Military Review

Preparing the army of Kutuzov for a counterattack. Supply Problems

8

To leave the Russian army on the offensive, after the abandonment of Moscow, it was necessary to create certain conditions. The army needed to be replenished, in a short time to train recruits, arm them and equip them. An equally important task was the creation of mobile stores, supply bases, the establishment of mobile hospitals. For this, the war ministry and government agencies have done a great job. The special organizing role belonged to Mikhail Kutuzov.

16 (28) of September, Mikhail Illarionovich united the 1 and 2 army into one, retaining the name of the first western (or Main Army). It made no sense to keep the two armies as separate separate units. The command of the army was left to Barclay de Tolly, Ermolov remained chief of staff. Major-General KF Lowenstern was appointed commander of the artillery of the army, Major-General E. Kh. Foersch as engineer troops, F. P. Uvarov as cavalry, and M. Miloradovich as a reserve. V. S. Lanskoy remained the chief manager of the food sector, and Colonel V. N. Cherepanov, General-Wagenmaster.

There was a process of strengthening the troops. The 3,5 Thousands of Warriors were counted among the engineering troops. The head of the artillery of Levenshtern in early September had 18 battery, 24 light and 10 equestrian companies. They were consolidated into 13 field and 2 reserve artillery brigades. 900 people and a sufficient number of horses were handed over to the artillery units. When the Russian army entered the Tarutinsky camp, it included 85,7 thousand people with 622 guns. This number included the warriors of the Smolensk and Moscow militia, recruits, who were included in the regular troops. The main concern of the command was the manning of the troops, it passed through 82 and 83 (additional) recruitment sets. The formation of infantry reserves began at the stage of the retreat of the Russian army. The military ministry planned to form the corps of Miloradovich, the divisions of Rusanov and Urusov (7 infantry and 4 Jaeger regiments) and replenish the corps of Wittgenstein with six regiments. This task was assigned to the generals Lobanov-Rostovsky and Kleinmichel. But only the corps of Miloradovich was prepared for the battle of Borodino, the rest of the regiments were prepared and handed over to the army only after leaving Moscow. The 10-11 (22-23) of September from Kaluga under the command of Major General N. A Ushakov arrived at the 2 infantry regiment, the 2 jaeger battalion and the 8 reserve squadrons. In September, the division of Major-General Rusanov arrived in the 4 infantry and 2 Chasseurs regiments. The division of Urusov joined the Main Army already during the counteroffensive, at Slonim. Of the six regiments that Kleinmichel prepared, three arrived in August, the rest in November.

After Kutuzov became commander-in-chief, he ordered Lobanov-Rostovsky to form in the Arzamas 39 infantry and 28 rangers battalions. Kleinmichel was instructed to make 12 infantry and 12 grenadier battalions in Yaroslavl. In the capital, 6 battalions for the guards and 18 battalions for the Finnish corps were formed. In addition, a significant number of soldiers and officers who were cured of injuries returned to the ranks. Infantry reserves amounted to 28-30 thousand people.

The formation of cavalry reserves involved General A. S. Kologrivov in Murom. Here, two squadrons were trained for each of the 47 cavalry regiments - a total of 94 squadrons. In order to speed up their training, the Nizhegorodsky and Borisoglebsky regiments and five reserve squadrons of the Lubensky, Taganrog, Serpukhov and Vladimirsky dragoon regiments were sent to Murom from the Caucasus. Of them formed 15 squadrons and sent to the army. The remaining 79 squadrons entered the army only at the end of the 1812 company of the year. For five guards regiments formed five reserves (10 squadrons). In addition, Cossack regiments were an important source of replenishment of army cavalry. As a result, the army had 35 cavalry regiments before the counteroffensive. Measures were also taken to increase the horse composition of the army.

Artillery reserves formed in St. Petersburg, Tambov, Kostroma and Nizhny Novgorod. For the formation of reserve artillery companies, 12 thousand recruits from the 83 set were sent. Replenishment of 26 spare artillery parks was carried out in Novgorod, Bryansk, Kaluga and other cities. The number of sapper units was brought to 3100 people (in September there were about 1 thousand people).

By the beginning of the counteroffensive, the size of the Main Army was brought to 120 thousand people. Combat training of new formations was not high. Therefore, Mikhail Kutuzov decided to send the rank and file from the new regiments to the old ones, and send the main personnel back to the new formation. At the same time, the task of creating reserves for the 1813 campaign of the year was solved. So the division of Urusov was completely disbanded, its personnel went to recruit other parts of the main army. The commander-in-chief usually sent back badly trained, armed and unsatisfactoryly equipped units (as he did with Kostroma's 4 and 9-m regiments).

The process of replenishing the army continued with the entrance of the counterattack. The center for the formation of replenishments from Murom and Arzamas was transferred to Orel, and from Yaroslavl to Vitebsk. 17 (29) November M. M. Borozdin was appointed extraordinary commissioner for putting the army rear in order. He was supposed to unite stragglers in battalions. The officers in the battalions were appointed officers who were treated in hospitals of the 1 and 2 lines. To perform this function, Borozdin received the 4 Ukrainian Cossack regiment.

All these measures made it possible to preserve the main personnel of the Main Army, which, as a result of continuous marches and battles, suffered heavy losses. At the time of its entry into Vilna, it consisted of 27 thousand people with 200 guns, and together with Chichagov’s army (without Essen and Saken corps) and Wittgenstein forces - 86 thousand soldiers with 533 guns. However, the troops of the first line were already actually ready reserve army, which numbered about 180 thousand people.

Army supply

The war and the preparation of the army for the offensive required a large number weapons, ammunition, ammunition, food. Despite the fact that the enemy seized a significant territory and the Moscow arsenal, there were no particular difficulties in supplying the army with weapons. At the disposal of the Russian command remained such military bases and weapons production centers as Riga, Kiev, Bryansk, Tula, etc. The central industrial group provided supplies for the Main Army of Kutuzov. The North-West Industrial Group ensured the supply of Wittgenstein troops. Kiev arsenal supplied the army of Tormasov and Chichagov. Ural enterprises supplied weapons to both the field army and the militia.

Small arms came from the Tula, Sestroretsk and Izhevsk plants, the St. Petersburg and Kiev arsenals. In particular, the Tula plant in August - September manufactured 13420 rifles and 636 pairs of pistols. In October, the company manufactured another 7320 rifles. The Sestroretsky plant did a tremendous job: the company in August-September produced 5263 guns, 50 thousand guns were put in order, which were purchased in England (they were incomplete). In addition, the factory repaired the old guns 12280.

It is clear that although the military industry was working with great tension, it could not fully meet all the needs of the armed forces. Thus, they could not fully provide the militia with small arms. Most of the militias were armed only with lances and axes.

The main artillery of the main army was replenished from the Moscow arsenal - 70 guns, besides 146 guns were received from Bryansk. As a result, the artillery park of the army had 622 guns by the beginning of the counteroffensive. The loss of gunpowder enterprises in Moscow was filled by increasing production at the Shosenko and Petersburg factories. The main army supply base for ammunition was located in Kaluga. Large ammunition depots were located in Kiev, Kremenchug, Novgorod and Riga.

In the area of ​​supplying the army with food and ammunition, the authorities faced greater difficulties than the production of weapons and ammunition. This happened due to the loss of significant territories from the Neman to Moscow, where significant stocks of food and uniforms were concentrated. Kutuzov had to find such supply methods that would meet the new conditions of warfare. The army could not rely only on a system of stationary bases, which were located far from the front, had to switch to a system of mobile bases. The question of creating mobile stores arose before the war, but it was not possible to solve this problem before the campaign began. The system was complex and required a significant number of people and carts. During the preparation of the counterattack to the idea had to return.

By order of Mikhail Kutuzov, in September 1812, mobile shops were established in 12 provinces. Each province should have 800 operational and 100 reserve horses, 400 carriages (and additionally 5 reserve) and 413 drovers. Mobile shops quickly launched their activities, but they were able to satisfy only part of the needs of the army. It turned out that with this system, troops could be provided with food and ammunition only for 12-15 days. With the rapid movement of troops mobile stores did not have time to replenish, and there was a gap between the army and the permanent supply bases, which constantly increased during the offensive. Therefore, in the course of the counteroffensive, the command had to create new lines of supply bases. Off-road, imperfect horse-drawn transport and the shortcomings of the bureaucratic system created serious obstacles to the supply of the army.

The situation with the supply of troops of Wittgenstein and Chichagov was better. The Wittgenstein corps relied on the Riga, Pskov, Velikolutskaya, Vyshnevolotsk and partially Tver bases. They had large stocks of food. The forces of Chichagov and Tormasov were based on the Mozyr, Kiev, Kremenchug, Zhytomyr, Zaslavl and Dubna bases. The largest was the Kiev base.

The main army received food from the Kaluga, Trubchevskaya, Sosnitskaya and partially Tver bases. On October 10 (22), the troops had a full 10-day supply. By organizing offensive operations, Kutuzov ordered to transfer reserves from Tver to Velikiye Luki and Vyshny Volochek, and to move the Kiev and Kremenchug reserves to Mozyr.

The task of supplying the army with hay was even more complex. For 60 thousand horses in the army required daily 1 thousand pounds of hay. The delivery of 250 thous. Poods of hay was entrusted to the governors of Tula, Ryazan and Kaluga. For the transport of hay, 8, thousands of wagons that had been mobilized in these provinces, had to be attracted. By the beginning of the counter-attack, 130 thsd pounds of hay had been delivered.

Until Smolensk, the army was provided with food well. But after Smolensk began serious interruptions in supply. It was necessary from the Kaluga province to deliver to the army 100 thousand quarters of bread, cereals and oats, and more 100 thousand pounds of corned beef. The chief of the food division, V. S. Lanskoy, ordered that the 5 thousand vehicles from the Kaluga province add the same number of carts from the Ryazan province. In addition, it was ordered to move reserves from Trubchevsk and Pskov to the army. When approaching Belarus, the commander-in-chief ordered to give all the cash to soldiers to buy supplies from the local population. An order was issued to establish reserves in the Kursk, Chernihiv and Poltava provinces. Then such an order was issued in relation to the Volyn and Chernihiv provinces.

The tense situation with provisions was somewhat improved after a significant amount of products of the French army were seized in Minsk (they allowed the army to meet the needs of a few days). A significant amount of bread was donated by the inhabitants of the Mogilev province.

No less difficult was the task of providing the army and militia with uniforms, especially winter clothing. In early September, the commander entrusted the governors of the Oryol, Tula, Ryazan, Kaluga and Tver provinces with the task of preparing 100 thous. Short fur coats, 100 thou- sand pairs of boots and 120 thou- sand pairs. Unfortunately, the hope of a patriotic rise among traders has not justified itself. Prices rose 2-3 times, which was one of the reasons for the delay in blanks. For example, the first batches of uniforms from the Oryol province arrived only in the middle of October, already during the movement of the army. Fully the task of Orel province was solved only 10 (22) December 1812, when the army was already abroad. Similarly, the task was carried out on blanks in other provinces. In addition, the transports were slow, the troops were in dire need of warm clothes. The soldiers suffered greatly from the onset of cold weather.

The rates of advance of the Russian army were faster than the movement of the rear and the army was in need of food, clothing and footwear. However, the moral uplift of the troops was so great that the soldiers endured all the difficulties without grumbling. Everybody remembered the address of Mikhail Kutuzov to the troops: “Winter is coming, blizzard, frost. Are you afraid of them, children of the north? Your iron chest is not afraid of the severity of the weather, nor the anger of enemies. It is a reliable wall of the fatherland, about which everything is lamenting. You will be able to transfer short-term flaws, if they happen. Good soldiers are distinguished by their firmness and patience, the old soldiers will give an example to the young. Let everyone remember Suvorov: he taught how to demolish both hunger and cold when it came to victory and the glory of the Russian people ... ”
Author:
8 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Brother Sarych
    Brother Sarych 1 October 2012 08: 43
    +2
    The supply of the army is the most uninteresting part of military history, but all victories have always been forged in the rear ...
    It is generally accepted that Napoleon’s army completely collapsed on the way back, but the Russian aria also found it very hard to go back, but driving the enemy is always more fun than retreating ...
  2. datur
    datur 1 October 2012 12: 34
    0
    it was not without reason that SUVOROV said that KUTUZOV was his best PUPIL !!!!!!!!!!
    1. 77bor1973
      77bor1973 1 October 2012 18: 37
      +1
      But Bagration spoke of Kutuzov - who used to lose battles!
      1. associate
        associate 1 October 2012 19: 18
        -2
        77bor1973 Well done! Hold the plus.
        I will even tell Kutuzov a model of mediocrity, and Barclay de Tolly won the war.
        In more detail about this at Fursov.

        http://www.youtube.com/watch?v=Zm1-PmCUCsM&feature=player_detailpage

        Almost all of our history is the fruit of a big lie. It's time to sort it out.
        1. wax
          wax 2 October 2012 00: 51
          -1
          Barclay was an outstanding military leader, but the army after Smolensk and before the victory was led by Kutuzov, to whom Barclay obeyed. It is hard to imagine that any other commander of that time, except Kutuzov, would so brilliantly cope with the task of almost completely destroying Napoleon's troops. In addition, Napoleon was probably more aware than Fursov.
  3. igordok
    igordok 1 October 2012 13: 29
    0
    This is now called logistics and is solved on computers. And at that time? And they decided.
    Taking off my hat.
  4. Argonaut
    Argonaut 1 October 2012 16: 48
    +1
    Well done Kutuzov, when, in his address to the Russian army, he brought up the words of the great Suvorov: “Let everyone remember Suvorov: he taught to endure both hunger and cold when it came to victory and the glory of the Russian people ...! You cannot say stronger and better.
  5. omsbon
    omsbon 1 October 2012 19: 49
    +2
    [quote] Unfortunately, the hope of a patriotic upsurge among traders did not materialize. Prices rose 2-3 times, which was one of the reasons for the delay in procurement.
    For traders at all times, a sense of duty, love of the motherland, patriotism - were an empty phrase, so I am categorically against private capital in the military-industrial complex.
    Well, they have neither conscience nor honor!
  6. Allegedly
    Allegedly 2 October 2012 00: 55
    0
    On July 24, 1774, while fighting a Turkish landing on a mountain pass near the village of Shumy, Lt. Col. Mikhail Kutuzov was the first to attack his battalion. In this attack he was seriously wounded in the head.

    Kutuzov survived, which in itself surprised the doctors. But still lost his right eye.

    For this battle, Catherine II ordered the hero to be given 1000 chervonets, awarded with the Order of St. George IV degree and “fired for healing wounds in warm waters for a year without deducting a salary”.

    Subsequently, despite the mutilation, Kutuzov returned to service. In the rank of general, he commanded the Russian army in 1805 in the war with Napoleon, and also in 1811 with Turkey.

    In 1812, after Napoleon’s invasion of Russia, Tsar Alexander I appointed Infantry General Kutuzov Commander-in-Chief of the Russian Army and awarded him the title of His Highness Prince.

Подготовка армии Кутузова к контрнаступлению. Проблемы в области снабжения

Подготовка армии Кутузова к контрнаступлению. Проблемы в области снабжения

Для перехода русской армии в наступление, после оставления Москвы, необходимо было создать определённые условия. Армию нужно было пополнить, в короткий срок обучить новобранцев, вооружить их и экипировать. Не менее важной задачей было создание подвижных магазинов, баз снабжения, учреждение подвижных госпиталей. Для этого военное министерство и правительственные учреждения проделали большую работу. Особая организующая роль принадлежала Михаилу Кутузову.

16 (28) сентября Михаил Илларионович объединил 1-ю и 2-ю армии в одну, сохранив за ней название первой западной (или Главной армии). Смысла сохранять две армии отдельными самостоятельными единицами больше уже не было. Командование армии было оставлено за Барклаем де Толли, начальником штаба остался Ермолов. Командующим артиллерией армии был назначен генерал-майор К. Ф. Левенштерн, инженерными войсками – генерал-майор Е. Х Ферстер, кавалерией – Ф. П. Уваров, резервом – М. А. Милорадович. Главноуправляющим продовольственной частью остался В. С. Ланской, генерал-вагенмейстером – полковник В. Н. Черепанов.

Шёл процесс укрепления войск. К инженерным войскам причислили 3,5 тыс. ратников. У начальника артиллерии Левенштерна в начале сентября было 18 батарейных, 24 легких и 10 конных рот. Они были сведены в 13 полевых и 2 резервных артиллерийских бригад. В артиллерийские части передали 900 человек и достаточное количество лошадей. Когда русская армия вступила в Тарутинский лагерь, в её составе было 85,7 тыс. человек при 622 орудиях. В это число входили ратники Смоленского и Московского ополчений, рекруты, которых включили в регулярные войска. Главной заботой командования было укомплектование войск, оно проходило по 82-му и 83-му (дополнительному) рекрутским наборам. Формирование пехотных резервов началось ещё на этапе отступления русской армии. Военное министерство планировало сформировать корпус Милорадовича, дивизии Русанова и Урусова (7 пехотных и 4 егерских полка) и пополнить корпус Витгенштейна шестью полками. Эта задача было возложена на генералов Лобанова-Ростовского и Клейнмихеля. Но к Бородинскому сражению успели подготовить только корпус Милорадовича, остальные полки подготовили и передали армии только после оставления Москвы. 10-11 (22-23) сентября из Калуги под началом генерал-майора Н. А Ушакова прибыли 2 пехотных полка, 2 егерских батальона и 8 резервных эскадронов. В сентябре же прибыла дивизия генерал-майора Русанова в составе 4 пехотных и 2 егерских полков. Дивизия Урусова присоединилась к Главной армии уже во время контрнаступления, у Слонима. Из шести полков, которые готовил Клейнмихель, три прибыло в августе, остальные в ноябре.


После того, как главнокомандующим стал Кутузов, он приказал Лобанову-Ростовскому сформировать в Арзамасе 39 пехотных и 28 егерских батальонов. Клейнмихель получил указание составить 12 пехотных и 12 гренадерских батальонов в Ярославле. В столице формировали 6 батальонов для гвардии и 18 батальонов для Финляндского корпуса. Кроме того, в строй вернулось значительное количество вылечившихся от ранений солдат и офицеров. Пехотные резервы составили 28-30 тыс. человек.

Формированием кавалерийских резервов занимался генерал А. С. Кологривов в Муроме. Здесь готовилось по два эскадрона на каждый из 47 кавполков – всего 94 эскадронов. В целях ускорения их подготовки в Муром с Кавказа были направлены Нижегородский и Борисоглебский полки и пять запасных эскадронов Лубенского, Таганрогского, Серпуховского и Владимирского драгунских полков. Из них сформировали 15 эскадронов и направили в действующую армию. Остальные 79 эскадронов поступили в армию только в конце компании 1812 года. Для пять гвардейских полков сформировали пять резервов (10 эскадронов). Кроме того, важным источником пополнения армейской кавалерии были казачьи полки. В результате перед контрнаступлением армия имела 35 кавалерийских полков. Были приняты меры и по увеличению конского состава армии.

Артиллерийские резервы формировали в Петербурге, Тамбове, Костроме и Нижнем Новгороде. Для формирования резервных артиллерийских рот было направлено 12 тыс. рекрутов из 83-го набора. Пополнение 26 запасных артиллерийских парков проводилось в Новгороде, Брянске, Калуге и других городах. Численность саперных частей была доведена до 3100 человек (в сентябре было около 1 тыс. человек).

К началу контрнаступления численность Главной армии была доведена до 120 тыс. человек. Боевая подготовка новых формирований была невысокой. Поэтому Михаил Кутузов принял решение направлять рядовой состав из новых полков в старые, а основный кадровый состав отправлять обратно на новое формирование. Одновременно решалась задача по созданию резервов на кампанию 1813 года. Так целиком была расформирована дивизия Урусова, её личный состав пошёл на комплектование других частей главной армии. Совсем плохо обученные, вооружённые и неудовлетворительно экипированные части главнокомандующий обычно отправлял обратно (так он поступил с 4-м и 9-м костромскими полками).

Процесс пополнения армии продолжался и входе контрнаступления. Центр формирования пополнений из Мурома и Арзамаса перенесли в Орёл, а из Ярославля в Витебск. 17 (29) ноября М. М. Бороздин был назначен чрезвычайным уполномоченным по приведению армейского тыла в порядок. Он должен был объединять отставших в сборные батальоны. Командирами в сборные батальоны назначали офицеров, которые находились на излечении в госпиталях 1-й и 2-й линий. Для выполнения этой функции Бороздин получил 4 украинских казачьих полка.

Все эти меры позволили сохранить основные кадры Главной армии, которая в результате непрерывных маршей и боев, несла крупные потери. Ко времени вступления в Вильну она насчитывала в своём составе 27 тыс. человек при 200 орудиях, а вместе с армией Чичагова (без корпусов Эссена и Сакена) и силами Витгенштейна – 86 тыс. солдат при 533 пушках. Однако за войсками первой линии уже стояла фактически готовая резервная армия, которая насчитывала около 180 тыс. человек.

Снабжение армии

Война и подготовка армии к наступлению требовала большого количества оружия, боеприпасов, амуниции, продовольствия. Несмотря на то, что противник захватил значительную территорию и Московский арсенал, особых затруднений в снабжении армии оружием не появилось. В распоряжении русского командования остались такие военные базы и центры производства оружия, как Рига, Киев, Брянск, Тула и т. д. Центральная промышленная группа обеспечила снабжение Главной армии Кутузова. Северо-западная промышленная группа обеспечила снабжение войск Витгенштейна. Киевский арсенал снабжал армии Тормасова и Чичагова. Уральские предприятия поставляли оружие, как полевой армии, так и ополчению.

Стрелковое оружие поступало из Тульского, Сестрорецкого и Ижевского заводов, Петербургского и Киевского арсеналов. В частности, Тульский завод за август – сентябрь изготовил 13420 ружей и 636 пар пистолетов. В октябре предприятие изготовило ещё 7320 ружей. Огромную работу провёл Сестрорецкий завод: предприятие в августе – сентябре изготовило 5263 ружей, были приведены в порядок 50 тыс. ружей, которые были закуплены в Англии (они оказались некомплектными). Кроме того, на заводе отремонтировали 12280 старых ружей.

Понятно, что хотя военная отрасль работала с огромным напряжением, она не могла полностью обеспечить все нужды вооруженных сил. Так, не смогли полностью обеспечить стрелковым вооружением ополченческие формирования. Большая часть ополченцев была вооружена только пиками и топорами.

Артиллерия Главной армии была пополнена из Московского арсенала – 70 орудий, кроме того 146 орудий было получено из Брянска. В результате артиллерийский парк армии к началу контрнаступления имел 622 орудия. Потеря пороховых предприятий в Москве была восполнена за счёт усиления производства на Шостенском и Петербургском заводах. Главная база снабжения армии боеприпасами располагалась в Калуге. Крупные склады боеприпасов находились в Киеве, Кременчуге, Новгороде и Риге.

В сфере снабжения армии продовольствием и амуницией власти столкнулись с большими трудностям, чем с производством оружия и боеприпасов. Это произошло из-за потери значительных территорий от Немана до Москвы, где были сосредоточены значительные запасы продовольствия и обмундирования. Кутузов был должен найти такие методы снабжения, которые отвечали бы новым условиям ведения боевых действий. Армия не могла полагаться только на систему стационарных баз, которые были расположены в удалении от фронта, приходилось переходить на систему подвижных баз. Вопрос о создании подвижных магазинов возник ещё до войны, однако решить эту проблему до начала кампании не удалось. Система была сложна и требовала значительно числа людей и повозок. Во время подготовки контрнаступления к идее пришлось вернуться.

По приказу Михаила Кутузова в сентябре 1812 года в 12 губерниях были учреждены подвижные магазины. Каждая губерния должна была выставить 800 действующих и 100 резервных лошадей, 400 повозок (и дополнительно 5 резервных) и 413 погонщиков. Подвижные магазины довольно быстро развернули свою деятельность, но они смогли удовлетворить лишь часть потребностей армии. Оказалось, что при этой системе войска можно было обеспечить продовольствием и боеприпасами только на 12-15 дней. При быстром передвижении войск передвижные магазины не успевали пополняться, и возникал разрыв между армией и постоянными базами снабжения, который постоянно возрастал в ходе наступления. Поэтому по ходу контрнаступление командованию приходилось создавать новые линии баз снабжения. Бездорожье, несовершенный гужевой транспорт и недостатки бюрократической системы создавали серьёзные препятствия для снабжения армии.

Лучше обстояли дела со снабжением войск Витгенштейна и Чичагова. Корпус Витгенштейна опирался на Рижскую, Псковскую, Великолуцкую, Вышневолоцкую и частично Тверскую базы. Они имели крупные запасы продовольствия. Силы Чичагова и Тормасова основывались на Мозырских, Киевских, Кременчугских, Житомирских, Заславльских и Дубненских базах. Наиболее крупной была Киевская база.

Главная армия получала продовольствие с Калужской, Трубчевской, Сосницкой и частично Тверской баз. На 10 (22) октября войска имели полный 10-дневный запас. Организуя наступательные действия, Кутузов приказал перебросить запасы из Твери в Великие Луки и Вышний Волочек, а киевские и кременчугские запасы передвинуть к Мозырю.

Ещё больше сложностью отличалась задача по снабжению армии сеном. Для 60 тыс. лошадей в армии требовалось ежедневно 1 тыс. пудов сена. Доставка 250 тыс. пудов сена была возложена на тульского, рязанского и калужского губернаторов. Для перевозки сена пришлось привлечь 8 тыс. повозок, которые были мобилизованы в этих губерниях. К началу контрнаступления было доставлено 130 тыс. пудов сена.

До Смоленска армия обеспечивалась продовольствием хорошо. Но уже после Смоленска начались серьёзные перебои в снабжении. Нужно было из Калужской губернии доставить в армию 100 тыс. четвертей хлеба, крупы и овса и более 100 тыс. пудов солонины. Главноуправляющий продовольственной частью В. С. Ланской приказал к 5 тыс. подводам из Калужской губернии добавить такое же количество повозок из Рязанской губернии. Кроме того, было приказано двинуть к армии запасы из Трубчевска и Пскова. При приближении к Белоруссии главнокомандующий дал указание выдать все наличные деньги солдатам для закупки провианта у местного населения. Был отдан приказ о создании запасов в Курской, Черниговской и Полтавской губерниях. Затем такое распоряжение было отдано в отношении Волынской и Черниговской губерний.

Напряженное положение с провиантом удалось несколько улучшить, после того как в Минске было захвачено значительное количество продуктов французской армии (они позволили удовлетворить потребности армии на несколько дней). Значительное количество хлеба было пожертвовано жителями Могилевской губернии.

Не менее трудной задачей было обеспечение армии и ополчения обмундированием, особенно зимней одеждой. В начале сентября командующий возложил на губернаторов Орловской, Тульской, Рязанской, Калужской и Тверской губерний задачу заготовки 100 тыс. полушубков, 100 тыс. пар сапог и 120 тыс. пар лаптей. К сожалению, надежда на патриотический подъём среди торговцев себя не оправдала. Цены выросли в 2-3 раза, что стало одной из причин задержки заготовок. К примеру, первые партии обмундирования из Орловской губернии поступили только в середине октября, уже во время движения армии. Полностью же задача по Орловской губернии оказалась решена только 10 (22) декабря 1812 года, когда армия была уже за границей. Схожим образом выполнялось задание по заготовкам и в других губерниях. К тому же транспорты шли медленно, войска испытывали острую нужду в теплых вещах. Солдаты сильно страдали от наступивших холодов.

Темпы наступления русской армии были быстрее, чем движение тылов и армия испытывала нужду в продовольствии, одежде и обуви. Однако моральный подъём войск был настолько велик, что все трудности солдаты переносили без ропота. Все помнили обращение Михаила Кутузова к войскам: «Настает зима, вьюга, морозы. Вам ли бояться их, дети севера? Железная грудь ваша не страшится ни суровости погод, ни злости врагов. Она есть надежная стена отечества, о которую всё сокрушается. Вы будете уметь переносить и кратковременные недостатки, если они случатся. Добрые солдаты отличаются твердостию и терпением, старые служивые дадут пример молодым. Пусть всякий помнит Суворова: он научал сносить и голод и холод, когда дело шло о победе и о славе русского народа…».
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. Братец Сарыч 1 октября 2012 08:43
    Вопросы снабжения действующей армии - самая неинтересная часть военной истории, но все победы всегда ковались в тылу...
    Принято думать, что армия Наполеона полностью развалилась на обратном пути, но и русской арии обратный путь очень тяжело достался, но гнать противника всегда веселее, чем отступать...
    Братец Сарыч
  2. datur 1 октября 2012 12:34
    недаром СУВОРОВ говорил-что КУТУЗОВ- самый лучший его УЧЕНИК!!!!!!!!!!
    1. 77bor1973 1 октября 2012 18:37
      А Багратион о Кутузове говорил - имеющий обыкновение проигрывать сражения!
      77bor1973
      1. соратник 1 октября 2012 19:18
        77bor1973 Молодца! Держи плюс.
        Я еще более скажу Кутузов образец бездарности, а войну выиграл Барклай-де-Толли.
        Более детально об этом у Фурсова.

        http://www.youtube.com/watch?v=Zm1-PmCUCsM&feature=player_detailpage

        Почти все наша история плод большой лжи. Настало время разбираться.
        соратник
        1. вакса 2 октября 2012 00:51
          Барклай был выдающийся военачальник, но армию после Смоленска и до победы возглавлял Кутузов, которому Барклай подчинялся. Трудно себе представить, чтобы любой иной полководец того времени, кроме Кутузова, так блестяще справился бы с задачей практически полного уничтожения войск Наполеона.Кроме того, Наполеону, наверно, виднее было, чем Фурсову.
  3. igordok 1 октября 2012 13:29
    Это сейчас называется логистикой и решается на компах. А в то время? И ведь решали.
    Снимаю шляпу.
  4. Аргонавт 1 октября 2012 16:48
    Молодец Кутузов, когда в своем обращении к русскому войску, привл слова великого Суворова: "Пусть всякий помнит Суворова: он научал сносить и голод и холод, когда дело шло о победе и о славе русского народа...! Сильнее и лучше не скажешь.
    Аргонавт
  5. omsbon 1 октября 2012 19:49
    [quote]К сожалению, надежда на патриотический подъём среди торговцев себя не оправдала. Цены выросли в 2-3 раза, что стало одной из причин задержки заготовок.
    Для торгашей во все времена чувство долга, любви к Родине, патриотизм - были пустым звуком, поэтому я категорически против частного капитала в ВПК.
    Ну нет у них ни совести, ни чести!
  6. ЯКОБЫ 2 октября 2012 00:55
    24 июля 1774 года, сражаясь с турецким десантом на горном перевале у деревни Шумы, подполковник Михаил Кутузов первым поднял в атаку свой батальон, В этой атаке он был тяжело ранен в голову.

    Кутузов выжил, что само по себе удивило врачей. Но все же лишился правого глаза.

    За это сражение Екатерина II распорядилась выдать герою 1000 червонцев, наградить орденом Святого Георгия IV-й степени и «уволить для излечения ран к теплым водам на год без вычета жалованья».

    Впоследствии, несмотря на увечье, Кутузов вернулся на службу. В чине генерала он командовал российской армией в 1805 году в войне с Наполеоном, а также в 1811 году с Турцией.

    В 1812 году, после вторжения Наполеона в Россию, царь Александр I назначил генерала-от-инфантерии Кутузова главнокомандующим российской армией и присвоил ему титул светлейшего князя.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня