Су-34: оправданное превосходство

148
Су-34 - самолет своеобразный. То, что он работает от зари и до зари в рамках спецоперации на Украине, лично я слышу, несмотря на всю звукоизоляцию, ибо до воронежского аэродрома "Балтимор" по прямой полтора километра.


Возможные потери реальные и придуманные


Начать данный материал хотелось бы с потерь. Су-34 – такой самолет, сбить который так же почетно, как и Су-35С, о котором мы уже говорили. Потому и сбивают их в информпространстве украинцы пачками. Харьков, Мелитополь, Волноваха, Чернигов…



С доказательной базой как-то не очень, замечу. Нет, конечно, обломки самолета, сваленные в кучу – это подтверждение. И звезда, и триколорная раскраска киля…

Но как сегодня работают укроСМИ, там все надо проверять 33 раза, потому что те еще волшебники. Дай им волю, они весь 47-й бомбардировочный полк приговорят. А они все летают…

И «интервью» со «сбитыми» летчиками, и «пресс-конференции» тоже как-то не вызывают приступов пессимизма. Постановок более чем выше крыши. Так что где там истина – сказать сложно, потому что одни (российские) просто молчат, как немые, вторые (украинские) лепят столько фейков, что определить, где правда, а где нет, порой очень сложно.

Подтверждённых МО РФ потерь Су-34, на данный момент, нет.

О самолете


О Су-34 было написано довольно много и в плане ТТХ, и в плане оценки возможностей. Самолет вроде как поколения «4++», но с моей личной точки зрения все эти «плюсики» - они для менеджеров, продающих военную технику другим странам, поскольку теоретически могу оказать влияние на цены.

По сути, Су-34 – это фронтовой бомбардировщик, который в состоянии не просто отразить атаку почти любого современного истребителя, но и значительно осложнить тому дальнейшее существование. Можно сказать, что Су-34 – это классический истребитель-бомбардировщик, универсальный самолет, способный решать различные задачи.


Во отличие от двухместных коллег по классу (F-15Е и «Торнадо»), Су-34 имеет рядное расположение членов экипажа в кабине. В этом есть особенность. Кабина принципиально скомпонована иначе. Вход в нее происходит не через откидывающийся фонарь, а через люк, который располагается за стойкой шасси и дверь (!) в задней части кабины.

Из-за этого носовая часть самолета приобрела характерную сплющенную форму, с острыми боковыми кромками, переходящими в наплывы перед передним горизонтальным оперением.

Ну и прозвище «утенок» отсюда же.


Сама кабина, можно сказать, что огромная. Члены экипажа имеют возможность не только принять вертикальное положение во время полета и размяться, но и приготовить еду или совершать действия физиологического характера в отсеке за креслами пилотов. В общем, в случае дальнего полета экипаж Су-34 чувствует себя намного более комфортно, чем экипажи других самолетов. А при желании можно даже лечь в отсеке в полный рост.

Естественно, на борту имеется серьезная система кондиционирования воздуха и поддержания давления до высоты в 10 000 метров на уровне 2 400 метров.

Кабина была забронирована с помощью титановой брони, заодно ею же защитили расходный топливный бак и двигатели. Общий вес брони составил 1480 кг. Для сравнения, у последних модификаций Су-25 общий вес бронированных элементов составляет 1100 кг.

Воздухозаборники сделали нерегулируемыми, так как максимальная скорость нужна была самолету не на высотах выше 10 тысяч метров, а намного ниже. Ради извлечения максимальной скорости ближе к поверхности земли были переработаны двигатели и мотогондолы.

Применение титана и композитных материалов вкупе с отказом от механизма изменения угла стреловидности крыла, облегчили конструкцию самолета и позволили компенсировать броню и увеличить количество несомого вооружения, сохранив прекрасные летные характеристики прототипов.

Но броня и двигатели сегодня не самое главное в конструкции самолета. Электроника на борту играет очень большую роль как при полете, так и при применении вооружения.


Су-34 был оснащен цифровой системой управления, системой активной безопасности, системой гашения продольных колебаний самолета при полетах в условиях турбулентности. Система активной безопасности имела режимы выведения из штопора и приведения к горизонту, позволяла выполнять фигуры высшего пилотажа на малых высотах и сверхзвуковых скоростях.

Система полетного контроля, в которой применяются элементы искусственного интеллекта, контролирует не только состояние бортовых систем, но и физическое состояние экипажа. Кроме того, эта система позволяет автоматически вернуться на аэродром и произвести заход на посадку в случае выхода из строя экипажа.

Для боевой работы у Су-34 существуют две системы обнаружения целей: телевизионная и инфракрасная. Системы могут использоваться как раздельно, так и совместно, если условия использования зависят от погоды или времени суток в плане освещения.

Бортовая РЛС многорежимная, с фазированной антенной решеткой, обнаруживает воздушные цели на дистанции 200-250 км. Может обнаруживать малоразмерные наземные цели. Вторая РЛС, заднего обзора, способна не только обнаруживать атаки противника с задней полусферы, но и наводить ракеты класса «воздух-воздух».

Плюс установка на законцовках крыльев контейнеров с комплексом РЭБ «Хибины» значительно повышает выживаемость самолета в боевых условиях.


Может возникнуть вполне справедливый вопрос: возможны потери Су-34?


Ответ сложен и прост одновременно.

Главное – мы совершенно не в курсе, чем и при каких условиях были сбиты Су-34. Про первый вообще нет никаких четких сведений, кроме снимков обломков на земле. Поражение второго самолета зафиксировали на земле с помощью телефона. То есть, фактически самолет подловили на небольшой высоте и выстрелили тем же «Стингером». 1-2 секунды полета ракеты – не справится ни одна система предупреждения. Не исключено, что и в первом случае ситуация была совершенно та же.

Действия на Украине очень сильно отличаются от действий в Сирии, где Су-34 могли действовать с большой высоты, за пределами действий тех же «Стингеров». А ЗРК большой дальности, как известно, у террористов просто не было.

В распоряжении ВСУ еще остается некоторое количество С-300 и «Буков», которые представляют собой довольно эффективные ЗРК. Здесь главную роль играет короткая дистанция, которая не дает времени на отработку систем защиты самолета или на маневр экипажу. Тот же «Стингер» летит на максимальную дальность каких-то 6 секунд.

В принципе, Су-34 в украинских условиях просто обязан работать с высот, на которых ПЗРК его не достанут. В конце концов, не так уж много осталось в распоряжении ВСУ приличных ЗРК средней и большой дальности. А вот «Стингеров» много. И шансов подловить самолет на небольшой высоте, оказывается, достаточно.

Конечно, что произошло в реальности, мы если и узнаем, то узнаем значительно позднее. Но выражаю надежду, что все-таки станет известно, как у Твардовского, найдут, «кто стрелял, куда попал» и наградят соответственно. Лет на 15-20.

Но хотелось бы узнать.

Буквально два слова о вооружении



Авиапушка ГШ-301. Калибр 30-мм, боекомплект 180 снарядов. При скорострельности в 1800 выстрелов в минуту б/к расходуется за 6 секунд.

12 узлов подвески под фюзеляжем, мотогондолами и крыльями, позволяют подвесить до 8 000 кг различного вооружения.

Очень часто в рапортах с Украины мы слышим, что именно с Су-34 применялось высокоточное оружие. Это, кстати, весьма правильно и логично. Штурман-бомбардир в состоянии обеспечить точное наведение боеприпасов, не отвлекая летчика от пилотирования. В этом отношении с Су-34 из наших может конкурировать только Су-30, но «тридцатый» чистой воды тяжелый истребитель, который еще и несет в два раза меньше вооружения.

В украинских условиях применять тяжелые ударные самолеты типа Ту-22М3 нет никакого смысла, пока не будут уничтожены ВСЕ украинские ЗРК. Уйти от ракет Ту-22М будет сложно, самолет больше в размерах и менее маневренный, нежели фронтовой бомбардировщик.

Так что именно на Су-34 выпадает вся отработка целей высокоточным оружием с воздуха.

Для этого у «утенка» есть тактические крылатые ракеты Х-59М, которыми можно работать, вообще не входя в зону действия ПВО, с расстояния до 250 км. Есть ракеты типа «воздух-поверхность» Х-29, Х-25М, С-25Л, которые хоть и считаются вроде бы как противокорабельные ракеты, но по наземным целям применяются не теоретически. Х-59М каждый самолет может взять до трех штук, Х-29 и остальных – до шести.

Корректируемые авиабомбы 1500 кг (2-3 шт) или 500 кг (до 6 шт). Эти все сказки от украинских вещателей, что «это русская бомба лежит» оставляем, поскольку так лежать бомба, которую уронили с самолета просто не может. Ее в таких случаях просто разносит о землю.

Возможна работа обычными бомбами? Да, возможна. До 16 ФАБ-500, до 22 ФАБ-250 или до 34 ФАБ-100. Плюс по наследству от предшественников можно подвесить до 6 блоков с НАР С-8 (120 ракет) или С-13 (30 ракет), а также до 6 ракет С-25. Да, С-25 – очень глупая ракета. Неуправляемая. Но у нее БЧ весом 150 кг, из которых 58 – заряд ВВ, остальное – 9000 осколочных элементов.
По сути, из всего мирового семейства истребителей-бомбардировщиков, Су-34 если не самый «пробивной» (а кто сравнивал в бою?), то точно самый комфортный. Это говорили сами летчики, с которыми выпало удовольствие пообщаться. Конечно, на F-15 и «Торнадо» они не летали, но были такие, кто мог сравнить с Су-24.

Сравнивать применение Су-34 в Сирии и на Украине несколько некорректно. В Сирии можно было спокойно долбить колонны боевиков обычными бомбами, совершенно не задумываясь о посторонних вещах.


На Украине очевидно приходится принимать во внимание мирную инфраструктуру городов, где окопались тербаты и ВСУ, использующие некомбатантов в качестве щита. Отсюда – только высокоточное управляемое оружие либо применение обычного с огромным количеством ограничений. Это понятно, понятны и потери.

Но по факту именно здесь Су-34 может максимально показать и реализовать свои сильные стороны. Точность и живучесть. То, что недоступно уже ни Су-24М, ни Ту-22М. И остается только порадоваться, что в распоряжении наших ВКС есть такой самолет.
148 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 марта 2022 03:36
    Да простят меня форумчане.
    Из "Ассы"-
    "Наши летчики - славные ребята,
    Небо их дом.
    Они не грустят, глядя на мир с высоты.
    ВВС. ВВС.
    Военно-воздушные силы.
    ВВС.
    Сфера особого внимания.
    ВВС.
    Универсальная машина.
    Универсальная машина."
  2. +38
    18 марта 2022 03:39
    Применение титана и композитных материалов вкупе с отказом от механизма изменения угла стреловидности крыла
    Уважаемый автор, какой отказ?! Отказ подразумевает наличие на исходнике, а где такой механизм на хоть каком клоне Су-27? "Утёнка" и Су24 роднит только назначение и фирменная приставка Су!
    А самолёт отличный!
    1. +18
      18 марта 2022 04:50
      Как вариант. Отказ на этапе проектирования. :)
      Но тут засада. Насколько я понимаю у Су-34 "ноги растут" от Су-27. А уж никак от Су-24.
      1. +10
        18 марта 2022 04:54
        Цитата: Монар
        Насколько я понимаю у Су-34 "ноги растут" от Су-27. А уж никак от Су-24.

        Вот и я об этом.
      2. +10
        18 марта 2022 06:32
        Цитата: Монар
        Но тут засада. Насколько я понимаю у Су-34 "ноги растут" от Су-27. А уж никак от Су-24.

        Первая демонстрация самолёта под названием Су-27ИБ( истребитель -бомбардировщик) была в Мачулищах , в 1992 году. Бортовой №42 синий. Он,практически, представлял из себя стандартный Су-27 с двухместной кабиной, где лётчик и штурман сидели плечом к плечу, по типу Су-24( вот первое что объединяет Су-24 и Су-34) причём на фотографиях спереди самолёт казался немного "кривоват". Потом уже в дальнейшем самолёт начал приобретать "современный" привычный вид. Ну и назывался он в процессе производстваа по разному от Су-27ИБ до Су-32ФН / 34. А объединяет этот самолёт с Су-24 не только то, что я писал выше, но и то что они вышли из одного конструкторского бюро, но и конечно то что они выпускаются как и Су-24 на Новосибирском авиазаводе. Больше коментировать что-то нет желания, от слова совсем.И кстате полтора километра от аэродрома , это не полтора километра от ВПП...
        1. +1
          18 марта 2022 07:06
          Спасибо за уточнения. Но давайте будем точнее. От крыла с изменяемой геометрией отказались не при проектировании Су-34. А гораздо раньше.
          А вот схема посадки пилотов вызывает для моего скромного мнения ряд вопросов. Особенно когда к Сушке приставку "истребитель" прикрепляют.
          1. +8
            18 марта 2022 07:58
            Цитата: Монар
            . От крыла с изменяемой геометрией отказались не при проектировании Су-34.

            При проектировании Су-34 вариант с крылом изменяемой геометрии вообще не расматривался.
            Цитата: Монар
            А вот схема посадки пилотов вызывает для моего скромного мнения ряд вопросов.

            А что там со схемой посадки не так?
            Цитата: Монар
            Особенно когда к Сушке приставку "истребитель" прикрепляют.

            Так Су-27 вроде всю жизнь истребитель. Кстате Су-24 по началу тоже шёл как истребитель-бомбардировщик. Кстате F-111, вообще по началу считался чисто истребителем...
            1. +5
              18 марта 2022 08:45
              Про схему посадки личное диванное мнение. Электроника конечно хорошая вещь. Но обзора сбоку-назад вообще никакого.
              Так Су-27 вроде всю жизнь истребитель.
              Я о 34, а не 27-м.
              Повторюсь. Для 34-ки термин истребитель считаю неуместным. Как и для 24-го и 111-го. Возможность бороться с самолётами противника нужная и необходимая вещь. Но основные цели 34-ки это земля. Под это он заточен. Хвала конструкторам.
              Бомбёр средней дальности. Вот что более реально его предназначение определяет.
              1. +11
                18 марта 2022 13:07
                Цитата: Монар
                Повторюсь. Для 34-ки термин истребитель считаю неуместным. Как и для 24-го и 111-го. Возможность бороться с самолётами противника нужная и необходимая вещь. Но основные цели 34-ки это земля.

                Не знаю почему , но считается что термин истребитель- бомбардировщик пошёл от американцев. Хотя ещё во времена Второй Мировой , в 1940 году, этот термин ввели немцы. У них при каждой истребительной эскадре создавался бомбардировочная эскадрилья, и даже полки из таких же истребителей,которые кроме функции истребителя , могли наносить удары по земле. Потом в начале Великой Отечественной уже от необходимости у нас, отпраляли всё что могло наносить удары по наступающим немцам...И вот американцы в 1944 году обобщив опыт воюющих, имеюя развитую промышленность, которая поставляла множество самолётов, но не имели реального самолёта для поля боя, что-то равное нашему Ил-2. А с другой стороны не видя противодействия в воздухе, им не куда было девать такую массу авиации. И вот они начали приспосабливать свои истребители для ударов по земле. Кстате, один из известных американских асов Френсис Габрески был сбит при нанесении штурмового удара по немецкому аэродрому, то ли во втором, то ли в третьем заходе. После войны они свою затею не бросили и быстро устаревающие реактивные истребители, первого поколения, они стали переводить в разряд штурмовиков, но так как ещё было много в мире поршневой авиации, то они, эти первые реактивы, смогли сохранять свои истребительные возможности... А вот уже в самолёты сотой серии, они уже сразу закладывали возможности, кроме ведения воздушного боя, наносить удары по земле. У нас же была чуть другая ситуация. Кукурузник( не путать с заслуженным Ан-2) полностью упразднил штурмовую авиацию, ну оказалось что тяжёлые бомбардировщики очень дорого посылать наносить удар по цели, на которую хватит пару "соток". Но опять же учитывая что Кукрузника больше восхищали сверхзвуковые скорости и ракеты, то и появился у нас первый истребитель- бомбардировщик Су-7Б.., Нет конечно ещё были у нас полки на устаревающих МиГ-17 которые в конце 60-х , были как-бы "штурмовиками"... Ну , а если коротко у всех ведь министерства ОБОРОНЫ , а истребитель вроде как чисто оборонительное вооружение, ну а бомбардировщик чисто по необходимости... Понятно что Су-24 и Су-34 равноценный маневренный воздушный бой вести не могут, но сам посыл, ну или чисто рефлекс из 60-х остался. Ну это я так коротко-пересказно, выдал чужие мысли, просто давно в конце 90-х, выходила монография, про истребители-бомбардировщики, ну что кого и почему. К сожалению сам журнал у меня "ушёл" название конечно не помню, хотя если поискать на просторах иннета то можно найти. Ну а так, Истребитель- Бомбардировщик= Изяславу, где выгодно- он Изя, где нужно- он Слава.
                1. +2
                  18 марта 2022 18:24
                  Спасибо за уточнение.
            2. +1
              18 марта 2022 22:11
              ф111, этож кем по началу считался "истребителем"?
              1. 0
                20 марта 2022 18:45
                а вам буква Ф(F)в названии образца ни о чём не говорит? это потом появился FB-111.истребитель -бомбардировщик.
        2. -4
          18 марта 2022 12:41
          Так он изначально должен был быть намного проще и работать на до звуке(движки были другие и рассчитывали на максимум 1600км.ч) типа рабочей лошадки как в свое время Миг-29.
      3. 0
        23 марта 2022 19:00
        А у Су-27 из Ту-144. Это двойная дельта.
    2. -26
      18 марта 2022 05:35
      Цитата: Владимир_2У
      Уважаемый автор, какой отказ?!

      Если автор выложил недостоверную информацию об сбитых СУ-34 есть повод начать проверку сайта со стороны МВД.
      1. +13
        18 марта 2022 05:43
        Цитата: Мар.Тира
        Если автор выложил недостоверную информацию об сбитых СУ-34 есть повод начать проверку сайта со стороны МВД.

        А вот не надо накидывать! Автор весьма корректно написал об этом вопросе. И в озвученные МО РФ потери это вполне вписывается!
        1. -23
          18 марта 2022 06:31
          Цитата: Владимир_2У
          И в озвученные МО РФ потери это вполне вписывается!

          Озвучьте!Только не украинские о 44 сбитых самолётах.Можете не стараться вы их не найдёте.А остальное я считаю паникёрством и мандражём на фоне слухов.Онуфриенко уже извинился об новости озвученной в его анализе ситуации про фейк о сбитом над Харьковом самолётом и пленением русского лётчика.Не надо повторяться.
          1. +9
            18 марта 2022 06:44
            Цитата: Мар.Тира
            Озвучьте!Только не украинские о 44 сбитых самолётах.
            Что так скромно? УкровоЕны о сотне как минимум сбитых сообщают.

            "Российские военнослужащие проявляют мужество и героизм в ходе выполнения боевых задач специальной военной операции. К сожалению, есть погибшие и раненые наши товарищи", - сказал в воскресенье официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.

            А воображать что в число погибших не входят пилоты, как минимум глупо.

            Цитата: Мар.Тира
            Не надо повторяться.
            Не надо уподобляться.
          2. -2
            18 марта 2022 14:27
            Три Су 34 наши точно на Украине потеряли.
            1. -4
              18 марта 2022 14:38
              Точно - два.
            2. 0
              18 марта 2022 17:05
              Не менее 4 единиц потеряно. Пара под Киевом в конце февраля,
              по одному под Харьковом и Черниговом в марте.
              Не замечать конкретно два последних случая и отвергать их ровно как пленных пилотов Криштопа и Красноярцева могут только очень наивные или зомбированные люди.
              Факты там железные , знакомые подтвердили.
              А еще больше скажу - родственникам этих пилотов звонят с Украины и обещают прислать по частям...
              1. -4
                18 марта 2022 17:46
                К сожалению, да. С осторожностью можно говорить, что потеря 4-ых машин подтверждается и фотоматериалом и допросами пилотов и свидетелями. Хотелось бы, чтоб было меньше..
                1. -1
                  18 марта 2022 17:49
                  Пока сложно сказать почему. Возможна ошибка пилотирования привела к попаданию ракеты ПЗРК в самолет Красноярцева.
                  Под Киевом возможно экипаж засевался и не смотрел на СПО что его Бук облучает.
                  Но причины есть.
                  1. -3
                    18 марта 2022 17:53
                    По су 34 еще более менее понятно, они летают на малой высоте. Хотя почему не работают со встроенным платаном на высоте ? А вот потеря су 30 (есть даже предположение, что сбили 2) это совсем неясная история.

                    В общем, явно не хватает подвесных контейнеров для прицеливания
                    1. -3
                      18 марта 2022 23:27
                      По Су-30СМ , то достоверно мне известно что потеряно 4 штуки:
                      Калининградский подполковника Хасанова (пилоты погибли);
                      Крымский капитана капитана Козлова (пилоты в плену).
                      Обе машины МА ВМФ.
                      И еще пара сгорела на аэродроме Миллерово после удара украинского БПЛА.
                      Это только то что мне точно известно, где факты есть.
                      1. -3
                        19 марта 2022 12:23
                        я считал только сбитые. По миллерово непонятно - я видел только фото где тушат су 30. И непонятно , не фотошоп ли это. И даже если фото не фейк, кто разрешил фотографировать и выкладывать в открытый доступ? И даже если тушат, то повреждения самолета не ясны.
                      2. 0
                        19 марта 2022 12:52
                        Там 2 было сгоревших в Миллерово. Это была не "Точка-У" а беспилотник. Он атаковал стоянку дежурного звена. Его сбили и он упал туда где лежали боеприпасы. Произошла их детонация.
                        Были погибшие и раненые.
                        Так мне говорили люди близкие к тем событиям.
                      3. -2
                        19 марта 2022 12:54
                        Самолеты сгорели или подлежат восстановлению ?
                      4. 0
                        19 марта 2022 12:59
                        Вроде как не подлежат. Обломками беспилотника их накрыло и осколками от разлета боеприпасов.
                        Слева горел первый , справа второй самолет. Но не долго.
                        А что там дальше и как пока молчат.
                      5. +1
                        19 марта 2022 17:40
                        Если это так, то очень обидная потеря
                      6. -1
                        21 марта 2022 13:02
                        А зачем вы выкладываете фото каких-то горящих сараев?
                      7. -2
                        19 марта 2022 15:26
                        Достоверно известно - доказательства в студию…
              2. -1
                19 марта 2022 11:01
                А разве под черниговым не Су 30 был?
                1. 0
                  19 марта 2022 12:54
                  Нет, Су-34. Из ПЗРК.
              3. -4
                19 марта 2022 15:25
                Фамилии информированных знакомых огласите?
              4. -1
                21 марта 2022 07:49
                Три вроде бы как. Один под Ирпенем (киевская область, упал на жилой дом), один под Черниговом, один под Харьковом.
    3. +9
      18 марта 2022 07:50
      Роман половину текста скопировал из книги про Су-34. Там отказ, рассматривался в контексте такого на Су-24
      1. +4
        18 марта 2022 09:27
        И что вас удивляет? Роман так и пишет по принципу: с миру по нитке-голому рубашка! Отсюда и наблюдаются в его статьях не стыковки и т.д. и т.п. Зато гонорары от публикаций исправно капают!
  3. +5
    18 марта 2022 04:02
    Для каждого конфликта тот или иной тип самолета оптимален. С обеих сторон штурмовка войск - подставляется под ПЗРК. Можно ли сейчас обойтись БПЛА и вертолетами - сложно сказать.
  4. 0
    18 марта 2022 04:03
    Конечно, что произошло в реальности, мы если и узнаем, то узнаем значительно позднее.

    Автор по одному самолету уже узнали... как вы сами сказали.
    Здесь видна была ошибка пилота рискнувшего атаковать цель с низкой высоты... ракета пошла вдогонку и вероятно попадание было в двигатель.
    Конструкторам надо доработать систему защиты от такого случая.
    Война вскрывает все недостатки оружия.
    В остальном СУ-34 отлично себя оправдал.
    Англичане развернули в Польше свою ПВО... говорят более пакостную чем Стингеры...
    1. 0
      18 марта 2022 13:14
      А ведь до 888 МО не хотело его закупать, типо сильно дорого считали.
    2. +4
      18 марта 2022 14:03
      Поляки конечно могут у себя что угодно размещать, но врядли рискнут использовать их над небом окраины. Иначе, думается мне, их существование не привысит нескольких минут. А ведь это не одноразовые стингеры.
      1. -2
        18 марта 2022 17:07
        Поляки могут ограничить полетную зону над Львовом вроде как для защиты своего посольства и прочего.
        И никто территорию Польши трогать не станет - любой удар по ней сразу зацепит находящихся там американцев и приведет к войне с США.
        Генсек НАТО уже предупредил об этом.
        1. +10
          18 марта 2022 22:05
          Они могут предупреждать только свою маму. Львов на территории, на которой идёт война. Не нравится, вывозите своих (что они и сделали). Прилетит значит прилетит и пшеки не рыпнутся, уж поверьте.
          1. -6
            18 марта 2022 23:31
            Если что-то прилетит в Польшу то это почти гарантированный конфликт с США.
            Хотя я сомневаюсь что сами американцы того там допустят - ЗРК "Патриот" там всегда наготове.
            Они прикрывают объекты в ПРО.
            Ну ... ну зачем я Вам это объясняю ? Такие вещи как ПРО очень хорошо охраняются от разного рода угроз с воздуха и с земли.
            1. 0
              18 марта 2022 23:57
              США за поленьев?
              1. +4
                19 марта 2022 02:33
                Поймите одну вещь, как-бы кто не говорил про "оборонительные системы" ПРО , то что американцы развернули в Польше и Румынии это часть их стратегического наступательного ядерного арсенала и СПРН одновременно.
                Там мощнейшие РЛС наблюдающие небо над Россией в тысячи километров.

                И такие объекты очень хорошо охраняются - истребители на дежурстве , ЗРК готовые сбивать любые цели что приблизятся , и наверняка минные поля.
                Для США и НАТО эти объекты стратегические и их защищенность наверняка очень высокая.
                1. +3
                  19 марта 2022 10:26
                  Цитата: Osipov9391
                  их защищенность наверняка очень высокая.

                  Вот в этом и вся суть .. Может быть . наверняка, так должно быть .. Ага.. А потом древний ту-142 перелетает через несколько стран НАТО и это никто не замечает пока он не упал.. Веруйте в пресветлый валинор дальше , от сюрпрайз будет...
                  1. 0
                    25 марта 2022 17:43
                    А потом древний ту-142?
                2. 0
                  25 сентября 2022 09:24
                  Если судить по налетам в Саудовской Аравии, то американская ПВО весьма проницаема.
            2. 0
              25 сентября 2022 09:25
              Ну, и что? Было много конфликтов с США, самый большой - во Вьетнаме. И что?
        2. -1
          23 марта 2022 19:13
          Путин тоже вроде предупредил. Или его слова уже не считаются?
        3. 0
          25 сентября 2022 09:22
          Ничего не приведет. Полным-полно американцев гибнет на самой Украине. Они убивают наших. Почему мы не можем убивать их в Польше?
    3. 0
      18 марта 2022 21:25
      Сравнили тоже! Там достаточно серьёзный ЗРК у англичан (была статья на ВО), о Стингере даже упоминать не следует.
    4. +1
      19 марта 2022 17:25
      Надо делать КАЗ, как для бронетехники.
  5. +9
    18 марта 2022 05:50
    Летчики любят СУ34. Впервые сделан и для летчика, а не только БЗ.
  6. +10
    18 марта 2022 06:10
    Спасибо автору, но есть два вопроса, хоть я и не летчик:
    1. Расположение экипажа, сомневаюсь, что плечом к плечу - называется в ряд.
    2. Боевая нагрузка Су - 30 никак не меньше в 2 раза. Из открытых источников - теже 8 т.
  7. Dos
    +5
    18 марта 2022 07:03
    Хороший, добрый и надёжный "утюг"! И пусть утюжит всю нечисть!
  8. +2
    18 марта 2022 07:34
    yes Прочитал всех, главный вывод - самолет классный. С чем всех форумчан и особенно пилотов этой замечательной машины поздравляю. good
    Ну за это можно и жахнуть drinks Всех с наступающими выходными. hi
  9. +5
    18 марта 2022 08:18
    Живу на глиссаде "Балтимора". При посадке самолёты проходят над домом на высоте 50 метров. Можно отлично их рассмотреть. Вторую неделю вместе с Су-34 летают Су-30, сколько не очень понятно. Видел посадку двух. Работают,наверное,все вместе. Уже по звуку умеем их отличать.
  10. +6
    18 марта 2022 09:14
    "Эти все сказки от украинских вещателей, что «это русская бомба лежит» оставляем, поскольку так лежать бомба, которую уронили с самолета просто не может. Ее в таких случаях просто разносит о землю." Немного не понятен этот момент. Вот мне лично приходилось видеть нашу неразорвавшуюся бомбу (наверное как раз 500, хотя и могу ошибиться, но достаточно большая). В ЧР в 50м от нашего расположения пробила трехэтажное здание и лежала в подвале, почти как новенькая. Я еще думал тогда, как ее обезвреживать будут.
    1. +4
      18 марта 2022 17:11
      Возможно экипаж сбросил бомбы и другие боеприпасы без подрыва когда самолет был поражен из ПЗРК в Чернигове. Такая функция предусмотрена в случае какого-то ЧП.
  11. 0
    18 марта 2022 09:30
    Самолёт конечно хороший, но в такой войне наверняка и МиГи 27 справились бы,модернизированные конечно.
    1. +2
      18 марта 2022 16:15
      Цитата: Yak28
      Самолёт конечно хороший, но в такой войне наверняка и МиГи 27 справились бы,модернизированные конечно.

      Миг 27К или Миг27М или вы имели ввиду поправку на современное оборудование?
      может и справились бы, но мне кажется, су-34 имеет намного больше живучесть и удобство применения, а так же намного менее проблемные двигатели.
  12. -1
    18 марта 2022 09:37
    Балтимор

    Я понимаю что для большинства современных россиян это кетчуп. Но чо нельзя было в целях пропаганды дать не национально американское имя объекту который будет упоминаться в новостях?
    1. +6
      18 марта 2022 13:18
      В нашем случае Балтимор образован от "Балтийское море". Причём здесь американцы?
      1. +2
        18 марта 2022 16:42
        Причём здесь американцы?

        При том, что этого
        Балтимор образован от "Балтийское море"

        уже никто не знает, и даже в голову не приходит. Зато Голливуд постарался на славу и многие вспоминают, что есть в США такие город и округ, а кто-то даже вспомнит про город в Ирландии и человека с такой фамилией. Точно так же, как при слове концлагерь мы вспоминаем не просто концентрационный лагерь, а именно нацистский, а при слове совет, вспоминаем коммунистов. Значения слов могут меняться. Я понимаю, что у отечественной пропаганды были весомые причины забить на данный вопрос и отдать идеологичесеую работу тем, кто изменил значение этого слова, но странно что теперь кладут болт, хотя вроде как уже сколько лет "противостоим" западу, даже любимого переименования не сделали, хотя улицы и города нормально переименовывались.
  13. +11
    18 марта 2022 09:52
    По сути, Су-34 – это фронтовой бомбардировщик, который в состоянии не просто отразить атаку почти любого современного истребителя, но и значительно осложнить тому дальнейшее существование. Можно сказать, что Су-34 – это классический истребитель-бомбардировщик, универсальный самолет, способный решать различные задачи.
    - ИМХО, сколько не смотрел видео с СУ34, другого оружия "воздух-воздух", кроме ИК ракет ближнего радиуса и пушки, не видел (причем у пилотов нет нашлемной системы ЦУ).
    Соответственно, ни о каком воздушном бое, "отразить атаку почти любого современного истребителя" и "значительно осложнить тому дальнейшее существование" речь не идет в принципе.

    ИМХО, Су-34 отличная (насколько возможно) машина для "работы по земле", серийная, что немаловажно! Су-34 есть "здесь и сейчас".
    Видимо, это хорошая замена для Су24 да и для Ту 22 (другого -то нет). Дозаправка в воздухе, физическая возможность пилотам долго работать. То, что пилоты сидят "бок о бок" ИМХО, упрощает коммуникацию, что важно (правда, с воздушными танкерами у нас... не очень хорошо).
    Солидное бронирование тоже вещь необходимая в наших условиях, когда самолет вынужден работать у земли, оно увеличивает шансы спасти самолет либо экипаж.

    Вторая РЛС, заднего обзора, способна не только обнаруживать атаки противника с задней полусферы, но и наводить ракеты класса «воздух-воздух».
    - это какие ракеты наводить?

    В принципе, Су-34 в украинских условиях просто обязан работать с высот, на которых ПЗРК его не достанут.
    ИМХО, если "чугунием" с таких высот работать, то попасть можно в цель размером в дом. Большой дом. Отсюда проблема с "подвесить до 8 000 кг различного вооружения" - "подвесить" можно, попасть - трудно.
    Можно долго кидать бомбы по 500 кг и не попасть, поэтому "партнеры" и "упарываются" в "смалл диаметр бомб", их аналоги и другое управляемое оружие плюс контейнеры разведки/целеуказания: так действительно дешевле убивать, самолеты и пилоты целее, а сопутствующий ущерб - меньше.
    Хотелось бы увидеть хотя бы наши аналоги джейдам/лазерный джейдам, ну хоть к бомбе комплект управления прикрутить можем?

    "поскольку так лежать бомба, которую уронили с самолета просто не может. Ее в таких случаях просто разносит о землю" - ну серьезно, ну что это такое...
    1. +2
      18 марта 2022 10:38
      другого оружия "воздух-воздух", кроме ИК ракет ближнего радиуса и пушки, не видел (причем у пилотов нет нашлемной системы ЦУ).
      Соответственно, ни о каком воздушном бое, "отразить атаку почти любого современного истребителя" и "значительно осложнить тому дальнейшее существование" речь не идет в принципе.
      Мне кажется все немного по-другому! Официально указываются более скромные данные по РЛС и ракеты В-В в состав вооружения формально включены:
      Многофункциональная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой Ш-141-02Э производства ОАО «ЦНПО «Ленинец» обес­печивает обнаружение воздушных целей типа «истребитель» на дальностях до 120 км. Углы обзора состав­ляют ±60°. Количество одновременно сопровождаемых воздушных целей БРЛС самолета Су-32 достигает 10, при этом самолет может одновременно обстреливать 4 из них.
      В режиме «воздух – земля» БРЛС обеспечивает:
      - обнаружение цели типа «железнодорожный мост» на дальностях до 100 км;
      - одновременное сопровождение и обстрел 4 наземных целей;
      - картографирование земной поверх­ности с высоким разрешением.
      Для поражения воздушных целей применяются авиационные ракеты малой дальности класса «воздух – воздух» с инфракрасной головкой самонаведения Р-73Э и РВВ-МД – до 6 штук, а также ракеты средней дальности класса «воздух – воздух» с активной радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ – также до 6 штук.

      То есть по характеристикам получается примерно вариант "легкой" модернизации Н-001 от Су-27, оно и понятно, разработчик РЛС "непрофильный" для воздушного боя, и вся надежда для Су-34 в дальнем воздушном бою на комплексное взаимодействие "РЛС-РЭБ", а для ближнего боя есть режимы РЛС и без НСЦ.
      P.S. Вполне допускаю, что все эти данные для попытки реализовать самолет на экспорт, уж больно часто путаница Су-34 и Су-32.
      1. +1
        18 марта 2022 11:03
        hi
        Порылся повнимательнее, нашел только Р27 (с "полуактивной" или "активной" "головой", не пойму), но точно не ИК
        https://www.vesti.ru/article/1769647
        1. +1
          18 марта 2022 11:19
          https://www.sukhoi.org/products/samolety/254/
          1. +1
            18 марта 2022 11:27
            ИМХО, это
            все эти данные для попытки реализовать самолет на экспорт, уж больно часто путаница Су-34 и Су-32.
            . Там, например, данных по Р27 нет, а она на Су34 "по факту" есть. И то, что там написано, ИМХО, не видно, чтобы подвешивали.
            1. +2
              18 марта 2022 11:43
              Ну Су-35 нам тоже обычно с 27ЭР показывали, но "завлекать" этой ракетой сторонних покупателей бессмысленно. В мирное время можно и эту ракету показать для пресечения попытки нарушения границы. Мы же не знаем полный состав вооружения по техническому заданию. Это лишь подтверждает мысль, что для Су-34 воздушный бой мягко говоря не основное занятие.
        2. +2
          19 марта 2022 11:12
          Цитата: Wildcat
          Порылся повнимательнее, нашел только Р27 (с "полуактивной" или "активной" "головой", не пойму), но точно не ИК

          УР Р-27 с АР ГСН в природе не существует. Да и сама подвеска ракет воздушного боя средней дальности на фронтовой бомбардировщик по сути абсурдна.
          1. +2
            19 марта 2022 12:10
            hi
            Добрый день!
            Пару раз попадалась информация, ИМХО, даже на МАКСе выкладывали:
            "Р-27АЭ, ЭР, П AA-10 ALAMO D
            Разработанная предприятием ГосМКБ LВымпел авиационная ракета Р-27АЭ относится к управляемым ракетам средней дальности и предназначена для борьбы с воздушными целями.
            Ракета имеет инерциальное управление с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета. "
            "На ряде авиационных салонов представлялись материалы по варианту ракеты Р-27ЭА с комбинированной системой наведения. В этом варианте используется ГСН АРГС-27 — инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке, что обеспечивает реализацию принципа «выстрелил и забыл». "

            ИМХО, в ролике выше была видна явно не "ИК голова", а остальное мне неведомо...
            подвеска ракет воздушного боя средней дальности на фронтовой бомбардировщик по сути абсурдна
            в том конкретном случае это был ИМХО, наш ответ "НАТО и Турции персонально", мол, нападете на наш бомбер - получите.
            И начальству о принятых мерах надо что-то доложить. "Ракеты воздух-воздух на Су34" для доклада самое оно. Да и ролик для Вестей получился хороший.

            А сейчас попадались фото 500 кг "чугуния". Приписывают тому же Су34. На дворе 21 век, 2022 год. Су 34 на низкой высоте в СМУ заходит в атаку "чугунием" в зоне действия ПЗРК . Результат очевиден.

            Ну не видно управляемых боеприпасов в достаточном количестве и номенклатуре. И не видно в достаточном БПЛА, в том числе вооруженных.

            Хотя воюем не первый год, в том числе в Сирии и уж казалось бы, можно было посмотреть как "они" воюют и как устроена связь, наведение и поражение целей при "ближней авиационной поддержке".

            Судя по тому, что оружие в ВСУ на передовую попадает в течение недели со дня, как НАТО объявляет о том, что очередной Панцерфауст3 поставляет, "изоляция поля боя" тоже не на 100% мягко говоря.

            И в плане абсурда, это уже в части ДРЛОиУ, непонятно как выжила до сих пор авиация Украины. Не говорю об "укровидео", там ни дат ни привязок к месту не найти, но даже наше МО опять претендует на очередной беспилотник. https://www.vesti.ru/article/2691351
            1. +1
              19 марта 2022 19:22
              Нет никакой ракеты 27А, это не более чем проект, возможно даже и с макетами, но безо всякого серийного выпуска, и на видео была 27ЭР.
            2. +3
              20 марта 2022 03:43
              Цитата: Wildcat
              Ракета имеет инерциальное управление с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета. "
              "На ряде авиационных салонов представлялись материалы по варианту ракеты Р-27ЭА с комбинированной системой наведения. В этом варианте используется ГСН АРГС-27 — инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке, что обеспечивает реализацию принципа «выстрелил и забыл». "

              Серийно "активные" ракеты семейства Р-27 никогда не выпускались. На вооружении имеются "полуактивные" и с ИГ-ГСН. Источник заслуживающий доверия также утверждал, что имелись "пассивные" - предназначенные для поражения воздушных целей излучающих в радиолокационном частотном диапазоне. Но я таких ракет не видел. request

              Ну и ещё несколько фотографий из личной коллекции


              На фото Су-27СМ с УР Р-73, Р-27Р и Р-27Т.


              Су-35С первой серии

              Тренажер

              Ну, это и так понятно )

              1. +1
                20 марта 2022 11:20
                hi
                Спасибо!
                Как всегда, справочники/выставки и реальная жизнь - две большие разницы.
    2. -1
      18 марта 2022 10:44
      Су-34 - это очередной пример вредительства. Создать, а главное закупать фронтовой бомбардировщик времен холодной войны в 21 веке - никому в мире в голову не придет. Закупка 80~100 многоцелевых Су-30, вместо ~120 бомбардировщиков, была бы многократно эффективнее.
      Это на тогда, сейчас нужно форсировать разработку Су-75 и однодвигательного реактивного БПЛА на его основе. Лучше поздно, чем никогда.
      1. +4
        18 марта 2022 11:15
        hi
        ИМХО, "маемо шо маемо".
        Лучше Су34 вчера и сегодня, чем Су75 и БПЛА на его основе завтра (что не факт уже совсем).

        Относительно "лучше-хуже". ИМХО, в теории Су30 как многофункциональный лучше, а на практике: ну как часто ИБ выполняет функции истребителя? Выше ссылку выложил на Су34 с Р27, ну как, теперь он совсем хороший истребитель?

        Да и можно сделать многоцелевой самолет, но сделать многоцелевые экипажи в реальности еще труднее.

        Для работы по земле, так как она делается сейчас, ИМХО, Су34 лучше, чем Су30.

        Тем более, ИМХО, что разные производители у Су30 и Су34, "надо всем дать покушать".
        1. -1
          18 марта 2022 12:35
          Цитата: Wildcat
          ну как часто ИБ выполняет функции истребителя?

          Лучше спросите сколько и у кого ИБ принципе остались. Тот же F-15E и его модернизации многоцелевые истребители, почему его у нас называют истребителем-бомбардировщиком не понятно. Данная классификация устарела и самолеты в данном классе в "западных" странах не разрабатываются с 70-80ых годов.
          Цитата: Wildcat
          но сделать многоцелевые экипажи в реальности еще труднее.

          Это второй элемент вредительства отмеченный в переписке, после сокращения летных школ идет огромный дефицит квалифицированных летчиков.
          Цитата: Wildcat
          Для работы по земле, так как она делается сейчас, ИМХО, Су34 лучше, чем Су30.

          Чугуний бросать и НАРами штурмовать - в этом да, Су-34 лучше будет. Но к современной войне это не имеет никакого отношение
          Цитата: Wildcat
          что разные производители у Су30 и Су34, "надо всем дать покушать".

          По всем болям авиации прошлись. Это 3ий элемент вредительства. Производство однотипных но технически разных самолётов Су-30\34\35 многократно усложняет и удорожает производство и эксплуатацию, вместо унификации искусственная разносортица.
          1. +4
            18 марта 2022 16:11
            По всем болям авиации прошлись.
            "болит - значит живое."
            Я не пишу, что это идеальный вариант, пишу, что пока это наиболее целесообразно, ИМХО.
      2. -3
        18 марта 2022 22:18
        судя по данным ГШ ВСУ ,даже умноженным на 3 , вы правы . Эффективность -вопрос, а вот "поражаемость" угнетает. Тем более что ПВО ВСУ принципиально не имеет ничего что бы могло поставить в тупик ,нормальное советское ПВО
    3. -2
      18 марта 2022 15:34
      Так КАБы же есть уже давно... в справочниках по крайней мере
    4. -5
      18 марта 2022 16:28
      Цитата: Wildcat
      ИМХО, Су-34 отличная (насколько возможно) машина для "работы по земле", серийная, что немаловажно! Су-34 есть "здесь и сейчас".
      Видимо, это хорошая замена для Су24 да и для Ту 22 (другого -то нет). Дозаправка в воздухе, физическая возможность пилотам долго работать. То, что пилоты сидят "бок о бок" ИМХО, упрощает коммуникацию, что важно (правда, с воздушными танкерами у нас... не очень хорошо).
      Солидное бронирование тоже вещь необходимая в наших условиях, когда самолет вынужден работать у земли, оно увеличивает шансы спасти самолет либо экипаж.

      как срочная замена су-24 и ту-22 в роли фронтового бомбера да, су-34 оценивается хорошо. но смотря на мировой опыт - ф-111, ягуар и целый ряд других машин, мне кажется, су-34 - далеко не потолок наших текущих технологий, можно сделать бомбер заметно лучше. Напомню, что Су-34 появился в момент, когда кроме небольших по объемам разработок сухого , мы не могли получить ничего. И на мой взгляд, машина весьма имеет заметно ограниченный потенциал и уже стоит заниматься новой ударной машиной в пределах 30-45 тонн, параллельно пак фа и су-75.
      Тем более, что и новый двигатель уже есть. Если бы поднять ударные возможности машины до ф-111А без заметного роста в весе, потерь брони и других важных ттх, то это была бы отличная машина. А ограничения по боевой нагрузке су-34 просто обязывают им помогать более крупными машинами.
      Думаю, что на основе узлов серии су-27-су-35, су-57 и су-34 вполне можно сделать новую машину, которая сильно превзойдет су-34.
      Но... есть-ли у нас сильный коллектив, который способен эту работу потянуть?
      Наконец, мне кажется важным иметь машину, которая сможет с большой высоты точно работать свободнопадающими бомбами.с системами подруливания и планирующими.
      1. +2
        18 марта 2022 17:20
        Цитата: yehat2
        Если бы поднять ударные возможности машины до ф-111А без заметного роста в весе, потерь брони и других важных ттх,
        А у F-111была броня ? Вот его передок, после столкновения с птицей:

        Сама кабина, конечно, покрепче, но ни о какой броне я упоминаний не нашёл.
        В отличии от нашего, где лётчики прикрыты титановой бронёй и бронестёклами.

        Если учесть, что большая часть ракет ПВО не рассчитаны на прямое попадание, а взрываются рядом с самолётом сбивая его осколками, то какой из них лучше приспособлен для войны ?
        Кстати сказать, в Сирии на Су-34 грузили до 12 тонн бомб, что разрешено по паспорту (при уменьшении радиуса боевого действия)
        1. -3
          18 марта 2022 17:32
          вы не поняли. Конечно, защита на ф-111 слабая, я имел ввиду, без потерь защищенности на текущем уровне су-34.
    5. +5
      19 марта 2022 11:09
      Здравствуйте!
      Цитата: Wildcat
      Су-34 отличная (насколько возможно) машина для "работы по земле", серийная, что немаловажно! Су-34 есть "здесь и сейчас".

      Нет придела совершенству, и про "особенности" Су-34 я говорить не буду. Что касается изложенного в данной статье, то некоторые утверждения технического характера не соответствуют действительности. Так, в задней части Су-34 нет РЛС, а имеется вспомогательный энергоагрегат для автономного энергоснабжения на аэродроме.

      Фото вспомогательной силовой турбоустановки в хвостовой части. Прекрасно видно, что это не радар.
  14. -1
    18 марта 2022 09:59
    Странный самолет, для меня не очень понятно::
    1. Почему 34ка более грузоподъемная по отношению к 30ке? ТРД Ал31(и там и там) , бронекабины на 30ке нет....
    2. При использовании подвесного контейнера на 30ке также есть 2й член экипажа, который может быть оператором.
    3. Наличие бронекабины.....нужна ли она?
    4. Если заморачиваться на такой кабине , как у 34ке (броня все равно под "?") то не логично ли сделать бомбер более дальним, перейдя в поближе к Ту22 . более мощные ТРД Ал41 есть...на подходе еще более мощные "30"....
    5. И конечно, напрашивается более современный( и одинаковый для всех Сушек) ПФАР от Су35С( а лучше вообще АФАР). На Су30СМ2 он появится и 30ка будет видеть лучше.
    6. Имея на вооружение 100шт Су30СМ2 , мы имеем и 100 истребителей и 100 бомберов (при наличие контейнеров с оптикой), а имея 100 Су34....мы имеем 100 бомберов. Пилоты тоже отличаются.
    7. Если посмотреть на последние боевые действия, то ВКС бомбит с 5-6 т.м. с помощью Гефеста....а он есть на всех Сушках уже.
  15. 0
    18 марта 2022 10:01
    Самолет хороший и красивый.
    Имхо, конкретики в статье мало, общих рассуждений многовато.
    В основном просто повтор известного
  16. -2
    18 марта 2022 10:41
    от Воронежа до Украины километров 350 по прямой
    неужели летают так далеко?
  17. +4
    18 марта 2022 10:54
    Оговорюсь сразу - Я НЕ Сравниваю наш Су-34 !!
    Просто интересный факт!

    FB-111 - бомбардировщик очень почтенного возраста- в сравнении с Су-34 не идет - Естессна! soldier


    Во отличие от двухместных коллег по классу (F-15Е и «Торнадо»), Су-34 имеет рядное расположение членов экипажа в кабине. В этом есть особенность.


    Но, в нем использовалось рядное расположение летчиков!




    Кроме, того там была создана интересная система катапультирования



    При аварии или боевом повреждении - отстреливалась кабина летчиков целиком!
    Парашюты находятся в гаргроте позади летчиков. Для более мягкого приземления снизу кабины спереди и сзади надувались специальные баллоны!

    Весьма оригинальное решение для разработки 1962 года!
    1. +6
      18 марта 2022 13:42
      Цитата: Commodore Arctic
      Оговорюсь сразу - Я НЕ Сравниваю наш Су-34 !!
      Просто интересный факт!

      F-111 имел огромную боевую нагрузку 14,29 тонн. Боевой радиус 2140 километров.
      1. +1
        18 марта 2022 14:24
        Ага! Читал … у моего отца была книга «Сверхзвуковые самолеты» автор Цихош - вот там много было написано , в том числе и по FB-111
        1. +1
          18 марта 2022 16:05
          Цитата: Commodore Arctic
          в том числе и по FB-111

          это один из наиболее заинтересовавших меня самолетов ВВС США.
          Для момента создания - просто потрясающая машина.
          1. +2
            18 марта 2022 16:11
            Ага!
            Из иномарок мне нравились 3 модели : FB-111, F-16, “Tornado”
            Очень интересные и своеобразные самолеты!

            Из самолётов СССР очень нравится М-3 Мясищева
            1. -1
              18 марта 2022 16:47
              ну из советских меня интересовали миг-21 и миг-25, бомберы как-то не очень.
      2. +1
        18 марта 2022 16:04
        Цитата: Лт. запаса ВВС
        F-111 имел огромную боевую нагрузку 14,29 тонн

        не надо вестить на рекламу. Если так посмотреть, у них у всех самолетов огромная нагрузка, но если взять реальную нагрузку с обычным запасом топлива, то всё выглядит уже куда нормальнее. Скорее всего речь о максимальной нагрузке при полете без поворота крыльев из взлетного режима.
        много общего между f-111C и cу-34. близкая масса, близкие лттх, с поправкой за бронирование, близкая нагрузка, близкие задачи.
        Но первый - это не очень маневренный самолет прорыва на низкой высоте, а второй - это скорее ударный истребитель.
  18. 0
    18 марта 2022 12:13
    Су-34 в украинских условиях просто обязан работать с высот, на которых ПЗРК его не достанут
    с таких высот только высокоточными ракетами работать можно, иначе большой разброс и жертвы среди мирного населения, а у нас столько высокоточного оружия нет, это слишком дорого
    1. 0
      18 марта 2022 14:31
      За то есть комплексы прицеливания которые позволяют сделать неуправляемые бомбы точными а на счёт высокоточного оружия авиационного МО его тысячами штук в год у КТРВ заказывает.Те же Х 29, Х 25 со спутниковым наведением Х 31, Х 58, Х 59, КАБ 500, КАБ 1500.
    2. 0
      18 марта 2022 14:48
      Примененяя аппаратуру бомбометания «Гефест» - не вопрос
      1. +5
        18 марта 2022 15:10
        Гефест не делает из КАБов высокоточное оружие, точность, безусловно, повышается, но не настолько что бы применять это оружие в жилых кварталах откуда не дают уйти мирным жителям
        1. -2
          18 марта 2022 16:07
          ну наверное зависит от калибра бомб.5 тонную бомбу как точно ни кидай, квартала не станет, а вот если 50-250кг - может и .точно получиться.
    3. +2
      18 марта 2022 17:15
      На больших высотах в Украине по нашей авиации работают Бук , С-300 и МиГ-29. И иногда успешно.
      1. 0
        18 марта 2022 17:23
        вот это как раз наименьшая из всех проблем, все миги либо приземлили либо неоткуда взлетать, что бы мигам взлетать рлс должна сначала цель засечь, а где эти рлс, их в первую очередь выбили, буки и с-300 если и остались то почти не применяются, т.к. знают что сразу потеряют и эти остатки
        1. +5
          18 марта 2022 17:53
          Это наибольшая проблема и сегодня. МиГ-29 прячут в ангарах и других сооружениях на Западной Украине. Летают с каких-то старых аэродромов/гражданских аэропортов/автомагистралей.
          А поднимаются тогда когда дежурящие в небе Польши АВАКСы НАТО сообщают в украинские штабы "фас" туда то и туда то.
          Буков там несколько десятков , они мобильные и кочуют по лесам. Если их радары выключены но найти невозможно.
          1. +2
            18 марта 2022 21:02
            Каким образом древние МИГ-29, РЛС которого имет дальность обнаружения ниже дальней границы зоны пуска 77-х ракет, у которого в качестве оружия В-В ракеты 27 даже без "Э", перед применим которых РЛС должна перейти в режим непрерывного сопровождения, от которого даже древние СПО начинали вопить, может представлять угрозу в воздушном бою с современными истребителями???
            1. +1
              18 марта 2022 21:31
              Так, этому же МиГу не обязательно бороться исключительно с Су-30 и Су-35...те же Су-34/24М, Су-25, вряд ли что то могут противопоставить, даже древним МиГ-29. Тем более если штатовцы передают всю информацию украм, наши ударные самолёты легко подкараулить, а там попробуй уйти от их истребителей. Не надо так шапкозакидательски думать, у нас перед конфликтом с Украиной все думали, что их армия ни о чём и мы их порвём, ПВО ничего не может сбивать, а самолёты в основе своей летать не могут, НО РЕАЛЬНОСТЬ это НЕ ТЕОРИЯ, всё оказалось по другому.
              1. +3
                18 марта 2022 22:21
                Говоря о реальностях, прикиньте расстояние от границ Польши или Румынии до Донецка, и сможет ли самолёт ДРЛО увидеть там чего на малых высотах??? А также повторюсь, украинские Су-27 и Миг-29 ничего не могут принять от американцев в реальном масштабе времени! Или Вы имеете информацию, что наши не контролюриют воздушное пространство в районе боевых действий, расстояние до которого от границ России намного меньше?
                1. +4
                  18 марта 2022 23:41
                  А кто Вам дал информацию что украинские МиГ-29 и Су-27 имеют древние радары и ракеты ?
                  В Хмельницком (Новатор) делали БРЛС Н019 и Н001. В Киеве (Радионикс) делали обводные каналы и вычислители для этих БРЛС.
                  И Украина последние 8 лет активно проводила модернизацию этих истребителей.

                  Ракеты Р-27 на заводе Артем в Киеве делали всех модификаций и какие поставлены в ВСУ за последние годы неизвестно.
                  Модернизированные головы для ракет делали в Киеве на заводе Радар.

                  И я не приводил что АВАКС из Польши видит до Донецка. Это и не надо.
                  До Киева и Житомира видит запросто.
                  И наши Су-25/Су-24/Су-34 вылетая с аэродромов Белоруссии сразу становятся заметными.
                  Данные сразу с АВАКС в украинские штабы - оттуда передают ЗРВ в определенных квадратах и те в самый последний момент включают радары для захвата и стрельбы чтобы себя минимально демаскировать.
                  Тоже самое по истребителям. Где-то с Ивано-Франковской и Львовской областей сразу вылетают навстречу.

                  И не забываем про агентурную сеть в той же Белоруссии. Она тоже дает сведения возможно кто , когда и куда полетит.
                  1. +1
                    19 марта 2022 01:00
                    Полностью с вами согласен!
                    Помимо всего прочего рядом с Украиной постоянно маячат и БПЛА RQ-4B Global Hawk, и прочие воздушные средства разведки и радиоэлектронной/радиотехнической разведки.
                    1. +2
                      19 марта 2022 02:26
                      Все о наших войсках в Украине полностью известно НАТО , а оттуда информация сливается в Украинские штабы.
                      Сегодня информация была что под Одессой сбит Су-30СМ , а под Киевом Су-34. Но пока нет фото обломков и наши информаторы молчат.

                      Круглые сутки в небе Польши , Румынии и на Черным морем находится по паре Rc-135 , АВАКС , Е-8 и стратегические БПЛА.
                      Украина часто выкладывает в сеть радиоперехват российских войск.
                      Это то чем их обеспечивают американские самолеты РТР.

                      А передвижные Буки уничтожить крайне сложно - они кочуют в лесах Центральной и Западной Украины. Пока они не включат радар - они невидимые ни для кого. А делают они это в последний момент.

                      Думаю что украинские МиГ-29 и Су-27 прошедшие модернизацию имеют примерно те же возможности что наши МиГ-29СМТ и Су-27СМ.
                      Почему ? Да потому что до 2015 года поставки с украинских предприятий шли в Россию для нашей техники.
                      И наивно считать что Украина изобретала велосипед дважды в плане модернизации Н001 и Н019. Сделали как в России - обводной канал + дополнительную ЦВМ. Потому дальность обнаружения выросла.
                      Хотя для атаки на Су-34 , Су-25 и Су-24М радары не нужны вовсе.
                      Просто выходи в расчетную точку и стреляй. Один истребитель может хоть 3-4 ударных самолета за раз положить, потому думаю что "Призрак Киева" это не вымысел а реальный летчик еще с советским образованием.
                      1. 0
                        25 марта 2022 17:56
                        на Черным морем находится по паре Rc-135 ?
                      2. 0
                        25 марта 2022 18:13
                        Вопрос. А вы диванный, или грамотный. Допустим на уровне хотя бы оперативно-тактическом с разнородным применением сил и их средств? Вам понятны эти сокращения - ЗРВБ, РО, РПИ, РП и т.д? Ваши размышления для среднестатистического лоха сойдут, и в общем они логичны. Крутиться в небе Польши, Румынии конечно можно. Но они крутятся у границы, и не круглые сутки, и почему то на ночь уходят в Англию, Европу, Турцию, Сицилию. Но на каком удалении и где именно относительно границ Украины и Молдавии вы смотрели? Вы умышленно не пишите о контроле воздушного пространства района БД А-50? А когда работают Су-30см и откуда вы знаете?
                2. +1
                  19 марта 2022 00:59
                  Думаю вам на это уже дал исчерпывающий ответ товарищ сверху "Osipov9391".
                  1. 0
                    19 марта 2022 10:47
                    Рассказывая про обводные каналы и новые вычислители, Вы забываете про главное, модернизация этого уровня соответствует в лучшем случае уровню начала-середины 90-х годов, причём для полного соответствия этому уровню нужные ещё некоторые вещи, которых на Украине нет! Далее на Украине были именно серийные заводы, все разработчики всего были из России, и Украина в лучшем случае сможет только повторить то, что было в исходной документации из России, правда сможет покрасить в другой цвет.
                    1. +2
                      19 марта 2022 13:03
                      И какое это имеет значение ? При атаке на ударные самолеты истребителю вообще радар включать не нужно если есть такая информационная поддержка от союзников.
                      В Украину до 2014 года передавалась документация из России на доработку того и того.
                      Но много они разрабатывали сами. Нашлемные системы целеуказания (Арсенал , Киев) , системы регистрации и предупреждения (Электронприлад) и куча всего еще для своих самолетов.
                      Я знаю примерную номенклатуру и возможности.
                      1. +1
                        19 марта 2022 13:24
                        Прямое! Воздушный бой без РЛС в реалиях Миг-29 это предельно малые дальности на границе ближнего боя. СУВ истребителей Украины не имеют никаких средств получения тактической информации со стороны, поэтому вся помощь это голос диспетчера и поиск у себя под носом. Система регистрации и прочего на боевые возможности никак не влияет, а НСЦ это уже бой в условиях визуальной видимости, есть и более эффективные режимы ближнего боя. И интересно какие могут быть доработки в 2014 году, по системам, которые в России "заброшены"?
                      2. +2
                        19 марта 2022 16:25
                        Вы забываете что включение БРЛС на украинском истребителе это автоматический способ выдать себя - на Су-25СМ и Су-34 стоят достаточно чувствительные станции Л-150 "Пастель" что обнаружат это излучение.
                        Они делают это в последний момент для пуска ракет Р-27Р/ЭР.

                        И не забывайте что есть ракеты Р-27ЭТ с тепловым наведением наводимые от ОЛС совершенно пассивно.

                        Возможности РЛПК украинских истребителей примерно на уровне Су-27СМ и МиГ-29СМТ.
                        Они одного времени разработки.
                      3. 0
                        19 марта 2022 19:10
                        Какой ещё "разработки"??? Есть российская разработка в части РЛС, которая производилась на украинском серийном заводе. Если её и смогли повторить, то следует понимать, что тот же самый российский СМТ это КОМПЛЕКС мер по модернизации, и повторив только работы по РЛС никогда не достигнется уровень СМТ, а всего остального у них нет!!! Вот и получается, что в современных условиях украинские истребители все имеют очень посредственные характеристики, которые сработают в лучшем случае из засады, но засады, как правило, проходят только раз, а затем следует "контрзасада" на засаду, а им приписываются "демонические" возможности, от которых все враги в страхе разбегаются...
                      4. +2
                        19 марта 2022 23:37
                        Были на Украине предприятия что сотрудничали с Россией до 2014 года. Там производились и дорабатывались некоторые компоненты Н019 и Н001 для России.
                        Поставки шли тогда в Россию для МиГ-29СМТ новых и модернизации Су-27СМ.
                        Потому их возможности примерно равны. Но это уровень разработки начала 2000-х годов.
                        То что носилось после касалось лишь более удобных интерфейсов под современные кабины и уменьшения веса/размера.
                      5. 0
                        20 марта 2022 00:22
                        hi
                        ИМХО, по воздушным боям ни с одной стороны пока не выложили ни одного видеоподтверждения.
                        Хотя заявки на победы есть с обеих сторон.
                        украинские истребители все имеют очень посредственные характеристики, которые сработают в лучшем случае из засады, но засады
                        - "из засады" ИМХО, это действуя на низкой высоте, но в ситуации, когда на земле сотни ПЗРК, да и связь с ПВО отсутствует, - удовольствие ниже среднего. ИМХО, Су27 над Киевом был классическим примером "френдли фаер".
                      6. 0
                        25 марта 2022 18:17
                        Понятно. Все таки диванный а жаль.
          2. 0
            23 марта 2022 08:41
            Что нового на фронтах?
      2. 0
        26 марта 2022 12:55
        Большие высоты это сколько? И зачем на них летать, и главное - где? А на малых, и ПМВ что не позволяет работать?
  19. +2
    18 марта 2022 14:51
    Вход в нее происходит не через откидывающийся фонарь, а через люк, который располагается за стойкой шасси и дверь (!) в задней части кабины.....
    Вид из кабины, через входную дверь
    Вход в кабину
  20. +3
    18 марта 2022 15:32
    Цитата: Yak28
    Самолёт конечно хороший, но в такой войне наверняка и МиГи 27 справились бы,модернизированные конечно.

    Все пущены на металл уже
    1. -1
      18 марта 2022 22:25
      101%, А "КАЙРА" на бомбометании решала всё необходимое...и дешевле
  21. -1
    18 марта 2022 16:17
    фото из кабины Су-34..бросается в глаза ПОТЁРТЫЕ как-бы коврики-вкладыши на сидухах лётчиков..это что за...в бомбере стоимость в ..лямов руб такой уЖаС...что и тут экономим на спичках ???
    1. +2
      18 марта 2022 18:27
      Цитата: WapentakeLokki
      фото из кабины Су-34
      Судя по приборной доске, это старая модификация Су-34, поэтому и сиденья такие потасканые (сколько лет в работе ?). Кабина на Су-34 менялась несколько раз. Вот три из них:
  22. 0
    18 марта 2022 16:35
    Хороший самолёт, который нуждается в срочной модернизации.
    Достаточно слабая БРЛС, низкая тяговооруженность, низкая боевая нагрузка при такой-то массе самолёта, слабоватые двигатели АЛ-31Ф. Вместо туалета сделали бы лучше доп топливный бак - это же не стратег.
    По потерям: 1 сбит под Черниговом, 1 сбит под Ирпенеп, один под Харьковом. Видео в телеграмме полно.
    1. +1
      18 марта 2022 17:33
      Цитата: FRoman1984
      Вместо туалета сделали бы лучше доп топливный бак - это же не стратег.
      Вместо этого туалета поставить топливный бак ?
      Или в этом самолёте где-то полноценный унитаз стоит, со сливным бачком ?
      1. 0
        19 марта 2022 03:42
        Имеется ввиду, что компоновка кабина позволяет в данном помещении члену экипажа встать, сесть, разогреть пищу.
        Наверное, это важно при перелётах по 12 часов, как у стратегов, но у фронтовых бомбардировщиков за счёт этого помещения можно увеличить дальность.
        1. 0
          19 марта 2022 18:22
          Самолет может лететь. 12 часов. Так долго что людям необходимо отдыхать от непрепывного сидения в кресле. Зачем ему еще дальность повышать?? Никак не пойму.
  23. 0
    18 марта 2022 16:50
    Применение титана и композитных материалов вкупе с отказом от механизма изменения угла стреловидности крыла,
    Эта схема была популярна 50 лет назад, в 70-е. С той поры от неё полностью отказались как у нас, так и во всём мире, добившись требуемых характеристик без этого.
  24. -7
    18 марта 2022 17:36
    Коротко о статье: "Су-34: оправдания вместо превосходства". Вообще типичный пример того, что производится и эксплуатируется не то, что нужно, а то, что получается/есть в наличии.
    1. -1
      20 марта 2022 12:15
      "Как жаль, что все те люди, которые абсолютно точно знают, как надо управлять государством, уже работают таксистами и парикмахерами!"(ц)
  25. 0
    20 марта 2022 18:42
    Мое глубокое диванное мнение.
    автор совершенно не в теме Т 10.
    Потому статью в урну
  26. 0
    20 марта 2022 18:52
    поражает комфорт размещения экипажа.сравнить с ТУ-22М3, небо и земля.экипаж сидит как в клетках,ни встать ,ни размяться в дальнем полёте.когда то давно читал в газете "Красная Звезда"критику в адрес КБ им.Туполева,что об экипаже они думают в последнюю очередь.
  27. -1
    21 марта 2022 07:54
    Лётчики и налёт, опыт в первую очередь. Во вторую - машина.
    После Победы очень надеюсь, что будут объяснения, как так один из Су-34 был сбит над Черниговым из ПЗРК.
  28. +1
    25 марта 2022 19:13
    Цитата: Osipov9391
    Возможности РЛПК украинских истребителей примерно на уровне Су-27СМ и МиГ-29СМТ.
    Они одного времени разработки

    Вот это заява. Допустим. А что на практике? Приборное наведение, оно же автоматизированное было ещё на МиГ-21 в 60-х годах принципиально ни чего(формулы) не поменялось. Вместо СРП(шестеренок и прочего) всё стало меньше, считать быстрее, и на микросхемах. Вы на практике знаете как летчик МиГ-29 при минимальных скоростях сближения 1500км/ч работает на первом этапе(пилотирование) чтобы выйти на рубеж включения БРЛС? Где(приборы),что(стрелки, лампочки) отображается, где звенит, какой частоты зуммер, и почему он звенит, когда прекращает звенеть и почему. Что такое разовые команды, и плавные, в чем разница. И как по вашей логике летчик вместо ЦВМ должен посчитать на наколенном планшете когда ему включать излучение на "высокое", с учетом того что он не знает ракурса цели, высоты, скорости сближения, маневра цели? Он что "гоняясь за стрелками"? ещё как лобковый вариатор с ОПБ-15 должен решать дифференциальные уравнения, и посчитав сам принять решение когда пускать Р-27, а не тупо ждать как летчик Су-30см когда на СЕИ с дальности 90 км(это дальность обнаружения целей БРЛС МИГ-29 на больших высотах, 60км - на ФЗ) появиться ПР? Из всех ваших комментариев в том числе и свадебного генерала конашенкова хотелось бы узнать а с каких баз летают МиГ-29. Все полосы, аэродромные РЛС, ПРВ, РСП, РСБН, ПАР, ПРМГ- уничтожены. Но по цыганской почте передают что со скатинова иногда летают. Именно баз. МиГ-29 это не велосипед и по телевизору всё красиво, но ему нужно не только уложить т/парашут, подогнать заправщик, АПА заправка газами и жидкостями, но и обслуживание, в том числе ракет. Вам знакома эта аббревиатура - ППР? Так что летать с автомагистралей можно это да, но надо иметь представление как это осуществляется не из госприемки ТВ канала кумжутовича Звезда. Есть ещё уйма нюансов, в том числе и радиосветотехнического оборудования автомагистрали даже при использовании GPS, коэффициент сцепления, на улице то в географических районах бендеровщины ещё снежок то тайт то подмерзает, то с дождем пойдет. Да. По поводу на уровне. Так нужно чтобы и ракета была на уровне, а то Р-73 тоже можно пускать в ППС, обнаружив(захватив) ВЦ на 250 км, и долго ждать когда будет ПР.
  29. +1
    25 марта 2022 19:59
    Цитата: Osipov9391
    Возможности РЛПК украинских истребителей примерно на уровне Су-27СМ и МиГ-29СМТ.
    Они одного времени разработки.

    А на украинских истребителях ЛБВ в БРЛС на израильскую, шведскую ЛБВ заменили?
  30. 0
    26 марта 2022 10:33
    Цитата: Osipov9391
    И не забывайте что есть ракеты Р-27ЭТ с тепловым наведением наводимые от ОЛС совершенно пассивно.

    Ну ка ну ка. Мастер боевого применения распишите как это происходит на практике. И желательно начиная с взлета. Да. А что такое ОЛС, или КОЛС, ОЭПС как с ней работает украинский летчик, особенно применительно в связке с аппаратурой тех ЛА которые барражируют в Польше, Румынии? Или всё гениальное просто. И для этого существует ТАИ-43, ТА-57? И один пустяк . А ТП при применении УР "ВВ" дальность до цели определяет? Если да, то по какому физическому принципу? А дальность обнаружения цели ТП в ППС(вы же перехватываете только в ппс) больше чем в ЗПС? А какой диапазон измерения расстояния до цели ЛДальномером(это на всякий случай если вдруг окажется что ТП дальность не определяет). Гражданин из вашей практике на Су-27, Миг-29 не было случаев когда вас "горе-ОБУ" тыкал на цель, а вы её искали не только правой рукой(РУС) но и левой(на РУДе). Это я о том что для получения заданной Р= 0.7 и > для попадания в цель, нужно относительно точное ЦУ, хоть и зеркало БРЛС имеет приличные градусы плоскостного сканирования ВП. Разницу ощущаете(или чувствуете) в цифрах между возможностью АВАКС, А-50, в - одновременно наводить на цель, и - выдавать ЦУ? Я недавно в этой теме задала вам вопрос вы диванный или нет, а потом на него ответила. Осталось узнать вы активный , или пассивный(...ракеты Р-27ЭТ с тепловым наведением наводимые от ОЛС совершенно пассивно) эксперт пользующийся только https://www.flightradar24.com/NATO11/2b45c5c8
  31. 0
    26 марта 2022 13:01
    Цитата: Osipov9391
    Потому их возможности примерно равны.

    Я не Станиславский, но не верю. Кто такие их? https://www.youtube.com/watch?v=ENVwDpVyZEI. Ну так напишите даже без ссылки на грамотном техническом языке про - примерно.
  32. 0
    1 мая 2022 11:32
    Ув.авианарод! Ал-41Ф1 для Су-34 теоретически какую сможет держать высоту для максимальной эффективности АФАР РЛС, раз США переходят на F-18 суперхорнет заместо Боингов, ну а само-собой изделие 30" какую ????
  33. 0
    15 июня 2022 21:04
    тащемто попробуйте сравнить характеристики сего новейшего изделия советской оборонки, впервые поднявшегося в воздух в 89м году, с американским FB-111 поздних версий, примерно в то же время уже заканчивавшего жизненный цикл и снимавшегося с вооружения. 111й лучше во всем - дальность, скорость, нагрузка и т. д. и т. п. при этом имел (с 60х годов!) еще и систему автоматического огибания рельефа местности на малых высотах в любое время суток - насколько мне известно у нас такого до сих пор нет.
  34. 0
    27 июля 2023 16:20
    Цитата: Роман Ефремов
    Там достаточно серьёзный ЗРК у англичан (была статья на ВО),

    Это какой, интересно у англичан может быть серьезный ЗРК? Помимо американцев только французы смогли создать что-то стоящее - SAMP\T. И больше - НИКТО. Ни Германия, ни Израиль, ни Великобритания.
    1. 0
      4 августа 2023 22:24
      Тактико-технические характеристики ПЗРК Starstreak: дальность поражаемых целей – от 300 до 7000 м, высота поражаемых целей – до 5000 м, максимальная скорость ракеты – более 3 М, длина ракеты – 1369 мм, стартовая масса ракеты – 14 кг. Боевая часть – три проникающих вольфрамовых суббоеприпаса.

      Самоходный вариант ЗРК размещен на бронированном шасси "Stormer" (SP). Вес машины – 13 тонн, скорость - до 80 км/ч, экипаж – три человека. Основу комплекса составляет ЗУР "Starstreak HVM" с боевой частью из трех "дротиков" длиной 0,45 метра, диаметром 20 мм, весом 900 грамм, из которых по 450 грамм приходится на пластичное взрывчатое вещество PBX-98. Каждый из дротиков имеет свой контур управления и наведения по лазерному лучу, бронебойный сердечник, заряд взрывчатого вещества и термобатарею.