Ударный вертолет Ми-28Н: попробуйте покритиковать

148

Действительно, сегодня если о чем и говорить, то о вертолетах. Просто потому, что проводимая спецоперация стала именно проверкой на выживаемость в боевых условиях для этого класса машин.

Почему именно для вертолетов? Все просто: самолетам практически раздолье, потому что ВВС и ПВО Украины понесли очень тяжелые потери и практически не могут оказывать мало-мальски вменяемое воздействие на ситуацию.



А вот для вертолетов, у которых главные враги все-таки ПЗРК и МЗА, и которые не летают на таких высотах, как самолеты, все только продолжается. И сегодня мы поговорим о том, насколько стар и непригоден для боевых действий Ми-28Н.


Если посмотреть на цифры – да, новым Ми-28Н не назовешь


Работы по вертолету Ми-28 были начаты еще в 70-х годах прошлого века, а сам Ми-28Н как модель существует с 2007 года. Но воюют не цифры, а машины, и за цифрами иной раз скрывается достаточно много, чего не принимают обычно во внимание.

А во внимание стоит принимать не только ТТХ и ЛТХ вертолета, но брать все в комплексе: возможности вертолета, подготовку экипажа, особенно умение действовать в сложной обстановке, взаимодействие с различными наземными структурами.

В качестве отрицательного примера стоит вспомнить операцию по освобождению сотрудников американского посольства в Тегеране в 1980 году, когда в ходе так обзываемой операции «Орлиный коготь» США потеряли самолет-заправщик и два вертолета в катастрофах (один упал в море после взлета с палубы авианосца, а второй вертолет протаранил самолет-заправщик), а пять вертолетов просто бросили.

Можно вспомнить и операцию «Буря в пустыне», когда в 1990-91 годах только из-за ошибок пилотирования в ночных условиях были потеряны ПЯТЬ вертолетов «Апач». Это при том, что все они были оборудованы системами для ночных полетов.

Наши «успехи» в Первой Чеченской тоже были более чем скромные, авиация действовала исключительно в дневное время и в благоприятных метеоусловиях.

Между тем, кто сказал, что война должна вестись исключительно с 9 до 18 с перерывом на обед?

Практика применения вертолетов армейской авиацией и ВКС показывает, что ночные действия вертолетов очень и очень полезны. Да, за ночь несколько танков и БТР, грузовики, позиции артиллерии – оно вроде бы в цифрах не так много, но на солдат противника это оказывает очень серьезное воздействие.

Беспокоящий артиллерийский обстрел – вещь неприятная. Но эффективность его не так велика, как у пары вертолетов с тепловизорами, способных отправить ракету на остаточное тепло танкового двигателя.

И если каждую ночь…

Итак, сегодня, спустя четверть века после первого полета, Ми-28Н в строю и применяется по назначению, причем, не только ночью, но и днем.


Для вертолета, который был создан не в рамках программы вооружений, а как инициатива сотрудников КБ имени Миля – просто волшебно.

Многие считают вертолет уникальным


Что ж, можно согласиться, но уникальным можно было бы назвать вертолет, который сконструировали бы на АвтоВАЗе. А у КБ имени Миля получился очень хороший и грамотно задуманный вертолет с большим модернизационным потенциалом. Так часто случается, когда работают профессионалы. Потому Ми-28Н – это очень хорошая машина, сделанная грамотными руками и умами.

Простой в эксплуатации, способный действовать днем и ночью, в условиях удаления от аэродромов и баз, используя совместимые ГСМ и боеприпасы – вот секрет уникальности Ми-28Н. Вообще был очень удачный вертолет Ми-28, на его базе создали еще более совершенную модель Ми-28Н.

А в чем разница? И тут целое поле, в котором можно увязнуть. Уже к 90-м годам стало понятно, что все модули, которые так «успешно» применяли американцы на своих машинах (очки ночного видения, тепловизоры, ночные камеры, локаторы для маловысотного полета) реально прошлый день. Тем более, что количество машин, которое потеряли США в мирных ситуациях, не в боевых, не идет ни в какое сравнение с боевыми потерями.

И тут просто необходимо вспомнить человека, без которого такой машины бы у нас просто не было.


К огромному сожалению, Гиви Ивлианович Джанджгава, генеральный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро, умер в октябре прошлого года. Но разработанные им и под его руководством навигационные и прицельные комплексы для российских самолетов и вертолетов будут еще долго служить на страх врагам.

В стенах Раменского ПКБ под руководством Джанджгавы была разработана единая управляющая система для вертолета, объединившая в себе контроль за всеми системами машины, начиная от подготовки к взлету и заканчивая пуском ракет и стрельбой из пушки.

Три бортовых центральных компьютера и семь периферийных вычислительных машин с открытой архитектурой, позволяющей наращивать и модернизировать функции управления и контроля в зависимости от изменяющейся обстановки и требований момента.

То есть, используя современные мультиплексные каналы обмена информацией, система позволяет подключать к себе любое оборудование в любом сочетании. Это тот самый модернизационный потенциал, о котором говорилось выше, но не в плане форсирования двигателя, а в плане совершенствования всех электронных систем вертолета.

Пример: на Ми-28Н стоит вполне современная инерциальная система, которая способна определять координаты машины при любых эволюциях. Добавляем к ИСК оптические камеры, инфракрасные тепловизионные датчики и камеру, надвтулочный бортовой локатор и банк данных с картами местности и получаем на выходе после обработки трехмерную карту района на одном из дисплеев вертолета.

То, чего так не хватало пилотам «Апачей», втыкавшим свои машины в барханы.

Учитывая, что над втулками несущего винта разместили БРЛС «Арбалет» (она же потом перекочевала и на Ка-52), которая, работая в составе комплекса бортового оборудования, позволяет обеспечить пилотирование с огибанием рельефа в ручном и автоматическом режимах, выдавая информацию о препятствиях на дисплеи пилоту – более чем хорошо.

«Арбалет» может «разглядеть» отдельно стоящие деревья, столбы линий электропередач и даже провода. А если к РЛС прибавить информацию от ИК-станции, то становится понятно, что экипаж вертолета ночью может чувствовать себя даже в большей безопасности, чем днем.

Ну а банк с картами – это весьма и весьма полезное дело, поскольку данные о рельефе незнакомой местности в распоряжении пилота могут обеспечить как безопасность полета, так и успешное выполнение поставленной задачи.


Сейчас, когда экипажи работают именно в совершенно незнакомой обстановке, это особенно актуально. Не менее, чем спутниковая поддержка для навигационной системы вертолета.

В целом, все электронное оборудование вертолета способствует одной цели: максимально упростить и обезопасить полеты на малых и сверхмалых высотах, в условиях ограниченной видимости и ночью.


Обзорно-прицельная станция «Ротор» вместе с БЦВМ обеспечивает синтез картографической, тепловизионной и радиолокационной информации с выводом на дисплей трехмерного изображения местности и директорией информации в удобном для летчика виде. Плюс поиск и распознавание целей с выдачей информации на рабочее место штурмана, который и принимает окончательное решение об атаке цели.

Заканчивая обзор электроники, стоит отметить, что надвтулочная РЛС «Арбалет» очень неплохо работает и с небольших высот, что позволяет Ми-28Н «сесть в окоп», спрятавшись за лесополосой, холмом, строением. Буквально выставив над укрытием винт и расположенную под ним РЛС, оператор получает информацию о целях и обрабатывает ее. Затем вертолет делает прыжок, выпускает ракеты и снова уходит за укрытие. Очень неплохой прием, позволяющий минимизировать возможности поражения вертолета.

О возможном поражении


Вообще о системах безопасности вертолетов обычно говорится мало или очень мало. В основном говорят о ЛТХ и количестве вооружения, которое вертолет способен взять на борт. Но когда речь заходит о том, что машина будет работать в реальных боевых условиях, то здесь живучести вертолета и выживаемости экипажа надо уделять большое внимание.

Ведь чем больше вертолет находится в зоне боевых действий, тем больше шанс того, что в него «прилетит». Это закон боя.

Над Ми-28Н поработали очень плотно.

Двигатели разнесли по бортам, меж ними расположили главный редуктор, тем самым практически исключив поражение обоих моторов одним выстрелом/ракетой. Огрех Ми-24 исправлен. Кроме того, вертолет сможет лететь на одном двигателе. В случае поражения или отказа любого из двигателей, второй автоматически будет выведен на максимальный режим работы.

В конструкции вертолета максимально широко использовали пневматические системы, заменяя ими гидравлику где только было возможно. Этим самым был уменьшен риск пожара на борту при отказе или выходе систем из строя.

Электросеть и кабели систем управления дублированы и разнесены по бортам.

Бронирование. Бронекабина выполнена по принципу «ванны» из листов алюминия общей толщиной 10 мм. На алюминиевые листы наклеивается 16-мм бронеплитки из керамики, очень легкие и очень прочные. Двери кабины выполнены из двух 10-мм слоев алюминия с полиуретановой прокладкой между слоями.


Лобовые стекла в кабинах представляют собой прозрачные блоки толщиной 42 мм, боковые стекла и стекла в дверях имеют толщину 22 мм. Кабины экипажа разделены бронеплитой из алюминия толщиной 10 мм, что исключает поражение обоих летчиков одним выстрелом МЗА.


Лобовое стекло уверенно держит удар пули калибром 12,7-мм, боковые стекла не пробивают пули 7,62-мм, борта кабины экипажа выдерживают попадание 20-мм снарядов.

Но если снаряды и ракеты все-таки пробили?


Когда велись работы над Ми-28, видимо, наши конструкторы катапультной техники были не готовы сделать предложение, которое реализовали впоследствии в ОКБ Камова на Ка-50. КАС К-37-800 разработки НПП «Звезда» появилась в 2007 году, фактически вместе с Ми-28Н. Так что на вертолете применили систему спасения экипажа, не опираясь на катапультируемые кресла. Хотя пироболты на лопасти устанавливаются.

Система спасения Ми-28Н работает по можно сказать, классическому принципу.

Если высота, на которой произошло ЧП, более 100 метров:
- отстреливаются лопасти винта, консоли крыла и двери обеих кабин;
- специальными резаками перерезаются ремни;
- надуваются баллонеты, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повернутую пушку;
- экипаж покидает машину и спасается с помощью парашютов.

Если высота менее 100 метров:
- срабатывает система принудительного притяга ремней;
- при ударе о землю энергию гасят стойки шасси;
- затем энергию поглощают кресла «Памир-К».

Честно говоря – система старовата. Был лично свидетелем падения Ми-28Н пилотажной группы «Беркуты» в Дубровичах 2 августа 2015 года. Падение было с небольшой высоты, опытнейший экипаж пытался спасти машину, но в итоге пилот Игорь Бутенко погиб, а его штурман-оператор выжил. Были еще случаи падения Ми-28Н в Краснодарском крае в 2011 и 2019 годах, унесшие жизни трех летчиков.

Катапультируемые кресла здесь пришлись бы весьма кстати.

Но это когда вертолет падает вследствие отказа каких-то частей и механизмов. Когда речь идет о боевом применении, то здесь дело совсем другое. Зачастую в распоряжении экипажа одна-две секунды, а иногда и тех нет.

В качестве иллюстрации я приведу видео, когда в вертолет буквально в упор (по воздушным меркам) запустили ракету из ПЗРК. Шансов не то что не было мизерных на спасение, о них вообще говорить не приходится. Секунда – и все. Злейший враг вертолета – ПЗРК, как я уже говорил.


Вот при таком раскладе, конечно, шансов на спасение нет. Но при обычной ситуации, пусть и боевой – есть.

«Ночной охотник» имеет средства борьбы с ракетами противника на борту. В комплекс противоракетной борьбы входят:
- аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника, которая информирует об этом экипаж;
- аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям;
- система постановки помех ракетам с инфракрасной системой наведения;
- устройство отстрела патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловым наведением.

Много это или мало – мы поговорим в самом конце.

А теперь, естественно, вооружение


То, ради чего Ми-28Н вообще отрывается от земли и летит в сторону противника.

В общем, схема похожа на дневной вариант Ми-28А. Тот же набор стрелкового, управляемого и неуправляемого вооружения.

Стрелковое, оно же пушечное, представлено подвижной установкой пушки 2А42 калибром 30-мм. Пушка имеет угол вращения в горизонтальной плоскости на 220 градусов и от +13 до -40 градусов в вертикальной плоскости.

Вести огонь из пушки могут оба члена экипажа, летчик для этого будет использовать нашлемный прицел. Привод электрический, питание снарядами ленточное селективное, то есть, можно выбрать тип снаряда, осколочно-фугасный или бронебойный. Ящики с лентами находятся на пушечной турели, что повышает надежность системы, так как отсутствуют гибкие рукава подачи снарядов, ящики вращаются вместе с пушкой. Боекомплект 250 снарядов.


Опыт боевого применения других машин показал, что вращающаяся пушка намного более эффективнее неподвижной, так как на поворот ствола уходит намного меньше времени, чем на поворот в сторону противника всей машины.

Управляемое ракетное вооружение состоит из двух видов. Противотанковый «Атака-В» с ракетой 9М120В управляемой по радиоканалу, что намного эффективнее лазерного наведения, и противовоздушный «Стрелец» с ракетой 9М39 от ПЗРК «Игла». Хотя «Атака-В» может тоже вполне нормально применяться по воздушным целям.


Так как управляемое вооружение завязано через систему управления на РЛС «Арбалет», то ракеты могут применяться по принципу «выстрелил – забыл» днем и ночью. Все управляемое ракетное вооружение может применяться на дистанции до 6 км.

В настоящее время Ми-28Н ждет обновление в виде новых ПТУР 9М120Д «Атака-Д», у которых дальность действия будет увеличена до 8 км.

Неуправляемое вооружение. Классические НАРы С-57 (калибр 57-мм), С-80 (калибр 80-мм), С-13 (калибр 122-мм). На точках подвески Ми-28Н можно разместить 128 штук С-57, 80 штук С-80 и 20 штук С-13.

Есть еще вариант подвески двух пушечных контейнеров с пушкой ГШ-23 и 250 снарядами каждый. Пушки, правда, будут неподвижны.

Если кто-то сочтет НАР устаревшим вооружением, то тут можно сказать в ответ только одно: как и по кому применять. На самом деле, если группа вертолетов, скажем, из 4 единиц, выпустит по объекту типа «позиции артполка» полтысячи С-57, то что после этого останется от позиций? Или пройтись НАРами по ангарам и складам авиабазы. Цель найти всегда можно. И сегодня применение Ми-28Н на Украине это подтверждает.


И последнее. Снова об электронике. Боевое применение Ми-28Н в составе группы позволяет обмениваться информацией об обнаруженных целях и проводить распределение целей между машинами в группе. Это весьма важный момент, поскольку позволяет более эффективно использовать ударные возможности группы.

Ну и наконец тактика


«Ночной охотник» он и хорош тем, что его можно применять ночью. День – очень неприятное время для вертолета и его экипажа. Вертолет видно, а потому оператор ПЗРК может поймать его в прицел своего оружия и произвести пуск ракеты.

Ночью вертолет не виден. Да, его, конечно, слышно, но ПЗРК пока не умеют работать на звук. Им все-таки надо поймать тепло двигателя, а для этого, как ни крутись, но нужен визуальный контакт.

Уничтоженный ночью танк ничуть не менее ценен, чем днем. Так что пусть «Охотники» делают свою работу круглосуточно, тем более, что для этого у них есть все.


***


Ми-28Н сегодня абсолютно не устарел. Наоборот, применение вертолета в условиях Украины показало его сильные стороны. Возможность производить подготовку к вылету, послеполетное обслуживание и поиск отказавшей системы без применения специальной контрольно-поверочной аппаратуры, которая обычно есть только на аэродромах базирования. У «Охотника» прекрасное ночное зрение, хорошее оружие, он неприхотлив в полевых условиях.

Есть и другие компоненты боевого успеха, но о них мы поговорим в ближайшее время, поскольку есть смысл сравнить некоторые вещи, которые проявились в последнее время.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

148 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. -11
    23 марта 2022
    Насчет "раздолье авиации" рано говорить. Как только пытаются спуститься, сразу потери новейших Сушек от ПЗРК. Вертолетам еще много работы.
    1. Комментарий был удален.
    2. +16
      23 марта 2022
      Самолет сбить ПЗРК гораздо сложнее чем вертолет. Скорость гораздо выше. Промелькнул и нет его.
      1. +3
        23 марта 2022
        Так и самолет ничего не успевает у земли на вертолетной высоте. А на 2-3км угловая скорость ниже. Стреляют стингеррм
      2. +11
        23 марта 2022
        Не намного. Тот борт, что "работает по земле" быстро не летает, а ПЗРК изначально именно для них и проектировался. Стингеры уже тысячами им поставляют и весь прикол в том, что пока не пульнет - не заметишь его в зеленке.. Так что 5 км высоты - наше все и надежда на "Гефест", бо на каждую дурную голову "Краснополей" и пр. управляемого припаса не напасешься
        1. +3
          23 марта 2022
          Цитата: Ilya_Nsk
          Стингеры уже тысячами им поставляют и весь прикол в том, что пока не пульнет - не заметишь его в зеленке.

          Вертолетчики уже сменили тактику работы - выходят минимально низко на дистанцию пуска, делают горку, и пускают НУРСы по навесной траектории. И тут же разворот с отстрелом ловушек. На последних видео это видно. Данная тактика позволяет сохранить машины и жизни, но вот по эффективности ударов есть вопросы.
    3. +5
      23 марта 2022
      Цитата: тлауикол
      Вертолетам еще много работы.

      По последним открытым источникам у нас было 538 единиц ударный комплексов.Хотел бы дополнить автора МИ-28-Н с прошлого года вооружён новой ракетой ВИХРЬ-1
    4. +7
      23 марта 2022
      Гермесов бы им в боекомплект,но их пока что очень мало,что плохо. Сейчас бы танковые колонны могли жечь с безопасного расстояния, да и по живой силе и укреплениям работать эта ракета запросто может.
    5. 0
      29 марта 2022
      Это ты серьезно. Потери новейших сушек от ПЗРК. Я смотрел украинский ролик о якобы сбитом Су-35 под Изюмом и допросом сразу на месте пленного пилота. Это видио для полных идиотов. На дальнем плане что то горит. Ближнего плана нет . Нет показа остатков планера ,двигателей , возможностей опознания самолета. Якобы пилот лет под пятьдесят, не брит, похож на бомжа. Допрос ведется на месте ,как бы задержания. Жесть какая то . Короче поверить в подобное не возможно. Где шлем,катапультное кресло, знаки принадлежности. Ничего нет. Очередные фейки о перемогах.
      1. 0
        29 марта 2022
        Не ты, а вы. Я про пару су30 и три су34, сбитых ПЗРК
  3. +22
    23 марта 2022
    И сегодня мы поговорим о том, насколько стар и непригоден для боевых действий Ми-28Н.

    Стоило поговорить о другом. Актуален был бы сравнительный анализ боевого применения Ми-28Н с КА-52 и зарубежными аналогами.
    К слову на всех выложенных к статье фотографиях я надвтулочный арбалет так и не разглядел.
    1. +3
      23 марта 2022
      Цитата: Коте пане Коханка
      И сегодня мы поговорим о том, насколько стар и непригоден для боевых действий Ми-28Н.

      Стоило поговорить о другом. Актуален был бы сравнительный анализ боевого применения Ми-28Н с КА-52 и зарубежными аналогами.
      К слову на всех выложенных к статье фотографиях я надвтулочный арбалет так и не разглядел.

      на одной есть hi
      1. +5
        23 марта 2022
        Я чего то, тоже не заметил, вы где там увидели надвтулочную? hi
        1. +3
          23 марта 2022
          Цитата: тлауикол
          Цитата: Коте пане Коханка
          И сегодня мы поговорим о том, насколько стар и непригоден для боевых действий Ми-28Н.

          Стоило поговорить о другом. Актуален был бы сравнительный анализ боевого применения Ми-28Н с КА-52 и зарубежными аналогами.
          К слову на всех выложенных к статье фотографиях я надвтулочный арбалет так и не разглядел.

          на одной есть hi

          Ещё раз пересмотрел фотографии. К сожалению не увидел, подскажите на какой (можно по порядковому номеру). hi
          1. +3
            23 марта 2022
            Имхо, третья с конца, обрезана сверху
            1. +6
              23 марта 2022
              Цитата: тлауикол
              Имхо, третья с конца, обрезана сверху

              Если я не ошибаюсь - это фотография 2012 года, с макетом «арбалета».
              1. +6
                23 марта 2022
                По скольку фото обрезано, утверждать, что там есть арбалет сложно.
              2. +2
                23 марта 2022
                Цитата: Коте пане Коханка
                Цитата: тлауикол
                Имхо, третья с конца, обрезана сверху

                Если я не ошибаюсь - это фотография 2012 года, с макетом «арбалета».

                Да, с выставки
            2. +2
              23 марта 2022
              Там вообще почти не понятно, есть арбалет или нет, на третьей с конца.
        2. +1
          23 марта 2022
          На фото в статье их действительно нет.
          Вот шар над втулкой:
          https://aviadrive.ru/upload/iblock/b32/mi_28n_1.jpg
        3. 0
          23 марта 2022
          На фото где Ми-28Н стоит "ощетинившись". Вверху краешек РПУ видно. И не обязательно РПУ (радиопрозрачное укрытие должно быть шаровидное.
    2. +2
      23 марта 2022
      Коте панели Коханка-так ,на Ми24Н надвтулочную РЛС не ставили!Только еденицы получили,в процессе её испытания и доводки hi !
      1. NKT
        +6
        23 марта 2022
        Ее на Ми-28НМ ставят.

        Ми-28


        Ми-28Н


        Ми-28НМ
        1. -1
          23 марта 2022
          Ее на Ми-28НМ ставят.

          Вот смотришь на Ми-28 со всех ракурсов и видишь ,что в целом , конструкторы добросовестно разработали отдельные модули вертолёта ,за которые они отвечали. Но вот собственно главный конструктор не смог собрать все эти модули воедино,осмысленно,функционально в цельный вертолёт . Ми-28 напоминает конструктор Лего ,который собрал хаотично ребёнок ,без особого понимания почему он собрал именно так ,а никак иначе.
          Ка-52 в этом смысле намного более цельный вертолёт.
    3. +33
      23 марта 2022
      Автор мяго говоря желаемое выдает за действительность.. НРЛС Арбалет так массово на Ми-28 не пошла ,ибо вибрации от редуктора не позволяют надежно оной работать, да и сам редуктор является родовой болезнью этого аппарата ставящего под сомнение всю программу, помимо этого отвратительное ночное оборудование на что жаловались летчики в Сирии,пушка типа вращается на огромные углы? А ничего что из нее куда либо попасть не возможно? И как вишенка невозможность управлять вертолетов второму члену экипажа,да я знаю что на последней версии вроде эту проблему решили но сколько их в войсках один? Два? Так что именно по этому герои репортаже КА-52,а Ми-28 эпизодически мелькают причем исключительно днем.. КБ МИЛь полностью провалили програму ударного вертолета и реальные БД это подтверждают..Увы лоббизм он и в СССР лоббизм. сколько солдат за это в конфликтах за последние 30 лет заплатили кровью и не сосчитать ..
      1. +10
        23 марта 2022
        Цитата: макс702
        Увы лоббизм он и в СССР лоббизм

        Насколько я знаю, в СССР Ми-28 не приняли. Как милевцы не настаивали. Даже что-то вроде конкурса устраивали. И по его результатам победил Ка-50. Протолкнуть Ми-28 удалось только уже в России. Могу ошибаться.
        1. +10
          23 марта 2022
          МИлевцам удалось застопорить производство КА-50 тем то не давали расширить это самое производство занимаясь обещаниями "завтраками и обедами" ибо в этом случае заказ на ударный вертолет был бы все.. Почитайте как они препятствовали испытаниям в афганистане КА-29 ибо он крыл как бык овцу Ми-24й.. Именно Ка-29 стал наиболее близок к концепции летающей БМП.. Но вы лоббизм он везде одинаков..
          1. +3
            23 марта 2022
            Совершенно верно,между КБ было много интриг,победили милевцы,хотя Камов лучше!
          2. 0
            30 марта 2022
            Цитата: макс702
            МИлевцам удалось застопорить производство КА-50 тем то не давали расширить это самое производство занимаясь обещаниями "завтраками и обедами" ибо в этом случае заказ на ударный вертолет был бы все.. Почитайте как они препятствовали испытаниям в афганистане КА-29 ибо он крыл как бык овцу Ми-24й.. Именно Ка-29 стал наиболее близок к концепции летающей БМП.. Но вы лоббизм он везде одинаков..

            Зачем писать чушь, Ми-24 имеет полностью бронированный корпус, Ка-29 бронирована только кабина , по скорости там разница почти в 100 км, преимущество Ка-29 в размерах и в управляемости при боковых ветрах, по этому он и применяется в ВМФ.
            1. 0
              30 марта 2022
              Бронирование Ми-24 признавали хорошим: помимо накладных броневых стальных экранов по бортам кабин летчика и оператора (вопреки популярным представлениям, броня вертолета была именно накладной и крепилась к конструкции снаружи на винтах), экипаж прикрывался передними бронестеклами внушительной толщины, а сиденье летчика оборудовалось бронеспинкой и бронезаголовником. Броней на капотах защищались также агрегаты двигателей, редуктор и гидроблок.
              Полностью бронированный говоришь? Учи матчасть..Разница в скорости табличная в 50км как в реале хз..
              1. 0
                30 марта 2022
                Цитата: макс702
                Бронирование Ми-24 признавали хорошим: помимо накладных броневых стальных экранов по бортам кабин летчика и оператора (вопреки популярным представлениям, броня вертолета была именно накладной и крепилась к конструкции снаружи на винтах), экипаж прикрывался передними бронестеклами внушительной толщины, а сиденье летчика оборудовалось бронеспинкой и бронезаголовником. Броней на капотах защищались также агрегаты двигателей, редуктор и гидроблок.
                Полностью бронированный говоришь? Учи матчасть..Разница в скорости табличная в 50км как в реале хз..

                Учить нужно тебе, о способе крепления брони разговора не было. То что броне листы накладные тут даже вопросов не возникало. Если ты не как не можешь понять что десантный отсек на Ка 29 не бронированный как у Ми 24 то о чём разговор. Скорость Ка 29 250, Ми 24 ,35 - 330 -350 км\ч это максималка.
                1. 0
                  30 марта 2022
                  О как завилял, а ничего что десантный отсек не бронирован , как и хвостовая балка? Тыж заявил
                  Цитата: Havoc
                  Зачем писать чушь, Ми-24 имеет полностью бронированный корпус,
                  Твои слова?
                  Скорость МИ-24 в 350 в пикировании , а так у КА-29 Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 280 км/чу МИ-24 Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 335 км/ч то есть не 100км кты врал, а 55км\ч и так у тебя во всем... Учи матчасть!
                  1. 0
                    30 марта 2022
                    Цитата: макс702
                    О как завилял, а ничего что десантный отсек не бронирован , как и хвостовая балка? Тыж заявил
                    Цитата: Havoc
                    Зачем писать чушь, Ми-24 имеет полностью бронированный корпус,
                    Твои слова?
                    Скорость МИ-24 в 350 в пикировании , а так у КА-29 Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 280 км/чу МИ-24 Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 335 км/ч то есть не 100км кты врал, а 55км\ч и так у тебя во всем... Учи матчасть!
                    Даже комментировать не хочется.
                    А как на счёт Афганистана где Ка яко бы нагибал Ми
                    Кроме того, в 1987 и 1988 годах с «двадцать девятыми» произошли 2 катастрофы – во время тренировочного полёта над морем и при взлёте с корабля. Всё это привело к тому, что Ка-29 эксплуатировались в основном с наземных аэродромов. Ка -29 только 1987 году на вооружение приняли как он мог конкурировать с Ми-24 не понятно.

                    В 1987 году «двадцать девятый» попытались обкатать в боевых условиях в Афганистане. На узбекском аэродроме в Чирчике Ка-29 активно отрабатывали виды боевого применения, однако в Афганистан камовские машины так и не пустили
                    1. 0
                      30 марта 2022
                      ВСе верно КБ МИль легли костями но Ка-29 в афган не пустили ибо опосля этого контору можно было закрывать..Сейчас КА-52 все всем доказал, хотя выводы были сделаны уже после Сирии..
                      По первому пункту я вижу возражений нет..
                      По катастрофам с МИ-24 думаю лучше материалы не подымать..
                      1. 0
                        30 марта 2022
                        Цитата: макс702
                        ВСе верно КБ МИль легли костями но Ка-29 в афган не пустили ибо опосля этого контору можно было закрывать..Сейчас КА-52 все всем доказал, хотя выводы были сделаны уже после Сирии..
                        По первому пункту я вижу возражений нет..
                        По катастрофам с МИ-24 думаю лучше материалы не подымать..


                        По первому пункту я вижу возражений нет
                        .Серьёзно, даже скорость выше на 50 км\ч, это даёт колоссальное преимущество, то что гондола Ми 24 полностью бронированная, это второй не оспоримый плюс, да и то что Ка 29 выпускали всего три с небольшим года тоже говорит о многом. После 1991 г. концепция Ка 29 не получила развития от слова совсем.
      2. +4
        24 марта 2022
        Согласен с Вами и создается впечатление заказной статьи, после того как обсуждали Ка 52 и то как он сохранил жизни экипажей.
    4. +4
      23 марта 2022
      Зарубежные аналоги не встречались с такой плотностью ПВО, во всяком случае я не припомню. Надо признать, НАТО насытило средствами. А так бы интересно было посмотреть на врач в подобной ситуации
      1. +4
        23 марта 2022
        На Врач конечно, т9 гадина
        1. +6
          23 марта 2022
          Все равно Т9 - гадина!!!! laughing
  4. +17
    23 марта 2022
    Много фото и видео в сети по действиям Ка-52, И очень очень мало Ми-28.
    Мало применяют или другие причины?
    1. +1
      23 марта 2022
      Цитата: ВАШ
      Много фото и видео в сети по действиям Ка-52, И очень очень мало Ми-28.
      Мало применяют или другие причины?

      Ночью снимать сложно lol
      1. +6
        23 марта 2022
        Так и другие используются как и днём и ночью. Причину надо искать в другом.
      2. -2
        23 марта 2022
        Цитата: свой1970
        Ночью снимать сложно

        Гляньте пеньдосовские видео ночной работы Апача.
        1. 0
          23 марта 2022
          Сильная ссылка- всего навсего надо на ютубе зарегистрироваться...
          Меня там нет и не хочу
          1. 0
            23 марта 2022
            Цитата: свой1970
            Сильная ссылка-

            Видео для взрослых только так. Там камера с тепловизором, и активная работа Апача.
            1. -2
              23 марта 2022
              Светленькие пятнышки на темном фоне? Нам видео расстрела не известно кого не нужны ( как снимали американцы в тех что я видел роликах) - а другая сторона ночью снимать с земли не может
              1. +1
                23 марта 2022
                Цитата: свой1970
                Светленькие пятнышки на темном фоне?

                Да-да, вам (по опыту общения) что то доказывать беполезно. laughing
                Но на фактологию ваша упертость к счастью не влияет - с помощью качественного тепловизора ночная съемка очень детальна. Это легко проверить даже по видео ночной охоты на зверя.
                1. 0
                  23 марта 2022
                  Цитата: Ингвар 72
                  Это легко проверить даже по видео ночной охоты на зверя.

                  Дистанция, не?
                  100 метров охоты - это немножко НЕ дистанция открытия огня вертолетного.

                  Цитата: Ингвар 72
                  качественного тепловизора

                  Смотрел в погранцовского "Сыча"( лет 6 тому назад)- да, качественно, метрах на 150 видно достаточно четко даже относительно мелкие детали.Дальше 300 метров - сильно так себе картинка.
                  Возможно на Апачах какая то сверх супер-пупер качественная аппаратура - не знаю.Не летал на них...
                  То что обычно шло в их роликах -
                  Цитата: свой1970
                  Светленькие пятнышки на темном фоне
                  - качественние я не видел.
                  Повторюсь - вопрос дистанции.На 500 метрах человек днем смотрится как муравей
    2. +9
      23 марта 2022
      На Ка-52 есть Витебск, на Ми-28 его нет. Потому его под Стингеры и не подставляют.
  5. +15
    23 марта 2022
    Героические действия экипажей наших вертолетов - это следствие недальновидности, жадности, и вороватости их начальства.
    Почему их послали штурмовать позиции укров , почему перед ними не прошлись Форпосты, Орионы, Ланцеты и не выбили все зенитки? А потому, что их нету.
    1. +7
      23 марта 2022
      Героические действия экипажей наших вертолетов - это следствие недальновидности, жадности, и вороватости их начальства.
      Почему их послали штурмовать позиции укров , почему перед ними не прошлись Форпосты, Орионы, Ланцеты и не выбили все зенитки? А потому, что их нету.

      ну не надо тут опять диванное землетрясение устраивать. Если вы об операции в Гостомеле, то там кроме МЗА были операторы ПЗРК. А чтобы "выбить" замаскированный расчет Стрелы или Стингера ни Форпоста, ни Ориона не хватит. Тут и ТВ-2 кишка тонка. Участник той операции рассказывал, что чтобы вскрыть огневые средства поражения противника приходилось на себя вызывать огонь.
      Это лично мое мнение, но в Гостомеле была тактика на оперативность десантной операции. Иначе небратья подтащили бы туда подкрепление с тяжелым вооружением и вместо пары подбитых Ка-52 могли сгореть все 4 эксадрильи вертолетов и полечь весь десант.
      1. -10
        23 марта 2022
        Цитата: Ка-52
        Участник той операции рассказывал,

        Мне оттуда сказали, что есть нехватка пилотов. Эту тему ваш источник не освещал?
        1. +8
          23 марта 2022
          Мне оттуда сказали, что есть нехватка пилотов.

          вам оттуда могут рассказать многое. Например что российская армия, оборванная и голодная, массово сдается украинским воинам-победителям. Что вна Ураине не осталось ни одного целого роддома и детского сада, потому что российские ракеты нагло игнорируют места расположений ВСУ и охотятся только за роженицами. И еще что Зеленский действительно достоин Нобелевской премии мира.
          Вы главное слушайте, ничего не пропустите
          1. -7
            23 марта 2022
            Цитата: Ка-52
            Вы главное слушайте, ничего не пропустите

            И тут Остапа понесло....
            А вопрос то был достаточно прост. Да\нет, и только. И "оттуда" - это с нашей стороны, и именно от ваших коллег(если ваша бывшая(!) профессия связана с темой обсуждения).
            1. +10
              23 марта 2022
              нет, никаких проблем с пилотами нет.
  6. +12
    23 марта 2022
    Однако львиную долю медиа материалов с Украины занимает Ка-52. Ми-28Н крайне редко фигурирует в сводках. Интересно с чем это связано ?
  7. +21
    23 марта 2022
    На видео сбит украинский Ми-24
    https://topcor.ru/24612-unichtozhennyj-zenitnoj-raketoj-pod-kievom-mi-24-okazalsja-ukrainskim-vertoletom.html?utm_source=warfiles.ru
    1. +2
      23 марта 2022
      Монтаж видеоролика сделан так, чтоб максимально усложнить идентификацию летательного аппарата!
  8. -7
    23 марта 2022
    "Уря! !Уря!"- Кричали барышни и в воздух чепчики бросали ! Меняю 2 Ка-52 и Ми-24 в придачу на один Ми-28 ! fellow
    1. +2
      23 марта 2022
      Рискуете Николаевич!
      Сейчас половина «хомячков» объявит Вас агентом «Украины», а вторая «Кремля» и радостно за минусует!!! drinks
      1. +1
        23 марта 2022
        Цитата: Коте пане Коханка
        Рискуете Николаевич!

        А я как мой товарищ -сокурсник по институту ! Когда мы ночь не спали,готовясь к завтрашнему экзамену, он тоже не спал "за компанию " с нами; но не готовился,а пил водку и нам предлагал ! Когда же мы ему говорили ,что завтра с утра ему будет "бо-бо",он вставал в театрально-горделивую позу и "декламировал" : "А мне всё равно Страдать иль Наслаждаться !" wink
        1. +1
          23 марта 2022
          Интересно, сдал «товарищ» экзамен или нет?
          1. +1
            23 марта 2022
            Цитата: Коте пане Коханка
            сдал «товарищ» экзамен или нет?

            Тот экзамен-не помню! А вообще, его преподы вытянули "за уши" ...он был всеобщим любимцем ,как самодеятельный юморист !
            1. +1
              24 марта 2022
              Цитата: Nikolaevich I
              Цитата: Коте пане Коханка
              сдал «товарищ» экзамен или нет?

              Тот экзамен-не помню! А вообще, его преподы вытянули "за уши" ...он был всеобщим любимцем ,как самодеятельный юморист !

              Вот и думай, что лучше - «быть клоуном или косить под клоуна»!
              Счастливая душа «в компании единолично употребил «водочку» - видимо не один раз и получил корочки»!!!
    2. +1
      23 марта 2022
      Меняю 2 Ка-52 и Ми-24 в придачу на один Ми-28 !

      держите простофилю! 3 вертолета на 1 :)
      1. +1
        23 марта 2022
        Цитата: alexmach
        держите простофилю! 3 вертолета на 1

        Это не чудачество,а борьба за какчество ! tongue
        1. +1
          24 марта 2022
          Да вот что-то я сомневаюсь что там у любого из вертолетов было бы такое преимущество в качестве что оправдало бы такое количественное соотношение. Не сочтите за занудство :)
  9. +7
    23 марта 2022
    Есть, что покритиковать, конечно. Да боишься уже рот лишний раз открыть, чтоб не статью не нарваться. Ну и времена, товарищи.
    1. 0
      23 марта 2022
      Цитата: DominickS
      Есть, что покритиковать, конечно. Да боишься уже рот лишний раз открыть, чтоб не статью не нарваться. Ну и времена, товарищи.

      Причём здесь «статья»?
      У обоих вертолетов есть свои поклонники, которые готовы спорить и приводить примеры за своих любимцев!
      Есть и другая категория камрадов, которые данные железки «юзали» и даже те кто участвовал в их «проектировании». Обсуждение достоинств и недостатков наших винтокрылых машин, не повлечёт привлечения к УК РФ!
      А если кто-то будет наводить тень-на-плетень по участию наших ребят в специальной операции на Украине, то милости просим «не обижаться».
  10. +2
    23 марта 2022
    Почему именно для вертолетов? Все просто: самолетам практически раздолье, потому что ВВС и ПВО Украины понесли очень тяжелые потери и практически не могут оказывать мало-мальски вменяемое воздействие на ситуацию.
    К сожалению, западные радетели пытаются помочь своих подопечным! Всё может стать весьма неприятно ....
    Кстати, штурмовикам, да и вертолётам, не так уж просто и сейчас .... там ПЗРК, больше и ещё больше будет, эт точно.
  11. 0
    23 марта 2022
    «Ночной охотник» он и хорош тем, что его можно применять ночью. День – очень неприятное время для вертолета и его экипажа. Вертолет видно, а потому оператор ПЗРК может поймать его в прицел своего оружия и произвести пуск ракеты.
    А вот это, пока или вообще, есть серьёзное проблема .... эффективно работать ночью, это преимущество.
    1. 0
      23 марта 2022
      Цитата: rocket757
      эффективно работать ночью, это преимущество.

      Я слышал, что Стингеры сейчас приспособились использовать с тепловизорами. В этом случае преимущество отлетает. request
      1. +2
        23 марта 2022
        Всё имеет свои ограничения ... в воинском деле ничего абсолютно безопасного не бывает.
  12. -6
    23 марта 2022
    Нет у вертолета средств борьбы со Стингерами, от слова вообще, одна защита: своевременное обнаружение операторов ПЗРК и уничтожение.
    1. +2
      23 марта 2022
      А говорили что "Президент-С" уже устанавливают на вертолёты и он эффективен. Во всяком случае для гражданской авиации "украина" надолго стала бесполётной зоной.
      1. +3
        23 марта 2022
        На десятилетия точно,но и в России я бы сейчас побоялся на самолет сесть,то ли диверсант стингера пустит,то ли боинг уже на высоте всю электрику на самолете отключит,что там кстати с китайским боингом.
        1. 0
          23 марта 2022
          Пока что это конспирология. Если выяснится что Боинги небезопасны, то они перестанут летать по всему миру. Это самый распространённый самолёт.
          1. -1
            23 марта 2022
            Дело не конкретно в боинге,даже современные авто предполагают функцию дистанционного вмешательства,а самолет это ваще сложно электронная штука и отключить всё,ваще всё в своих самолетах может и айрбас и другие недружественные страны,на своих самолетах надо летать.
            1. +2
              23 марта 2022
              :)) Волшебной шляпы не хватает, самолёты из нее доставать.
      2. -1
        26 марта 2022
        Президент-С полное фуфло сделанное для подавления Иглы, у которой просто нет наведения по ультрафиолетовому следу. Сделали защиту против своего устаревшего оружия, молодцы.
        1. +1
          27 марта 2022
          Как-то сомнительно что выхлоп вертолёта содержит ультрафиолетовый спектр. Там и инфракрасный постарались снизить эжекторами.
          1. -1
            27 марта 2022
            Ультрафиолетовое излучение есть у любого двигателя, кстати именно по нему ракеты засекает Президент-С. Именно по ультрафиолетовому излучению, вместе с инфракрасным и наводится Стингер и благодаря этому тепловые ловушки бесполезны.
            1. +1
              28 марта 2022
              Выхлоп ракеты это реактивная струя, имеющая высокую температуру, светящаяся проще говоря. Тепловые ловушки тоже можно сделать светящимися, скорее всего так и есть.
              1. +1
                29 марта 2022
                В ультрафиолете к сожалению обмнуть нельзя, это не просто световое пятно как в инфракрасном свете. Именно поэтому на наши последние образцы поставили и ультрафиолетовое наведение.
            2. 0
              23 мая 2022
              Стингеры республик уходили на ловушку ми8 украинцев, летящих с Азовсталь. Это есть в репортажах и опросах сбитого стрелка ми8
        2. 0
          28 марта 2022
          Цитата: Виктор Сергеев
          по ультрафиолетовому следу.

          Это, простите, из какого раздела "банальной энтропии"?
          про излучение слышал, правда для создания заметного излучения нужен хороший такой источник...
          Самый мощный источник ультрафиолета днем - это солнце. Допускаю достаточно мощное излучение отраженного ультрафиолета от борта, но какова должна быть чувствительность ГСН?
          Поясните, плз, откуда и куда ведет "ультрафиолетовый след" и как его унюхивает Стингер?
  13. 0
    23 марта 2022
    А вот для вертолетов, у которых главные враги все-таки ПЗРК и МЗА, и которые не летают на таких высотах, как самолеты, все только продолжается.

    Чтобы не попасть под огонь ПЗРК наши вертолеты летают очень низко, при этом могут попадать под огонь стрелкового оружия, но броня спасает, хотя в незащищенных местах бывают некритичные пробоины.
  14. +7
    23 марта 2022
    В настоящее время Ми-28Н ждет обновление в виде новых ПТУР 9М120Д «Атака-Д», у которых дальность действия будет увеличена до 8 км.
    И сколько лет ждёт ? И чё лишь до 8 км ? Когда есть и до 10 км !
    9М120 — управляемая противотанковая ракета "Атака" с тандемной кумулятивной боевой частью. Дальность 6000 м. Бронепробиваемость БЧ - не менее 800 миллиметров гомогенной брони с динамической защитой (по нормали к поверхности)[15][16]. Конструкция тандемной БЧ — выдвижная.
    9М120Ф — вариант ракеты оснащённый боевой частью комбинированного — фугасного и объемно-детонирующего действия. Предназначена для поражения укреплённых огневых точек, оборонительных сооружений, легкобронированной и небронированной техники, укрытой живой силы. Фугасность БЧ — до 9,5 кг (Тротиловый эквивалент)[16].
    9М120Ф-1 — модификация ракеты с осколочно-фугасной боевой частью;
    9М220 — дальность 6 000 м;
    9М220О (9-А-2200) — модификация ракеты со стержневой БЧ для поражения летательных аппаратов. Дальность 7 000 м.[17]
    9М120-1 — ПТУР с тандемной кумулятивной БЧ;
    9М120-1Ф — УР с фугасной БЧ с ОДС (см. «Оружие России» (издание 2012 г.));
    9М120-1Ф-1 — модификация осколочно-фугасной БЧ с неконтактным взрывателем, что позволяет уничтожать не только технику и инженерные сооружения, но и живую силу, в т. ч. защищенную бронежилетами, а также гарантированно поражать цель даже когда ракета проходит на некотором расстоянии.[18];

    9М120М — ПТУР с тандемной БЧ, бронепробиваемость 950 мм за ДЗ, дальность 8 000 м[19][20];
    9М120Д — ПТУР «Атака-Д» с дальностью полета до 10 000 м[21].



    Противотанковый «Атака-В» с ракетой 9М120В управляемой по радиоканалу, что намного эффективнее лазерного наведения,
    А мужики -то в МО об этом и не знают ! Иначе бы зачем было создавать вариант "Атаки" с комбинированной системой наведения (радиокомандное+лазерное) ? Да! Вот ещё! И зачем это в МО озаботились унификацией вертолётного вооружения и теперича Ми-28Н могёт пулять лазерными "Вихрями"?! ( А может и не только "Вихрями";но и "Хризантемами", Корнетами-БПЛА" ?)
    Классические НАРы С-57 (калибр 57-мм)
    А кто же мне говорил ,что сейчас ударные вертолёты давно не летают с С-5 ? Наврали ,гады ? angry
    «Арбалет» может «разглядеть» отдельно стоящие деревья, столбы линий электропередач и даже провода. А если к РЛС прибавить информацию от ИК-станции, то становится понятно, что экипаж вертолета ночью может чувствовать себя даже в большей безопасности, чем днем.
    А почему пришлось дорабатывать Ми-28Н после проверки в Сирии в реальных боевых условиях ? "Злые языки "судачат , что это как раз ,в основном, из-за выявившегося несовершенства "ночного " оборудования ! Приходится сейчас заменять Ми-28Н на Ми-28НМ...
    1. -4
      23 марта 2022
      Если кто-то сочтет НАР устаревшим вооружением, то тут можно сказать в ответ только одно: как и по кому применять. На самом деле, если группа вертолетов, скажем, из 4 единиц, выпустит по объекту типа «позиции артполка» полтысячи С-57, то что после этого останется от позиций?

      Тут на TacticMedia смотрел ролик из серии " Мы воевали в Афганистане". И один наш пилот, воевавший в этой стране, рассказал случай, когда он пульнул НУРСами по каравану верблюдов. Так те все просто разбежались в разные стороны невредимыми. Вот такая "эффективность".
      1. +3
        23 марта 2022
        Там, наверно, 57-мм были. Из-за недостаточного радиуса поражения и малого могущества по дувалам перешли на 80-мм.
      2. +2
        23 марта 2022
        Цитата: мушкетон64
        пульнул НУРСами по каравану верблюдов. Так те все просто разбежались в разные стороны невредимыми. Вот такая "эффективность".

        У нас на стрельбах на полигон случайно 10-к овечек забрел.
        Комэска МИ -8х положил 1( !!) С-8 ...
        мол шашлык- машлык и дома жрать нечего опять же (90-е)
        Из всей кучи мяса бойцы еле набрали килограм 10-12.Остальное было перемешано и посечено осколками/ обломками костей.
        Его экипажи долго потом бурчали - поели мол мясца, ага...
        1. 0
          23 марта 2022
          Комэска МИ -8х положил 1( !!) С-8 .

          Но барашки ходят сбившись в одну кудрявую кучу. И при удачном попадании такое может быть. Караван верблюдов ведут в "колонну по одному". Пакет НУРСов разлетелся во все стороны вокруг каравана не убив не одного верблюда. Скорей всего такая же их эффективность по рассредоточившейся пехоте и особенно укрывающейся за складками местности. Честно говоря, уже не помню про какие именно снаряды ( 57 или 80 мм ) рассказал вертолетчик. Но сам факт имел место быть.
          1. 0
            23 марта 2022
            Цитата: мушкетон64
            Но барашки ходят сбившись в одну кудрявую кучу

            Это когда их гонят пастухи или собаки.Потеряшки шиплют травку достаточно обособленно друг от друга.
            Это конечно не пехота и не верблюды - но все равно цель не очень компактная
          2. -4
            23 марта 2022
            Цитата: мушкетон64
            Пакет НУРСов разлетелся во все стороны вокруг каравана не убив не одного верблюда.

            Верблюды ,наверное, были в ватных халатах ! yes Я читал ,что С-5 оказались малоэффективны против душманов в ватных халатах (зимой? what ),ибо мелкие осколки С-5 застревали в вате халатов... request
            1. 0
              23 марта 2022
              Верблюды ,наверное, были в ватных халатах !

              Или в бронежилетах и касках ! smile
      3. 0
        23 марта 2022
        просто разбежались в разные стороны невредимыми.
        Везучие верблюды попались wassat Да и крепкие они на рану звери.
        1. +2
          23 марта 2022
          Вот некоторые, отчеты о НУР С-5.
          Достаточно настрелявшись с вертолета, остановлюсь на них. Тут есть особенности.
          Точность применения НАР сильно зависит от начальной скорости, а у вертолета она в четыре раза меньше самолетной. Большое влияние оказывает скольжение, а для вертолета и 15 градусов не предел. Ну и вибрации. В итоге точность применения НАР с вертолета на порядок хуже, чем с самолета. ( с форума)
          Тем не менее, поражающая способность ракет типа С-5 была мала, особенно при действии по защищенным целям. Фугасное действие неуправляемых ракет, содержащих всего 200 г взрывчатого вещества, было слабым, часто С-5 вязли в глине стен и дувалов. Легкие осколки сохраняли убойную силу лишь в нескольких метрах, на излете они не могли пробить даже толстые ватные халаты «мишеней», в докладах отмечалась «высокая живучесть целей при ударе осколочными боеприпасами».
      4. 0
        23 марта 2022
        Верблюд животное крепкое и на пулю, а тут осколки.
  15. +7
    23 марта 2022
    Ми-28н может и неплох, только судя по всему, Ка-52 лучше. Вот и используют в основном его.
    Уж выживаемость экипажа у Ка-52 на голову выше.
  16. +6
    23 марта 2022
    На видео вами представленном украинский МИ-24 летчика, подполковника Александра Мариняка.
    Вроде как даже ВСУ это официально признала (хотя на "правдивых" пабликах и новостных лентах как Украины так и "демократических" стран до сих пор говорят что это Российский вертолёт)
    1. +2
      23 марта 2022
      Небывалый конфуз наблюдается в украинских СМИ. Две недели они активно распространяли в Сети видео, на котором был показан момент поражения зенитной управляемой ракетой вертолета Ми-24. Они утверждали, что на кадрах зафиксировано уничтожение российского вертолета военнослужащими ВСУ. Однако раскраска борта вызвала большие вопросы.


      Через некоторое время командование ВСУ официально подтвердило гибель экипажа украинского Ми-24 под Киевом в начале марта – летчика, подполковника Александра Мариняка и оператора, капитана Ивана Беззуба. В видеоролике ниже показан именно этот эпизод. (Topcor.ru )




      После этого украинские СМИ изменили тональность подачи материала. Они обратили внимание на публикацию Василия Мулика в соцсети Facebook, товарища погибшего Мариняка, который привел подробности.
  17. Комментарий был удален.
  18. +1
    23 марта 2022
    Всё хорошо ,один вопрос сколько их в войсках ? Я видел один . Я имею в виду с надвтулочной РЛС.
    1. +4
      23 марта 2022
      Смотрю новости на "Звезде" — 28-ые с надвтулочной мелькают эпизодически. Но впечатление, что работают в основном Аллигаторы при поддержке Крокодилов.
    2. +1
      23 марта 2022
      Их не мало...я а Кореновске регулярно вижу летающими...парами. В принципе всем РЛС можно не ставить, если есть обмен данными.
  19. -3
    23 марта 2022
    Вместе с критикой необходимо понимать какие решения станут ещё более прорывными ,для создания боевых машин . И таким решениями будет переход от лопастей к новым движителя ,которые не разбросаны огромными размерами вращающихся поверхностей. Которые значительно поднимут полезную боевую нагрузку и возможность летать и быстрее и длительнее и зависать на длительный период времени без увеличения расхода топлива и нагрузок на двигатель .
    1. +2
      23 марта 2022
      Цитата: gridasov
      будет переход от лопастей к новым движителя ,которые не разбросаны огромными размерами вращающихся поверхностей.

      Цитата: gridasov
      значительно поднимут полезную боевую нагрузку

      Цитата: gridasov
      возможность летать и быстрее и длительнее

      Цитата: gridasov
      зависать на длительный период времени без увеличения расхода топлива

      Всего одну проблему надо решить - где найти гравицапу для пепелаца.....
      1. 0
        25 марта 2022
        Если выживу ,то все подарю и объясню. А все ,что вы назвали оставьте фантазии мечтателям
        1. 0
          25 марта 2022
          Цитата: gridasov
          оставьте фантазии мечтателя

          Вообщето это вас перекосило
          Цитата: gridasov
          ещё более прорывными ,
          1. 0
            28 марта 2022
            Оставьте gridasovа! иначе не отобьетесь! Да и он страшную тайну врагу выдаст, как сделать космический вертолет не потребляющий физического топлива.
            Запитает его потоками "больших данных"...
            Чур нас!
  20. +5
    23 марта 2022
    Межфирменная конкуренция по Ка-50/52 и Ми-28/28* тянется ещё с 1980-ых, и, похоже, конца ей не видно(((((((((
    ©"Только когда ВСЕ умрут, закончится Большая игра"...
    К Ми-28 вроде как претензий в войсках больше, включая Сирию и Авиадартс. Но производственные мощности сильнее, пиар нахрапистей, лобби бесстыжей, можете добавить по вкусу.
    Часть закулисной истории описана в книге лётчика испытателя Камовской фирмы (читал "на бумаге", ни автора, ни название вспомнить не могу, как и быстро найти книжку). Резюме такого плана. Отношение ОКБ им. Камова: "Бойцы, что вам ещё надо?"; ОКБ им. Миля: "Жрите, что дают, всё равно вам деваться некуда".
    Уже одно то, что 28-й похож на Апач, со сменой традиционной для Миля схемой шасси, лично меня от этой машины отвращает.
    1. 0
      29 марта 2022
      Смена схемы шасси, значительно облегчает обслуживание машины. Вполне разумное решение.
    2. 0
      24 апреля 2022
      Я ж ТАКОЙ нуууудный...

      Г. И. Кузнецов "Испытание на прочность", Москва, POLYGON PRE, 2005, тираж 2000 экз.
  21. +1
    23 марта 2022
    Спецы, а то, что это украинская вертушка только один написал. Ужк месяц идет война, и ничего кроме анализа хохлоссылок, где с разных ракурсов показанны одни и те же машины нет. парадная презентация 2007 года с набором старых фоток - это анализ? нет даже анализа действий 28 в Сирии. Одни сказки, никакой конкретики. Если нечего писать -НЕ ПИШИТЕ.
    1. -3
      23 марта 2022
      Тому кому положено отчёты о боевом применении пишут и читают. Вам для чего это знать, если Вы не имеете никого отношения к этому??
  22. +2
    23 марта 2022
    Учитывая , что БРЭО и вооружение додумались стандартизировать и Ми и Ка, интересно сравнение их, как ЛА. Стоимость, число ТО(стоимость владения) и ЛТХ. И главная ошибка всего нашего Оборон прома: сравнивают и два вертолета( с разной схемой) и разное БРЭО на них и разное вооружение..
    Выберите один ЛА, Выберите одно БРЭО, выберите ПТРК (в нашем случае 2го и 3го поколения) и делайте массово. Желательно еще и транспортный Ми8 сделать с применением максимально возможного числа компонентов от ударника. (если ранее МИ24 делали на агрегатах Ми8, то свежие версии Ми28НМ ушли вперед)
    1. +2
      23 марта 2022
      Может вам еще там и конкурс объективный перед принятием на вооружение и производством провести? А может еще и независимый контроль за исполнением ТЗ организовать?
      1. +1
        23 марта 2022
        Сам ЛА Ми28 и Ка52....годов 80х разработки...затраты на ОКР давно уже списаны в рублях СССР. Тут особых секретов нет, и государство должно мыслить именно так.
  23. -3
    23 марта 2022
    Все просто: самолетам практически раздолье, потому что ВВС и ПВО Украины понесли очень тяжелые потери

    Вот зачем такую чушь писать? Если бы самолетам было раздолье, удары по складам и казармам не приходилось бы наносить "Калибрами" и "Кинжалами". Дешевле было бы послать Ту-95 или Ту-22М с парой десятков тонн чугуниевых бомб.
    1. 0
      23 марта 2022
      Вот зачем такую чушь писать? Если бы самолетам было раздолье, удары по складам и казармам не приходилось бы наносить "Калибрами" и "Кинжалами".

      И много ВВС/ПВО Украины сбило "Калибов" или "Кинжалов"?
      Дешевле было бы послать Ту-95 или Ту-22М с парой десятков тонн чугуниевых бомб.

      Не факт. Тут надо считать. Вполне может получиться, что стоимость самолёто-вылетов и стоимость потребного для этого вооружения превзойдёт стоимость одной крылатой ракеты.
      1. -5
        23 марта 2022
        Цитата: Brylevsky
        И много ВВС/ПВО Украины сбило "Калибов" или "Кинжалов"?

        Не знаю. Мы обсуждаем "раздолье" для самолетов.

        Цитата: Brylevsky
        Вполне может получиться, что стоимость самолёто-вылетов и стоимость потребного для этого вооружения превзойдёт стоимость одной крылатой ракеты.

        Нет, не получится. Ту-95 много летают прямо в эти дни. Но над Россией. Чугуниевых бомб на наших складах - стратегические запасы, с расчетом на Третью мировую.
  24. +3
    23 марта 2022
    Для вертолета, который был создан не в рамках программы вооружений, а как инициатива сотрудников КБ имени Миля – просто волшебно.
    В 76-м году, насколько я помню из литературы, был объявлен конкурс на новый ударный вертолёт. И к 80-му было окончательно утверждено ТЗ. И где тут инициатива?
  25. 0
    23 марта 2022
    Ударный вертолет Ми-28Н: попробуйте покритиковать
    Да легко . Устаревшая электроника . Она устарела в вертолёте и в его вооружение . А это дальность обнаружения и дальность уничтожения . Характеристики сравните . И вопросы отпадут .
    1. 0
      29 марта 2022
      Скажем так - в данных условиях, имеющихся характеристик вполне хватает. Но совершенствовать нужно.
      1. 0
        29 марта 2022
        Уважаемый ! Война идёт , не к месту критика . Скажу просто , из трёх мест где я начинал рабочую деятельность . В рабочем состоянии нет не одного . Люди которые нажили деньги на развале . На днях уехали . Всё что есть в оборонке , это советские мысли которые небыли реализованы . В промышленном смысле ситуация хуже чем в 1945 . Шапки в воздух можно кидать . Но реальность болезненна . А этого не любят в этом сайте . Не стоит вести себя как малолетний . Слепым , глухим прикидываться . Планшеты от Чубайса видели . Своего как не было , так и нет . Поставите мне минус с права . Запишите в либералы . Реальность это этого не меняется .
  26. -1
    23 марта 2022
    Ночью вертолет не виден. Да, его, конечно, слышно, но ПЗРК пока не умеют работать на звук. Им все-таки надо поймать тепло двигателя, а для этого, как ни крутись, но нужен визуальный контакт.

    Не вижу никакой в этом проблемы. ПЗРК можно оснастить тепловизионным прицелом. Если цель наблюдается в тепловизор, то её может захватить и головка самонаведения ракеты. И тогда уже будет "по-барабану", днём это произошло, или ночью. Ночью даже помех для головки самонаведения меньше. Я считаю, что это замечание автора статьи не состоятельно.
  27. +3
    23 марта 2022
    Вставлю свои три копейки.
    Проект ка-50и ка-52 родился после того как МО СССР отвергло инициативную разработку КБ КАМОВА
    Щас подзабыл ширф того изделия.. типа в-100 чтоли ...
    это был типа ударный аппарат с двумя винтами которые находились на краях небольших крыльев.
    Конструкция получилась слишком революционная и ее отвергли на стадии эскизного проектирования.
    Она слишко сильно выбивалась из типовых проектов наших и забугорных.
    Наработки были использованы в работах по Ка-50.
    Будучи студентом я читал материлы по этому аппарту.
    И уже тогда КБ Миля вовсю ставило препоны камовцам - дескать ваше тематика море там и сидите, нефиг вам на нашу лужайку лезть.
  28. 0
    23 марта 2022
    Автор видимо допустил опечатку, указав 1996 год как год попытки освободить заложников в Иране..
  29. 0
    23 марта 2022
    Ролик, приведенный автором - сбитие украинского МИ-24, в сети позже назвали пилота. Было, кажется, 1 марта (или 8).
    1. 0
      23 марта 2022
      У Ми-28 пушка стоит слишком далеко от центра тяжести вертолета это критически снижает точность стрельбы , ее лучше поменять на какой то пулемет
  30. -2
    24 марта 2022
    Ми-28 - носатый уродец
    Ка-52 в плане дизайна цельный, законченный образец инженерного искусства
    Я общался с тем, кто изготавливает Ка-52. Они были в полном недоумении, когда выяснилось, что предпочтение отдали Ми-28. Потому что всё - ВСЁ! - говорило за то, чтобы отдать предпочтение камовскому варианту и сделать его основным в войсках
    1. +1
      27 марта 2022
      Те кто делал Ка-52 забыли на сопла его турбовальных двигателей экранно-выхлопные устройства поставить. На сегодня в ходе специальной военной операции на Украине потеряно в воздухе пять Ка-52. У Ми-28Н/Ми-28УБ, на которых с экранно-выхлопными устройствами смешивающими выхлоп турбовальных двигателей с холодным наружным воздухом всё в порядке, подтвержденных потерь в воздухе нет, на аэродроме ракетным обстрелом повреждено на земле две машины.
      1. 0
        22 апреля 2022
        На Ка-52 изначально стоят ЭВУ те же,что и на Ка-50 где они тоже стоят изначально. Просто они другой конструкции, но они есть.
        1. 0
          1 мая 2022
          Это:


          Работает много хуже, чем это:
        2. 0
          1 мая 2022
          "На первых машинах экранно-выхлопные устройства находились за двигателями, а их воздухозаборники – над мотогондолами. В ходе летных испытаний экранно-выхлопные устройства перекомпоновали и газовые струи из них, смешанные с холодным воздухом, стали теперь истекать не вбок, как было раньше, а вниз. Это, в свою очередь, еще снизило вероятность поражения машины ракетами с инфракрасными головками самонаведения." Н. Якубович "Боевой вертолёт Ми-28"
  31. 0
    24 марта 2022
    Из статьи вытекает, что надо иметь два вертолета Ми-28 и Ка-52.
  32. 0
    28 марта 2022
    Посмотрим на конструкцию хвостового винта. Он двойной, разнесённый, тандемный так сказать. Сделано так для снижения шума, но я подозреваю, что и КПД он имеет лучше. Это связано с наложением вихрей в тандемной схеме. По такому принципу можно сделать и основной несущий винт. Это требует эксперимента, но на начальной стадии можно смоделировать в цифровой среде.
    1. 0
      29 марта 2022
      Усложнение механической части сведёт на нет все преимущества.
      1. 0
        31 марта 2022
        Можно не усложнять. Винты на одной оси, привод автомата отклонения сделать сразу на две лопасти. Там разнесение не по углу, а по расстоянию между концами лопастей. Это проще чем двухвинтовая соосная схема.
  33. 0
    29 марта 2022
    Что там можно погасить на высоте больше 30м? Никакие кресла не спасут. Увы.
    1. 0
      31 марта 2022
      Можно кресла приводить в горизонтальное положение и снизу надувать баллонет как при десантировании БМП.
  34. +1
    29 марта 2022
    Что мы сегодня видим. В условиях противодействия от большого количества ПЗРК как советского производства,так и прежде всего производства США Стингер , ударные вертолеты ВКС России выполняют поставленные задачи по уничтожению техники и опорных пунктов украинской армии . Конечно потери есть,но они далеко не критичны. Ударные вертолеты России явно показали высокую боевую эффекивность ,хорошую подготовку пилотов, вооружение вертолетов показала так же высокий потенциал. Понятно,что тактика применения в условиях высокого противодействия от ПВО противника постоянно совершенствуется с целью минимизировать потери. В целом ударные вертолеты показали отличные результаты.
  35. +1
    2 апреля 2022
    Не стоит Роману графоманить... Что ни сочинение то почти сразу через мин славы прилетает зрада. Короче 28 хлам, как ни облизывай его. Дорогой и бесполезный при наличии у противника ПЗРК. Вчера выложили видео как срубили одного как раз из стингера. Хорошо пилоты выжили. Защиты от ПЗРК нет никакой либо работаете только на бумаге. Даже отстрела ловушек не было. На этом фоне 52е оснащенные КАЗ просто убермашины по отзывам летчиков.
  36. 0
    22 апреля 2022
    На иллюстрациях Ми-28А. Пушка. Боекомплект: Ми-28 - 250 выстр.; Ка-52 - 450 выстр. Апач -1200выстр. Стрельба из пушки при больших углах рассогласования директории стрельбы и направлении полёта малоэффективна, хотя иметь такую возможность неплохо. С-5 применяются по автоколоннам, живой силе, небронированной технике. А вот что касается надвтулочной РЛС, вроде для Ка выбрали Арбалет, а для Ми - НО-25. Кто-нибудь ещё в курсе? просветите пожалста . И заодно чем эти станции отличаются.
  37. 0
    27 апреля 2022
    Против стингера никаких шансов. По низколетящим и джавелины с НЛО нормально работают.
  38. 0
    23 мая 2022
    В качестве иллюстрации я приведу видео, когда в вертолет буквально в упор (по воздушным меркам) запустили ракету из ПЗРК. Шансов не то что не было мизерных на спасение, о них вообще говорить не приходится. Секунда – и все. Злейший враг вертолета – ПЗРК, как я уже говорил.

    Будь на месте вертолета истребитель-штурмовик И-153 "Чайка", то он сумел бы сманеврировать на такой же скорости и уйти от поражения так как он легче раз в 10 и имеет размах крыльев почти в 2 раза меньше, а длину фюзеляжа в 3. Пора возвращать в строй эти штурмовики, не конкретно эти, а осовремененные. Самые лучшие по выживаемости среди штурмовиков ВОВ.
  39. 0
    12 июня 2022
    Ящики с лентами находятся на пушечной турели, что повышает надежность системы, так как отсутствуют гибкие рукава подачи снарядов, ящики вращаются вместе с пушкой. Боекомплект 250 снарядов.

    А вот это не лучшее решение, ИМХО. Ощутимо утяжеляет турель о обуславливает маленький для ударного вертолета боезапас (Ка-52 - 500 снарядов, «Апач» - до 650/1300 снарядов).
    На «Апаче» гибкие рукава и беззвеньевая система подачи выстрелов работают нормально.
    1. 0
      9 июня 2023
      Ещё и центровку смещает. Заряд полный, одна, израсходовал, другая. Так себе радость.
  40. 0
    6 сентября 2022
    Вот как увеличить серийное производство, США завалят ВСУшников противорадиолокационными ракетами на бывшие советские самолеты из НАТО.
    Много не полетаешь, надо для прикрытия А-100 и звено Су-35 или полеты отменяются, на днях С-300 с расчетом уничтожили.
  41. 0
    9 июня 2023
    Да уж, про "выстрелил-забыл", мы сейчас регулярно ролики видим. Бахнули и висят, подсвечивая цель, пока не долетит. Кто посчитал потери из-за этого?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»