Бетонобойные бомбы

Бетонобойные авиационные бомбы (БетАБ) предназначены для эффективного уничтожения железобетонных покрытий и взлетно-посадочных полос аэродромов. Конструктивно представлены двумя основными видами бомб: свободного падения и с реактивными ускорителями. Бетонобойные авиабомбы свободного падения предназначены для бомбометания с больших высот и конструктивно очень близки к стандартным толстостенным фугасным авиабомбам. Бетонобойные бомбы с парашютом и реактивным ускорителем используются для бомбометания с любых высот (в том числе и малых). За счет парашюта угол падения бомбы увеличивается до 60 градусов, после чего парашют отстреливается и запускается реактивный ускоритель.

Чаще всего масса бетонобойных бомб составляет 500-1000 кг., при этом могут встречаться авиабомбы и большего калибра. Такого вида оружие предназначено для поражения объектов с прочной бетонной или железобетонной защитой или сильно бронированных объектов. К примеру, фортификационных сооружений (таких как ДОТ), бункеров, береговых батарей, ВПП или крупных боевых кораблей.

Американская бетонобойная бомба GBU-28 (BLU-113)


В настоящее время наиболее массовой американской бетонобойной бомбой, которая известна в мире, является GBU-28 (BLU-113), которая была создана перед операцией «Буря в пустыне» и была предназначена для уничтожения бункеров Саддама Хусейна. Задание на разработку подобных бомб в октябре 1990 года было выдано конструкторскому подразделению ASD Development Planning group, находящемуся на базе ВВС США Эглин во Флориде. К работе над данным проектом были также подключены специалисты компаний Space Company и Lockheed Missile.

Для того чтобы успешно пробивать грунт, бетонные перекрытия и броню, бомба должна быть достаточно тяжелой, а также обладать малым сечением (для того чтобы не «размазывать» свою кинетическую энергию по большой площади), помимо этого она должна состоять из твердого сплава. Это необходимо для того, чтобы при соприкосновении с препятствием боевая часть не срабатывала на твердой поверхности, а пронизывала ее. В свое время в США поломали голову над тем, чтобы найти и создать подходящий корпус для бетонобойной бомбы. Выход из ситуации подсказал бывший армейский офицер, работавший в компании Lockheed. Он вспомнил, что на артиллерийских складах хранится большое число стволов от 203-мм гаубиц M201 SP.
Бетонобойные бомбы
GBU-28

Данные стволы были выполнены из подходящего сплава и нашлись в достаточных количествах на артиллерийских арсеналах, в частности на арсенале Watervliet, расположенном в штате Нью-Йорк. Именно в мастерских данного арсенала артиллерийские стволы были доведены до необходимых размеров. Для изготовления бомб их обрезали под заданные размеры, после чего удалили все выступающие элементы, находящиеся с внешней стороны. Изнутри стволы были специально рассверлены, их диаметр был доведен до 10 дюймов (245 мм). Это было сделано для того, чтобы к новому «телу» бомбы можно было применить наконечник от старой БетАБ BLU-109.

С территории арсенала Watervliet собранные корпуса для бомб были доставлены на базу Эглин, где их предстояло начинить взрывчатым веществом. При этом, специального оборудования для бомбы таких размеров на авиабазе просто не было, и работать военным приходилось практически кустарными методами. Так в частности, изолирующий слой, который наносился на внутреннюю поверхность бомб, должен был пройти процедуру термообработки в специальной печи, но вместо этого инженеры на военной базе вынуждены были применить самодельный внешний электронагреватель. Вкопав корпус бомбы в землю, вручную ведрами в нее заливался горячий расплавленный тритонал. Для системы наведения бомбы было использовано лазерное прицельное устройство от GBU-24. Итогом всех работ стала боевая часть, получившая название BLU-113, а вся бомба целиком получила обозначение GBU-28.

Поскольку время поджимало создателей, они не стали проводить серию из 30 положенных испытательных пусков, ограничившись лишь двумя. 24 февраля 1991 года первая бомба GBU-28 была сброшена с самолета F-111 на пустынном полигоне в США. Бетонобойная бомба ушла в грунт на глубину в 30 метров – с этой глубины ее даже решили не выкапывать. Еще 2 дня спустя бомбу разогнали на реактивной рельсовой тележке и выстрелили по вертикально стоящей стопке из железобетонных плит. В итоге бомба пробила все плиты и пролетела еще 400 метров.

Еще 2 корпуса, которые были подготовлены на авиабазе Эглин, были заряжены взрывчатым веществом, оборудованы и отправлены для боевых испытаний в Ирак. Пользуясь полным превосходством в воздухе, 23 февраля 1991 года 2 тактических истребителя F-111 без каких-либо трудностей добрались до своей цели – одного из подземных бункеров, принадлежащего иракской армии. Пока один из F-111 подсвечивал цель, другой заходил на бомбометание. В итоге одна из бомб прошла мимо, а другая попала точно в цель, не оставив на поверхности никаких видимых следов повреждения. Лишь через 7 секунд из вентиляционной шахты бункера пошел густой черный дым, что могло означать только одно – бункер был поражен и уничтожен. От постановки задачи до боевых испытаний новой авиабомбы GBU-28 прошло всего 4 месяца.
Бетонобойные бомбы
Сброс GBU-28 с F-15

Иностранные разработки в этой области

Еще в начале 90-х годов министерствами обороны ряда стран НАТО: США, Германии, Великобритании, Франции были сформированы требования к боеприпасам с повышенной проникающей способностью. Такого рода бомбы планировалось применять против хорошо защищенных подземных объектов противника (толщина перекрытий до 6 метров). В настоящее время в достаточном количестве производятся лишь авиабомбы одного типа, которые в состоянии разрушить такие объекты. Это американская авиабомба BLU-113, которая входит в состав управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-28 и GBU-37 (общая масса 2300 кг). Такие бетонобойные бомбы могут размещаться в отсеке вооружения стратегического бомбардировщика В-2А или на подфюзеляжной точке подвески тактического истребителя F-15E. Исходя из этого, военные задумываются о создании более легких боеприпасов данного типа, что позволило бы использовать их с других самолетов-носителей, которые имеют ограничения на размеры и массу бомб, размещаемых на пилонах.

Американские и европейские специалисты выдвинули 2 концепции по созданию новых бетонобойных боеприпасов массой не более 1 000 кг. Согласно созданной в Европе концепции предлагается создание тандемных бетонобойных боевых частей нового типа (ТББЧ). В настоящее время на вооружении ВВС Великобритании уже состоят бетонобойные суббоеприпасы с тандемным расположением кумулятивного и фугасного зарядов – SG-357, которые входят в состав снаряжения несбрасываемой авиационной кассеты JP-233 и предназначается для уничтожения ВПП аэродромов.

Но в связи с небольшими размерами и малой мощностью заряды SG-357 не в состоянии уничтожать объекты, расположенные глубоко под землей. Предлагаемая новая ТББЧ состоит из оптического неконтактного взрывательного устройства (ОНВУ), а также одного или нескольких кумулятивных зарядов, которые находятся непосредственно перед основной боевой частью бомбы (ОБЧ). При этом корпус основной боевой части авиабомбы выполняется из высокопрочных материалов на основе вольфрамовой стали с применением других тяжелых металлов, обладающих сходными свойствами. Внутри находится заряд взрывчатого вещества, а в донной части бомбы программируемое взрывательное устройство.

По словам разработчиков, потеря ОБЧ кинетической энергии в результате взаимодействия с продуктами детонации не будет превышать 10% от начального значения. Подрыв кумулятивного заряда происходит на оптимальном расстоянии от цели по информации поступающей от ОНВУ. В появившееся в результате взаимодействия кумулятивной струи бомбы с преградой свободное пространство направляется ОБЧ, которая после поражения оставшейся части преграды взрывается уже внутри объекта. Проведенные лабораторные исследования продемонстрировали, что глубина проникновения бетонобойных бомб в преграду зависит в основном от скорости соударения, а также физических параметров взаимодействующих тел (таких как твердость, плотность, предел прочности и т.д.), а также соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, а для бомб с ТББЧ еще и от диаметра кумулятивного заряда.
Бетонобойные бомбы
Поражение бомбой бетонного укрытия для самолетов

В ходе испытаний бомб с ТББЧ массой до 500 кг (скорость соударения с объектом 260-335 м/с) было выявлено, что они могут проникать в грунт средней плотности на глубины в 6-9 метров, после чего пробивать бетонную плиту общей толщиной в 3-6 метров. Помимо этого, такие боеприпасы могут успешно поражать цели при меньших, чем у обычных бетонобойных бомб, значениях кинетической энергии, а также при менее острых углах атаки и более острых углах подхода к цели.

В свою очередь американские специалисты пошли по пути улучшения существующих унитарных бетонобойных боевых частей (УББЧ). Особенностью применения таких бомб является то, что им необходимо придать перед столкновением с целью большую кинетическую энергию, в результате чего существенно возрастают требования к их корпусу. При создании новых боеприпасов американцы провели серию научных исследований по разработке особо прочных сплавов для производства корпуса, а также нахождению оптимальных геометрических размеров (к примеру, носовой части бомбы).

Для увеличения соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, что обеспечивает большую проникающую способность, было предложено при сохранении прежних габаритных размеров существующих боеприпасов, нарастить толщину их оболочки за счет сокращения количества взрывчатого вещества в боевой части бомб. К достоинствам новых УББЧ можно с уверенностью отнести простоту их конструкции и более низкую цену, особенно в сравнении с тандемными боеприпасами. В результате серии испытаний было установлено, что УББЧ нового типа (массой до 1 000 кг. и скоростью равной 300 м/с) могут проникать в грунт средней плотности на глубину от 18 до 36 метров и пробивать при этом железобетонные перекрытия толщиной 1,8-3,6 метра. Работы по улучшению данных показателей все еще продолжаются.

Российские бетонобойные бомбы

В настоящее время на вооружении российской армии находится 2 типа бетонобойных бомбы массой в 500 кг. Бетонобойная свободнопадающая авиационная бомба БЕТАБ-500У предназначена для уничтожения подземных складов боеприпасов, ГСМ, ядерного оружия, узлов связи, командных пунктов управления, железобетонных укрытий (в том числе для самолетов), автострад, рулежных дорожек и т.д. Данная бомба способна пробить 1,2 метра железобетона или до 3 метров грунта. Может использоваться с высот от 150 метров до 20 000 метров при скоростях от 500 до 2 300 км/ч. Для обеспечения угла падения 90 градусов бомба снабжена парашютом.
Бетонобойные бомбы
Российская бетонобойная бомба БетАБ 500ШП в разрезе

БетАБ 500У

Диаметр: 450 мм.
Длина: 2480 мм.
Масса бомбы: 510 кг.
Масса ВВ: 45 кг. в тротиловом эквиваленте

Второй бетонобойной авиабомбой является БЕТАБ-500ШП – штурмовая с реактивным ускорителем. Данная бомба предназначена для уничтожения ВПП аэродромов и рулежных дорожек, железобетонных укрытий самолетов, автострад. Данный боеприпас способен пробить броню толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности бомба способна образовать воронку диаметром в 4,5 метра. При попадании бомбы в ВПП бетонное покрытие повреждается на площади до 50 кв. метров. Данная бомба применяется с самолетов на скорости 700 – 1150 км/ч и на высотах от 170 до 1 000 метров (при горизонтальном полете). При бомбометании с пикирования под углом не более 30 градусов и при высоте не менее 500 метров.

БетАБ 500ШП

Диаметр: 325 мм.
Длина: 2509 мм.
Масса бомбы: 424 кг.
Масса ВВ: 77 кг.

Источники информации:
-http://commi.narod.ru/txt/2001/0209.htm
-http://www.popmech.ru/article/10759-s-nebes-v-preispodnyuyu/
-http://www.airwar.ru/weapon/ab/betab-500u.html
-http://www.airwar.ru/weapon/ab/betab-500shp.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Kars 2 октября 2012 10:02
    Данный боеприпас способен пробить броню толщиной до 550 мм.


    не броню столько не пробьет.

    http://aviaros.narod.ru/betab500shp.htm
  2. Lazer 2 октября 2012 10:18
    Жиденькая бомбочка у нас, по сравнению с американской. Или янки не так глубоко под землю прячутся.
    1. black_eagle 2 октября 2012 12:03
      Просто по нашей концепции БетАбы нужны в основном для уничтожения ВВП, а для того что б вывернуть пару плит и меньшего заряда хватит
      black_eagle
      1. пухлый 2 октября 2012 13:16
        ВВП или ВПП? :)
        пухлый
        1. black_eagle 2 октября 2012 13:42
          Пардон, ачепятка!)))))
          black_eagle
    2. ЯКОБЫ 2 октября 2012 13:57
      Приезжает Брежнев к Картеру с официальным визитом.
      Картер водит Брежнева по Белому Дому, показывает ему разные
      достопримечательности и в конце заводит в небольшой кабинет.
      В этом кабинете на стене приделана небольшая панелька, а на
      ней две кнопочки - белая и черная.
      Картер говорит Брежневу:
      - Вот посмотрите, Леонид Ильич: у меня есть две кнопочки.
      Если я нажму на белую, то на СССР упадет атомная бомба, а
      если я нажму на черную, то на СССР упадет водородная бомба...
      Сказал и смотрит, какое впечатление его слова произведут.
      Брежнев подумал и говорит:
      - Вы знаете, мистер президент, во время войны у меня в Польше
      была одна знакомая пани. У нее в доме было два унитаза - один
      голубой, а другой розовый... Но когда в Варшаву вошли
      советские танки, она обосралась прямо на лестнице!
    3. beard999 2 октября 2012 14:23
      Цитата: Lazer
      Жиденькая бомбочка у нас

      Справедливости ради, самые мощные проникающие российские авиабомбы, в статье не упомянуты. Например, ФАБ-1500-2600ТС обеспечивает гарантированное пробитие высокомарочного армированного бетона толщиной 2,5 метра. Так же не стоит забывать о серии корректируемых полуторок с бетонобойной БЧ - КАБ-1500Л-Пр, КАБ-1500Кр-Пр, КАБ-1500ТК-Пр, КАБ-1500ЛГ-Пр, которые обеспечивают гарантированное пробитие 2 метров армированного бетона заглубленного (в зависимости от плотности грунта) на 10-20 м.
      beard999
      1. Максим86 3 октября 2012 08:52
        ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ АВИАБОМБЫ(ТГАГ-5/ТНТ):
        Общий вес (без взрывателей),кг – 2584/2551
        Вес взрывчатого вещества (разрывной заряд), кг – 469/435
        Коэффициент наполнения в процентах - 18,2/17,1
        Диаметр корпуса, мм – 630/630
        Общая длина, мм – 2840/2840
        Размах стабилизатора, мм – 792/792

        Картинку нашел.
      2. K.S.R. 29 декабря 2012 21:44
        ФАБ - это же фугасные, а не бетонобойные?
        K.S.R.
  3. rkka 2 октября 2012 13:52
    уничтожения ВВП Владимира Владимировича Путина )
    1. rjhgec55v 31 октября 2012 14:56
      Может тебе обратиться к врачу??? тут люди оружие обсуждают а ты опять про Путина..ну честное слово для этого есть газета или лента иди туда там полно любителей писать каждый день про путина..иди к ним присоединяйся
      rjhgec55v
  4. ЯКОБЫ 2 октября 2012 13:55
    Сидят два украинца и пьют горику.
    - Петро, а Петро, а шо це таке атомная бомба?
    - А это когда як шибанет: тебе нема, мене нема и горилки нема.
    - Петро, а Петро, а шо це таке нейтронная бомба?
    - А это когда як шибанет: тебе нема, мене нема, а горилка е.
    - Петро, а Петро, а шо це таке шибануло, шо ты е, я е, а горилки нема?
  5. Андрей77 6 октября 2012 17:24
    GBU-28 в разрезе нет?
  6. rjhgec55v 31 октября 2012 14:58
    А почему не затронута тема вакуумных бомб, они тоже относяться к средствам уничтожения особо прочных укреплений...например наша последния разработка для уничтожения бункеров
    rjhgec55v
  7. leon1204id 9 октября 2015 19:32
    Насчет Вакуумных бомб:
    http://fb.ru/article/188855/termobaricheskoe-orujie-vakuumnaya-bomba-sovremennoe
    -orujie-rossii
    http://buler.eu/Catalog_Full/ru/odab_500pmv.htm
    http://www.youtube.com/watch?v=dKOBWgNHB2I
    А не применяются,потому,что города и памятники архитектуры тоже лягут.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня