Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Разгром, триумф и опять разгром

Разгром, триумф и опять разгромНемногочисленные морские инженеры оружия стали создателями РВСН

Энергию развития высшей школы, в том числе военной, несут инновационные вузы, возникающие на базе старейших университетов. В их числе основанный в 1951 году для мобилизации оборонной науки Московский физико-технический институт (МФТИ). Одновременно с ним с учетом новых тенденций войны на море было создано Высшее военно-морское училище инженеров оружия.

История этих вузов повторяет закономерность возврата на новой основе к вековым традициям содержания отечественного образования, пробивающую себе дорогу через воинствующее невежество органов управления подготовкой кадров.


ИНТЕГРАЦИЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЕЙ

В послевоенный период были еще свежи трагические уроки форсирования минных заграждений, подрывов кораблей на неконтактных минах, беззащитность от самонаводящихся акустических торпед, слабость противоминной и противолодочной обороны боевых кораблей и транспортных судов.

С учетом остроты проблем испытаний и приемки, хранения и утилизации миллионов тонн боеприпасов ощущалась острая потребность в инженерах оружия – высококвалифицированных эксплуатационниках, испытателях, технологах-военпредах на заводах, в НИИ и КБ, специалистах для складов и арсеналов. Одновременно считалось, что инженер оружия должен быть корабельным офицером и выполнять функции командира БЧ корабля IV ранга.

Базой для создания Высшего военно-морского училища инженеров оружия (ВВМУИО) явился открытый 1 октября 1948 года в командном ВВМОЛУ им. Фрунзе инженерный минно-торпедный факультет со сроком обучения пять лет и шесть месяцев. Его возглавил Герой Советского Союза капитан I ранга Абрам Григорьевич Свердлов.

Основание ВВМУИО связано с именем народного комиссара ВМФ СССР, Адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова. В 1946 году на совещании конструкторов он отмечал необходимость использовать «последние достижения в области науки и техники: кибернетики, электроники и атомной энергии. Эти идеи Кузнецову удалось воплотить на посту начальника военно-морских учебных заведений при решении вопросов организации подготовки инженеров оружия.

С восстановлением Кузнецова в должности Главкома ВМФ СССР в 1951 году ВВМУ инженеров оружия (как и МФТИ) приобрело самостоятельный статус и перешло к полномасштабной подготовке специалистов по всем видам оружия флота. Начальником училища стал крупный специалист в области корабельной артиллерии контр-адмирал Владимир Егоров. Училище перевели в самое большое здание Ленинграда – Дворец Советов. Кроме минно-торпедного, здесь разместились артиллерийский, реактивный (ракетного оружия) и химический факультеты. Позднее к ним добавился гидрографический факультет.

Алгоритм подготовки инженера оружия совмещал требования к строевому офицеру флота с научно-техническими к специалисту широкого профиля. Решение задачи интеграции образования, науки и производства осуществлялось тесной связью кафедр с НИИ, управлениями ВМФ и промышленностью, оперативным обеспечением документацией, новыми образцами военной техники, экспертизой зарубежного оружия и технологий.

Главным результатом эксперимента под названием ВВМУИО явилось формирование инженера-универсала, способного овладеть новыми знаниями, видами деятельности, образцами оружия и военной техники.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОРЫВА

Навигаторами, «вводившими в меридиан» будущих руководителей и ученых, кроме курсовых ротных офицеров, были младшие командиры со старших курсов, учившие подчиняться, умерять гордыню, чувствовать силу власти над людьми. И, по заветам адмирала Степана Макарова, удостоиться высокого звания – морской офицер, «…быть аристократом, но знать труд простого матроса».

В большинстве воспоминаний выпускников ВВМУИО фиксируется способность к мобилизации в критической обстановке полезных знаний – созданием интеллектуальной обратной связи с реальностью, что можно отнести к заслуге преподавателей – истинных патриотов своих дисциплин, считавших целью подготовить специалиста реагировать на новые угрозы. Реальность такой угрозы проявилась в гибели 29 октября 1955 года ЛК «Новороссийск». Реакцией стало изучение ключевых причин потери остойчивости корабля и математических основ колебательных процессов.

Среди ученых исполином высится фигура начальника кафедры минного оружия, лауреата Сталинской премии Абрама Гейро, открывшего широкое поле развития минного оружия, способного изменить геополитическую ситуацию и заставить капитулировать страны с мощным военным флотом.

Тренд научно-технического прогресса превратил мину в торпеду, а затем в высокоточное оружие – крылатую ракету типа «Томагавк» – замену межконтинентальным баллистическим ракетам («Трайдент-2»). Жертвой «крылатых торпед» стали Югославия и Ливия. Однако сегодня иранские минные заграждения в Ормузском проливе способны нейтрализовать весь потенциал ВМС США.

Принципы целостной подготовки инженера оружия состояли в запредельной нагрузке, воспитании ответственностью и поиске нового. Плотность программы младших курсов «выжигала» ленивых и слабых духом, повышая надежность человека на выходе.

Особая роль отводилась выбору тем дипломных проектов, где будущий специалист искал системное решение порой экзотической задачи. В дальнейшем, обрастая знаниями и опытом, это решение превращалось порой в базовую модель образца оружия. Что и произошло через 10 лет с темой автора «Аппаратура наведения мины, предназначенной против подводных лодок, идущих подо льдом».

Дипломная работа как образовательный итог обеспечивалась системой практик, в том числе штурманской, где будущие инженеры оттачивали знания по навигации при реальной прокладке на ЗМ «Урал», производственно-проектной и корабельной. Осмысление истории военно-морского искусства и тактики ВМФ помогало избавиться от шапкозакидательства в областях, далеких от специальности.

ТРИУМФ ЭКСПЕРИМЕНТА

Звездным часом ВВМУИО и всей системы военно-морского образования явилась историческая миссия по созданию Ракетных войск стратегического назначения. Где в результате жесткой конкуренции образовательных технологий ключевые высоты заняли инженеры оружия. В их числе Главком РВСН и министр обороны РФ Маршал России Игорь Сергеев, начальники полигона и головного 4 ЦНИИ, вузов, командиры частей и соединений РВСН. Должность командующего Военно-космическими силами РФ занял выпускник Каспийского ВВМУ Владимир Иванов. Образование позволило инженерам оружия занимать ответственные должности, связанные с широкой тематикой ядерных зарядных устройств.

Заметный след инженеры оружия оставили в ВМФ, заложив основы морских стратегических ядерных сил. Они дали импульс развитию ракетно-артиллерийского, минно-трального, торпедного и противолодочного оружия. Они стали командирами надводных кораблей и АПЛ, руководителями центральных управлений, НИИ и кафедр вузов, КБ и военных представительств в промышленности.

Из курсантов училища вышли два командующих флотом, губернатор, директор института РАН, академики, доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, лауреаты Ленинских и Государственных премий. При малочисленности выпускников (не более 1000 человек) данный факт служит показателем продуктивности в деле качественной подготовки специалистов интеграции классического военно-морского и инженерного образования.

РАЗГРОМНАЯ ПОЛИТИКА

На Пленуме ЦК КПСС 29 октября 1957 года Никита Хрущев потребовал вместо «старых катеров и эсминцев, вооруженных классической артиллерией», строить подводный флот, вооруженный ракетами. Разгром же уникального учебного заведения начался после назначения в 1956 году Главкомом ВМФ Сергея Горшкова. К 1960 году все факультеты ВВМУИО были растворены в четырех командных училищах.

Последствия закрытия ВВМУИО страна пожинает по сей день. Причиной гибели АПЛ «Курск» стала утрата инженерных традиций торпедистами и слабая техническая подготовка командования ВМФ, не получившего инженерного образования. Итог отсутствия специалистов по утилизации боеприпасов – катастрофа на арсенале в Ульяновске. Без прогноза развития систем оружия были допущены грубейшие просчеты в ракетостроении и развертывании кораблей ВМФ.
Автор: Олег Леонидович Сергеев - эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН
Первоисточник: http://nvo.ng.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. ДЫМитрий 2 октября 2012 08:21
    Чем больше читаешь, тем более задаешься вопросом: - был ли Кукурузник жопоголовым идиотом, или все таки сознательным вражиной. Больше чем никитка, стране нагадил наверное только иудушка меченный.
    ДЫМитрий
  2. Ross 2 октября 2012 10:14
    Хрущ, сознательный вредитель, иудушка. Не получилось выложить очень интерес ную статью о его финансовой реформе 1961 года, когда он в 2,25 раза разом обесценил рубль к золоту и доллару и привел в упадок тем самым экономику.
    http://www.pravda-tv.ru/2012/09/30/16678
  3. саша 19871987 2 октября 2012 10:31
    да,вот это статья,автору сто очков вперед.удивил-век живи,век удивляйся... дедушка Сталин на фоне этого кукурузника все лучше и лучше выглядит в моих глазах...
  4. Надыть 2 октября 2012 11:14
    вероятно, сама система была устроена так, что выталкивала наверх далеко не самых лучших (не с точки зрения системы)
    Надыть
  5. Дублер 2 октября 2012 13:24
    Цитата: Надыть
    сама система была устроена так, что выталкивала наверх далеко не самых лучших


    Если убрать слово "БЫЛА", то увидим констатацию и ныне происходящего.
  6. вакса 2 октября 2012 14:52
    Военный инженер-универсал - звучит как музыка. Без таких вузов ничего путного не создать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня