Калининград не сдаётся, Кёнигсберг тоже. Даже в аренду

39 203 44
Калининград не сдаётся, Кёнигсберг тоже. Даже в аренду

Пану генералу: «как поднял, так и опустит»


О претензиях на российскую часть бывшей Восточной Пруссии для начала заговорили, как и можно было ожидать, в Польше. Едва ли не первым, и уж точно ярче всех, отметился по теме генерал Вальдемар Скшипчак, который буквально жаждет «поднять вопрос» о том, кому должна принадлежать эта земля.


Генерал изрядно промахнулся, поскольку почему-то потребовал именно «вернуть» Калининград и область Польше, хотя они ей никогда не принадлежали. Но вообще-то ничего нового – впервые нечто подобное прозвучало ещё в дни «оранжевой революции» на Украине.




И как тут не быть солидарным с заместителем министра иностранных дел РФ Марией Захаровой. Она тут же вернула пана генерала из области фантазий в реальность. Неплохо было бы подкрепить её эпическое «Как поднял, так и опустит» напоминанием, из чьих рук народная Польша вообще-то получила в 1945-м большую часть старой германской провинции.

Прибалтийские лимитрофы на обладание Кёнигсбергом-Калининградом и областью не замахиваются, понимая, каким будет ответ. Зато заговорили о закрытии границ с Россией и Белоруссией. Впрочем, в Латвии по поводу идеи, с которой выступила Литва, тут же трезво оценили сомнительную эффективность такой меры.

В Риге уже пожинают плоды прошлогоднего политического развода с Белоруссией. Из-за сбоев с транзитом калийных удобрений по сути загнана в тупик экономика страны, а конкретно – порт в Лиепае, ныне почти простаивающий. Из Латвии министр обороны страны Артис Пабрикс напомнил – нужно согласованное решение всех прибалтийских стран.

К угрозе надо быть готовым


Россия, увы, не может похвастаться тем, что Калининградская область самодостаточна, однако вряд ли стоит и переоценивать угрозу закрытия границ. Особенно если к прибалтам присоединится Польша. Ответом могут стать энергетические санкции, тем более чувствительные, что оппоненты уже взяли курс на «зелёную энергетику».

Как видно, не просто так латвийские энергетики одними из первых в Европе пошли на подписание контракта о покупке у России газа за рубли. Но с проблемами у железнодорожников, и тем более транзитных большегрузных автомобилей – сложнее.

Простым отключением электричества тут не обойтись, хотя не составит труда задействовать многочисленные паромы, которые у нас есть на Балтике. Главная задача сейчас – не сдавать позиций, не искать компромиссов, а отвечать конкретно и жёстко, то есть упредить блокаду, а не дожидаться, когда она вдруг станет реальностью.

Лучше, чтобы не стала, так как Калининград всё-таки не Крым, и Керченский мост туда не построишь. Известный экономист Александр Рогожин отмечает, что

«Калининградская область не такой крупный регион, туда не надо завозить тяжёлое сырьё для промышленности. Нужно обеспечить продовольственными товарами не самого широкого ассортимента. Беспокоиться жителям Калининградской области по поводу снабжения не стоит. А кое-какие производства, которые там есть, можно временно приостановить.»

К тому же бывший Кёнигсберг – своего рода туристическая фишка России, не только привлекающий иностранцев, прежде всего из Германии, но и традиционно открывавший ворота в ту же Европу. О последнем пока, увы, приходится забыть. Впрочем, на днях Франция неожиданно решила снять ограничения по доступу в страну россиян, и это вряд ли является предвыборным ходом Эммануэля Макрона.

Тридевятое царство


Калининградская область – особый регион с номером 39, почему и получил своё неформальное название – «тридевятое царство». У автора со столицей области – Калининградом-Кёнигсбергом особые отношения, хотя сам бывал там только раз.

Начну с того, что мой отец, поступивший в 1946 году в 1-е Гвардейское Миномётно-артиллерийское Московское Краснознамённое Ордена Красной Звезды училище им. Л.Б. Красина, тут же отправился в поверженный Кёнигсберг, переименованный в Калининград. Туда – в столицу только что образованной Калининградской области РСФСР перебазировалось училище.


Курсанты в Калининграде регулярно трудились на руинах города, который вообще-то разбомбили чуть ли не до фундаментов отнюдь не русские, а союзная авиация. Выбирались и на Куршскую косу, которая, как вспоминал отец,

«В последние дни стала настоящим кладбищем для десятков тысяч немецких солдат и офицеров. Помимо трупов, уже – скелетов в нацистской форме и без оной, косу напрочь забили разбитые, а порой и совершенно целые, но грязные и присыпанные песками автомашины и военная техника.»

Несколько крохотных и плохих фото, доставшихся отцу от кого-то из командиров, совершенно не пригодны для публикации. Но важнее, что у него на глазах советские переселенцы, среди которых очень многие были с Украины, налаживали мирную жизнь на бывшей немецкой земле.

О чём нельзя не напомнить


Эта земля – Восточная Пруссия, между прочим, однажды присягала на верность российской императрице Елизавете Петровне. Однако её преемник на троне Пётр III, как только воцарился, вывел Россию из Семилетней войны, тут же щедро вернув королю Фридриху II и Восточную Пруссию, и Кёнигсберг. Считается официально, что это проделал не Пётр Фёдорович, а уже его супруга Екатерина II, но де-факто было именно так...

Спустя полвека Александр I, после изгнания Наполеона из России, имел все шансы присоединить провинцию к своей империи. Интересно, что на это соглашались даже в Берлине – Фридрих Вильгельм не знал, как ещё отблагодарить российского «брата» за то, что он помог ему сохранить прусскую корону и саму Пруссию как независимое государство.

Однако Александр Павлович предпочёл присоединить Польшу – славянскую, но католическую, вместе с её мятежным духом и вечной оглядкой на Запад. Первая мировая война при ином исходе тоже вполне могла завершиться ликвидацией Восточной Пруссии, но это случилось уже по итогам Второй мировой.

Вне Германии та часть провинции, что досталась Польше, не слишком изменилась, поскольку и разгромлена была не так сильно. Это тихая аграрная глушь, лишённая столицы и ещё многих городов, в чём заметно отличие от российской части. Там был возрождён и город, отстроенный чуть ли не заново, восстановлен порт, появилась современная промышленность и привлекательные курорты.


Не сказал бы, что, побывав в Калининграде в середине 80-х годов, я был сильно впечатлён. Ведь из «исторического» там сохранилось немногое – Кафедральный собор и Королевский замок в руинах, легендарный 5-й форт – тоже, он и до сих пор такой. Порадовали если только зоопарк, пара храмов ближе к окраинам, да ворота Росгартен.

Зато на Куршской косе уже тогда не оставалось и следа от войны, хотя чёрные копатели и сегодня находят многое. Впрочем, сегодня наш Калининград, бывший Кёнигсберг, красив, как мало какой иной город в России – об этом твердят все, кто там побывал, и у меня нет оснований им не верить.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 апреля 2022 14:45
    ...был Ваш - стал Наш!!!....и тема закрыта!
    1. +8
      11 апреля 2022 15:38
      Согласен тема закрыта, но тем кто хочет это оспорить можно напомнить благодаря кому они владеют сегодняшним территориями, это касается Польши и Трибалтии.

      П. С. А автору хочется пожелать внимательности, Пётр III не был сыном Елизаветы Петровны от слова совсем! И вообще статья какая то сильно поверхностная.
      1. +1
        11 апреля 2022 16:26
        В одном с автором точно соглашусь, - Калининград красив. Часто там бываю, друзья живут.
      2. +5
        11 апреля 2022 19:31
        Мало того, что Петр IIIне был сыном Елизаветы Петровны, Восточную Пруссию он Фридриху II не отдавал. Отдала Екатерина II - в обмен на признание ее несуществующих прав на российский престол. А при Петре III в Восточной Пруссии ещё стояла армия Петра Румянцева и в Кенигсберге была размещена Ревельская боевая эскадра. Фридрих ещё Восточную Пруссию должен был заслужить, отвоевав взамен ее у Дании для Петра (и России) Шлезвиг. Только через месяц после убийства Петра III Екатерина приказала русскому губернатору Воейкову без всяких условий начать передачу территории чиновникам Фридриха, через два месяца начался вывод из Пруссии российских войск. Это исторические факты, опровергнуть которые невозможно.
      3. +2
        11 апреля 2022 20:54
        Да уж, принимаю замечание "совсем", не было у матушки сыновей, но его она за сына почитала, жаль редакторы вовремя не одёрнули меня, на эмоциях написано. Будем править...
  2. 0
    11 апреля 2022 14:48
    сегодня наш Калининград, бывший Кёнигсберг, красив

    Уезжающие из Сахалина выбирают Калининград....
    1. +3
      11 апреля 2022 19:09
      Цитата: Uncle Lee
      Уезжающие из Сахалина выбирают Калининград....

      Видимо сказывается привычка...жить на острове laughing
      А если серьезно, то Кали -- это наш самый западный город. Красив, культурен, свободен и устремлен в будущее!
      Я родился на Сахалине, а живу в Калининграде. Я понимаю моих земляков и одобряю их выбор! good
      1. +1
        12 апреля 2022 08:17
        Тоже много знакомых там проживает с Сахалина hi
  3. 0
    11 апреля 2022 14:49
    Товарищ хенерал, перестаньте употреблять в пищу поганки! lol
    1. +2
      11 апреля 2022 15:02
      Это у них сейчас такое соревнование, кто на большую территорию России претендует.
      Не понятно толь забыли историю, толь её вообще не учили, толь что-то в пищу употребляют.
      1. 0
        11 апреля 2022 15:10
        поганками питаются, по приказу из-за океана
  4. +5
    11 апреля 2022 14:52
    Ну да, Калининград - пшекам, Кубань - лохлам, Курилы - японцам. Я таки не понял, мы какую-то войну им всем проиграли?Или США союзникам по ленд-лизу поставки из Колумбии организовали, вот их и прет?
    1. +8
      11 апреля 2022 14:56
      Да нет, просто в 70е - 80е били наглеца по морде, а сейчас это вроде как не цивилизованно, вот вся эта и наглеет.
  5. -7
    11 апреля 2022 14:55
    В Калининградской области сейчас цена на недвижимость почти как в Москве взлетели из-за большого спроса со стороны немцев. Так что процесс онемечивания области идет полном ходом на радость местных чиновников и риелторов. Деньги, везде деньги, а о последствиях не думают вообще. Живем одним днем, как всегда.
    1. +9
      11 апреля 2022 15:30
      Цитата: Инжeнeр
      В Калининградской области сейчас цена на недвижимость почти как в Москве взлетели из-за большого спроса со стороны немцев. Так что процесс онемечивания области идет полном ходом на радость местных чиновников и риелторов. Деньги, везде деньги, а о последствиях не думают вообще. Живем одним днем, как всегда.

      Какой спрос со стороны немцев?Что вы несёте?Цены на жилье взлетели из за переселенцев из России(в основном из Москвы и Сибири)
      Я живу в Калининграде,если что
  6. +1
    11 апреля 2022 14:55
    О претензиях на российскую часть бывшей Восточной Пруссии для начала заговорили, как и можно было ожидать, в Польше.
    . Кому ещё учесть, в первую очередь, как не ... Табаки, он и есть такое, которое со стороны филейной, тигра/льва, будет тявкать громче всех.
    Ах да, из под крылышка стервятника ... один фиг, тявкает.
    1. +4
      11 апреля 2022 15:54
      Цитата: rocket757
      Ах да, из под крылышка стервятника ... один фиг, тявкает.

      Поляки уже один раз в 30-е годы 20 века, мечтали всю Германию захватить, даже вот картины писали как Берлин въезжают на кобыле:


      А Уже в 1939 году другие песни орали:


      Вот такие они "Еще польска не згинела, но уже дала душок !"
      1. +1
        11 апреля 2022 16:12
        Ну так, покровителей все тех же выбрали ... ничему их история не учит.
        1. +1
          11 апреля 2022 16:15
          Цитата: rocket757
          Ну так, покровителей все тех же выбрали ... ничему их история не учит.

          Так покровители сами смотрят, как бы самим забрать, то что Польша получила после ВМВ.
          1. +2
            11 апреля 2022 16:39
            Вряд ли немцы подходят на роль покровителей ... а вот забрать своё ... помечтать могут, но не в этой жизни, пожалуй.
  7. +7
    11 апреля 2022 15:01
    Ведь из «исторического» там сохранилось немногое – Кафедральный собор и Королевский замок в руинах, легендарный 5-й форт – тоже, он и до сих пор такой.
    Кафедральный собор реставрирован (были только стены), там же и сохраняется могила Эммануила Канта.




    А также Памятник 1200 гвардейцам — это мемориал и братская могила воинов 11-й гвардейской армии (именно такое количество людей тут погибло), штурмовавшей Кенигсберг весной 1945 года, главный памятник Великой Отечественной войны в Калининграде. Это самый первый памятник, поставлеенный Героям Великой Отечественной войны в СССР
    1. Комментарий был удален.
    2. +4
      11 апреля 2022 15:20
      там не только Ростгартенские ворота но и другие сохранены, башня Дона с музеем янтаря... короче ниче интересного для автора... P.S. а я б с удовольствием туда съездил опять... если б пустили обстоятельства
  8. +6
    11 апреля 2022 15:02
    "российской императрице Елизавете Петровне. Однако её сын Пётр III "
    печально, автор. уж это знать надо хотя бы в рамке школьной программы
    1. +4
      11 апреля 2022 15:07
      Цитата: Andy
      "российской императрице Елизавете Петровне. Однако её сын Пётр III "

      Елизавета Петровна была женщина не замужняя и бездетная (любовники правда были, но она же женщина).
    2. +2
      11 апреля 2022 15:10
      племянничек однако
  9. sen
    +3
    11 апреля 2022 15:13
    Калининград не сдаётся, Кёнигсберг тоже. Даже в аренду

    При защите Калининграда в случае угрожающей ситуации Россия вынуждена будет применить тактическое ядерное оружие. Это Запад должен помнить.
    1. 0
      11 апреля 2022 15:31
      Цитата: sen
      Это Запад должен помнить.

      Варшава в первую очередь должна помнить, до не более 250 км.
  10. DPN
    0
    11 апреля 2022 15:17
    Махнём не глядя Львов на Варшаву ,сам не застал но по книгам вроде Варшава в Россию входила и вопрос о Калининграде сам отпадёт. Чего сми молчат генерала печатают ,а про Российскую Варшаву молчат почаще полякам напоминать надо.
    1. +2
      11 апреля 2022 19:44
      Цитата: DPN
      а про Российскую Варшаву молчат почаще полякам напоминать надо.

      До ковида я часто бывал в Полонии. Если бы вы знали, как там А.В. Суворова не любят !!! А всего-то вразумил взбунтовавшихся подданных Екатерины Великой. И поделом им!
      Поляки не хотят вспоминать о вероломном истреблении русского гарнизона ополченцами Костюшко. А битву в пригороде Варшавы они самоотверженно продули -- причем вчистую! Но это им не в масть... Они только помнят "Пражскую резню 1794 года! Хотя вот подлинник приказа А.В. Суворова перед штурмом укреплений пригорода Варшавы (Праги):
      вечером войскам был зачитан приказ Суворова брать Прагу штурмом: «Идти в тишине, ни слова не говорить; подойдя же к укреплению, быстро кидаться вперед, бросать в ров фашинник, спускаться, приставлять к валу лестницы, а стрелкам бить неприятеля по головам. Лезть шибко, пара за парой, товарищу оборонять товарища; коли коротка лестница, - штык в вал, и лезь по нем другой, третий. Без нужды не стрелять, а бить и гнать штыком; работать быстро, храбро, по-русски. Держаться своих в середину, от начальников не отставать, фронт везде. В дома не забегать, просящих пощады - щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать. Кого убьют - Царство Небесное; живым - слава, слава, слава».

      За этот штурм предместья Варшавы (Праги) и усмирение Польши А.В. Суворов получил "ФЕЛЬДМАРШАЛА" -- высший армейский чин.
  11. +1
    11 апреля 2022 15:19
    О претензиях на российскую часть бывшей Восточной Пруссии для начала заговорили, как и можно было ожидать, в Польше.

    А эти ..., извините, тут каким боком? Их более "прагматичный" сценарий , при таких выкрутасах ждёт. История тому свидетель.
  12. +2
    11 апреля 2022 15:39
    Калининградская область не такой крупный регион, туда не надо завозить тяжёлое сырьё для промышленности. Нужно обеспечить продовольственными товарами не самого широкого ассортимента. Беспокоиться жителям Калининградской области по поводу снабжения не стоит. А кое-какие производства, которые там есть, можно временно приостановить.
    правды ради это лукавство
    завозить нужно многое
    пшеница у нас произрастает исключительно кормовая, есть своя морква, картошка, с мясом проблемы, проблемы будут с молочной и мясом птицы, нет своего бензина, легпрома
    так что в случае полноценной блокады, будет не весело
  13. +2
    11 апреля 2022 15:45
    с заместителем министра иностранных дел РФ Марией Захаровой.

    А давно М.Захарова стала зам.министра?
    Вроде она директор департамента в звании "Посол".
    Ну а сын Елисавет Петровны - это из альтернативной истории.
    Хотелось бы порекомендовать автору, прежде чем что-нибудь написать, что-нибудь почитать.
    1. Комментарий был удален.
  14. 0
    11 апреля 2022 15:59
    Цитата: Василенко Владимир
    Калининградская область не такой крупный регион, туда не надо завозить тяжёлое сырьё для промышленности. Нужно обеспечить продовольственными товарами не самого широкого ассортимента. Беспокоиться жителям Калининградской области по поводу снабжения не стоит. А кое-какие производства, которые там есть, можно временно приостановить.
    правды ради это лукавство
    завозить нужно многое
    пшеница у нас произрастает исключительно кормовая, есть своя морква, картошка, с мясом проблемы, проблемы будут с молочной и мясом птицы, нет своего бензина, легпрома
    так что в случае полноценной блокады, будет не весело

    В Вашем комментарии информации больше, чем у автора, который начал с польских претензий и закончил Росгартенскими воротами. П.С. Многочисленных российских паромов на Балтике всего три, если я не ошибаюсь.
    1. +1
      11 апреля 2022 16:02
      последнее время вроде говорили о 4-х с возможностью увеличить но они при любом раскладе не смогут заменить поток авто и ЖД транспорта
  15. +1
    11 апреля 2022 16:07
    Хотим ли мы или не хотим но сухопутная связь с Калининградом будет восстановлена, даже если под неё придётся забрать пол территории Литвы. Прибалтика всё для этого делает. Калининград имеет слишком большое стратегическое значение. Вообще стоит вопрос о всей Прибалтике. Хотим иметь независимый проход по финскому заливу придется аннексировать северный берег у Финляндии. Особенно остро встанет этот вопрос после вхождения Финляндии в НАТО. Задачи как у Петра Первого. soldier
    1. 0
      11 апреля 2022 16:10
      Цитата: Солдатов В.
      Задачи как у Петра Первого.

      не дай госопдь, ни чего путного петр не решил и не сделал
  16. 0
    11 апреля 2022 16:09
    Цитата: Василенко Владимир
    последнее время вроде говорили о 4-х с возможностью увеличить но они при любом раскладе не смогут заменить поток авто и ЖД транспорта

    Согласен полностью.
  17. +1
    11 апреля 2022 17:02
    "К угрозе надо быть готовым"
    Да не надо быть готовым. Или вы предлагаете как с Крымом, терпеть когда воды лишили? Опять терпилами быть? Так рано или поздно всё равно войной проблему решать будем! Если меня не уважают, почему я уважать должен? Поэтому сразу надо сказать, что блокада Калининграда это объявление войны России. И пусть потом не обижается Европа!
  18. +1
    11 апреля 2022 18:02
    Вы получили Кинг-Калининград на Ялтинской конференции в 1945 году. Сталин получил эту территорию как военный трофей. С Россией никто ничего не сделает, если у русских нет других планов. am
  19. +5
    11 апреля 2022 18:43
    hi Спасибо Автору!
    Сходные чувства обуревают относительно Прибалтики. Возможно, многим не понять,- родился, воспитывался,...родственники остались...(бесит огалтелое непонимание нынешних соотечественников,-"кто хотел,- давно свалил!",- посмотрел бы я на них в 60- 85 лет! Или нам такая "обуза" не нужна? Чем тогда Мы будем отличаться от фашистов?).
    Статья на прошлой неделе была,- в Латвии запретили празднование Дня Победы 9-го мая. Запретили на 200 метров пр иближаться к мемориалу Победы!
    ...Я его своими руками строил... Да, -конечно, -будучи курсантом... Сказали,-приказали,- строим....Ничего подобного! Иначе было.Некоторые прорабы с характерным акцентом зубами скрипели... Но Власть ещё была. И делали,- что сказали. И, да, часть моих сокурсников работали назло им, а я ,- лишь за Правду, Победу,в память дедов.
    И, в очередной раз призываю,- не отождествляйте страны с заявлениями их политиков( да, - это официальная политика государства.. ), а Народ, мало того что не однороден, неоднозначен...
    В который раз пишу,- в частности в Латвии, пророссийских людей, в процентном отношении, едва-ли не больше, чем в самой России.( они хлебнули, не как некоторые регионы РФ, и европейских благ повидали,- есть с чем сравнивать).
    Может, неказисто изложил мысль,- но, кто мыслит сходно,- поймёт.Переубеждать иных надо-бы, да сил уже нет... hi
  20. +2
    11 апреля 2022 19:13
    отдыхал в КАЛИНИНГРАДЕ в прошлом году.Очень раздражали, в торговой сфере, постоянные намеки на "кенигсберг", а так очень понравилось
  21. +2
    12 апреля 2022 08:41
    Из исторического сохранилось сильно больше. 5й форт просто распиарен, а вот 11й, например, не брали штурмом и он отлично сохранился - сейчас музей, экскурсии и т.д.
  22. +2
    12 апреля 2022 12:50
    Только сегодня ночью прилетел из Калининграда. Впечатлений море. Из укреплений сохранилось много чего. Кроме распиаренных туристических объектов (кстати не упомянули бункер Ляша) если пройти вдоль Литовского вала можно увидеть множество фортификационных сооружений, используемых как рыночки (типа продажа автозапчастей, секонд-хэнда и т.п.), какие-то офисные помещения (бойницы заложили, окна прорубили). Надо просто смотреть внимательнее и иногда отклоняться от рекомендованных туристических маршрутов.
  23. +1
    16 апреля 2022 14:22
    Мне довелось побывать два раза. Командировки по службе уже в 2000-х. Мечтал я добраться до мест где отец встретил Победу. Он принимал участие в штурме Кенигсберга.