россия в шапке Мономаха держит православный крест - политический символ того, что можно победить только с самодержавием и православием. С ней курьёзно уживаются республиканские символы Франции, показанной в "фригийском колпаке" - символе Французской революции и убийц Цезаря Брута и Кассия, она же держит сердце - символ Антанты - сердечного согласия. Англия изображена в шлеме древнегреческой богини войны и мудрости Афины и держит якорь - символ морского владычества.


Неизвестный художник. Согласие. Франция, Россия, Англия. 1914.

Как видно, уже в то время пропаганда была вполне реальным средством влияния на массовое сознание . Имперские плакаты военной тематики служат тому подтверждением.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    8 января 2013 12:36
    цитата-Обратите внимание, что имперское руководство в условиях отсутствия настоящих политтехнологов уже тогда понимало важность формы доведения информации до населения и привлекало для этого известных русских художников.

    учитывая в какое время мы живем ( а именно в век цифровых и компьютерных) технологий) прискорбно что государственные мужи не уделяют должного внимания сейчас!ИМХО
    Российская Армия нуждается в рекламе.Если государственные мужи не могут изобрести что то, то хотя бы позаимствуйте.Хотя отдельные умельцы смогли на достаточно профессиональном уровне сделать это.[media=http://http://krasview.ru/video/198719-TsENTR-2011_(Voorujennye_si
    ly_Rossiiyskoiy_Federatsii]
  2. +1
    8 января 2013 17:50
    Империя старалась показать своё неравнодушие к социальным последствиям военного конфликта, для того чтобы они не породили последствия политические.
  3. ken
    ken
    +1
    9 января 2013 09:11
    На передовых позиция работает только "красный крест"? Но в армии были свои врачи,целые обозы,передвижные госпиталя приписанные по штату в любой армии к любой части. Тут больше комерции чем "второй слой пропаганды",она,родимая поставлена была в главу угла. Жертвуйте,а мы распилим ! "Красный крест" тогда работал лучше выпрашивая у людей подаяния,чем вся огромная медицинская армия Николая которая стоила миллионы,на те деньги. Такие были обстоятельства,почему автор акцентирует эту комерцию сегодня непонятно. Это что,было круто что ли?