«Планета бурь» навсегда

72

Совершенно жуткая сцена из советского фильма: робот Джон в целях самосохранения сбрасывает своих хозяев в лаву! Но посмотрите на лицо советского космонавта, он улыбается, настолько ему все это смешно…

«Планета бурь до скорого свиданья,
К тебе вернутся наши корабли.
Ведь нас не зря зовут Сыны Земли,
Ведь нас не зря зовут Сыны Земли, земли – ребята».

Владимир Трошин – Песня из к/ф «Планета бурь»

История и культура. Сегодня, когда на Западе поднялась волна гонения на все русское, давайте-ка немного вспомним о тех «мелочах», на которых базируется культура вообще. А она базируется на трудах массы людей самых разных национальностей.

Можно долго перечислять наших великих писателей, художников, поэтов, танцоров, которые вошли в международную культуру и которых оттуда не изгнать никоим образом. Причем влияние нашей отечественной культуры столь велико, что оно имеет цивилизационное значение. Просто многие по скудости ума об этом забывают…



И вот сегодня мы поговорим об одном таком примере, причем отнюдь не из классики нашей отечественной литературы – об этом все знают – а о примере достаточно малоизвестном, но очень интересном. И вдобавок ещё и памятном – связанном с датой 14 апреля. Именно 14 апреля 1962 года в СССР состоялась премьера фантастического кинофильма «Планета бурь», снятого на киностудии «Леннаучфильм» в 1961 году режиссёром Павлом Клушанцевым по мотивам одноимённого романа Александра Казанцева.

«Планета бурь» навсегда

Афиша 1962 года

До этого А. Казанцев уже внес просто потрясающий вклад в мировую культуру, причем сам он об этом вначале даже и не подозревал. Он просто написал фантастический рассказ «Гость из космоса», который был опубликован в 1951 году. Именно содержание этого рассказа легло в основу всей будущей уфологии, начиная с проекта «Синяя книга» и заканчивая сериалом «Визитеры».

Среди ученых был проведен опрос: какое литературное произведение ХХ века оказало на развитие нашей цивилизации самое сильное воздействие? И оказалось, что большинство из них назвали именно этот рассказ самым знаковым событием века. Не всякому произведению так повезло!


Скафандры у наших космонавтов просто классные. Но и вооружены они до зубов: вот здесь в руке у одного из них браунинг «хай пауэр»

Другим похожим произведением стала и его повесть «Планета бурь», опубликованная в 1959 году. И в повести, и в кинофильме, рассказывается о совместной советско-американской экспедиции на Венеру. На поверхность планеты, причем в разных местах, высаживаются две группы исследователей: три советских космонавта и американский, и советский вместе с роботом Джоном.


Здесь ПМ

Вернуться на Землю могут только пять человек, и трое наших исследователей отправляются на помощь двум землянам, затерявшимся на Венере вместе с роботом. В ходе спасательной экспедиции на планете обнаруживается доисторическая жизнь – плотоядные цветы и динозавры, как сухопутные, так и летающие. В конце концов группа спасателей успевает спасти советского космонавта и американского астронавта за минуту до того, как вышедший из повиновения людям робот едва не сбросил их в кипящую лаву.


Здесь «Кольт» М1911А1

В общем, все в итоге заканчивается хорошо, но прямо перед стартом один из членов экспедиции случайно обнаруживает в камне, поднятом со дна океана, скульптурный портрет женщины – «венерианской Аэлиты». То есть, очевидно, что на планете есть еще и человекоподобные существа, что, кстати, и доказывается последними кадрами фильма, где эта самая «Аэлита» появляется в отражении в озере на месте посадки и старта советского корабля и протягивает вслед ему руки.


А здесь и вовсе С93

Фильм – а я его посмотрел в том же 1962 году, произвел на меня просто потрясающее впечатление, которое прочитанная вскоре книга «Внуки Марса» (так стало называться второе издание «Планеты бурь») только лишь усилило. И надо сказать, что для 1961 года этот фильм и в самом деле был снят просто превосходно. И космические корабли, и доисторические чудовища выглядели в нем вполне натурально, не говоря уже о раскаленной лаве, в которую попал незадачливый робот.


Прыгающие динозавры, пытающиеся пообедать космонавтами и роботом, которых Аллан Керн как раз и расстреливает из своего «Борхардта», сделаны просто замечательно, и жаль, что показывают их на экране очень недолго!


Робот тоже хорош, и когда он, бедный, погружается в раскаленную лаву, его по-человечески жалко!

Кстати, внутри робота ведь находился человек – мастер спорта по борьбе и самбо Борис Прутковский, хотя, не зная этого, так вот прямо этого и не скажешь, настолько этот робот получился… «настоящим». Кстати, корпус «уважаемого железного Джона» был впоследствии использован в детской познавательной передаче «Операция «Сириус-2», на ленинградском ТВ, и, можно сказать, обрел там свою «вторую жизнь».


Лучше нашего вездехода американцам было не сделать, да они и пытаться не стали!

Поскольку мы находимся на ВО, следует подчеркнуть, что, помимо различных технических устройств из будущего, в нем присутствует и немало вполне современного для тех лет земного оружия, причем как советского, так и иностранного, включая совершенно уникальный пистолет Борхардта С93.


Афиша американского фильма

Фильм понравился всем, даже такая требовательная особа, как министр культуры СССР Екатерина Фурцева, заявила, что фильм очень интересный, но все-таки указала, что советская женщина-космонавт не может рыдать в космосе и терять самообладание в трудной ситуации. Тут бы, конечно, выпустить фигурки космонавтов из этого фильма, непременно их «летучий вездеход» и уж, конечно, игрушечного робота Джона, пусть даже и не ходячего. Но о таком в то время в СССР даже не приходилось и мечтать – это была бы уже просто ненаучная фантастика!


Вот они какие – венерианские блондинки!

Но зато на мировую кинофантастику всех следующих десятилетий фильм произвел просто сногсшибательное впечатление и был признан в мировом фантастическом кинематографе одним из его важных этапов.


Тоже венерианка, но какая-то нетипичная…

Право на прокат фильма купили 28 стран.

А вот США советский фильм не только купили, но, пользуясь неурегулированными взаимоотношениями относительно авторских прав, решили превратить его в нечто своё собственное, для чего ряд эпизодов из фильма изъяли, но зато добавили и новые, и в таком виде и выпустили его в американский прокат под новым названием «Путешествие на доисторическую планету» (1965).

О том, что это фильм из СССР, понятное дело, что нигде не упоминалось, а советским актёрам, которые в фильме еще остались, дали англоязычные имена и фамилии. Так, Георгий Жжёнов, например, превратился в Курат Бодена, Геннадий Вернов стал Робертом Чанталом, ну и так далее. Заменили и нашу Машу – актрису Кюнну Игнатову. Вместо нее в фильме появилась американская актриса Фэйт Домерг. Картина вышла, но… не было в ней сугубо американских блондинок, без которых в 60-е годы не обходился ни один голливудский кинофильм, да и идея фильма получалась слабоватой.


Как все-таки непросто быть исследователем далеких миров. Вот так убьешь местного зверька, который хотел тобой пообедать, а оказывается, что это местный бог! Кстати, могли бы американцы и поприличнее сделать это чучело. А то видно, что оно из резины, так и дергается в руках у венерианок, которые со скорбным видом тащат его хоронить. Ничего, кроме смеха, эта сцена вызвать не может!

И тогда в 1968 году в США фильм перемонтировали ещё раз и в него добавили доснятые эпизоды. Фильм получил название «Путешествие на планету доисторических женщин». Из «Путешествия на доисторическую планету» многие эпизоды удалили, но самое главное – в сюжет ввели племя полуголых венерианских доисторических амазонок. Режиссёром этой в высшей степени забавной версии был Питер Богданович (записавший себя в титрах под псевдонимом «Дерек Томас»).


Космический корабль «Сириус», на котором наши советские космонавты опускаются на Венеру, а затем и улетают с неё

С чего-то он решил, что венерианские женщины должны быть яркими блондинками, поэтому он пригласил сниматься Мейми Ван Дорен и некоторых других подобных ей блондинок, «потому что я думал, что все должны быть блондинками на Венере». Встал вопрос, во что этих самых первобытных женщин одевать, и Питер надел на них резиновые штаны в обтяжку, а спереди на грудь привесил впечатляющих размеров ракушки. Кроме того, он дал венерианкам звучные полинезийские имена, потому что… ну вот так ему захотелось. Он же добавил в фильм и авторское повествование от лица одного из участников экспедиции, спасенного женщиной-венерианкой и мечтающего с ней встретиться вновь, что, однако, затруднительно, потому что новая экспедиция на Венеру не планируется.


Нашему земному космонавту Алеше на память о Венере достается вот эта головка! Американцу (причем самому красивому), впрочем, тоже…

В новой киноленте сюжетных линий стало две. Первая, как и раньше, была основана на содержании советского фильма, а вот вторая получилась весьма замысловатой.

Оказывается, на Венере живут некие женщины-блондинки, поклоняющиеся летучему ящеру, похожему на птерозавра. Астронавты его убивают, и местные светловолосые венерианки пытаются истребить землян с помощью своих сверхчеловеческих способностей, но терпят неудачу. Венерианки убеждаются, что их бог-птерозавр – ложный бог, побивают его статую камнями, а когда американцы улетают с Венеры, находят их брошенного робота, поврежденного потоком вулканической грязи (а не лавы, как у нас!), и начинают поклоняться ему в качестве нового божества.


Финальная сцена: люди улетели, но на Венере все-таки есть разумные существа…

Фильм обошел экраны всего мира и оказал несомненное влияние на массовую культуру, причем и в нашем советском варианте – где смотрели его именно как «Планету бурь», и в американском тоже… В любом случае он вошел в историю культуры навечно!
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    2 мая 2022 06:18
    Честно?Не ожидал!Но?Браво!
    ""Планета бурь"??Стоял в библиотеке! wink о ,времена!
    Как????Я-первый???? wink
    1. +4
      2 мая 2022 06:51
      Ты первый только в связи с тем, что народ тусит на "истории" под тем же Шпаковским и Рыжовым.
      Доброе утро, Сергей!
      1. 0
        2 мая 2022 06:55
        Антон;Рад общению,право!!! wink Но я,как бы...ещё в праздовании победы ЦСКА..Извиняй,брат!
    2. +2
      2 мая 2022 07:50
      Всем доброго утра и дня! Олеговичу вечное спасибо, просто порадовал в наше непростое время! hi А я, на рыбалку laughing
  2. +2
    2 мая 2022 06:36
    Народ ещё не проснулся.Бывает. :bully
    И драгунов Ваших вчерашних прочитал.А как же? АВТОР!Но?Были проблемы.
  3. +10
    2 мая 2022 06:56
    мне показалось.., или г-н Шпаковский похвалил что-то Советское? what belay
    1. 0
      2 мая 2022 07:04
      Цитата: Region-25.rus
      Советское?

      Да,ладно Вам,право! Жизнь прекрасна!Нет? wink
    2. +11
      2 мая 2022 07:14
      И на старуху бывает проруха. laughing А вообще сейчас такой тренд уже пошел, некоторые начинают переобуваться на фоне Красных знамен в спецоперации. Знаменитая смелая Бабушка с Красным знаменем крепко дала пинка не только бандеровцам но и всяким доморощенным булкохрустам, все их ,,ценности,, оказались никому не нужными сегодня а как максимум враждебными. hi
      1. +1
        2 мая 2022 07:44
        Цитата: Лоцман
        доморощенным булкохрустам,

        Если честно?Не тянет.Переобуваться,право С самого начала..."спецоперации" относился к онной?Плохо.Впрочем?Ну ее....политику в смысле.Меня онная в "бан" заводит...как правило hi
      2. -1
        2 мая 2022 09:19
        Цитата: Лоцман
        доморощенным булкохрустам

        Очень тонкое понятие,нет?К примеру.Я мастер РСУ.Кто я?
    3. -1
      2 мая 2022 07:23
      мне показалось.., или г-н Шпаковский похвалил что-то Советское?

      Оттого ,что фильм снят в эпоху СССР - русским он не перестал быть.
      1. +5
        2 мая 2022 07:49
        Цитата: lucul
        русским он не перестал быть.

        Советским,право wink
    4. +7
      2 мая 2022 08:41
      Ну,ему переобуваться в прыжке(советскому пропагандисту)не впервой.А фильм действительно замечательный.Кстати,в 70-80е его показывали редко.
      1. +1
        2 мая 2022 08:58
        Возможно стоит относиться к автору статьи,как к АВТОРУ СТАТЬИ?Нет? Идеология?Зачем?Вам статья понравилась?Мне-да.Кромольный вопрос!А что делали Вы в 1991 году? laughingКак и некая"Татра"?Блуждающая по сайтам.Вопрос!А почему ник с чешским названием,ась?
        1. +8
          2 мая 2022 09:07
          Что я делал?Работал в электроэнергетике.Обустраивал только что полученную квартиру.Вы намекаете на участие в митингах?Ходить некогда было,да и я был,есть и буду советским человеком .В отличие от г-на Шпаковского.
          1. +1
            2 мая 2022 09:24
            Ох,ну и что?И я был "простым советским человеком".Дальше?Всё зависит от конкретики!Вырос? Молодец!Нет?Ну...судьба.
            1. +4
              2 мая 2022 09:32
              Нет,если Вы "выросли"из советского сознания,воспитания и образования,и стали настоящим "современным",то и флаг в руки.
              1. -1
                2 мая 2022 09:41
                Цитата: dmi.pris
                ,если Вы "выросли"из советского сознания,воспитания и образования,и стали настоящим "современным",то и флаг в руки.

                Чёрт побери!Ну Вам то кто это мешает,ась?
                1. +5
                  2 мая 2022 09:44
                  Мне "мешает"нынешнее состояние общества,уровень образования,воспитания.У меня большая семья и своих детей я воспитал в тех самых традициях.
                  1. 0
                    2 мая 2022 09:54
                    Цитата: dmi.pris
                    .У меня большая семья и своих детей я воспитал в тех самых традициях

                    Я просто рад за Вас!Это удача,право!
      2. +1
        3 мая 2022 09:39
        Вот да. Книжку читал, а про фильм как-то даже и не знал, не припоминаю что смотрел.
        1. +4
          3 мая 2022 10:05
          Его очень мало показывали.Через десять лет сняли кинодилогию "Москва-Кассиопея".Тоже смотрел с удовольствием.
    5. 0
      2 мая 2022 08:44
      Цитата: Region-25.rus
      мне показалось.

      Я всегда хвалю хорошее и ругаю плохое. Остается решить чего было больше хорошего или плохого?
      1. +1
        2 мая 2022 09:09
        Да горащдо больше замечательного было.
        1. -2
          2 мая 2022 18:09
          Цитата: dmi.pris
          Да горащдо больше замечательного было.

          Вы грешите не только против логики, но и против здравого смысла. Если бы было так, как Вы пишите, мы и сегодня жили бы в СССР!
          1. +6
            2 мая 2022 18:32
            Неужели?Тогда почему все больше людей хотят вернуться туда?Хлебнули сполна "свободы"
            1. +1
              7 мая 2022 18:41
              Цитата: dmi.pris
              Тогда почему все больше людей хотят вернуться туда?

              Потому, что в любом обществе 80% дураков, а умных только 20. Вот их и тянут войти в ту же реку, хотя вода в ней уже дано другая. Хотят чтобы были иномарки как сейчас, и можно было на компе стучать, что в башку придет, но при этом работать спустя рукава, как при совке, получать 13 зарплат за хреновую работу и иметь все услуги бесплатно. Главное бесплатно. Но только назад пути нет.
      2. 0
        7 мая 2022 18:36
        kalibr (Вячеслав) Я всегда хвалю хорошее и ругаю плохое. Остается решить чего было больше хорошего или плохого?
        Доброго времени суток, Вячеслав! Что скажете о документальном фильме "Великие комбинаторы" ТК "История"? Перечисленные и не только, НФ книги читал в детстве и юности (ещё нравится "Последний день "Туготрона"), советские НФ фильмы пересматриваю с деткам и сейчас...
        1. 0
          7 мая 2022 18:45
          Цитата: TANKISTONE
          Что скажете о документальном фильме "Великие комбинаторы"

          Извините, не видел.
          1. 0
            14 мая 2022 23:01
            kalibr (Вячеслав) Извините, не видел. Оч-ч-нь рекомендую, Вячеслав! Здоровья!
            1. 0
              15 мая 2022 07:26
              Спасибо! Постараюсь последовать Вашему совету.
  4. +1
    2 мая 2022 07:02
    Не имея возможности рассуждать о художественной ценности фильма, которого не видел, хочу заметить, что повесть Казанцева, как литературное произведение, проигрывает "Стране багровых туч" Стругацких, которым с экранизациями вообще не сильно везло.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. 0
      2 мая 2022 07:09
      Антон!Сделай скидку на года!Это же был далеко не Голивуд,право!По тем временам,весьма достойно....право. wink
      1. -1
        2 мая 2022 07:12
        Заметь, я говорил только о литературе!
        1. 0
          2 мая 2022 07:16
          Стругацкие!Умели писать,однако.Вдвоём? Наверное? wink Шучу.Сегодня.
          1. -1
            2 мая 2022 07:20
            Причем, заметь, проживая в разных городах! Однако, у них есть и сольные произведения, по крайней мере у Бориса.
            1. -1
              2 мая 2022 07:56
              Блин!Хотел тебе послать классную подборку драк "энхаэловских",но...Ютуб-не разрешает,ибо?НХЛ-иногент.И как это назвать? laughing
              1. -1
                2 мая 2022 07:59
                И как это назвать?
                "Чем дальше в лес, тем толще партизаны".
        2. 0
          2 мая 2022 07:33
          Цитата: 3x3zsave
          литературе

          С Борисычем классно "поговорили"... правда....о хоккее.О сути драк.Хоккейных.[i][/i]
          1. 0
            2 мая 2022 07:37
            Ничто иное,как шоу.Ну и?Партнёров....разадорить,что-ли."Раздухарить".
      2. +1
        5 мая 2022 13:53
        А что голливуд? А голливуд фильмы подобного качества начал снимать только после "Планеты бурь" и не сразу достиг и переплюнул этот замечательный фильм,до звездных войн" у них ничего примечательного о сказочном космосе снято не было(смотрел"планету бурь" первоклассником и до сих пор помню некоторые эпизоды,так он врезалсяв память!)
  5. +5
    2 мая 2022 07:27
    Фильм – а я его посмотрел в том же 1962 году, произвел на меня просто потрясающее впечатление

    На меня тоже , правда я смотрел его где-то лет в 7-9 ,и потом тщетно пытался найти снова - его просто тупо не показывали по эфиру. Только потом по интернету нашёл.
    Фильм классный - передаёт и форму и содержание .
    1. +1
      2 мая 2022 18:39
      Нас водили на этот фильм классом.Году этак в 1973..Показывали в детском кинотеатре.
  6. +2
    2 мая 2022 08:25
    Вячеслав Олегович!А мне как очень даже нравятся..."венерианские блондинки"!Ну чуть другое не написал, право! wink По поводу "блондинок"!
  7. +5
    2 мая 2022 08:46
    Планета бурь

    ,,,,Стэнли Кубрик и Джордж Лукас признавались, что без этого фильма не было бы ни "Космической одиссеи", ни "Звездных войн". Не случайно "Планета бурь" входит в учебную программу американских киношкол - как демонстрация операторского мастерства, возможности практически на пустом месте создать шедевр.
    1. 0
      2 мая 2022 09:07
      Цитата: bubalik
      ,,,Стэнли Кубрик и Джордж Лукас признавались, что без этого фильма не было бы ни "Космической одиссеи", ни "Звездных войн". Не случайно "Планета бурь" входит в учебную программу американских киношкол - как демонстрация операторского мастерства, возможности практически на пустом месте создать шедевр.

      Сергей! Привет!Об этом не знал.Спасибо за инфу,право!
  8. +9
    2 мая 2022 10:10
    Здравствуйте, коллеги!

    А меня из произведений Казанцева больше других зацепила в юности трилогия «Фаэты».
    Сейчас, вроде бы, уже доказано, что никакой планеты на месте нынешнего пояса астероидов не существовало. А тогда книга воспринималась не как абсолютная фантастика, а как то, что вполне могло бы быть в реальности!
    Особо восхитило то, как Казанцев вписал в сюжетную канву известные артефакты-анахронизмы.
    И самое главное, «Фаэты» с одинаковым интересом читаются в любом возрасте. Только навеянные книгой размышления у каждого поколения будут свои.

    Вячеславу Олеговичу огромное спасибо, с утра такой заряд бодрости!
    hi
    1. +2
      2 мая 2022 18:12
      Цитата: OldMichael
      Особо восхитило то, как Казанцев вписал в сюжетную канву известные артефакты-анахронизмы.

      Меня просто трясло после прочтения этой книги! Но началась тема в "Планете бурь".
    2. +2
      2 мая 2022 18:59
      Выходит "Мост Дружбы" не столь популярен, как "Фаэты".
  9. +2
    2 мая 2022 15:53
    "Планета бурь" отсмотрена мною в 80-х. Поведние персонажей было настолько естественным и правдоподобным, что фильм казался кинохроникой с места событий, а все последующие голливудские фильмы -- фантастикой, каковой они и были. Хотя и "Планета бурь" -- фантастика. С тех пор ничего подобного не снято. И это при могуществе современных технических средств.
  10. +3
    2 мая 2022 15:56
    Ну и славненько.Познавательно.Намного интересней чем выдуманные истории аборигенов.Неужто исправился В таких превосходных тонах о Советском Союзе.Не ожидал.. Да-с.. good good
    1. +2
      2 мая 2022 18:14
      Цитата: алексей алексеев_2
      В таких превосходных тонах о Советском Союзе

      О хорошем - хорошее. О плохом - плохое. А еще будут статьи о радио и ТВ, журналах познавательной и литературе... С этим тоже все было хорошо. И логика: хорошее сохраняем, от плохого отказываемся.
      1. +3
        2 мая 2022 19:19
        Ждём-с : С нетерпением
  11. +3
    2 мая 2022 19:28
    если честно то предпочел бы что бы вместо солженицына в курс школьной программы ввели ефремова и казанцева, а первого бы заставил читать всех любителей радужного флага
    1. +1
      2 мая 2022 21:28
      Цитата: Василенко Владимир
      если честно то предпочел бы что бы вместо солженицына в курс школьной программы ввели ефремова и казанцева

      Не знаю как Казанцев, а Ефремов это не фантастика, а по большому счету футурология. Солженицын для нашей власти актуальнее. Ефремов писал про коммунистическое будущее, а коммунизм для нашей капиталистической власти поперёк горла.
      1. +2
        2 мая 2022 22:18
        Цитата: IS-80_RVGK2
        Ефремов писал про коммунистическое будущее

        далек не все, лезвие бритвы, таис афинская, на краю ойкумены
        Ефремов очень точно и доходчиво описал красоту человеческого тела и кстати обосновал гибельность гомосятины
    2. -1
      3 мая 2022 08:39
      Цитата: Василенко Владимир
      ввели ефремова

      Не надо нам шпиона английского.
      1. +1
        3 мая 2022 09:28
        Цитата: мордвин 3
        Не надо нам шпиона английского.

        и с какого перепугу Ефремов аглицкий шпион?!
        1. -1
          3 мая 2022 11:12
          Цитата: Василенко Владимир
          и с какого перепугу Ефремов аглицкий шпион?!

          А почитайте. "Над пропастью по лезвию меча" Бикбаева.
          1. +1
            3 мая 2022 12:54
            Цитата: мордвин 3
            "Над пропастью по лезвию меча" Бикбаева.

            бикбаев р.н. - Башкирский поэт, литературовед и общественный деятель. Народный поэт Башкортостана, доктор филологических наук
            вы историю франции по дюма не пробовали изучать?!!!
            первопричина мифа о работе на английскую разведку хорошо известна, кстати будь он реально завербованным фиг бы в 70х-80х его книги в Союзе продавались
            1. -1
              3 мая 2022 13:48
              Цитата: Василенко Владимир
              вы историю франции по дюма не пробовали изучать?!!!

              Пробывал
  12. +2
    2 мая 2022 21:51
    Мне всегда было удивительно то, что в СССР ,стране покорителей космоса, так мало внимания уделялось экранизации космической фантастики (незаслуженно мало относительно спроса , и относительно объемов выпускавшихся теми же США) . При том, что советская фантастика породила целую плеяду отличных ,самобытных авторов на самый разный вкус. и экранизационный объем.
    Что можно вспомнить -то на вскидку ? "Планета Бурь" , "Отроки во вселенной", "Подземелье ведьм", "Дознание пилота Пиркса" , "Трудно быть богом", "Через тернии к звездам", "Солярис" и бессмертная "Кин-дза-дза" - вот казалось бы и все, что породил кинематограф СССР запоминающегося на космическую тематику. Конечно были еще фильмы 50х годов , была "Аэлита" - но я сейчас именно о запоминающихся вещах ,к которым интересно вернуться. 8 фильмов. Ну 10 , допустим.
    За 30+ лет от первого спутника до развала союза. Слабовато !
    При этом мы обожали скрепеть на тему популяризации культуры вовне - и где была эта популяризация ?!
    Как будто мы помогали советским фантастам с переводами и печатью их произведений зарубежом. Как будто нам было жалко отказать какой-нибудь очередной банановой автократии и наснимать на сэкономленное еще штук 20 качественных фильмов.
    Советский кинематограф (и особенно фантастический или сказочный) могли стать мощнейшим рычагом влияния на умы вовне -но он так и остался "вещью в себе" с очень небольшим количеством исключений.
    Увы . Глядя на "Отроков" или "Подземелье" или "Тернии" я понимаю ,что у нас был колоссальный потенциал ,который старые партократы даже близко не представляли.
    1. +3
      2 мая 2022 23:51
      " Молчание доктора Ивенса", " Бегство мистера Мак Кинли". Были такие фильмы. Мне запомнились. Но там, правда, не космическая, а больше философская фантастика.
      И некоторые из выпусков " Этот фантастический мир" были очень даже неплохи.
    2. +1
      7 мая 2022 18:49
      Цитата: Knell Wardenheart
      Советский кинематограф (и особенно фантастический или сказочный) могли стать мощнейшим рычагом влияния на умы вовне -но он так и остался "вещью в себе" с очень небольшим количеством исключений.

      +++++++++++++++++++++
  13. +3
    3 мая 2022 02:53
    Фильм уже не посмотрел из-за разницы поколений. Да и книгу почему-то не помню чтобы читал. На мой взгляд самое сильное произведение Казанцева это конечно *Фаэты"
  14. +3
    3 мая 2022 08:33
    Фильм замечательный. Это был кинематографический прорыв в комбинированных съёмках. Тогда же вышел фильм Человек-амфибия. По поводу робота в Планете бурь, ходили слухи, что внутри его снимался Юрий Власов - тогда сильнейший человек в мире. Книгу тоже читал в сборнике Мир приключений.На фоне полётов первых наших космонавтов - это было злободневной мечтой. Были режиссёры энтузиасты.
  15. +1
    3 мая 2022 19:50
    От этого фильма запад поимел намного больше, чем простые переделки.
    Режиссеры потом часто стали использовать многие выдумки и подходы из него.
    Есть документальный фильм про него.
  16. 0
    3 мая 2022 21:53
    Смотрел в детстве.
  17. +1
    4 мая 2022 02:22
    Клушанцев - человек,на которого молились Кубрик,Спилберг, Лукас. Кстати,Клушанцев безвозмездно передал свои архивы Спилбергу,благодаря которым взошла его звезда. Некоторые технические элементы тот так и не смог повторить.Мало кто знает,но именно Клушанцев смог сотворить эффект невесомости на пленке. Тросовый подвес-камера снизу. Рассказываать можно бесконечно долго.Чего только стоят его документаальные фильмы про космос,благодаря которым в мире появилось целая плеяда астрономов и ученых изучающих космос.И всее благодаря гению Советской эпохи, без цифры сотворившего не одно чудо.
  18. +1
    4 мая 2022 02:28


    найдите отличия
  19. +1
    4 мая 2022 11:20
    Респект и уважение. Хорошая картина была.
  20. KLV
    +1
    4 мая 2022 14:48
    " ... министр культуры СССР Екатерина Фурцева, заявила, что фильм очень интересный, но все-таки указала, что советская женщина-космонавт не может рыдать в космосе и терять самообладание в трудной ситуации".

    Вот как тут не вспомнить полёт В. Терешковой и мнение о нём С.П. Королёва?