Управляемая авиационная бомба УПАБ-1500Б-Э

46

Авиабомба УПАБ-1500Б с нештатной надписью. Фото Telegram / "Военный осведомитель"

Российская боевая авиация, задействованная в Специальной военной операции, постоянно наносит удары по объектам и целям противника. Для этого используются различные средства поражения, включая управляемое высокоточное вооружение. На днях стало известно, что в боекомплект ударных самолетов входит новая корректируемая авиационная бомба УПАБ-1500Б-Э. Не так давно она появлялась только на выставках, а теперь используется в реальной операции.

На фото и на видео


Министерство обороны регулярно публикует фотографии и видеозаписи, показывающие боевую работу армии и применение современных вооружений. Аналогичные материалы постоянно поступают и от неофициальных источников. При этом в кадр регулярно попадают образцы последних моделей, впервые используемые в реальной операции.



Так, несколько дней назад по профильным ресурсам разошлась неофициальная фотография, показывающая некую бомбу под крылом российского самолета. На ее корпусе от руки была сделана надпись «Zа курян!» Хотя маркировка на бомбе была закрыта, в ней быстро опознали изделие УПАБ-1500Б(-Э), также известное под индексом К029БЭ.

20 марта Минобороны опубликовало видеоролик, посвященный боевой работе Героя России военного летчика Виктора Дудина. Вместе с товарищами он летает на истребителях Су-35С, и техника подразделения тоже попала в кадр. На внешней подвеске истребителей, готовящихся к вылетам, присутствовали ракеты «воздух-воздух» нескольких типов и противорадиолокационные Х-31П. Кроме того, вновь можно было увидеть бомбу УПАБ-1500Б.


УПАБ-1500Б под крылом Су-35С. Кадр из репортажа Минобороны РФ

Очевидно, что такие изделия подвешиваются на самолеты не ради съемок. Их используют по прямому назначению и доставляют к намеченным целям. Однако Минобороны пока не демонстрировало процесс и результаты применения УПАБ-1500Б. Впрочем, возможен и иной вариант. Публикуя различные материалы, ведомство не всегда уточняет тип применяемых вооружений. И среди неназванных высокоточных образцов вполне могла оказаться бомба К029БЭ.

Так или иначе, следует ожидать, что уже в ближайшем времени авиабомба УПАБ-1500Б-Э вновь появится в открытых материалах того или иного рода. Ее могут опять показать под крылом носителя или в процессе поражения цели.

Перспективное вооружение


Перспективная управляемая бомба К029БЭ / УПАБ-1500Б-Э разрабатывалась в ГНПП «Регион» (входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение») во второй половине десятых годов. Целью проекта являлось создание высокоточной авиабомбы с повышенной дальностью сброса, способной поражать защищенные наземные и надводные цели.

В начале 2019 г. руководство «Региона» сообщило, что УПАБ-1500Б успешно прошла все необходимые испытания и была принята на вооружение ВКС России. К тому времени было начато серийное производство, и первую партию изделий успели передать заказчику. Также сообщалось о наличии экспортных заказов, поставки по которым должны были стартовать в 2020 г.


УПАБ-1500Б-Э / К029БЭ на одной из выставок. Фото ГНПП "Регион"

В том же году состоялся первый публичный показ новых вооружений. Макеты изделия К029БЭ и других новых разработок представили на салоне МАКС-2019. В дальнейшем новые авиабомбы участвовали и в других отечественных выставках.

Технические вопросы


Изделие УПАБ-1500Б представляет собой управляемую планирующую авиабомбу большого калибра, способную с высокой точностью поражать малоразмерные неподвижные объекты с заранее известными координатами. Масса бомбы достигает 1525 кг, из которых 1010 кг приходится на боевую часть.

Бомба построена в цилиндрическом корпусе длиной ок. 5 м и диаметром 400 мм. Корпус имеет сплошной полусферический головной обтекатель и конический хвостовой отсек. На центральной части корпуса закрепляются четыре треугольные плоскости складной конструкции. Крыло разделено на неподвижную часть и консоль. Последняя находится внутри неподвижной детали и выдвигается наружу после сброса.

К029БЭ оснащается комбинированной системой наведения на основе инерциальной и спутниковой навигации. Реализуется принцип «запустил-забыл»; обеспечена устойчивость к помехам. КВО заявлено на уровне 10 м.

Основная часть корпуса представляет собой боевую часть бетонобойно-фугасного действия. Имеется контактный взрыватель с тремя режимами замедления. В зависимости от типа цели, подрыв производится при касании или с заданной задержкой – для поражения построек изнутри. Параметры пробиваемости преград не раскрываются.


Вид с другого ракурса. Фото ГНПП "Регион"

УПАБ-1500Б совместима со всеми основными самолетами отечественной фронтовой авиации. Ее могут нести многоцелевые истребители, фронтовые бомбардировщики и штурмовики. Допустимый размер боекомплекта зависит от характеристик носителя. Сброс изделия допускается в широких диапазонах скоростей носителя с высоты до 15 км. При оптимальных параметрах сброса бомба может пролететь до 50 км.

Особенности и преимущества


В целом бомба УПАБ-1500Б-Э / К029БЭ представляет собой современное и эффективное авиационное средство поражения. За счет заложенных технических решений были получены высокие характеристики и широкие боевые возможности. Все это было подтверждено в ходе прошлых испытаний и освоения оружия на полигонах. Теперь же новая авиабомба получает возможность показать свой потенциал в условиях реальной операции.

Одной из основных целей проекта УПАБ-1500Б являлось увеличение дальности полета. За счет совершенствования аэродинамики и других решений этот параметр удалось довести до 50 км. Бомба может сбрасываться далеко за пределами зон поражения ПВО противника, что резко снижает риски для самолета-носителя.

Важные преимущества дает комбинированная система наведения. Спутниковая навигация обеспечивает высокую точность попадания, а инерциальная дает помехоустойчивость. При этом мощность и могущество тяжелой боевой части в известной мере компенсируют любое ожидаемое отклонение от точки прицеливания.


Бомба в полетной конфигурации. Фото "Рособоронэкспорт"

Боевая часть УПАБ-1500Б рассчитана на борьбу с укрепленными и защищенными объектами противника. Она способна проламывать перекрытия и подрываться внутри сооружения; также возможно применение по поверхностям. Бетонобойный эффект дополняется большой массой боезаряда, и это улучшает возможные результаты применения.

При этом авиабомба сталкивается с некоторыми ограничениями. Так, инерциально-спутниковая коррекция не позволяет самостоятельно находить цели или атаковать подвижные объекты – К029БЭ может бороться только со стационарными целями. Кроме того, следует учесть, что бетонобойная БЧ дает все желаемые эффекты только при атаке защищенных строений, а в иных ситуациях избыточна и невыгодна экономически. Не во всех обстоятельствах имеет смысл использовать и увеличенную дальность полета.

Элемент системы


Таким образом, УПАБ-1500Б(-Э) или К029БЭ отличается высокими характеристиками, а также является удобным и эффективным инструментом. Однако эту авиабомбу нельзя считать универсальным средством для любых операций. Она создана для борьбы с защищенными сооружениями или иными подобными целями, и только на них показывает весь свой потенциал.

Помимо УПАБ-1500Б на вооружении российских ВКС состоит целый ряд других управляемых и свободнопадающих авиабомб разного калибра с отличающимися средствами наведения и характеристиками. Благодаря этому фронтовая авиация получает возможность выбирать средства поражения в соответствии с поставленной боевой задачей. Если требуется поразить огневую точку или бункер, в дело идет К029БЭ, а в иных ситуациях можно использовать другие вооружения, в т.ч. простейшие неуправляемые бомбы.

Как следует из последних новостей и материалов, ВКС активно используют все имеющиеся у них боеприпасы и реализуют их потенциал. Одной из задач, стоящих перед ними, является поражение защищенных объектов противника – и для этого на самолеты подвешивают бетонобойные бомбы УПАБ-1500Б.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 марта 2022 18:36
    Что за орган управления такой на задних плоскостях? Никак не пойму.
    1. -1
      25 марта 2022 19:58
      Ну правильно, управления - рули для коррекции полета.
      1. +2
        25 марта 2022 20:08
        Цитата: Wedmak
        Ну правильно, управления - рули для коррекции полета.

        Вижу что рули, а не педали. Вы тип этих "рулей" назвать можете?
        1. +1
          25 марта 2022 20:56
          Цитата: Владимир_2У
          Цитата: Wedmak
          Ну правильно, управления - рули для коррекции полета.

          Вижу что рули, а не педали. Вы тип этих "рулей" назвать можете?

          Да пожалуйста! Это Интерцепторы-отклоняемые или выпускаемые поверхности на верхней и(или) нижней поверхности крыла, которые увеличивают аэродинамическое сопротивление и уменьшают подъемную силу. Поэтому интерцепторы также называют органами непосредственного управления подъёмной силой.Интерцепторы также активно используются для гашения подъемной силы после приземления или при прерванном взлёте и для увеличения сопротивления. Необходимо отметить, что они не столько гасят скорость непосредственно, сколько снижают подъёмную силу крыла .
          Т.е. они срабатывают при подходе к цели.
          1. +1
            25 марта 2022 21:10
            Цитата: Добрый
            Интерцепторы-отклоняемые или выпускаемые поверхности на верхней и(или) нижней поверхности

            Конкретно это не интерцепторы - из описания понятно.
            1. +1
              25 марта 2022 21:21
              Вас что смущает? Там применена интерцепторная система управления. Необычная реализация.
              1. 0
                25 марта 2022 21:27
                Цитата: Добрый
                Там применена интерцепторная система управления

                Порылся, упоминается щелевой цилиндр. Больше сходства с щелевым струйным закрылком, как мне кажется, но категорически не интерцептор.
                1. +2
                  25 марта 2022 21:56
                  История отечественных корректируемых авиационных бомб началась вскоре после окончания Великой Отечественной войны. В руки советских инженеров попали материалы по немецкому проекту FX-1400 Fritz-X. Анализ документации затянулся и только в 1947 году Конструкторскому бюро №2 министерства сельскохозяйственного машиностроения было поручено разработать собственный боеприпас аналогичного типа. Тема получила наименование «Краб» и индекс СНАБ-3000, а главным конструктором проекта назначили Д.В. Свечарника. Техническим заданием предусматривалось создание управляемого боеприпаса калибра 3000 килограмм с тепловой головкой самонаведения. Исходя из требований, был сформирован общий облик новой бомбы. Корпус боеприпаса имел удлиненную каплевидную форму с характерным срезом в носовой части. В последнем располагалась аппаратура самонаведения. В средней части бомбы по Х-образной схеме было установлено четыре крыла. Наличие крыльев было обусловлено необходимостью маневрирования в полете. Без дополнительных плоскостей аэродинамические рули «Краба» попросту не смогли бы обеспечить должную скорость коррекции траектории. Передняя кромка крыльев имела стреловидность в 30°. Размах каждой пары крыльев – 2520 миллиметра. На всех консолях крыльев имелись интерцепторы размером 30х350 мм, служившие для управления по крену. На зауженном хвосте бомбы разместили оперение, состоявшее из двух стабилизаторов и двух килей. В отличие от Х-образных крыльев, стабилизаторы и кили устанавливались горизонтально и вертикально соответственно. В качестве рулей высоты и направления также использовались интерцепторы, однако на оперении они имели меньший размер: 30х173 мм.
                  1. -1
                    25 марта 2022 22:09
                    Вы бы ещё воздушных змеев вспомнили:

                    30 - интерцептор
                    https://modelist-konstruktor.com/aviacziya/nochnaya-oxota-kraba

                    Ни малейшего сходства
                    1. 0
                      26 марта 2022 07:38
                      А если с этого ракурса?

                      Под определение "интерцептор" не подходит?
                      1. 0
                        26 марта 2022 14:16
                        Цитата: Монар
                        Под определение "интерцептор" не подходит?

                        Интерцептор на Крабе например один и либо с одной стороны плоскости находится, либо с другой, в зависимости от манёвра. На современной же бомбе одновременно с обоих сторон, вы что не видите?
                      2. 0
                        26 марта 2022 23:40
                        либо с одной стороны плоскости находится, либо с другой,
                        Во здесь без всяких "либо". Только с одной.

                        Так почему их не может быть два и сразу с двух сторон?
                        Хотя в данном случае никакую часть крыла из работы это устройство не выключает. Так что по поводу принципа возникают вопросы. :)
                      3. 0
                        27 марта 2022 06:07
                        Цитата: Монар
                        Так что по поводу принципа возникают вопросы. :)

                        Вот и я о том.
                      4. +1
                        5 мая 2022 23:27
                        Так что по поводу принципа возникают вопросы. :)

                        Да нагрузка на сервопривод меньше при отклонении. Одна половинка выступает как аэродинамический компенсатор второй половинки. Дверь в метро открывали ? Тяжело, когда дует навстречу ? А если ось вращения посерёдке сделать ?
                        Похожая штука была на Як-55 . Под каждым элероном приделывалось маленькое крылышко , вынесенное вперёд за ось вращения.. Тоже компенсация , только не полная. Просто уменьшение усилия на ручке..
                      5. 0
                        6 мая 2022 04:52
                        Точно. Совсем об этом не подумал. Спасибо.
                        Те же роговые компенсаторы и триммеры сплошь и рядом встречаются. А решение как на этой боНбе ни разу не видел.
                      6. 0
                        6 мая 2022 06:25
                        А решение как на этой боНбе ни разу не видел.

                        Так может не от хорошей жизни сделали. Например так - было классическое с осевой компенсацией. Его не хватило по результатам испытаний. И чтоб по минимуму переделок ( не трогать неподвижную часть, ось и компоновку приводов внутри ) просто слепили такого "горбатого." Хотя это только мои разумения. С уважением. hi
                      7. 0
                        6 мая 2022 07:47
                        Как вариант. В тех же габаритах. Для меньшей энергозатратности и большей эффективности.
                        Хотя это моё скромное мнение. :) .
                      8. 0
                        7 июня 2022 06:55
                        Во! Нашёл!
                        Такая система управления называется "Поверхности управления со щелевым цилиндром". :)
          2. 0
            5 марта 2023 21:23
            Уменьшение подъемной силы, думаю создаётся для того, чтобы бомба, потеряв горизонтальную скорость, падала на цель под углом, как можно ближе к вертикали для лучшего пробития её поверхности.
    2. +1
      26 марта 2022 22:34
      Бипланные рули управления. Хитрая придумка )
    3. 0
      15 июня 2022 11:04
      Для конюха - это оглобли !
  2. -3
    25 марта 2022 18:38
    этой фотке уже 3 дня....
  3. +7
    25 марта 2022 18:41
    КВО 10 метров на максималку 50 км.для 1000 кг. ВВ - отличный показатель. Разработчики-молодцы!
  4. +4
    25 марта 2022 18:57
    Однако, у бомбы качество неплохое, в районе 3-5, намного лучше чем у утюга. 50 км пролететь, да с точностью 10м, это не просто так. good
  5. +6
    25 марта 2022 18:59
    Нашим ударным БПЛА очень не хватает УПАБ-25 и УПАБ-50
    1. +4
      25 марта 2022 19:15
      Нашим БПЛА неплохо бы еще и полезную нагрузку увеличить, а то у конкурентов в два раза больше(особенно у новых аппаратах).
      1. +1
        25 марта 2022 20:48
        Наших БПЛА ударных нужно ещё в нужных количествах произвести а то из 124 Форпостов только 20 ударных Орионов только 6 единиц - а управляемые ракеты и бомбы для них во всю производят и применяют на Украине.
  6. KCA
    +4
    25 марта 2022 19:22
    Такая чушка сброшенная с ТУ-22М3 на скорости под два МАХ пролетит километров 50 и в грунт зароется метров на 20-30, ну и полторы тонны гексогена с серебрянкой дадут полный пэ
    1. +5
      25 марта 2022 21:13
      на скорости под два МАХ
      С такой дозвуковой носовой частью эта бомба на сверхзвуке не сбрасывается. Вполне хватает сброса на большой дозвуковой скорости.
      1. KCA
        -2
        25 марта 2022 22:07
        С МИГ-25РБ сбрасывали простые чугуняки ФАБ , об аэродинамической форме никто не задумывался, летели под 50км в свободном падении и в грунт зарывались по самое не хочу, при современных вычислителях куда надо полетит хоть кубической формы бомба, "Гефест", надеюсь, в помощь, возможно МИГ-31 не только под "Кинжал" модифицировали, но модификации под "Гефест" есть
        1. +5
          25 марта 2022 22:12
          С такой ... на внешней подвеске самолёт просто на сверхзвук не выйдет. Если бомба будет в бомбоотсеке - другое дело, но, насколько знаю, бомбёжка со сверхзвука - из области фантастики. То есть сбросить-то можно, но точность - КВО порядка 10 км. Это сбросы с МиГ-25 и показали в своё время. Кстати, у ФАБ - конусная головная часть, так что коэффициент сопротивления на сверхзвуке поменьше, чем у К029БЭ
  7. +6
    25 марта 2022 20:21
    При этом авиабомба сталкивается с некоторыми ограничениями. Так, инерциально-спутниковая коррекция не позволяет самостоятельно находить цели или атаковать подвижные объекты – К029БЭ может бороться только со стационарными целями.
    Она ни с какими ограничениями не сталкивается. Она для этого не предназначена.
    Я так и не придумал какая подвижная наземная цель требует для уничтожения тонну взрывчатки. Спецы, поправьте, если ошибаюсь.
    1. 0
      6 июня 2022 11:27
      Морская цель. Заряды самых мощных донных мин еще времен ВОВ как раз были около тонны. Именно такие мины подозревали в гибели "Новороссийска"
  8. +2
    26 марта 2022 06:31
    За счет совершенствования аэродинамики и других решений этот параметр удалось довести до 50 км.

    Если бы использовали полноценное складное крыло по нормальной аэродинамической схеме, дальность полета была бы еще выше.
    1. +2
      26 марта 2022 16:09
      Ну это не планирующая авиабомба с двигателем - а просто управляемая свободнопадающая.
  9. -2
    26 марта 2022 09:44
    Н-да...По мощности -- практически как ТЯО (1.5 кТ), только без радиационного заражения грунта и элементов конструкций. Занятная "игрушка". Стало понятно, почему военные утратили интерес к ТЯО арт.калибра. Если такую бомбу можно закинуть на 50 км с КВО 10 м, то зачем мучаться с артвыстрелами?
    1. 0
      26 марта 2022 21:47
      Сравниваете бомбу весом одна тонна и бомбу с потенциальной энергией взрыва в полторы ТЫСЯЧИ тонн тротилла.
  10. -3
    26 марта 2022 16:15
    Совсем не лишена смысла идея превратить Ил-76 в бомбардировщик. И если его бронировать, то даже в этом случае он сможет взять на борт с десяток таких бомб и будет очень эффективным.
  11. +1
    26 марта 2022 17:18
    Что значит нештатная надпись? Вполне себе штатная. С любовью из России.
  12. -3
    26 марта 2022 19:03
    американцы ставят оборудование на свои бомбы. Но мы не ищем легких путей. Мы изобретаем дорогой лисапед.
    1. 0
      26 марта 2022 22:36
      так там, если верить источникам - точность не ахти...
      Но, согласен - дешевле.
  13. -1
    26 марта 2022 20:26
    Она?
    https://zen.yandex.ru/video/watch/623edbf3e5069a55a1f0c951
    1. 0
      26 марта 2022 23:49
      Зачем на "Бук" тонну взрывчатки? :)
      А большой батабум - детонация ВВ ракет и топлива.
      1. 0
        27 марта 2022 10:08
        От широты души русской
  14. -1
    23 мая 2022 09:46
    КАБ+наводчик с земли англичане использовали еще в 1982г на Фолклендах...
    Вы хоть один кадр подобного применения сейчас в спец операции видите? НЕТ...

    Перспективное оружие....через 40 лет....капец...
  15. 0
    6 июня 2022 11:11
    Цитата: Монар
    При этом авиабомба сталкивается с некоторыми ограничениями. Так, инерциально-спутниковая коррекция не позволяет самостоятельно находить цели или атаковать подвижные объекты – К029БЭ может бороться только со стационарными целями.
    Она ни с какими ограничениями не сталкивается. Она для этого не предназначена.
    Я так и не придумал какая подвижная наземная цель требует для уничтожения тонну взрывчатки. Спецы, поправьте, если ошибаюсь.

  16. Комментарий был удален.