Ка-52. Губительное совершенство

191
Ка-52. Губительное совершенство

Настоящее боевое применение (Сирия практически не считается, там были эпизодические случаи) Ка-52 показывает, что это реально серьезная боевая машина. Никто не ставил этого под сомнение раньше, тем более, нельзя придумать повод для критики сейчас.

Даже те снимки, которые публиковали наши информационные противники, скорее свидетельствуют в пользу моего утверждения, нежели против. Да, факты потери имели место быть, но как – вот в чем суть. Но к этому мы вернемся чуть ниже.



А начать обзор стоит, как всегда, с исторического экскурса, поскольку именно так можно получить понимание в полном объеме тех составляющих, делающих Ка-52 такой машиной, какой он является на самом деле.

В деле с Ка-52 много нюансов, главный из которых – невозможность обеспечить нормальную боевую работу летчику Ка-50 (одноместной машине) на уровне Ми-28, где летали два члена экипажа. Аппаратура того времени не могла заменить человека полностью, а потому в недрах ОКБ Камова генеральным конструктором ОКЮ С. В, Михеевым было принято решение о начале работ по созданию разведывательно-управляющего вертолета на базе Ка-50. Это вертолет должен был быть двухместным и действовать вместе с группой Ка-50 в качестве летающего координационного центра.

Для выполнения задач был разработан комплекс оптико-электронного и радиолокационного оборудования. Для работы с этим комплексом и потребовался второй член экипажа, которого решили разместить рядом с пилотом, а не за ним, как на основном большинстве аналогичных машин в мире.

Такая компоновка кабины решала сразу несколько проблем, главной из которых было упрощение взаимодействия между членами экипажа во время полетов в сложных условиях, на малых высотах и во время боевых действий. Кроме того, отпадала необходимость дублирования приборов для штурмана-оператора.


От Ка-50 новый вертолет конструктивно отличался только кабиной, в остальном конструкции были идентичны на 85%. Сохранилась и система бронирования кабины, общий вес брони составляет около 300 кг.

Изменения коснулись в основном наполнения различным оборудованием.

Наиглавнейшей особенностью стали катапультируемые кресла К-37-800, которые конструкторы смогли разместить в кабине для обоих членов экипажа. При активации спасательной системы перед катапультированием автоматически происходит отстрел лопастей.

Управление вертолетом было сделано двойным, и машиной мог управлять как пилот, так и штурман-оператор.

Естественно, размещение аппаратуры и еще одного члена экипажа негативно сказались на ЛТХ вертолета. Однако снижение летных характеристик, вызванное утяжелением конструкции, оказалось возможно нивелировать путем установки двигателя большей мощности (ВК-2500) и существенной переработки носовой части, что довело аэродинамику Ка-52 до уровня Ка-50.

Главное отличие же Ка-52 от Ка-50 – это авионика и электроника. Был рассмотрен целый ряд вариантов оснащения вертолета, и в конце концов Минобороны России остановилось на варианте, который значительно усиливал возможности Ка-52 перед Ка-50.

Сердцем Ка-52 является прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Аргумент-2000». В состав комплекса входят:
- бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) «Багет-53»;
- пилотажно-навигационный комплекс ПНК-73ДМ;
- круглосуточная обзорно-пилотажная система ТОЭС-520;
- круглосуточная поисково-прицельная система ГОЭС-451 (сопряжена с РЛК «Арбалет»);
- радиолокационный комплекс «Арбалет-52»;
- бортовой комплекс связи БКС-50;
- бортовой комплекс обороны «Витебск»;
- авионика с применением МФД и нашлемных систем целеуказания и индикации (НСЦИ);
- двойное управление комплексом, одинаковое для обоих членов экипажа, сгруппированное на их органах управления вертолётом.

РЛК «Арбалет-52» двухканальная, с двумя независимыми антеннами.


Первая, размещенная в носовой части, служит для поиска и атаки целей, обладает большой апертурой.


Вторая антенна надвтулочная, с меньшей апертурой, обеспечивает круговой обзор для общего контроля воздушного пространства и защиты от ракет противника.

«Арбалет-52» способен сопровождать до 20 целей, танк РЛС «видит» с 12 км, самолет – с 15 км. Ракету класса «Стингер» обнаруживает с 5 км. Кроме того, «Арбалет-52» снабжает данными прицельную и навигационную системы, предупреждает о препятствиях при полетах на сверхмалых высотах.

Основой пилотажного комплекса в любое время суток служит обзорно-поисковая система, состоящая из оптико-электронной системы ГОЭС-451, системы ночных полетов ТОЭС-250 и НСЦИ, нашлемные дисплеи, с помощью которых пилоты могут круглосуточно наблюдать за обстановкой. От датчиков положения шлемов пилотов осуществляется управление головкой ТОЭС.

ГОЭС-451 включает в себя тепловизор, камеры с широким и узким углами зрения, лазерный дальномер, датчики облучения лазером. Система позволяет обнаруживать цели на расстоянии днем до 10 км и ночью до 6 км. Кроме того, ГОЭС-451 получает данные от РЛК «Арбалет-52». Бортовая вычислительная машина обрабатывает данные, полученные от всех источников и проецирует синтезированное изображение цели и местности как на дисплеи на приборной панели, так и на нашлемные дисплеи пилотов.

Сведение всех инструментов получения информации об окружающей обстановке (радиолокатор, тепловизор, лазерный дальномер, камеры) в единую систему под управлением бортового компьютера с возможностью выдачи данных так, как это удобно пилотам – задача, которую конструкторы смогли решить на 100%.


Пять ЖК-мониторов на приборной доске, один монитор между ног у левого пилота, индикатор на лобовом стекле у левого пилота плюс нашлемные экраны – все это позволяет пилотам получить максимально полную картину происходящего. Единственное, чего пока не хватает – это системы нашлемного целеуказания. Но и без этого пилоты могут вполне эффективно управлять всем имеющимся в их распоряжении вооружением.

Отдельно стоит сказать о системе защиты Л-370В52 семейства «Витебск».

Система автоматически обнаруживает облучение лазера, радиолокатора, пуск ракеты и в том же режиме активирует применение пассивных помех, отстреливая дипольные отражатели или тепловые ловушки. Кроме того, Л-370В52 может осуществлять активную защиту в инфракрасном и радиодиапазоне, нарушая наведение ракет.


Система Л-370В52 может работать совершенно автоматически, информируя пилотов о характере угрозы и направлении, с которого произведена атака. Л-370В52 не только идентифицирует угрозы, но и сообщает о принятых мерах противодействия и оставшихся в распоряжении экипажа средствах защиты.

В состав вертолётного комплекса Ка-52 входят:
- устройство управления;
- аппаратура обнаружения лазерного облучения;
- ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет;
- станции оптико-электронного подавления (СОЭП);
- устройства выброса пассивных помех;
- цифровая станция активных помех (ЦСАП).

ЦСАП предназначена для постановки электромагнитных помех и подавления радиолокационных сигналов РЛС обнаружения и наведения противника, а также головок самонаведения управляемых ракет с РГСН.

Здесь может возникнуть вопрос: если вертолеты столь эффективно защищены, то почему имеют место быть случаи вывода их из строя противником во время проведения спецоперации на Украине.

Если внимательно изучить случаи непланового приземления Ка-52 числом три, то становится понятно, что работал самый эффективный способ уничтожения вертолетов: ПЗРК. К сожалению, при всех достоинствах Ка-52, ПЗРК типа «Стингер» будет весьма эффективен против вертолетов.

Более того, по вертолетам «Стингер» более эффективен, чем по самолетам, поскольку вертолет действует на небольших высотах и на меньших скоростях, представляя собой выгодную мишень.

Однако, посмотрим на фото.


Тут очевидно, что вертолету досталось по полной. Этот факт отрицать сложно. По двигателю влепили из ПЗРК и влепили, очевидно, с близкой дистанции. Но что видно на фото?

Лопасти не отстрелены, значит, вертолет либо сел нормально, либо на авторотации. Следов катапультирования нет. В кабине нет следов крови и прочих сопутствующих факторов, то есть, экипаж после поражения ракетой мало того, что выжил, так еще и уцелел с последующим отбытием с места посадки.

То есть, 300 кг брони свою роль сыграли просто прекрасно. Что и требовалось доказать в данном случае.

Пересматривать все снимки, которые предлагаются, смысла нет, потому что там иной раз сложно даже понять, в чем рисовали. Слишком много было вариантов, когда всплывали факты подрисовывания или откровенной профанации.

Предварительное резюме: защита Ка-52 в реальности «держит удар» «Стингера». И на выходе нокдаун. Но экипаж (самое ценное) просто получит потом новую машину и продолжит свою работу после необходимой реабилитации.

Вооружение. Здесь просто стоит сказать о том, не что есть у Ка-52, а как есть.

Пушка. 2А42. То есть, то же самое, что стоит на легкой бронетехнике: БМП-2, БТР-82А, БТР-82АТ. Боекомплект из 500 снарядов калибром 30-мм, которые можно при необходимости одолжить у кого угодно: танкисты, мотострелки, артиллеристы, короче, все наземники, у которых есть на складах 30-мм снаряды к 2А42 и 2А72. То есть – почти у всех.

Унификация – это вообще полезно всегда.

Пушка подвижная в двух плоскостях, а при необходимости можно добавить на внешние узлы еще две в контейнерных установках. Тогда вообще жизнь внизу становится грустной. Выбором боеприпасов управляет оператор, селективное питание – это полезная вещь.


Шесть узлов подвески, на которых можно разместить почти две тонны различного вооружения, от управляемых ракет семейства «Атака» до противовоздушных «Игла-В».

«Атака» дает два варианта: противотанковая 9М120-1 с тандемной кумулятивной БЧ и 9М120Ф-1 с фугасной БЧ с объемно-детонирующей смесью. Все очень красиво и без лишних изысков.

Перспектива здесь тоже прослеживается. Очень хорошо с борта Ка-52 будут применяться «Хризантемы», которые представляют собой очень серьезное противотанковое оружие. Кроме них планируются к принятию на вооружение противотанковые ракеты большой дальности действия «Гермес-А» и малой дальности «Атака-М», всепогодного и круглосуточного применения.

Ну и совсем уже ставшие классикой НАР С-8 и С-13.


Итого мы имеем круглосуточный и круглогодичный вертолет непосредственной поддержки войск на поле боя, способный атаковать любые цели. Плюс достаточно хорошо защищенный экипаж, работающий при помощи современных средств обнаружения и целеуказания.

Конечно, Ка-52 не может не иметь врагов. Но как показала практика применения в Сирии (весьма ограниченная по количеству и времени) и в спецоперации на Украине, это современная машина для современного боя, способная оказывать достаточную поддержку своим войскам на земле.

Именно сегодня мы в видеоотчетах можем наблюдать и делать выводы о том, насколько успешным получился этот вертолет. Интенсивность применения и откровенно небольшие потери свидетельствуют о том, что при подавлении больших ЗРК и истребительной авиации противника Ка-52 практически круглосуточно может решать задачи по обеспечению безопасности транспортных колонн, выполнению десантных операций и прикрытию с воздуха любых наступательных действий армии.

Нельзя сказать, что это самый быстрый, самый оснащенный или самый сильно вооруженный вертолет в мире. Здесь дело даже не в цифрах скорости или количества боеприпасов на борту. Здесь дело в том, насколько все гармонично объединено в одной отдельно взятой машине.


Энерговооруженность, авионика, электроника, средства радиоэлектронной борьбы, броня, средства спасения, вооружение, надежность – все это довольно удачно получилось объединить в Ка-52. И именно в такой гармонии и заключается сила этой машины.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

191 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -18
    21 марта 2022
    Вторая антенна надвтулочная, с меньшей апертурой, обеспечивает круговой обзор для общего контроля воздушного пространства и защиты от ракет противника.
    Практически закрытый голенью техника цилиндрик - это антенна?! М- миниатюризация. хотя насчёт "Стингера" с 5-и км не верю, не такой крохой.
    1. +23
      21 марта 2022
      Бесспорно, хорошая машина. Но на войне всякое случается, можно попасть в засаду и быть сбитым над территорией врага, или подбитым и вернуться на базы. На то и война.
      1. +20
        21 марта 2022
        Классный обзор! Машина - фантастика!
      2. +37
        21 марта 2022
        Цитата: Borik
        можно попасть в засаду и быть сбитым над территорией врага,

        А не тот ли это вертолёт который сел на вынужденную в районе Гастомеля и экипаж занимал оборону до подхода спасательного борта?Если судить по плотности огня то я просто обалдеваю что потерь кроме одного борта не было.Об этом говорит в интервью старший группы огневой поддержки летевший на МИ-24.Русские умеют воевать как и их отцы и деды.
        1. +7
          21 марта 2022
          тот на шасси остался, а этот на брюхе лежит
          1. AML
            +7
            21 марта 2022
            У того с правой стороны не вышло шасси. Пилот это озвучивал. Поэтому полноценно сесть на шасси он не мог
          2. +4
            21 марта 2022
            Нет, это та вертушка шасси у нее только задние вышли , плюс она олс борозду пропохала при посадке пересмотрите видео
            1. +4
              21 марта 2022
              да похоже на то, просто на видео когда пилот выбирается и ложится на землю с автоматом, видна задняя правая и просвет приличный над землей, а тут более поздняя фотка просел Аллигатор похоже в мягкий грунт
              1. +6
                21 марта 2022
                Да та эта вертушка лётчик выступал говорит летает и всё смотрит на неё. Говорит о неё как о своём боевом товарище и очень переживает за неё.
                1. +3
                  21 марта 2022
                  Перестанут палить, заберет его Ми-26 надеюсь.
                  1. 0
                    21 марта 2022
                    Обязательно заберёт! Ему фсё равно, кого и куда тащить
        2. 0
          22 марта 2022
          это именно он
      3. 0
        21 марта 2022
        Главный недостаток новой техники, при сбитии - все наработки достаются противнику, в том числе и средства защиты. "Катюши" имели заряд, под сиденьем, для сохранения секретности.
    2. +19
      21 марта 2022
      Цитата: Владимир_2У
      Практически закрытый голенью техника цилиндрик - это антенна?! М- миниатюризация. хотя насчёт "Стингера" с 5-и км не верю, не такой крохой.

      И правильно делаете что не верите. Надвтулочная антена( как у "Апача") моталась по выставкам,но не была доведена до ума, серийные машины без нее летают.
      Стингер видит с 5- км якобы носовой антенной, надвтулочная антенна для обнаружения воздушных целей была нужна, а носовая наземных, ЕМНИП.
      1. +1
        21 марта 2022
        Да по выставкам макет болтался. Не смогли до нормальных характеристик довести нормальную надвтулочную РЛС. Проблемой стала сама соосная схема.
        Щас поэтому на ка-52 и стоит такой эрзац-надвтулочнойРЛС..
        Просто это лучше чем ничего.
        Но такой малипуськой невозможно обеспечить применения УР , так как это реализовано на АН-64. У амеров надвтулочная РЛС по сравнению с нашей - прям таки загоризонтная РЛС
        1. +4
          21 марта 2022
          На ми28НМ стоит надвтулочная.
    3. +8
      21 марта 2022
      Практически закрытый голенью техника цилиндрик - это антенна?!

      это не антенна. Там расположен автомат перекоса
      1. -2
        21 марта 2022
        Цитата: Ка-52
        это не антенна. Там расположен автомат перекоса

        Точно? Как то по электронному выглядит.
        1. +5
          21 марта 2022
          РЛС вот такая
          1. +1
            21 марта 2022
            Цитата: Johnson Smithson
            РЛС вот такая

            Ага, только на фото в статье её вообще нет
    4. +5
      21 марта 2022
      Цитата: Владимир_2У
      Практически закрытый голенью техника цилиндрик - это антенна?! М- миниатюризация. хотя насчёт "Стингера" с 5-и км не верю, не такой крохой.

      ========
      Вряд ли! Вообще сомневаюсь в наличии на серийных "Аллигаторах" надвтулочной РЛС - Роман, вообще-то любит "ляпы" допускать! Но планы такие были точно:
      1. +2
        21 марта 2022
        Цитата: Ка-52
        Практически закрытый голенью техника цилиндрик - это антенна?!
        это не антенна. Там расположен автомат перекоса

        Значит Ка-52 (Андрей) прав, это автомат перекоса.
    5. +1
      22 марта 2022
      Цитата: Владимир_2У
      хотя насчёт "Стингера" с 5-и км не верю, не такой крохой.

      Не совсем понял это ваше не такой крохой. К чему относится. Если о ПЗРК Стингер то у него вес б/ч 3 кг. В 122 мм осколочно-фугасном снаряде взрывчатого вещества 3,8 кг., в 76.2. мм ОФС ВВ 750 грамм.
      У Стингера на ВВ приходится 1.8 кг.
      Вот и прикиньте какому снаряду соответствует разрыв б/ч Стингера
      1. -3
        22 марта 2022
        Цитата: ВАШ
        Не совсем понял это ваше не такой крохой. К чему относится.

        К ошибочно принятому мною, впрочем с подачи автора, за надвтулочный радар автомату перекоса. "Радар" я крохой посчитал, ясно?
        1. +2
          22 марта 2022
          Теперь ясно.
    6. -2
      22 мая 2022
      Рекомендую автору ознакомится с Апач и Команч, можно посмотреть видео ролик из симулятора DCS World где отлично видна електронная начинка вертолета AH-64D
      и потом сравнивать с електронная начинка Sagem Electronics в вертолете Ка 52:
      Ка-52 отстает от AH-64D в електронном начинке и в етом сомнения не должни бить.

      А по живучесть Ка-52 несомнено превозходит Апач.

      Надо далше развивать електронника и електронние предприятия в России.

      а если хотите попробвать полет на Апач с напарника, можно безплатно попробовать для 2 неделей (из вебсайта DCS World.)

      https://youtu.be/ld0v4iGcAco?t=184

      https://www.youtube.com/watch?v=ZgBNp5p2MpM


      Сейчас жду минусов laughing
  2. +15
    21 марта 2022
    Соосная схема даёт ряд преимуществ в пилотировании,отличная машина!
    1. +14
      21 марта 2022
      +20% к подъемной силе ибо не тратится мощность на рулевой винт.. Отсюда и более высокая скороподъемность,на КА-50 было зарегистрировано 30м\с..Живучесть выше за счет опять таки отсутствия рулевого винта он чаще всего повреждался при обстрелах..
      рс: Исходя из знаменитого ролика над Гостомелем есть некоторые вопросы к обнаружению целей на земле так как оные обнаруживались только при визуальном контакте что явно дают понять переговоры пилотов.. Вопрос об установке АФАР типа Жук-М более чем актуален , но видимо дело в цене..
      1. -3
        21 марта 2022
        Исходя из знаменитого ролика над Гостомелем есть некоторые вопросы к обнаружению целей на земле так как оные обнаруживались только при визуальном контакте что явно дают понять переговоры пилотов.

        Тепловизоры должны были засекать людей ещё за 1-2 км . Но то-ли обзорность тепловизоров хромает,то-ли они вообще не установлены ,раз экипаж только при зрительном контакте обнаруживает цели .
        Необходимо авионику перерабатывать.
  3. +28
    21 марта 2022
    Хорошая машина. Интересно было бы прочитать и о Ми-28, как о боевом применении, так и о сравнении его с Ка-52, именно на отрезке спецоперации. Помню, было много споров о том, какой из этих вертолетов лучше.
    1. +11
      21 марта 2022
      Я все таки думаю КА-52 лучше... в плане больше шансов выжить на поле боя из за особенностей планера.
      Что касается Стингеров... почему бы не сконструировать беспилотный бронированный вертолет в качестве обманки сопровождения боевых вертолетов... оборудовать его аппаратурой РЭБ и системой отслеживания операторов ПЗРК.
      ПУстить его на поле боя и пускай собирает на себя все пуски ПЗРК противника. А летчики будут выполнять непосредственную боевую задачу.
      1. +7
        21 марта 2022
        Ну, мы можем думать и считать как угодно, вот поэтому и хочется прочитать экспертное мнение. hi А беспилотный вертолет - идея хорошая, но, видимо, или считают, что это слишком дорого, или просто пока не разработали.
        1. +18
          21 марта 2022
          Лучший эксперт это война... она никогда не ошибается в реальной оценке оружия.
      2. +7
        21 марта 2022
        Цитата: Леха с Андроида.
        думаю КА-52 лучше... в плане больше шансов выжить на поле боя из за особенностей планера.

        Кому как ! Расположение вертолётчиков "бок о бок"/"социум" ряд воен.спецов считает недостатком ! (Мол,есть существенная вероятность поражения экипажа "одной очередью"!) Именно из-за этого , на известном "турецком конкурсе" камовцам пришлось срочно "переделывать" Ка-50-2"Эрдоган" с 2-местной кабиной от Ка-52 в 2-местный с тандемным(!) расположением экипажа ! В последствии,КБ Камова бралось за ударный вертолёт с "изначальным" тандемным(!) расположением экипажа ,но не получило поддержки МО !
        Цитата: Леха с Андроида.
        почему бы не сконструировать беспилотный бронированный вертолет

        Сам про это думал! Но не в качестве "обманки";а как "полноценный" боевой беспилотник на базе Ка-52 ! Не знаю,как получится в "серьёзной" войне с высокотехнологичным противником;но в противопартизанских операциях,против ДРГ, злобных контрабандистов должно получиться неплохо !
      3. 0
        21 марта 2022
        Что касается Стингеров... почему бы не сконструировать беспилотный бронированный вертолет в качестве обманки сопровождения боевых вертолетов... оборудовать его аппаратурой РЭБ и системой отслеживания операторов ПЗРК

        Необходимы тепловизоры с дальность обнаружения до 5 км ,углом обзора до 360 градусов,с компьтерным выделением целей.
        Цена не должна иметь значения - вертолёт всё равно дороже тепловизора,в случае потери. И без дальнобойных тепловизоров Ка-52 сильно уязвим.
      4. -1
        22 марта 2022
        сетецентричность подразумевает то что после обнаружения цели спалится только одна ПУ, та которая будет вести огонь, остальные будут скрываться
    2. +15
      21 марта 2022
      Цитата: Дед-дилетант
      Интересно было бы прочитать и о Ми-28, как о боевом применении, так и о сравнении его с Ка-52,

      "Разборка полётов",безусловно, будет ! Но и я обратил внимание,что остальные типы ударных вертолётов (кроме Ка-52) ,как бы "ушли в тень" в репортажах "с фронту" ! Чем это вызвано,до конца не ясно,не смотря на отличные характеристики Ка-52 !
      1. +5
        21 марта 2022
        Скорей всего дело в совершенном( по сравнению с остальными) БРЭО и технической надежностью что подымает степень готовности ЛА.. Видимо КБ Миль ждут тяжелые времена..
      2. +5
        21 марта 2022
        Цитата: Nikolaevich I
        Но и я обратил внимание,что остальные типы ударных вертолётов (кроме Ка-52) ,как бы "ушли в тень" в репортажах "с фронту" ! Чем это вызвано,до конца не ясно

        ========
        Осмелюсь предположить, что именно на них ("Аллигаторов") и ложится основная тяжесть работы! По крайней мере - пока.
      3. -3
        21 марта 2022
        Цитата: Nikolaevich I
        остальные типы ударных вертолётов (кроме Ка-52) ,как бы "ушли в тень" в репортажах "с фронту" ! Чем это вызвано,до конца не ясно
        Может потому что Ка-52 сбивают, а Ми-28 - нет?
    3. +6
      21 марта 2022
      Пол моему, на этом ресурсе (хотя, могу ошибаться, давно это было) был цикл статей о рождении этих вертолетов. Военные были целиком за Ка-50 - 52, но Милевцы через админресурс продавили и Ми-28 (по сути рестайлинг Ми-24), поэтому свершился очередной наш нонсенс, на вооружение приняли сразу оба вертолета.
      Сейчас вроде мелькнула информация, что МО отказалось от поставок Ми-28 hi
      1. +5
        21 марта 2022
        Не, ну всё-таки рестайлингом Ми-28 назвать нельзя - это полноценный ударник, без десантной функции, которая нечасто используется у Ми-24. Там и компоновка другая, естесна. Просто соосная компоновка Ка уж очень привлекательна, что и обуславливает его преимущество
        1. -1
          22 марта 2022
          Цитата: whitebeard
          Не, ну всё-таки рестайлингом Ми-28 назвать нельзя - это полноценный ударник, без десантной функции, которая нечасто используется у Ми-24

          Только по фюзеляжу. Двигатели, трансмиссия, авионика, навигация в основном те же. Поэтому именно рестайлинг.
    4. +1
      21 марта 2022
      Я вообще что-то не встречал никаких ни материалов, ни новостей о применении Ми-28, такое ощущение, что его и вовсе на укро-фронтах нет, по какой-то причине. Везде видны только Ка-52 и Ми-24 (не считая штурмового варианта Ми-8, естесна)
      1. 0
        22 марта 2022
        Цитата: whitebeard
        Я вообще что-то не встречал никаких ни материалов, ни новостей о применении Ми-28, такое ощущение, что его и вовсе на укро-фронтах нет, по какой-то причине

        Были, но единицы и вообще вызывают определенные сомнения.
        1. 0
          22 марта 2022
          Приветствую.
          Есть и летают. См. Ниже. Но лично я, поклоник Камова))

  4. +20
    21 марта 2022
    Хорошая машинка, но уже делают лучше, Ка-52К или в армейском варианте Ка-52М.
    Ребята, пусть количество взлетов всегда у вас будет равно посадкам!
  5. +11
    21 марта 2022
    Даже минимальной опыт Сирии уже даёт результаты. А боевые действия вна ук-роине показали,что в основном вертолёт военных устраивает. Основные задачи он выполняет. Проблема с номенклатурой боеприпасов, те же Атака и Хризантема должны были приминяться нашими вертолётами ещё несколько лет назад. Но,программу практического приминения и интеграции не форсировали, вертолет относительно безопасно может атаковать цели на подскоке, иначе обнаружат, и попытаются уничтожить. А,в основном, действительно машина этакий рабочий конь ВВС страны. Со временем вероятно, все же будет и новая, более мощная РЛС Я,с большей дальностью обнаружения целей, и новые ракеты,с,больший дальностью этих целей поражающих, а пока что воевать придётся тем что есть.
    1. +1
      21 марта 2022
      Чем вас "Вихри" не устраивают?
      1. 0
        21 марта 2022
        Макс702-ракету нужно непрерывно лазером подсвечивать!Это до 20 секунд зависания на месте!Так и сбить вертолёт несложно!!!!
        1. 0
          21 марта 2022
          Как бы с остальными та же беда , только вот Вихрь сверхзвуковая в отличии от.. У нас нет(пока) ракет выстрелил забыл для вертолетов
          1. 0
            21 марта 2022
            макс702-Разве?А Гермес?Ведь указано, что он использует принцип "выстрелил-забыл "! hi
            1. +2
              21 марта 2022
              А он есть? или он только в образцах?
        2. 0
          22 марта 2022
          А разве вертолёт зависает при пуске ПТУР? Он продолжает двигаться, просто оператору нужно цель держать при этом, что иногда бывает затруднительно.
          1. -1
            23 марта 2022
            Особенно когда оператор держит марку,а пилот маневрирует.. На КА-50 такой проблемы не было..
  6. +8
    21 марта 2022
    достойный продолжатель дела советского хищного земноводного...
    1. +7
      21 марта 2022
      поправка от биолога-крокодил не земноводное , а пресмыкающееся! Грозная боевая рептилия! если Вы о Ми-24!
      1. +4
        21 марта 2022
        спасибо за поправку hi
        О нем конечно good
      2. 0
        22 марта 2022
        аллигатор из того же семейства , это я про Ка-52
  7. +20
    21 марта 2022
    Помню, как впервые смотрел фильм "Черная акула" на видеомагнитофоне, год уже не помню, наверно или конец 80-х, или начало 90-х. Это был шок! Это была несказанная гордость за нашу авиацию, за наших летчиков и конструкторов!
    1. +4
      21 марта 2022
      Фильм супер! и единственный фильм про Афган, который я могу смотреть повторно,,,,
      1. +2
        21 марта 2022
        Сергей Борисович, кажется, в начале июня всё же приеду в Ваш город (очередная дата перенесённой конференции). При случае в личку мобильник сбросьте, встретимся на месте.
        1. +1
          22 марта 2022
          Да! увольняться я теперь с почты точно не буду после того как точно узнал, то НАШИ *изделия* работают против укронациков, значит- и моя крошечная помощь в этом есть!
    2. +1
      21 марта 2022
      Там даже Квачков засветился
      1. +3
        21 марта 2022
        Сначала он засветился там, а потом-в другом деле, жаль- не законченном! но кто такой Квачков я узнал после ЭТОГО дела!
  8. +10
    21 марта 2022
    Ну съемка от Минобороны работы такого над Гостомелью... С кучей размазаных целей и 18 попаданиями - и вновь - сел, а не упал - как-то за себя говорит.
    1. +4
      21 марта 2022
      Этот Ка 52 что на фотографии к статье скорее всего сбили из Шилки но никак не Стингера но и потери машин вместе с экипажем были минимум 2 случая.
    2. 0
      23 марта 2022
      пусков а не попаданий
  9. +9
    21 марта 2022
    Ка -52 мелькает чаще в новостях, нежели Ми-24 и Ми-28.
    1. 0
      21 марта 2022
      Ми-28 вообще не видно-не слышно. 24ые как-то светятся хотя бы...
  10. +9
    21 марта 2022
    В деле с Ка-52 много нюансов, главный из которых – невозможность обеспечить нормальную боевую работу летчику Ка-50 (одноместной машине) на уровне Ми-28,

    Старые байки, которые были опровергнуты ещё в Чеченских компаниях, где пара Ка-50 успешно работали, при поддержке Ка-28 (в роли целеуказателя).
    Впрочем даже двухместный Ка-52 сегодня на боле боя есть, в отличие от распиаренного Ми-28.
    1. +2
      21 марта 2022
      Цитата: Коте пане Коханка
      Впрочем даже двухместный Ка-52 сегодня на боле боя есть, в отличие от распиаренного Ми-28.

      Непохоже на "мультики"

      На опубликованном видео показана атака новейшего вертолета Ми-28НМ с надвтулочной РЛС, которая позволяет обнаруживать замаскированные цели среди сложного рельефа местности и на большом расстоянии.
    2. +2
      21 марта 2022
      Цитата: Коте пане Коханка
      Старые байки, которые были опровергнуты ещё в Чеченских компаниях, где пара Ка-50 успешно работали, при поддержке Ка-28 (в роли целеуказателя).

      Главное выделено. Проблема Ка-50 была именно в невозможности нормальной работы строевых экипажей без специализированной машины управления, разведки и целеуказания. А машины этой не было и нет - потому что разрабатывали её на базе В-60, который камовцы мучают до сих пор. Ка-29ВПНЦУ, который летал в группе с Ка-50 в Чечне, был паллиативом - летающим стендом с оборудованием.
      1. +2
        21 марта 2022
        Эти проблемы были решаемы и тогда и тем более сейчас, а вот реальной проблемой было КБ МИЛь которые катастрофически не хотели лишится звания придворного поставщика вертолетов СВ особенно в такой вкусной нише как ударные.. Вот основная причина все бед семейства КА.. Ранее писал что это надо расследовать и виновных судить за саботаж ибо помимо потраченных ресурсов войска вовремя не получили необходимую технику за что заплатили большой кровью..
        рс: На испытаниях КА-29 в одну калитку уделал МИ-24(да да именно 24й) но лоббизм он и в СССР лоббизм..
        1. +1
          21 марта 2022
          Цитата: макс702
          Эти проблемы были решаемы и тогда и тем более сейчас

          Решением проблемы Ка-50 был ВПНЦУ на базе В-60, он же Ка-60.
          Что там у нас с Ка-60? А ничего - 25 лет разработки завершились двумя опытными машинами, одну из которых разбили, и отказом МО в 2010 году от финансирования программы в пользу Ка-62. Что с Ка-62? А с Ка-62 у нас вялотекущее импортозамещение...
          1. +2
            21 марта 2022
            Есть у меня подозрение почему КА-60 все вот так плохо.. И эти подозрения переплетаются с причинами которые я указал в комментарии выше.. Хотя сдается мне вы несколько утрируете ситуацию, КА-60 должен был быть прежде всего средней машиной между МИ-8 и МИ-4..
        2. +1
          23 марта 2022
          Всегда это знал про Ка-29 и Ми-24. Большие "начальники" выпускники академии ГШ, когда им показывали Ка-29 и рассказывали про их возможности в сравнении с Ми-24, были в диком недоумении.
          1. +1
            23 марта 2022
            На сайте "Уголок неба"есть отличная статья на эту тему.. КБ МИЛь ждет судьба КБ МИГ прием абсолютно по тем же причинам.. Нельзя родственные связи ставить выше интересов государства ...
      2. +4
        21 марта 2022
        Цитата: Alexey RA
        Проблема Ка-50 была именно в невозможности нормальной работы строевых экипажей без специализированной машины управления, разведки и целеуказания.

        Еще на этапе сравнительных испытаний с Ми-28 в далеком 1985 году ГЛИЦ, ГосНИИАС и Институт авиационной и космической медицины констатировали:
        В наиболее тяжелых режимах автономного поиска и прицеливания одноместный Ка-50 показал характеристики не хуже двухместного Ми-28.
    3. 0
      22 марта 2022
      Цитата: Коте пане Коханка
      Впрочем даже двухместный Ка-52 сегодня на боле боя есть, в отличие от распиаренного Ми-28.


      Ми-28 распиаренный... да...
      Вы вот посмотрите хотя бы на этом сайте сколько пиар-материалов про Ми-28 и сколько про Ка-52.
      1. 0
        23 марта 2022
        Дык сегодняшнюю статью про МИ-28 почитайте сплошно мед и патока... Но реальность все расставляет по своим местам..
        1. -2
          24 марта 2022
          Цитата: макс702
          Дык сегодняшнюю статью про МИ-28 почитайте сплошно мед и патока... Но реальность все расставляет по своим местам..


          Какая статья? Эта та, в которой сразу ставится вопрос, а не устарел ли МИ-28Н? И автор после многочисленного бреда приходит к выводу, что нет?
          Так он не прав. О том, что Ми-28Н устарел знают все, начиная с создателей. Поэтому готов Ми-28М.
          А автору советую всё-таки разобраться в РЛС вертолётов, названиями ракет и ракетных комплексов, способами их наведения. Глупости он пишет феерические просто.

          И я не вижу ни мёда и патоки, сравнимых с тем потоком розовых соплей на которые исходят "эксперты" расписывая камовскую машину даже в этой статье. Я даже не нашёл в статье про Ми-28 нормального грамотного обзора его боевых возможностей. Зато на аварии автор сослался. Но при этом про проблемы с механизмом управления винтами камовских машин, приводящим к авариям ещё с 90-х годов, естественно, "забыл". И про то, что по странному стечению обстоятельств катапультируемые кресла не спасают пилотов.
          А ваши высоколобые заявления про "реальность" оставьте. Реальности вы не знаете. Её ни до вас ни до меня никто не доносит.
  11. 0
    21 марта 2022
    Настоящее боевое применение (Сирия практически не считается, там были эпизодические случаи) Ка-52 показывает, что это реально серьезная боевая машина.

    Хорошая машина, но ей еще нужен ведомый ударный беспилотник, чтобы самой не лезь на рожон, если опасность велика.
    1. +1
      21 марта 2022
      БПЛА разведчик всем нужен начиная о пехотного отделения..
  12. +4
    21 марта 2022
    Стесняюсь спросить за МИ-28 ,что то о нем ничего не слышно, никак не подошёл для боевых условий?
    1. +3
      21 марта 2022
      Слышно. Участвует.
      1. +2
        21 марта 2022
        Есть ощущение что после нашей Победы за К-52 очередь будет из желающих приобрести!
  13. +1
    21 марта 2022
    Русское оружие всегда было передовым в мире.
  14. -8
    21 марта 2022
    Ничего, скоро оружейники научатся стрелять залпом из семиствольной 30мм пушки. Менжуются генералы, привыкли к имеющимся.
    1. +3
      21 марта 2022
      смешно..залпом...из семиствольной??
  15. +9
    21 марта 2022
    Читал как-то мнение одного летчика испытателя (фамилию не помню) он как раз испытывал и ка52 и ка50. Он считает что нужно вернуть ка50 но с новой авионикой, по его мнению на момент разработки ка50 электроника была несовершенна и действительно один пилот справлялся с огромным трудом, а с современной электроникой можно вполне обойтись одним летчиком и он не будет перегружен. А ка52 использовать как командирскую машину. Это мнение спеца.
    1. +3
      21 марта 2022
      КБ МИЛь смотрит на вас с осуждением...
    2. +4
      21 марта 2022
      Тем более ,что лётчики на Су-25х как-то справляются с подобной нагрузкой .
      1. +1
        21 марта 2022
        Су25 при всем моем уважении стар. Его основное оружие это нар. Из-за высокой скорости. Ил2 конца 20го века.
        Нужны ракеты файр-н-форгет, чета у нас пока не очень с ними. Атака и вихрь не торт.
        1. +1
          21 марта 2022
          А в чём его старость?
          1. 0
            21 марта 2022
            Оружия для него нет. Слишком быстрый и слишком медленный одновременно.
            Большие штурмовики выясняют вертолеты или противопартизаны. Факт.
            1. +1
              21 марта 2022
              Что, простите??
              1. 0
                21 марта 2022
                *вытясняют
    3. -1
      22 марта 2022
      Это тот, который на полигоне мишени найти не мог? Или другой? :)
      1. 0
        24 марта 2022
        Вы сейчас об "Акуле"?
        Так она себя зарекомендовала в Чечне очень даже ничего. Достаточно послушать лётчиков.
        Ваш сарказм не понятен.
        1. +1
          24 марта 2022
          Я имею возможность общаться с очевидцами испытаний Ка-50 на полигоне и боевой работы в Чечне. И вот именно, что "ничего" машина показала и там, и там. Проблема была не в техническом совершенстве машины, а в том, что пилот ни... не видел, занятый пилотированием. Вот если ему давали внешнее целеуказание -- тогда да. А сам он с трудом мог найти цели даже на полигоне. Человек всё-таки система не многозадачная, у него одна пара глаз и одна пара рук.
          Но что удивительно. В Чечне в одной группе с Ка-50 летали Ми-28. И работали интенсивнее и успешнее. НО! О Ка-50 в Чечне написали все, кто писать умеет, а Ми-28 как не было. :)
          1. +1
            24 марта 2022
            Про 28 в Чечне не слышал. Поищу, спасибо!
          2. 0
            9 мая 2022
            Стояли в Ханкале, в 500 метрах от аэродрома. Засветились два ка 50. Один летал в паре с 24, второй с не знаю каким, но тоже с соосной схемой. 2000-2001 год. Ми 28 не видел, если он только с Моздока взлетал. Но это вряд ли.
  16. +3
    21 марта 2022
    "Витебск" может выпускаться в разных вариантах... Для противодействия "стингерам " предусматривалась лазерная подсистема...но если вспоминать историю разработки "Витебска" и принятия на вооружение,то лазерная подсистема сразу "не получилась"...( то ли технические трудности, то ли дорого МО показалось-не помню точно!), и "лазер" обещали "потом" ! Выпускается ли "Витебск" и в "лазерном" варианте,не могу сказать;т.к. давно не интересовался "судьбой" этой защитной системы...( По моему, лазерная подсистема вводилась,как обязательный элемент,в экспортный вариант "Президент-С"...)
    1. +1
      21 марта 2022
      Есть там Витебск. На некоторых фото около стоек шасси излучатели
      1. +2
        21 марта 2022
        Цитата: kytx
        Есть там Витебск

        "Витебск"-то есть ! Но в полной ли комплектации ? И все ли комплекты в полной комплектации ?...
        1. 0
          21 марта 2022
          В полной. Датчики. Тепловые ловушки. Отражатели. Излучатели.
          На фото видно
          1. 0
            21 марта 2022
            Цитата: kytx
            На фото видно

            Не совсем... Станция генерирования ИК-помех (возможно, и УФ-помех) ,действительно,есть... но я "беспокоюсь " о наличии лазерной подсистемы! Ибо было,что устанавливали "лампы-вспышки", но отсутствовали "лазеры" ! Но надо будет мне внимательнее рассмотреть оборудование на вертолётах,чем и займусь при удобном случае !
            1. 0
              21 марта 2022
              Там она поворотная. Лазер.
              1. 0
                21 марта 2022
                Цитата: kytx
                Там она поворотная. Лазер.

                Это явно СОЭП Л-370-5 ..."грубо выражаясь", "прожектор-вспышка" !
                1. 0
                  21 марта 2022
                  Ну может быть. Но вспышку проще всеракурсной сделать.
  17. -1
    21 марта 2022
    С подсветкой от БПЛА надо синтезировать. Танк среди других железок может опознать или только отдельно стоящий?
  18. KLV
    +2
    21 марта 2022
    Я задавал вопрос в группу модераторов, почему сервис обнаружения и отправки сообщений об ошибках в текстах (Ctrl+C - Ctrl+Enter) позволяет для читателей отправить не более 3-х таких сообщений в сутки? Ответа так и не получил, к сожалению.

    Роман Скоморохов, при всём моём уважении к нему, не сильно отличается, например, правильной расстановкой запятых в своих текстах. В этой статье разных ошибок я обнаружил явно больше трёх.

    И что делать? Как приучать людей правильно думать и писать по-русски?
  19. Комментарий был удален.
  20. 0
    21 марта 2022
    Без сомнения, машина очень удачная и аналогов ей нет.
  21. +1
    21 марта 2022
    ..Мы летим, а вы ползёте, чудаки вы чудаки..
    https://vk.com/video-72299917_456244542
    Пилотаж некоторых из показанных на видео машин довелось частенько видеть вблизи - в небе на высоте порядка ~100м. Ощущения незабываемые, особенно когда аппарат начинает выполнять боевой разворот прямо над тобой..
  22. -7
    21 марта 2022
    Для ударного вертолета, подвергающегося обстрелу стрелковым и крупнокалиберным оружием, схема расположения экипажа "плечом-к-плечу" не оптимальна, т.к. резко возрастает площадь лобовой проекции (аэродинамику отложим), что приводит в увеличению вероятности поражения (на иллюстрации сравнение Ка-52 и Кобра)
    1. +6
      21 марта 2022
      Ну... ну реально же некорретная картикна
      надо сравнивать с Апачем , с Тигром с Мангустой...а Кобра - это совсем другой класс вертолётов.
      Хотя если сравнивать в профиль - то Ка-52 короче чем АН-64
    2. KLV
      0
      21 марта 2022
      У "Кобры" один двигатель, а у Ка-52 их два, установленных "плечом к плечу", что и увеличивает площадь лобовой проекции.
    3. +3
      21 марта 2022
      Весовая категория очень одинаковая laughing
    4. 0
      23 марта 2022
      Не сравнимы эти вертолеты.
  23. +9
    21 марта 2022
    Вертолет сбит ЗУшкой. Разрушение редуктора и одного двигателя. Непонятно, где там Роман увидел попадание Стингера. Повреждения от пзрк можно видеть на Су25ых, не менее бронированных и сравнить. Да и сам пилот говорил о снаряде
    1. +1
      21 марта 2022
      "Витебск" не берёт места ведения зенитного огня из ствольного оружия.
    2. +1
      21 марта 2022
      Причем, озвучили, что было много пусков Стингеров.....
  24. +2
    21 марта 2022
    Одного не пойму, почему нет постановщика помех в ультрафиолетовом диапазоне, ведь именно в нем работает Стингер и поэтому все ловушки бесполезны.
    1. +4
      21 марта 2022
      Стингер имеет многодиапазонную головку самонаведения, и еще - на конечном этапе наведения используется принцип наведения по силуэту цели, поэтому все ИК и УФ ловушки становятся бесполезными
      1. -1
        21 марта 2022
        Это зависит от версии Стингера, а их у него десятки. Явно что Украине поставили не самые продвинутые.
        1. +1
          21 марта 2022
          Вполне возможно....о и если Витебск "слепит" лазером ГСН, он ослепит и эту.
      2. 0
        21 марта 2022
        А по факту в 2017 г AIM-9X ушла на ИК ловушки вместо сирийского Су-22, пришлось AIM-120 использовать. УФ ловушек не существует, не нужны.
  25. +4
    21 марта 2022
    На всех видео про операцию на Украине вижу только КА-52 и МИ-24-35, а где МИ -28 они что не участвуют в "деле"?
    1. +3
      21 марта 2022
      На всех видео про операцию на Украине вижу только КА-52 и МИ-24-35, а где МИ -28 они что не участвуют в "деле"?
      Пару раз были кадры и с Ми-28
  26. 0
    21 марта 2022
    Роман добрая статья, в развитие и дополнение спасибо Командиру эскадрильи подполковнику Ракушину Дмитрию за работу в приемке и вводу в эксплуатацию этой замечательной машины КА-52
  27. +2
    21 марта 2022
    Интересная статья! Всегда любил изящные обводы етой машины, сразу видно , хищник !
  28. +4
    21 марта 2022
    Пушка. 2А42. То есть, то же самое, что стоит на легкой бронетехнике: БМП-2, БТР-82А, БТР-82АТ. Боекомплект из 500 снарядов калибром 30-мм, которые можно при необходимости одолжить у кого угодно: танкисты, мотострелки, артиллеристы, короче, все наземники, у которых есть на складах 30-мм снаряды к 2А42 и 2А72. То есть – почти у всех.
    ///
    Пушка подвижная в двух плоскостях, а при необходимости можно добавить на внешние узлы еще две в контейнерных установках. Тогда вообще жизнь внизу становится грустной. Выбором боеприпасов управляет оператор, селективное питание – это полезная вещь.

    Если посмотреть, в каких пределах пушка подвижна, то это выглядит "не очень".
    И хороший вопрос: а нужна ли такая пушка, или все же для вертолета предпочтительнее иметь управляемую турель с "противопехотным" оружием?
    Вот как это выглядит:

    ИМХО, это не ПЗРК сбил. Да и на фото следов от поражающих элементов не видно.
    Кстати, видна проблема посадки "бок о бок": плохой обзор "в сторону соседа".
    И обнаружение целей глазами, ИМХО?

    А вот так выглядит работа Апача (для корректного сравнения - без надвтулочной РЛС):


    Краткий вывод: если летать на низкой высоте, то рано или поздно что-нибуть прилетит и собьет. Если даже не ставить РЛС (а ставить надо), то хорошая оптика позволяет убивать противника даже тогда, когда вертолет рядом, но его не слышно. Особенно это касается ночной оптики.

    Ну и "на закуску": Ми28 летают там же, где и Ка52, но уровень потерь как бы другой, не так ли?
    1. +5
      21 марта 2022
      Пушка нужна и кадры работы оной есть, а по поводу расположения то имеются данные что благодоря установке в центре масс точность поражения целей выше в 4.2раза чем у МИ-28 аналогичной пушкой расположенной носовой части.. То есть пушка то есть и углы наводки отличные только вот не попадешь из нее никуда..
      1. 0
        21 марта 2022
        При таком расположении и подвижности, туда просится 35-40мм пушка.
        1. 0
          21 марта 2022
          У нас нет таких калибров, древний 37мм со старой пушкой не очень подходит ибо могущество снаряда аналогично современному 30мм ., беда с надежностью и новый вид номенклатуры БК, а тут очень надежная проверенная пушка и постоянное наличие боеприпасов.. следующий калибр 57мм явно великоват как по отдаче так и по низкому кол-ву БК .. Так что 30мм в принципе для всех целей вполне хватает..
          1. KLV
            -1
            21 марта 2022
            ... мощность снаряда...
            1. 0
              21 марта 2022
              Цитата: KLV
              ... мощность снаряда...

              Учи матчасть двоечник..
              Требования, предъявляемые к снарядам.

              1. Боевые и эксплуатационные требования:
              могущество характеризует эффективность действия снаряда у цели (осколочный — количеством полезных осколков, бронебойный — толщиной пробиваемой брони, осветительный — силой света и т. д.);
              Могущество боеприпаса
              показатель эффективности его действия у цели. Например, могущество фугасных снарядов определяется площадью зоны разрушения; бронебойных — толщиной пробиваемой брони при заданном угле встречи; осколочных — площадью приведённой зоны осколочного поражения, определяемой количеством, массой и скоростью разлёта осколков; для всех снарядов — вероятностью поражения цели.
          2. 0
            21 марта 2022
            Ну как....НАТОвские БМП переходят на более мощные орудия. Бронирование их растет. Противостояние нашей "А42 для них эталон. Пушка неподвижная, вертолет тяжелый, точность орудия высокая, скорострельность низкая. Вполне можно одно орудие создать и под БМП и под БТР и по вертолет...
            1. 0
              21 марта 2022
              Цитата: Zaurbek
              Пушка неподвижная,

              Подвижная на гидроприводах Пушка подвижна в двух плоскостях, имеет селективное питание (способна применять разные боеприпасы по выбору оператора) и переменный темп стрельбы. Создание перспективной пушки дело очень долгое вроде пилят проект 40мм в телескопическими боеприпасами но как там и что там категорически неизвестно, следовательно в ближайшие 15-20 лет основой будет 30мм пушка..
              1. 0
                21 марта 2022
                Были проекты и более приземленных пушек. ....с обычными снарядами. 37мм - оптимальный вариант Зенитное орудие - мощный снаряд и ОФ мощный и БОПС.
      2. -1
        21 марта 2022
        Если внимательно смотреть видео, то попадания снарядов пушки друг от друга метрах в 100 (смотреть с 14 секунды).
        Сдается мне, что "Артустановки большинства вертолетов смонтированы под носовой частью it обеспечивают больший сектор обстрела, чем расположенная по правому борту в центре фюзеляжа не­съемная пушечная установка НППУ-80 вертолета Ка-52. Это дает Ми-28 и АН-64 определенные преимущества, но за них приходится платить. Расположенная в «бороде» под фюзеля­жем далеко от центра масс пушка делает вертолет инертным, отдача при стрельбе вбок мешает пилоту вести машину по на­меченной траектории и отклоняет ее от линии прицеливания. Да и целиться вбок не так-то просто. Из-за этого экипажи предпочитают вести огонь прямо вперед, целясь всем корпусом вертолета, и Ми-24П с неподвижной пушкой ГШ2-30 оказался лучше, чем Ми-24В с подвижным пулеметом ЯкБ-12,7. Разме­щение пушки вблизи центра масс на Ка-52 обращает недостат­ки такого решения в преимущества, повышая маневренность и скорость машины, а точность стрельбы получается в 4 раза выше,
        Источник: http://www.modernarmy.ru/article/267/udarniy-vertolet-ka-52-alligator © Портал "Современная армия"
        " - мягко говоря, ИМХО, про "4 раза" не соответствует действительности потому, что СУО оружия с ограниченной подвижностью не успевает и не может успевать отрабатывать перемещения носителя. Снаряды летят "в сторону противника".
    2. +3
      21 марта 2022
      По информации что есть
      Плюсы:
      1. Конструкция вертолета, его мощность и компоновка
      2. Машина крайне живучая, спасает жизни экипажа
      3. Системы защиты от ПЗРК реально работают
      Минусы:
      1. Слабые ОЭС и РЛС
      2. Малая номенклатура управляемого оружия.

      Причем минусы решаемы, без ухудшения плюсов. ОЭС обновляется; РЛС можно поставить 3-4 полотна АФАР по кругу, вместо надвтулочной. По управляемом ракетному вооружению - нужно делать.
      По пушке и расположению экипажа, эту особенность можно использовать по разному. Против бронетехники, укреплениям с большой дальности будет лучше, если в стиле Ми-24, как на видео, то носовая турель с нашлемным целеуказанием и тандемное расположение предпочтительнее.
      Решив минусы, изменится и тактика применения. Пока применяются они как в Афганистане, мягко скажем, это несколько устарело.
      1. +1
        21 марта 2022
        hi
        Получается, "немного доделать надо" recourse

        ОЭС обновляется; РЛС можно поставить 3-4 полотна АФАР по кругу, вместо надвтулочной.
        АФАР в таком варианте долго делать будем, хоть бы оптику доделали! Пилоты в видео буквально визуально в 150 метрах от себя ИМХО, то БТР, то КАМАЗы находили. А если бы там была пара Шилок?

        По пушке и расположению экипажа, эту особенность можно использовать по разному.
        мое ИМХО, судя по видео, в реальной жизни "ограниченная подвижность пушки" превращается в неподвижность и низкую эффективность.
        И пушка, ИМХО, как оружие проигрывающее даже ПЗРК в дальности - это для "голой пехоты", у которой ни ПЗРК, ни Зу-23 нет.
        Уже наглядные эксперименты с ПЗРК приведены, не хочу тащить с Ютуба.

        Так что и надо ставить пушку против "голой пехоты" как на Апаче (на Кобре вообще на 20 мм остановились) с нормальным СУО и нашлемным целеуказанием, "увидел - убил".
        А если не терпится на вертолет неподвижную пушку притащить - для таких дел есть подвесные контейнеры.
    3. 0
      23 марта 2022
      не так, нам ничего не известно не о применении, не о потерях. Только лишь то, что попало на видео. На Гостомель Ми 28 не ходили, так что разговаривать не о чем.
    4. 0
      24 марта 2022
      Ну и "на закуску": Ми28 летают там же, где и Ка52, но уровень потерь как бы другой, не так ли?*
      Ну как бы ми28 не засветился в Гостомеле.
      Видео где ми28 работает в таких же условиях как ка52 нет, поэтому не могу с Вами согласиться.
    5. 0
      28 марта 2022
      На 1:10 идёт стрельба подвижной пушкой веером. И конкретно здесь пушка стреляла по ПЗРК первая.
  29. +1
    21 марта 2022
    невозможность обеспечить нормальную боевую работу летчику Ка-50 (одноместной машине) на уровне Ми-28

    Ка-50 должен был работать в тандеме с беспилотником ка-137(и не с одним). Если кто не знает, то он задумывался Михеевым как средство разведки и целеуказания для Ка-50. Несколько таких беспилотников должны были разведывать поле боя, выявляя цели, проводя селекцию наиболее важных и передавать их на бортовой комплекс вертолета. Потому пилот Ка-50 заранее уже знал, что делать, а не ориентировался бы обстановке в условиях боя. Но так как Ка-50 массовой так и не поступил на вооружение, то и ка-137 оказался никому не нужен в изначальном виде и его переквалифицировали на сугубо мирные цели, где он тоже не пригодился.
  30. +2
    21 марта 2022
    Если внимательно изучить случаи непланового приземления Ка-52 числом три, то становится понятно, что работал самый эффективный способ уничтожения вертолетов: ПЗРК. К сожалению, при всех достоинствах Ка-52, ПЗРК типа «Стингер» будет весьма эффективен против вертолетов.

    Более того, по вертолетам «Стингер» более эффективен, чем по самолетам, поскольку вертолет действует на небольших высотах и на меньших скоростях, представляя собой выгодную мишень.

    Однако, посмотрим на фото.


    Этот вертолет был сбит не ПЗРК, а МЗА. И то не сбили, а повредили двигатель и главный редуктор. ИМХО, из-за редуктора и не дошел домой обратно, а сел в 10 км. от Гостомеля.

    [media=https://vk.com/video-75679763_456270323]
    1. 0
      21 марта 2022
      ЕслиКа52 не спалили бендеровцы, то можно и отремонтировать.....сел сам и довольно мягко.
  31. -1
    21 марта 2022
    Цитата: Nikolaevich I
    остальные типы ударных вертолётов (кроме Ка-52) ,как бы "ушли в тень" в репортажах "с фронту" ! Чем это вызвано,до конца не ясно,не смотря на отличные характеристики Ка-52 !
    Может потому что Ка-52 сбивают, а Ми-28 - нет?
    1. +1
      23 марта 2022
      а может потому, что Ка в разы больше используют? Ми2 тоже не одного не сбили
    2. Комментарий был удален.
  32. 0
    21 марта 2022
    Две хорошие машины Ка-52 и Ми-28нм, да ещё и папаша ихний 24ый, где то дядька летает 35ый. Со всем согласен, но считаю слишком много разнообразия, надо определяться. Унификация великая вещь, да и дешевле, без потери качества выходит. Мы деньги зарабатываем, а не печатаем, как запад. Один раз против всего западного мира не потянули, остальное болото нам никак не помогло, не надо наступать снова на грабли.
    1. +2
      21 марта 2022
      Должен быть один ударный вертолет и один Транспортно боевой.....с одинаковыми ТВД.
  33. 0
    21 марта 2022
    Заметил еще, что на Ми24-35-28 стоят на выхлопе устройства снижающие ИК след от ТВД, а на Ка52 не стоят.
    1. 0
      21 марта 2022
      Стоят и как на Апаче подают выхлоп под винт
    2. 0
      21 марта 2022
      На последних стоит нечто, выводящее выхлоп вбок и вверх.
      1. 0
        22 марта 2022
        Но это же не есть равно полноценным устройствам?
        1. 0
          24 марта 2022
          Ну как сказать... У "китайцев" последних, например, вот так:

          На Ка-52, скорее всего, нельзя прямо так сделать, но подход похожий.
          1. 0
            25 марта 2022
            Вопрос в студию: почему так же не решить вопрос у Ми28? Зачем "вешать" устройства на выхлоп?
  34. 0
    21 марта 2022
    Спасибо за материал. Прикольная вертушка
  35. 0
    21 марта 2022
    Цитата: serg.shishkov2015
    поправка от биолога-крокодил не земноводное , а пресмыкающееся! Грозная боевая рептилия! если Вы о Ми-24!

    Да и пресмыкающее он с натяжкой... Я всеж надеюсь что архозавров выведут в отдельную кладу (класс)
  36. +1
    21 марта 2022
    Автор! У вас небольшая неточность: "Пушка. 2А42. То есть, то же самое, что стоит на легкой бронетехнике: БМП-2, БТР-82А, БТР-82АТ." - 2А42 на БТР-82 не ставится. Там 2А72.
    1. 0
      26 марта 2022
      Автор! У вас небольшая неточность: "Пушка. 2А42. То есть, то же самое, что стоит на легкой бронетехнике: БМП-2, БТР-82А, БТР-82АТ." - 2А42 на БТР-82 не ставится. Там 2А72.

      Я думаю автор хотел сказать , что БК у них одинаковые , что у 2а42 , что 2а72. ( что у вертолёта , что у бмп , что у бтр.)
  37. Судя по новостям по ящику и в инете огневая поддержка в основном за Ка-52. Только вчера про Ми-24 небольшая часть новостей прошла.
    Неужели в частях уже резко перевооружение прошло?
    Афган и Чечня - только на Ми-24 поддержка была. Не считая штурмовой авиации.
    А Ми-28 где? Они в спецоперации участвуют интересно?
    1. +2
      21 марта 2022
      Про Ми-28 - тоже интересно. А Ка-52 явно интереснее 24го - как по маневренности, так и по бронированию, ибо 24ый всё-таки не чистый ударник (хотя в основном так и используется у нас), а ударно-десантный, т.е. более тяжелый и движки рядом, более уязвимый. Так что логично, что Ка-52ые основную ударную функцию выполняют, 24ые при наличии 52ых должны быть на подхвате
      1. 0
        25 марта 2022
        У меня впечатление, что Ми24 всегда страхуют своих молодых Ми28 и Ка52....с большим количеством электроники.
      2. Прошла неделя и voile!
        Сегодня по ящику с утра крутят сюжеты про Ми-28. И на ВО запостили "Российские военные показали работу вертолётов Ми-28Н «Ночной охотник» по бронетехнике ВСУ".
        Похоже мысли материализуются.
        Всё как у Лейбница.
  38. +5
    21 марта 2022
    Статья напичкана бредом, раньше был Даманцев, теперь Скоморохов...

    Первая, размещенная в носовой части, служит для поиска и атаки целей, обладает большой апертурой.
    Скоморохов, что такое апертура? И почему Вы решили, что это РЛС?
    Вторая антенна надвтулочная, с меньшей апертурой, обеспечивает круговой обзор для общего контроля воздушного пространства и защиты от ракет противника.
    И где тут РЛС? Просто позор...
    1. +1
      22 марта 2022
      Цитата: smaug78
      Статья напичкана бредом, раньше был Даманцев, теперь Скоморохов...


      Согласен. Такое ощущение, что кто-то платит авторам за генерацию восторженного бреда про Ка-52.
      Откуда взята эта чушь про вторую РЛС? Причём ещё и картинку приплели. Типа "ну все же видят"! Что мы там должны увидеть? Задницу техника? Она выступает в роли второй РЛС?
      Один раз в 2014 году Ка-52 совершил полёт с муляжом "Арбалета" в состав которого (муляжа!) входила нахлобучка над винтами. И всё! Но нет, нужно не просто про камовскую машину в каждой дырке записочку оставить, но ещё и насочинять про неё с три короба...

      В деле с Ка-52 много нюансов, главный из которых – невозможность обеспечить нормальную боевую работу летчику Ка-50 (одноместной машине) на уровне Ми-28


      Нет. Главный "ньюанс" дела "Ка-50" был в неспособности КБ Камова реализовать ту гору обещаний и фантастических прожектов, которыми они завалили военных поначалу. Неспособность пилота найти мишени даже на полигоне, выявилась уже сильно потом, когда на машины смонтировали оружейный комплекс. А до этого были проблемы с отставанием проекта на всех стадиях конкурса. И даже технологический тупик, который заставил КБ Камова через своих лоббистов проталкивать проект вертолёта-целеуказателя для своей машины. Который, вполне естественно оказался бессмысленной тратой денег.

      в недрах ОКБ Камова генеральным конструктором ОКЮ С. В, Михеевым было принято решение о начале работ по созданию разведывательно-управляющего вертолета на базе Ка-50. Это вертолет должен был быть двухместным и действовать вместе с группой Ка-50 в качестве летающего координационного центра.


      ЧЁ????????
      Автор, вы в своём уме?
      Разведывательно-управляющий вертолёт явленный из "недр КБ Камова" на базе Ка-50? Вы там совсем с ума сошли?
      Вот этот вертолёт. Ка-60. Доделанный и никому не нужный.

      Умер вместе с проектом Ка-50.
      Двухместная машина родилась не из "недр ОКБ Камова" а из пинков и затрещин военных, которые в ультимативной форме потребовали разместить в машине оператора вооружения. Поскольку идеология одноместной ударной машины оказалась провальной в принципе. Даже пилоты КБ Камова не могли на полигоне нормально отстреляться по мишеням.
      1. 0
        25 марта 2022
        Разведывательно ударные Кайовы довольно успешно применялись. С тех пор "мозги" у Апачей подросли, появились радары над винтом, появилась связь с БПЛА и сами БПЛА в большом ассортименте и количестве и дроны камикадзе на самих Апачах....и надобность в Кайовах отпала. Т.К. РФ делала паузу в развитии вертолетов....мы переходим сразу к последней версии
        1. 0
          27 марта 2022
          Цитата: Zaurbek
          Разведывательно ударные Кайовы довольно успешно применялись. С тех пор "мозги" у Апачей подросли, появились радары над винтом, появилась связь с БПЛА и сами БПЛА в большом ассортименте и количестве и дроны камикадзе на самих Апачах....и надобность в Кайовах отпала. Т.К. РФ делала паузу в развитии вертолетов....мы переходим сразу к последней версии


          Так одно дело сочетать работоспособные машины в отряде. А другое -- компенсировать дефекты ударной машины за счёт разведывательной. Аппач и Ми-28 в принципе сами по себе полноценные боевые машины. Способные выполнять боевые задачи самостоятельно. Разведывательные вертолёты только расширяют им возможности. А для Ка-50 этот вертолёт должен был компенсировать недостатки, без него машина не могла выполнять боевую задачу.
          В своё время и Ка-52 планировали как командирскую машины звена Ми-28Н. Ведь у него есть радар, он видит дальше и лучше. Это как раз похоже на Аппач-Айова.
          1. 0
            27 марта 2022
            Состав оборудования у НМ и 52М должен быть один и оружие тоже. Кроме каких то полетов в горах и базирования на кораблях разницы не вижу и преимуществ
            1. 0
              2 апреля 2022
              РЛС Ка-52 это фактически самолётная РЛС, расположенная в носу. У Ми-28М надвтулочная. Разместить её в носу невозможно -- там пушка. А поворотную пушку поставили туда не просто так, а по опыту применения ударных версий Ми-24 в Афгане. Так что не получится одинаково.
              Ну а оружие... Это проблема. У камовцев своя кооперация разработчиков, работать с коопераций милевцев они не торопятся. А милевской кооперации хватает работы и так, как я понимаю, КБ Камова за их разработками не обращаются. МО тоже занимает странную позицию. Вместо, чтобы приказать КБ Камова перейти на систему вооружения Ми-28, делаются дурацкие фоточки и видюшки, где Ка-52 летает с Вихрями или даже стоит на выставке с "Изделием 305".
        2. 0
          24 мая 2022
          Американцы, летающие на апачах, скучают по развед киовам. Это прямая речь такого пилота апача с игрового форума
    2. 0
      25 марта 2022
      у некоторых Ка52 есть какое то устройство над винтами. Но у свежих версий нет
  39. +1
    22 марта 2022
    Интересно где автор увидел там надвтулочную РЛС то?

    Далее по поводу подбитого вертолета - если это вертолет из Гостомеля (а как раз там в первый день дестко сел одни из них - самый целый), то подбит он был из ЗУ-23-2 а ни каким ни стингером. Есть видео с пилотом и видео самой посадки.
  40. +2
    22 марта 2022
    Кроме того, Л-370В52 может осуществлять активную защиту в инфракрасном и радиодиапазоне, нарушая наведение ракет.

    Лазер разрушает матрицу ИК ГСН ракет. А отстреливаемые ИК-ловушки малоэффективны, так как на последних версиях ПЗРК «Стингер» стоит селекция целей.
  41. +2
    22 марта 2022
    По двигателю влепили из ПЗРК и влепили, очевидно, с близкой дистанции.

    Чем отличается попадание ракеты с большой дистанции от попадания ракеты с малой дистанции?
  42. 0
    22 марта 2022
    Тут очевидно, что вертолету досталось по полной. Этот факт отрицать сложно. По двигателю влепили из ПЗРК и влепили, очевидно, с близкой дистанции. Но что видно на фото?

    Как только "автор" закончил компиляцию текста из других источников, кстати неплохо было бы их указать))) начался полет фантазии...
    Где вы там попадание ПЗРК видите? И как бы оно отличалось если бы было с дальней дистанции?))) ОЧЕВИДНО, кого-то надо вычеркнуть из списка хотя бы как-то разбирающихся, не говорю уже про статус эксперта)))
    1. 0
      23 марта 2022
      он соединил два рассказа об одном эпизоде. От ракеты уходил Крокодил
  43. -1
    22 марта 2022
    И если не секрет сколько этих Крокодилов в ВВС или ВКС. Какая то рекламная акция идет на всех ресурсах про чудо чудное. Такое ощущение каждой твари по паре с таким пиаром.
    1. -1
      23 марта 2022
      где вы крокодила увидели? По ощущениям?
  44. 0
    25 марта 2022
    зрите в корень, таких машин чем больще тем лучше, и это привет из 80-х, прекрасная россия бу бу бу, а издалека хруст булки, а о чем спорим, а натяни сову на глобус
  45. Комментарий был удален.
  46. 0
    26 марта 2022
    Ка-50 красивше))))
  47. 0
    28 марта 2022
    Хотелось бы поподробнее про Стингер - почему Витебск не может его нормально подавлять?
  48. -1
    7 апреля 2022
    Хорошая статья (за усключением высера про КА-50).
    Что тут сказать, чем больше опыта боевого приминения КА-52, тем больше понимания, что в КБ Камова работают гении, а в нашем МО засели или неумные люди, или предатели. На видео боевого приминения КА-52, мы чаще всего видим стить работы а-ля ИЛ-2, по заранее разведанным целям. Или сопровождение колонн, где вместе с 52-м работают МИ-24, МИ-8. То есть машина выполняет свою основную функцию разведки, целеуказания и командирской машины (изначально заложенную Камовцами).
    Каких то операций со свободной охотой, где расширенная аппаратура 52-го и дает (предполагает) преимущество над возможностими КА-50 для поиска целей, не наблюдается. Соответственно, абсолютно понятно, что с большим кол-вом выполняемых боевых задач, более защищеннный, и более маневренный КА-50 справился бы гораздо эффективней и безопасней. А КА-52, выступал бы как раз в изначально планируемом предназначении командирской машины разведки, целеуказания для звена КА-50.
    Более того, если оснастить КА-52 парочкой зенитных автоматов с готовыми поражающими элементами на подвеске, (по типу этих https://topwar.ru/151448-zenitnyj-raketno-pushechnyj-kompleks-oerlikon-skyranger-shvejcarija-germanija.html), то он был бы отличным средством прикрытия как своего звена от ЗРК, так и прикрытием колонн от безпилотников противника и атак ПТУР.
    При этом, видео с операций внаокраине показало, что эксперты, говорившие, что для Ка-50 (52) нужны высококвалифицированные пилоты, оказались правы. Возможности машины не используются даже и на половину.
    Так что, мое мнение, нужно возрождать КА-50, усиливать возможности разведки, целеуказания КА-52, и на основе опыта боевого приминения готовить для машин подходящую номенклатуру вооружения, и грамотные, высококвалифицированные экипажи. Возможно выделять эти машины в отдельные части по типу Гвардии.
  49. -1
    25 мая 2022
    субъективно - экипаж рядом, хуже чем оператор впереди . 1. обзор командиром 2. пилотаж ,тем более на сверхмалых, это не СУ24 3. живучесть экипажа ,если попало в кабину ,где рядом -всё . 4. оператор впереди и ниже управлять вооружением удобнее
    Помню изначально Ка52 =флотский аппарат
    1. 0
      25 мая 2022
      Изначально проектируя учебно-боевой Ка-50 камовцы исходили из тандемного размещения экипажа. Позже Михеев изучая отчеты о боевом применении "крокодилов" в Афганистане отмечал, что в 14 случаях гибель машины была вызвана неинформированностью оператора о ранении или смерти пилота. Сидя в передней кабине, оператор, хотя и имел рудиментарные органы управления вертолетом, просто не успевал перехватить на себя управление. А все решали секунды.
      Рядное расположение к тому времени уже применяли на корабельных вертолетах. Тот же Ми-8 применявшийся в качестве штурмового тоже показал лучшее взаимодействие экипажа, чем в Ми-24.
      А изначально Ка-52 должен был совместить в себе функции разведчика, целеуказателя и командного пункта. Т.е. Ка-52 в качестве командира, а Ка-50 - ударная единица
      1. -1
        25 мая 2022
        не буду спорить , какое то время летал в передней Ми24 ,могу утверждать что вертолет на столько противоречивый аэродинамике и вообще в органах управления аппарат, что не понять "выключение" командира из управления -это нонсенс
  50. 0
    9 июня 2022
    Сам же автор написал, что Стингеры не страшны, потому что есть Витебск. А потом сообщил обратное. А на деле Стингеры, Иглы, Стрелы, Мистрали, Громы и Перуны действительно очень эффективно отводятся комплексом. Те попадания это исключительно случаи обстрела по вертолёту этими ПЗРК либо с очень близкого расстояния, так чтобы ракета не успела обмануться и улететь налево, а попала в лоб. Либо, что чаще происходило - массированный пуск по вертолёту (то есть более двух ракет в раз) нескольких ракет одновременно. На нескольких видео это показывается, так как у укропов этих ПЗРК уже предостаточное количество и при появлении авиации они бросаются стрелять. В таком случае Витебск не успевает отвести от вертолёта все ракеты и некоторые из них всё же прорываются.
    Вот и весь вывод: Витебск действительно спасает, ничего подобного пока нет у других стран. Но он не панацея и работу этого комплекса можно обойти.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»