О человеке забыли

48

Человек и боевая машина. На разных этапах развития цивилизации наука по-своему осмысливает это сочетание, образующее единую антропотехническую систему. Катастрофы второй половины XX века заставили задуматься о взаимодействии людей и созданных ими машин. Выяснилось, что зачастую в самой конструкции машины заложена необходимость приспосабливаться к ее функциям вопреки физическим и психологическим возможностям человека. Особенно ярко данное противоречие проявилось а военной технике.

Действительно, до сих пор оцениваются лишь огневая мощь, защищенность и мобильность объектов военной техники (ОВТ). Некоторые эксперты предлагают добавить фактор надежности. Нетрудно заметить, что человек из этого перечня «выпал», оказался, по известной поговорке, в роли пятого колеса в телеге.
Казалось бы, генеральная линия совершенствования ОВТ подтверждает сказанное: электронные устройства уже выполняют многие функции человека-оператора, разрабатываются боевые машины-роботы. Однако практика повседневной деятельности войск и особенно боевой опыт свидетельствуют об обратном. В современной войне роль человека возрастает, а игнорирование этого приводит к катастрофам в мирное время и тяжелым потерям в военное.
Не случайно при разработке нового вооружения за рубежом самое серьезное внимание обращают на улучшение обитаемости ОВТ и защиты экипажа. Например, в танках третьего поколения (М1 «Абрамс», «Леопард-2», «Меркава») эти показатели улучшены по сравнению с предшествующими образцами в несколько раз.

В Советской Армии «человеческому фактору» на словах всегда отводилась решающая роль в вооруженной борьбе. На данную тему написаны десятки научных трудов. Однако, как у нас часто случается, на практике интересы людей при создании военной техники игнорировались. В частности, требования по обитаемости ОВТ были разработаны и приняты лишь в 1980-е годы. Они изложены в двенадцати медико-технических требованиях Министерства обороны (МП МО), 28 нормативно-технических документах и 48 Государственных стандартах.

Как видим, бумаг достаточно. Однако в состоящих на вооружении Сухопутных войск образцах боевых машин их требования выполняются отнюдь не полностью. Как следствие немало профессиональных заболеваний военнослужащих получены в результате эксплуатации опасной для здоровья техники.
Согласно одному из документов, «обитаемость ОВТ – это условия жизни, боевой деятельности и быта личного состава, созданные при разработке (модернизации) и производстве объекта, обеспечивающие сохранение работоспособности и здоровья человека с целью эффективной эксплуатации боевых и технических средств ОВТ в заданных режимах и климатических зонах (районах)». Приведенное определение дает общебиологическое (точнее, медицинское) представление. Военно-техническая сторона проблемы, связанная с реализацией медицинских требований к средствам обеспечения обитаемости (ТСОО) и жизнеобеспечения (СЖО), осталась за рамками и цитаты, и документа в целом. Вместе с тем именно ее можно считать главенствующей. Попытаемся проанализировать основные причины, отрицательно влияющие на условия деятельности людей, находящихся в боевой технике.

Первой и основной можно назвать появление оружия массового поражения. Сегодня, несмотря на ряд политических заявлений, еще живо представление о возможности применения ядерного и химического оружия. Это находит отражение в оборудовании как у нас, так и за рубежом техники сухопутных войск системами противоатомной и противохимической защиты (ПАЗ, ПХЗ). Они обеспечивают герметизацию машин, включают фильтровентиляционные установки, приборы индикации и автоматического управления.

В полной изоляции от внешней среды в ограниченном объеме размещаются экипаж и внутреннее оборудование. Оборудование, элементы которого являются источниками интенсивного выделения теплового, электромагнитного (в том числе СВЧ), светового и других видов излучений, а также загрязнения воздуха (пороховые, отработанные, аккумуляторные газы). Воздействие на организм шума, тряски, вибраций, вредных примесей в воздушной среде, по данным многочисленных исследований, отрицательно сказываются на боевой эффективности комплекса вооружения в целом.

Испытания показали, что при неудовлетворительном микроклимате обитаемого пространства скорость вождения уменьшается на 19 процентов, время выполнения огневой задачи увеличивается на 35, а число промахов – на 40 процентов. Работа в герметизированном корпусе, лишенном доступа естественного света и имеющем высокий коэффициент отражения звука, вызывает у людей психическое утомление, которое имеет в дальнейшем негативные последствия различного характера. По данным, полученным на учениях, вследствие ухудшения состояния людей, действующих в герметизированных объектах, каждый день наступательной операции ведет к снижению боеспособности войск на 7-10 процентов.

Вторая причина. Конструкторы .постоянно стремятся снизить уязвимость ОВТ на поле боя за счет уменьшения габаритов и увеличения толщины брони. В частности, советские танкостроители довели эти параметры до предела, за которым человек уже просто не в состоянии находиться в танке.

По едкому замечанию немецкого журнала «Soldat und Technik», проанализировавшего в одной из статей компоновку танков Т-64 и Т-72, «русские будут вынуждены выращивать для их экипажей особую породу низкорослых и крепких людей». На самом деле, в семидесятые годы были введены ограничения по росту на пополнение, поступающее в танковые войска.

Растет насыщенность ОВТ различной аппаратурой, что приводит к резкому уменьшению свободного пространства в боевой машине. По данным С. Богданова, в современном танке примерно столько же органов управления и средств отображения информации, как и на космическом корабле,– более 200. Только приборов прицеливания и наблюдения – десятки наименований. Не легче и механикам-водителям. К примеру, 13 приборов фиксируют лишь текущие параметры силовой установки.

Малые объемы рабочих мест (см. таблицу ниже), длительное вынужденное пребывание в стесненных условиях в статичной позе приводят к перенапряжению отдельных групп мышц и иннервирующих их нервных клеток – следовательно, быстро прогрессирует утомление. Например, ограничение подвижности в течение трех суток приводит к снижению показателей работоспособности экипажа на 30 процентов. После длительных маршей большинство механиков-водителей жалуются на общую усталость и сильные боли в икроножных мышцах.

Третья причина обусловлена ростом огневой мощи (калибра и скорострельности) вооружения. Изменились пороха, и в составе пороховых газов повысилась концентрация высокотоксичных компонентов. В результате экипаж оказался просто а непереносимой среде. Стрельба из всех видов оружия БМП в условиях герметизации уже через минуту может вызвать отравление половины личного состава. Опыт боевых действий в Афганистане показал, что после 10-15 выстрелов 152-мм самоходной гаубицы некоторые расчеты с трудом вели стрельбу из-за высокой концентрации токсичных веществ. По нашим данным, за период с 1982 по 1984 год в Вооруженных Силах было 1225 только официально зарегистрированных случаев отравления пороховыми газами.
От редакции. Известны даже отдельные случаи отравления пороховыми газами экипажей танков Т-64 при стрельбе из вкладного ствола.

Следующая причина связана с созданием мощных двигателей и дальнейшим ростом мобильности ОВТ. Технически совершенные машины потенциально способны совершать марши на 1500 километров и более. Однако, чем больше темп марша и его продолжительность, тем интенсивнее действуют шум и тряска на экипаж. Уровень стабильного акустического шума в бронетанковой технике превышает нормативы на 10-35, а в кабинах инженерных машин – на 20 децибел. Разборчивость речи по танковому переговорному устройству уменьшается на 5-25 процентов.

Совершенно необычно влияет на центральную нервную систему сам факт перемещения ОВТ в пространстве. Под действием инерционных сил, знакопеременных ускорений, вибраций, толчков органы и ткани человека подвергаются смещениям и сотрясениям. Увеличивается нагрузка на сосудистую систему. Иногда это вызывает изменения в регионарном кровообращении.

Вибрация рабочего места может приближаться к одной из частот колебаний наших внутренних органов. Диапазон 11…35 герц (особенно 16 герц) люди переносят с трудом. У них происходит непроизвольное мочеиспускание, возникают боли во внутренних органах, головокружение, тошнота, рвота, они теряют сознание, нарушается ритм или даже прекращается сердцебиение. Вот обычные следствия воздействия низкочастотных колебаний, характерных для гусеничной техники. При систематическом воздействии вибрации у отдельных военнослужащих образуются песок и камни в почках и мочевом пузыре.

Наконец, последняя из рассматриваемых причин связана с полифункциональностью ОВТ, необходимостью решать большое количество задач в короткие сроки. Развитие встроенных автоматизированных систем управления привело к усложнению алгоритмов и росту объема выполняемых экипажами функций. Возникают информационные перегрузки. Сложность информационных моделей и количество средств отображения, при помощи которых они реализуются, не всегда адекватны возможностям человека.

При избытке информации эмоциональная напряженность обостряется в связи с необходимостью быстро воспринимать ее, перекодировать и осуществлять ответные действия. В результате внимание притупляется, снижается функциональная подвижность нервных процессов, усиливается воздействие на гормональные механизмы и вегетативные реакции.

Умственный труд, являющийся сегодня основным для подавляющего большинства военных специалистов, характеризуется гипокинезией, гиподинамией и нервным напряжением. Это ведет к функциональным нарушениям сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, способствует развитию ишемической болезни сердца.

Разумеется, рассмотренные выше причины и факторы негативного влияния существующих образцов ОВТ на человека не определяют весь перечень вопросов, подлежащих исследованию по проблеме обитаемости, Возникли новые вредные факторы воинского труда (радиация, неионизирующие излучения, компоненты топлив, инфразвук, сейсмические волны, лазерные излучения и др.), все более вредными становятся ранее известные.

К сожалению, указанным тенденциям не была противопоставлена целенаправленная программа по улучшению обитаемости боевой техники. Конструкторы как будто забыли, что при создании конкретных образцов необходимо учитывать возможности и потребности человеческого организма.

До сих пор в герметизированных объектах отсутствуют элементарные устройства для подогрева пищи, кипячения воды, отправления естественных надобностей. Не предусмотрена возможность отдохнуть лежа, нет рабочих мест в позе полулежа. Следует подчеркнуть, что именно здесь кроются многие причины профессиональных заболеваний военнослужащих.

По данным медицинской службы ВС СССР, в Советской Армии в 1975 году зарегистрировано 254 случая профзаболеваний, в 1976-м – 292, в 1977-м – 315, в 1978-м – 340. За период с 1975 по 1978 г. увеличилось число уволенных в запас в связи с профзаболеваниями в пять раз. До сих пор летальный исход имеет место при острых лучевых поражениях, авариях военных объектов, отравлении техническими жидкостями.

Очевидно, доминирующим критерием при разработке обитаемых объектов должна стать безопасность воинского труда. Именно по этому показателю отечественные ОВТ (особенно наземная техника) уступают иностранным образцам. Так, хотя в течение двух лет действительной военной службы танкисты связаны с техникой лишь 12-15 процентов рабочего времени (и всего 3-5 процентов времени находятся непосредственно в танке), действие негативных факторов среды обитания на организм нередко приводит к возникновению у них таких болезней, как нефрит и цистит, радикулит и миозит, болезни ЛОР-органов и сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, большие потенциальные возможности техники, достигаемые ценой огромных материальных затрат, личный состав реализует далеко не полностью, и отнюдь не по своей вине. В частности (по данным Б. Борисова, И. Кудрина, М. Тихонова), эффективность применения артиллерийских орудий снижается на 40 процентов, некоторых типов зенитных ракетных комплексов на 20-30, а танков – на 30-35 процентов. В среднем реальный уровень отдачи образцов ОВТ именно из-за . того, что не учитываются возможности человека, на 20-30 процентов ниже потенциального.

Научно-технический прогресс в военном деле является лишь материальной предпосылкой совершенствования боевой техники. Ее эффективность не сводится только к передовому уровню установленного вооружения, органов управления, силовой установки и т. д. Главным оказывается человек, его физическое и душевное здоровье. Существующие же ТСОО бронетанковой техники не полностью удовлетворяют этому требованию. Производство их перспективных образцов не выходит за рамки единичных опытов.

Реализация медико-технических требований к обитаемости ОВТ – комплексная проблема, требующая совместных активных действий заинтересованных организаций. Практически решить ее можно лишь при одновременной проработке всей совокупности вопросов проектирования, производства, эксплуатации и ремонта. Считаем необходимым дополнить стандартное определение обитаемости понятием нормативная обитаемость, т. е. искусственно создаваемая и поддерживаемая специальными мерами, средствами и системами среда ОВТ. В широком смысле это система научно обоснованных норм, требований и правил, унифицированных методик и программ оценки, контроля, разработки, производства, эксплуатации и медико-технической экспертизы ОВТ.

На наш взгляд, в целях обеспечения единого подхода к нормативной обитаемости стоило бы разработать Положение о медико-техническом сопровождении жизненного цикла ОВТ, где перечислялись бы организационно-технические и санитарно-гигиенические требования ко всем участникам процесса разработки, производства и эксплуатации военной техники. Нормативная обитаемость должна стать таким же предметом внимания разработчиков и заказчиков, как и огневая мощь, защищенность, подвижность.

О человеке забыли
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Братец Сарыч
    +1
    1 октября 2012 08:15
    Так-то оно так, но и просто у компьютера сидеть более чем вредно!
    Я вот не вполне понял - авторы намекают на дополнительные гранты для исследований? Типа сидеть и разрабатывать новые бумажки? И все при деле?
    1. Tirpitz
      +5
      1 октября 2012 09:50
      Причем тут бумажки? Нужно условия обитаемости и комфорта повышать!
      1. Братец Сарыч
        +2
        1 октября 2012 09:55
        Речь как раз о бумажках - "стоило бы разработать Положение о медико-техническом сопровождении жизненного цикла ОВТ, где перечислялись бы организационно-технические и санитарно-гигиенические требования ко всем участникам процесса разработки, производства и эксплуатации военной техники".
        1. Tirpitz
          +1
          1 октября 2012 10:11
          Нашим только дай сесть за бумаги - будут лет 20 разрабатывать и переписывать, бюрократия еще та. Может европейские или американские нормы взять за основу и их доработать под свои потребности?
        2. SerGL
          +1
          1 октября 2012 10:20
          Цитата: Братец Сарыч
          стоило бы разработать Положение


          Не вижу в этом ничего плохого, сначала нужно задать конструкторам планку, за которую они опускаться не могут, а затем строго спрашивать.

          Другое дело, что разрабатывать бамажки годами - это не государственный подход
      2. borisst64
        +4
        1 октября 2012 15:16
        Цитата: Tirpitz
        Нужно условия обитаемости и комфорта повышать!


        Сравните германские Т-III, T-IV и T-V "Пантера". Первые изобилуют люками и дверцами (чтобы удобнее было), квадратные формы для простора. А пантера лишена этого. Целостность корпуса и лучшая бронестойкость важнее. Лучше воевать в стесненных условиях, чем погибать в комфортных.
        1. +1
          1 октября 2012 15:29
          Мы говорим о немного другой ситуации и немного другом времени
        2. 0
          1 октября 2012 19:11
          borisst64,
          Все гораздо проще, зачем нужна дверца в броне 50-80 мм весом скажем кило в 30-50, смысла мало а бронестойкость как вы верно заметили падает.
          Тем более на ранних танках не особо мудрили с вентиляцией.
  2. ДИМС
    +5
    1 октября 2012 08:27
    Правильная статья, давно об этом надо было думать
  3. +3
    1 октября 2012 09:31
    Интересная статья. Во всем должен быть здоровый компромисс. Уменьшение обитаемого пространства не должно негативно влиять на экипаж. Однако, улучшение обитаемости должно вести к увеличению производительности экипажа.
    1. Tirpitz
      +4
      1 октября 2012 09:52
      Все верно. + Зато тут на форуме многие высмеивают кондиционеры в леопардах и абрамсах, мол нужно воевать а не прохлаждаться.
      1. +2
        1 октября 2012 11:31
        Я думаю, это люди, когда-то давно отслужившие срочку.
  4. Drapper
    0
    1 октября 2012 09:36
    Всё верно написано, человек должен быть прежде всего.
  5. +2
    1 октября 2012 11:42
    Все должно быть в меру
  6. +3
    1 октября 2012 12:35
    Хорошая стать, я уже выкладывал здесь снимки и видео где я в танке Центурион при росте 177 хожу внутри танка и при своем росте еле влачу в отечественные машины, у нас есть инженер у него рост 197 он был командиром танка Меркава, интересно он в т72 влезет

    Хорошая стать, я уже выкладывал здесь снимки и видео где я в танке Центурион при росте 177 хожу внутри танка и при своем росте еле влачу в отечественные машины, у нас есть инженер у него рост 197 он был командиром танка Меркава, интересно он в т72 влезет
    1. +8
      1 октября 2012 15:06
      Цитата: igor67
      у нас есть инженер у него рост 197 он был командиром танка Меркава, интересно он в т72 влезет


      У меня механик мой был такого роста. Правда плечища у него были здоровенные он в люк механика сначала одно плече протискивал, затем второе, да и сидел как в гинекологии, но переводиться наотрез отказывался.
      1. +5
        1 октября 2012 15:16
        vorobey,
        Он наверно мечтал быть танкистом, зачем же от нее отказываться. У меня одноклассник был 149, на приписной комиссии и уже мечтал не идти в армию но в 10 классе подрос на сантиметр и в Т62 механиком водителем, в Монголию в 84 году ушел
        1. dom.lazar
          +1
          2 октября 2012 01:05
          у меня такой же был
          звали Эдик Рыжих -мы его прозвали -последний солдат рейха
          на автоделе ездил за рулем ГАЗ 53 подложив подушку и все равно из за руля торчали одни очки
          так в 86 подрос на положенный сантиметр и загремел в автобат
  7. +6
    1 октября 2012 13:15

    Идеальный танкист, вот только сказочный как перевооружение Русской Армии.
    Ладно, шутки эт хорошо, а серьезно:
    При нынешнем развитии танков размеры уже не имеют особых значений, танк может попасть с максимальной дистанции в квадрат площадью 1м^2 причем это мог еще Т-72, а соответственно и Т-64 и Т-80 так как они имели одну и ту же пушку.
    Так почему мы цепляемся за старое? даже сейчас слышны мысли что бы поставить на Т-90 новую необитаемую башню и выпускать их, ну эта машина свое уже изжила, нет у нее модификационного ресурса, закончился он еще в 90-х! Надо учитывать это все и сделать нормальную машину, конечно при росте габаритов возрастет и масса, а вот двигателей то и нет. Тут как говориться последняя надежда на призрачную "Армату", а доверия к ней уже нет, так как пушку оставили старую, а она уже не может бороться с современными модификациями вражеской бронетехники. Вот если бы поставили хотябы 135мм это уже былобы круто, но эти Г все хотят сэкономить себе на карман, УУУУУ!!! Г! Ну ладно, Х с ними, придет еще время "Собирать камни".
    1. +3
      1 октября 2012 15:20
      Цитата: cth;fyn
      Тут как говориться последняя надежда на призрачную "Армату", а доверия к ней уже нет, так как пушку оставили старую, а она уже не может бороться с современными модификациями вражеской бронетехники


      Откуда такое мнение?

      Цитата: cth;fyn
      Вот если бы поставили хотябы 135мм это уже былобы круто, но эти Г все хотят сэкономить себе на карман,


      А почему не 140 мм, не 152 наоборот на НИОКРахдля этих пужек украсть больше можно.

      за мнение плюс а вот за знание матчасти минус.
    2. borisst64
      +2
      1 октября 2012 15:24
      Цитата: cth;fyn
      танк может попасть с максимальной дистанции в квадрат площадью 1м^2


      Такое возможно, но считать это гарантированным вариантом, по меньшей мере наивно. Даже в идельных условиях, при стрельбе с места, без помех, по явно видимой мишени, есть масса факторов которые могут повлиять. Это и ветер, и сбой прицела, и износ ствола, и дефект б/п, и т.д. и т.п. И самое главное, есть человеческий непредсказуемый фактор.
    3. +4
      1 октября 2012 19:14
      cth;fyn,
      Ну попадание ОФ снаряда 125-155 мм с высокой степенью повреждает танк и мягко говоря вытряхивает душу из экипажа. Даже если разрыв в нескольких метрах.
      Пока небольшие габариты еще в цене.
    4. +3
      2 октября 2012 16:36
      Цитата: cth;fyn
      При нынешнем развитии танков размеры уже не имеют особых значений,


      Цитата: cth;fyn
      сделать нормальную машину, конечно при росте габаритов возрастет и масса
      1. +2
        2 октября 2012 16:41
        Так ли уж размер не имеет значения, и так ли нужен в современном танке биотуалет, а то, глядишь, и душ?
        1. -1
          4 октября 2012 12:37
          Per se.,
          Койку забыл , а где будут гарные лгбт хлопцы отдыхать, это нарушение прав.
  8. +1
    1 октября 2012 13:36
    Одним из факторов преимущества израильтян в танковых сражениях считалась как раз возможность жить и работать в танках до нескольких суток за счет большего пространства и комфорта в танках западной конструкции, в то время, как в советских танках срок нахождения танкистов был несколько часов.
    1. borisst64
      +6
      1 октября 2012 15:27
      Наши танкисты в Отечественную войну в танках жили и воевали сутками и победили. Скорее дело не столько в танках сколько в людях. Когда нужно воевать, а они коврики вынимают и на коленки встают. Этот фактор дает кое какие преимущества.
      1. +3
        1 октября 2012 15:35
        Жить захочешь - не так раскорячишься. (с)

        Можно и в дерьме плавать привыкнуть. Но в чистой воде лучше, верно?
      2. dom.lazar
        0
        2 октября 2012 01:07
        танкисты в наших танках жили несколько боев
        потом обычно или танк сгорал или танкисты погибали
    2. -1
      2 октября 2012 17:03
      Цитата: Пупырчатый
      Одним из факторов преимущества израильтян в танковых сражениях считалась как раз возможность жить и работать в танках до нескольких суток за счет большего пространства и комфорта в танках западной конструкции, в то время, как в советских танках срок нахождения танкистов был несколько часов.
      Израильский "Меркава" очень хороший танк, но для своего географического региона и под специфику войны на Ближнем востоке. Не знаю, откуда у Вас информация про сроки нахождения в танках советских танкистов, но танк, в первую очередь, техника для боя, а не туристический трейлер с холодильником для пива. Чудес не бывает, если прибывает в одном, убывает в другом. Комфорт и удобство в бою не одно и то же.
  9. Patos89
    +1
    1 октября 2012 14:34
    Да статья интересная
  10. пухлый
    +3
    1 октября 2012 15:00
    Всегда интересовал вопрос: а как в танке зимой?
    1. +11
      1 октября 2012 15:12
      Цитата: пухлый
      Всегда интересовал вопрос: а как в танке зимой?


      По разному, бывает тоскливо, бывает холодно, бывает жарко, бывает грустно (если плохо отстрелялся) и бывает весело.
      1. Pinochet000
        +3
        2 октября 2012 00:55
        Цитата: vorobey
        Всегда интересовал вопрос: а как в танке зимой?

        Штатный обогреватель ни в п...ду, делаешь кишку из брезента и цепляешь на жалюзи, напрвляешь в люк командира, прогреваешь, закрываешься....на пару,тройку часов вполне хватает. Можно использовать на марше, в случае боя ее(кишку) можно легко откинуть.
      2. Прохор
        0
        2 октября 2012 21:48
        Выходит, весь спектр эмоций присутствует? Раз так - то жить в нашем танке можно! wink
  11. +4
    1 октября 2012 15:10
    Автор Генерал-лейтенант медицинской службы П. ВЯЗИЦКИЙ, профессор, доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии СССР; Полковник медицинской службы И. КУДРИН, профессор, доктор медицинских наук; Полковник медицинской службы М. ДЬЯКОНОВ, доктор медицинских наук; Полковник М. ТИХОНОВ

    с медиками как свяжешься кучу болячек найдут. и вообще воевать вредно, и в армии служить тоже.
  12. +4
    1 октября 2012 15:47
    на войне, как на войне......на курорте, как на курорте....
  13. kov
    kov
    +2
    1 октября 2012 16:18
    Не понимаю почему в табличке приводится еще т-54, когда его уже ни в каких конфликтах не используют. Судя вообще по последним боевым действиям Сирии и Ливии, а именно там используют танки от т-55 ( http://www.youtube.com/watch?v=aMSUZKCAcI8 и http://www.youtube.com/watch?v=DkgZ13AgNKw )
    Человеческая жизнь всегда не так ценилась в бою, как выживаемость техники.
  14. +7
    1 октября 2012 16:29
    Есть у Дивова Книжка Оружие Возмездия. Там есть интересное дополнение.Так конечно на уровне кича но в целом верно.
    "Русское оружие самое лучшее"
    Для стран "третьего мира" наверняка. Русское оружие, с которым приходилось сталкиваться мне, было скроено по одному принципу: хорошая задумка, хорошее "железо" и больше ничего хорошего. А воевать могло - ух! Но это как уникальная проходимость машин "Кэмел Трофи", которая объяснялась не столько внедорожными качествами "Лендровера-Дискавери", сколько готовностью команд таскать джипы на себе по болотам.
    Типичное русское оружие спекулирует на умении пользователя изворачиваться. Если ты вот туда не дотянешься, и вот это изо всех сил не дернешь, оно не поедет. Если не воткнешь пимпочку единственно верным из десяти вариантов, оно не зарядится. Эту штуку пинай сапогом, за это тяни нежно, а вон то лучше вообще не трогай... И вот когда ты все правильно сделаешь, тогда твое русское оружие поедет, зарядится и стрельнет. Догонит и перегонит еврейское, задавит американское и даст прикурить немецкому. Исключительно за счет твоих нервов и здоровья. Оно традиционно крепкое в основе своей, русское оружие. Но ты должен быть еще крепче.
    Отопитель не включай, угоришь. Последнюю секцию антенны не присоединяй, отвалится. Капюшон отстегни, иначе будешь регулярно получать по затылку люком. Сиденье жесткое, найди себе подушку. В перчатках эту штуку не повернешь. У нас пассатижами открывается всё. Оторвите это, но не выбрасывайте, вдруг проверка, тогда приделаем обратно. Неудобно? Неудобно срать в почтовый ящик! Пардон май фрэнч!
    Ты должен гордиться тем, что в нормальном шведском танке есть кофеварка и биотуалет. Потому что ты русский воин, потомок викингов, и тебе это барахло без надобности. Из кофеварки все равно не получится самогонный аппарат. А гадить ты будешь с радиоактивной брони - на выжженную шведскую землю! И гордо подотрешься газетой "Красная Звезда".
    На "Тюльпане" в системе заряжания один узел - я его просто укусить готов был. Его точно проектировал вражеский диверсант. И ведь пока как надо не воткнешь, машина мертвая. А поди воткни как надо в суете, да когда броня скользкая. Нет, ты поди и воткни! безрукое!
    Кто ездил на ГАЗ-66 и приноравливался к легендарному рычагу коробки передач "шишиги", тот меня поймет.
    Единственный известный мне образец русского оружия, отличающийся приличной эргономикой - "Калашников". Мой АКС-74 был просто игрушка.
    Ну и лопата тоже удобная вещь.


    При этом новые требования МО к БТТ
    Все новые ряды БТТ должны иметь:
    1. Повышенную защиту во всех проекциях
    2. Повышенную огневую мощь, в т.ч. и, для некоторых видов, за пределами прямой видимости
    3. Защита от ОМП или не хуже, или чуть хуже предыдущего поколения
    4. Повышенную автономность, ускоренные процедуры ТО, заправки и перезарядки (в т.ч. и автоматизированные, без выхода из машины или с минимальным участием)
    5. Улучшенную обитаемость, позволяющую находиться внутри машин до нескольких суток безвылазно. (с) BS
    1. +1
      1 октября 2012 16:34
      Чудесная ремарка. При том что Ак чудом эргономики далеко не являлся 8)
  15. +2
    1 октября 2012 18:26
    Они изложены в двенадцати медико-технических требованиях Министерства обороны (МП МО), 28 нормативно-технических документах и 48 Государственных стандартах.

    Больше бумаги - чище ж...
  16. +5
    1 октября 2012 19:42
    На мой взгляд, какая-то кособокая статья.
    Предполагается, рас зарубежный танк размерами больше чем наш, то и внутреннего пространства для каждого члена экипажа в нём больше. Не первый год спрашиваю фото в подтверждение этих высказываний, но фотографий по которым это всё видно так никто и не предоставил.

    Народ в курсе, что вся отечественная военная техника делается из расчёта, что рост бойца 175см ? + регулировки, если он выше или ниже. В "Леопарде-2" расстояние от полика до потолка башни 165 см. То есть, в идеале заряжающию должен быть гномом, что бы не горбатится во время своей основной работы. Напомню, что у нашего танка (от Т-64 и выше) заряжающего нет, а командир и наводчик сидят в креслах, как в легковушке. На месте командира вполне помещается и наш Рогозин с ростом за метр девяносто.
    Кстати сказать, и в Абрамсе на месте заряжающего человек с нормальным ростом может стоять внутри танка только при открытом люке.
    Наводчик с командиром в Абрамсе:
    И сильно там просторно ? особенно у наводчика ?
    Место нашего командира (наводчик сидит почти также, только с другой стороны пушки) У каждого члена экипажа свой люк над головой:
    1. 0
      1 октября 2012 22:02
      Bad_gr,
      Ну все таки у них несколько просторнее, но из за этого танк сильно габаритен.
      Правда мне кажется отчасти дело в обьемности оборудования, в общем опять все упирается в элементную базу.
      1. +2
        1 октября 2012 22:16
        Цитата: carbofo
        Ну все таки у них несколько просторнее, но из за этого танк сильно габаритен.
        Что габаритен, и внутренний объём у него соответственно больше - согласен, но этим объёмом надо ещё суметь толково распорядиться.
        Верхний - Абрамс,
        средний - Леопард
        нижний - тэшка
        К примеру, больше половины объёма корпуса у Абрамса занимает моторный отсек. Сравните с компоновкой тэшки.
      2. BlackCat
        +1
        8 октября 2012 16:31
        Цитата: carbofo
        Ну все таки у них несколько просторнее, но из за этого танк сильно габаритен.

        Красным кружком обозначено всё жизненное пространство 3-ёх членов экипажа (командир, наводчик, заряжающий) Абрамса внутри корпуса

        + некоторое пространство добавляется внутри самой башни (добавлено пространство в углах). На фотографии это жизненное пространство (обозначенное красным) находиться внутри корзины под башней.

        Экипаж (перечисленные три человека) находится внутри корзины вместе с казёнником пушки и оборудованием для управления пушки, связное оборудование и т.д.
    2. +1
      2 октября 2012 20:34
      Кстати сказать, последний наш танк, у которого был заряжающий, это Т-62. Если его сравнивать с современным танком Абрамс, то по комфорту Абрамс проигрывает в чистую. Из практики могу сказать, что на полу, на рабочем месте заряжающего в нашем Т-62 в полный рост могут спать два бойца.
      Вот место заряжающего Абрамса:
      Конечно, если убрать сиденье, то сидя на полу, можно подремать, но это не сравнить с пространством в Т-62, где на полу можно вытянуться в полный рост.
      1. 0
        4 октября 2012 12:39
        Bad_gr,
        Фото в студию
        1. 0
          4 октября 2012 13:07
          http://tank-samolet.ru/technic/sale/tanks/t62_w.php вот нашел что-то
    3. 0
      18 февраля 2013 23:03
      Фотки отличные! А статью вы уважаемый зря кособокой назвали. Попробовали бы вы на месте мех вода Т80, простояв на учениях при минус 30 нажать стартер или МЗН :). На моей памяти в этой прекрасной машине у мех вода печки не было в принципе. Статья правильная , при всем уважении к собственной стране и технике нужно признавать что о людях них не думают.
  17. Cooper
    0
    1 октября 2012 22:11
    Лучше плохо сидеть ,чем хорошо стоять.Нет биотуалета,плохо,но сколько брони нужно что бы он работал?Я бы лучше о-ся в танке , но знал что броня для биотуалета испрользованна по прямому назначению.
  18. +2
    1 октября 2012 23:25
    Ну ладно, предположим вы конструктор, и вам дали задание улучшить обитаемость танков, это можно сделать несколькими методами
    1. За счет других параметров, уменьшаем калибр пушки до 100 мм, уменьшатся обьем боеприпаса,, вес привода и т д, уменьшаем размер-массу и как следствие мощность двигателя, что приведет к резкому снижению маневренности.
    2. Можно улучшить обитаемость за счет увеличения размеров, но при этом надо увеличивать вес брони, что тянет за собой необходимость увеличения мощности движков, вообщем замкнутый круг.
    3. Можно убрать одного члена экипажа, но тогда станет вопрос, тратить высвободившийся ресурс на обитаемость, или улучшить боевые показатели.
    Итак ваш выбор?
  19. +5
    2 октября 2012 00:39
    Товарищи! Танк-это машина для боя. Рассуждать о том,где лучше обитаемость , где можно находиться несколько суток- ДА НИГДЕ. В купе СВ за несколко дней можно очуметь, что уж говорить про танк ! Служил на Т80, это лучший танк , что у нас есть, к сожалению до сих пор....
  20. +1
    2 октября 2012 00:59
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ ...
  21. mind1954
    0
    3 октября 2012 20:26
    Спасибо за статью !
    Всегда удивлялся кофеварке в Абрамсе.
    Считал, что у нас, даже и сурово, но следят за эргономикой, от этого же
    зависит боеспособность ! Удаление заряжающего, разработка кондиционера,
    даже производство его показывали - результат этого !?

    Но статья, видимо, полезна тем, что давно назрела потребность,
    объясниться на эту тему ! То, что требуется в статье, по-моему,
    может быть удовлетворено, только одним способом : делать внутренний
    объём танка по образу и подобию капсулы космического корабля !
    Безбашенная конструкция танка позволяет делать, что-то похожее.

    Но генеральным направлением в преодолении сложившихся противоречий,
    считаю, ВЫНЕСЕНИЕ ВСЕГО, какого только можно, ОБОРУДОВАНИЯ
    ИЗ БОЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ, вслед за орудием и боезапасом !
    Даже, если для него потребуется отдельное бронирование.

    ИДЕАЛЬНЫМ, было бы, наличие в боевом отделении только
    органов контроля ( индикаторов, экранов) и управления !!!
    Но для реализации этого, как я понимаю, нужна, прежде всего, ЭЛЕКТРОНИКА !!!
  22. vitya29111973
    0
    1 февраля 2013 15:52
    Дельная и хорошая статья.
  23. ka5280
    -1
    14 февраля 2013 06:26
    На счет кондиционера в танкею В кондиционере испрльзуется очень токсичные хладагенты, в случае мех. повреждений конд.установки эта дрянь окажется в легких у танкистов. вот и скажите, зачем кондер в танке?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»