Новые возможности и высокий потенциал. Боевое применение крылатой ракеты Х-101

40

Подготовка к боевому вылету. Ракета Х-101 спрятана под чехлом. 2017 г.

Российская стратегическая авиация располагает широкой номенклатурой ракетных и бомбовых вооружений для решения разных боевых задач. Одной из последних разработок в этой области является стратегическая крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) Х-101, а также ее ядерный вариант Х-102. Ракета в конвенциональном исполнении уже неоднократно применялась по реальным целям и показала хорошие результаты.

Ракеты над Сирией


По разным данным, проектирование будущей КРВБ Х-101/102 завершилось в середине девяностых годов, и в 1995-98 гг. стартовали летные испытания. Эти мероприятия могли продолжаться до конца двухтысячных годов, и по их результатам ракета была принята на вооружение. Можно предполагать, что в рамках испытаний провели большое количество пусков, и ракеты подтвердили расчетные характеристики.



Боевое применение новейших ракет началось в 2015 г., через несколько недель после старта военной операции в Сирии. 17 ноября группа стратегических ракетоносцев вылетела с авиабазы Энгельс и произвела серию пусков современных КРВБ по объектам террористов на сирийской территории. В частности, пара бомбардировщиков Ту-160 израсходовала 16 изделий Х-101. Сообщалось, что ракеты успешно поразили намеченные объекты.


Подвеска изделия на пусковую установку Ту-160

19 и 20 ноября состоялись аналогичные вылеты. В них вновь участвовало по два самолета Ту-160 с общей нагрузкой в виде 16 ракет. Поставленные задачи вновь были решены. Ракеты подтвердили свою работоспособность и полную совместимость с носителями. Кроме того, они самым активным образом помогли в борьбе с противником. Впрочем, в зарубежных СМИ сообщалось, что одна или две ракеты из трех залпов не долетели до своих целей и упали на территории Ирана.

О новых пусках КРВБ Х-101 не сообщалось примерно в течение года. Возможно, в результате первых массированных атак были выбиты все подходящие цели, и ракеты буквально остались без работы. Новый ракетный удар состоялся только 17 ноября 2016 г. – ровно через год после первого боевого применения. На этот раз носителями ракет стали модернизированные бомбардировщики Ту-95МСМ. К сожалению, наряд сил и средств, а также расход боеприпасов не сообщались.

5 июля 2017 г. ракеты Х-101 вновь применялись по целям в Сирии. Четыре изделия сбросил ракетоносец Ту-95МС. Аналогичное мероприятие прошло 26 сентября. После этого о применении КРВБ Х-101 против объектов на сирийской территории не сообщалось. По всей видимости, это связано с общими успехами российской операции – все подходящие цели были уничтожены, и применение КРВБ более не имеет смысла.


В Специальной операции


В текущей Специальной военной операции самым активным образом участвуют самолеты ВКС, несущие то или иное вооружение. Начиная с первых дней операции, министерство обороны регулярно сообщает о применении крылатых ракет воздушного базирования. При этом типы ракет и их носителей не уточняются. В частности, не сообщалось о применении дальней авиации и современной стратегической КРВБ Х-101.

Несколько дней назад по соцсетям разошлось любительское видео с пролетом крылатой ракеты, снятое где-то в Харьковской области. Видео показывает, как изделие неясного типа с характерным гулом и свистом с высокой скоростью проносится над оператором-любителем. Несмотря на плохое качество съемки, можно рассмотреть общую схему и пропорции ракеты. На основе внешнего вида боеприпаса делается предположение, что это была именно ракета Х-101.

Насколько соответствует действительности такая версия, неясно. Подробности и результаты применения ракеты тоже остаются неизвестными. Кроме того, новые фото и видео с возможным использованием Х-101 пока не появлялись. При всем этом, официальная информация тоже отсутствует. Минобороны не спешит делиться всеми данными о современных вооружениях в Спецоперации.

Технический потенциал


По известным данным, крылатая ракета Х-101/102 разрабатывалась с восьмидесятых или девяностых годов в качестве более совершенной замены для существующего изделия Х-55. Как и предшественник, новая КРВБ должна была использоваться существующими носителями и поражать цели на стратегических дальностях. При этом предусматривались важные нововведения.


С целью повышения боевых качеств в проекте Х-101 использовали технологии снижения заметности и радиоэлектронного противодействия. Вследствие этого корпус ракеты выполнен, предположительно, из композитов и имеет характерную форму, образованную изогнутыми поверхностями и выраженными гранями. Раскладываемое в полете крыло и оперение выполнены по традиционным схемам. Имеются сведения о наличии бортовой станции РЭБ для противодействия локаторам противника.

Х-101 оснащается автопилотом с инерциальной и спутниковой навигацией, лазерным высотомером и коррекцией по эталонной карте. Ранее сообщалось о наличии оптико-электронной или радиолокационной головки самонаведения для коррекции на финальном участке траектории.

Как и другие отечественные КРВБ, Х-101 комплектуется короткоресурсным компактным турбореактивным двигателем. Он позволяет развивать высокую дозвуковую скорость и обеспечивает дальность полета порядка 5500 км. Предусматриваются разные профили полета, в т.ч. прорыв ПВО на малых высотах с огибанием рельефа местности.


Изделие имеет общую длину ок. 7,5 м при размахе крыла ок. 3 м. Стартовая масса – не более 2,4 т. Из них 400 кг приходится на боевую часть. Ракета Х-101 комплектуется фугасным боезарядом, а Х-102 несет термоядерный мощностью до 1 Мт.

В качестве носителей КРВБ Х-101/102 используются основные современные ракетоносцы, прошедшие необходимую модернизацию. Самолеты Ту-160 могут нести до 12 таких ракет на внутренних барабанных установках. Ту-95МС несут 8 ракет на четырех пилонах под крылом. Следует ожидать, что в будущем Х-101 войдут в боекомплект перспективного ракетоносца ПАК ДА.

Высокий потенциал


В ходе сирийской операции крылатые ракеты воздушного базирования Х-101 показали работу на штатных носителях, а также подтвердили расчетные летно-технические характеристики, точность и могущество. При этом им не удалось в полной мере реализовать свою малозаметность – ввиду отсутствия у террористов каких-либо достаточно развитых средств противовоздушной обороны.

Новые возможности и высокий потенциал. Боевое применение крылатой ракеты Х-101

Предположительно, Х-101 над Украиной

Предполагается, что теперь Х-101 используются для демилитаризации Украины. К настоящему времени украинская ПВО практически полностью уничтожена, хотя некоторые системы и комплексы все еще способны продолжать работу. В таких условиях новая российская КРВБ могла бы пройти более полную проверку боевых качеств.

Учитывая особенности операций последних лет, можно предполагать, что ракета Х-101 продемонстрировала далеко не все свои возможности и реализовала не весь заложенный потенциал. В частности, ракетам не пришлось лететь на полную дальность и прорывать развитую современную ПВО. Это означает, что ракета еще может сохранять некие «сюрпризы» для потенциального противника.

В рамках известных эпизодов боевого применения противнику был нанесен требуемый урон, влияющий на его боеспособность и дальнейшие действия. Кроме того, что немаловажно, стратегическая авиация получила возможность опробовать новое вооружение за пределами полигона и наработать опыт его эксплуатации. И вполне возможно, что сирийский опыт теперь используется при защите Донбасса.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 марта 2022 18:51
    Прекрасная ракета, ещё долго будет радовать наш глаз и вызывать нервную дрожь у наших врагов.
    1. -4
      24 марта 2022 19:22
      ФЕНОМЕНЛЬНО!!!Высокая дозвуковая скорость-это как ???Это 1199км/ч ,да ?Выше уже сверхзвук!Кирилл, можно писать без технических ляпов?Вы же на сайте работаете давно,вникать надо в суть предмета, вами описываемого negative
      1. +17
        24 марта 2022 19:39
        Цитата: Бережливый
        Высокая дозвуковая скорость-это как ???

        Это примерно 900-1000 км/ч. Дальше идёт трансзвуковая скорость 0,8-1,2М, сверхзвуковая скорость начинается с 1,2М.
        Автор написал абсолютно корректно, в суть предмета вы не вникли и те кто + поставил.
        1. -4
          24 марта 2022 20:24
          Огненый котик-я как пвошник в запасе знаю, что дозвуковая скорость это до 1199 км/ч,а новомодное понятие трансзвук введено только как попытка усреднить соотношение скорости к условиям местности полёта. Так что ,суть предмета я знаю как минимум, хорошо!
          1. +17
            24 марта 2022 21:25
            Цитата: Бережливый
            я как пвошник в запасе знаю

            Вот из-за таких типа «пвошников» топят наши корабли и аэродромы бомбят.
            Цитата: Бережливый
            что дозвуковая скорость это до 1199 км/ч

            Докладываю, есть раздел физики под названием «Механика сплошных сред», которую я имел честь не долго, но изучать.
            Скорость звука не является константой даже в атмосфере. Она зависит от температуры, давления, состава и иных свойств атмосферы. Начиная примерно с высот 10 км, скорость звука ниже 1080 км/ч, соответственно указанная вами скорость 1199 км/ч уже километров 8 как не корректна и является просто ориентиром для учеников начальной и средней школы.
            Поэтому ведена мера «Число Маха (М)» для определения, превышает ли скорость течения газовой среды (или движения в газе тела) скорость звука или нет. Для физических тел (ракеты и самолёты ими являются) двигающихся в газе в аэродинамике принята следующая классификация скоростей:

            Дозвуковая <0,8М
            0,8М< Трансзвуковая <1,2М
            1,2М< Сверхзвуковая <5М
            5М< Гиперзвуковая

            Соответственно говоря о ракете Х-101 нужно использовать данную классификацию, а не школьные «1199 км/ч». И это идет с 50-60ых годов прошлого века. «Новомодное» оно только потому что конкретно вы его недавно услышали, для меня это небольшая часть знаний полученного в ВУЗе.

          2. +6
            25 марта 2022 12:25
            новомодное понятие трансзвук введено

            Ну какое же оно новомодное? Я изучал в НЭТИ аэродинамику и аэромеханику 50 лет тому назад и таким понятием тогда оперировали.
      2. 0
        24 марта 2022 21:34
        Он выбрал себе первую часть, описательную, а вникать в суть оставил остальным.laughing
      3. +1
        25 марта 2022 10:12
        ТРД немного разные.....с высокой степенью двухконтурности (как на всех современных пасс самолетах) очень экономичные (почти, как ТВД) -дают скорости 750-800 км/ч и имеют большой диаметр. С низкой степенью двухконтурности - более скоростные и компактные....800-1100 км/ч, но менее экономичные.
  2. 0
    24 марта 2022 18:56
    Спасибо за информацию, а то наёмники на TopCor заступились за этот фейк
  3. +1
    24 марта 2022 18:56
    Это точно, испытания в боевых условиях, самое то для доводки изделия до кондиции.
    1. -4
      24 марта 2022 20:49
      Доводка ракеты которую придумали 40 лет назад wassat
      1. +2
        25 марта 2022 05:28
        Совершенно верно придумали 40 лет назад, а пригодилась сегодня и чего тут удивительного? Жизнь течет, все изменяется.
        1. 0
          26 марта 2022 22:33
          Ничего удивительного,просто она уже доведена давно,а кто минусует не обоснованно-ишак тебя понюхал laughing
          1. 0
            27 марта 2022 08:26
            Совершенству нет предела, а уж в технике тем более, так что не порите хреновину типа
            просто она уже доведена давно,

            Всегда есть что модернизировать. wassat
            1. 0
              27 марта 2022 15:58
              так модернизировать или доводить до готовности к применению-если применяют-значит доведена,так что не порите хреновину типа-для доводки изделия до кондиции.
      2. 0
        26 марта 2022 21:42
        То что изобретено хоть 40, хоть даже 50 лет назад, но с большим потенциалом, постоянно модернизируется, улучшается и совершенствуется, это и есть самое эффективное боеспособное и надёжное оружие, если велосипед, автомобиль или самолёт уже давно изобретёны, их не надо изобретать вновь с самого начала, а нужно совершенствовать и улучшать, точно так же происходит и созданием вооружения, на Западе, кстати, тоже это понимают и идут тем же путём.
    2. avg
      0
      24 марта 2022 21:08
      Цитата: Ros 56
      Это точно, испытания в боевых условиях, самое то для доводки изделия до кондиции.

      Испытали и доводить до ума, а укропов можно прекрасно бить и Х-555, можно и Х-65 использовать Все же их и больше и они подешевле.
      1. +1
        25 марта 2022 00:26
        Х 101 уже несколько тысяч произвели начиная с 2008ого - а вот Х 555 уже не производят так как устарела как и Х 65.
  4. +3
    24 марта 2022 19:24
    К настоящему времени украинская ПВО практически полностью уничтожена, хотя некоторые системы и комплексы все еще способны продолжать работу. В таких условиях новая российская КРВБ могла бы пройти более полную проверку боевых качеств.


    Вот как раз бы не плохо было бы испытать при реальном противодействии ПВО, как известно в Сирии ПВО изображают верблюды, что несколько искажает боевой потенциал Нашей ракеты!
  5. +1
    24 марта 2022 19:26
    Да...Х-101 хороша ! Хотя могла бы быть и лучше ! Не знаю ,какую "оптико-электронную" ГСН имел в виду автор, но я читывал про телевизионную...! Конечно же, не помешает тепловизионная (!);но возможно в последней модификации она и появилась ! Х-101 оснащена турбореактивным двигателем,но в планах был и турбовинтовой движок ! Благодаря ему предполагалось достичь дальности в 8.000-10.000 км ! Так что ,подождём и "другую" Х-101 !
    1. 0
      24 марта 2022 19:58
      CoreKeeper
      - может "турбовентиляторный"? feel
      1. 0
        24 марта 2022 20:24
        Цитата: BoratSagdiev
        может "турбовентиляторный"?

        Турбовентиляторный (ТВД)-это двухконтурный турбореактивный двигатель... Я сказал про газотурбинный двигатель с винтами типа "пропфен" !
        1. +1
          25 марта 2022 19:18
          Вы уж определитесь, а то начали за здравие, а закончили...
          Сами же написали "турбовинтовой", ГТД это другое.
          И кто в здравом уме будет на ракету винты ставить?!...
          Скорость, шум и светится будет как елка на радарах.
          1. -2
            25 марта 2022 19:26
            Как я должен "определяться " ,если вы несёте махровую чушь !? Вы совершенно не компетентны ! Замолкните ,чтобы не позориться и далее !
            1. 0
              1 апреля 2022 10:37
              Успокойтесь дорогуша и не перекладывайте свои болячки на посторонних.
              Дышите глубже, размереннее. Собираемся с мыслями и пишем.
    2. +1
      25 марта 2022 10:12
      Это сразу крест на малозаметности
      1. 0
        25 марта 2022 10:25
        Цитата: Zaurbek
        Это сразу крест на малозаметности

        Винт "толкающий"..."Пропфены" при малом "размахе" лопастей ,но при высокооборотном вращении позволяют реализовать приемлемую "тягу" !
        1. 0
          25 марта 2022 10:27
          Там масса вопросов....РЛС заметность, аккустическая заметность, диаметр винтов( их как то надо складывать и раскладывать). На пасс самолетах современные ТРД с большим вентилятором уже пришли к такой же топливной эффективности.
          1. +1
            25 марта 2022 10:59
            Цитата: Zaurbek
            современные ТРД с большим вентилятором уже пришли к такой же топливной эффективности.

            Ну,я не утверждаю,что движок с "пропфенами"-"чудо великого Маниту" ! Но ,вообще-то,есть давно "утвердившиеся " мнение,что турбовинтовые двигатели -более экономичные,чем турбореактивные ! Если "копнуть" историю создания КР Х-101,то можно будет прочитать,что изначально для КР создавался турбовинтовой двигатель...но вовремя сделать его не получилось(!), и пришлось прибегнуть к "запасному" варианту ...ТВД ! После успешных испытаний Х-101 в Сирии, в КБ не исключали возвращение к доработке турбовинтового двигателя... Кстати , и американцы когда-то планировали разработку "томагавка" с турбовинтовым движком ! Но, то ли сочли бОльшую дальность избыточной для КР того времени и тех задач ...то ли также встретились с техническими трудностями и не успели в срок !
            1. -1
              25 марта 2022 11:03
              Я читал....Сейчас у ТРД большой прогресс в плане экономичности и они теснят ТВД.
              1. 0
                1 апреля 2022 22:09
                Знакомясь со сведениями о двигатели ракеты, напрашивается вывод о том, что в обозримом будущем одна из модификаций Х-101, действительно, сможет улетать на 10 тыс. километров. Сейчас на ракете установлен малогабаритный турбореактивный двигатель РД-95ТМ-300, развивающий тягу в 500 кГс. Однако в конце 90-х годов была идея использования винтовентиляторного двигателя, имеющего два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположном направлении. Такие двигатели позволяют существенно снизить потребление топлива при обеспечении скорости летательного аппарата до 900 км/ч. Соответственно, и дальность ракеты также должна существенно возрасти. Вполне вероятно, что сейчас конструкторы вернулись к этой идее.(svpressa.ru )
        2. 0
          26 марта 2022 19:33
          А если его еще и в кольцевой канал прместить!!! Чем будет отличатся от турбо Вентиляторного???
          1. 0
            26 марта 2022 19:38
            Цитата: garri-lin
            А если его еще и в кольцевой канал прместить!!! Чем будет отличатся от турбо Вентиляторного???

            Ну,тем,что всё равно будет называться турбовинтовым... feel
            1. 0
              26 марта 2022 21:50
              Вопрос только в названии???
  6. +4
    24 марта 2022 19:35
    Х-101 Все отработали штатно в Сирии при запусках с самолётов. О падении нескольких ракет в Иране, так автор перепутал их с Калибрами , стартовавшими с кораблей в Каспийском море. Да и то это быд фейк , никем не подтверждённый в дальнейшем. Просто западной прессе надо было хоть как то подгадить российский успех . Но ничего не получилось
  7. 0
    24 марта 2022 23:25
    Все это и так писали.
    Ракета хорошая, как и все.
    Большая, наверно дорогая, мало куда влезает.
    главный вопрос - а сколько их есть, насколько дороги. На это ответов нет.

    Только косвенно можно по датам запусков отметить , - запускают редко, по неадекватным целям, скорее для теста.
    То есть мало, очень дороги.

    А остальное не так уж важно. Там все и Калибрами простреливается насквозь.
    1. +2
      25 марта 2022 00:29
      По стоимости в районе 36 миллионов рублей за единицу по изводству оценочно с 2008ого года по 2022 - 5000 единиц.
  8. -2
    25 марта 2022 09:02
    А был ли в Сирии хоть один объект, достойный поражения такой штукой?
    1. +1
      25 марта 2022 10:13
      практика и тактика применения....зато на Украине таких объектов масса и ПВО есть.
  9. 0
    10 июня 2022 14:22
    .....дальность полета порядка 5500 км....Это наверное ошибка, при таких размерах и весе 2,4, это нереально.