Наука нам поможет

20 054 62

Источник: senatinform.ru

Бедные родственники


Что для страны научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы? Это, прежде всего, обеспечение технологического и научного суверенитета государства. Что-то типа ядерного оружия сдерживания, не позволяющего врагу вмешиваться во внутренние дела своими технологиями и готовыми решениями. Последнее время у нас с этим «оружием» было совсем нехорошо – во всех мировых рейтингах Россия по уровню расходов располагалась на 35–40 местах. На фундаментальную науку ежегодно отводилось около 160 млрд рублей, а всего на науку – 560 млрд в год. Все это составляет не более 1 % ВВП. Для сравнения: выше нас в рейтинге Китай, Венгрия и Бразилия.

Еще печальнее ситуация с затратами на одного исследователя – не более 100 тыс. долларов в год. Либо у нас ученых слишком много, либо денег выделяется недостаточно, но по этому показателю отечественная наука на 47 месте. На первом месте Швейцария с 400 тыс. долларов на одного ученого. Выше России даже Турция (23 место в рейтинге) и Индия (24 место).



В итоге доля отечественной науки в мировой научной жизни составляет около 2–3 %. Удивительно, но и доля России в совокупном общемировом ВВП примерно такая же. Вероятно, присутствует прямая зависимость – чем больше государство тратит на науку, тем большую долю глобального ВВП берет на себя.


Президент РАН Александр Сергеев. Источник: newsae.ru

В последние годы отмечались попытки повышения статуса науки и высшего образования. Исследовательские университеты в рамках программы «5–100» пытались выбиться в число лучших в мире, а также привлечь иностранных ученых в Россию. Не получилось – во многом из-за неудовлетворительного планирования и недостаточного финансирования. Были попытки повысить оплату труда научным сотрудникам и преподавателям вузов. По плану она должна составлять две средние зарплаты в регионе. На бумаге все было красиво, но в действительности…

Показательный случай от февраля прошлого года. Старший научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Анастасия Проскурина доложила Владимиру Путину о зарплате в 32 тысячи рублей! К слову, Проскурина далеко не начинающий ученый – кандидат биологических наук, ей 35 лет и занимается она борьбой со злокачественными опухолями. И для оплаты собственных публикацией исследователю приходится тратить по сотне тысяч рублей и более. Именно тогда Путин, обращаясь к Министерству финансов, произнес знаменитое: «Где деньги, Зин?»

И, действительно, где были деньги, если по распоряжению президента зарплата у Проскуриной должна составлять 200 % от средней по отрасли в регионе, то есть около 80 тыс. рублей. Не стоит теперь удивляться, что выпускники профильных университетов не готовы работать в НИИ. И это в лучшем случае – в худшем «золотые мозги» целыми исследовательскими коллективами уезжают за рубеж. Там и оплата выше, и аренда жилья обеспечена.

Еще одним бичом российской науки стала высокая бюрократизация всего и вся. Вице-президент РАН Алексей Хохлов одним из важных препятствий для движения научной жизни назвал федеральные законы № 44 и № 223, жестко регламентирующие госзакупки. Руководителям для закупки оборудования и реактивов приходится доказывать чиновникам «что, зачем и почему». Нередко на это уходят недели и месяцы, отчего часть исследований становится неактуальной.

Научная изоляция


Российская наука после 24 февраля ожидаемо попала под каток иностранных санкций. Теперь на Западе такая традиция – отменять все российское, провоцировать деградацию государства. В данном случае – за счет замедления научно-технического прогресса. Не удивлюсь, если ребята из недружественных стран начнут отбирать у России Нобелевские премии задним числом. Памятники Пушкину укронацисты уже сносят, скоро дойдут руки и до Ландау, Капицы, Семенова и других. Но пока коллективный Запад ограничивает поставки высокотехнологичного оборудования, реактивов, лишают россиян доступа к мировой научной периодике. Первые два момента можно будет решить, заменив, пусть и с потерей качества, поставками из Юго-Восточной Азии. А вот изоляция от публикаций и литературы может больно ударить – фактически исследователям не на кого будет ориентироваться в научном поиске.

Почти 100 % зарубежных изданий отказались продлевать подписку или даже разорвали ранее оплаченные договоры. Такого не было даже во времена Советского Союза, но частично может быть компенсировано нелегальными скачиваниями, взломами сайтов и откровенным пиратством. По-другому никак – как они с нами, так и мы в ответ. Также можно забыть о беспристрастном рецензировании статей отечественных ученых за рубежом. Несмотря на то, что наука обычно вне политики, антироссийская истерия ожидаемо поставит крест на большей части статей из России. Здесь, кстати, нет особой беды. В свое время публикации в изданиях, индексированных в базах Web of Science и Scopus, стали краеугольным камнем в судьбе любого отечественного ученого.

Без упоминания в таких базах исследователь вроде как и неполноценным кажется. Если с естественниками и технарями все понятно – здесь как напишешь, так и опубликуют, то с гуманитариями было сложнее. С 2014 года все чаще иностранные партнеры настоятельно рекомендовали авторам искать больше грязи про Россию. Акцентировать внимание на неудобном прошлом, выделять политические проблемы настоящего и все в таком роде.

Часть научной братии соглашалась, публикации выходили, а с ними рос статус и карьера авторов. В итоге мы получали своеобразный отбор на руководящие должности – чем менее лоялен к Родине, тем успешнее. Стоит ли теперь удивляться, что 2 % академиков РАН подписали откровенно предательское письмо с оценкой спецоперации на Украине.
Как уже сказано выше, изоляция России от Web of Science и Scopus – это, скорее всего, к лучшему. РАН уже приготовила предложения по формированию собственной системы оценки и цитирования публикаций ученых – запоздалая инициатива, которую ждали еще лет десять назад.

Размежевание Запада и России будет только усиливаться. В связи с этим логичным кажется отмена дегенеративной Болонской системы образования. Сейчас в России выпускник вуза может стать бакалавром, специалистом и магистром, отучившись, соответственно, 4, 5 и 6 лет. В первом случае с дипломом выходят откровенные неучи, а в последнем – просто пересиживают в вузах лишний год. Об уровне поддержки Болонской системы говорят последние социологические опросы – до 66 % голосуют за отмену европейской псевдоновации.

Научная мобилизация


Ситуация с санкциями заставила руководство РАН выступить с программой экстренного реагирования, которую уже представили правительству страны. Академики предлагают значительно увеличить влияние РАН на научную жизнь, как внутри, так и на внешних контактах страны. В планах расширение сотрудничества с Китаем, а также, что особо интересно, перенос опыта оборонной промышленности на гражданский сектор. Как оказалось, истинное импортозамещение в России случилось после 2014 года только в ВПК. Здесь научные разработки проходят полный цикл от фундаментальных исследований, прикладных работ, сравнительных испытаний и до запуска в серийное производство. И нередко по такой схеме получаются лучшие в мире образцы вооружений. Насколько это возможно в реальности, еще предстоит узнать – в России до этого времени крайне мало примеров успешной конверсии.


Источник: sdelanounas.ru

В нашей стране сложилась критическая зависимость от иностранных компонентов и технологий. РАН выделяет из них самые важные – микроэлектроника, медицинская техника и фармакология, космические технологии и средства дистанционного зондирования Земли, промышленное ПО, технологии высокопроизводительных вычислений, ИИ, генетические технологии, технологии эффективного энергообеспечения. Особенно стоит отметить необходимость скорейшего замещения импортных томографов, поставки которых Запад нам отрубил. Важно оперативно решить вопрос с отечественными катализаторами.

Промышленникам до последнего времени было невыгодно развивать отечественное производство – за рубежом делали быстрее, дешевле и зачастую качественнее. В итоге большая часть предприятий топливного комплекса и химической промышленности могут встать без импортных катализаторов, либо кардинально снизить качество продукции. Такое уже встречалось в Иране, когда города накрыло смогом от использования некачественного бензина – поставки реактивов и нефтяного оборудования оказались под санкциями. Мы, к счастью, не Иран, и в структуре РАН есть немало институтов, занятых тонкой и каталитической химией.

Безусловно, стране необходимы серьезные фундаментальные исследования, но характер работ в будущем ожидаемо будет смещен к прикладным проектам. Такова реальность – результаты требуются здесь и сейчас, а не с горизонтом планирования в 5–10 лет. Во многом это сходно с Великой Отечественной войной, когда советские ученые занимались не просто прикладными проектами, а настоящим изобретательством – разрабатывали новые составы зажигательных смесей, рецепты взрывчатых веществ и способы размагничивания судов.

Сложившаяся непростая ситуация накладывает особые обязательства на отечественных ученых и промышленников. Если мы хотим сохранить суверенитет, нам очень многое придется научиться делать собственными руками. Порой в прямом смысле этого слова.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 апреля 2022 16:58
    Российская наука после 24 февраля ожидаемо попала под каток иностранных санкций.
    Россия попала в научную изоляцию ещё в 90-х. Западу вот ну от слова совсем не нужна сильная российская наука, да и Россия тоже. Все попытки пресекались на уровне чиновников. А вот теперь благодаря санкциям можно более или менее без помех заниматься собственной наукой и вообще производством и развитием страны.
    1. +25
      13 апреля 2022 17:03
      Я вам скажу больше - российская наука и самой России-то похоже не нужна, судя по прошедшим десятилетиям.. Ну - кроме тех проектов, с которых можно быстрого бабла из бюджета попятить..
      1. +1
        15 апреля 2022 11:33
        Цитата: paul3390
        Я вам скажу больше - российская наука и самой России-то похоже не нужна, судя по прошедшим десятилетиям.. Ну - кроме тех проектов, с которых можно быстрого бабла из бюджета попятить..

        все в духе неолиберальной школы
        нужна мобилизация во всех областях, в науке в том числе
        1. +2
          17 апреля 2022 10:22
          Цитата: А1845
          Россия попала в научную изоляцию ещё в 90-х. Западу вот ну от слова совсем не нужна сильная российская наука, да и Россия тоже. Все попытки пресекались на уровне чиновников.


          "Россия попала в научную изоляцию ещё в 90-х. "
          все в духе неолиберальной школы
          нужна мобилизация во всех областях, в науке в том числе"

          Ну если власти разрушили всю промышленность, образование, сократили НИИ, армию, то что можно было ожидать?
  2. +9
    13 апреля 2022 17:01
    нам очень многое придется научиться делать собственными руками
    Да умеем мы всё делать своими руками, нам чинуши не дают этого делать. Вот и весь вывод этой заметки.
    1. +1
      13 апреля 2022 17:36
      Цитата: marchcat
      Да умеем мы всё делать своими руками, нам чинуши не дают этого делать.

      Ещё Лесков об этом в "Левше" написал
  3. -7
    13 апреля 2022 17:09
    Опомнились. Пора, значит, Чубайса обратно звать.
    1. +3
      13 апреля 2022 17:18
      на задании он, прихватизирует европу, за рубли laughing
    2. fiv
      +2
      13 апреля 2022 17:41
      Не думаю, что у нас плохо с наукой. Многого о нашей науке мы не знаем - по причине секретности, коммерческой тайны и т.д. Ресурсов для всех планов, естественно, не хватает. И не хватит. Однако, Столетов силу давления света измерил, не обладая миллиардным грантом. Прав автор статьи в том, что кормить работников науки надо посытнее. Но и воспитывать патриотичнее.
      1. -1
        16 апреля 2022 14:25
        Наука должна практический результат давать в виде конечного продукта - полезного а не быть бесконечным насосом для бюджетных средств.
  4. ort
    +19
    13 апреля 2022 17:10
    Ещё писатель Лесков красочно представил в своём рассказе "Левша" - судьбу русского таланта, который отказался работать на Западе.... "Дураков больше нет".

    Беспристрастная статистика говорит, что за последнее 20 лет Россию покинуло около полутора миллиона человек, а за 2015 год число эмигрантов из страны втрое превзошло соответствующую цифру 2007 года. За 2015 год высокооплачиваемую работу в научной сфере США получили свыше 50 тысяч российских ученых, Израиля — около 14 тысяч, Германии — 9 тысяч, Канады — 8 тысяч и Австралии — около 12 тысяч ученых. Немного меньше молодых ученых направились в Японию, Китай и Южную Корею, Сингапур и Малайзию. А теперь мы читаем глубокомысленные статьи под названием; "С кем вы господа учёные ?". Они уже со студенческой скамьи знают, с кем они и голосуют ногами.
    1. +9
      13 апреля 2022 17:23
      А сколько в 90-е уехало страшно себе представить. В 90-е только моих 2 преподавателя-физика уехали по приглашению в Канаду и США, потому что там предоставляют условия заниматься наукой, а у нас не очень.
      1. -1
        16 апреля 2022 14:33
        Они бы ещё в СССР бы уехали на запад - если бы граница открыта была так реализовать свои индивидуальные труды да и коллективные при наличии системы планово распределительной экономики в виде абсолютной монополии государства - большая часть уникальных разработок десятилетиями складировались и пылились в архивах и полках КБ и НИИ - касательно гражданского сектора и не удивительно что в 90ые сотни тысяч учёных заграницу со своими патентами и изобретениями свалили.
    2. +2
      13 апреля 2022 18:00
      Цитата: ort
      Ещё писатель Лесков красочно представил в своём рассказе "Левша" - судьбу русского таланта, который отказался работать на Западе.... "Дураков больше нет".

      Беспристрастная статистика говорит, что за последнее 20 лет Россию покинуло около полутора миллиона человек, а за 2015 год число эмигрантов из страны втрое превзошло соответствующую цифру 2007 года. За 2015 год высокооплачиваемую работу в научной сфере США получили свыше 50 тысяч российских ученых, Израиля — около 14 тысяч, Германии — 9 тысяч, Канады — 8 тысяч и Австралии — около 12 тысяч ученых. Немного меньше молодых ученых направились в Японию, Китай и Южную Корею, Сингапур и Малайзию. А теперь мы читаем глубокомысленные статьи под названием; "С кем вы господа учёные ?". Они уже со студенческой скамьи знают, с кем они и голосуют ногами.

      Есть два пути решения проблемы утечки мозгов:
      1-ый сделать благоприятные условия для жизни и работы в родном Отечестве, где в первую очередь государство будет для человека, где созданы условия для работы и банально есть уверенность в завтрашнем дне (не от слова дно) даже в материальном плане, а уже потом человек для государства.
      2-ой это ВЫЕЗДНЫЕ визы, ну и "доступность" их получения только одновременно не всеми близкими родственниками одновременно, что бы одни на чужбине в отпуске-командировке, а другие на родной стороне.
      Какой путь более привлекательный для руководства? :)
  5. +9
    13 апреля 2022 17:14
    Такого не было даже во времена Советского Союза, но частично может быть компенсировано нелегальными скачиваниями, взломами сайтов и откровенным пиратством. По-другому никак – как они с нами, так и мы в ответ.

    В мире который похерил все законы, правила и человеческую порядочность, и ведет себя как пират, то каки могут быть сомнения и нормы поведения. Просто нужно без раздумий воровать, взламывать сайты и быть такими же как запад пиратами. Как учил меня мой старый тренер по боксу - "Бокс, это установленные правила, а в жизни правила другие. Если тебя ударили по лицу, то ты должен ответить так, чтобы противник упал, а если этого не сделаешь, то будешь всю жизнь валятся в ногах других".
    1. +5
      13 апреля 2022 17:27
      Как учил меня мой старый тренер по боксу

      Чем отличается боевое самбо от спортивного? В боевом - каждый приём начинается с удара по фаберже.. (c) wink
      1. 0
        13 апреля 2022 19:35
        Цитата: paul3390
        В боевом - каждый приём начинается с удара по фаберже.. (c)

        А это уже не смешно, тому, кого ударили crying
  6. +15
    13 апреля 2022 17:14
    Нынешняя Академия наук РФ больше всего напоминает российскую же эстраду. Кучка стареющих бюрократов, дорвавшихся до власти, больше всего стараются не допустить "в тему" молодых и талантливых. Из-за этого нет ни эстрады, ни науки.
  7. +4
    13 апреля 2022 17:25
    Интересно, Путин пользуется интернетом? Там можно узнать многое, что происходит в государстве.
  8. Комментарий был удален.
    1. 0
      13 апреля 2022 17:34
      О, вас обучили пользоваться гиперболами..
      1. Комментарий был удален.
  9. +1
    13 апреля 2022 17:37
    изоляция? а я яй ,а как в 1930х-1950х? Задача кооперации науки хороша в изучении ...Марса , а 90% финансируемых "приоритетно" направлений ОБЯЗАНА и только с научной перспективой и научных оценок и не какими делаными безответственными "научными консилиумами" ,определять РАН и ОТВЕЧАТЬ ЗА ЭТО . Она вообще для этого. Вспомнил историю "рунге" в 17 мгновений. Они ,ученые, в основном , тяжелые по характерам и правилам поведения люди, разборки между ними -прямой ущерб государству . РАН -это арбитр и регулятор...ну если нет НЛО в подвале и необходимость его изучения очевидна и уборщице хранилища Петровне. Плюс важный к науке -разведка или шпионаж . Использовать их, ученых и их почти тотальную тягу западную к необузданному баблу, в условиях налогового контроля
    1. Комментарий был удален.
  10. +7
    13 апреля 2022 17:46
    За копейки после окончания ВУЗов на науку готовы работать только энтуазисты, которых катастрофически мало crying Пока не будет нормальной з/п в науке - не будет и достаточно ученых...
    1. -2
      13 апреля 2022 18:22
      Цитата: Корона без вируса
      а копейки после окончания ВУЗов на науку готовы работать только энтуазисты, которых катастрофически мало Пока не будет нормальной з/п в науке - не будет и достаточно ученых...

      А Вам не кажется, что мимо?..
      Причем здесь зарплата? Очень хорошая такая перспектива - сиди МНСом, делай что нибудь. Потом станешь СНСом (зарплатка побольше) и дальше сиди, делай видимость, что делаешь что нибудь. А там и повыше должности замаячат при должном старании и связях.
      Может стоит оплату труда поставить в зависимость от результатов? А то по вашему, прямо чистый СССР получается, со всеми отсюда вытекающими hi
      1. +7
        13 апреля 2022 19:17
        Вообще-то МНС живет не как сферический конь в вакууме laughing Ему есть, пить, жить где-то и на что то надо + еще и науку двигать вперед good А "не дай Бог" еще жена и дети у него? ))
        1. 0
          13 апреля 2022 20:04
          Цитата: Корона без вируса
          Вообще-то МНС живет не как сферический конь в вакууме Ему есть, пить, жить где-то и на что то надо + еще и науку двигать вперед А "не дай Бог" еще жена и дети у него? ))

          Туше! laughing good
          Но как бы все равно хотелось бы кое что упорядочить и (главное) иметь результат hi
        2. -1
          13 апреля 2022 20:12
          Цитата: Корона без вируса
          Вообще-то МНС живет не как сферический конь в вакууме Ему есть, пить, жить где-то и на что то надо + еще и науку двигать вперед А "не дай Бог" еще жена и дети у него? ))

          А может стоит поделить МНСов (которые должны думать и что то превносить) и лаборантов, которые "пробирки моют"? У нас с этим похоже серьезная проблема hi
          1. +5
            13 апреля 2022 20:38
            ЗП даже у лаборанта должна быть такая, что бы очередь из желающих на километр стояла, а не студенты бы подрабатывали бы - и то не каждый даже 10-й согласится
            1. +1
              13 апреля 2022 20:55
              Цитата: Корона без вируса
              ЗП даже у лаборанта должна быть такая, что бы очередь из желающих на километр стояла, а не студенты бы подрабатывали бы - и то не каждый даже 10-й согласится

              Согласен. Но при должной отдаче. А то знаком я с нашей "наукой" не по наслышке hi
    2. 0
      16 апреля 2022 14:37
      А Вы в курсе что в России и частная наука есть - из 4500 лабораторий более 2200 частные там и зарплаты соответствующие это у государственных они нищенские.
  11. -5
    13 апреля 2022 17:53
    https://iq.hse.ru/news/177664078.html

    Гены влияют на интеллект и успехи в учебе

    Но постепенно генетические влияния возрастают (рис. 2). Красным цветом выделены генетические факторы, воздействующие на разные переменные (среди них GCSE – британский аналог российского ЕГЭ; интеллект; здоровье и пр.). Синим цветом выделены средовые факторы этих характеристик. Диаграмма показывает, что генетические различия между учениками объясняют примерно 63% различий в баллах на экзаменах и примерно столько же в различиях в интеллекте.


    При таких вводных данных нужно сворачивать мат. капитал и разворачивать новую программу - отбора биоматериала у выпускников топовых ВУЗов с отличием(всяких МИФИ/МФТИ) с дальнейшим соединением под микроскопом и подсадкой зигот суррогатным матерям.

    Допустим 1 роды будут стоить 900 тысяч рублей, за 500 000 приплода в год отдадим всего 5 миллиардов долларов, причем приплода который выдаст кратно выше прирост ВВП и технологического развития чем имеем среднее по палате.

    Будут свои Интелы и самолеты, США просто со всей планеты мозги гребет а нам нужно тупо удваивать население качественным человеческим биоматериалом, можно даже снизить издержки и нагрузки на российские влагалища(где ты их столько найдёшь) и вывести это дело в страны Африки, где за 3 мешка будут рожать, там безработных людей с влагалищами сотни миллионов, можно брать в аренду хоть 5 миллионов в год и вылезти из Эха второй мировой. Американцы проявили инновацию когда вывели айфоны в Китай, мы можем развить это дело и вывести производство русских людей в Африку и быстро удвоить население, причем таким же русским, ибо биоматериал будет привезен с России по обоим линиям, грубо говоря будут белых рожать и не просто белых а наиболее способных(в среднем)
    1. +5
      13 апреля 2022 19:02
      Да,хорошо что Вам не дают развернуться. Ломоносов был так то из крестьян. Так,глядишь,скоро ваши последователи начнут генетический отсев. Тех кто не пройдет-в газовую камеру и далее в крематорий. Открою Вам секрет -говорят на детях природа отдыхает.
      1. 0
        14 апреля 2022 14:17
        Не всегда отдыхает, но часто. А вот через поколение и более (внуки-правнуки) случаются и чудеса. Но, это путь в такое, что любая кровавая и беспросветная антиутопия покажется развлекательным бульварным романом.
    2. 0
      13 апреля 2022 20:42
      Редкостная лажа. Про отношение к науке, уж и не спрашиваю.
    3. 0
      14 апреля 2022 14:14
      Это называется евгеника, разновидность фашизма bully
  12. +5
    13 апреля 2022 17:57
    Написал автор правильную статью. Ее еще лет 20 назад надо было написать. Химическую посуду свою перестали делать уже лет 30 - все импорт, каждая стеклянная палочка и мензурка. Знаю больше и жутче, но не скажу.
    Что изменится?
    1. +6
      13 апреля 2022 18:27
      Цитата: Галеон
      Что изменится?

      Ничего!.. При нынешнем подходе - ничего...
    2. -1
      16 апреля 2022 14:39
      Вообще то выпускают - но Вы просто не в курсе кто и где.
      1. +1
        16 апреля 2022 15:45
        Вы химик, что так говорите? Я знаю эту картину от химика. Что знаете (а не предполагаете) вы?
  13. +7
    13 апреля 2022 18:24
    "И, действительно, где были деньги, если по распоряжению президента .... около 80 тыс. рублей." - это типа нормально, деньги 60% сперли, но никто не виноват...
    Роснано, роскосмос, россельхоз, шубохранилища, куршавель для оптимизаторов и тп. - это все нормально.

    "Стоит ли теперь удивляться, что 2 % академиков РАН подписали откровенно предательское письмо с оценкой спецоперации на Украине. ." - а это ненормально, люди имеют свое мнение, высказывают, и строем не ходят.
    Интересно, а эти 60% денег прут эти 2% подписантов, или 98% "одобрямщиков"?

    А если, как на выборах, до 99,9% довести на все согласных, Россия вперед рванет, или 90% денег сопрут?
  14. +3
    13 апреля 2022 18:37
    Есть знакомый кандидат наук. И не из НИИ, из вуза.
    Открою страшную тайну - основные деньги приносят гранты за исследования и гонорары ща публикации.
    Да там процветает махровая "дедовщина"(когда для публикации работы или результатов надо взять в соавторы кого-то "заслуженного"), да публиковать и участвовать стараться все везде во всем, пишут "из пустого в порожнее", переписывают новыми словами старые методички и переиздают итдитп.
    Но на "голом окладе" никто не сидит, да просто не дадут, попросят освободить место для тех, кто будет активно пилить бюджеты, потому как руководство в доле.
    И по факту доход "на руки" где-то так, как Путин и требовал, раза в два выше среднего по отрасли. А может и больше.
    Так что кандидатам нынче грех плакаться.

    Другое дело, что организован процесс не "на результат" , а на попил бюджетного бабла.
    1. -1
      18 апреля 2022 16:03
      Но на "голом окладе" никто не сидит, да просто не дадут, попросят освободить место для тех, кто будет активно пилить бюджеты, потому как руководство в доле.
      И по факту доход "на руки" где-то так, как Путин и требовал, раза в два выше среднего по отрасли. А может и больше.

      Угу. А ваш знакомый кандидат не сказал, сколько таких, условно, приближенных и сколько прочих кандидатов? И докторов? В обычном ВУЗе, насколько я знаю, 1:10. И эти 10, в отличие от одного, зарабатывают совместительством, репетиторством и Аллах ведает еще чем. А если нет - 35 тыров и свободен. за полную ставку. ЧСХ - доцент полновесный wink
      1. 0
        19 апреля 2022 08:43
        Да там 10 человек на всей кафедре не наберётся, человек 5 или 6. И не все и хотят "пилить бабки", есть пенсы, что по инерции на работу ходят, есть предпенсы, что досиживают срок. "Молодежи"(35-40), готовой и способной что-то родить меньше, чем возможностей. ВУЗ и кафедра технические.
  15. 0
    13 апреля 2022 18:41
    а ВГК и министр обороны об этом ни в зуб ногой, на марс летают ?
  16. +9
    13 апреля 2022 18:42
    Современная наука опирается на хайтек. Больше, чем оборонка и космос.
    Зайдите в физическую лабораторию, занимающуюся сколько-нибудь серьезным делом
    Осциллографы из США, светочувствительные элементы из Японии и Европы, оптика Цайс, вакуумные насосы из Англии и Германии. Лазеры из Германии. Все дорогое, редкое и импортное.
    Насколько знаю, мы даже оптические столы не делаем- только собираем из китайских комплектующих. Литовская Standa делает свои по полному циклу. А мы нет.

    Насчет биологии не знаю, но есть подозрение , что там схожая ситуация

    Изоляция науки это ее отложенная смерть.
    1. -4
      13 апреля 2022 21:10
      Цитата: Engineer
      Изоляция науки это ее отложенная смерть.

      Грустную картину рисуете. Прекрасно знаю какие проблемы с хорошим инструментом. Но что-что, а с этим наши специалисты справиться могут.
      Главное - это отношение к задаче. Что бы ни было, России не стать прежней.
      Идет племя младое, незнакомое и среди них будут десятки, сотни тысяч пошедших кампанию героев. Так что:
      "Здравствуй, страна героев,
      Страна мечтателей, страна ученых!
      .......
      Нам нет преград ни в море ни на суше,
      Нам не страшны, ни льды, ни облака.
      Пламя души своей, знамя страны своей
      Мы пронесем через миры и века." smile
      1. +8
        13 апреля 2022 21:52
        Честно говоря, меня всегда удивляла такая иррациональная вера
        Но что-что, а с этим наши специалисты справиться могут.

        Если бы могли, то справились бы уже давно.
        Пока "их" ученые будут двигаться дальше, используя синтез передовых технологий США, Японии, Европы, наши будут изобретать велосипед,ковать блоху и собирать из грязи и палок какие-нибудь эрзацы.
        Наивная вера в изменение целеполагания, которое сдвинет горы. Ага, сознание определит бытие. Только родим Сталина, внедрим идеологию, избавимся от внутренних врагов (нужное подчеркнуть)
        Что у людей в головах?
        Неужели нужно быть семи пядей во лбу чтобы понять, что нельзя конкурировать со всем миром?
        1. -2
          13 апреля 2022 22:26
          Со ВСЕМ миром нельзя. Но если страна достойна друзей, он будут.
          Думаешь... Просто? Но я начинал строить производство в 1999, когда разгула импорта не было. И существовал, и платил сполна в казну, чтобы обеспечить конкурентные преимущества продукции. Пока все лидеры в компании не стали "ограниченно" годными в плане здоровья. Когда человек знает свое дело в его присутствии даже просто болтать опасно - "прощелкает". Поэтому верю в русского ученого, и что их держатели ноу-хавов боятся выше среднего. Нельзя конкурировать со всем миром, но шило в мешке сложно утаить. Ничто не долговременно, даже преимущества.
          Стало легче?
          1. +5
            13 апреля 2022 22:48
            Мне не тяжело.
            За прошедший год мои коллеги -ученые зарегистрировали три патента в США и Европе. Вся продукция идет туда. Рынка в России нет. Санкции - смертный приговор для компании.
            Какие еще друзья-партнеры? Китай?
            "Сколько единиц продукта можно продать в Китай?"
            Ответ знают все
            Мрии, мрии....
            1. -1
              13 апреля 2022 23:10
              Не надо. Я не ученый, "чистый прикладник", но если я сотрудничал с НИИ , я заказывал специфику под свое производство... И знаете - сделали! Четырежды высказывали претензии за несоответствие ТЗ, и, так-и приехали, им показали "фишку" и сделали таки НАШ материал.
              Регистрация патента за рубежом - только способ положить под сукно работу Ваших коллег. Патент - удовольствие дорогое. Если есть - необходимо его сразу запускать и делать от микропартий до массовки, пока срок не истек. Изделие временнно можно заказать где угодно, пока патент не истек, истечет - потеряешь "эксклюзив". Нам много раз угрожали - не продадите вовремя и в количестве, закажем, в Китае.
              В Китае сделали абсолютную номенклатурную копию в 100 крат лучшем оформлении - полный провал конкурентного действия. Только разработчик владеет полной базой исследований. У нас она была, а у наглого торгаша - нет.
              Для дружественной фирмы - ТЗ, а база при себе. Как-то так
        2. +3
          13 апреля 2022 22:36
          ...нельзя конкурировать со всем миром...

          Верно толкуете. Многие, в том числе из здешних, этого не понимают.
          Поэтому и нужны надежные союзники и партеры. То есть мы сами должны предлагать альтернативу, чтобы нации захотели с нами сотрудничать и дружить, даже под угрозой ответных действий западных стран.
          А для этого как раз изменение целеполагания и некая идеология все же нужна.
  17. +1
    13 апреля 2022 18:52
    В РАН кроме ученых точных наук присутствуют ученые общественных наук.И при распределении средств надо точно определить,кому больше,кому меньше.
  18. 0
    13 апреля 2022 19:14
    Менять надо в науке очень и очень многое, ну и пятую колонну которую взрастили за это время убрать из науки пользы от них для страны минимум, а вреда максимум.
    1. -1
      13 апреля 2022 22:47
      Не надо. Нет там 5-й колонны. Плохая традиция "авторитетов" есть. Для это и был по идее создан "Сколково", но проект почти провалился, благодаря "помощи" из-за лужи. Надо было сразу "фильтровать" благоглупости от рациональных идей, а не тупо давать бюджетные средства на очередной "вечный движок". А пятая колонна в мозгу Мастистого, и в мозгу Результативного - разные вещи.
      Это не значит, что менять не надо. Менять надо многое!
  19. -1
    13 апреля 2022 19:21
    Чего, и яхты тоже?
  20. +6
    13 апреля 2022 19:23
    Ага, проснулись, голуби! Наука - это вам не не два пальца об асвальт.... Большинство научных и инженерных школ уничтожены, кадры утеряны. Да, чтобы только восстановиться до уровня перед ельцинским переворотом лет 40 потребуется. Это только иdиotы могу так думать, что дал бабла и всё закрутится, как по мановению волшебной палочки....
  21. +1
    13 апреля 2022 20:35
    Цитата: Адрей
    Цитата: Корона без вируса
    Вообще-то МНС живет не как сферический конь в вакууме Ему есть, пить, жить где-то и на что то надо + еще и науку двигать вперед А "не дай Бог" еще жена и дети у него? ))

    Туше! laughing good
    Но как бы все равно хотелось бы кое что упорядочить и (главное) иметь результат hi

    Насчет результата smile
    Наш завкафедры чЁтко нем еще зеленым первоклашкам нарисовал перспективы для тех, кто видит себя в науке: аспирантура - кандидат технических наук - доктор тн - профессор к 40 годам. К это шел бонус - место в семейном общежитии на время аспирантуры, после защиты кандидатской и при наличии жены и ребенка - двухкомнатная квартира от ВУЗа, далее "золотой дождь" и все пути открыты))) Причем его слова можно проверить тут же было - половина преподов были слегка за 40 - но все профессора и упакованные по самое не могу good Я уже на первом курсе получил допуск в Первом отделе и активно по мере силу и знаний включился в работу на кафедре... И быть мне уже наверное Академиком - если бы не развал СССР... request
    Вот современный ВУЗ хоть один предлагает своим первокурсникам такие перспективы - ну, хотя бы похожие? (( Вот и я о том же...
  22. 0
    13 апреля 2022 21:01
    Сейчас не только Западу приходится конкурировать с Китаем в науке.
  23. +1
    13 апреля 2022 21:34

    Как уже сказано выше, изоляция России от Web of Science и Scopus – это, скорее всего, к лучшему. РАН уже приготовила предложения по формированию собственной системы оценки и цитирования публикаций ученых – запоздалая инициатива, которую ждали еще лет десять назад.

    Полный бред. Автор статьи полностью некомпетентен.
    Высокий квартиль публикации Web of Science - это высокое качество статей. Могу сказать, что
    разница между качеством, уровнем рецензирования публикаций в журналах первого квартиля и статьями в безквартильных журналах огромная. Нельзя приравнивать публикации в Ученых записках Залепухинска к публикациям в физикал ревью.
    Никаких новых оценок не надо придумывать, так как Web of Science и Scopus дают адекватную оценку качества журналов.


    Почти 100 % зарубежных изданий отказались продлевать подписку или даже разорвали ранее оплаченные договоры. Такого не было даже во времена Советского Союза, но частично может быть компенсировано нелегальными скачиваниями, взломами сайтов и откровенным пиратством. По-другому никак – как они с нами, так и мы в ответ.


    все давно уже пользуются sci-hub. Статьи давно пиратятся прям из дома через этот сервис. Никаких подписок особо не нужно уже давно

    Показательный случай от февраля прошлого года. Старший научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Анастасия Проскурина доложила Владимиру Путину о зарплате в 32 тысячи рублей!


    Зп ученого это большое лукавство. У меня ставка где-то тыщ 25. Но есть надбавки за публикации, которые у хороших спецов в разы больше ставки+гранты+преподавать можно. Так что устройство заработков ученых очень сложная тема. Проскурина плохой пример. т.к непонятно за что конкретно ей платят 32 т.

    И для оплаты собственных публикацией исследователю приходится тратить по сотне тысяч рублей и более.


    Неправда. подавляющее большинство журнальных публикаций для авторов БЕСПЛАТНО полностью. Рецензенты, кстати, тоже денег НЕ получают (это почетная обязанность). Я про хорошие журналы, англоязычные, в приличных российских все так же. Бывают ли платные хорошие журналы ? да бывают, но лучшие журналы бесплатны.
  24. +1
    14 апреля 2022 10:47
    Дело не в количестве денег на одного исследователя , а в эффективности ... Ну что толку от миллиардов денег вкаченных в роснано или Сколково ? Вопрос как обозначить перспективные направления ?
    1. -2
      16 апреля 2022 14:45
      А результаты от вкачивания денег в Роснано и Сколково есть пусть не такие как изначально хотели но всё же у первого 98 производств открыто у второго более 2000 резидентов и стартапов причём с годовым оборотом 160 миллиардов рублей и не надо забывать что любые инвестиции в высокотехнологичные разработки продукцию это большие риски ни кто не обещает 100% успех скорее 50 на 50 успех - провал.
      1. 0
        20 апреля 2022 12:21
        При детальном рассмотрении стартапов каждый раз оказывается, что они отмыли государственные инвестиции и сдулись. Сколково изначально показывало поразительные результаты в этом направлении, попутно отмывая украденные московскими чиновниками материалы, типа "инновационной краски", якобы придуманной стартапом, а на самом деле украденной из городских программ. Нет, стартап трудился как пчелка! Заказал новые этикетки на банки и трудолюбиво их переклеивал....
  25. 0
    20 апреля 2022 09:42
    Нет, не поможет) Вопрос не в науке. Вопрос в системе экономических отношений, которая до этого дня в научных открытиях и прорывах абсолютно не нуждалась. Всвязи с тем, что наша экономика, это экономика грабежа. Которую построили те сотни чиновников, которые сейчас с семьями удирают за бугор (см. новости на сайте), а так же те, что еще не удрали, потому что им надо сначала доворовать. Да и убить кое кого, кто слишком много знает, то есть провести очередной этап привычных операций, на которых наша экономика построена.
    В каком месте этой схемы наука? Где ее кто то видит? Воры, методично обкрадывающие добычу ресурсов, совершенно не нуждались и не нуждаются в каких то там промышленных новинках. Максимум - продать открытие на Запад вместе с ученым. Все остальное в заботливо выстроенную систему экономических отношений нашей страны категорически не вписывается.
    Да, мы больше не производим даже гвозди. Тот же завод имени Лихачева "не вписался в рынок" и был закрыт. Правда, его выкупили за пару монет мексиканцы.) Что там в Мексике - социализм? Коммунизм? В общем мексиканцы перевезли к себе завод, пища от радости, смонтировали его и погнали грузовики потоком. В мексиканский "коммунизм" завод вписался идеально)
    Ну а у нас вот так...