Military Review

Noble fury

11

The 1812 war of the year is the first war that was called Russia Patriotic, and it will remain forever in the Russian consciousness

Researchers for two centuries have, probably, opened all available documents, from different points of view considered the outline of events. It is difficult to assume that some previously unknown facts can radically change the idea of ​​the annals of the 1812 war of the year. However, modern man and researcher have the opportunity to comprehend this period not only from the height of the knowledge accumulated over two centuries, but also more detachedly, more panoramicly.

Russia had to fight a lot, almost every decade for centuries. However, the wars of modern times, including the heroic campaigns of A.V. Suvorov, who glorified the Russian soldier throughout Europe, did not affect the fate of the country as a whole. They served either to solve their geopolitical tasks, or to others, participating in coalitions and plans of other powers, that is, they were a struggle for interests, but not “for the stomach”.

If the nation is able to feel the threat to the Fatherland as a national disaster, then this is already a symptom of a well-known spiritual system of the people, which is determined by what it considers the most valuable. For misfortune does not happen with the state, but with the Fatherland - a concept that includes not only and not so much the land and the life built on it, but a sense of kind, living involvement in the actions of ancestors and the fate of descendants. Rational foreigners, for example, saw barbarism in the fire of Moscow in 1812. But after all, in such an impulse there is no room for doubts about the price of victory. The landlords burned their estates, the peasants abandoned their farm, not thinking about the fact that later there would be nothing to eat, they took a pitchfork and went to the enemy. Referring to the "self-immolation" of Moscow, Ivan Ilyin wrote that "Russia defeated Napoleon with this utmost inner freedom ... Nowhere do people give up so easily from earthly blessings ... nowhere are so completely forgotten losses and damages like the Russians."

Fatherland is forever in contrast to the state - a transient form, the creation of human hands, which inherits previous sins and accumulates its own.

The state is always imperfect and will always be criticized, even rejected by a part of society. Fatherland is an eternal gift given to us for constant historical work. Genuine national consciousness is not a blind admiration, not an exaggerated self-esteem, it is a burning sense of belonging to the whole. stories Fatherland and its future. Such a feeling is awakened when the question arises: “To be or not to be?”

At the time of the 1812 thunderstorm of the year, this feeling pervaded the entire society, from the aristocracy who worshiped French glamor to peasants who knew only the Psalter. It was not by chance that Lermontov wrote his famous “Borodino” on behalf of a simple soldier, free from any “class” feeling, the absence of which in the 1812 war of the year was so distressed by the “red professorship” of the ultra-Marxist school of Pokrovsky, who considered Napoleon to be a “liberator” who allegedly carried progress in backward "Russia. But no, the king, the officer, the aristocrat, and the simple peasant were one: “Our colonel was born with a grip: servant to the king, father to the soldiers ...”

The same feeling - “noble rage” - “boiled like a wave” during the Hitler invasion, although many were terrified of the revolution and its consequences, did not accept the state. And it was the Great Patriotic War that claimed the national feeling, ruined by class internationalism, cleared the defilement of the Civil War and reunited, in people’s souls, the thread of Russian and Soviet history, which seemed to be broken forever. It was not by chance that the great names of Suvorov, Kutuzov, Davydov were returned from the “historical dump”. The memory of the Patriotic War 1812 of the year inspired 1945, the great Victory of May ...

In this age of skepticism and nihilism, it is useful to remember that a nation capable of appreciating and honoring its history, as a result, always wins and remains an independent subject of world history.

Victory in the Patriotic War consolidates the national will and gives a huge charge of energy, despite the material losses and the death of people - the most courageous and ardent. And Russia emerged from the 1812 war of the year and the subsequent victorious march across Europe capable of a historic breakthrough - as always in Russian history, controversial, intensifying internal tensions, giving rise to new ideas of social reorganization. It was this ability that prompted Russia to further consolidate in the Far East, the Black Sea, and Transcaucasia, protecting it from Persia and Turkey, despite all the machinations of England. At the Vienna Congress 1815 of the year, it already really could behave like a power, “without which not a single gun in Europe couldn’t shoot”. Russia began to turn into such a factor in the global balance of power, which even today causes some nervousness.

1812 year left the deepest mark and in the minds of people, generated a powerful creative impulse, which gave the world the great Russian literature in the person of A.S. Pushkin and L.N. Tolstoy. Pushkin, by the way, has an amazing poem called “Borodino Anniversary”, according to which one can study geopolitics from the 19th century to the present day: “Where shall we move the strongholds? - For Bug, to Vorskla, to Liman? For whom will Volyn? Who is the legacy of Bogdan? ”

The XIX century - the century of empires and "tyrants" was another century of almost "knightly" wars compared to the wars of the twentieth century and the present century of the universal democracy spread by bombs.

There are no memories of the cruelty of the newcomers in people's memory, although “in war, as in war” there were looting, and death of the civilian population, and mutual cruelty, but the war was still conducted with respect for Christian ideas of morality, of man, of death. It is no coincidence that the small masterpiece of the Soviet cinema film Hussar Ballad became a surprisingly bright display of the historical memory of the 1812 war of the year. Both their side and the enemy are represented by equally worthy images: with loyalty to the oath and duty, ethical standards. As a duel.

But the 1812 war of the year, if we talk about the victims and geopolitics, had an all-European character. On the scale of geopolitical ambitions of the idol over the kingdoms and on the involved participants of the Napoleonic invasion of Russia, it was almost a world war. During the invasion of the “two languages,” the French made up only half of the Great Army. It was all conquered Europe - the Dutch and the Belgians, the Bavarians, the Saxons and the Croats, the Italians and the forcibly mobilized Spaniards and the Portuguese, the Austrians in the face of Eastern Europeans, Romanians and Magyars and, of course, unruly when it comes to harm Russia, Poles who gave XNUM thousand soldiers.

The idol of the latter - Napoleon Bonaparte, "who did not love Poland, but who loved the Poles who shed blood for him" (A. Herzen), considered Poland a bargaining chip against Russia, as evidenced by his proposals during the negotiations on the Peace of Tilsit.

Napoleon, the brightest figure of not only French, but also European history, returned the motive of national unity and grandeur to the drenched revolutionary blood of France, for which the French rightfully honor him.

But in accordance with the Western "Promethean" type (V. Schubart), Bonaparte turned the revolutionary pathos into aggressive. Desiring to lead Europe, he unsuccessfully tried to undermine the power of his main rival - Britain, drawing Russia into the "continental blockade", unsuccessfully suggested Alexander I to remove Prussia from the map of Europe. Napoleon, perhaps the first in history, realized that it was impossible to become the ruler of the world without removing Russia from the world field, without depriving it of the role of a great power. Russia has already interfered, as it will interfere in the twentieth and in the twenty-first centuries to anyone who thinks to rule the world. Having not regretted lives for the Fatherland, even then it turned out to be a force equal to the total power of Europe, which Pushkin expressed with his extraordinary historical flair:

Great day of Borodin
We are fraternal trinity remembering
They said: “As the tribes went,
Russia's trouble threatening;
Not all Europe was here?
And whose star led her! ..
But we have become the fifth solid
And the breast took pressure
Tribes obedient to the will of the proud
And unequal dispute was equal ... "


The outstanding Russian political geographer P.P. Semyonov-Tian-Shansky, chairman of the Russian Geographical Society, considered large geopolitical projects that had ever existed, among which, from the time of the Punic Wars, there was a tendency to circle both shores of the Mediterranean Sea, which both the Arabs and the Turks did and Napoleon began to realize. If he, at the instigation of his rival England, as Semenov-Tian-Shansky writes, did not move to Russia, Bonaparte could well have become the “master of the world.” It would be interesting to find documentary evidence of such an opinion and find out if the Anglo-Saxons were already already interested in pushing major continental rivals in Europe in order to prevent the formation of one predominantly influential power on the European continent, which is the essence of British strategy. It was Napoleon’s fatal mistake.

Having suffered a crushing defeat, he fled from Russia, leaving his crushed, hungry, ragged and freezing Great Army. Russia, over the centuries, did not know such a loss of people and such ruin and devastation.

The Russian army triumphantly entered Paris, surprising Parisians with Cossack uniforms and the desire to get a bistro bistro. But Russia nevertheless saved France, becoming the only one at the Congress of Vienna who did not allow Austria and Prussia to deprive it of its geopolitical significance. Emperor Alexander contributed to the reduction of reparations imposed on France, reducing the period of occupation of the French territory by the Allied forces. Mercantile spirit was absolutely not peculiar to the then Russian policy, which was guided primarily by the principle of legitimism and the state morality that was still preserved.

Although France was the enemy and conqueror, French political ideas were very infectious, and Russian minds dreamed of republics, socialism, the overthrow of the autocracy, without fear of terror. This is the spirit of Decembrism, with its armchair, though very bloodthirsty utopias, it is the revolutionary project that developed throughout the 19th century, which realized itself through the century in the October revolution that copied Jacobin “revolutionary terror” and the inevitable result when “a revolution like Saturn , devours its own children ”(A.Frans), and the guillotine of repression cuts down already its own“ October ”dantons and robespierres.

One can only regret that mutual recognition of Russia and Europe, the clash and interaction of cultures, habits, lifestyle directly and tangibly occurred in past centuries when the Russian people, driving out invaders and pushing them to their own borders, liberated other countries and peoples . But this is a very interesting process at the most lively human level.

If in French, the Russians left the word “bistro” - quickly, then in Russian, the word “sharomyzhnik” has remained to this day - a pathetic petitioner, from the French word “Sher am” (Cherami! - Dear friend!), With whom the freezing French in the late autumn, 1812, having eaten their dead horses, asked for food and warmth.
This word, purely mildly in Russian, reflects the fate of the conqueror, who comes to Russia in a brilliant uniform on a white horse, playing the ruler of the world, and back, dotting the Russian plain with his and our dead bodies, returns with an outstretched hand, hungry, cold, pathetic and wondering why he came here with weapons... The lessons of history, although no one is taught, still instructive.

In the photo: N.S. Samokish “The feat of the soldiers of General N.N. Raevsky under Saltanovka 11 July 1812 of the Year.
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru
11 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Brother Sarych
    Brother Sarych 1 October 2012 08: 31
    +2
    It is a very controversial statement that the victory in the Napoleonic wars contributed to any breakthrough in Russia in the future! Rather, it contributed to the stagnation and subsequent failure in the Crimean War, and only then did Russia stir! In our history, victories contributed little to progress; rather, defeats contributed to this ...
    1. Prometey
      Prometey 1 October 2012 11: 38
      +1
      Brother Sarych
      According to your logic, you probably had to lose in order to embark on the path of progress, although what this progress was, you can still delve into. In the Crimean War, in fact, there was no clearly winning or losing side - except for alleged prestige.
      1. Brother Sarych
        Brother Sarych 1 October 2012 11: 57
        0
        For more than twenty years it was impossible to keep a fleet in the Black Sea - is this not enough?
        After that, approaches to the formation of the army changed, weapons changed, an armored fleet appeared, railways began to develop - and much more ...
        And after the first Patriotic rifle, they continued to clean with bricks ...
        1. Prometey
          Prometey 1 October 2012 12: 09
          0
          Brother Sarych
          20 years is not a period and it only went to the good - the financial system was slightly improved. The intensive construction of the railway began simultaneously with all of Europe and America - everyone took into account the bitter experience. Military reforms and rearmament also took place in many countries, including the "victorious" Turkey.
    2. datur
      datur 1 October 2012 12: 27
      0
      Brother SarychGORCHAKOV avenged the Crimea !!! and to ALL participants !!!!! wink
      1. Brother Sarych
        Brother Sarych 1 October 2012 12: 50
        0
        How is this? I don’t remember something of this revenge ...
    3. igordok
      igordok 1 October 2012 13: 50
      0
      1825 year, or rather its consequences, stagnated. The distrust of the authorities in the military after the December uprising predetermined the defeat in the Crimea.
  2. Miroslav
    Miroslav 1 October 2012 10: 36
    +2
    Yes, the Great Patriotic War of 1812 is the unfading glory and pride of our Russian army and the entire Russian people. Eternal memory and glory to the heroes of that holy war. Homeland will not forget you.
  3. Prometey
    Prometey 1 October 2012 11: 31
    +1
    At the beginning of the 17th century, people seemed to have risen to fight the invaders, and that war had the right to be called Patriotic. Although, in fact, we know almost nothing about the Time of Troubles, because the documents were well cleaned.
  4. wax
    wax 2 October 2012 00: 27
    -1
    During the Time of Troubles, the Fatherland did not exist with a capital letter; it appeared after the imperial unification, just as a result of the Time of Troubles.
  5. Alex
    Alex 31 December 2013 13: 10
    0
    Maybe it just seemed to me, but in my opinion the author clearly sympathizes with Napoleon. And this is strange against the background of affection for the still surviving knightly relationship. But it was Napoleon who first called his soldiers "cannon fodder", it was Napoleon who ordered to blow up the Kremlin (what would that mean from a military point of view? escape. And you never know, this overgrown corporal created abominations, and remained with the mentality of a Corsican robber. The greatness of France interested him infinitely little, unlike his own, and France was only a tool for creating it.

    It is just as incomprehensible the affection for the diplomatic successes of Alexander I. What did Russia get as a result of this "liberation campaign", besides the virus of the revolution? And the preservation of France as one of the world hegemons is generally a complete miscalculation. She did not become our friend, 40 years later she went to war again, this time together with her former enemy and our former ally. And in WWI she did a lot to involve Russia in the world slaughter. It’s good that even though Prussia had preserved this eternal enemy of France, it wasn’t enough to destroy it with our own hands, to the delight of England and France.

    In general, I did not put a minus, but also a plus. Empty article.

Ярость благородная

Ярость благородная

Война 1812 года – первая война, которая была Россией наречена Отечественной, таковой она и останется навсегда в русском сознании

Исследователи за два столетия уже, наверное, вскрыли все доступные документы, с разных точек зрения рассмотрели канву событий. Трудно предположить, что какие-то ранее неизвестные факты могут радикально изменить представление о летописи войны 1812 года. Однако у современного человека и исследователя есть возможность осмыслить этот период не только с высоты накопленных за два столетия знаний, но и более отстранённо, более панорамно.

России приходилось воевать немало, практически каждое десятилетие в течение многих столетий. Однако войны Нового времени, в том числе и героические походы А.В. Суворова, которые прославили русского солдата на всю Европу, не затрагивали судьбы страны в целом. Они служили либо решению своих геополитических задач, либо чужих, участвуя в коалициях и замыслах других держав, то есть были борьбой за интересы, но не «за живот».


Если же нация способна ощутить угрозу Отечеству как общенациональную беду, то это уже симптом известного духовного строя народа, который определяется тем, чтo он почитает наиценнейшим. Ибо беда случается не с государством, а именно с Отечеством – понятием, включающим не только и не столько землю и построенную на ней жизнь, но чувство рода, живую сопричастность деяниям предков и судьбе потомков. Рациональные иностранцы, например, в 1812 году видели варварство в пожаре Москвы. Но ведь в таком порыве нет места сомнениям о цене победы. Помещики жгли свои поместья, крестьяне бросали своё хозяйство, не думая о том, что потом нечего будет есть, брали вилы и шли на неприятеля. Упоминая «самосожжение» Москвы, Иван Ильин писал, что «Россия победила Наполеона именно этой совершеннейшей внутренней свободой… Нигде люди не отказываются так легко от земных благ… нигде не забываются так окончательно потери и убытки, как у русских».

Отечество вечно в отличие от государства – преходящей формы, творения рук человеческих, которая наследует предыдущие грехи и накапливает собственные.

Государство всегда несовершенно и всегда будет вызывать критику, даже отторжение у части общества. Отечество же – это вечный дар, данный нам для постоянного исторического делания. Подлинное национальное сознание – это не слепое любование, не завышенная самооценка, это – жгучее чувство принадлежности ко всей истории Отечества и его будущему. Такое чувство пробуждается, когда встаёт вопрос: «Быть или не быть?»

В годину «грозы 1812 года» это чувство пронизало всё общество – от аристократии, преклонявшейся перед французским гламуром, до крестьян, знающих только Псалтырь. Лермонтов неслучайно написал своё знаменитое «Бородино» от лица простого солдата, свободного от всякого «классового» чувства, об отсутствии которого в войне 1812 года так сокрушалась «красная профессура» ультрамарксистской школы Покровского, считавшая Наполеона «освободителем», который нёс якобы прогресс в «отсталую» Россию. Но нет, царь, офицер, аристократ и простой мужик были едины: «Полковник наш рождён был хватом: слуга царю, отец солдатам…»

Такое же чувство – «ярость благородная» – «вскипело, как волна» во время гитлеровского нашествия, хотя многие пребывали в ужасе от революции и её следствий, не принимали государство. И именно Великая Отечественная война, востребовав национальное чувство, порушенное классовым интернационализмом, очистила от скверны Гражданской войны и воссоединила в душах людей разорванную, казалось, навеки, нить русской и советской истории. Неслучайно тогда были возвращены с «исторической свалки» великие имена Суворова, Кутузова, Давыдова. Память об Отечественной войне 1812 года вдохновила и на великую Победу мая 1945-го…

В нынешний век скепсиса и нигилизма нелишне помнить, что нация, способная ценить и чтить свою историю, в итоге всегда побеждает и остаётся самостоятельным субъектом мировой истории.

Победа в отечественной войне консолидирует национальную волю и даёт огромный заряд энергии, несмотря на материальные потери и гибель людей – самых смелых и пылких. И Россия вышла из войны 1812 года и последующего победного шествия по Европе способной к историческому рывку – как всегда в русской истории, противоречивому, усилившему внутренние напряжения, рождая новые идеи общественного переустройства. Именно эта способность подвигла Россию на дальнейшее закрепление на Дальнем Востоке, Чёрном море и в Закавказье, оградив его от Персии и Турции, несмотря на все козни Англии. На Венском конгрессе 1815 года она уже действительно могла вести себя как держава, «без которой ни одна пушка в Европе не стреляла». Россия стала превращаться в такой фактор мирового соотношения сил, который и поныне вызывает кое у кого нервозность.

1812 год оставил глубочайший след и в сознании людей, породил мощный творческий импульс, давший миру великую русскую литературу в лице А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. У Пушкина, кстати, есть потрясающее стихотворение «Бородинская годовщина», по которому можно изучать геополитику с XIX века по сей день: «Куда отдвинем строй твердынь? – За Буг, до Ворсклы, до Лимана? За кем останется Волынь? За кем наследие Богдана?»

XIX век – век империй и «тиранов» был ещё веком почти «рыцарских» войн по сравнению с войнами ХХ столетия и сегодняшним веком насаждаемой бомбами вселенской демократии.

В народной памяти не осталось воспоминаний о жестокости пришельцев, хотя «на войне, как на войне» были и мародёрство, и смерть гражданского населения, и взаимная жестокость, но война ещё велась с соблюдением христианских представлений о морали, о человеке, о смерти. Маленький шедевр советского кинематографа фильм «Гусарская баллада» неслучайно стал удивительно светлым отображением исторической памяти о войне 1812 года. И своя сторона, и противник представлены одинаково достойными образами: с верностью присяге и долгу, этическим нормам. Как на дуэли.

Но война 1812 года, если говорить о жертвах и геополитике, имела всеевропейский характер. По масштабу геополитических амбиций «тяготеющего над царствами кумира» и по втянутым участникам наполеоновского нашествия на Россию это была почти мировая война. В ходе нашествия «двунадесяти языков» французы составляли лишь половину Великой армии. В ней же была вся покорённая Европа – голландцы и бельгийцы, баварцы, саксонцы и хорваты, итальянцы и принудительно мобилизованные испанцы и португальцы, австрийцы в лице восточноевропейцев, румын и мадьяр и, конечно, неугомонные, когда дело касается вреда России, поляки, давшие 100 тысяч солдат.

Кумир же последних – Наполеон Бонапарт, «не любивший Польши, а любивший поляков, проливавших за него кровь» (А. Герцен), считал Польшу разменной картой против России, о чём свидетельствуют его предложения в ходе переговоров по Тильзитскому миру.

Наполеон, ярчайшая фигура не только французской, но и европейской истории, вернул залитой революционной кровью Франции мотив национального единения и величия, за что его правомерно почитают французы.

Но в соответствии с западным «прометеевским» типом (В. Шубарт) Бонапарт обратил революционный пафос в завоевательный. Возжелав возглавить Европу, он безуспешно пытался подорвать мощь своего главного соперника – Британии, втягивая в «континентальную блокаду» Россию, безуспешно предлагал в Тильзите Александру I убрать с карты Европы Пруссию. Наполеон, может быть, первым в истории осознал, что невозможно стать правителем мира, не устранив с мирового поля Россию, не лишив её роли великой державы. Россия уже мешала, как будет она мешать в ХХ и в ХХI веках любому, кто мнит управлять миром. Не пожалевшая жизней за Отечество, она уже тогда оказалась силой, равновеликой совокупной мощи Европы, что и выразил Пушкин с его необычайным историческим чутьём:

Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,
Твердили: «Шли же племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда её вела!..
Но стали ж мы пятою твёрдой
И грудью приняли напор
Племён, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор…»


Выдающийся русский политический географ П.П. Семёнов-Тян-Шанский, председатель Русского географического общества, рассматривал большие когда-либо существовавшие геополитические проекты, среди которых со времён Пунических войн было стремление кольцеобразно овладеть обоими побережьями Средиземного моря, что делали и арабы, и турки и что начал реализовывать Наполеон. Если бы он по наущению своей соперницы Англии, как пишет Семёнов-Тян-Шанский, не двинулся на Россию, Бонапарт вполне мог стать «господином мира». Было бы интересно найти документальные подтверждения такому мнению и выяснить, не являлись ли англосаксы уже тогда заинтересованными в сталкивании крупных континентальных соперников в Европе, дабы не допустить формирования одной преимущественно влиятельной державы на Европейском континенте, что составляет суть британской стратегии. Это была роковая ошибка Наполеона.

Потерпев сокрушительное поражение, он бежал из России, бросив свою разгромленную, голодную, оборванную и замерзающую Великую армию. Россия же за века не знала такой гибели людей и акого разорения и опустошения.

Русская армия победоносно вошла в Париж, удивляя парижан казачьим обмундированием и желанием всё получить «бистро-бистро». Но Россия тем не менее спасла Францию, став на Венском конгрессе единственной, кто не позволил лишить её геополитического значения, что предпочитали Австрия и Пруссия. Император Александр содействовал уменьшению репараций, возложенных на Францию, сокращению срока оккупации союзными войсками французской территории. Меркантильность совершенно не была свойственна тогдашней русской политике, руководствовавшейся прежде всего принципом легитимизма и тогда ещё сохраняемой государственной морали.

Хотя Франция была неприятелем и завоевателем, французские политические идеи оказались весьма заразительными, и российские умы возмечтали о республиках, социализме, свержении самодержавия, ничуть не испугавшись террора. Это и дух декабризма с его ещё кабинетными, хотя весьма кровожадными утопиями, это и развивавшийся весь XIX век революционный проект, который реализовал себя через столетие в Октябрьской революции, скопировавшей и якобинский «революционный террор», и неизбежный итог, когда «революция, как Сатурн, пожирает собственных детей» (А. Франс), а гильотина репрессий рубит уже собственных «октябрьских» дантонов и робеспьеров.

Можно только пожалеть о том, что взаимное узнавание России и Европы, столкновение и взаимодействие культур, привычек, образа жизни непосредственно и осязаемо происходило в прошлые века тогда, когда русский народ, изгоняя захватчиков и оттесняя их к собственным границам, освобождал и другие страны и народы. Но это очень интересный процесс на самом живом человеческом уровне.

Если во французском языке русские оставили слово «бистро» – быстро, то в русском языке до наших дней сохранилось слово «шаромыжник» – вызывающий жалость проситель, от французского обращения «Шер ами» (Сherami! – Дорогой друг!), с которым замерзающие французы поздней осенью 1812 года, съев уже своих павших лошадей, просили поесть и обогреться.
Слово это, чисто по-русски беззлобно, отражает судьбу завоевателя, который приходит в Россию в блестящем мундире на белом коне, мнив себя правителем мира, а обратно, усеяв русскую равнину своими и нашими мёртвыми телами, возвращается с протянутой рукой, голодный, холодный, жалкий и недоумевающий, зачем он сюда пришёл с оружием… Уроки истории, хотя никого не учат, всё-таки назидательны.

На фото: картина Н.С. Самокиша «Подвиг солдат генерала Н.Н. Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 года».
Автор: Наталия Нарочницкая
Первоисточник: http://www.stoletie.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Братец Сарыч 1 октября 2012 08:31
    Весьма спорное утверждение, что победа в наполеоновских войнах способствовала какому-либо рывку России в последующем! Уж скорее способствовала застою и последующему провалу в Крымской войне, а уж потом Россия зашевелилась! В нашей истории победы мало способствовали прогрессу, скорее этому способствовали поражения...
    Братец Сарыч
    1. Prometey 1 октября 2012 11:38
      Братец Сарыч
      По Вашей логике наверное нужно было проиграть, чтобы встать на путь прогресса, хотя в чем заключался этот прогресс можно еще покопаться. В Крымской войне по факту вообще не было явно победившей и проигравшей стороны - кроме якобы престижа.
      1. Братец Сарыч 1 октября 2012 11:57
        Более двадцати лет нельзя было держать флот на Черном море - этого мало?
        После изменились подходы к формирования армии, изменилось вооружение, появился броненосный флот, развиваться стали железные дороги - да много чего еще...
        А после первой Отечественной ружья-то так и продолжали кирпичом чистить...
        Братец Сарыч
        1. Prometey 1 октября 2012 12:09
          Братец Сарыч
          20 лет не срок и это только на пользу пошло - финансовую систему оздоровили чуток. Интенсивное строительство ж/д началось одновременно со всей Европой и Америкой - горький опыт учли все. Военные реформы и перевооружение также прошли во многих странах в том числе и в "победившей" Турции.
    2. datur 1 октября 2012 12:27
      Братец Сарыч,за крым отомстил ГОРЧАКОВ!!! причем ВСЕМ участникам !!!!! wink
      1. Братец Сарыч 1 октября 2012 12:50
        Это каким образом? Вот я что-то не припомню этой мести...
        Братец Сарыч
    3. igordok 1 октября 2012 13:50
      Застою спососбстовал 1825год, точнее его последствия. Недоверие власти к военным после декабрьского восстания и предопределило поражение в Крыму.
  2. Мирослав 1 октября 2012 10:36
    Да, Великая Отечественная Война 1812 года - немеркнущая слава и гордость нашей русской армии и всего Русскрго Народа. Вечная память и слава героям той священной войны. Родина вас не забудет.
    Мирослав
  3. Prometey 1 октября 2012 11:31
    В начале 17 столетия народ вроде тоже поднялся на борьбу с захватчиками и та война имела право также называться Отечественной. Хотя по сути о Смутном времени мы почти ничего не знаем, т.к. документы были хорошо почищены.
  4. вакса 2 октября 2012 00:27
    Во время смуты Отечество с большой буквы не существовало, оно появилось после имперского объединения, как раз в результате Смутного времени.
  5. Алекс 31 декабря 2013 13:10
    Может мне это только показалось, но по-моему автор явно симпатизирует Наполеону. И это странно на фоне умиления еще сохранившимися рыцарскими отношениями. А ведь это именно Наполеон первым назвал своих солдат "пушечным мясом", именно Наполеон приказал взорвать Кремль (что бы это значило с военной точки зрения? А вот с точки зрения варварства, как раз все понятно) и расстрелять всех пленных русских, чтобы не замедляли бегства. Да и мало-ли еще мерзостей сотворил этот капрал-переросток, так и оставшийся с менталитетом корсиканского грабителя. Величие Франции его интересовало бесконечно мало, в отличие от собственного и Франция была лишь инструментом для создания оного.

    Так же непонятно умиление дипломатическими успехами Александра I. Что получила Россия в результате этого "освободительного похода", кроме вируса революции? А сохранение Франции в качестве одного из мировых гегемонов так и вообще полный просчет. Другом она нам не стала, через 40 лет вновь войной пошла, на этот раз вместе с бывшим своим врагом и бывшим нашим союзником. И в ПМВ немало постаралась во втравливании России в мировую бойню. Хорошо еще, что хоть Пруссию сохранил, этого вечного врага Франции, а то не хватало, чтобы и ее своими руками на радость Англии и Франции уничтожили.

    В общем, минуса не поставил, но и плюса тоже. Пустая статья.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня