Молдавский гамбит, приднестровский тупик

42
Молдавский гамбит, приднестровский тупик

Не только Крым и Приднестровье


Включение в советский период в состав Украины многих территорий поныне вызывает вопросы. Речь идёт не только, например, о Крыме, переданном Украинской ССР из состава РСФСР в феврале 1954 года, или об экс-чехословацкой Закарпатской Руси, включённой в состав Украины в июне 1945-м.

Украина ранее, в июле 1940-го, получила и нижне-дунайский регион с выходом к Чёрному морю, то есть Южную Бессарабию, а вся территория Бессарабии месяцем ранее была воссоединена с СССР: с 1918 г. Бессарабия была, напомним, оккупирована Румынией. С 1945 года Южная Бессарабия, по окончании второй румынской оккупации, была снова включена в состав Украины.



Но в Молдавской ССР пытались добиться воссоединения всей Бессарабии в составе этой союзной республики. И после 1991-го проблема всё равно сохраняется, хотя «прозападность» внешнеполитической ориентации Киева и Кишинёва пока отводит её на второй план в украинско-молдавских отношениях.

Ещё в марте 2014 г. территориальные претензии к Киеву были публично высказаны Анатолием Плугару, экс-министром национальной безопасности Молдовы. В контексте современной обстановки на Украине и всё меньшей управленческой дееспособности киевских властей (см. Советской Украины уже не будет) аргументация А. Плугару поныне актуальна.

В интервью молдавскому агентству «NOI» от 6 марта 2014-го господин Плугару подробно изложил свою позицию, которую и сегодня разделяют многие политические деятели Молдовы:

«...Вместо того чтобы выполнять указания вашингтонского обкома поддержать бандитскую, антинародную власть на Украине, наш парламент должен срочно сформировать специальную государственную комиссию: она юридически грамотно оформит территориальные претензии Молдавии к Украине. Ибо при провозглашении в 1940 году Молдавской ССР Хрущев добился того, что Молдавия лишилась выхода к Черному морю на юге – городов Балта, Хотин, Измаил, Килия, Вилково, Аккерман (ныне Белгород-Днестровский) с населением не меньше 200 тыс. чел. А позже, обладая единоличной властью, тот же Хрущев подарил родной Украине Крым, который отвоевала еще царская Россия у Османской Порты.»

Если не раздел, то распад


Поэтому,

«просчитывая возможные процессы происходящего на Украине, нельзя не учитывать возможность распада страны. Крымский парламент уже принял решение о воссоединении с Россией. Нельзя не вспомнить о существовании Донецкой и Харьковской республик ещё в 1920-х годах: куда направят свои взоры жители этих областей, тоже понятно.

Если этот сценарий будет развиваться на Украине, молдавская власть должна быть готова потребовать восстановить историческую справедливость и вернуть отторгнутые волюнтаристским путем исконно молдавские земли.»

Речь идёт о южно-бессарабской Измаильской области в 12,4 тыс. км2.

Напомним, она просуществовала до 1954 г., когда была передана Одесской области Указом Президиума Верховного совета СССР от 15 февраля 1954 г. А 26 апреля того же года, указом того же органа, область включили в состав Одесской области. Весьма характерно, что в тот же апрельский день 1954-го был принят Закон Украинской ССР о включении Крыма в состав Украины...

Но в Кишинёве пытались сопротивляться


В мае 1946 году на имя И. Сталина была подана докладная записка ЦК компартии и совмина Молдавии с просьбой о возвращении республике переданных Украине районов. Обращение аргументировалось отсутствием у МССР черноморских и дунайских портов, нехваткой посевных площадей, богатых рыбных водоёмов, месторождений строительных материалов, солей, лигнитов (бурого угля), торфа, минвод, лечебных грязей.


Всё это в изобилии имелось на бессарабских землях, отошедших Украине. Описание того, как проходило рассмотрение этого вопроса в политбюро ЦК ВКП (б), оставил в своих дневниках Герасим Рудь — глава молдавского совмина в 1944-57 гг. (на фото редкая марка с его изображением).

«...Доклад делал Н.С. Хрущёв. Предложил утвердить границы такими, какими они существуют. Сталин затем спрашивает: «Все согласны с таким проведением границ?» В ответ слышится от Хрущева: «Да какая разница? Ведь это же административные границы: мы же одно государство». Его поддержали почти все другие члены политбюро, но Сталин свою позицию не высказал.

Закрывая заседание, Сталин сказал: «Все свободны, молдавскую делегацию прошу остаться». Подошел к каждому из нас, спросил, как работаем, а потом спросил: «Вы согласны с таким проведением границы? Я вам даю одни сутки: вы можете повторно направить мне свои предложения. Центральный Комитет их рассмотрит». Далее рассказал о случаях, когда ЦК реагировал — в основном, положительно — на такие запросы. Но никто из нас не воспользовался предложением Сталина.»

В дальнейшем инициатива пересмотра южно-молдавских границ исходила уже от отдельных руководящих лиц МССР и общественных деятелей. В 1949 и 1958 гг. эту идею перед союзным руководством безуспешно отстаивал первый зампред молдавского совмина, а впоследствии председатель Верховного совета МССР (до 1962 г.) Артём Лазарев.

Наконец, в апреле 1985 г. в Президиум Верховного совета СССР обращалась группа молдавских писателей и историков с просьбой восстановить в составе Молдавии Измаильскую область или объявить её Бессарабской автономной областью в составе Украины. Но тоже тщетно.

Центральное советское руководство и слышать не хотело об этом вопросе. Поскольку в этом руководстве с середины 50-х до середины 80-х годов включительно преобладали выходцы с Украины и деятели, «выдвинувшиеся» в Кремль с должностей на Украине. Потому было также отвергнуто обращение инициативной группы гагаузов к ЦК КПСС (июнь 1979 г.) о создании гагаузского автономно-национального округа в районах Одесской области, примыкающих к южной Молдавии.

Ось Бухарест – Кишинёв


Между тем, позицию Кишинёва поддерживали «неосталинский» глава Румынии (в 1948-1965 гг.) Г. Георгиу-Деж и особенно активно — Н. Чаушеску. На переговорах с Хрущевым в Москве в 1957 г. и в Бухаресте в 1960 году Георгиу-Деж предлагал вернуть Южную Бессарабию Молдавской ССР. Или восстановить южно-бессарабскую Измаильскую область, но в статусе Бессарабского национально-автономного округа. Хрущев неизменно отвергал эту идею, обвиняя Дежа в «потворствовании велико-румынскому национализму».


Более категоричен был Чаушеску, причём он фактически ставил под сомнение «добровольность» присоединения Бессарабии к СССР. В мае 1976 г. Чаушеску был «на отдыхе» в Кишинёве, где заявил И. Бодюлу (тогдашний глава молдавской компартии – на фото ему уже за 90), что поддержит перед Брежневым идею возвращения в Молдавию южной Бессарабии. Но посоветовал Бодюлу быть более активным в этом вопросе.


5 августа 1977 года в крымской Ореанде ту же идею Чаушеску высказал Брежневу. Который, однако, быстро перевёл беседу в более широкое русло: он стал попрекать Чаушеску за его нейтральную позицию насчёт «всё более частых «велико-румынских» публикаций» в СРР.

Как отмечал впоследствии Алтон Фарьяну, посол СРР (в конце 70-х — второй половине 80-х) по особым и специальным поручениям, ту встречу оба лидера «завершили при своих позициях, но без нарочитой обоюдной враждебности». В июне 1984 года Чаушеску вопрос о южной Бессарабии «поставил в Москве перед К.У. Черненко, но ответа не последовало».

Вот и получилось, что Молдавия, лишившись своего исконно южного региона, так и осталась без выхода к Черному морю. Зато располагает в буквальном смысле лишь «клочком» южно-дунайского побережья — не больше 500 метров...
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -44
    10 апреля 2022 05:22
    Включение в советский период в состав Украины

    Хватит уже фальсифицировать историю нашей страны и народа , и трусливо сваливать на других ответственность за то ,что враги СССР и советского народа не только захватили СССР в их Перестройку ,но и расчленили его ,потому что ненавидят друг друга ,и не захотели жить вместе в одной стране .
    И никакому Государству Украина , коммунисты не дарили никаких территорий .
    1. +38
      10 апреля 2022 07:18
      "И никакому Государству Украина , коммунисты не дарили никаких территорий" - А в какой войне Украина отвоевала все эти территории? В какой? Где она их взяла? Каждый см Крыма, например, густо полит кровью русского солдата. Такие "подарки" просто так на голову никому не сваливаются. А вот Украине, благодаря кукурузнику, свалились. Эту несправедливость пора исправить. .
    2. +14
      10 апреля 2022 07:21
      Цитата: tatra
      И никакому Государству Украина , коммунисты не дарили никаких территорий .

      Ага, но коммунисты сделали всё, что бы эти "подарки" оказались в государстве Украина.
      А так та да, дарили они их УССР
      1. +22
        10 апреля 2022 07:45
        Цитата: svp67
        А так та да, дарили они их УССР

        Сколько же гадостей Хрущев наделал! Крутиться ему в гробу как вентилятору!
        1. +13
          10 апреля 2022 07:59
          Сударыня hi
          Цитата: Егоза
          Сколько же гадостей Хрущев наделал! Крутиться ему в гробу как вентилятору!
          Не только он. Самые большие "подарки" все же сделал В.И.Ленин
        2. +4
          10 апреля 2022 11:34
          С точки зрения Молдавии это большая гадость, вот только теперь уж если вопрос по югу Украины будет решаться, то выход к Дунаю будет очень нужен. И то, что сейчас эта территория принадлежит в\на нам даже на пользу. hi
          Интересная у Вас статистика За 8, против 0, а суммарно +7
          1. +1
            10 апреля 2022 19:37
            То есть сейчас претензии Молдавии к Украине вам нравятся. Но ведь Украина станет российскими провинциями. А тогда как ? Всё равно отдать?
            1. +1
              10 апреля 2022 22:31
              Цитата: Destruktor
              Украина станет российскими провинциями. А тогда как ? Всё равно отдать?

              Обменять на ПМР....
            2. +3
              11 апреля 2022 12:51
              Молдавия может пытаться предьявлять претензии на эти территории Украине, и то только сейчас. Нам на это глубоко всё равно. Когда мы займём их, то Молдавия и вякнуть не посмеет. А не то "отключим газ". lol
              Эти территории не должны стать молдавско-румынскими, потому и хорошо, что сейчас они украинские, не надо будет их у молдован забирать.
      2. +2
        11 апреля 2022 12:29
        "...
        но коммунисты сделали всё, что бы эти "подарки" оказались в государстве Украина.
        ..."
        - майданутые, кажется хотели проводить "десоветизацию" ?
        Ну вот... Получите и распишитесь...
        .
        А то - думали памятники Ленину посносили - и ВСЕ ?!!!
        .
        - нееее... и территории, "нажитые зв советсвкий период" - их тоже отдавать дада....
        .
        А то что за кошки-мышки ?!
        - тут играем, тут не играем... Это "от этого советского наследия" - отказываемся,
        а "от этого не отказываемся"...
        - Не, робяты, "десоветизация" - значить "десоветизация".
        До размеров петлюровской директории.
        8-))
    3. -2
      12 апреля 2022 07:20
      Потише на счет территорий, о своих дедах подумай
    4. +1
      14 апреля 2022 23:39
      Как не дарили.Бесарабия вошла в СССР с южними территориями до черного моря от лимана и Одессы до дельты Прута с Белгород Днесровском и на севере с Чернэуцкой областью где в 1850 г.,родился румынский позт Михай Еминеску а вышли из СССР без этих территории по доброте того же Хрущева. Польские территории с городом Львов после пакта Молотова-Риббентропа которые отошли от Польше оказались там же где и Крым таким же образом в Украине.
  2. +9
    10 апреля 2022 06:16
    В финляндии много пустых земель.переселяйтесь в ес.
    И потом:Вот вступят молдоване в нато - и радуйтесь,
    1. 0
      10 апреля 2022 07:05
      Цитата: антивирус
      Вот и получилось, что Молдавия, лишившись своего исконно южного региона, так и осталась без выхода к Черному морю. Зато располагает в буквальном смысле лишь «клочком» южно-дунайского побережья — не больше 500 метров...

      Уже не владеют ! Отдали, наверно за долги Европейскому Банку Реконструкции и Развития !
  3. +16
    10 апреля 2022 06:42
    Да... Точно еще Солоневич писал. Что всей России не хватит, чтобы удовлетворить аппетиты Петлюр всех мастей.
  4. Комментарий был удален.
  5. +3
    10 апреля 2022 08:01
    Чует мое сердце, растащат территорию скакуасов по разным государствам! Где же они потом скакать-то будут? wink
    1. +6
      10 апреля 2022 10:08
      В гейропе в одержимом экстазе!
    2. +1
      10 апреля 2022 14:39
      Цитата: Luminman
      Чует мое сердце, растащат территорию скакуасов по разным государствам! Где же они потом скакать-то будут?
      Не растащат. Наши ведь сразу сказали, что чужие войска на территории Украины будут расценивать как вражеские.
      Не знаю в каком размере останется Украина (часть территории наверняка вольётся в состав России), но то что останется будет полностью подконтрольно России.
    3. +2
      11 апреля 2022 12:32
      "...
      Чует мое сердце, растащат территорию скакуасов по разным государствам! Где же они потом скакать-то будут?
      ..."
      - та скакуасам - им ПОФИГ - где скакать...
      .
      Как там у маяковского:
      ",.. скакать - и никаких гвоздей!
      Вот лозунг ихней жабы !"
      8-))
  6. +10
    10 апреля 2022 08:19
    Э нет. Оно не будет ни украинским, не молдавским, оно будет нашим. Нашли, смотри ка, время подсуетиться и попытаться прихватить то что сейчас плохо лежит по их мнению. Приднестровье есть? Вот и будет в его составе
    1. +6
      10 апреля 2022 08:43
      Цитата: Сергей Мельник
      Нашли, смотри ка, время подсуетиться и попытаться прихватить то что сейчас плохо лежит по их мнению

      Исторически эта земля принадлежала Молдове.
      С этой точки зрения речь о торжестве исторической справедливости.
      С другой стороны Молдове бы самой определиться со своей государственностью, которая стала её тяготить.

      Возвращение земель в состав страны Россия может позволить только дружественной и нейтральной Молдове.
      1. +7
        10 апреля 2022 20:50
        .....До XIV века территория современной Молдавии, в разное время, была частью владений различных племенных союзов (гето-даки, готы, анты, тиверцы) и государственных образований (Киевская Русь, Галицкое княжество, Золотая Орда).......

        О какой исторической справедливости идет речь? При условии что Золотая Орда и Киевская Русь это условно нынешняя Россия?

        ......На освободившейся территории Драгошу было разрешено создать своё княжество, с целью защиты Венгрии. Оно было создано волохами и русинами[.
        Первоначальной резиденцией княжества был современный город Байя или Баня, тогда называемый «Молдавия».....
        Т.е. если верить Вики Молдавия это баня, которую построили РУСины и волохи.
        Какие молдаване??????? Какая еще им автономия? И кстати когда было такое государство??????
        нынешняя молдавия это территория РУСинов и РУСов. Т.е. эта территория должна принадлежать исключительно России . В рамках Кишиневской/Днестровской области.
        1. +3
          10 апреля 2022 20:59
          Цитата: Диверcант
          До XIV века территория современной Молдавии, в разное время, была частью владений различных племенных союзов (гето-даки, готы, анты, тиверцы) и государственных образований (Киевская Русь, Галицкое княжество, Золотая Орда)

          то же можно сказать о ЛЮБОМ государстве
          достаточно копнуть поглубже
          отменяет ли правомерность вопроса?

          Цитата: Диверcант
          О какой исторической справедливости идет речь?

          раз речь зашла о Молдове,

          а иных государственных образований на этой территории в обозреваемой ретроспективе не наблюдалось (не станем ведь мы считать племенные союзы государствами!),

          а молдаване являются прямыми потомками проживавших ранее на территории гето-даков,

          то ваш вопрос ставит меня в тупик

          Цитата: Диверcант
          Молдавия это баня, которую построили РУСины и волохи.
          Какие молдаване??????? Какая еще им автономия? И кстати когда было такое государство??????

          вы же дружите с википедией
          так почитайте, не ленитесь
          про валахов вы слышали, а про родство молдавских господарей и валашских князей не знаете
          как и про молдавско-валашские войны
          1. +1
            11 апреля 2022 22:44
            До бани /молдавии данная территория принадлежала Киевской Руси. Это было государство. И совсем не племенной союз.
            Вики не является для меня авторитетом. Абсолютно. А в исторической части особенно. Но там можно иногда посмотреть общепринятые факты.
            Потому и привел пример, что оторвали кусок территории и сделали государство на чужой земле.
            Первично это были земли чужого государства.
            Вот ответ на их историческую справедливость.
            1. +1
              12 апреля 2022 07:52
              Цитата: Диверcант
              До бани /молдавии данная территория принадлежала Киевской Руси

              не фантазируйте
              я родился в МССР
              и кое-что знаю о истории этой земли
              Цитата: Диверcант
              Потому и привел пример, что оторвали кусок территории и сделали государство на чужой земле.

              на момент образования Молдавского государства земля эта была безхозной
              зачем спорить по вопросу, которым не владеете?
              что за дурацкая гордыня?
              Цитата: Диверcант
              Первично это были земли чужого государства.
              Вот ответ на их историческую справедливость

              "первично" на территории Молдавии было море
              всего хорошего
              берегите себя
              1. +1
                12 апреля 2022 23:24
                Согласен, что спорить об исторических фактах, сто раз переписанных некорректно.
                Но!
                В 1711 году молдавский господарь Дмитрий Кантемир в Яссах присягнул на верность России.

                В 1774 по Кючук-Кайнарджийскому миру Молдавия попадает под протекторат Российской империи.

                По условиям Бухарестского мира, заключённого в 1812, территория между Прутом и Днестром — отошла к России, где её называли Бессарабия.

                Вот три события, попробуйте оспорить их ложность. После этих событий окромя 1918 года Молдавия как государство не существовало.
                И вам всего хорошего.
  7. +1
    10 апреля 2022 08:25
    Цитата: антивирус
    В финляндии много пустых земель.переселяйтесь в ес.
    И потом:Вот вступят молдоване в нато - и радуйтесь,

    А на.. зачем? Лучше мы сделаем чтоб они вступили не в отходы, а к нам. И потом пускай радуются что спасли их от самоубийства
  8. +3
    10 апреля 2022 10:08
    Молдавия должна войти в состав нового союзного гос-ва, тогда и с Ю. Бессарабией можно решить вопрос в ее пользу.
  9. +4
    10 апреля 2022 10:26
    Ось Бухарест – Кишинёв
    . Есть там у наглов свой агент .... вопрос, захотят ли они вывести свою "дискотеку" на следующий уровень? С местечковых разборок, до конфликта, который закончится для них фатально?
  10. +5
    10 апреля 2022 10:28
    Ну да, сегодня войдут в союзное государство, завтра выйдут. Они такие.
  11. +7
    10 апреля 2022 11:09
    "исконно южного региона", а нечего, что это административные границы 1914?
    Тогда :даёшь административные границы 1914! И никаких проблем
  12. +3
    10 апреля 2022 11:35
    "публично высказал экс-министр" экс и есть экс,. Если бы это сказал действующий министр или на худой конец, депутат от правящей партии, а это на уровне :"мечта пенсионера о молодости"
  13. +4
    10 апреля 2022 12:03
    "Вы согласны с таким проведением границы?.. можете повторно направить мне свои предложения" вероятно, Сталин колебался, а раз молдоване промолчали.... Сталин справедливо решил, что и они согласны.
    "Георгиу-Деж предлагал вернуть Южную Бесарабию" Хрушев имел полное основание послать Георгиу-Дежа: непосредственно касалось румынов? Нет, а на нет и суда нет.
    Мне"царь Никита", мягко говоря, не очень нравятся, но в данном случае румыны нагличали.
    Поневоле займешся консперологией: готовили раскол, чтоб в будущем прибрать к рукам
  14. -2
    10 апреля 2022 13:13
    Если с Украиной у нас всё получится и дойдём по одесщине до Приднестровья - я думаю, надо за Днестр заходить и Молдавию прихватывать заодно. Чего мелочиться - кусочек совсем маленький, Запад и не заметит! А заметит - всё равно все гадости он нам уже сделал, больше чем сейчас уже не нагадить.
    1. +3
      10 апреля 2022 17:04
      Цитата: Роман Ефремов
      Если с Украиной у нас всё получится и дойдём по одесщине до Приднестровья - я думаю, надо за Днестр заходить и Молдавию прихватывать заодно. Чего мелочиться - кусочек совсем маленький, Запад и не заметит! А заметит - всё равно все гадости он нам уже сделал, больше чем сейчас уже не нагадить.


      только Гагаузию.
      1. 0
        10 апреля 2022 17:40
        Из-за одной Гагаузии не стоит и с печи слезать! laughing
  15. +5
    10 апреля 2022 20:12
    Необходимо обьединить Южную Бессарабию с Приднестровьем и Молдавией.Приднестровцы,гагаузы и бессарабцы на выборах перевесят количество прозападно настроенных молдован и это гарантирует непопадание страны под румынскую и тем более американо-гейропейскую пятку. Тогда нейтральная,но пророссийская страна может быть использована Россией для обхода санкций и добывание необходимых технологий!Если конечно Кремль как всегда не забросит данное направление в долгий ящик!
    1. +3
      10 апреля 2022 22:49
      Цитата: Vicontas
      Необходимо обьединить Южную Бессарабию с Приднестровьем и Молдавией.Приднестровцы,гагаузы и бессарабцы на выборах перевесят количество прозападно настроенных молдован

      Да в Молдове уже побеждали коммунисты, как обычно наврали "в три короба" о пророссийском курсе и "слились", а при прозападных силах 1 млрд украли, так что молдованам теперь все равно, кто у власти, хоть черт рогатый, жизнь их все равно не улучшится...
      Румыния такая же нищебродка (даром, что в ЕСу) еще лет 10 подождет, когда молдован 1,5 млн. останется....
  16. +1
    10 апреля 2022 22:24
    800 метров по берегу принадлежит Молдове
    1. +1
      19 апреля 2022 07:39
      Цитата: VovaVVS
      800 метров по берегу принадлежит Молдове

      Сильно захотели бы - построили бы маааленький - но порт..
  17. +1
    11 апреля 2022 08:44
    Ещё в марте 2014 г. территориальные претензии к Киеву были публично высказаны Анатолием Плугару, экс-министром национальной безопасности Молдовы.

    Ох уж эти "экс", столь любимые на ВО.

    КГБ Молдавской ССР
    Полковник Анатолий Плугару (29 августа 1991 — 9 сентября 1991)
    Министерство национальной безопасности Республики Молдова
    Полковник Анатолий Плугару (9 сентября 1991 — 1 июля 1992)

    На тот момент он уже 20 лет на пенсии был, дедушку поговорить тянуло, вечная проблема пенсионеров. Он уже и сам забыл, как чудом оказался меньше года на должности во времена, когда руководители менялись как в калейдоскопе.
    И никаких территориальных претензий он не выдвигал.
    В том интервью он сказал, что если Украина распадется, то власти Молдавии должны выдвинуть претензии. Сам полковник КГБ к власти на тот момент не имел никакого отношения.
    Молдавия, лишившись своего исконно южного региона, так и осталась без выхода к Черному морю. Зато располагает в буквальном смысле лишь «клочком» южно-дунайского побережья — не больше 500 метров.

    Украина уступила Молдавии участок на Дунае с прямым выходом в Черное море.
  18. +2
    11 апреля 2022 13:06
    Автор , уволься толку с тебя неуча . Не Рибница (ты украинец? ) а Рыбница