«Страсти» по оборонке

Вскоре после утверждения Госпрограммы перевооружения, рассчитанной до 2020 года, начались разговоры о проблемах отечественной обороной промышленности. Разговоры эти идут на самых разных уровнях, причем радует тот факт, что руководство страны признает имеющиеся проблемы и ищет пути их решения, не скатываясь в бессмысленные вопли на тему «все пропало» или диаметрально противоположные заявления позитивного характера. Тем не менее, одного обсуждения мало, нужны четкие и просчитанные шаги по исправлению ситуации и восстановлению, а порой и строительству предприятий оборонного комплекса.

«Страсти» по оборонке


Для рассмотрения сложившейся ситуации сперва необходимо определить список текущих вопросов. Первый из них касается состояния промышленности и ее способностей в свете старых и текущих воззрений на вооруженные конфликты. Фактически вся отечественная оборонка в советское время строилась с расчетом на обеспечение войск в случае масштабного столкновения или даже затяжной тотальной войны. Со временем риск подобных конфликтов снизился почти до нуля. Опыт последних десятилетий показывает, что нынешние войны не имеют большого размаха и требуют не количества вооружений и техники, но качества. Иными словами, хорошо подготовленная танковая рота при поддержке авиации в современной войне может сделать гораздо больше, чем дивизия бронетехники устаревших типов без какой-либо поддержки. Кроме того, большинство войн последнего времени шло между хорошо вооруженными армиями и небольшими формированиями, предпочитающими тактику партизанских диверсий и засад. Все это привело к характерным изменениям облика армий ряда зарубежных государств. В первую очередь, все ведущие страны стараются обеспечить своим армиям максимальную мобильность. Для этого производятся определенные преобразования структуры войск. Второй пункт в программах развития зарубежных армий касается обеспечения надежной связи между подразделениями разного уровня. Кроме того, по результатам ближневосточных операций, большое распространение стали получать броневики, защищенные от мин и нападений из засад (MRAP). Что касается других типов военной техники, то танки и другие боевые бронированные машины сейчас активно «затачиваются» и дорабатываются в том числе и для действий в городских условиях. Конечно, все текущие тенденции развития армий заставляют вспомнить известную пословицу про генералов и их подготовку к прошедшей войне. Однако пути развития зарубежных армий видны и с этим нужно считаться.


Отечественная оборонная промышленности, как уже говорилось, скорее предназначалась для массового производства продукции в случае войны, но экономические проблемы девяностых сильно ударили как по отрасли в целом, так и по ее мобилизационному потенциалу. Кроме того, пострадала и та часть оборонки, которая отвечает за создание новых образцов. Изменение условий и требований современной войны вкупе с затруднениями и проблемами прошлых лет ни капли не облегчает разработку и производство новых видов вооружения. Достаточно вспомнить недавнюю эпопею с отечественными броневиками «Тигр», а точнее все те многочисленные споры, которые ее сопровождали. Получилось так, что бронеавтомобиль армии нужен, но профильные предприятия не имеют опыта проектирования и изготовления подобной техники, да и требования по уровню защиты не смогли избежать критики. Тем не менее, «Тигр» уже находится в производстве и поставляется в войска и силовые структуры, а инженеры заняты созданием новых транспортных средств аналогичного класса, которые будут лишены недостатков первого современного броневика российского производства.

Вторая проблема российской оборонной промышленности заключается в специфической системе отношений заказчика в лице министерства обороны и предприятий-исполнителей. Во-первых, разработчики вооружений и военной техники не всегда согласны с военными относительно требуемых характеристик. Кроме того, не всегда есть возможность обеспечить те или иные возможности, сохранив простоту производства. Во-вторых, как показали прошлогодние события, военные далеко не всегда могут договориться с промышленниками насчет стоимости заказа. При этом доход некоторой части предприятий в основном состоит именно из выплат по контрактам, совершаемых министерством обороны.

Иногда называется третья проблема, которая в некоторой мере мешает отечественному оборонному комплексу заниматься созданием нового вооружения в должных объемах. Это – ремонт и модернизация старых образцов. Минобороны не имеет возможности быстро заменить весь парк той или иной техники и вынуждено дожидаться новой, ремонтируя старую. Все это требует денег и производственных мощностей. Сюда же часто добавляется и ремонт или модернизация техники зарубежных армий советского/российского производства. Ряд стран-эксплуатантов нашей военной продукции находится в еще более сложной ситуации и вынужден вместо закупок новой техники и вооружения, пусть даже и единичных, ремонтировать и улучшать старые. Некоторые государства делают это самостоятельно, некоторые обращаются к России. На первый взгляд, проблема отвлечения заводских мощностей на улучшение старого вооружения выглядит достаточно серьезной. Однако далеко не во всех случаях оборонное предприятие не может совмещать сборку новых образцов и ремонт старых, сохраняя запланированные темпы. Кроме того, в нашей стране имеется достаточно заводов для того, чтобы распределить нагрузку между ними и не навредить тому или иному заказу.

Как видим, решение текущих проблем «стратегического порядка» стоит вести по трем основным направлениям. Первое касается финансирования отрасли. До 2020 года ОПК получит около трех триллионов рублей на закупку нового оборудования, освоение технологий и т.п. При этом все чаще идут разговоры о сокращении этой суммы. Второе направление касается выработки облика оборонной промышленности. Для этого необходимо проанализировать имеющийся потенциал отрасли, текущие и перспективные угрозы, а также возможные пути развития предприятий. Задачей третьего этапа такой модернизации оборонной промышленности будет создание системы, с помощью которых военные, инженеры и производственники смогут координировать свои действия и разбираться с возникающими разногласиями. Стоит отметить, что подобный институт в нашей стране уже существовал и функционировал. Это была Военно-промышленная комиссия при Совете министров СССР. После распада Советского Союза и ряда последовавших за этим преобразований функции бывшей ВПК при Совмине были возложены на комиссию с таким же названием, но уже при правительстве Российской Федерации. Таким образом, положительные сдвиги последних лет являются заслугой в том числе и ВПК при правительстве. При этом ряд вопросов остается нерешенным – для этого, возможно, потребуются еще какие-либо преобразования Комиссии или расширение ее полномочий.

Представляют интерес высказывания некоторых представителей руководства страны. По словам вице-премьера Д. Рогозина, необходимо строить оборонную промышленность «нового уровня». Создание такой индустрии, как считает вице-премьер, должно вестись с учетом опыта тридцатых годов. Тогда наша страна, готовясь к грядущей войне, закупала за рубежом технологии и промышленное оборудование, которое впоследствии стало важной частью производства, как оборонного, так и гражданского. При этом модернизация существующих производств, или даже строительство новых, потребует определенных жертв. Ими, по словам вице-премьера, могут стать законсервированные мобилизационные мощности. В настоящее время этот элемент оборонных предприятий фактически представляет собой цеха с устаревшим оборудованием, которое к тому же простаивает без дела. Когда создавалась система мобилизационных мощностей, воззрения на грядущую войну были совсем не такими, как сейчас. Поэтому консервация цехов с тогда еще не устаревшими станками выглядела приемлемым методом обеспечения темпов производства в военное время. Сейчас же законсервированные мощности являются устаревшей методикой. Рогозин предлагает вернуть простаивающие цеха в эксплуатацию, обновить их оснащение и использовать для текущих нужд. Что касается экстренного повышения объемов производства, то, по мнению вице-премьера, это должно происходить за счет гибкой структуры производственных линий. Иными словами, если какой-либо участок предприятия работает только одну или две смены в день, то он должен иметь возможность за несколько дней перейти на круглосуточное производство.

Тем временем «Известия» опубликовали выдержки из некоего письма, якобы направленного Д. Рогозину главой Счетной палаты С. Степашиным. Если этот документ действительно существует и попал в руки средства массовой информации, то в воплощении текущей Госпрограммы перевооружения есть несколько серьезных проблем. Во-первых, до сих пор не выработана методика оценки способностей того или иного предприятия. Как следствие, нет возможности провести анализ и выдать заключение, может оно участвовать в программе или нет. Во-вторых, как утверждается в «Известиях», отсутствует несколько других важных документов. Кроме того, имеет место недостаточное привлечение внебюджетных средств: за последние годы эта часть финансирования не дотянула даже до двух третей от планировавшегося объема. При этом, правда, пока нет официальной информации относительно соответствия приведенных цитат исходному документу или даже существования подобного письма. Тем не менее, ряд экспертов уже сейчас отмечает, что необходим постоянный аудит и контроль над оборонной отраслью. Некоторые особенности ОПК позволяют делать производство непрозрачным, что является благоприятной почвой для разного рода финансовых злоупотреблений.

Независимо от существования письма Степашина Рогозину, остается ряд вопросов по поводу координации действий оборонной промышленности и заказчика в лице министерства обороны. Кроме того, как уже говорилось, необходимо провести ряд преобразований в структуре отрасли в целом и предприятий в частности. В противном случае российский ОПК, сохранив определенные производственные возможности, вряд ли сможет продолжать свое развитие и осваивать новые виды продукции.


По материалам сайтов:
http://vpk-news.ru/
http://rg.ru/
http://izvestia.ru/
http://lenta.ru/
http://periscope2.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 36
  1. afire 28 сентября 2012 08:55
    Дай бог всё разрулится и разрешится.... быстрее только думайте парни, времени не так много осталось
    1. ShturmKGB 28 сентября 2012 10:27
      Менять оборудование необходимо, но следует отдать должное советской системе дублирования производства, благодаря которой промышленность окончательно не сдохла...
    2. k7777 28 сентября 2012 11:35
      А зачем парням быстрее думать и времени не так много осталось до чего? Неужели вы думаете.что на Россию будут нападать?И наверное это будут злые натовские хищники.А зачем им это надо.Ведь все ниши.которые имеют западные компании по всему миру.для России недосягаемы.Россияне исправно потребляют колу.пепси.американские сигареты и другие товары и это безальтернативно.Лучше бы ваше правительство больше денег тратило на социальное обустройство вашей страны. А военизированая риторика отслеживается у Путина еще с 2000 года.Но прошло уже 12 лет.а толку почти нет.И.скорее.не будет.
      k7777
      1. slav4ikus 28 сентября 2012 13:29
        хочешь мира готовься к войне! а на соц нужды и так денег идёт тьма-так что воровать везде успевают!
      2. ivachum 28 сентября 2012 16:59
        В Освенцим первыми отправили именно пацифистов....

        "Россияне исправно потребляют колу.пепси.американские сигареты и другие товары и это безальтернативно"

        А Америка - китайский ширпотреб... hi И тоже безальтернативно..... tongue
        ivachum
      3. ЯРС 30 сентября 2012 13:57
        k7777, слушай ты прям всевидящий и все знающий. А ПРО в эуропе не на какие мысли тебя не подталкивает или ты может поверил штатам что оно не против России? Сталин в своё время уже поверил Гитлеру, а кто стоял за Гитлером я думаю тебе известно! История учит нас что западный мир лжив и действует исключительно в своих интересах не жалея сил и средств. А у запада военная риторика с какого года отслеживается??? Тратя деньги на военную технику тем более на новые военный разработки, автоматически подтягивается и гражданская промышленность и если сегодня все заработанные деньги трать исключительно на соц обустройство не развивая при этом промышленность, завтра останемся без денег! Путин ведет Россию правильным путем, главное терпения набраться! Я лично не курю и западные напитки не пью, это должен каждый себя заставить делать, ради своего же блага, так как западная продукция пользы не несет!!!
    3. dimanf 28 сентября 2012 21:53
      Цитата: afire
      Тем не менее, одного обсуждения мало, нужны четкие и просчитанные шаги по исправлению ситуации и восстановлению, а порой и строительству предприятий оборонного комплекса.


      вот это в самую точку. а то одна болтовня от Рогозина !
      dimanf
    4. Вперёд 29 сентября 2012 21:10
      Цитата: afire
      быстрее только думайте парни, времени не так много осталось

      Ну так вот и думают. Не в бирюльки же играют. what
  2. Bronis 28 сентября 2012 09:04
    Представляется, что главной проблемой ГПВ-2020 является система государственного управления. Точнее, ее слабая эффективность. И дело даже не в табуреткиных. Уберут одного - появится другой, может и похуже. Система - это система...
    Проблема 1 - клановость и порождаемая ей коррупция (звучит банально, но все же...)
    2. Отсутствие четкого понимания, что, собственно необходимо и как это сделать (частые и разнонаправленные высказывания Генштаба и Правительства, не говоря о предприятиях). В принципе, обусловлено пунктом 1 - "клановые" и "корпоративные" интересы, зачастую, в приоритете.
    И только на 3-м месте проблемы кадрового дефицита и развала системы ОПК.
    1. Su24 28 сентября 2012 09:15
      Соглашусь. ГПВ-2020 не "снег на голову". О существующих проблемах отросли руководству хорошо было известно, хотя бы по проблемам предыдущей госпрограммы вооружений. Теперь мы снова наступаем на те же грабли. Не хватает централизации и контроля, словом "сильной руки".
      1. Bronis 28 сентября 2012 10:59
        "Сильной руки" не хватает, но еще более важный вопрос - исполнительская дисциплина. С ней еще хуже. И не всех можно заставить, кто-то просто не способен. И выгнать их сложно, во-первых, система своих не сдает, во-вторых "все друг другу через кого-то обязнаны". Соответственно, переместят чиновника в другое кресло да и все. Вот и получается замкнутый круг. Тасуется колода карт. Новых людей почти нет, да и быть не может. А если и появляются, то "свои". Чтобы быть руководителем, нужно профессионально "вырасти", получить опыт. А сейчас частенько Папы-мамы помогают или тесть/свекор проявляет неравнодушие. И на ключевых местах сидят мальчики-девочки лет по 27-30 (по департаментам министерств посмотрите). Толковым кадрам вырасти неоткуда.
        Иногда за 5-7 лет из мебельщика получается выдающийся налоговик, а потом и целый минстр...
  3. Su24 28 сентября 2012 09:13
    "Кроме того, большинство войн последнего времени шло между хорошо вооруженными армиями и небольшими формированиями, предпочитающими тактику партизанских диверсий и засад."

    А по-моему только одна из сторон использует партизанскую тактику, вторая же очень активно использует авиацию, бронетехнику и артиллерию.
  4. tan0472 28 сентября 2012 09:22
    "Вскоре после утверждения Госпрограммы перевооружения, рассчитанной до 2020 года, начались разговоры о проблемах отечественной обороной промышленности."

    Вот те на. О проблемах говорят уже два десятка лет, а госзаказчики узнали о них только что. Они (заказчики) что, инопланетяне или с Луны упали? Или эти заказчики ещё совсем недавно не помышляли о работе в МО и не разбираются в том, чем должны разбираться?

    разработчики вооружений и военной техники не всегда согласны с военными относительно требуемых характеристик.

    как показали прошлогодние события, военные далеко не всегда могут договориться с промышленниками насчет стоимости заказа.

    А может предприятия выпускающие военную технику должны быть государственными? И тогда разработчики будут разрабатывать то, что нужно военным, а не то что им "хоцца"? И цена будет государственной, без накруток "жене на Мальдивы"?
    1. ССИ 28 сентября 2012 09:54
      Обижаете бедных женщин. Ведь мужья их могут и в европейский суд пожаловаться!
  5. саша 19871987 28 сентября 2012 09:23
    в первую очередь проблема с людьми,старые спецы вымирают,новых категорически не хватает...
  6. ССИ 28 сентября 2012 09:24
    Я, конечно, человек без военного образования, но не радует меня сравнение автора армий потенциальных противников. Если американцы воюют на чужих территориях, может быть танковая рота при поддержке авиации что-нибудь да значит, но нам то надо ТЕРРИТОРИЮ защищать. Поэтому нам и количество важно. Нам много техники надо и хорошей. И все эти игры в реформирование армии сильно не радуют!
    1. leon-iv 28 сентября 2012 10:09
      Для интереса посмотрите состоянии у ВВС США много инетересного для себя узнаете. Особенно рекомендую изучить состояние планера.
      1. ССИ 28 сентября 2012 10:24
        Здравствуйте, leon-iv! Наверное, много особо не узнаю, приходится интересоваться, а что Вы интересного про планер нашли? Большой срок службы? Это не новость. Поделитесь интересным!
        1. leon-iv 28 сентября 2012 10:51
          Есть интересная статья что основной срок службы основных самолетов ВВС США. Так вот напрмере большинство ударников F-15Eнадо будет списать в период до 18 года. Аналогично и по F-15 и F-16 надежда была на раптор и молнию 2-ю но результат вы видите. Еще хуже ситуация с А-10.
          1. ССИ 28 сентября 2012 11:49
            Срок службы наших самолетов, принятый еще в СССР, 60 лет. Это из условий старения металла и т.д. Есть еще срок службы по посадкам. Сами понимаете посадка - это удар. Это примерно 10 000 взлетов и посадок. Так что года над самолетами, при надлежащем уходе и регламентных работах, мало властны. У американцев, любящих и умеющих считать деньги, ситуация странная в последнее время. Они строят самолеты, мало отвечающие выдвинутым требованиям. Если это Стелс, то, оказывается, что он видим некоторым типам радаров. Начинают его дорабатывать - уходит аэродинамика, вес, еще что-нибудь. Получается вечная борьба между финансированием и заявленными свойствами. Поэтому, часто, в строю остаются старые, проверенные временем системы, а вот тут и появляется фактор по ограничению летной годности либо по годам, либо по посадкам. И начинается перенос сроков списания (самолеты ведь в ВВС нужны). У нас, продление сроков службы, проводится распоряжением Главного конструктора. Как в Штатах не знаю.
            1. leon-iv 28 сентября 2012 11:57
              И начинается перенос сроков списания
              Но тут надо помнить что америка воююет по всему миру. И налет очень большой.
              1. ССИ 28 сентября 2012 12:20
                Продление сроков службы проводится на основе испытаний, либо волевым решением. Чаще бывает второе!
    2. ivachum 28 сентября 2012 17:06
      Между большими войнами всегда череда малых.... Иногда десятки лет. Иногда менее десяти лет.... Вспомните период между 1 и 2 мировыми войнами. Вся Европа готовилась именно к "малым" - быстрым - войнам, при чем желательно чужими руками. К чему это привело? ФАУ-2 падали не на Москву, а на Лондон...жаль до Вашингтона дальности не хватало..... hi
      ivachum
  7. gorko83 28 сентября 2012 09:47
    Неужели нельзя ввести жесткие законы направленные на искоренение коррупции. Вам не кажется что если бы срок заключения вырастал в зависимости от сумы и должности воровавшего это было бы справедливо, а лично мне кажется что пожизненное заключение свободы уже давно пора вести.
    gorko83
    1. leon-iv 28 сентября 2012 10:07
      Как не странно законы принимаются.
      Но рекомендую начать с себя например Гибдд взяток не давать. Пользоватся сайтом Госуслуги.
    2. Petrospek 28 сентября 2012 10:09
      А в Китае вообще расстрел, и все равно воруют.
      Тут надо людьми заниматься прямо со школьной парты, чтобы и мыслей не было воровать. А так хоть расстрел, хоть зарплата по пять лямов в месяц, ничего не поможет.
      Petrospek
      1. негоро 29 сентября 2012 09:14
        По поводу коррупции:меньше чиновников -меньше взяток.Проанализировать загруженность госслужаших и сразу выяснится,что половина не нужна,а чем короче управленческая цепочка,тем быстрее требуемый результат.А главное ввести строгую персональную ответственность(лучше материальную) за не выполнение должностных обязанностей в установленные сроки.
        негоро
  8. оле 28 сентября 2012 10:11
    Опыт последних десятилетий показывает, что нынешние войны не имеют большого размаха и требуют не количества вооружений и техники, но качества. Иными словами, хорошо подготовленная танковая рота при поддержке авиации в современной войне может сделать гораздо больше, чем дивизия бронетехники устаревших типов без какой-либо поддержки Автор молодец , все в современную официальную концепцию, только против вероятного противника армии Китая или США и НАТО (В БУДУЩЕМ), врядли структура наших войск выдержит натиск противника тамто будет и размах и количество вооружений.
    оле
    1. Pule 28 сентября 2012 10:40
      Концепцию обороны у амеров хорошо прослеживается в "Морском бое". Даже раздолбай понимает, что в ведении боя необходимо всё, что есть под рукой. Важно победить врага! Сила духа, а затем техника. За 20 лет разрухи родилось и выросло голодное до денег поколение без каких- либо ограничений в ответственности. Сейчас надо начинать воспитывать тех, кто не только зубы покажет, но и не позволит в них ударить, а может и замахнуться.
  9. anfreezer 28 сентября 2012 10:50
    "Фактически вся отечественная оборонка в советское время строилась с расчетом на обеспечение войск в случае масштабного столкновения или даже затяжной тотальной войны. Со временем риск подобных конфликтов снизился почти до нуля." Ну-ну, брат. это ты погорячился..Как говорится не зарекайся от....., от....да и от войны. Китайцам, например, это скажи.Это в 60-х они могли себе позволить только локальный на Даманском.
  10. Wedmak 28 сентября 2012 10:59
    Наши СМИ надо за яйца повесить, за нагнетание обстановки и постоянного делания из мухи слона. Заколебали уже. Если ранее журналистика подразумевала беспристрастное распространение информации из первых рук, то теперь это просто еще один рычаг управления обществом.
    Раньше очень интересна была передача "Военное дело", сейчас она скатилась до псевдосенсаций, изотерики и прочей чуши - смотреть тошно.
    Вот поэтому и не смотрю телевизор.
    1. snek 28 сентября 2012 14:46
      Цитата: Wedmak
      Наши СМИ надо за яйца повесить, за нагнетание обстановки и постоянного делания из мухи слона.

      Для этого человеку дан мозг - анализировать информацию.
      Цитата: Wedmak
      Если ранее журналистика подразумевала беспристрастное распространение информации из первых рук, то теперь это просто еще один рычаг управления обществом.

      Почитайте, интереса ради, какой-нибудь учебник по истории журналистики. Журналистика всегда была рычагом управления обществом а функция информирования опциональна.
      Цитата: Wedmak
      Раньше очень интересна была передача "Военное дело", сейчас она скатилась до псевдосенсаций, изотерики и прочей чуши - смотреть тошно.

      Надо думать, ребята работают на массовую аудиторию.
      Цитата: Wedmak
      Вот поэтому и не смотрю телевизор.

      А вот это правильно. Более того Михаил Афанасьевич словами Филип Филипыча говорил, что и газет советскаих (дума то же он бы сказал и о нынешних российских) читать не стоит, особенно перед трапезой.
      snek
  11. Setrac 28 сентября 2012 14:00
    Мозги у автора стремятся к нулю, десятью танками можно победить гондурас, и то под вопросом, к нулю стремиться умение амеров использовать танки. Это просто цирк, как они шли по Ираку, фланги открыты ( не слабы, а просто нету там никого), коммуникации не защищены, Жукова на них небыло, или Гудариана
  12. Братец Сарыч 28 сентября 2012 14:20
    Затяжных военных действий сейчас ни одна страна не выдержит! Слишком высокая стоимость всяких наворотов в технике привело к тому, что полномасштабные боевые действия вряд ли продлятся неделю (без атомного оружия), после участники сядут и начнут тыковки чесать, что делать-то дальше? Та же ливийская компания при более чем низкой интенсивности опустошила арсеналы нескольких стран-участников...
    Нынешняя кампания по сокращению армии в целом и ликвидации старых запасов вооружений может более чем плохо кончиться - и воевать будет некому, и главное вообще нечем...
    Братец Сарыч
  13. sxn278619 28 сентября 2012 16:38
    цитата
    России вот уже полтора десятка лет формируется монопольная промышленность, где конкуренция исключается. С этой целью все предприятия загоняются в холдинги и объединенные отраслевые корпорации. Это называется реформой ОПК. Сейчас такая же убийственная реформа начинается в некоторых сферах ОПК. Для монополиста закончить и сдать разработку – отрубить сук, на котором сидит. Ведь финансирование закончится, останется только копеечный авторский надзор. Поэтому проектирование будет длиться бесконечно. А о прорывных идеях можно забыть навсегда. В косной системе они никому не нужны. Гораздо важнее стабильность финансирования
    Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-08-03/1_darpa.html
    Катастрофой для страны явилось решение ВПК в декабре 1969 года о переориентации отечественных ЭВМ на архитектуру американской IBM/360. Расчет на коммерческое и нелегальное приобретение готового продукта обернулся провальным отставанием от потенциального противника. Советский Союз отстал на целое поколение информационных технологий, остался без электронной компонентной базы и проиграл холодную войну в сфере ударных вооружений и космоса.


    Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-08-03/1_darpa.html
    sxn278619
  14. 77bor1973 28 сентября 2012 22:06
    Считаю что основной проблемой есть дилемма , кто определяет облик и ТТХ техники и вооружения ВПК или военные , в советское время больше считались с мнением военных но определяющим было ВПК т.к. задумать можно многое а построить только то что получается .
    77bor1973
  15. механик11 28 сентября 2012 23:48
    Пока генералы готовяться к новой войне -я на 3-D принтере пистолетик сваяю.
    механик11
  16. Magadan 29 сентября 2012 04:44
    Деньги на оборонку тратить надо и есть где и х взять: надо просто чинуш сократить и зарплаты им урезать. Мой приятель спит с одной мадам из Администрации, говорит она получает от 300 тыс в месяц плюс еще премии какие-то.
    Я тут ради интереса попытался выяснить сколько Россия тратит на содержание госаппарата. В результате узнал, что на Украине тратят 8% бюджета, в Казахстане 7.8% , в странах Балтии 8% , а вот про Россию ничего найти не смог. Что это за тайны покрытые мраком? Опять правду от народа скрывают? Все последне данные были за 2005 год, причем почему-то смешали расходы на оборонку с содержанием госаппарата! При чем тут чинуши и защита Родины? Может кто знает, сколько нам обходится содержание чиновников?
  17. bunta 29 сентября 2012 11:21
    По словам вице-премьера Д. Рогозина, необходимо строить оборонную промышленность «нового уровня». Создание такой индустрии, как считает вице-премьер, должно вестись с учетом опыта тридцатых годов.

    Ну вот и обозначили уровень развала ВПК.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня