Military Review

Heavy flamethrower systems TOS-1A in Special Operations

16

The process of loading ammunition on a combat vehicle


The other day it became known that heavy flamethrower systems TOS-1A Solntsepek were involved in the Special Military Operation. This technique is used to defeat enemy positions and various objects over large areas. TOS-1A is distinguished by its high performance and special combat capabilities, and therefore its appearance actually predetermines the outcome of the battle.

Combat application


On March 20, the People's Militia of the DPR published a video showing the combat work of the Russian "Solntsepeka" near the city of Mariupol. It demonstrated the process of loading the launcher and the subsequent advancement of the system to the firing position.

Then they showed the firing of rockets. For greater entertainment, it was filmed from several angles. The results of this combat use are obvious, but not completely clear - instead of the affected objects of the nationalists, only clouds of smoke were shown.


Shells in barrels

Also in recent days, other short videos with Russian "Solntsepeks" have appeared in various sources. The spectacular shooting process and the flight of rockets are demonstrated. For obvious reasons, operators cannot reach the affected targets, and the results of the application do not fall into the frame.

However, soon a similar video appeared. A UAV footage is published on specialized resources, presumably showing the attack of the Solntsepeka on the positions of nationalists at the Azovstal plant. It turned out to be a very interesting video demonstrating the potential of Russian weapons - and their particular danger to the enemy, even trying to hide in various buildings.

A drone filmed how rockets fly up to the workshops converted into defensive positions. They easily break through the roof and explode inside. Flashes from explosions fill the entire space of the building, after which a cloud of smoke and dust rises into the air. The main structures of the workshops after such an impact remain intact, no noticeable damage is observed. However, it is obvious that the improvised military infrastructure, manpower and weapons inside them have been completely destroyed.


Apparently, the combat use of TOS-1A will continue. Some fortified areas and other similar complexes and objects still remain at the disposal of the enemy. All types of artillery can be used to destroy them, incl. reactive systems with special ammunition. Practice has already confirmed their high firepower and effectiveness.

Technical features


TOS-1A is actually a specialized multiple launch rocket system. It differs from other domestic MLRS with a special ammunition - it is an unguided rocket with a volumetric detonating or incendiary warhead. It is a heavy missile with such equipment that determines the combat qualities and capabilities of the flamethrower system.

The product TOS-1A "Sun" was developed at the beginning of the 1s on the basis of the serial system TOS-XNUMX "Pinocchio". A number of small but important improvements were made to the original design, determined by the results of its operation. Subsequently, it was reported on the development of a new ammunition and other ways to improve overall performance.


The self-propelled launcher and the transport-loading vehicle from the "Solntsepeka" are made on the chassis of the main tank T-72. Saved regular anti-projectile armor and additional protection. At the same time, the fighting compartment of the tank with the turret is replaced by new units. On a combat vehicle, this is a movable base with a launcher, and on the TZM, mounts for ammunition with armor casings and a crane are used.

The TOS-1A combat vehicle carries a launcher with a package of 24 guides. Compared to the base model, their number was reduced, but due to this, armor protection was enhanced. The launcher is controlled by a specially designed fire control system. It includes a set of sensors, a laser rangefinder and a ballistic computer. Due to this, the maximum possible accuracy of fire is ensured over the entire working range of ranges. Preparation for firing is carried out using remote control systems.


TOS-1A uses unguided 220-mm solid propellant rockets of the MO.1.01.04 series. Various modifications are equipped with warheads of a volumetric explosion or incendiary action. The first versions of the missiles made it possible to fire at a distance of up to 3,6 km. Later, improved modifications were developed with a range of 6 km. The area of ​​​​continuous destruction with a full salvo of 24 shells is up to 35-40 thousand square meters.

The mass of the combat vehicle is 46 tons. In terms of mobility and protection, it does not differ from the serial T-72. Management is carried out by a crew of three people. TZM "Solntsepeka" is several tons lighter and has the same running characteristics. It carries an additional ammunition load of 24 missiles. A crew of three spends no more than 15 minutes on the transfer of ammunition.

Special Potential


TOS-1A is actually a multiple launch rocket system, but bears little resemblance to Grad or Smerch. Due to a number of characteristic features and features, special combat capabilities are achieved, incl. giving advantages over traditional MLRS.


Launch a pair of rockets

A characteristic feature of "Pinocchio" and "Solntsepeka" is a tank chassis with anti-cannon armor. Initially, this was a forced measure due to the limited range of a heavy projectile. However, due to this, TOC-1(A) can operate at or near the leading edge. With the advent of new extended-range projectiles, protection has not lost its importance.

"Solntsepek" is equipped with a developed and efficient fire control system. It monitors a number of important parameters and calculates shooting data with high accuracy. The result is improved hit accuracy and minimal dispersion. The deviation from the aiming point may not exceed a few meters.

Traditional MLRS mainly use high-explosive fragmentation warheads. Articles of series MO.1.01.04 are equipped with volumetric detonating charge of large mass. The thermobaric principle of destruction makes it possible to more effectively destroy manpower, equipment and buildings both in open areas and in shelters. Such a warhead has advantages in the radius of continuous damage, and also better destroys various structures and causes damage to those inside. In addition, large areas are affected, both by a single projectile and by a full salvo.


However, there are also objective limitations. So, due to the limited firing range, TOS-1 (A) is forced to work directly at the forefront. It potentially falls into the zone of destruction of enemy artillery or missile systems. Volumetric detonating ammunition has limited capabilities to combat armored vehicles. At the same time, the choice of missiles for the Solntsepeka is small, which reduces the flexibility of its possible use.

However, competent strike planning, use of cover, etc. allow to offset the effect of negative factors. In addition, "Solntsepek" can be supplemented with other multiple launch rocket systems with the necessary functions and qualities. In this case, all planned goals will be achieved with minimal restrictions.

On the battlefield


Domestic heavy flamethrower systems are not used for the first time in real operations. So, the first cases of the use of "Pinocchio" took place in Afghanistan in the late eighties. In the future, this technique was repeatedly used in local conflicts, both by the Russian army and by foreign operators. In all cases, high efficiency was demonstrated.

Now TOS-1A are involved in the Special Military Operation. They are entrusted with the task of destroying the enemy and his positions at a distance from civilian infrastructure. The high accuracy and power of the munitions make this job easier – and understandably speed up the process of Ukraine's demilitarization.
Author:
Photos used:
UNM DNR
16 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Ros 56
    Ros 56 23 March 2022 05: 27
    +5
    I assumed that they would be involved from the very beginning of the operation, but I don’t know why, they dragged on for almost a month.
    1. host
      host 23 March 2022 06: 32
      +7
      Quote: Ros 56
      why, they dragged on for almost a month.

      hi To be fair, on March 4, on zvezdanews in a cart, they described the case of the use of TOS-1A during the crossing in the Chernihiv region. , and about the competent actions of the system operator Sergey Gubarev. Not immediately, but they applied it, the situation changed, apparently the calculation was for a faster advance
  2. Thrifty
    Thrifty 23 March 2022 07: 36
    +3
    Cyril, volumetric ammunition gives a temperature of 4000 degrees at the place of reconciliation, and their low effectiveness against tanks, especially considering the 220mm caliber, is a moot point. There is little left of the tank, it is not dynamic protection that simply evaporates, nor thick armor that literally melts before our eyes. Look, on the Internet there is a photo of the T84 Oplot tank, or rather, something left of it. Obviously, the column was covered with a volley of TOSs.
    1. EvilLion
      EvilLion 23 March 2022 08: 29
      0
      4000 Degrees will give unless some special pyrosmes. If something like this is achieved when undermining, then it lasts a fraction of a second. If the tank is open, then it is easily hit by a cloud of a volumetric explosion flowing into each slot and shock waves from conventional land mines, which is why hatches in battle must always be closed, otherwise even a high-explosive warhead of a grenade launcher can become very unpleasant. The very impact of the explosion can break the outer body kit of the tank, break the tracks, etc., i.e., the car will need to be repaired, but the box itself will not suffer. A direct hit on the tank will not break through the armor under any circumstances, but due to the large mass, and hence the momentum, the tank can shake with unpredictable consequences, there may be various damage inside.
      1. tank64rus
        tank64rus 23 March 2022 09: 49
        +4
        The engine group is always open, the mixture will break and ignite all the leaked fuel, the dynamic protection also detonates due to the increased detonation effect of the thermobaric ammunition plus ammunition. There is no chance.
      2. Thrifty
        Thrifty 23 March 2022 14: 01
        +2
        Evilion-WHAT? Look even here on the resource for information about the appearance of thermobaric weapons in the LDNR, and the result of such an application! There, apart from fragments of the chassis, there were still pieces of the tower from the T64 tanks !!! negative
    2. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 23 March 2022 09: 04
      +3
      Quote: Thrifty
      voluminous ammunition is given in place reconciliation temperature at 4000 degrees

      Great wording! I propose to call THAT ... "Peacemaker"! (Well, or at least eresy...) recourse
      (And then, the United States has "peacekeepers"; but the Russian Federation does not!)
      1. Velya
        Velya 23 March 2022 10: 10
        +5
        In the light of recent events, the word "calibration" has acquired a rather interesting and creepy (for opponents) meaning.
        So you can call the ammunition for TOS (or, suppose, a new model of TOS) "Adjuster". And then the phrase "we will calibrate you, and then we will make the adjustment" will sparkle with new colors.
  3. EvilLion
    EvilLion 23 March 2022 08: 30
    +1
    It is notable that the dill should burn from it.
  4. riwas
    riwas 23 March 2022 09: 13
    +5
    Heavy flamethrower systems TOS-1A in Special Operations

    They showed on TV what powerful fortifications of the Armed Forces of Ukraine and the national battalions were made in the Donbass. All in trenches, concrete fortifications. It is said that civilians have long since left these places. That's the thing for the work of "Solntsepeka".
  5. Zaurbek
    Zaurbek 23 March 2022 11: 30
    +3
    Now TOS-1A are involved in the Special Military Operation. They are entrusted with the task of destroying the enemy and his positions at a distance from civilian infrastructure. The high accuracy and power of the munitions make this job easier – and understandably speed up the process of Ukraine's demilitarization.


    .....reducing the number of Ukrainian militarists.
  6. Dkuznecov
    Dkuznecov 24 March 2022 23: 38
    0
    Didn't apply
    because the front was not fixed.


    My opinion, but these devices are for extrusion
    fortified areas already blocked.
  7. alex-cn
    alex-cn 26 March 2022 18: 24
    0
    The results of this combat use are obvious, but not completely clear - instead of the affected objects of the nationalists, only clouds of smoke were shown.
    so after this system, only that remains ...
  8. svoit
    svoit 19 May 2022 23: 14
    0
    I wonder how many of these installations got to the APU? Without b / c it is unlikely that they will be able to apply
  9. Petrik66
    Petrik66 27 May 2022 13: 42
    0
    in ukroinet, the defenders complain that the Russian Federation uses prohibited thermobaric ammunition. Although, no one banned them. not according to the rules are fighting against brothers. ))))))
  10. Aist_M
    Aist_M 28 May 2022 19: 01
    0
    It seemed to me that 6 km is somehow not enough?
    That is, sitting in a trench, and without binoculars, you can see how this colossus crawls in the bushes, aims, and even more so shoots!
    And all the mortars in the district are thrown in response?
    Why does she need a rangefinder? Are you saying that the target must be in line of sight?
    And how long do you think TOS-1A will live in modern combat?

Тяжелые огнеметные системы ТОС-1А в Спецоперации

16

Процесс загрузки боекомплекта на боевую машину

На днях стало известно, что к участию в Специальной военной операции привлечены тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек». Такая техника применяется для поражения позиций и различных объектов противника на больших площадях. ТОС-1А отличается высокими характеристиками и особыми боевыми возможностями, и потому его появление фактически предопределяет итоги боя.

Боевое применение


20 марта Народная милиция ДНР опубликовала видеоролик, показывающий боевую работу российского «Солнцепека» вблизи г. Мариуполь. В нем продемонстрировали процесс заряжания пусковой установки и последующее выдвижение системы на огневую позицию.



Затем показали стрельбу реактивными снарядами. Для большей зрелищности ее снимали с нескольких ракурсов. Результаты этого боевого применения очевидны, но полностью не ясны – вместо пораженных объектов националистов показали только клубы дыма.


Снаряды в стволах

Также в последние дни в разных источниках появлялись другие короткие видео с российскими «Солнцепеками». Демонстрируется эффектный процесс стрельбы и полет реактивных снарядов. По понятным причинам, операторы не могут добраться до пораженных целей, и результаты применения не попадают в кадр.

Впрочем, вскоре появилось подобное видео. На профильных ресурсах публикуется съемка с БПЛА, предположительно показывающая удар «Солнцепека» по позициям националистов на комбинате «Азовсталь». Получилось весьма интересное видео, демонстрирующее потенциал российского вооружения – и его особую опасность для противника, даже пытающегося укрываться в различных постройках.

Беспилотник заснял, как к цехам, переоборудованным в оборонительные позиции, подлетают реактивные снаряды. Они без труда проламывают крышу и взрываются внутри. Вспышки от взрывов заполняют все пространство строения, после чего в воздух поднимается облако дыма и пыли. Основные конструкции цехов после такого удара остаются целыми, заметные разрушения не наблюдаются. Однако очевидно, что импровизированная военная инфраструктура, живая сила и вооружения внутри них полностью уничтожены.


По всей видимости, боевое применение ТОС-1А будет продолжаться. В распоряжении противника все еще остаются некоторые укрепрайоны и другие подобные комплексы и объекты. Для их разрушения могут применяться все виды артиллерии, в т.ч. реактивные системы с особыми боеприпасами. Практика уже подтвердила их высокую огневую мощь и эффективность.

Технические особенности


ТОС-1А фактически представляет собой специализированную реактивную систему залпового огня. От других отечественных РСЗО она отличается особым боеприпасом – это неуправляемый реактивный снаряд с объемно-детонирующей или зажигательной боевой частью. Именно тяжелая ракета с таким снаряжением определяет боевые качества и возможности огнеметной системы.

Изделие ТОС-1А «Солнцепек» было разработано в начале двухтысячных годов на базе серийной системы ТОС-1 «Буратино». В исходную конструкцию внесли ряд небольших, но важных доработок, определенных по результатам ее эксплуатации. В дальнейшем сообщалось о разработке нового боеприпаса и других способах повышения общих характеристик.


Самоходная пусковая установка и транспортно-заряжающая машина из состава «Солнцепека» выполнены на шасси основного танка Т-72. Сохранены штатное противоснарядное бронирование и средства дополнительной защиты. При этом боевое отделение танка с башней заменяется новыми агрегатами. На боевой машине это подвижное основание с пусковой установкой, а на ТЗМ использованы крепления для боекомплекта с броневыми кожухами и кран.

Боевая машина ТОС-1А несет пусковую установку с пакетом из 24 направляющих. По сравнению с базовым образцом их количество сократилось, но за счет этого была усилена бронезащита. Пусковая установка контролируется специально разработанной системой управления огнем. В ее состав входит набор датчиков, лазерный дальномер и баллистический вычислитель. За счет этого во всем рабочем диапазоне дальностей обеспечена максимально возможная точность огня. Подготовка к стрельбе осуществляется при помощи систем дистанционного управления.


ТОС-1А использует неуправляемые 220-мм твердотопливные реактивные снаряды серии МО.1.01.04. Разные модификации оснащаются БЧ объемного взрыва или зажигательного действия. Первые варианты ракет позволяли вести стрельбу на дальность до 3,6 км. Позже были разработаны улучшенные модификации с дальностью 6 км. Площадь сплошного поражения полным залпом из 24 снарядов – до 35-40 тыс.кв.м.

Масса боевой машины составляет 46 т. По подвижности и защите она не отличается от серийного Т-72. Управление осуществляется экипажем из трех человек. ТЗМ «Солнцепека» на несколько тонн легче и имеет те же ходовые характеристики. Она перевозит дополнительный боекомплект из 24 ракет. На передачу боеприпасов экипаж из трех человек тратит не более 15 мин.

Особый потенциал


ТОС-1А фактически является реактивной системой залпового огня, однако мало похожа на «Град» или «Смерч». За счет ряда характерных черт и особенностей достигаются особые боевые возможности, в т.ч. дающие преимущества перед РСЗО традиционного облика.


Пуск пары ракет

Характерной особенностью «Буратино» и «Солнцепека» является танковое шасси с противоснарядным бронированием. Изначально это была вынужденная мера, связанная с ограниченной дальностью полета тяжелого снаряда. Однако за счет этого ТОС-1(А) может работать на переднем крае или вблизи от него. После появления новых снарядов повышенной дальности защита не теряет своей важности.

«Солнцепек» оснащается развитой и эффективной системой управления огнем. Она отслеживает ряд важных параметров и с высокой точностью рассчитывает данные для стрельбы. В результате обеспечивается повышенная точность попаданий и минимальное рассеивание. Отклонение от точки прицеливания может не превышать нескольких метров.

Традиционные РСЗО применяют в основном снаряды с осколочно-фугасной БЧ. Изделия серии МО.1.01.04 комплектуются объемно-детонирующим зарядом большой массы. Термобарический принцип поражения позволяет более эффективно уничтожать живую силу, технику и постройки как на открытой местности, так и в укрытиях. Подобная боевая часть имеет преимущества в радиусе сплошного поражения, а также лучше разрушает различные сооружения и наносит урон находящимся внутри. Кроме того, поражаются значительные площади, как единичным снарядом, так и полным залпом.


Впрочем, имеются и объективные ограничения. Так, из-за ограниченной дальности стрельбы ТОС-1(А) вынуждена работать непосредственно на переднем крае. Она потенциально попадает в зону поражения артиллерийских или ракетных систем противника. Объемно-детонирующий боеприпас имеет ограниченные возможности по борьбе с бронетехникой. При этом выбор ракет для «Солнцепека» невелик, что уменьшает гибкость его возможного применения.

Однако грамотное планирование удара, использование прикрытия и т.д. позволяют нивелировать эффект от негативных факторов. Кроме того, «Солнцепек» может дополняться другими системами залпового огня с необходимыми функциями и качествами. В таком случае будут достигнуты все планируемые цели при минимальных ограничениях.

На поле боя


Отечественные тяжелые огнеметные системы не впервые используются в реальных операциях. Так, первые случаи применения «Буратино» имели место еще в Афганистане в конце восьмидесятых годов. В дальнейшем такая техника неоднократно применялась в локальных конфликтах, как российской армией, так и иностранными эксплуатантами. Во всех случаях демонстрировалась высокая эффективность.

Теперь ТОС-1А задействованы в Специальной военной операции. На них возлагается задача уничтожения противника и его позиций на удалении от гражданской инфраструктуры. Высокая точность и мощность боеприпасов упрощают выполнение такой работы – и понятным образом ускоряют процесс демилитаризации Украины.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    23 марта 2022
    Я предполагал что их с самого начала операции будут задействовать, но не знаю почему, тянули почти месяц.
    1. +7
      23 марта 2022
      Цитата: Ros 56
      почему, тянули почти месяц.

      hi Справедливости ради еще 4 марта на zvezdanews в телеге описывали случай применении ТОС-1А при переправе в Черниговской обл. , и о грамотных действиях оператора системы Сергея Губарева. Не сразу но применяли , обстановка изменилась , видимо расчет был на более быстрое продвижение
  2. +3
    23 марта 2022
    Кирилл, обьемные боеприпасы дают в месте примирения тнмпературу в 4000градусов, и их низкая эффективность против танков, тем более, с учётом калибра в 220мм, вопрос спорный. От танка мало что остаётся,не спасает не динамическая защита, которая просто испаряется, ни толстая броня, которая буквально на глазах плавится. Вон,в интернете фото танка Т84 Оплот, вернее, что то него осталось. Явно,колонну накрыли залпом из ТОСов.
    1. 0
      23 марта 2022
      4000 Градусов дадут разве что какие-нибудь специальные пиросмеси. Если что-то подобное и достигается при подрыве, то это длится доли секунды. Если танк открыт, то он легко поражается и затекающим в каждую щель облаком объемного взрыва и ударными волнами от обычных фугасок, именно поэтому люки в бою должны быть закрыты всегда, иначе даже фугасная БЧ гранатомета может стать очень неприятной. Само воздействие взрыва может разломать внешний обвес танка, гусеницы порвать, и т. п. т. е. машину надо будет чинить, но сама коробка не пострадает. Прямое попадание по танку броню не пробьет ни при каких условиях, но из-за большой массы, а значит импульса, может тряхнуть танк с непредсказуемыми последствиями, внутри могут быть различные повреждения.
      1. +4
        23 марта 2022
        Моторная группа всегда открыта смесь порвёт и зажгёт всё вытекшее топливо, также детонирует динамическая защита из -за повышенного детонационного воздействия термобарического боеприпаса плюс боекомплект. Шансов нет.
      2. +2
        23 марта 2022
        Evilion-ЧТО?Посмотрите даже здесь на ресурсе информацию о появлении термобарического оружия у ЛДНР,и результат такого приминения!Там от танков Т64 кроме фрагментов ходовой оставалось ещё куски башни!!! negative
    2. +3
      23 марта 2022
      Цитата: Бережливый
      обьемные боеприпасы дают в месте примирения тнмпературу в 4000градусов

      Прекрасная формулировка! Предлагаю назвать ТО ..."Миротворец" ! (Ну,или хотя бы эрэсы...) recourse
      (А то,у США есть "миротворцы"; а у РФ нет !)
      1. +5
        23 марта 2022
        В свете последних событий слово "калибровка" приобрело довольно интересный и жутковатый (для противников) смысл.
        Так что можно боеприпасы к ТОС (или, предположим, новую модель ТОСа) назвать "Юстировщик". И тогда уже фраза "мы вас откалибруем, а затем произведем юстировку" заиграет новыми красками.
  3. +1
    23 марта 2022
    Знатно от нее у укропа должно подгорать.
  4. +5
    23 марта 2022
    Тяжелые огнеметные системы ТОС-1А в Спецоперации

    Показали на ТВ какие мощные укрепления ВСУ и нацбаты сделали на Донбассе. Все в траншеях, бетонные укрепления. Говорят, что мирные жители давно ушли с этих мест. Вот самое то для работы "Солнцепека".
  5. +3
    23 марта 2022
    Теперь ТОС-1А задействованы в Специальной военной операции. На них возлагается задача уничтожения противника и его позиций на удалении от гражданской инфраструктуры. Высокая точность и мощность боеприпасов упрощают выполнение такой работы – и понятным образом ускоряют процесс демилитаризации Украины.


    .....уменьшения количества украинских милитаристов.
  6. 0
    24 марта 2022
    Не применяли,
    потому что фронт не был фиксирован.


    Моё мнение, но данные аппараты - для выдавливания
    укрепрайонов, уже блокированных.
  7. 0
    26 марта 2022
    Результаты этого боевого применения очевидны, но полностью не ясны – вместо пораженных объектов националистов показали только клубы дыма.
    так после этой системы только то то и остается...
  8. 0
    19 мая 2022
    Интересно, сколько таких установок попало к ВСУ ? Без б/к вряд ли удасться их применить
  9. 0
    27 мая 2022
    в укроинете захистники жалуются что РФ применяет запрещенные термабарические боеприпасы. Хотя, их ни кто не запрещал. не по правилам воюют против побратимов. ))))))
  10. 0
    28 мая 2022
    Мне казалось, что 6км - как то мало?
    То есть сидя в окопе, и без бинокля видно, как эта махина елозит в кустах, прицеливается и тем более стреляет!
    А все миномёты в округе накидывают в ответ?
    Зачем ей дальномер? Хотите сказать, что цель должна быть в прямой видимости?
    И сколько по вашему ТОС-1А проживёт в современном бою?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»