Как русские моряки не допустили посрамления чести своего государства и флага

Как русские моряки не допустили посрамления чести своего государства и флагаЭтой истории ровно век. И, хотя она, по известным идеологически соображениям, не вошла в хрестоматию боевой летописи отечественного флота, видимо, настало время, чтобы о ней вспомнить, хотя в некоторых изданиях эта история получила название «Фиумский инцидент».

Прошло пять лет после кровавой и трагической Цусимы, когда флот России еще только-только стал возрождаться и выходить из «постцусимского синдрома», а Россия, соответственно, из потрясений революции 1905-го и последующих восстаний на флоте в Севастополе, Владивостоке, Сеаборге… Но флот жил, флот снова вышел в море, выполняя не только, как говорят сегодня, учебно-боевые задачи, но и демонстрируя гордый Андреевский флаг вкупе с дипломатическими функциями.

Летом 1910 года эскадра Балтийского флота в составе броненосца «Цесаревич» и крейсеров «Адмирал Макаров», «Рюрик» и «Богатырь» под командованием контр-адмирала Николая Степановича Маньковского совершала поход в Средиземное море. На борту «Цесаревича» находился великий князь Николай Николаевич со свитой, на мачте броненосца развевался великокняжеский флаг. 19 августа эскадра зашла в черногорский Антивари (ныне город Бар Черногории) для участия в праздновании 50-летия царствования черногорского короля Николая I. Торжества проходили в столице страны Цетинье, куда и отправились русские тезки короля, Николай Николаевич и Николай Степанович. Королю был вручен российский фельдмаршальский жезл – таким образом, черногорец стал последним русским фельдмаршалом. После окончания торжеств эскадра отправилась назад в Россию. Великий князь Николай Николаевич по причине неотложных дел не был готов идти в обратный путь вокруг Европы на «Цесаревиче» и решил убыть домой на поезде. Чтобы высадить князя, корабли должны были зайти в принадлежавший Австро-Венгрии порт Фиуме (ныне Риека в Хорватии). Фиуме был одной из главных баз ВМС Австро-Венгрии с мощной крепостью. Русские корабли пришли туда 1 сентября. Обязательным ритуалом при заходе боевых кораблей в иностранный порт или при встрече двух эскадр, принадлежащих флотам разных стран, был обмен так называемым салютом наций, состоящим из 21 залпа (для его осуществления на кораблях имелись специальные салютные пушки). Русский отряд был в Фиуме гостем, поэтому первым дал салют он. Крепость не ответила.


Как русские моряки не допустили посрамления чести своего государства и флага

Броненосец " Цесаревич"

Это было тяжелым оскорблением российского Андреевского флага и вообще России. Тем более на борту «Цесаревича» находился великий князь. К нему и отправился за консультациями адмирал Маньковский. Однако Николай Николаевич повел себя в этой ситуации, в высшей степени, мягко выражаясь, своеобразно. Оскорбление, нанесенное России, его не задело. Великий князь сказал Маньковскому, что после ухода из Антивари «Цесаревич» идет уже не под его флагом, а под флагом адмирала, следовательно, тому и разбираться в том, что произошло, и решать, как действовать. А сам Николай Николаевич сейчас уже частное лицо, которому пора на поезд. И отбыл на берег. Почти сразу после того, как великий князь покинул борт «Цесаревича», отправившись «вершить свои великие дела», к Фиуме подошла австро-венгерская эскадра, состоящая из 20 броненосцев и крейсеров, под флагом морского министра и командующего военно-морскими силами страны вице-адмирала Монтеккуколи. Снова был необходим обмен салютом наций. Русские были гостями, кроме того, Монтеккуколи был старше Маньковского по званию. Поэтому вновь первыми салют дали русские. Эскадра, как и до этого крепость, не ответила. Это было уже открытым вызовом. Адмирал Маньковский отправился на австрийский флагман за объяснениями.

Как русские моряки не допустили посрамления чести своего государства и флага


На трапе австрийского броненосца русского адмирала встретил капитан 1-го ранга флаг-капитан адмирала Монтеккуколи. Он, как бы стесняясь, сообщил, что у австрийского командующего сейчас гости, поэтому принять Маньковского он не сможет.

Это было третье подряд оскорбление, нанесенное теперь уже лично русскому адмиралу. Более того, когда катер с Маньковским отошел от трапа австрийского корабля, ему не дали положенный в этом случае прощальный салют.

Как русские моряки не допустили посрамления чести своего государства и флага

Корабли Австро-Венгерского флота в главной базе - Фиуме.

Вернувшись на «Цесаревич», Маньковский поинтересовался у минного офицера, в ведение которого входила и радиоаппаратура, есть ли связь с Петербургом или, хотя бы, с Севастополем. Офицер, разумеется, ответил отрицательно, слишком слабыми были в то время средства радиосвязи. Адмирал, впрочем, не огорчился, а скорее, даже обрадовался. Теперь он уж точно был сам себе хозяин.

— Вот и хорошо, голубчик! – ответил адмирал. – Ни я, стало быть, ни у кого «добро» на действия не испрашиваю, ни мне никто никакой команды не отдаст. Полная автономность! Все беру на себя. Я решил, я за все и в ответе! Ну, с Богом! А дальше будем делать вот что… Не прошло и четверти часа, как к правому трапу «Цесаревича» подошел австрийский адмиральский катер с самим князем Монтекуккули на борту. Встретил его лейтенант барон Ланге, младший флаг-офицер командующего российским отрядом. Лейтенант на чистейшем немецком со всею учтивостью доложил, что командир русского отряда принять его светлость не может, ибо в это время обычно пьет чай. Австрийскому адмиралу ответную пощечину пришлось проглотить. Под прощальный салют княжеский катер убыл к своим кораблям.

Вслед за ним от «Цесаревича» отвалил катер с флаг-офицером Маньковского, который подойдя к австрийскому флагману сухо, но весьма твердо передал категорическое пожелание российского контр-адмирала, чтобы завтра, с подъемом флага, крепость и эскадра произвели традиционный салют. — Крепость произведет, — заверил австриец. — А эскадра не сможет. Завтра в четыре утра мы должны срочно уйти в море. — Мне приказано сообщить вам, что ни на какие уступки командир русского отряда не пойдет и эскадру Австро-Венгрии, не получив салюта с подъемом флага, с рейда не выпустит. — Но мы не можем задерживаться! — пыхтел австриец. Российский офицер еще раз повторил условия своего адмирала и, холодно отказавшись от предложенного кофе, спустился в свой катер. Была и еще одна причина такой реакции, ведь с политической точки зрения этот визит, помимо знака уважения и внимания к черногорскому монарху, должен был продемонстрировать европейским государствам и прежде всего соседней Австро-Венгрии возросшую мощь русского флота, готовность России при необходимости прийти на помощь славянским народам, да и себя защитить. Оставлять без ответа такое оскорбление на государственном уровне было нельзя…

Как русские моряки не допустили посрамления чести своего государства и флага

Крейсер "Рюрик"

— Ну что ж, на уступки пусть не рассчитывают, — сказал Маньковский, выслушав вернувшегося флаг-капитана, и приказал своим кораблям занять новые места. Центральную позицию, прямо на фарватере выхода из Фиумской бухты, заняли «Рюрик» и «Макаров». «Цесаревич» и «Богатырь» встали на внутреннем рейде, ближе к берегу. На кораблях сыграли боевую тревогу, орудия расчехлили и зарядили боевыми снарядами, развернув их на австрийский флагман. Опустилась ночь. На мачтах австрийцев суетно мигали сигнальные огни. Адмирал Маньковский, вспомнив подвиг «Варяга» и свое командование крейсером «Кубань» в годы недавней русско-японской войны, понял, что люди его не подведут, не дрогнут, ибо честь превыше жизни, а честь державы – и того выше.

Как русские моряки не допустили посрамления чести своего государства и флага

Крейсер " Адмирал Макаров"

Ужин в кают-компании протекал в бурных дебатах. Также вспоминали Порт-Артур, «Варяга» с «Корейцем» в Чемульпо, вспоминали Казарского и бриг «Меркурий». Прислуга всю ночь дежурила у орудий. Дважды являлся на «Цесаревич» флаг-капитан князя Монтекуккули, уговаривал избежать конфликта, доказывал, что австрийская эскадра должна уйти до рассвета. Русский адмирал твердо стоял на своем. Перед рассветом, около четырех утра, как и было объявлено, австро-венгерские корабли развели пары, находясь в готовности к движению… И в это же время адмирал Маньковский выступил перед экипажем: «Господа офицеры! Гардемарины! Матросы! В этот час почитаю возможным напомнить вам о символике нашего Флага. Белый цвет означает благородство. Голубой – честь воинскую. А косой Андреевский крест говорит нам о верности «даже до смерти». Братцы! Товарищи мои! Нам выпало счастье служить под самым прекрасным на свете флагом. Так будьте достойны его!».

Так, в томительном ожидании атак превосходящего флота, прошли следующие четыре часа. И вот восемь часов утра.

— На флаг и гюйс. Смирно! — раздался звонкий голос командира корабля. — Флаг и гюйс — поднять!

Команда замерла на своих местах, радостно и торжественно запели горны, флаг и гюйс пошли вверх, а синие ленты Андреевского флага затрепетали на ветру. И в ту же секунду бастионы крепости громыхнули салютом русскому флагу. Салютовали русским и корабли австрийской эскадры. Все честь по чести – двадцать один! Оркестр на русском броненосце грянул медью австрийского гимна. С австрийского флагмана в ответ полились молитвенные звуки Российского. Адмирал Маньковский и российские офицеры стояли на палубе, приложив руку к фуражке, пока мимо «Цесаревича» не прошел последний австрийский корабль.

Как русские моряки не допустили посрамления чести своего государства и флага

Крейсер " Богатырь"

— Так-то вот, юноши, — сказал адмирал офицерам и гардемаринам. — Миссия наша выполнена, и флаг наш не посрамлен, и делать нам здесь больше нечего, и на берег сходить в Фиуме мы не будем. Домой пора, в Россию. У нее же, у нашей матушки, как говаривал блаженной памяти государь-император Александр III, только двое на свете союзников — армия ее да флот. Пусть же стоит неколебимо наша держава. А флагу Андреевскому – реять над морями во веки веков!

Как русские моряки не допустили посрамления чести своего государства и флага

Экипаж броненосца " Цесаревич"

По возвращении в Россию, 1 ноября на подходе к Кронштадту контр-адмирала Маньковского встретил командующий Балтийским флотом Николая Оттович Эссен и, спросив о том, оправданным ли был риск в Фиуме, получил короткий ответ: «Честь Андреевского флага стоит риска!»

В советской военно-морской историографии «Фиумскому инциденту» не нашлось места, и если бы не опубликованные в 1960-м в Париже воспоминания его участника Руденского Дмитрия Петровича «Что имело место в действительности», мы бы никогда не узнали правды о тех, кто отстаивал честь Андреевского флага.

А вот судьба главного героя Фиумы Николая Степановича Маньковского оказалась трагической. С началом «красного террора» он был расстрелян 10 января 1919-го в свое шестидесятилетие, как заложник и участник «Белого Движения» лишь за то, что каждое утро во дворе своего имения в древнем русском городе Ельце, поднимал Андреевский флаг, ведь для него девизом жизни было – «Честь Андреевского флага стоит риска!»
Автор: Сергей Смолянников
Первоисточник: http://morpolit.milportal.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 45
  1. тлауикол 8 января 2013 10:54
    интересная статья. спасибо !
    1. Hammer 9 января 2013 06:05
      Вот на таких людях и держится отчизна.
      Светлая память им!
  2. Йошкин Кот 8 января 2013 11:21
    А вот судьба главного героя Фиумы Николая Степановича Маньковского оказалась трагической. С началом «красного террора» он был расстрелян 10 января 1919-го в свое шестидесятилетие, как заложник и участник «Белого Движения» лишь за то, что каждое утро во дворе своего имения в древнем русском городе Ельце, поднимал Андреевский флаг, ведь для него девизом жизни было – «Честь Андреевского флага стоит риска!»

    судба многих русских людей после еврейской революции 1917 года
    Йошкин Кот
    1. Pancho 8 января 2013 13:16
      А мы вроде и не при чем?Это евреи нам все замутили,злодеи,а мы молча курили в сторонке,так что-ли?Если так,то грош нашему народу цена,что позволил такое со своей Родиной сотворить,а если не так,то и мы наверно виноваты,что как бараны пошли на заклание.
      1. Йошкин Кот 8 января 2013 15:55
        маркс не еврей? энгельс? ленин? троцкий? вся шобла большевистская была из русских людей?
        Йошкин Кот
        1. Bronis 8 января 2013 17:42
          Так беда в том, что ни Ленин, ни Троцкий сами не расстреляли особо ни кого. Но нашлись люди из "своих", чтобы реализовать все планы новоиспеченной власти. Расстреливали свои своих... в этом-то и весь ужас.
          Ну а то, что верхушка ВКП(б) в очень большой степени состояла из евреев - это факт. Тут пусть каждый для себя выводы делает.
          Но и итог закономерен - что посеешь, то и пожнешь. Почти вся та верхушка была перемолота через 15 лет. Апофеоз - ледоруб в голове Лейбы Бронштейна. Причем "прилетел" не от руского, а от улыбчатого веснушчатого грузина руками каталонца... такой вот коминтерн.
          1. Йошкин Кот 8 января 2013 17:54
            латыши в рсновном и наш проллетариат, гопота по сегодняшнему
            Йошкин Кот
          2. Pancho 8 января 2013 21:54
            Добавлю,что организатором был Наум Эйтингон,национальность его можно определить с лету.
        2. Pancho 8 января 2013 21:52
          Вожди,согласен, были евреи,но не Ленин же с Троцким на пару брали Перекоп, а в чрезвычайках исполнители кто был,стрелял кто?Да , среди рядовых всякой нечисти хватало начиная от венгров и кончая китайцами ,за латышей вообще молчу.Ну а русские где в это время были,в отъезде что-ли! Прошу учесть,я русский,но истина дороже.Мы должны в первую очередь в себе искоренять недостатки,а они у нас есть . И думать,что нам гоже,а что нет.И не плестись в отаре за козлами.И нейтрализовывать таких козлов.А то все нас из огня в полымя кидает.
          1. Йошкин Кот 9 января 2013 15:34
            вам система заложников известна? когда расстреливали родственников военспецов и красноармейцев?
            Йошкин Кот
            1. Pancho 9 января 2013 17:06
              Известна и я понимаю тех военспецов , кто оказался в такой ситуации.Но войны выигрываются солдатами, в большей мере.И кем бы командовали те спецы,чьи семьи были в заложниках ,если бы народ до конца уклонился от службы в Красной армии?
        3. vyatom 9 января 2013 15:45
          Такую страну загубили мойши и лейбы. Молодчага товарищ Сталин, что эту гидру на корню выжег вместе с выродками.
          vyatom
    2. пушкарь 8 января 2013 14:02
      Цитата: Йошкин Кот

      Аватар Полковник
      Offline
      Йошкин Кот (9) RU Сегодня, 11:21
      - 3 +
      А вот судьба главного героя Фиумы Николая Степановича Маньковского оказалась трагической. С началом «красного террора» он был расстрелян 10 января 1919-го в свое шестидесятилетие, как заложник и участник «Белого Движения» лишь за то, что каждое утро во дворе своего имения в древнем русском городе Ельце, поднимал Андреевский флаг, ведь для него девизом жизни было – «Честь Андреевского флага стоит риска!»

      судба многих русских людей после еврейской революции 1917 года

      Правильно. Если в кране нет воды, воду выпили...
      1. Йошкин Кот 8 января 2013 15:55
        само собой! куда не плюнь в историю европы, везде в начале бед и людских смертей увидишь иудея
        Йошкин Кот
        1. Petrospek 8 января 2013 20:10
          и гитлер еврей? не знал, спасибо за урок истории
          Petrospek
          1. Йошкин Кот 9 января 2013 15:35
            мама его работала прислугой, то ли у ротшильдов, то ли у рокфеллеров laughing
            Йошкин Кот
  3. Владимирец 8 января 2013 11:26
    Авантюра, конечно, но каков КРАСАВЕЦ, черт побери!
  4. радист 8 января 2013 11:27
    Замечательная, незаслуженно забытая страница русской истории.
  5. Yuri11076 8 января 2013 11:31
    Огромное спасибо за такую статью!!!
  6. omsbon 8 января 2013 11:35
    Достойный пример любви к своей Родине ! ДОЛГ и ЧЕСТЬ офицера !
    Вечная память Николаю Степановичу Маньковскому !
    1. вакса 8 января 2013 20:23
      И вечный позор Грачеву.
  7. бубен 2012 8 января 2013 11:36
    Были люди в наше время.... БОГАТЫРИ.
    1. Tirpitz 8 января 2013 22:59
      Статья супер. Чуть не прослезился. Такую ответственность на себя взять, адмирал просто мега-патриот. Я восхищен! hi
      В наше время наверное и нет таких командующих, которые без санкций Москвы решились бы на такое.
      Ну и австрийцы - те еще моряки.
      Tirpitz
  8. Dart Weyder 8 января 2013 12:02
    не первый раз попадается эта статья (минимум второй) на просторах этого сайта - все равно перечитал)))) +
  9. ДАГЕСТАНЕЦ333 8 января 2013 12:29
    Адмирал Маньковский - нормальный, достойный офицер, каких тысячи.

    Великий князь Николай Николаевич - чёрт.
    1. Йошкин Кот 8 января 2013 15:56
      ник ник-активный деятель февральской революции
      Йошкин Кот
      1. 77bor1973 8 января 2013 20:39
        В 1917 собрали в С. Петербурге всех морских офицеров , загрузили в баржи и утопили.
        77bor1973
  10. Сахалинец 8 января 2013 13:32
    Отличная статья.
    Спасибо, автору за раскрытие интересного факта из истории русского флота.
  11. shurup 8 января 2013 13:46
    После инциндента, в 1911 году, балтийские корабли получили радиостанции нового "звучащего" типа, позволявшие уверенно поддерживать связь с Черным морем.
    Связь с консулом поддерживалась с помощью катера
    Героическая гибель четырех кораблей ещё, отнюдь, не начавшего набирать мощь флота, была бы на руку Германии.
    Маньковский, своими действиями, имел шанс подставить Россию, как зачинщика Первой Мировой.
    После неотдачи салюта крепостью можно было отговориться начавшимся ремонтом и обслуживанием артиллерии, который почему-то впоследствии начинался в любом порту мира при виде австро-венгерского флота.
    Далее - действия дипломатов.
    1. Йошкин Кот 8 января 2013 15:57
      н-дя и рудневу нужно было сразу сдать "Варяг"?
      Йошкин Кот
      1. shurup 9 января 2013 18:58
        Вы имеете в виду крейсер "Сойя"? Или тот "Варяг", который под китайским флагом?
    2. Petrospek 8 января 2013 20:17
      я думаю что Маньковский был не дурак и все рассчитал заранее. Да к тому же он наверное прекрасно знал чего стоил великий австрияк, что даст задний ход.
      Но конечно определенная доля авантюризма была, в данной ситуации без этого не обойтись.

      Спасибо за статью, толком не знал эту историю, просто, как обычно, где то что - то слышал, а целиком -нет.
      Petrospek
      1. shurup 9 января 2013 19:02
        Добавьте к полученным знаниям отсутствие крейсера "Адмирал Макаров" в этой истории.
    3. Tirpitz 8 января 2013 23:05
      shurup, не согласен в корне с Вами.

      ГАННИБАЛ

      Да, я рискнул – и проиграл.
      Ликуйте, ну же!
      Но вечно имя: Ганнибал
      Внушает ужас.
      Пусть возродится снова Рим,
      Залижет раны.
      И завоюет целый мир –
      Но были Канны!
      Пусть покоряет города,
      Моря и страны.
      Пусть побеждает всех и вся!
      Но – были – Канны.
      Tirpitz
  12. mike_z 8 января 2013 14:35
    То, что нам на лекциях по военно-морской истории в военно-морском училище не рассказывали об этом эпизоде, конечно жаль. После прочтения статьи даже как-то досадно стало, что теперь мы в любой момент можем связаться с Москвой. А что там посоветуют... Могут и просто послать. Есть и сейчас такие офицеры. Помню, в Средиземке в 85-м ЭМ "Кунц" слишком уж наглел, приближаясь к "Современному", тогда наш командир Г.А. Лыженков так заложил право руля, что америкос рванул, как ошпаренный и близко потом не подходил, хотя шёл за нами ещё три дня. Будущий ГК ВМФ В.Масорин, ещё в должности ком. 56 БрЭм СФ пуганул однажды англичанина шапкой дыма (тоже 85-м, кажется). Что-то типа "Шеффилд" шло за нами в кильватер... ну достали. Масорин с ГКП в ПЭЖ: "Мех, можешь шапку кинуть?". Я вахтенным мехом стоял, спрашиваю у К-5 добро. Тот на ГКП: "Сделаем, тащ комбриг!" ТНА в ноль, потом - на полный! Такая шапка получилась - эсминец английский в ней просто пропал. Ругнулся из дыма, но более так близко не подходил. Да, тогда мы могли себе многое позволить.
    1. vyatom 9 января 2013 15:49
      А сейчас за такое получил бы от табуреткина табуреткой по голове.
      vyatom
  13. ЖОРЖ 8 января 2013 14:53
    Не посрамили честь Андреевского стяга . Адмирал умница !!
    Вот из таких ,вроде незаметных эпизодов и складывается мнение о чести и достоинстве . Стерпели бы оскорбление , дали бы повод для пущей наглости .
    Автору благодарствую !
  14. AK-47 8 января 2013 16:15
    ...как говаривал блаженной памяти государь-император Александр III, только двое на свете союзников — армия ее да флот. Пусть же стоит неколебимо наша держава. А флагу Андреевскому – реять над морями во веки веков!

    Контр-адмирал Николай Степанович Маньковский.
    AK-47
  15. mike_z 8 января 2013 18:18
    Была-не была... приведу своё стихотворение "в тему". Хоть и не принято хвастаться, но... в праздник-то можно. Посвящено походу 2006 года, после длительного перерыва в дальних походах.
    * * *
    «… и корабли вернулись в океан». Вот это да!
    А кто ответит: «Что же не были так долго?!»
    Что Океан?! Тут с трибун да по залам вода
    Ломая, смывала Советского Флота обломки.

    Но, Слава те Господи, что хоть обломки, но есть.
    Ныряют, летают, стреляют… порой попадают
    Бывает по цели… А цели-то там или здесь?!.
    И всё же «Ура!» тем ребятам, что Флот возрождают.

    Назло, вопреки, как всегда через «чтоб твою мать»
    И с помощью Божьей, хотя и не верят в Мессию.
    Но знают, что если нырять
    и летать,
    и стрелять
    То вылечим и возвеличим Россию!

    Нас в мире не любят. И истина эта стара.
    А губят продажно-свои, внешний враг нам не страшен.
    Да... пусть их кривятся… Но это же наша страна!
    И нам её делать честнее, сильнее и краше.

    Андреевский флаг от высоких до южных широт
    Плывёт, утверждая, что есть и друзья у России.
    Их двое, как минимум - Армия наша и Флот!
    А прочих друзей… и врагов
    мы, конечно, осилим.


    Мих.Зверев
    Февраль 2008 г
    .
  16. Артём 8 января 2013 18:52
    хороший стих
  17. MG42 8 января 2013 20:17
    Так уже была эта статья. Повторение - мать учения. Материал хороший однако.
    MG42
    1. AK-47 8 января 2013 22:17
      Цитата: MG42
      Так уже была эта статья.

      Хорошего не бывает много.
      AK-47
  18. MG42 8 января 2013 21:39
    Вот ссылку выложу Автор: Сергей СМОЛЯННИКОВ, дата публикации: 25 июля 2010 г.
    http://rusedin.ru/2010/07/25/%C2%ABchest-andreevskogo-flaga-stoit-riska%C2%BB/
    MG42
  19. мамба 8 января 2013 22:14
    Да, я тоже что-то отрывочное слышал об этом инциденте и с интересом прочитал подробности. good
    На кораблях сыграли боевую тревогу, орудия расчехлили и зарядили боевыми снарядами, развернув их на австрийский флагман.
    А что же австрияки, никак не отреагировали? recourse Не развели пары, не развернули орудия и торпедные аппараты на наши корабли? А крепостные орудия были зачехлены? Вряд ли это была демонстрация тевтонского хладнокровия. Скорее писали в штаны от безбашенной наглости "этих русских". laughing
    мамба
  20. KIBL 8 января 2013 23:33
    Вот так бы сейчас так действовать везде и всегда!Без оглядки на всякие госдепы и европарламенты!
  21. merkel1961 8 января 2013 23:43
    Спасибо за отличный материал!Слава героям!
    merkel1961
  22. fenix57 8 января 2013 23:57
    "...У России только двое на свете союзников — армия ее да флот. Пусть же стоит неколебимо наша держава. А флагу Андреевскому – реять над морями во веки веков!"- воистину будет так!. soldier
    fenix57
  23. wandlitz 9 января 2013 03:36
    Все бы так за честь флота, флага, за честь Родины выступали.
    1. алекс 241 9 января 2013 03:45
      И чести ФЛАГА,ФЛОТА И РОДИНЫ достойны!
      алекс 241
      1. vyatom 9 января 2013 15:58
        Молодцы. С удовольствием посмотрел видеосюжет. Прижали этих заокеанских петушар.
        Австрийцы всегда фуфлом были, их Наполеон презирал со страшной силой и мочил беспощадно. Поэтому этим баранам трусливым прощать неуважение к нашему флагу прощать нельзя ни в коем случае.
        vyatom
  24. xan 9 января 2013 12:08
    все правильно, оскорблений терпеть нельзя, тем более при таких обстоятельствах, со стороны австрийцев это политическая провокация.
    я вот кде-то читал, что в 1911 году на коронацию английского короля были приглашены эскадры от разных флотов. Была эскадра и от русского флота. Увольняемые на берег моряки ходили в рукопашную с японскими, английская полиция не могла справиться с массовыми драками и просила командование русской эскадры содействовать прекращению беспорядков. Русские офицеры на словах обещали прекратить, а на деле ничего не делали для этого.
    Хоть и похоже на махание после драки кулаками, но мне это нравится больше, чем ходить и раскланиваться с узкоглазыми. За позор русско-японской япы должны были ответить, ответили в 45м.
    xan
    1. Йошкин Кот 9 января 2013 15:37
      а могли и раньше, году так 20-м, если бы не большевички
      Йошкин Кот
    2. vyatom 9 января 2013 15:59
      Ну я надеюсь в рукопашной мы им хорошо вломили.
      vyatom
  25. Strategia 9 января 2013 15:50
    И, как обычно, высшее руководство (великий князь) подставил, даже сдал, своих подданных. А потом на евреев и большевиков обижаемся... "Народ-то у нас хороший, вот с электоратом не повезло!"
  26. PROXOR 9 января 2013 15:55
    Считаю так: История ВМФ нашей страны такова. Что и Андреевский флаг и флаг ВМФ СССР заслужили свою высокую честь. И заслужили они благодаря морякам Российским. Комментаторам посылавший точно ядра в борт турецкому флагману, подводникам отправляющим торпеду в борт немецкому транспорту, экипажу Варяга и Корейца которые не опустили флаг, советским морякам шедшие в последний бой при обороне Севастополя. У России два союзника - армия и флот! СЛАВА РУССКИМ МОРЯКАМ!!! Спасибо Романову Петру Алексеевичу - давшего России ФЛОТ РОССИЙСКИЙ!!!!
  27. gotmog 10 января 2013 01:24
    Про флаг ВМФ СССР мне следующие строки по душе:
    "... Цвет белый - благородство, честность,
    Цвет синий - то России верность,
    Цвет красный - мужество, любовь,
    И моряков погибших кровь! "
    gotmog
  28. xan 10 января 2013 14:10
    Наш адмирал сделал свое дело, а то что наши матросы выше всяких похвал – это для нас не ново (Николай I по поводу действий русской эскадры в Средиземном море).
    xan
  29. asf32wesdg 10 января 2013 18:40
    Этого просто не может быть!!! ФСБ создала эту http://sho.rtlink.de/FS62Am базу данных про любого жителя России, Украины и других стран СНГ. Реально была очень напугана,
    вить про меня там много интересного (адреса, номера телефонов, даже мои фото разного характера) – удивляюсь, где они это откопали. Вообще, есть и хорошие стороны - эту
    информация можно удалить из сайта.
    Советую поторопиться, вить мало ли кто там шарит...
    asf32wesdg
  30. CouldBecome 11 января 2013 14:00
    Ай молодца адмирал)))) не то, что нынешнее племя...
    CouldBecome
  31. Крэнг 25 января 2013 18:59
    к Фиуме подошла австро-венгерская эскадра, состоящая из 20 броненосцев и крейсеров
    Наши конечно рисковые парни нечего сказать. Дело в том, что техника и технологии в то время развивались семимильными шагами. Корабль считавшийся суперсовременным на момент постройки уже через год мерк в ряду новых более мощный собратьев. А через пять лет уже считался устаревшим. Главной ударной силой флота в то время считались линейные корабли - линкоры (их подвиды эскадренные броненосцы, дредноуты, супердредноуты). Так вот наша эскадры включала в себя один единственный линейный корабль "Цесаревичь" к тому времени считашийся хотя и вполне боеспособным, но уже устаревшим (а был лучшим в мире). Броненосный крейсер "Рюрик-II" мощная машина, но и он был уже довольно стар. К тому же этот корабль не относился к линкорам (хотя приближался к ним в идейном плане). В целом боевой потенциал его был на уровне того же "Цесаревича". Крейсера "Богатырь" и "Адмирал Макаров" в серьезный расчет можно не принимать. Таким образом всего двум более-менее боеспособным кораблям Русского флота пришлось бы противостоять эскадре из 20 кораблей среди которых были весьма мощные эскадренные броненосцы типа "Радецкий" конструктивно опережавшие "Цесаревича" на поколение. Надо признать, что в случае начала какой-либо заворушки (инициатором которой судя по тексту были бы наши) отряд Российских кораблей неминуемо бы погибал. Прекрасное дополнение к Цусимскому разгрому.... Слава богу что пронесло.
    Крэнг

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня