Для войны и для мира. Новые беспилотники из старых Ан-2

34

Ан-2 в исходной конфигурации. Фото Wikimedia Commons

В этом году исполняется 75 лет с начала эксплуатации многоцелевого самолета Ан-2. Несмотря на солидный возраст, техника этого типа до сих пор остается в строю и производится серийно. Более того, регулярно предлагаются проекты модернизации имеющегося самолета, направленные на повышение характеристик или получение новых возможностей. Так, в последние годы разработано сразу несколько вариантов превращения Ан-2 в беспилотный летательный аппарат.

Беспилотный транспорт


В пятидесятых годах СССР передал Китаю документацию по проекту Ан-2 и помог с развертыванием серийного производства. Китайский вариант советской машины получил собственное обозначение Y-5. Строительство таких самолетов продолжается до сих пор, и за прошедшие десятилетия китайская промышленность разработала целый ряд их модификаций с разными возможностями и характеристиками.



Самый интересный проект модернизации был создан несколько лет назад компанией China Aerospace Science and Technology Group Co. и получил название Feihong-98 (FH-98). Он предусматривает перестройку имеющегося самолета в беспилотный летательный аппарат тяжелого класса, предназначенный для перевозки грузов на местных линиях.

FH-98 по сути представляет собой базовый Y-5 с набором нового оборудования. На самолете устанавливается автопилот, необходимые средства навигации и связи, а также исполнительные механизмы для передачи команд на агрегаты самолета. Бортовая электроника способна самостоятельно вести самолет по заданному маршруту; имеется режим дистанционного управления.


Транспортные БПЛА Feihong-98 компании SF Express. Фото Telegram / ChDambiev

БПЛА FH-98 незначительно легче базового самолета: максимальная взлетная масса составляет 5,25 т. Грузоподъемность – 1,5 т, и для грузов освобождена кабина объемом 15 куб.м. Основные скоростные и взлетно-посадочные характеристики остались на прежнем уровне. При этом уменьшение взлетной массы привело к росту практической дальности до 1200 км.

В октябре 2018 г. опытный FH-98 совершил свой первый полет. В следующие месяцы беспилотный комплекс прошел необходимые испытания и получил сертификат летной годности. Вскоре CAST получила первые заказы на серийную технику и запустила производство. Заказчиками стали НОАК и крупные авиакомпании.

Первый коммерческий рейс беспилотника состоялся 21 августа 2020 г. В дальнейшем FH-98 начали достаточно активно эксплуатировать на местных линиях в удаленных районах. НОАК тоже ограниченно использует новый БПЛА, а также изучает его возможности. Так, в прошлом году прошли испытания по парашютному десантированию грузов в автоматическом режиме. По всей видимости, на этом работы не остановятся.

Боевой беспилотник


В сентябре 2020 г. Азербайджан начал военную операцию в Нагорном Карабахе. В ней широко использовались БПЛА разных классов и типов, в т.ч. с ударными возможностями. Достаточно быстро выяснилось, что среди ударных беспилотников присутствует и особая модификация грузопассажирского Ан-2. Позже, уже после окончания конфликта, Азербайджан раскрыл некоторые технические подробности и ход такой операции.


Беспилотный FH-98 на армейских испытаниях по десантированию грузов. Фото Telegram / ChDambiev

Азербайджанский проект переоснащения Ан-2 отличался определенной простотой. Самолет сохранял штатные органы управления, но получал дополнительные приборы для контроля удаленным оператором. Аппаратуру дистанционного управления планировали использовать только в полете, что сократило требования к ней.

Примечательно, что Ан-2 переделали не просто в беспилотники, а в барражирующие боеприпасы. Для этого в грузовой кабине помещались бомбы. Остатки топлива в баках тоже должны были оказывать воздействие на цель.

Как сообщается, атака на позиции армянской армии началась с налета беспилотных Ан-2 и других БПЛА или барражирующих боеприпасов. Взлет Ан-2 осуществлялся под управлением летчиков, после чего те покидали машины с парашютом. Затем при помощи дистанционного управления самолеты направлялись в заданный район, создавая видимость массированного налета.

ПВО Армении без труда обнаружила летящие самолеты и обстреляла их. При этом зенитные комплексы раскрыли свои позиции – и подверглись массированному удару всеми беспилотными средствами, в т.ч. перестроенными Ан-2. По азербайджанским оценкам, уже в первый день операции удалось уничтожить до 60% зенитных комплексов противника.

Демилитаризирующий Ан-2


В ходе текущей Специальной операции по защите Донбасса российская армия нанесла критический удар украинской армии в целом и противовоздушной обороне в частности. Так, только за первые сутки операции удалось обнаружить и поразить 36 радиолокационных станций и 14 зенитных комплексов. За все время операции выведено из строя порядка 230 подобных объектов.


Азербайджанский БПЛА для вскрытия ПВО. Фото ITV

В распоряжении российской армии имеется широкий круг разнообразных систем разведки, способных засекать РЛС и ЗРК, а также наводить на них огневые средства. На днях появилась версия о существовании еще одного способа разведки. Предполагается, что Россия использует недавний опыт Азербайджана и вскрывает ПВО при помощи беспилотных Ан-2.

Поводом для появления этой версии стал свежий спутниковый снимок одного из аэродромов Брянской области. На нем запечатлено несколько десятков самолетов Ан-2, а также ряд самолетов связи, управления и разведки. По какой причине такое количество разной техники скопилось на одной площадке недалеко от украинской границы, неизвестно. Однако это можно объяснить созданием и применением беспилотной версии самолета, предназначенной для использования против ПВО противника.

Насколько эта версия соответствует действительности – неизвестно. В ее пользу говорит положительный опыт Азербайджана. Переоборудованный самолет с минимальным остатком ресурса вполне соответствует задаче вскрытия вражеской ПВО для последующего удара. С другой стороны, у российской армии имеются самые разные средства разведки, и привлечение специальных БПЛА на основе Ан-2 может быть излишней и избыточной мерой.

Возможно, после завершения Спецоперации наша армия раскроет те или иные подробности, а также покажет новые образцы авиационной техники и вооружения. Конечно, если они действительно существуют и применяются. Пока нельзя исключать, что Ан-2 используются не для подавления ПВО, а в других целях.

Для войны и для мира. Новые беспилотники из старых Ан-2

Предполагаемые БПЛА Ан-2 российской армии на спутниковом снимке (отмечены желтыми точками). Фото Telegram / "Рыбарь"

История продолжается


Будущая легенда Ан-2 пошла в серию и поступила в эксплуатацию 75 лет назад. Несмотря на рекордный возраст, самолеты этого типа остаются в строю и обеспечивают перевозки людей и грузов, а также решают иные задачи мирного и военного характера. И от такой техники пока не планируют отказываться, хотя выработка ресурса дает о себе знать.

Примечательно, что самолет из середины прошлого века еще не полностью использовал свой потенциал. Он по-прежнему подлежит модернизации с получением тех или иных преимуществ. Так, разрабатываются проекты ремоторизации и замены бортового оборудования современными образцами. Предлагаются различные доработки планера и т.д.

На протяжении нескольких последних лет разрабатываются принципиально новые проекты, предлагающие перестройку Ан-2 в беспилотный летательный аппарат. Техника такого рода уже справилась с испытаниями и показала себя на практике. Эти БПЛА с требуемой эффективностью справляются с транспортными и боевыми задачами.

Весьма вероятно, что подобные идеи получат дальнейшее развитие, и в будущем появятся новые варианты беспилотников на базе Ан-2 или его модернизированных версий. Это означает, что самолеты останутся в строю, а их история, и без того долгая, далека от своего завершения.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    11 марта 2022 19:45
    Старый добрый Ан-2, сколько можно хороших и уважительных слов сказать об этом самолёте. Это хорошо, что и в нынешнее время нашлось и для него боевое применение.
    1. -5
      11 марта 2022 20:49
      Старый, но не добрый - у нас, в сибирских авиаотрядах (так в СССР назывались авиапредприятия с базировкой в каком-нибудь аэропорту) называли "поганка". Уверяю - на то были очень весомые причины.
      1. +8
        12 марта 2022 03:33
        Старый, но не добрый

        Не могли бы вы конкретизировать свою точку зрения? Когда-то мне довелось заниматься ремонтом и технической эксплуатацией Ан-2. Конструкция хоть и примитивная, но весьма продуманная и удачная. Поэтому впервые слышу ругательства в его адрес. Лично мне всегда вспоминается картина, как Ан-2 заходит на посадку в сильный ветер на 4 км. аэродром для особо тяжёлых самолётов. Он летел над полосой до боковой рулёжки на его середине, затем садился практически вертикально, и сразу же уезжал вбок по рулёжке – бесплатный цирковой номер.
        1. 0
          12 марта 2022 09:43
          Здравствуйте Виктор и Дмитрий.
          Своё название - "поганка" - Ан-2 получил не пассажиров (хотя летать в грузопассажирском варианте - то ещё удоволствие) а у авиатехников и ИТР (коим ваш покорный слуга имел место быть в прошлом веке).
          В маслобак заливалось 82 литра масла, которое кукурузник жрал как не в себя, выплёвывая с выхлопом несгоревшее масло на на нижнюю правую плоскость. ТО, особенно со сменой двигателя и аппаратуры - грязное и муторное (учитывая малые размеры борта). Предполётная подготовка при минус этак 40 - до сих пор не забуду.
          Продолжать?
          1. +1
            14 марта 2022 12:56
            Если не трудно, продолжайте. Я бате эту информацию донесу: он в начале летной работы на Ан-2 много полетал: АХР, санавиация...
            Юг, правда, но +45 в тени на химии - тоже не сахар.
            1. 0
              14 марта 2022 12:59
              Дмитрий, Ваш отец был пилотом .а не авиатехником на Ан-2. Вряд ли он досконально знал его конструкцию (это не упрёк - это широ расптранённая среди лётного состава ситуация). Так что "летуны" и "технари" оценивали Ан-2 каждый "со своей колокольни".
              1. 0
                14 марта 2022 20:15
                Так ведь я без претензий: поэтому и спросил новых фактов. Отец Ан-2 любил, как и Як-40 и Ан-74 впоследствии.
                Какие ещё сложности были с Аннушкой в Сибири?
              2. 0
                19 марта 2022 18:56
                Впервые слышу о "поганке"... 2500 на химии , Азия. Масло засирало борт - это да, АШ-62 ИР так же прожорлив, как и надёжен! Ну 1000 лошадок с 9ти цилиндров выжимать, что же вы хотели? fellow
                Цитата: Sibguest
                ТО, особенно со сменой двигателя и аппаратуры - грязное и муторное (учитывая малые размеры борта)

                Это Вы хотите сказать, что на Ан-24 это легче??? wassat
      2. +2
        12 марта 2022 07:28
        Так что, раскроете тему "не доброго" Ан-2?
        Уж очень любопытно, что же напишите...
        1. +2
          12 марта 2022 11:10
          Все вроде правильно автор мыслит. Только где их взять Ан-2. Их критически не хватает ни в сельхозавиации ни в отдаленных районах. Попытки найти решение в этих секторах уже давно ведутся. С заменой его дело то вроде двинется, то встанет. Восстанавливать оставшийся металлолом не представляется возможным как по износу так и по отсутствию запчастей и материалов, для производства которых необходимо восстанавливать целые промышленные кластеры или линии производства. Тут не до беспилотников Ан-2, обеспечить бы насущное.
          1. +1
            17 марта 2022 15:24
            Цитата: НИКНН
            Все вроде правильно автор мыслит. Только где их взять Ан-2. Их критически не хватает ни в сельхозавиации ни в отдаленных районах. Попытки найти решение в этих секторах уже давно ведутся. С заменой его дело то вроде двинется, то встанет. Восстанавливать оставшийся металлолом не представляется возможным как по износу так и по отсутствию запчастей и материалов, для производства которых необходимо восстанавливать целые промышленные кластеры или линии производства. Тут не до беспилотников Ан-2, обеспечить бы насущное.

            Недавно аттестацию на дальнейшую эксплуатацию одного конкретного самолёта АН-2 (Узбекистан) давал специально вызванный представитель-эксперт иэ Украины. Я это знаю т. к. берем в аренду этот самолёт.
  2. +3
    11 марта 2022 19:55
    История продолжается
    . Вот уж действительно, история длинная и она продолжается!
  3. -3
    11 марта 2022 20:19
    Заинтриговало такое колл-во АН-2 на нашем аэродроме what
    1. +2
      11 марта 2022 20:47
      Наблюдал как они летели,две группы штук по 12 летели в сторону Сещи(направление знаю,транспортники постоянно таким курсом летают)
      1. -5
        11 марта 2022 21:10
        Цитата: svd-73
        Наблюдал как они летели,две группы штук по 12 летели в сторону Сещи(направление знаю,транспортники постоянно таким курсом летают)

        Аэродром военный или общего назначения? просветите если в курсе.
  4. +1
    11 марта 2022 21:02
    Наверное, поторопились в России "наплевать" на Ан-2 ! Мне,например, непонятно .чем так уж не устраивает этот замечательный биплан "эксплуатантов " ?! Многофункциональный,универсальный самолёт ! Правда ,часто "критике" подвергается бензиновый движок;но был когда-то разработан Ан-3Т,где в Ан-2 бензиновый движок заменили на газотурбинный... Кстати , могли бы разработать вариант с дизелем... А почему могли бы ? В 2003г. был разработан Ан-2Э ! Моноплан ! С дизелем !

    Если кто-то подумал ,что Э означает "экспортный",то фик угадал ! Почему? Угадайте с трёх раз !

    Вот такой он,Ан-2Э-экраноплан... или экранолёт ?
    Конечно же были попытки заменить Ан-2...типа :нечто подобное ,но лучше ! Поэтому создавали то реактивный биплан М-15

    "Получился" полностью провальный проект ! Потом возник ТВС-2ДТС "Байкал"-композитный биплан... но опять не вышел "каменный цветок" !
    Сейчас с некоторого времени пыжатся с ЛМС-901 "Байкал" (Опять "Байкал" !) .Может и получится что-то...но уже некоторые "осведомлённые товарисчи" сообщают , что и в данном случае возникли какие-то проблемы...
    1. +1
      11 марта 2022 21:35
      "осведомлённые товарисчи" сообщают , что и в данном случае возникли какие-то проблемы...

      Нуууууу, если осведомлены, могли бы выразится конкретнее )))
    2. +2
      12 марта 2022 00:14
      Двигателя нет :(
  5. +8
    11 марта 2022 21:34
    Оставьте в покое старую добрую "Аннушку". Она ещё потрудится на возрождённую Россию. Делайте что-то новое, но не посылайте её на безмозглое заклание ...
    Её наша Деревня ждёт.
  6. +1
    11 марта 2022 22:26
    мое глубокое диванное мнение.
    данные самолеты были переброшены для учений Запад. Использовались для выброски десанта.
    никакие это не БПЛА.
    Ан 2 оставшиеся в ремонтопригодном состоянии необходимо отправить на АРЗ для проведения КВР с одновременной ремоторизацией. И эксплуатировать его дальше.
    1. 0
      12 марта 2022 00:10
      Это если моторесурс выработан, если нет, то зачем на АРЗ?
      1. +1
        12 марта 2022 00:15
        ремоторизация это не токмо пару гаек закрутить, но и систему управления перестроить, возможно пределать или усилить систему подвеса двигателя и тд и тп. Все это должен делать специалист на сертифицированном предприятии. А не на коленке. Авиация это не автосервис у арарата.
  7. 0
    11 марта 2022 22:42
    Вот беспилотный Ан-2 для сброса листовок бы и пригодился.
  8. +2
    11 марта 2022 22:45
    Под БПЛА прорыва ПВО подошли бы списанные Л-39.
  9. +3
    11 марта 2022 23:14
    Я на этом монстре в детстве летал из Верхней Тоймы в Солгу. Во время посадки мы в него загрузили дружно, всеми пассажирами, какую то бабку с козой. Они единственные , кто в полете не блевали. По прилету бабка сама вылезла. Козу пришлось вынимать с усилиями. Понравилось. Козе, в смысле.
  10. 0
    11 марта 2022 23:56
    Еслиб количество существущих АН 2 привели, было бы понятно ,стоит ли игра свеч.
  11. 0
    12 марта 2022 01:14
    У авторов на Военном обозрении кризис идей?
    Относительно недавно уже была очень неплохая статья:
    Беспилотники военного назначения созданные на базе снятых с вооружения самолётов.
    https://topwar.ru/188809-bespilotniki-voennogo-naznachenija-sozdannye-na-baze-snjatyh-s-vooruzhenija-samoletov.html
  12. +2
    12 марта 2022 10:38
    Ух, ты! Впечатлен простым "ассиметричным" и эффективным решением по использованию - давайте уж, начистоту - авиационного хлама. Именно пилотируемый взлет беспилотника удивил. Не стали огород городить со сложными системами управления, выбрав обычный парашют. Смекалка!
    1. 0
      6 июня 2022 20:36
      Впечатлен? Ты просто автопилота не видел.
      [center]
  13. 0
    13 марта 2022 10:22
    Самолет прекрасный, идея так себе. Мы пока не в состоянии обеспечить безаварийную эксплуатацию наземной беспилотной техники, хотите кому-нибудь на голову уронить 5-7 тонн?
    Пы.Сы. Его бы модернизировать на скоростенку под 300 км/час, а взлетно посадочные оставить, но..... где взять двигатель под 1500-2000 лошадок, он бы еще 70 лет летал. Ведь чем хорош Ан-2, дешевый, неприхотливый, разбиться на нем надо сильно постараться или быть раздолбаем, на любую ровную площадку сядет.
  14. 0
    18 марта 2022 20:40
    Переделка Ан-2 в транспортный беспилотник интересная тема. А если учесть сброс груза с парашютами, то при современном уровне навигации о оснащения, вполне себе идея! Кто-то квадрокоптерами пиццу доставляет, а Аннушка может целую "поляну накрыть" на природе, только координаты давай! )))
  15. 0
    30 апреля 2022 09:36
    А просто "скопление" сельскохозяйственньiх самолетов ме может бьiть ? Обязательно дроньi ?
  16. 0
    3 мая 2022 08:18
    Летал на нем в авиации сельхозприменения. Обожаю этот самолёт! Он, как мама, всегда родной и уютный.
  17. 0
    11 мая 2022 12:08
    Ан-2 вспоминаю с любовью, как спортсмен-парашютист