Military Review

Defeat, triumph and defeat again

4
Defeat, triumph and defeat againFew marine engineers weapons became the creators of the Strategic Missile Forces

The energy of development of higher education, including military, is borne by innovative universities, emerging on the basis of the oldest universities. These include the Moscow Institute of Physics and Technology (MIPT), which was founded in 1951 for the mobilization of defense science. At the same time with the new trends of war at sea, the Higher Naval School of Weapon Engineers was established.

History These universities reiterate the pattern of returning on a new basis to the age-old traditions of the content of national education, making its way through the militant ignorance of the training administration bodies.

INTEGRATION OF INCOMPATIBILITIES

In the post-war period, the tragic lessons of forcing minefields, explosions of ships in non-contact mines, defenselessness from self-guided acoustic torpedoes, weakness of anti-mine and anti-submarine defense of warships and transport ships were still fresh.

Given the urgency of the problems of testing and acceptance, storage and disposal of millions of tons of ammunition, there was an acute need for weapons engineers - highly skilled operators, testers, military technologists at factories, research institutes and design bureaus, specialists for warehouses and arsenals. At the same time, it was thought that the weapon engineer should be a ship officer and perform the functions of the commander of a ship of warfare rank IV.

The basis for the creation of the Higher Naval School of Weapon Engineers (VVMUIO) was the open 1 of October 1948 of the year in the VVMOLU command team. Frunze engineering mine-torpedo department with a training period of five years and six months. He was led by Hero of the Soviet Union, Captain I rank Abram Sverdlov.

The foundation of the WSIS is associated with the name of the People's Commissar of the Navy of the USSR, Admiral fleet Soviet Union Nikolai Kuznetsov. In 1946, at a meeting of designers, he noted the need to use “the latest achievements in the field of science and technology: cybernetics, electronics and atomic energy. Kuznetsov was able to realize these ideas as the head of the naval educational institutions in addressing the organization of training for weapons engineers.

With the reinstatement of Kuznetsov as the Commander-in-Chief of the USSR Navy in 1951, VVMU weapons engineers (like the MIPT) acquired an independent status and transferred to full-scale training of specialists in all types of fleet weapons. Rear Admiral Vladimir Egorov, a prominent specialist in the field of naval artillery, became the head of the school. The school was transferred to the largest building in Leningrad - the Palace of Soviets. In addition to the mine and torpedo, artillery, rocket (rocket) and chemical faculties were housed here. Later the hydrographic faculty was added to them.

The algorithm for training a weapon engineer combined the requirements for a naval officer with scientific and technical specialists to a broad profile specialist. The solution of the task of integrating education, science and production was carried out by the close connection of departments with scientific research institutes, naval directorates and industry, operational provision of documentation, new models of military equipment, and expertise of foreign weapons and technologies.

The main result of the experiment called VVMUIO was the formation of a universal engineer capable of mastering new knowledge, activities, samples of weapons and military equipment.

TECHNOLOGY BREAKTHROUGH

The navigators, who “introduced into the meridian” of future leaders and scholars, besides coursework company officers, were junior senior commanders who taught to obey, temper pride, and feel the power of power over people. And, according to the precepts of Admiral Stepan Makarov, to be honored with a high rank - a naval officer, "... to be an aristocrat, but to know the work of a simple sailor."

In most of the memories of graduates of the Higher Education and Liberation of International Music Academy, the ability to mobilize useful knowledge in a critical situation is the creation of an intellectual feedback from reality, which can be attributed to the merit of teachers - true patriots of their disciplines who considered it a goal to prepare a specialist to respond to new threats. The reality of such a threat was manifested in the death of October 29 of 1955 of the LC Novorossiysk. The reaction was the study of the key causes of loss of stability of the ship and the mathematical foundations of oscillatory processes.

Among scientists, the giant is the figure of the chief of the mine weapon department, the Stalin Prize laureate Abram Geyro, who opened a wide field of mine weapon development that could change the geopolitical situation and force the countries with a powerful military fleet to capitulate.

The trend of scientific and technological progress turned the mine into a torpedo, and then into a high-precision weapon - a Tomahawk cruise missile - a replacement for intercontinental ballistic missiles (the Trident-2). Yugoslavia and Libya became a victim of "winged torpedoes". However, today the Iranian minefields in the Strait of Hormuz can neutralize the entire potential of the US Navy.

The principles of the holistic training of a weapon engineer consisted in exorbitant pressure, responsibility education and the search for a new one. The density of the undergraduate program “burned out” lazy and weak in spirit, increasing the reliability of a person at the exit.

A special role was given to the selection of graduation projects where the future specialist was looking for a systemic solution of an sometimes exotic task. In the future, overgrown with knowledge and experience, this solution was sometimes turned into a basic model of a weapon model. What happened after 10 years with the author's theme "Mine guidance equipment, designed against submarines going under the ice."

The diploma work as an educational outcome was provided by a system of practices, including a navigator, where future engineers were refining the knowledge of navigation during the actual laying of the Ural spacecraft, production and design, and shipboard. Understanding the history of naval art and tactics of the Navy helped to get rid of hats in areas that are far from specialty.

TRIUMPH EXPERIMENT

The high point of VVMUIO and the entire naval education system was the historic mission to create the Strategic Missile Forces. Where, as a result of the fierce competition of educational technologies, the key heights were occupied by weapons engineers. Among them, the Commander-in-Chief of the Strategic Missile Forces and the Minister of Defense of the Russian Federation Marshal of Russia Igor Sergeyev, the heads of the test site and the main 4 Central Research Institute, universities, commanders of units and formations of the Strategic Missile Forces. The post of commander of the Military Space Forces of the Russian Federation was taken by Vladimir Ivanov, a graduate of the Caspian VVMU. Education allowed weapons engineers to occupy positions of responsibility related to a wide range of nuclear charging devices.

A noticeable trace of the engineers of weapons left in the Navy, laying the foundations of naval strategic nuclear forces. They gave impetus to the development of rocket-artillery, mine-sweeping, torpedo and anti-submarine weapons. They became commanders of surface ships and nuclear submarines, heads of central administrations, research institutes and departments of universities, design bureaus and military missions in industry.

Two commanders of the fleet, the governor, the director of the institute of the Russian Academy of Sciences, academicians, doctors and candidates of sciences, professors, associate professors, laureates of Lenin and State prizes came out of the cadets of the school. With a small number of graduates (no more than 1000 people), this fact serves as an indicator of productivity in the quality training of specialists in the integration of classical naval and engineering education.

DIFFERENT POLICY

At the Plenum of the Central Committee of the CPSU 29 in October 1957, Nikita Khrushchev demanded that instead of “old boats and destroyers armed with classical artillery”, build a submarine fleet armed with missiles. The defeat of the unique educational institution began after the appointment of the Chief of the Navy Sergey Gorshkov in 1956 year. By 1960, all the departments of the VVMME were dissolved in four command schools.

Consequences of the closure of VVMUIS the country is reaping to this day. The cause of the death of the submarine "Kursk" was the loss of engineering traditions by torpedoists and the weak technical training of the command of the Navy, which did not receive engineering education. The result of the lack of specialists in the disposal of ammunition is a catastrophe at the arsenal in Ulyanovsk. Without a forecast for the development of weapons systems, gross errors in rocket production and the deployment of naval ships were made.
Author:
Originator:
http://nvo.ng.ru
4 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. DYMITRY
    DYMITRY 2 October 2012 08: 21
    +4
    The more you read, the more you ask yourself: - Was Kukuruznik an asshole idiot, or was he a deliberate enemy. More than Nikita, the country was probably spoiled only by a marked Jew.
  2. Ross
    Ross 2 October 2012 10: 14
    +3
    Khrushchev, conscious pest, Judas. It was not possible to lay out a very interesting article about his financial reform of the 1961 of the year when, in 2,25, he depreciated the ruble against gold and the dollar at once and thereby put the economy into decline.
    http://www.pravda-tv.ru/2012/09/30/16678
  3. Sasha 19871987
    Sasha 19871987 2 October 2012 10: 31
    +5
    yes, this is an article, the author is a hundred points ahead. surprised, live a century, surprise a century ... grandfather Stalin against the background of this corncorn looks better and better in my eyes ...
  4. Nasty
    Nasty 2 October 2012 11: 14
    +2
    the system itself was probably designed to push far from the very best (not from the system point of view)
  5. understudy
    understudy 2 October 2012 13: 24
    +1
    Quote: Nadyt
    the system itself was designed so that it pushed up far from the best


    If we remove the word "WAS", then we will see a statement of what is happening now.
  6. wax
    wax 2 October 2012 14: 52
    0
    Military universal engineer - sounds like music. Without such universities, nothing good can be created.

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Разгром, триумф и опять разгром

Разгром, триумф и опять разгромНемногочисленные морские инженеры оружия стали создателями РВСН

Энергию развития высшей школы, в том числе военной, несут инновационные вузы, возникающие на базе старейших университетов. В их числе основанный в 1951 году для мобилизации оборонной науки Московский физико-технический институт (МФТИ). Одновременно с ним с учетом новых тенденций войны на море было создано Высшее военно-морское училище инженеров оружия.

История этих вузов повторяет закономерность возврата на новой основе к вековым традициям содержания отечественного образования, пробивающую себе дорогу через воинствующее невежество органов управления подготовкой кадров.


ИНТЕГРАЦИЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЕЙ

В послевоенный период были еще свежи трагические уроки форсирования минных заграждений, подрывов кораблей на неконтактных минах, беззащитность от самонаводящихся акустических торпед, слабость противоминной и противолодочной обороны боевых кораблей и транспортных судов.

С учетом остроты проблем испытаний и приемки, хранения и утилизации миллионов тонн боеприпасов ощущалась острая потребность в инженерах оружия – высококвалифицированных эксплуатационниках, испытателях, технологах-военпредах на заводах, в НИИ и КБ, специалистах для складов и арсеналов. Одновременно считалось, что инженер оружия должен быть корабельным офицером и выполнять функции командира БЧ корабля IV ранга.

Базой для создания Высшего военно-морского училища инженеров оружия (ВВМУИО) явился открытый 1 октября 1948 года в командном ВВМОЛУ им. Фрунзе инженерный минно-торпедный факультет со сроком обучения пять лет и шесть месяцев. Его возглавил Герой Советского Союза капитан I ранга Абрам Григорьевич Свердлов.

Основание ВВМУИО связано с именем народного комиссара ВМФ СССР, Адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова. В 1946 году на совещании конструкторов он отмечал необходимость использовать «последние достижения в области науки и техники: кибернетики, электроники и атомной энергии. Эти идеи Кузнецову удалось воплотить на посту начальника военно-морских учебных заведений при решении вопросов организации подготовки инженеров оружия.

С восстановлением Кузнецова в должности Главкома ВМФ СССР в 1951 году ВВМУ инженеров оружия (как и МФТИ) приобрело самостоятельный статус и перешло к полномасштабной подготовке специалистов по всем видам оружия флота. Начальником училища стал крупный специалист в области корабельной артиллерии контр-адмирал Владимир Егоров. Училище перевели в самое большое здание Ленинграда – Дворец Советов. Кроме минно-торпедного, здесь разместились артиллерийский, реактивный (ракетного оружия) и химический факультеты. Позднее к ним добавился гидрографический факультет.

Алгоритм подготовки инженера оружия совмещал требования к строевому офицеру флота с научно-техническими к специалисту широкого профиля. Решение задачи интеграции образования, науки и производства осуществлялось тесной связью кафедр с НИИ, управлениями ВМФ и промышленностью, оперативным обеспечением документацией, новыми образцами военной техники, экспертизой зарубежного оружия и технологий.

Главным результатом эксперимента под названием ВВМУИО явилось формирование инженера-универсала, способного овладеть новыми знаниями, видами деятельности, образцами оружия и военной техники.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОРЫВА

Навигаторами, «вводившими в меридиан» будущих руководителей и ученых, кроме курсовых ротных офицеров, были младшие командиры со старших курсов, учившие подчиняться, умерять гордыню, чувствовать силу власти над людьми. И, по заветам адмирала Степана Макарова, удостоиться высокого звания – морской офицер, «…быть аристократом, но знать труд простого матроса».

В большинстве воспоминаний выпускников ВВМУИО фиксируется способность к мобилизации в критической обстановке полезных знаний – созданием интеллектуальной обратной связи с реальностью, что можно отнести к заслуге преподавателей – истинных патриотов своих дисциплин, считавших целью подготовить специалиста реагировать на новые угрозы. Реальность такой угрозы проявилась в гибели 29 октября 1955 года ЛК «Новороссийск». Реакцией стало изучение ключевых причин потери остойчивости корабля и математических основ колебательных процессов.

Среди ученых исполином высится фигура начальника кафедры минного оружия, лауреата Сталинской премии Абрама Гейро, открывшего широкое поле развития минного оружия, способного изменить геополитическую ситуацию и заставить капитулировать страны с мощным военным флотом.

Тренд научно-технического прогресса превратил мину в торпеду, а затем в высокоточное оружие – крылатую ракету типа «Томагавк» – замену межконтинентальным баллистическим ракетам («Трайдент-2»). Жертвой «крылатых торпед» стали Югославия и Ливия. Однако сегодня иранские минные заграждения в Ормузском проливе способны нейтрализовать весь потенциал ВМС США.

Принципы целостной подготовки инженера оружия состояли в запредельной нагрузке, воспитании ответственностью и поиске нового. Плотность программы младших курсов «выжигала» ленивых и слабых духом, повышая надежность человека на выходе.

Особая роль отводилась выбору тем дипломных проектов, где будущий специалист искал системное решение порой экзотической задачи. В дальнейшем, обрастая знаниями и опытом, это решение превращалось порой в базовую модель образца оружия. Что и произошло через 10 лет с темой автора «Аппаратура наведения мины, предназначенной против подводных лодок, идущих подо льдом».

Дипломная работа как образовательный итог обеспечивалась системой практик, в том числе штурманской, где будущие инженеры оттачивали знания по навигации при реальной прокладке на ЗМ «Урал», производственно-проектной и корабельной. Осмысление истории военно-морского искусства и тактики ВМФ помогало избавиться от шапкозакидательства в областях, далеких от специальности.

ТРИУМФ ЭКСПЕРИМЕНТА

Звездным часом ВВМУИО и всей системы военно-морского образования явилась историческая миссия по созданию Ракетных войск стратегического назначения. Где в результате жесткой конкуренции образовательных технологий ключевые высоты заняли инженеры оружия. В их числе Главком РВСН и министр обороны РФ Маршал России Игорь Сергеев, начальники полигона и головного 4 ЦНИИ, вузов, командиры частей и соединений РВСН. Должность командующего Военно-космическими силами РФ занял выпускник Каспийского ВВМУ Владимир Иванов. Образование позволило инженерам оружия занимать ответственные должности, связанные с широкой тематикой ядерных зарядных устройств.

Заметный след инженеры оружия оставили в ВМФ, заложив основы морских стратегических ядерных сил. Они дали импульс развитию ракетно-артиллерийского, минно-трального, торпедного и противолодочного оружия. Они стали командирами надводных кораблей и АПЛ, руководителями центральных управлений, НИИ и кафедр вузов, КБ и военных представительств в промышленности.

Из курсантов училища вышли два командующих флотом, губернатор, директор института РАН, академики, доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, лауреаты Ленинских и Государственных премий. При малочисленности выпускников (не более 1000 человек) данный факт служит показателем продуктивности в деле качественной подготовки специалистов интеграции классического военно-морского и инженерного образования.

РАЗГРОМНАЯ ПОЛИТИКА

На Пленуме ЦК КПСС 29 октября 1957 года Никита Хрущев потребовал вместо «старых катеров и эсминцев, вооруженных классической артиллерией», строить подводный флот, вооруженный ракетами. Разгром же уникального учебного заведения начался после назначения в 1956 году Главкомом ВМФ Сергея Горшкова. К 1960 году все факультеты ВВМУИО были растворены в четырех командных училищах.

Последствия закрытия ВВМУИО страна пожинает по сей день. Причиной гибели АПЛ «Курск» стала утрата инженерных традиций торпедистами и слабая техническая подготовка командования ВМФ, не получившего инженерного образования. Итог отсутствия специалистов по утилизации боеприпасов – катастрофа на арсенале в Ульяновске. Без прогноза развития систем оружия были допущены грубейшие просчеты в ракетостроении и развертывании кораблей ВМФ.
Автор: Олег Леонидович Сергеев - эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН
Первоисточник: http://nvo.ng.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. ДЫМитрий 2 октября 2012 08:21
    Чем больше читаешь, тем более задаешься вопросом: - был ли Кукурузник жопоголовым идиотом, или все таки сознательным вражиной. Больше чем никитка, стране нагадил наверное только иудушка меченный.
    ДЫМитрий
  2. Ross 2 октября 2012 10:14
    Хрущ, сознательный вредитель, иудушка. Не получилось выложить очень интерес ную статью о его финансовой реформе 1961 года, когда он в 2,25 раза разом обесценил рубль к золоту и доллару и привел в упадок тем самым экономику.
    http://www.pravda-tv.ru/2012/09/30/16678
  3. саша 19871987 2 октября 2012 10:31
    да,вот это статья,автору сто очков вперед.удивил-век живи,век удивляйся... дедушка Сталин на фоне этого кукурузника все лучше и лучше выглядит в моих глазах...
  4. Надыть 2 октября 2012 11:14
    вероятно, сама система была устроена так, что выталкивала наверх далеко не самых лучших (не с точки зрения системы)
    Надыть
  5. Дублер 2 октября 2012 13:24
    Цитата: Надыть
    сама система была устроена так, что выталкивала наверх далеко не самых лучших


    Если убрать слово "БЫЛА", то увидим констатацию и ныне происходящего.
  6. вакса 2 октября 2012 14:52
    Военный инженер-универсал - звучит как музыка. Без таких вузов ничего путного не создать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня