«Гусарская баллада» Российской императорской армии

156

В фильме «Гусарская баллада» поручик Ржевский одет в мундир Мариупольского гусарского полка. Другой персонаж пьесы Гладкова и кинофильма «Гусарская баллада», Шурочка Азарова, по идее, должна была носить зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: «Мундир на вас я вижу Павлоградский»), однако в фильме на ней светло-серый доломан и ментик Сумского гусарского полка

Он – гусар, и не пускает
Мишурою пыль в глаза;
У него, брат, заменяет
Все диваны куль овса.
Нет курильниц, может статься,
Зато трубка с табаком;
Нет картин, да заменятся
Ташкой с царским вензелем!
Вместо зеркала сияет
Ясной сабли полоса:
Он по ней лишь поправляет
Два любезные уса.

Денис Давыдов – Борцову: Призывание на пунш

История форменной одежды. Гусары в России известны были давно, задолго до введения регулярства. Сообщается об их наличии в 1634, 1654, 1661 гг., причем конница эта была тяжелой. Считалось, например, что «гусаром без лат и шишаков и без наручней отнюдь нельзя быть». Кроме того, русские гусары вооружались длинными копьями.

«Гусарская баллада» Российской императорской армии

Русский гусар на гравюре Авраама де Брейна. Перед нами типичный всадник поместной конницы. Одет в тягиляй, вооружён копьем с «яблоком», саблей, всадническим топориком («секирой») и луком со стрелами. Спину прикрывает что-то вроде щита

При Петре гусары были, но формировались из южнославянских выходцев, и точно так же при Анне Леопольдовне Минихом были созданы полки из сербов, грузин, молдаван, валахов и венгров. Всего к 1761 году в России было сформировано 12 гусарских полков, носивших традиционную и ещё не слишком богатую униформу, со шнурами, ментиками (у них их назвали ментиями) и сапожками цветной кожи. Полки имели национальные названия и соответственно по национальному признаку комплектовались.




1762 год: мадьярские гусары Священной Римской империи (в которую в те годы входили Австрия, Венгрия, Южная Германия и ещё ряд территорий). Из альбома «Униформа» Ричарда Кнотеля, 1890 г.

Считалось, как, впрочем, и в Пруссии, где часто в атаку пускали сначала гусар, а затем кирасир, чтобы по первым ружья были разряжены, и вот тут-то кирасиры удар и наносили, что ими можно жертвовать во всех чрезвычайных обстоятельствах, и это была одна из причин, почему на украшение их формы денег не жалели. Это было как в свое время с ландскнехтами, которым экстравагантный внешний вид прощался из-за тяжестей ремесла.


Офицер Сербского гусарского полка 1741–1761 гг. Из книги А. В. Висковатого «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательство «Военная типография», СПб, 1841–1862. Стр. 329


Гусар Сербского гусарского полка 1741–1761 гг. Из книги А. В. Висковатого «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательство «Военная типография», СПб, 1841–1862. Стр. 327


Офицер Грузинского гусарского полка 1741–1761 гг. Из книги А. В. Висковатого «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательство «Военная типография», СПб, 1841–1862. Стр. 331


Гусар так называемого «Желтого полка» 1760–1761 гг. Из книги А. В. Висковатого «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательств: «Военная типография», СПб, 1841–1862. Стр. 334


Офицер и рядовой 2-го гусарского полка 1762 г. Из книги А. В. Висковатого «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательство «Военная типография», СПб, 1841–1862. Стр. 482

К началу 1780-х годов в российской армии было сформировано 16 гусарских полков: Острожский, Изюмский, Сумской, Харьковский, Ахтырский, Украинский, Белорусский, Македонский, Далматский, Венгерский, Молдавский, Сербский, Болгарский, Иллирический, Воложский, Славянский. Однако процент иностранцев в них постепенно сокращался и по мере того, как это происходило, полки меняли свое название. Из старых полков сохранились лишь некоторые.


«Павловские гусары»: обер-офицер и рядовой гусарского полка в парадной форме 1799 г.*


Обер-офицер и рядовой Л.-гв. Гусарского Его Величества полка 1799–1801 гг.

Так, к 1812 году в составе армии были уже совсем другие полки: Гродненский, Елизаветградский, Изюмский, Сумской, Александрийский, Ахтырский, Иркутский, Мариупольский, Белорусский, Лубенский, Ольвиопольский и Павлоградский.


Кивер гусар 1807 г. был вот таким. Кадр из киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир»

И у каждого полка была своя собственная расцветка мундира при общем одинаковом покрое. Причем это было характерно для гусарских полков всех европейских армий! И разноцветье мундирного сукна было поистине потрясающим. Если, например, в австрийской армии большинство солдат носило белую униформу, гусар можно было увидеть в красном, зелёном и голубом, носили чёрный ментик с жёлтым кивером, а также чёрные ментики с красными и голубыми штанами. А в прусской армии, хотя большая часть солдат была в чёрной униформе, гусар отличали зелёный, красный, белый, чёрный, коричневый и жёлтый цвета. И если так было «там», то как же могло быть иначе у нас? Конечно же, и у нас все было точно так же!


Здесь мы видим, опять-таки, в деталях мундир поручика Мариупольского гусарского полка (слева), за ним гусара в мундире Лейб-гвардии гусарского полка с «орленым» кивером, а вдали позади Жермон Луизы маячит и «корнет Азаров». Справа мы видим штаб-офицера и казака

Может быть, кто-то вспомнит публиковавшуюся на ВО статью про униформу Петра III и как неприязненно отнеслись к ней в российском обществе из-за того, что в ней не было традиционных петровских цветов – зеленого и красного, а были лазоревый, лимонный, палевый, розовый, светло-голубой. При Екатерине, однако, как раз гусары носили форму и желтого, и голубого цвета, но… никто и слова худого про это не сказал. А все почему? А иностранцы, мол, там служат. Им можно отличаться.


Расцветка обмундирования гусарских полков 1812–1816 гг. (нумерация дивизий и порядок полков даны по состоянию на февраль 1816 г.):
1-я Гусарская дивизия (верхний ряд) – Лубенский (1), Сумский (2), Гродненский (3), Ольвиопольский (4);
2-я Гусарская дивизия (средний ряд) – Ахтырский (5), Белорусский (6), Александрийский (7), Мариупольский (8);
3-я Гусарская дивизия (нижний ряд) – Изюмский (9), Елизаветградский (10), Павлоградский (11), Иркутский (12). Рис. П. Ф. Космолинского. Из материала А. Вальковича. Армейские гусары 1812–1816. Новые материалы. Цейхгауз, № 1, 1991 г. Стр. 22–23


Лейб-гвардии гусарский полк (13). Рис. П. Ф. Космолинского. Из материала А. Вальковича. Армейские гусары 1812–1816. Новые материалы. Цейхгауз, № 1, 1991 г. Стр. 23

Медленно складывался гусарский мундир в России, и с каждым десятилетием становился все сложнее и сложнее (и дороже!), но никто на это внимания не обращал. И вот итогом всех этих трудов стала гусарская униформа, принятая накануне войны 1812 года и, по всеобщему признанию, ставшая одной из наиболее элегантных не только в Российской императорской армии, но и в целом в истории мирового военного костюма.

От прежнего цилиндрического кивера отказались и приняли для гусар кивер… пехотного образца, что стало, пожалуй, единственным шагом к унификации в обмундировании. Зато только лишь Лейб-гвардии гусарский полк получил на кивер герб с орлом – все прочие полки на киверах имели лишь простую кокарду. Частая шнуровка (в отличие от прежней редкой) на доломанах и ментиках очень украшала новые мундиры и также помогала в распознавании. Например, мундиры голубого цвета носили и гусары Лубенского полка, и Мариупольского, но у первого шнуры были белые, а у второго – желтые. Что сразу бросается в глаза, когда в кинофильме «Гусарская баллада» мы смотрим на мундир поручика Ржевского.


Обер-офицер и рядовой Л.-гв. Гусарского Его Величества полка 1816–1819 гг.*


Обер-офицер и рядовой Л.-гв. Гусарского Его Величества полка 1819–1820 гг.


Штаб-офицер и рядовые Л.-гв. Гусарского Его Величества полка 1827 – 1835 гг.


Обер-офицер и рядовой Л.-гв. Гусарского Его Величества полка 1835 – 1838 гг.


Генерал (1844–1854), обер-офицер (1852–1855), и рядовой (1845–1855) Л.-гв. Гусарского Его Величества полка


Обер-офицер, трубач и рядовой Л.-гв. Гусарского Его Величества полка 1855–1857 гг.

Хотя, надо сказать, что в некоторых случаях расцветка гусарских мундиров была удачной, а иногда и не очень. Больше всех, естественно, повезло гвардейскому гусарскому полку, носившему, помимо кивера с орлом, красный доломан и ментик и голубые чакчиры (рейтузы). А вот коричневый ментик, ташка и темно-синий чакчиры у Ахтыского полка смотрелись совсем не блестяще. Сумский полк – в мундире которого щеголяет Шурочка Азарова, отличали серого цвета доломан, ментик и красные, хорошо заметные чакчиры. Елисаветградский полк имел одинаковые с Сумским доломан и ментик, но зеленые чакчиры. Гродненский – выглядел совсем необычно: темно-синий доломан и чакчиры, расшитые красными шнурами, но зато ментик светло-зеленого цвета.

Очень элегантно смотрелась и форма Александрийского гусарского полка: вся черная с белой шнуровкой и красной отделкой. Ташку у всех полков по традиции украшал императорский вензель, а его отделка, как и отделка конского вальтрапа, была одного из мундирных цветов. Черный доломан, ментик и ташка с желтыми шнурами и отделкой были и у Иркутского гусарского полка, а вот чакчиры малиновые.

Ментик отделывался мехом: белым – у рядовых, серым – у унтер-офицеров, и черным – у офицеров. Но известно, что ещё в 1811 году офицеры ряда полков просили начальство поменять белый мех на черный, и ясно почему. Не сразу, но с этим наверху согласились, и в 1826 году меховая отделка на ментиках стала черной.


Штаб-офицер Псковского и обер-офицер Гусарского полков в походной форме, 1868 г. Иллюстрация из книги «Перемены в обмундировании и вооружении войск Российской императорской армии с восшествия на престол государя императора Александра Николаевича». СПб, 1869 г.

Вооружались гусары парой пистолетов, а первая шеренга ещё и карабинами. Но перед войной 1812 года поступило предложение карабины у них отнять, а вместо них вооружить пиками точно такого же образца, как и у улан, но с древками черного цвета и без флюгеров. Хотя, как всегда, имелись исключения. Также было предписано, что если по погоде, когда ментики не вдевают в рукава, то можно их не носить, и при действии пиками оные оставлять в обозе. Носить же ментики, как положено, когда вдевают в рукава, ибо тогда они действовать пиками не препятствуют. Пики были оставлены на усмотрение полковых командиров лишь в 1815 году во время заграничного похода русской армии.

В эпоху правления Николая I в униформу российской армии постоянно вносились какие-то изменения, но… мелкие. Так, гусарам, равно как и пехоте, увеличили высоту киверов, что зрительно прежний их гармонический образ нарушало, причем не в лучшую сторону. Ментики теперь было приказано носить за спиной, а не через левое плечо.


Портрет корнета Лейб-гвардии Гусарского полка П. М. Раевского. 1913 г. Липгарт, Эрнст Карлович (1847–1932). Государственный Эрмитаж

Реформа Александра II привела к серьезному упрощению гусарской униформы, но «венгерской» она по-прежнему продолжала оставаться.

Более серьезным делом стала ликвидация гусар вообще. В 1882 году все гусарские армейские полки преобразовали в драгунские, так что к началу XX века в России было лишь два гвардейских гусарских полка: Лейб-гвардии Его Величества и Лейб-гвардии Гродненский.


Император Николай II в форме Лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка. Картина 1896 г. Художник Галкин, Илья Савич (1860–1915). Русский художественный музей

В 1907 году после неудачной войны с Японией Николай II решил многие традиции прежнего времени возродить и, в частности, вернул в армию гусарские полки и прежние их мундиры образца 1870-х годов.

Таким образом, к имевшимся уже двум гвардейским гусарским полкам в 1914 году добавился ещё и Сумской гусарский полк, а также 17 армейских гусарских полков, получивших сквозную нумерацию со 2-го и по 18-й. На этом «гусарская баллада» Российской императорской армии по сути завершилась.

* Использованы иллюстрации полковника Константина Манзея – «Рисунки к исторiи Лейбъ-гвардiи гусарскаго Его Величества Полка» 1859 г.
156 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    9 апреля 2022 04:40
    Спасибо Вячеслав Олегович за возвращение к «Баладе о гусарах»!
    От себя дабавлю, что знаменитые «краснознамённые штаны» упомянутые в фильме «Офицеры» - ни что иное, как парадная форма последних гусар Российской Империи.
    Всем доброго дня!!!
    1. +13
      9 апреля 2022 05:49
      Доброго дня и Вам, Владислав. Да в Гражданскую у нас в КР были и "красные гусары", были гусары и у белых. Но это выходит за рамки темы. Пока...
  2. +11
    9 апреля 2022 06:08
    Всем доброго утра и хорошего дня! smile

    Вячеслав, спасибо, всё же, когда читаю о гусарах, передо мной всегда витает неистребимый образ поручика Ржевского с каким-нибудь непристойным анекдотом на устах. laughing

    Есть вопрос -- что это за штука у дядьки в правой руке ?

    1. +9
      9 апреля 2022 07:06
      Предположу, что плетка.
      Привет, дядя Костя!
      1. +8
        9 апреля 2022 07:13
        Привет, Антон!

        Ежели плётка, то странная какая-то , я бы эту штуку за пращу принял, но тоже не тянет. А может быть ты и прав, кто их разберёт, наших пращуров. smile
        1. +7
          9 апреля 2022 07:52
          А что, праща могла использоваться? Или у сынишки прихватил?
          1. +6
            9 апреля 2022 07:59
            , праща могла использоваться?


            А кто их знает, они вообще-то всё что угодно могли использовать, чтобы ближнего кокнуть. А вообще, у Антона спросить надо.
        2. +6
          9 апреля 2022 08:56
          Цитата: Морской Кот
          А кто их знает, они вообще-то всё что угодно могли использовать, чтобы ближнего кокнуть

          Кстати, по-моему на этой гравюре изображен литовский всадник, наши, мне помнится, щиты н использовали. Надо посмотреть. hi
      2. +10
        9 апреля 2022 07:20
        По аналогии.

        Тоже гравюра де Брейна.
        1. +9
          9 апреля 2022 07:57
          А у этого воина в левой руке почти точно такая же, а в правой что за штука, и почему-то кривая. request
          1. +9
            9 апреля 2022 08:06
            Эта штука - одно из древнейших орудий ударно-дробительного действия. У номадов центральной части Евразии популярно еще с сарматских времен.
            1. +6
              9 апреля 2022 08:12
              Что дробильная, это понятно, а как она называется?
          2. +6
            9 апреля 2022 08:23
            А потомки потом в мясорубке использовали.
            1. +7
              9 апреля 2022 08:48
              Вспомнился отец Кабани: "Сам дон Рэба и мясокрутку мою забрал. Молодец, грит! Голова, грит, у тебя!.. И теперь, значит, в Веселой Башне нежный фарш делает… Очень, говорят, способствует…"
              Да и "Гатлинг" из той же оперы, пожалуй. wink

    2. +8
      9 апреля 2022 08:43
      Цитата: Морской Кот
      Есть вопрос -- что это за штука у дядьки в правой руке ?

      Добрый день Константин, на этот вопрос лучше всего Герберштейн ответит:
      а большинство пользуется плеткой, которая всегда висит на мизинце правой руки, так что в любой момент, когда нужно, они могут схватить ее и пустить в ход, а если дело опять дойдет до оружия (лука или сабли, которой они, впрочем, по их собственным словам, пользуются весьма редко), то они оставляют плетку и она свободно свисает с руки.
      hi
      1. +6
        9 апреля 2022 08:52
        Добрый день, Сергей и спасибо! smile

        Теперь понятно для чего там дырка с петелькой. Рационалисты. laughing
        1. +7
          9 апреля 2022 09:17
          Цитата: Морской Кот
          Теперь понятно для чего там дырка с петелькой. Рационалисты

          Нашел вот в интернете:
          "Изначально обычная сыромятная камча. Плетеная часть становится очень жесткой, поэтому закреплялась через такой вот переходник из дублёной кожи. Позже стали делать из полностью дубленой, но традиция осталась." hi
      2. +1
        9 апреля 2022 18:45
        Цитата: Mihaylov
        если дело опять дойдет до оружия (лука или сабли, которой они, впрочем, по их собственным словам, пользуются весьма редко),

        Недавно фраза попалась. не то польского, не то русского поместного войска того времени:
        "бегите сейчас же а то мы сами убежим!" (С)

        Это к тому, что нагайка была самым востребованным инструментом что у татар, что у поляков, что у наших горе вояк поместных.
    3. +5
      9 апреля 2022 19:21
      Есть вопрос -- что это за штука у дядьки в правой руке ?

      Такой же вопрос сразу!
      По щиту - из википедии:

      Шлем и щит венгерского гусара, аналогичные щиты (именуемые венгерскими) использовались польскими гусарами; такой щит при хорошем обзоре обеспечивает защиту шеи от сабельного удара
      1. +1
        11 апреля 2022 12:18
        Цитата: Пане Коханку
        Шлем и щит венгерского гусара, аналогичные щиты (именуемые венгерскими) использовались польскими гусарами; такой щит при хорошем обзоре обеспечивает защиту шеи от сабельного удара

        Добрый день Николай,
        это характерный щит, который использовала литовская конница (в смысле конница ВКЛ), много есть изображений и описаний, наши такой не использовали, поэтому я и написал, что на данной гравюре литовский всадник (ВКЛ). hi
        1. +1
          11 апреля 2022 13:04
          наши такой не использовали, поэтому я и написал, что на данной гравюре литовский всадник (ВКЛ).

          Да, Сергей, соглашусь с Вами! hi
  3. +10
    9 апреля 2022 06:12
    Хорошо воевали в Красной армии венгерские гусары под командованием Лайоша Винермана, гоняли белоказаков по степям. В сабельный бой с гусарами казаки боялись вступать.
    1. -3
      9 апреля 2022 07:17
      Лишний раз этот комментарий подтверждает, что интервенты воевали с обеих сторон и, примерно, в равных количествах. Только одних называют интервентами, а других интернационалистами. Хотя вреда русскому народу последние нанесли куда больше.
      1. +3
        9 апреля 2022 07:25
        Только одних называют интервентами, а других интернационалистами. Хотя вреда русскому народу последние нанесли куда больше.

        Очередной почитатель белых булок?
        1. -2
          9 апреля 2022 07:40
          Хе хе... Ещё один почитатель расхожего скудомыслия о "французских балках"... Но тем не менее охотно их жующих под названием "городская" по 16 копеек в советское время. Хотя в народе их по прежнему называли французскими. Жаль, теперь таких не пекут.
          1. +12
            9 апреля 2022 09:22
            Господа - товарищи, если Вам «печёт», то идите ругайтесь «в личке».
            1. +2
              9 апреля 2022 11:29
              Даже не думал ругаться... Небольшой экскурс в историю французской булки. И кстати французской булкой питался простой люд. Дворяне её не ели. Ладно, извини! Молчу!
              1. +2
                10 апреля 2022 00:29
                hi Александр. Впервые встречаю достойный ответ любителям штампов... типа "резинового Полыхаева".
                Мало народу среди массы комментаторов, кто способен представить свежую мысль.
                Право - это достойно!
                (Ну даже если вы слегка преувеличили)
                Спасибо Александр. Досадно, что сразу не увидел Вашего поста
                С Уважением.
                П.С. позволю себе пошутить. " А ты, часом не шпиен?" (с)
                Приходите чаще. А то "кого мы будем сегодня разоблачать"(с)? А я, лично, поставил агромадный +
                П.П.С. Ценю высоко, только "башлять" не стану - не могу. Вы недавний пока и, я надеюсь, не временный человек...
                1. +3
                  10 апреля 2022 07:43
                  Спасибо за добрые слова... Думаю,что не временный....постараюсь быть полезным.
  4. +8
    9 апреля 2022 06:15
    Генерал Горбатов был из гусар.
    1. +4
      9 апреля 2022 12:55
      Складывается впечатление, что гусары выполняли роль спецназа.
      1. +5
        9 апреля 2022 13:07
        Складывается впечатление, что гусары выполняли роль спецназа

        Просто "отморозки" hi . Назначение гусар было - рейды в тыл, .разгром обозов, нарушение снабжения, диверсии. В линейных боях их не использовали, там были кавалергарды и кирасиры. А в первую мировую кавалерию пускали в прорыв для преследования противника с целью чтобы он не успел занять оборонительные рубежи у себя в тылу. Ко второй мировой кавалерийские части были уже драгунами, т.е. пехота на лошадях. Но хорошая, мобильная пехота , способная совершать рейды в тыл с той же целью как и у гусар.
        1. +5
          9 апреля 2022 13:23
          Цитата: Konnick
          там были кавалергарды и кирасиры

          Это синонимы. Кавалергарды и есть кирасиры.
          1. +5
            9 апреля 2022 13:41
            ИМХО, не всегда у кавалергардов были кирасы...
            1. +4
              9 апреля 2022 15:13
              Цитата: Wildcat
              ИМХО, не всегда у кавалергардов были кирасы...

              Как и у кирасир. Вообще, для России это нормально:)))
              1. +1
                9 апреля 2022 19:27
                Как и у кирасир. Вообще, для России это нормально:)))

                Кстати, ошибочное мнение, что у кирасир времен Пал Петровича не было кирас. Были - просто черного цвета.

          2. +7
            9 апреля 2022 13:54
            Не совсем. Гвардейская кавалерия и просто кавалерия. У кирасиров образца 1812 года 2 седельных пистолета и кирасирское ружье, а у кавалергардов один пистолет и ружье. А главное отличие было в глазах, кавалергарды были только с голубыми или серыми глазами drinks
            1. +5
              9 апреля 2022 15:23
              Цитата: Konnick
              А главное отличие было в глазах, кавалергарды были только с голубыми или серыми глазами

              Угадайте в каком полку начинал службу кареглазый Денис Давыдов?:))) drinks
              1. +2
                9 апреля 2022 15:51
                Если угадывать, то в кавалергардском, но так как ни ростом, ни глазами не вышел...путь в гусары
                1. +6
                  9 апреля 2022 16:03
                  Цитата: Konnick
                  то в кавалергардском

                  В нем самом. Эстандарт-юнкером. И служил бы дальше, если бы не страсть к сочинению басен.
                  Цитата: Konnick
                  но так как ни ростом, ни глазами не вышел

                  Просто нет правил без исключений. Будущий фельдмаршал и полный кавалер орденов святого Геория (и, к слову, приятель Давыдова) Иван Дибич тоже начинал в Семеновском полку.(!!!) При том, что его сам, блаженной памяти, Павел Петрович называл не иначе, как "бозобразным карлой, наводящим уныние на гвардию":)))
        2. +6
          9 апреля 2022 13:43
          hi
          Назначение гусар было - рейды в тыл, .разгром обозов, нарушение снабжения, диверсии. В линейных боях их не использовали, там были кавалергарды и кирасиры
          - не совсем так, но кавалерия 18-19 век тема вообще сложная...
  5. +4
    9 апреля 2022 06:36
    Как давно это было.....
    Были честь и достоинство, уважение к противнику...
    А сейчас? Те, кто не сумел проявить себя на поле брани с удовольствием истязает пленных, проявляя такую жестокость, получая наслаждение.
    1. +9
      9 апреля 2022 09:15
      Цитата: Кокосик
      Как давно это было.....
      Были честь и достоинство, уважение к противнику...
      А сейчас? Те, кто не сумел проявить себя на поле брани с удовольствием истязает пленных, проявляя такую жестокость, получая наслаждение.

      Угу - два раза!
      Первый пример на вскидку - Азенкур. Благородные и необделенные честью англичане вырезали не менее, а возможно более благородных пленных французов при возникшей угрозе поражения.
      Могу накидать ещё дюжину примеров «гуманизма».
      1. +2
        9 апреля 2022 19:29
        Первый пример на вскидку - Азенкур. Благородные и необделенные честью англичане вырезали не менее, а возможно более благородных пленных французов при возникшей угрозе поражения.

        Влад, привет! Тебе не кажется, что это и могло стать тем "глобальным водоразделом" между английской и французской знатью? Изменились ли после этого отношения "милых кузенов" по обе стороны от Ла-Манша? До какого века английская знать говорила на французском?
        1. +2
          9 апреля 2022 20:24
          Привет Николай!
          На все вопросы, я увы ответить не смогу, но выскажу свое мнение.
          Красивые жесты имели место и позже. Под честное слово (не ёрничаю) отпускали ещё в годы Наполеоновских войн. Особенно - этим отличалось морское служивое сословие.
          Переход британской знати на на английский язык, я больше связываю с естественными процессами. Причём до середины прошлого века международным всё-таки оставался французский. Он был и вторым обязательным к изучению в большинстве европейских стран, в том числе и в нашем отечестве.
          Интересно мнение А.Штенцеля, который связывал самосознание могущества британской нации с обретением флота.
          Именно упрочение позиций на море позволило Британии буть тем, кем они себя считают сегодня.
          Впрочем, по мнению ряда историков Британия стала империей после приобретения Индии. Они же считают, что Россия этот прог перешагнула получив в качестве подданых остезийских немцев.
          Ну где-то так.
          1. +1
            9 апреля 2022 20:33
            Причём до середины прошлого века международным всё-таки оставался французский. Он был и вторым обязательным к изучению в большинстве европейских стран, в том числе и в нашем отечестве.

            Ты прав!
            Интересно мнение А.Штенцеля, который связывал самосознание могущества британской нации с обретением флота.
            Именно упрочение позиций на море позволило Британии буть тем, кем они себя считают сегодня.

            В общем-то, в точку! Страна обособлена, и "правит морями". Конец 16-го века. Да, соглашусь! drinks
  6. +9
    9 апреля 2022 06:48
    Позабавило:
    В 1907 году после неудачной войны с Японией Николай II решил многие традиции прежнего времени возродить и, в частности, вернул в армию гусарские полки и прежние их мундиры образца 1870-х годов.

    Так победим!
    1. +5
      9 апреля 2022 07:02
      На мой взгляд,ничего забавного,вернул же Сталин Красной Армии погоны,которые были символом Белой Армии.
      1. +8
        9 апреля 2022 10:02
        Цитата: bober1982
        вернул же Сталин Красной Армии

        Вот она - главная причина победы в Великой Отечественной... smile
        А если серьезно, то Николаю не мундирами, конечно, надо было заниматься в первую очередь. Но мундиры для него, видимо, были важнее...
        1. +7
          9 апреля 2022 19:44
          Вот она - главная причина победы в Великой Отечественной...

          Мне кажется, погоны были введены очень вовремя (по инициативе "красного графа" генерала Алексея Игнатьева). Прослеживалась преемственность нашей великой державы, независимо от политического строя.
          Более того, армия после введения погон резко начала наступать. Это не следствие. Просто так вышло. Знаково.

          Обсуждался вопрос и по "георгиевским крестам" ветеранов ПМВ, воюющих против нацизма.
          Дело правильное, Михаил!
          И, как Вы помните, капитан РККА, казак Недорубов нисколько не стеснялся носить свои четыре "георгия" вместе с двумя Орденами Ленина и Звездой Героя! Честь ему и слава!

          и


          Бюст ему:
          1. +3
            9 апреля 2022 20:18
            Цитата: Пане Коханку
            Более того, армия после введения погон резко начала наступать. Это не следствие. Просто так вышло. Знаково.

            Именно в тот год,когда Сталин вернул погоны,им же была оказана Церкви материальная и моральная поддержка на государственном уровне.
            И,скажу Вашими словами - армия начала наступать.Знаково.
            1. +6
              9 апреля 2022 20:25
              И,скажу Вашими словами - армия начала наступать.Знаково.

              Потому что нужна преемственность. Строй разный (и декларируется, что улучшается) - а народы одни. У меня было хорошее советское детство, Владимир. drinks Я гордился своей страной. И другой Родины у меня сейчас - нет! Только моя! soldier
              Преемственность начали возрождать еще до Великой Отечественной - фильмами "Александр Невский" и "Суворов". Потому что нельзя из своей истории огульно выбрасывать все, что связано с царями.
              Мы - будем жить!
              «А Русскую землю бог да сохранит... На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бегляри [княжеские наместники] Русской земли несправедливы. Да будет Русская земля благоустроена, ибо справедливости мало в ней».
              Это сказал Афанасий Никитин. Ничего не изменилось. Но нашу землю - Господь да сохранит!
              1. +5
                9 апреля 2022 20:33
                Цитата: Пане Коханку
                Преемственность начали возрождать еще до Великой Отечественной - фильмами "Александр Невский" и "Суворов". Потому что нельзя из своей истории огульно выбрасывать все, что связано с царями.

                У меня тоже было счастливое детство и молодость,я и сейчас горжусь советским прошлым.
                И,Вам моё почтение.
                1. +3
                  9 апреля 2022 20:35
                  И,Вам моё почтение.

                  Будем дОбро болтать на ветке "истории" без споров и ругани! yes drinks
      2. +6
        9 апреля 2022 13:24
        hi
        1.Погоны играют опознавательную роль, то есть они создают зрительное представление о военном человеке, а именно: какую должность он занимает, а также его воинский чин.
        2. Разве погон "символ" белой армии? Погоны и в армии Российской Империи это знак различия в первую очередь...
        Удобнее ли товарища командира узнавать по нарукавным нашивкам и петличным знакам (с 1924 по 1943)? Когда.
        Регулярная РККА наконец полностью, заменила полупартизанскую армию советских республик. Сразу же возникла необходимость четкого различия военнослужащих. Введение погон Сталиным - очередной шаг в этом направлении, тем более четко показывала преемственность русской воинской славы.
        С Уважением.
        1. 0
          9 апреля 2022 13:59
          Цитата: Толстый
          ем более четко показывала преемственность русской воинской славы.

          Этого было вполне достаточно сообщить,чтобы понять,почему Сталин вернул погоны.
          А,так у Вас комментарий получился длинным и утомительным. И,Вам моё почтение.
        2. +4
          9 апреля 2022 21:38
          Цитата: Толстый
          hi
          1.Погоны играют опознавательную роль, то есть они создают зрительное представление о военном человеке, а именно: какую должность он занимает, а также его воинский чин.

          Вечер добрый Андрей!
          Изначально погоны, впрочем как и галуны носили защитные функции. Это позже их приспособили для размещения чинов и званий.
          Долгое время в России (и не только) довольствовались одним погоним. Иногда наличие погона или погонов определяло звание или должность.
          В конечном итоге, погонам (аксельбантам) современного типа не более двух веков. Так что, традиция однозначно, но не древняя.
          1. +2
            9 апреля 2022 23:12
            Здравствуй! Владислав. Это так. Даже не спорю. Погоны сначала просто "наплечье" могло давать знать только лишь о "роде войск".
            А накладка на правое плечо - вещь совершенно утилитарная. Типа чтобы муаровая орденская лента не спадала, ну или ружейный ремень smile
            Эполет (также пишется epaulet) - тип орнаментального наплечника или украшения, используемого в качестве знака различия ранга вооруженными силами и другими организациями. Гибкие металлические эполеты (обычно изготовленные из латуни) называются наплечными весами.
            Во французской и других армиях эполеты также носят все чины элитных или церемониальных подразделений во время парада. Он может иметь ранг или другие знаки отличия, и его не следует путать с наплечным знаком – также называемым наплечным щитом, горкой ранга или скольжением-плоским тканевым рукавом, надетым на плечевой ремень униформы (хотя эти два термина часто используются взаимозаменяемо

            Когда в караул ходили через день на ремень В СА под правый погон мы подкладывали пластиковую вставку. Плечо без лишних синяков и изношенный в хлам погон легче заменить, чем протертую до дыр казенную шинель. laughing
            1. 0
              10 апреля 2022 07:39
              В СА под правый погон мы подкладывали пластиковую вставку. Плечо без лишних синяков и изношенный в хлам погон легче заменить, чем протертую до дыр казенную шинель. laughing

              Сколько солдат из-за это примочки резали себе шею.
              1. +1
                10 апреля 2022 08:21
                Все нужно уметь. Даже "кирзачи" грамотно обиходить - наука.
                А дембели - "гусары" всегда будут, пока есть срочники - призывники. smile
    2. +7
      9 апреля 2022 07:09
      вернул в армию гусарские полки и прежние их мундиры образца 1870-х годов.

      Так победим!


      "Сим победиши!" smile

      Привет, Михаил!))
      1. +11
        9 апреля 2022 10:07
        Привет, дядя Костя. hi
        Этому котофобу, я имею в виду Николая, только мундирами, на мой взгляд, и стоили заниматься. И то, только с совещательным голосом. smile
        1. +5
          9 апреля 2022 11:00
          За что ж ты его так "... и в беспартийности упрекал". laughing
          1. +10
            9 апреля 2022 11:26
            Я сравнительно поздно добрался до дневников Николая. Они попались мне на глаза в том возрасте, когда человека уже мало что может впечатлить. Но тут я был впечатлён. И если у меня к тому времени и оставались какие-то сомнения относительно личность нашего последнего императора, то прочтение его собственных дневников все вопросы сняло.
            Если не читал - рекомендую. Один раз можно немного времени потерять - невелика цена за стойкий иммунитет к некоторым иллюзиям. smile
            1. +9
              9 апреля 2022 11:36
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Я сравнительно поздно добрался до дневников Николая. Они попались мне на глаза в том возрасте, когда человека уже мало что может впечатлить. Но тут я был впечатлён. И если у меня к тому времени и оставались какие-то сомнения относительно личность нашего последнего императора, то прочтение его собственных дневников все вопросы сняло.

              Поддержу Вас Михаил, мне его дневники еще в 90-е годы в руки попались: не скажу чтобы полностью их проштудировал, пролистал, сложилось полностью аналогичное с Вашим мнение: человек "просто д...к". hi
              И к сожалению стоит констатировать, что полноценного механизма нейтрализации деятельности такого правителя на российском троне так и не сложилось. hi
              1. +8
                9 апреля 2022 12:42
                М-да...
                царь застрелил 3786 „бродячих“ собак, 6176 „бродячих“ кошек и 20 547 ворон» А всего, за 23 года правления, царь Николай Второй вместе со своей семьей и свитой убили, ради забавы, 20 000 кошек и 17 000 собак. 9 марта 1914 года он лично за один день убил почти 200 животных.

                По материалам newsland.com
                1. +5
                  9 апреля 2022 13:54
                  Это ж надо было озадачился подсчётом... Вот кому-то делать было нечего. Скажу так: даже если все цифры уменьшить на порядок, они впечатляют...
                2. +3
                  9 апреля 2022 15:45
                  Цитата: депрессант
                  М-да...

                  Действительно, м-даа.
                  При Николае II существовало такое ведомство,как Императорская охота,в обязанности которого входил,в том числе,и отстрел бродячих животных.
                  Короче,всё что настреляло это самое ведомство,всех собак на царя ,неблагодарные потомки,затем и навешали,в буквальном смысле слова,это если кто не понял.
            2. +8
              9 апреля 2022 11:52
              Цитата: Хозяин Трилобита
              невелика цена за стойкий иммунитет к некоторым иллюзиям

              Как хорошо Вы написали - точно и в то же время интригующе!
            3. +9
              9 апреля 2022 12:20
              Не читал, но попробую. Честно говоря, у меня в отношении него давно уже никаких иллюзий и не было.
              А приодеться Ники любил...



              Помню, в семидесятые продавали мороженую куру из ФРГ в пластиковой упаковке и под именем "Ники", так моя матушка всё посмеивалась -- назвали синюю тушку с отрубленной головой именем нашего последнего императора. laughing

              P.S. А куда наш Ольгович подевался, никто не в курсе? Даже как-то пустовато без него.
              1. +6
                9 апреля 2022 13:46
                hi
                А приодеться Ники любил...
                -ах, оставьте, это жанр "официальный портрет". Но у современников читал, что из него получился неплохой кавалерийский офицер.
                1. +5
                  9 апреля 2022 14:17
                  Привет, Котище. smile
                  Там, откуда я взял этот, столько всяких "официальных" в мундирах разного цвета, что в глазах рябит.
                2. +7
                  9 апреля 2022 14:43
                  hi Лет семь назад работал в Ипатьевском монастыре, в стлярной мастерской. Нашел развал в углу с наборами открыток.


                  Почему в углу? Полиграф. брак - потому и выкинули.
                  Лежит где-то дома.
                  А вот посмотреть полностью можно здесь.
                  https://vadimus58.livejournal.com/82159.html
                  Ну, если интересно, конечно smile
                  1. +6
                    9 апреля 2022 15:04
                    good
                    Коллекция впечатляет! Особенно - головной убор уланов!
              2. +5
                9 апреля 2022 13:50
                Только, дядя Костя, не кидайся потом в меня тяжёлыми камнями (мелкими можно), если совсем уж тошно от этого слова станет. smile Всё-таки не я это писал. laughing
                1. +4
                  9 апреля 2022 14:22
                  Да ладно, за камнями надо куда-то бегать, потом тебя искать, лень, переживу как-нибуль. laughing drinks
                  1. +5
                    9 апреля 2022 16:35
                    Главное, дядя Костя, чтоб ты не передумал, когда начнёшь читать. laughing
                    Если что, в качестве компенсации морального ущерба готов порекомендовать одного начинающего автора, недавно дебютировавшего в жанре "исторические приключения" - лично вышлю экземпляр рукописи. smile
                    1. +4
                      9 апреля 2022 16:45
                      лично вышлю экземпляр рукописи.

                      Отправляю в личке адрес своей почты.
              3. +5
                9 апреля 2022 14:21
                Костя, Ольгович вроде бы из Молдавии. И по политическим соображениям мог нас покинуть. Или я ошибаюсь?
                По крайней мере можно узнать, есть ли бан -- по личке, если кто с ним переписывался. В личке указывается.
                А так да, был бы Ольгович, был бы титанический панегирик Николаю, очередной и полный разгром коммунистов. И пришла бы госпожа Журавлёва аки tatra. Затеялась бы волшебная музыка идеологических сфер, вечная симфония.
                1. +4
                  9 апреля 2022 14:28
                  Я спокойно переписываюсь с мужиками из Молдавии в личке, у них никаких проблем.
                  А Ольгович сегодня утром заходил на сайт (его Серёга-Фил вычислил), но не комментировал и мне в личку не отвечает. Так что в чём проблемы мне непонятно. request
                  1. +4
                    9 апреля 2022 14:57
                    В личной неприязни к нам?
                    Аж кушать не может?
                    А давайте покричим все вместе:
                    -- Ольгович! Выходите! Мы Вас ждём!
                    А, может, боится, что придется ввязаться в идеологический спор и забанят. Жаль. Ольговича реально не хватает. Я ему симпатизирую. Главное, чтоб был здоров.
                    1. +5
                      9 апреля 2022 15:23
                      А, может, боится, что придется ввязаться в идеологический спор и забанят.

                      Да он никогда этого не боялся. Но причина, видимо, какая-то есть. request
                      1. +4
                        9 апреля 2022 15:41
                        Хотелось бы думать, что это не от неприязни к нам.
                        Я так всегда плюсовала Ольговича. За отвагу, за стойкую убежденность в своей правоте. Но он хватал такое количество минусов, что это никак не влияло на конечный итог оценки каждого его комментария. Однако может быть, и другое.
                        Может, он понял, что насколько уперт он, настолько же упёрты противники его мнений. Я даже удивлялась: как он не устал от такого? А теперь, возможно, устал. Должно же это произойти когда-то.
                        И последнее. События. Они затягивают. Всё остальное на их фоне кажется незначительным.
                      2. +7
                        9 апреля 2022 16:18
                        События. Они затягивают. Всё остальное на их фоне кажется незначительным.

                        Конечно. Это война.
                      3. 0
                        9 апреля 2022 23:36
                        Это война.

                        Когда объявили? Кому? Срочники уже на фронтах?
                2. 0
                  9 апреля 2022 16:22
                  Цитата: депрессант
                  был бы Ольгович, был бы титанический панегирик Николаю

                  От Ольговича были эти самые титанические похвалы Учредительному собранию,эсерам,кадетам и прочим социалистам,но никак Царю.
              4. BAI
                +4
                9 апреля 2022 16:42
                Ни Молдавии, ни Украины нет. Спецоперация.
                1. +4
                  9 апреля 2022 16:52
                  Ни Молдавии, ни Украины нет.


                  А куда они делись?
                  1. BAI
                    +4
                    9 апреля 2022 16:59
                    Либо отключены, либо боятся. Вариант стирания с карты не рассматриваем.
                    1. +3
                      9 апреля 2022 18:12
                      Либо отключены, либо боятся.
                      Просто, не хотят с нами общаться.
                    2. +1
                      10 апреля 2022 02:34
                      Я переписываюсь с обеими странами.
                2. +3
                  9 апреля 2022 17:46
                  Болгары тоже все ушли.
                  1. +1
                    9 апреля 2022 19:50
                    Болгары тоже все ушли.

                    Помнишь нашего общего приятеля, живущего в Финке? с которым мы оба и Тимур бухали? Болтаем. Весь наш контент в гейропе заблокирован. Они видят только свои новости.
                    1. +1
                      9 апреля 2022 19:53
                      Хммм... Это кто?
                    2. +2
                      9 апреля 2022 19:58
                      Меж тем, в русском языке нет слова "гейропа".
                      1. +1
                        9 апреля 2022 20:16
                        Меж тем, в русском языке нет слова "гейропа".

                        А в моем есть. Ты его знаешь. Мы все вместе пили. Имя называть не буду, отправлю смс.
  7. +10
    9 апреля 2022 07:06
    Назойливо в глаза география гусарских полков лезет: Лубны, Сумы, Мариуполь и т. д. Не случайно эти города? Ближе к возможном театру боевых действий?

    И, конечно, картинки хороши.
    1. +3
      9 апреля 2022 12:48
      Хороши настолько, что пришлось наконец разобраться, что такое доломан и ментик. Были всегда на слуху, принимала как одно и то же под разными названиями. А теперь пришлось узнать, что доломан -- это облегающая куртка со стоячим воротником и шнуровкой, а доломан -- накидка такая.
      1. +4
        9 апреля 2022 13:12
        Опечатались только немного, Людмила Яковлевна!

        А так да: сначала доломан - куртка, потом сверху ментик - накидка.

        Вот думаю - насколько это удобно. Впрочем, красота - важно. А человек ко всему привыкает.
        1. +5
          9 апреля 2022 14:03
          Ну надо же! Да, доломан застрял и не заместился ментиком.
          Не удивилась.
          Вот они, последствия вакцинации и ревакцинации. А заметила. Как только, так сразу. Резкое ухудшение кратковременной памяти. Прямо по анекдоту: "где сяду, там и сижу, где стану, там и стою". Непрерывно приходится вспоминать, почему я рванулась из одной комнаты в другую или за чем полезла в холодильник, что мне там надо. Хорошо хоть с туалетом всё понятно wassat )))
          1. +4
            9 апреля 2022 14:28
            Не расстраивайтесь, Людмила Яковлевна.
            Опечатки у любого могут быть.

            Уверен, что память в любом возрасте и в любом состоянии тренируются.
            Так что, поинтересовались - что и как - уже хорошо.

            И ведь действительно: целый мир.
            1. +3
              9 апреля 2022 14:52
              Теперь осталось их не перепутать. Ментик, ассоциация -- манто, сверху надевается. Доломан, доломан... сейчас проассоциирую... Сейчас... wassat )))
              1. +1
                9 апреля 2022 23:52
                про чакчиры (рейтузы) и ташку (типа планшет) не забудьте Повторяйте для тренировки памяти.
      2. +7
        9 апреля 2022 14:24
        Шо такое "доломан" толком не знаю, а "ментик", это такой маленький мент, ну совсем "от горшка два вершка". laughing

        Люда, привет! love smile
        1. +5
          9 апреля 2022 14:49
          Привет, Костя! )))
          А доломан -- это, выходит, такая большая долма, то есть голубец, но завернутый не в капустный лист, а в виноградный. Потому долмы мелкие. А вот долома-ан... laughing )))
          1. +5
            9 апреля 2022 15:21
            «- Любишь долма?
            - Нет.
            - Потому что у вас не умеют готовить долма» (с).
          2. +5
            9 апреля 2022 15:28
            Доломан, меломан, пироман... " Десять лет как жизни нет. Все Айсберги, Вайсберги, Айзенберги, всякие там Рабиновичи."(с) laughing drinks
            1. +5
              9 апреля 2022 15:54
              Привозят Рабиновича в больницу. Промыли желудок, поставили капельницу.
              Врач:
              -- Рабинович!!! Вас же уже привозили на прошлой неделе с отравлением долмой из-за пестицидов в виноградных листьях!!! И вот опять...
              -- Доктор, так я её потом доел.
              1. +6
                9 апреля 2022 16:22
                Вот так плавно и без напряга, мы перешли от гусарской формы к извечной теме "еврейского вопроса". Ну куда от них денешься! laughing
                1. +2
                  9 апреля 2022 17:00
                  Да что-то и Альберта нашего аки Краснодар не видно. Редеем, истончаемся... Но вот, преодолев рассеяние, собрались в ядро стоиков -- выдюжим! Весна идёт!...
                  Весна идет -- неотвратимо и неудержимо, на юге посевные начались.
                  1. 0
                    10 апреля 2022 02:40
                    Весна идет -- неотвратимо

                    А с нею и всякие обострения. laughing Вот, надысь, и Голован Джек из небытия вылез, ненадолго, правдя. negative
                    1. +1
                      10 апреля 2022 02:59
                      Цитата: Морской Кот
                      надысь, и Голован Джек из небытия вылез, ненадолго, правдя

                      Аккуратнее с терминологией. Голован - это был мой пес. Слово "был" ключевое.

                      Я пока живой, на настоящий момент погоняло Репеллент, это такая РЭБ laughing

                      Я бы, на вашем месте, утих и не делал бы лишних движений negative

                      1. 0
                        10 апреля 2022 04:29
                        Давайте каждый из нас останется на своём месте, Вам на моём не быть никогда, а меня на Ваше не тянет.
                      2. 0
                        10 апреля 2022 04:34
                        Цитата: Морской Кот
                        Давайте каждый из нас останется на своём месте

                        Добро. Я вас не замечаю, вы меня. Меня вполне устроит.
  8. +9
    9 апреля 2022 07:17
    Русский гусар на гравюре Авраама де Брейна.
    С какой стати "гусар"? Надписи на гравюрах не содержат ни слова о гусарах.
    Гусары в России известны были давно, задолго до введения регулярства. Сообщается об их наличии в 1634, 1654, 1661 гг.
    Авраам де Брейн умер за полвека до первого упоминания о русских гусарах, в 1587 году.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  9. +10
    9 апреля 2022 07:51
    Денис Давыдов – БОрцову:

    Да БУрцову же! Алексею Петровичу Бурцову, в крайнем случае Бурцеву. Во всяком случае, Денис Васильевич писал именно так.
    Бурцев, ты — гусар гусаров!
    Ты на ухарском коне
    Жесточайший из угаров
    И наездник на войне!

    Собственно, и стихи вынесенные в эпиграф начинаются - Бурцов, ёра, забияка, Собутыльник дорогой! Ради бога и… арака Посети домишко мой!
  10. +9
    9 апреля 2022 08:09
    Из книги А. В. Висковатого


    Вообще-то он Висковатов, так писать его фамилию будет правильно.



    Алекса́ндр Васи́льевич Вискова́тов (22 апреля [4 мая] 1804 — 27 февраля [11 марта] 1858) — русский военный историк; генерал-майор.
  11. +7
    9 апреля 2022 08:27
    Гусары в России известны были давно, задолго до введения регулярства.
    Еще бы...в свое время польские гусары много "шороха" у нас навели, да в принципе и не только у нас, так как были одной из лучших ТЯЖЕЛЫХ видов кавалерии в мире, на то время
    1. +6
      9 апреля 2022 09:26
      Цитата: svp67
      Гусары в России известны были давно, задолго до введения регулярства.
      Еще бы...в свое время польские гусары много "шороха" у нас навели, да в принципе и не только у нас, так как были одной из лучших ТЯЖЕЛЫХ видов кавалерии в мире, на то время

      Возможно, только не кавалерии, конницы. До регулярной конницы - кавалерии ещё оставалось два века.
    2. +5
      9 апреля 2022 10:33
      У крылатых гусар общего со всеми остальными гусарами только название. Гусары - регулярная легкая кавалерия без брони, основное оружие - пистолеты. Крылатые гусары - феодальная тяжелая панцирная кавалерия, основное оружие - пика.
      1. +1
        9 апреля 2022 12:40
        Цитата: bk0010
        У крылатых гусар общего со всеми остальными гусарами только название.

        Ой, ли? Глядя на гравюры , отлично видно, что не только
        1. 0
          9 апреля 2022 16:32
          Ну и что тут? Всадник на легком коне в тегиляе с копьем. Сравните с крылатым гусаром. И учтите еще, что это не гусар, это предок гусара. У гусар пик не было, пики были у улан (у казаков еще, но казаки не в счет - у иррегулярной кавалерии могло быть что угодно).
          1. +2
            9 апреля 2022 16:40
            OMG
            У гусар пик не было, пики были у улан
            wassat
          2. +5
            9 апреля 2022 17:19
            Цитата: bk0010
            Ну и что тут? Всадник на легком коне в тегиляе с копьем. Сравните с крылатым гусаром. И учтите еще, что это не гусар, это предок гусара.

            Да, но эта гравюра имеет подпись автора
            "Русский гусар на гравюре Авраама де Брейна."
            Цитата: bk0010
            У гусар пик не было, пики были у улан (у казаков еще, но казаки не в счет - у иррегулярной кавалерии могло быть что угодно)

            Вы уверены? Я тоже какое то время так думал, но нет это не так...

            Накануне войны 1812 года великий князь Константин Павлович, бывший генерал-инспектором русской кавалерии, очевидно, под влиянием рекомендаций подобного рода да и располагая богатым личным опытом кавалерийских схваток, внезапно принимает решение о введении пики в гусарских полках русской армии (Александрийском, Ахтырском, Гродненском, Елизаветградском, Изюмском, Мариупольском, Павлоградском, Сумском). Полагалась она гусарам, которые при атаке ставились в первой шеренге, на эскадрон выдавалось 64 пики. Пики были уланского образца. Общая лина 2,85 м., древко черное, длина боевого стального наконечника, имевшего пожилины, 12,2 см. С обратного конца пики был металлический подток. В отличие от уланских пик, имевших флюгеры, гусарским пикам флюгеры не были предусмотрены, однако, по имеющейся информации, разноцветные флюгера на них все равно ставились: так, в Павлоградском полку верх флюгера был бирюзовым, а низ - белым; в Изюмском - красным и синим, а в Гродненском - темно-синим и белым соответственно.

            Ахтырские гусары (И. Клейн, 1815 год).
    3. +1
      9 апреля 2022 19:53
      Еще бы...в свое время польские гусары много "шороха" у нас навели, да в принципе и не только у нас, так как были одной из лучших ТЯЖЕЛЫХ видов кавалерии в мире, на то время

      Скажем так, Сергей - это последний реликт тяжелой латной пикейной кавалерии (аналог рыцарской конницы). Да, нашим шороху навели. Мало кто мог сдержать их массовый удар.
  12. +7
    9 апреля 2022 08:29
    Если хочешь быть красивым, поступи в гусары
    Кузьма Прутков
    1. +6
      9 апреля 2022 09:18
      Лучше быть счастливой, чем красивой

      Народная мудрость!
      1. +8
        9 апреля 2022 11:56
        А как быть с женой гусара?
        Полковник -- полковница, майор -- майорша. Получается "гусар -- гусарыня", ну не гусыня же! wassat )))
        Это я прикололась от радости, что мне включили интернет.

        Доброго утра всем, дорогие друзья, и хорошего субботнего дня!
        Эх!... love )))
        1. +7
          9 апреля 2022 12:04
          Вот что указывает А. И. Бегунова:

          «В Уставе конного полка 1797 года имелась глава 41-я "О женитьбах". В ней говорилось, что "каждый офицер, принявший намерение жениться", должен сообщить об этом своему полковому командиру. Далее Устав сообщал, что унтер-офицерам и рядовым отнюдь не запрещается вступать в брак, командование лишь должно наблюдать, чтобы они "брали жен хорошего состояния и поведения".

          Но на самом деле ряд государственных установлений в сущности запрещал младшим офицерам вступать в брак, и эта политика была вполне продуманной и целенаправленной.

          Первый шаг в этом направлении был сделан Петром Великим. В 1722 году обер-офицерам флота запретили жениться "без указа" под угрозой трех лет каторжных работ. В 1764 и 1766 годах данное постановление распространили на обер-офицеров пехоты и кавалерии, при этом обязав полковых командиров тщательно следить за "материальным обеспечением и пристойностью браков гг. офицеров". Еще дальше пошел император Павел I. В 1800 году он предписал всем генералам, штаб- и обер-офицерам испрашивать разрешение на брак лично у него. Можно представить, насколько растягивалась процедура сватовства военнослужащих в российских провинциях, пока курьеры везли их прошения в столицу, затем в ожидании рассмотрения и Высочайшего соизволения эти документы находились у царя и снова возвращались обратно».
          1. +3
            9 апреля 2022 20:04
            «В Уставе конного полка 1797 года имелась глава 41-я "О женитьбах". В ней говорилось, что "каждый офицер, принявший намерение жениться", должен сообщить об этом своему полковому командиру. Далее Устав сообщал, что унтер-офицерам и рядовым отнюдь не запрещается вступать в брак, командование лишь должно наблюдать, чтобы они "брали жен хорошего состояния и поведения".

            Очень хороший пример указов Пал Петровича, Сергей, который стремился упорядочить всё и вся. Губернатором Москвы тогда, или несколько позже, был некий Эртель - выходец из гатчинских войск (остались записки о маневрах в Гатчине), который ревностно выполнял все указания сверху. Гомосек-великий мемуарист барон Вигель упоминал об этом. Читали Вигеля?
            1. +3
              9 апреля 2022 20:21
              Нет. Не, попадался Вигель.

              Это сейчас сеть начинает наперебой предлагать фильмы «Бедный, бедный Павел» и «Атака легкой кавалерии».

              За любую ниточку потянешь - и клубок может разматываться до бесконечности.
              1. +3
                9 апреля 2022 20:30
                На прошлой неделе "Бедного Павла" пересмотрел. Фильм псевдоисторический, много ляпов. Но дух Павла - передан исключительно! Сухоруков, Янковский - лучшие!
                Более того, это первый фильм, где Павел массово показан... человеком... сложным. но человеком! До этого был фильм "Асса".
        2. +4
          9 апреля 2022 16:59
          Цитата: депрессант
          А как быть с женой гусара?
          Полковник -- полковница, майор -- майорша. Получается "гусар -- гусарыня", ну не гусыня же! wassat )))
          Это я прикололась от радости, что мне включили интернет.

          Доброго утра всем, дорогие друзья, и хорошего субботнего дня!
          Эх!... love )))

          Прошу не выражаться, хотя интереснее всего в вашей интерпретации «жён» будет звучать супруга «подполковника» crying
          По поводу гусарских нравов, я к старой статье Вячеслав уже писал о том, что у Гусаров одно время была мода на «энном месте» серебряного или золотой нитью вышивать голубя и голубку. При походке, ….? laughing
    2. +2
      9 апреля 2022 12:42
      Цитата: mr.ZinGer
      Если хочешь быть красивым,

      ....и жить не долго....
      Цитата: mr.ZinGer
      поступи в гусары

      Тогда любая форма, особенно в кавалерии была очень красива. Уланы, драгуны и кавалергарды были не менее красивы
      1. +4
        9 апреля 2022 14:23
        Это верно....
        "Гусар который дожил до 30 лет, не гусар а дрянь"
        Антуан Шарль Луи де Лассаль
  13. +7
    9 апреля 2022 09:23
    Гусары в России известны были давно, задолго до введения регулярства. Сообщается об их наличии в 1634, 1654, 1661 гг., причем конница эта была тяжелой. Считалось, например, что «гусаром без лат и шишаков и без наручней отнюдь нельзя быть». Кроме того, русские гусары вооружались длинными копьями

    Это была попытка русского правительства создать тяжелую гусарскую конницу по аналогии с польской "крылатой". Таковая была создана в количестве ЕМНИП 1000 гусар, в целом попытка оказалась скорее не удачной, достичь результата аналогичного польскому в силу ряда причин не удалось.
    1. +4
      9 апреля 2022 20:13
      Это была попытка русского правительства создать тяжелую гусарскую конницу по аналогии с польской "крылатой".

      В гусары в середине XVIII-го века (и при Петре III, в том числе) стремились набирать малороссов. Мол, тактика гусар схожа с тактикой запорожских казаков, а это - "природное местное умение". Вступали и сербы.
      У нелюбимого наследника Пал Петровича в Гатчине был свой "гусарский полк". Служили там именно малороссы.
      Один из них и принес ему весть о случившемся с заклятой матушкой ударе 5 ноября 1796 года...


      Форма павловской армии. Изображения из альбома «Военные формы павловской армии». Неизвестный художник, конец XVIII века, ГМЗ «Гатчина». Гусары – вторые справа в нижнем ряду. Видимо, так выглядел и неизвестный нам «вестник больших перемен»

      Павел днем 5 ноября 1796-го года поехал кататься, обедал на мельнице Штакеншнейдера (сын искомого станет известным архитектором!)
      И вот.. Дело в том, что за время прогулки великого князя в Гатчину прибыл сначала некий офицер –посланец от двора, затем – уже шталмейстер граф Николай Зубов. Оба с донесениями о случившемся с матушкой ударе. Николай Осипович Котлубицкий, приближённый Павла, интересно описал то, что произошло далее. С его слов, Зубов послал на поиски цесаревича двух гусар из гатчинских войск по двум разным дорогам – доложить о своём приезде, ибо не знал, где Павел находится и каким путём будет возвращаться (а телефонов в обиходе ещё не придумали). Один из них свиту таки нашёл, поравнялся с санями. Так как все гусары были из малороссиян, Павел Петрович обратился к гонцу, к своей чести, на понятном тому диалекте…

      – Що там таке?
      – Зубов поихав, ваше высочество.
      – А богацько их? – спросил наследник.

      Гусар, по воспоминаниям Котлубицкого, слышал русскую поговорку «Один как перст», но понимал её своеобразно…

      – Один як пес, ваше высочество.
      – Ну, с одним можно справиться, – ответил Павел, снял шапку и перекрестился.
      Павел приказал поскорее ехать во дворец. Сказать, что он сильно взволновался – ничего не сказать.
  14. +5
    9 апреля 2022 10:28
    Хорошо бы в таких статьях описывать (показывать стрелкой на рисунках) всякие доломаны и ментики. Понятно, что можно и погуглить, но лучше бы это было приведено прямо в статье.
    1. +3
      9 апреля 2022 11:49
      Цитата: bk0010
      но лучше бы это было приведено прямо в статье.

      Это будет очень дорого стоить.
    2. +4
      9 апреля 2022 13:35
      ментик- мундир, доломан - куртка, чакчиры - рейтузы, ботики - сапоги, ташка - сначала патронная, а затем просто декоративная сумка.
  15. +4
    9 апреля 2022 11:23
    Цитата: Морской Кот
    Что дробильная, это понятно, а как она называется?

    На немецком- моргенштерн , на русском кистень. А гусарский мундир сначала
    действительно назывался "венгеркой".
    Эх , давненько все Дениса Давыдова не перечитывали..
    "Деды ! помню вас и я,
    испивающих ковшами,
    и сидящих у огня
    с красно-сизыми носами."
    И Асеева "Синие гусары".
    "Тени по Литейному
    скользят назад,
    брови из под кивера
    дворцам грозят."
    Автору статьи безусловный плюс за возвращение в мою юность .
    1. +4
      9 апреля 2022 11:50
      И Вам + за знание поэтической фактуры!
  16. +4
    9 апреля 2022 11:48
    Глядя на великолепное разнообразие мундиров гусар Российской империи и вспоминая галерею героев Отечественной войны 1812 года в Эрмитаже в больную голову мою (давление прыгает 2 дня, похоже, весна к нам пришла, вчера днём +5 было, вечером юго-восток тучи натянул и при штормовом ветре дождь поливал всю ночь при +3, а три дня назад было ясно, ночью -8, днём +1, Белое море уже безо льда, 3 дня назад прилетели и заорали криками любви серебристые чайки, сменив белоснежных молчаливых бургомистров) вот какие мысли пришли. В той войне партизанам надо было выучить форму и своих войск, и наполеоновских, а там вся Европа в гости к нам без приглашения припёрлась!. Иначе - дружеский огонь ( интересно, дружеский сабельный удар был?). А ещё веселее крестьянам, в армии не служившим и в городе не бывавшим, Тверской или Смоленской губернии. Пришёл в деревню отряд конный, лопочут все не по нашему, требуют "млеко, курку, яйко" и сено уставшим лошадкам. Крестьянину радоваться освободителям или браться за вилы?
    1. +5
      9 апреля 2022 13:28
      Цитата: Тестов
      В той войне партизанам надо было выучить форму и своих войск, и наполеоновских

      А вы думаете, почему Денис Давыдов в мужицкий армяк переоделся?:)))
    2. +5
      9 апреля 2022 13:48
      hi
      Цитата: Тестов
      Иначе - дружеский огонь ( интересно, дружеский сабельный удар был?)

      Был.
      В «Битве» при Карансебеше австрийская армия ухитрилась разгромить сама себя. 1699 г. laughing
  17. +4
    9 апреля 2022 11:57
    hi
    Раз уж речь о гусарах и их форме...
    На всякий случай, портрет из учебников Давыдова кисти Кипренского (1809г) - это портрет полковника Лейб-гвардии Гусарского полка Евграфа Давыдова, а не Дениса Давыдова (тоже гусара, но еще и поэта и партизана; родственника Евграфа winked ).
  18. +5
    9 апреля 2022 14:58
    Толстый (Пестриков Андрей Борисович), уважаемый, благодарю Вас, ничего про этот момент в истории не слышал. Погуглю, почитаю.
    1. +4
      9 апреля 2022 16:25
      Простите ошибся с датой (опечатка) 1788 г.
  19. +3
    9 апреля 2022 15:12
    Старший матрос (Иван Оченков), уважаемый, про крестьянскую одежду целого подполковника ничего не слышал. Читал только про отпущенную бороду. Судя по портретам, Давыдов был тёмноглаз, тёмноволос, усы и бакенбарды пышные тёмные, недельки за три борода могла у него вырасти вполне. А донские казаки в 1812 году, интересно, могли бороды носить в армии, ведь староверов среди них было много? Донцы с Ахтырскими гусарами входили в отряд Дениса Давыдова.
    1. +9
      9 апреля 2022 16:17
      Цитата: Тестов
      Читал только про отпущенную бороду

      Как писал сам Денис Васильевич
      «Путь наш становился опаснее по мере нашего удаления от армии. Даже места, в которых ещё не было неприятеля, представляли для нас немало препятствий. Общее и добровольное ополчение поселян преграждало нам путь. В каждом селении ворота были заперты, при них сидел и стар и млад с вилами, кольями, топорами, а некоторые из них с огнестрельным оружием. К каждому селению один из нас вынужден был подъезжать и говорить жителям, что мы русские, что мы пришли к ним на помощь и на защиту православных церквей. Очень часто ответом нам был выстрел или, пущенный с размаху, топор. Мы могли бы обходить селения, но я хотел распространить слух, что наши войска возвращаются. И, утвердив жителей в намерении защищаться, склонить их к немедленному извещению нас о приближении к нам неприятеля. После долгих переговоров нас, наконец то впускали на улицы села. Там сцена внезапно менялась; едва сомнение уступало место уверенности, что мы русские, как хлеб, пиво, пироги были поднесены солдатам. Сколько раз я спрашивал жителей: - «Отчего вы полагали, что мы французы?» И каждый раз отвечали они мне: «Да видишь, родимый, (показывая на гусарский ментик), это бають, на их одежду схоже». «Да разве я не русским языком говорю?». На что у них был один ответ: «Да ведь у них, батюшка, всякого сброда люди». Так я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к её обычаям и её одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду и вместо ордена Св. Анны повесил на грудь образ Св. Николая и заговорил языком вполне народным».

      Цитата: Тестов
      А донские казаки в 1812 году, интересно, могли бороды носить в армии, ведь староверов среди них было много?

      Рядовые казаки - вполне возможно. А вот атаман Платов, бывший старообрядцем-поповцем ограничивался усами.
      1. +3
        9 апреля 2022 21:13
        Цитата: Старший матрос
        Так я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к её обычаям и её одежде.

        ++++++++++++++++!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  20. +9
    9 апреля 2022 15:46
    Немного гусар (а так же улан, казаков и прочих), одна из знаменитых конных битв.
    Удар кавалерии на стоящую кавалерию ожидаемо опрокинул стоявших ("нельзя принимать атаку стоя"), но потом атака "проиграла фланг" и отошла обратно, с умеренными, кстати, потерями.
    Два варианта wink



    и вариант под Айрон Мейден, конечно, "по случаю":
    1. +7
      9 апреля 2022 16:26
      Под Айрон Мейден у русских артиллеристов хотя бы фуражки... feel
      1. +5
        9 апреля 2022 23:12
        hi
        Для меня в свое время был сюрприз, что Трупер от Айрон Мейден - это о Легкой бригаде!

        Жизнь заберешь мою, а я твою.
        Пальнешь в меня, но всё ж я доскачу.
        Пред их атакой дух переводя,
        Лучше крепись — ведь отступать нельзя.
        Звук горна, наступленье началось,
        Но в битве этой победивших нет.
        Дым едкий и дыханье лошадей,
        Лишь верна смерть меня ждет впереди.

        Напуган конь, он взмылен, мы — в галоп,
        Грохочут пушки русских, громкий рёв.
        Несемся на людскую стену мы,
        Кричат товарищи, что сражены.
        Мы скачем по лежащим на земле,
        Раздался русских залп очередной.
        Мы близко, но всё так же далеко,
        Нам биться завтра уж не суждено.

        Уже так близко, чтоб сразиться, мы,
        Заметил русский, взял меня в прицел.
        Он жмет курок, я чувствую удар,
        Мой конь от выстрелов на бок упал.
        Смотрю я в небо, лёжа на земле,
        Немеет тело, пересох мой рот,
        Пока лежу, забыт и одинок.
        Без слёз издам я свой последний стон.
        https://www.amalgama-lab.com/songs/i/iron_maiden/the_trooper.html
  21. +1
    9 апреля 2022 16:24
    К началу 1780-х годов в российской армии было сформировано 16 гусарских полков: Острожский, Изюмский, Сумской, Харьковский, Ахтырский, Украинский, Белорусский....

    Если быть точным, то в этот период в России гусар не было. Все бывшие гусарские полки переименованы в легкоконные, а их форма ничего общего с гусарской не имела. В конце царствования Екатерины гусарами по облику и роду службы назывались Воронежский гусарский полк, 5 эскадронов при Псковском драгунском, 2 эскадрона в московском гарнизоне, эскадрон лейб-гусар и полуэскадрон в гатчинских войсках.
    И ещё. Касаемо формирования гусар из иностранцев. Уже при Елизавете различные чины писали, что гусарские полки в основном состоят не из иностранцев, а из малороссов и других народностей Российской империи.
    И стоит добавить, что полки, которые в этом посте указаны как цитата НИКОГДА не формировались из иностранцев. Изначально они сформированы из военнообязанных поселян Харьковской губернии и Воронежской (Острогожский полк - почему-то у автора Острожский ) губернии.
    Да, и отмечу, что Украинский полк (просуществовал с 1786 до 1796), который вообще никогда не назывался гусарским, сформирован тоже в Харьковской губернии.
    Белорусский полк ничего общего с гусарским полком времён Александра 1 не имел. Его в 1788 переименовали в Воронежский.
  22. Комментарий был удален.
  23. 0
    10 июня 2022 21:44
    Ну цэ вже мляваааааще..Снимаю шляпу г-н Шпаковский..Такого пиетета в отношении от Вас к отношению к вс царской России вижу впервые..Вот что СВО животворящее делает..Продолжайте..Лично мне лень но хотелось бы узнать ваше мнение об участии не только об участии ВС Что нас дальше ждёт