Военная пропаганда в Российской Империи
Первый плакат - это наглядный пример того, что я называю "двойная пропаганда". (Неизвестный художник. Герой. Белый генерал. Папиросы фабрики Колобова и Боброва. 1890).Основной мотив, привлекающий ваше внимание, это, согласитесь, военно-патриотическая тематика - лихой генерал на коне. Однако, когда ваше внимание привлечено к "первому слою" пропаганды - знакомому и интересному, в вашем сознании волей-неволей остаётся и "второй слой" пропаганды - коммерческий. При этом навязывается стереотип - "хочешь быть "таким Героем", - купи папиросы". Заметьте, контент о папиросах показан мелким курсивом. Не правда ли знакомо? Всё давно уже изобретено. С.Г. Кара-Мурза называет этот манипулятивный приём - "захват и присоединение аудитории". Судите сами...
Героические мотивы я открываю этим пропагандистским плакатом времён Русско-японской войны. Обратите внимание, что имперское руководство в условиях отсутствия настоящих политтехнологов уже тогда понимало важность формы доведения информации до населения и привлекало для этого известных русских художников. Всмотритесь в название... Здесь имперское правительство хотело показать, что это война волнует не только его, но и другие части общества, форумом которого в данном случае являлась выставка.
Билибин И.Я. Историческая выставка предметов искусства в пользу раненых... 1904.
Империя старалась показать своё неравнодушие к социальным последствиям военного конфликта, для того чтобы они не породили последствия политические.
Неизвестный художник. В пользу семей нижних чинов погибших на миноносце "Стрегущий"... 1904.
Пропагандистская тематика Первой мировой войны также задевала самые разные чувства россиян.
От жалости к жертвам войны...
Архипов А.Е. На передовых позициях работает только Красный Крест. 1914.
Виноградов С.А. На помощь жертвам войны 22-го-23-го октября. 1914.
До патриотических чувств...
Заррин Р.Г. Покупайте военный 5 1/2% заём. Патриотично и выгодно! 1916.
Имперская пропаганда учитывала не только скорбь к соотечественникам, но и следующее за неё чувство ненависти к врагу.
Виноградов С.А. Москва русским воинам в плену 31 октября-1ноября 1915.
Неизвестный художник. Россия - за правду. 1914.
Тогдашнее пропагандистское искусство показывало обществу уверенность государства в победе вместе с союзниками по оружию. Поэтому художник в данном случае изобразил Антанту. Россия в шапке Мономаха держит православный крест - политический символ того, что можно победить только с самодержавием и православием. С ней курьёзно уживаются республиканские символы Франции, показанной в "фригийском колпаке" - символе Французской революции и убийц Цезаря Брута и Кассия, она же держит сердце - символ Антанты - сердечного согласия. Англия изображена в шлеме древнегреческой богини войны и мудрости Афины и держит якорь - символ морского владычества.
Неизвестный художник. Согласие. Франция, Россия, Англия. 1914.
Как видно, уже в то время пропаганда была вполне реальным средством влияния на массовое сознание . Имперские плакаты военной тематики служат тому подтверждением.
Информация