Пёрл-Харбор. «День позора» США и первый шаг к поражению Японии

81

Кадр из фильма «Тора, Тора, Тора», 1970 г.

Сегодня мы продолжим рассказ, начатый в статье Пёрл-Харбор. Роковая победа Японии. Поговорим о состоянии американского Тихоокеанского флота и о знаменитой атаке японской эскадры «Кидо Бутай» на военно-морскую базу Пёрл-Харбор.

Странные действия американцев


Тихоокеанский флот США был создан в 1919 году. Традиционно он базировался в Калифорнии и лишь периодически выдвигался к Гавайским островам, где его базой была гавань Пёрл-Харбор на острове Оаху.




Пёрл-Харбор, вид сверху, фото 1986 г.

Дело в том, что, помимо безусловной выгоды такого расположения, имелись и минусы, связанные с большей уязвимостью кораблей. Во время маневров 1932 года, выступавший в роли командующего флотом условного противника адмирал Г. Ярнелл, используя лишь два авианосца, на которых размещались 152 самолета, успешно «атаковал» аэродромы близ Пёрл-Харбора. Американских военных экспертов это не смутило. Выводы, сделанные ими, поражают своей парадоксальностью:

«Сомнительно нанесение сильного удара с воздуха по Оаху перед лицом сильной авиации, защищающей остров. Авианосцы будут поражены, а нападающие самолеты понесут большие потери.»

Японцы оценили итоги американских маневров более адекватно:

«В случае базирования главных сил американского флота в Пёрл-Харборе военные действия надлежит открыть внезапными ударами с воздуха.»

Новые учения армии и флота США состоялись в 1937 году. И снова 400 «вражеских» самолетов «уничтожили» аэродромы на Оаху, после чего условному противнику удалось высадить десантные войска, «захватившие» остров. Потери нападавших были оценены в один линейный корабль.

Однако по причине нарастания напряжённости в отношениях с Японией (о чём было рассказано в предыдущей статье) 7 мая 1940 г. всё же было принято решение разместить корабли Тихоокеанского флота в Пёрл-Харборе.

В октябре 1940 г. командующий Тихоокеанским флотом США Дж. Ричардсон на встрече с Рузвельтом доложил об опасности для размещённых в Пёрл-Харборе кораблей. Президент к его мнению не прислушался, и в конце беседы адмирал заявил:

«Высшие офицеры флота не доверяют гражданскому руководству нашей страны, а без этого нельзя успешно вести войну на Тихом океане.»

В результате 12 января 1941 г. Ричардсон был снят со своего поста, и военно-морской министр Ф. Нокс прямо сказал ему:

«Во время беседы Вы обидели президента.»

Рузвельт и его окружение не верили в то, что Япония решится начать войну, и пребывание кораблей Тихоокеанского флота в Пёрл-Харборе скорее носило демонстративный характер. Главное внимание по-прежнему уделялось европейскому театру боевой деятельности. С 21 апреля 1941 г. Тихоокеанский флот покинули и ушли в Атлантику авианосец «Йоркстаун», линейные корабли «Миссисипи», «Айдахо» и «Нью-Мексико», 4 легких крейсера, 17 эсминцев, 10 вспомогательных судов, 3 танкера и 3 транспорта. И, накануне японской атаки на Пёрл-Харбор, сопровождаемые крейсерами и эсминцами, к островам Мидуэй и Уэйк ушли два последних авианосца Тихоокеанского флота – «Энтерпрайз» и «Лексингтон». Таким образом, 7 декабря 1941 г. в гавани Пёрл-Харбор находились 96 американских боевых кораблей, в том числе 8 линкоров. На аэродромах острова Оаху базировались 227 военных самолетов.

С 3 июня 1941 г. на Гавайях были развернуты радиолокационные станции. Однако работали они почему-то лишь несколько часов в день. По будням они включались только с 4 часов ночи до 11 часов утра, а по воскресеньям и в праздники (в том числе и 7 декабря) – с 4.00 до 7.00.

Заменивший Ричардсона Х. Киммель, бывший командир эскадры крейсеров, с удивлением узнал, что в случае нападения флот должен оборонять свои корабли, а защита базы Пёрл-Харбор поручена армейскому генералу У. Шорту. Силы гарнизона были весьма значительными: 2490 офицеров и 40 469 солдат, 82 трехдюймовых зенитных орудия, 20 37-миллиметровых орудий, 109 крупнокалиберных пулеметов. Однако отсутствие единого командования не позволяло организовать эффективную оборону базы. Но Киммель помнил, чем закончился спор Ричардсона с Рузвельтом, и потому предпочёл не раздражать начальство.

Пёрл-Харбор. «День позора» США и первый шаг к поражению Японии
Адмирал Х. Киммель

Недостаточно было и самолетов для патрулирования окрестностей острова Оаху: требовалось минимум 250 «летающих лодок» «Каталина», а в распоряжении Киммеля оказалось всего 81 таких самолетов.


«Летающая лодка» PBY-5A «Catalina» – морской патрульный бомбардировщик

Дело в том, что к острову Оаху противник мог подойти с любой из четырёх сторон. Северное направление, с которого последовал удар, не казалось очевидным, поскольку ближайшие японские владения находились к западу и югу от Гавайских островов. Именно здесь и велось наиболее интенсивное воздушное наблюдение. Северной части акватории в связи с нехваткой самолетов было уделено гораздо меньшее внимание.

«Кидо Бутай» выходит в море


В ночь на 18 ноября 1941 г. японские подводные лодки отправились к Гавайским островам. В их числе были 5 субмарин-носителей сверхмалых подводных лодок, которые должны были незаметно проникнуть в гавань Пёрл-Харбор. Корабли основной ударной группы к 25 ноября собрались в заливе Танкану острова Итуруп. Командовал эскадрой вице-адмирал Тюити Нагумо.


Вице-адмирал Тюити Нагумо

Последним сюда подошёл авианосец «Кага», который в Нагасаки принял на борт модернизированные торпеды концерна «Мицубиси». Секретность была так высока, что и управляющий отделением «Мицубиси» в Нагасаки, и капитан корабля полагали, что торпеды предназначены для атаки кораблей в гавани Владивостока. В составе «Кидо Бутай» оказались 6 авианосцев, 2 новейших линкора, 3 подводные лодки, несколько крейсеров, группа эсминцев, танкеры и вспомогательные суда. По воспоминаниям участников этого похода, боевой дух у экипажей кораблей был чрезвычайно высоким. Что касается пилотов авианосцев, то Футида утверждал: большинство из них были уверены, что погибнут в бою, и боялись только, «что атака окажется неудачной и им придётся неудачниками возвращаться в Японию».

Утром 26 ноября японские корабли вышли в море и направились к Гавайским островам.

6 декабря 1941 г. около 11.30 на мачте выполнявшего роль флагмана авианосца «Акаги» был поднят флаг, который нёс на себе флагманский броненосец адмирала Того («Микаса») в Цусимском сражении. Теперь отступление «Кидо Бутай» стало невозможным: атаковать Пёрл-Харбор следовало при любых обстоятельствах, даже в случае утраты фактора внезапности.

7 декабря 1941 года: удар по Пёрл-Харбору


В 6.00 7 декабря истребители «Зеро» взлетели с бортов японских авианосцев. Один из них упал в море. За истребителями подниматься стали бомбардировщики и торпедоносцы. Первую «волну» возглавил сам Футида, который в 6.20 на своём самолете (бомбардировщик) повёл на Пёрл-Харбор 40 торпедоносцев, 51 пикирующий бомбардировщик, 49 бомбардировщиков и 43 истребителя (всего 183 самолета). Вторая «волна» японских самолетов стартовала в 7.15. Капитан 3-го ранга Симазаки вёл 78 пикирующих бомбардировщиков, 54 бомбардировщика и 36 истребителей. Для отражения возможной контратаки, на авианосцах остались 39 истребителей «Зеро».

7 декабря 1941 г. пришёлся на воскресенье, и потому радиолокационные станции Оаху должны были работать лишь три часа – с 4.00 до 7.00. Однако служащие одной из станций решили потренироваться и сразу же – в 7 часов 2 минуты, на расстоянии 136 миль от острова ими была обнаружена большая группа самолетов. В 7.15 сведения о них были переданы в информационный центр. Молодой лейтенант Тайлер, дежуривший в тот день, был заранее извещён о прибытии из Сан-Франциско 12 американских бомбардировщиков «Б-17». Решив, что речь идёт о данной эскадрилье, он не предпринял никаких мер. Калифорнийские бомбардировщики действительно прилетели в Пёрл-Харбор – около 8.00. Они были сразу же атакованы японскими истребителями, но сумели приземлиться – хоть и с повреждениями. Прилетели на остров Оаху в тот день и 15 торпедоносцев американского авианосца «Энтерпрайз». Эти были атакованы не только вражескими истребителями, но и собственными зенитчиками. Совместными усилиями они сбили 5 самолетов из 19. Но не будем забегать вперёд.

Было 7.35, когда Футида «поймал волну» местной радиостанции и услышал прогноз погоды в районе цели:

«Разорванная облачность... главным образом над горами... высота 1500 метров, видимость хорошая.»

Это помогло ему оптимально выстроить самолеты для атаки на Пёрл-Харбор.


Японский бомбардировщик над Пёрл-Харбором, 7 декабря 1941 г.

Согласно довольно распространённой легенде, атака началась после того, как Футида передал кодовый сигнал «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр»). На самом деле сигналом к атаке в условиях сохранённой внезапности нападения была чёрная ракета, которая была выпущена в 7.49 – и вниз устремились самолеты-торпедоносцы. Однако истребители не заметили её. Футиде пришлось повторить сигнал и вторую подряд чёрную ракету пилоты бомбардировщиков расценили как извещение об утрате внезапности. Теперь следовало атаковать, не обращая внимания на очерёдность: вместо того чтобы нанести удар, уже оценив результаты действий торпедоносцев, бомбардировщики устремились в атаку практически одновременно с ними.

Первые бомбы упали на палубы американских кораблей в 7 часов 55 минут – на многих из них в это время начиналась церемония подъёма флага.


Удар по Пёрл-Харбору, кадр из японского фильма 2001 г.

Вспоминая тот день, один из американских штабных офицеров, находившийся на командном пункте, писал:

«Паники не было, царил упорядоченный ужас.»

Ужас действительно присутствовал, но вот насчёт его упорядоченности американец явно приврал. Зенитный огонь был настолько плохо организован, что на Гонолулу упало 39 американских снарядов, ущерб городу позже был оценён в 500 тысяч долларов (гораздо более полновесных, чем сейчас), погибли 65 (по другим данным – 68) мирных жителей, 35 были ранены.

На многих кораблях не нашли ключи от дверей в боевые погреба – их пришлось взламывать. Некоторые корабельные зенитные расчёты стреляли по самолетам противника учебными снарядами.

Поражённый торпедой линкор «Оклахома» перевернулся через 8 минут, унеся с собой на дно около 400 моряков. Другой линкор – «Аризона», затонул после прямого попадания бомбы в носовые боевые погреба. Практически мгновенно погибли 1102 человека. Загоревшемуся линкору «Западная Вирджиния» повезло больше: он сел на дно на ровном киле. Линкор «Калифорния» затонул прямо у пирса.

Старый линкор «Юта», который использовался во время учений в качестве мишени, из-за своего необычного вида был принят японскими летчиками за авианосец. Получив множество ударов, перевернулся.

Линкор «Невада», единственный из восьми, попытался выйти из гавани, но командование испугалось, что корабль будет потоплен на фарватере, перекрыв выход в море. Поэтому экипажу было приказано посадить линкор на мель.


Горящие американские линкоры, 7 декабря 1941 г.

Всего за утро 7 декабря японская авиация потопила пять линкоров из 8 и серьёзно повредила остальные.


Американский линкор заваливается на бок, 7 декабря 1941 г.

Подверглись атакам и другие американские корабли. Два эсминца затонули, три других – были серьёзно повреждены. Три легких крейсера получили серьёзные повреждения, но остались на плаву. Пострадали и четыре вспомогательных судна. А подводные лодки никакого урона американцам нанести не смогли. Одна большая подводная лодка была обнаружена американцами и потоплена у входа в гавань Пёрл-Харбор. Уничтожены были также две сверхмалые субмарины, ещё две – пропали без вести, одна села на рифовую отмель. Один их членов её экипажа сумел доплыть до берега, где попал в плен.

Помимо кораблей Тихоокеанского флота США, другой важной целью японцев были аэродромы и расположенные на них самолеты. Всего в тот день были уничтожены 188 самолетов, повреждены – 128.


Аэродром на базе ВМС США на острове Форд, 7 декабря 1941 г.

В воздух подняться удалось 10 американским самолетам, пилоты которых сбили 11 вражеских машин. Семь из них на счету лейтенантов Дж. Уэлча и Кена Тайлора. Всего же японцы потеряли 29 самолетов (9 в первой волне и 20 во второй). 74 японских самолета, получив повреждение, смогли вернуться на авианосцы.

Один японский самолет совершил вынужденную посадку на небольшом гавайском островке Ниихау. Пилот поначалу сдался в плен, но уже 12 декабря он с помощью жившего здесь японца... захватил власть на острове. Однако на следующий день был убит, а его местный союзник застрелился.

Последние японские самолеты отправились к своим кораблям в 9.45. Лишь бомбардировщик Футиды ещё полчаса находился в небе над Пёрл-Харбором: командир оценивал масштабы повреждений и ущерба, нанесённого противнику. Противовоздушная оборона американцев была полностью подавлена: одинокий японский самолет никто даже и не пытался атаковать.

Затем Футида направился к месту сбора отставших истребителей, которые, не имея радиопередатчиков, возвратиться могли, только следуя за другими самолетами. Обнаружив здесь два самолета, он благополучно привёл их к авианосцам.

Японские самолеты спешно заправлялись, пилоты на боевом кураже рвались уничтожить оставшиеся на плаву корабли и береговую инфраструктуру. Гэнда пытался убедить командующего в необходимости нанесения ударов по нефтехранилищам, докам и мастерским, предлагал найти и уничтожить американские авианосцы противника. Между тем в береговых ёмкостях хранились тогда запасы топлива, сравнимые со всеми резервами Японии. Всё было тщетно. Адмирал Нагумо отдал приказ об отходе к Японии, чего Гэнда и Футида так никогда и не простили ему.

Ужас на острове Оаху


Неразбериха и хаос на базе Пёрл-Харбор, в Гонолулу и на всём острове продолжалась и после отхода японского флота. Появились слухи о том, что проживающие на острове японцы вот-вот поднимут восстание. То из одного, то из другого населённого пункта приходили сообщения о высадке японских десантов, и на побережье срочно рылись окопы. Подразделения 27-го и 98-го американских полков вступили в бой, с обеих сторон были раненые. Два моряка линкора «Юта», сумевшие доплыть до берега, были расстреляны, не успев ступить на землю. Сумевший подняться в воздух американский бомбардировщик атаковал в море американский же крейсер «Портленд», однако поразить его пилоту не удалось.

Наконец, к Пёрл-Харбору, исчерпав запасы топлива, подлетели 6 истребителей, отправленные с авианосца «Энтерпрайз» на поиск вражеских кораблей. Экипажи уцелевших судов и зенитчики береговых батарей были предупреждены о том, что к Пёрл-Харбору приближаются американские самолеты. В результате по ним открыли шквальный огонь: пять истребителей из шести были сбиты, один из трёх выпрыгнувших с парашютом пилотов застрелен в воде.

Появился слух, что японцы отравили воду у аэродрома Эва – и многие действительно почувствовали симптомы отравления, некоторых пришлось отправить в госпиталь.

Итоги японского удара по Пёрл-Харбору


23 декабря 1941 г. эскадра «Кидо Бутай» благополучно вернулась на базу острова Хасира. Не было потеряно ни одного надводного корабля, потери в самолетах были просто несравнимы с американскими. То же можно сказать и о потерях в людях. Япония потеряла 55 пилотов и 9 человек из экипажей сверхмалых подводных лодок. Несколько десятков человек погибли на большой подводной лодке. А вот каковы людские потери американской стороны:

Во флоте были убиты 2108 человек и ранены 710;
Армия потеряла 218 солдат и офицеров убитыми, 364 ранеными;
Потери морской пехоты – 109 убитых и 69 раненых;
Также были убиты 65 гражданских лиц, 35 получили ранения (большая часть из них, как уже указывалось, пострадали от огня американской зенитной артиллерии);
Всего убитых оказалось 2403, раненых – 1178.

Успех похода «Кидо Бутай» был ошеломительным, но далеко не полным. Адмирал Нагумо фактически упустил возможность надолго изгнать американский флот из Тихого океана. Его командующий адмирал Киммель признал в 1946 г., что после уничтожения наземных нефтехранилищ американские корабли вынуждены были бы отойти на старые базы в Калифорнии.

Американский историк Г. Прандж писал:

«Не воспользовавшись шоком, замешательством и смятением на Оаху, не использовав полностью преимуществ внезапного нападения... не превратив в пыль базу Пёрл-Харбор, не уничтожив громадные запасы нефти, не разыскав и не пустив на дно американские авианосцы, Япония совершила первую и, вероятно, самую большую стратегическую ошибку во всей войне на Тихом океане.»

Известие о катастрофе в Пёрл-Харборе буквально повергло в шок всё американское общество. Уже через 10 дней, 17 декабря 1941 г., были отправлены в отставку адмирал Киммель и генерал Шорт, командующий гарнизоном острова Оаху. Но это было только начало. 19 февраля 1942 г. Рузвельт издал указ, согласно которому около 112 тысяч граждан США японского происхождения были помещены в самые настоящие концентрационные лагеря. Японцами многие из них были сомнительными, ведь, по предложению главного идеолога этой акции К. Бендетсена, таковыми считались люди, имевшие 1/16 долю японской крови. В нацистской Германии, кстати, евреями признавали тех, кто имел 1/8 долю иудейской крови. Освобождены эти люди были лишь после окончания войны. В сентябре 1987 г. им удалось добиться от американских властей выплаты не слишком большой компенсации в 20 тысяч долларов – «за утраченную собственность и свободу».

Корабли и люди


Какова же была судьба японских и американских кораблей, принимавших участие в событиях 7 октября 1941 года? Авианосцы «Акаги», «Кага», «Хирю» и «Сорю» скоро погибнут в сражении у атолла Мидуэй (4 и 5 июня 1942 г.). Авианосец «Сёкаку» будет потоплен американской подводной лодкой «Кавелла» во время сражения у Марианских островов (19 августа 1944 г.). Последний японский авианосец – «Дзуйкаку», будет уничтожен ударами американских бомбардировщиков у мыса Энганьо (25 октября 1944 г.).


Японский авианосец «Дзуйкаку»

А вот большинство американских кораблей, ставших жертвами ударов 7 декабря 1941 г., благодаря мелководности гавани Пёрл-Харбор, удалось поднять с морского дна, отремонтировать и ввести в строй – кроме линкоров «Аризона» и «Оклахома», корабля-мишени «Юта», эсминцев «Кессин» и «Даунс». Линкор «Аризона» до сих пор лежит на дне гавани, над ним сооружён мемориал памяти о событиях 7 декабря 1941 года. Помимо этого мемориала, музейный комплекс в Пёрл-Харборе включает в себя линкор «Миссури» (на его борту был подписан Акт о капитуляции Японии), подводную лодку «Боуфин» и Тихоокеанский авиационный музей.


Мемориал линкора «Аризона»


Линкор «Миссури»


Тихоокеанский авиационный музей

Автор замысла дерзкой операции по атаке на Пёрл-Харбор – адмирал Исороку Ямамото, погиб в 1943 г. – его самолёт был сбит американскими истребителями во время инспекционного полета на Соломоновы острова. Вице-адмирал Тюити Нагумо, командир счастливой эскадры «Кидо Бутай», в июне 1942 г. возглавлял японский флот во время трагического сражения у атолла Мидуэй, в котором погибли 4 из 6 японских авианосцев. Через 2 года во главе Центрального Тихоокеанского флота он пытался оборонять от превосходящих сил американцев Марианские острова и 6 июля 1944 г. застрелился на острове Сайпан. Мицуо Футида, возглавивший атаку Первого Воздушного флота на американские корабли, остался в живых, после войны он ушёл из армии и стал священником. А вот Минору Гэнда военную службу продолжил и даже одно время занимал пост командующего военно-воздушными силами Японии. В отставку он ушёл в возрасте 57 лет, получив при этом американский орден «За заслуги».
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    18 апреля 2022 04:26
    Последний парад ГРКр Москва
    1. +2
      18 апреля 2022 04:51
      Экипаж снят, вертолёты уведены. Попугаям что вторят о погибшем экипаже можно смело давать под зад. Думаю что и ЯО на борту не было.
      1. vet
        +4
        18 апреля 2022 06:41
        А вот поспешная эвакуация экипажа крейсера "Москва" вызывает вопросы. Если бы он затонул сразу - все понятно. Но он пошел на дно уже гораздо позже - во время буксировки. И потому поневоле появляются мысли о панике и бегстве команды с крейсера, отказе от борьбы за его живучесть. Расследование должно быть очень серьезным и наказание - суровым. Иначе экипажи всех других судов начнут прыгать за борт при первом же попадании снаряда или ракеты.
        1. +4
          18 апреля 2022 07:38
          Цитата: vet
          Расследование должно быть очень серьезным и наказание - суровым.

          Все такие суровые, сил нет!
          Цитата: vet
          И потому поневоле появляются мысли о панике и бегстве команды с крейсера, отказе от борьбы за его живучесть.
          При подходе спасательных или иных кораблей давно применяется снятие основной команды и оставление на борту только аварийных партий! Энергия и вода подаются со спасателей.
      2. +5
        18 апреля 2022 06:59
        Экипаж снят

        Насколько можно рассмотреть, на крейсере были сброшены все надувные спасательные плоты, по крайне мере с левого борта

        Вопросов может быть несколько. Через сколько минут (часов) к терпящему бедствие крейсеру подошла помощь. И причина эвакуации с сохраняющего плавучесть корабля (продержался до подхода помощи и делались попытки буксировки), без признаков повсеместного и катастрофического пожара (возможный ответ - угроза детонации боезапаса). Все таки это корабль ВМФ, где существует понятие борьбы за живучесть

        Также не совсем понятно заявление о буксировке в штормовых условиях. Ни в прогнозах погоды, ни на фото шторма не наблюдалось
        1. +5
          18 апреля 2022 07:35
          Цитата: Santa Fe
          без признаков повсеместного и катастрофического пожара

          А вы следы копоти из иллюминаторов не видите? А дым из передней части шкафута? Так что пожар охватил минимум половину корабля.
          И напомню что там где ещё идёт дым находятся ПУ "Форт" на несколько десятков ракет, с БЧ как у 203 мм снаряда минимум и пороховыми двигателями.

          Цитата: Santa Fe
          Также не совсем понятно заявление о буксировке в штормовых условиях. Ни в прогнозах погоды, ни на фото шторма не наблюдалось
          Со штормом говорящие головы МО поднаврали, хотя не исключаю заряды непогоды вплоть до штормовых, море всё таки.
        2. +5
          18 апреля 2022 09:34
          На первой фотографии крен на левый борт, возможно спассредства были уничтожены взрывом. Ситуации бывают разные и сейчас, в связи с отсутствием информации, можно только гадать о том, что было на самом деле. Удивляет отсутствие этой информации со стороны властей. .
          1. 0
            15 июня 2022 19:10
            Цитата: Морской Кот
            На первой фотографии крен на левый борт, возможно спассредства были уничтожены взрывом. Ситуации бывают разные и сейчас, в связи с отсутствием информации, можно только гадать о том, что было на самом деле. Удивляет отсутствие этой информации со стороны властей. .

            А зачем властям подтверждать собственное разгильдяйство.Вернее они разгильдяйство подтвердили как то взрыв боекомплекта не каждый день происходит.Ну а если это украинская пкр,то тут просто надо констатировать что корабль был не готов или неспособен к несению бд.
        3. +6
          18 апреля 2022 10:17
          Какое отношение "Москва" имеет к теме статьи? Опять капцов навоза на вентилятор набросал...
      3. +1
        18 апреля 2022 13:38
        Ну, право, что вы так! Дайте человеку позлорадствовать, попрыгать на костях! Дайте набросить, ему за это платят!
    2. +4
      18 апреля 2022 11:01
      Цитата: Santa Fe
      Последний парад ГРКр Москва

      А где озвученный на весь белый свет шторм? Я конечно понимаю, что фото и видео уменьшают высоту волн в несколько раз (сам на ПВХ лодке попадал в непогоду, когда непроизвольно кирпичи чуть ли не откладываешь, снимаешь свой "последний поход" на видео, а дома потом удивляешься-ведь ничего критичного вроде и не было), но тут далеко до него!
  2. +7
    18 апреля 2022 06:38
    Наверное, музей на «Аризоной» самое сильное впечатление производит. Победившей стороне разбор событий лучше удаётся.
    1. +11
      18 апреля 2022 09:56
      Привет, Сергей!
      Людей сейчас больше волнует трагедия, произошедшая на нашем собственном флоте, а статья отличная.
      Что же касается "Аризоны", то он, к моменту гибели был уже "старичком" и оставшиеся на плаву его ровесники-линкоры в течение войны использовались только для обстрела побережья.
      1. +1
        18 апреля 2022 11:30
        Привет, Константин!

        Это и не удивительно.

        А что корабли стареют, так об этом затопление кораблей в Севастопольской бухте не даёт забыть.
        1. +5
          18 апреля 2022 16:43
          Ну так в Севастополе было по необходимости, могли бы ещё послужить, но не против той армады, что союзники нагнали на Чёрное море. А у нас, по моему тогда оставили один пароходо-фрегат "Владимир", который использовали в качестве "кочующей" плавбатареи.
          Правда и союзников очень нехило потрепал шторм возле Балаклавы. Кто-то на самом верху решил уравнять шансы? smile
          1. +3
            18 апреля 2022 18:16
            Нам прозорливости не хватит оценивать суть поступков и истоки событий.

            А «Божественный ветер» - это уже другая история.
            1. +6
              18 апреля 2022 18:48
              Нам прозорливости не хватит оценивать

              Это да, но к тому времени "чистые парусники" своё отработали, а паровая машина набирала обороты и, при любом другом исходе, путь парусникам был только на слом.
              На картине У. Тёрнера , “Последний рейс корабля “Отважный”, (1839 год) очень хорошо это показано -- чумазый паровой буксир ведёт на корабельное кладбище красавец-парусник.

              1. +6
                18 апреля 2022 20:09
                «Говорят, будто парусу реквием спет,
                Черный бриг за пиратство в музей заточен,
                Бросил якорь в историю стройный корвет,
                Многотрубные увальни вышли в почет» (с).
                1. +5
                  18 апреля 2022 20:54
                  "На нынешних фрегатах нету парусов,
                  Лишь рёв турбин под сетками радаров..." request
                  1. +2
                    18 апреля 2022 21:19
                    «Я хочу под ветром яростным
                    Плыть, плыть, плыть на судне парусном.
                    Право, нравятся мне очень мало
                    Корабли без парусов.
                    Может быть, они удобнее
                    И во многом бесподобнее,
                    Все равно они подобны старым
                    Капитанам без усов.
                    Капитан без усов, усов –
                    Словно судно без парусов,
                    А капитаны с усами –
                    Словно суда с парусами» (с).
                    1. +1
                      18 апреля 2022 21:40
                      "Как кассир без кассы,
                      Как монах без рясы,
                      Как пиратский бриг без парусов.
                      В наши дни ужасно,
                      В наши дни ужасно
                      Выглядит мужчина без усов."(с)
                      1. +1
                        18 апреля 2022 21:57
                        «У дедушки за печкою компания сидит
                        И, распевая песенку, усами шевелит.
                        Поужинают дружно и ложатся на бочок
                        Четыре неразлучных таракана и сверчок» (с).
                      2. +1
                        18 апреля 2022 22:04
                        "Друзей так много в этом мире,
                        Для друга я на все готов,
                        Живет-живет в моей квартире
                        Семейство рыженьких клопов."(с)
                      3. +1
                        18 апреля 2022 23:14
                        «Руды-руды-руды-руды-рык,
                        А по-русски - рыжик,
                        Руды-руды-руды-руды-рык,
                        Окажись поближе» (с).
                      4. +2
                        19 апреля 2022 11:55
                        " Как говорит о том преданье, чей след теряется во мгле,
                        Рыжеволосые созданья – Подарок солнца на земле.
                        Средневековые ведуньи скитались в сумрачных лесах.
                        И были ведьмы и колдуньи, с оттенком меди в волосах.
                        Они хранят седые тайны и в современных городах,
                        Мерцают искры не случайно в их изумительных глазах.
                        Их взгляды пристальны и сладки, и томный голос, как во сне.
                        Они немножечко ирландки, хотя живут в любой стране."(с)
      2. +1
        15 июня 2022 19:12
        Цитата: Морской Кот
        Людей сейчас больше волнует трагедия, произошедшая на нашем собственном флоте

        Волнует конечно,как и способность адмиралов и генералов адекватно управлять войсками
  3. 0
    18 апреля 2022 10:25
    Гэнда пытался убедить командующего в необходимости нанесения ударов по нефтехранилищам, докам и мастерским, предлагал найти и уничтожить американские авианосцы противника.


    Но кто такой Гэнда, в статье ни слова..
    1. +3
      18 апреля 2022 10:47
      Это вторая статья по данной теме. Первая была опубликована 16 апреля. В самом начале имеется ссылка, по которой можно перейти на первую статью - Пёрл-Харбор. Роковая победа Японии.
      1. +3
        18 апреля 2022 16:47
        Валерий привет и спасибо за статью! smile

        У меня есть старый вопрос: что такое "Цирк Гэнда"? Встречал это определение в нескольких разных изданиях, но что имеется в виду так и не понял.
        Буду благодарен, если развеешь старый туман. drinks
        1. +4
          18 апреля 2022 17:15
          Там, вроде бы, так было:
          В 1932 году Генда создал группу высшего пилотажа, в Йокосуке, которая проводила демонстрационные полеты по всей стране и так восхищала обывателей, что ее называли "Летающим цирком". В эту команду входили сам Гэнда, Есита Кобаяши и Мотохара Окамура. То есть, эта команда Гэнды предвосхитила другие знаменитые эскадрильи высшего пилотажа - вроде российских "Стрижей" и американских "Голубых ангелов".
          Вот на таких би-планах Гэнда и его товраиши выступали:


          Потом они вместе воевали в Китае и там их называли "фокусниками".
          1. +3
            18 апреля 2022 17:25
            Вот это, кстати, Стрижи:



            А это - "Голубые ангелы":

          2. +4
            18 апреля 2022 17:52
            Спасибо, Валерий! smile Я, конечно, что-то подобное и предполагал, но всегда лучше знать точно.
            Нашел вот такое фото.
            1. +4
              18 апреля 2022 17:55
              Это, видимо, уже фотография военных лет - личный состав боевой эскадрильи, а не "цирка". "Цирк" точно выступал именно на бипланах.
    2. +1
      18 апреля 2022 11:14
      В одной операции кое кто тоже не спервых дней нефтехранилища и ГСМ с инфраструктурой уничтожать начал.. История учит только одному,а именно что ничему никого не учит..
      1. 0
        18 апреля 2022 21:37
        Цитата: макс702
        .. История учит только одному, а именно что ничему никого не учит..
        История - не учительница, которая учит...
        История - надзирательница, которая наказывает за не выученные уроки.
        hi
  4. +2
    18 апреля 2022 10:38
    Статья о ударе джапов по Перл Харбору. Причем здесь "Москва" - был удар? Нептун с трезубцем? расслабьтесь. он утонул,
  5. +4
    18 апреля 2022 11:09
    Автору спасибо за статью. Очень интересно и информативно.
  6. +7
    18 апреля 2022 11:20
    Силы гарнизона были весьма значительными: 2490 офицеров и 40 469 солдат, 82 трехдюймовых зенитных орудия, 20 37-миллиметровых орудий, 109 крупнокалиберных пулеметов.

    37-мм МЗА по штату должно было быть 120. Но установки эти пошли в серию слишком поздно, да и американский военпром, заваленный заказами, сорвал план выпуска. Причём 37-мм боеприпасы для МЗА прибыли на Оаху только за пару дней до налёта.
    Кроме того, с армейской ПВО была ещё одна проблема, имя которой - частная собственность. Многие позиции ЗА размещались на землях, принадлежащих уважаемым людям. И эти люди крайне неодобрительно относились к разъезжающей по их землям армейской технике, угрожая армейцам большими неприятностями, вплоть до комиссий из Вашингтона. Так что развёртывание ПВО на учениях приходилось проводить условно.
    Старый линкор «Юта», который использовался во время учений в качестве мишени, из-за своего необычного вида был принят японскими летчиками за авианосец. Получив множество ударов, перевернулся.

    "Юту" атаковала группа торпедоносцев, предназначенная для работы по АВ. Несмотря на то, что японцам было известно, что АВ в гавани нет, они на всякий случай всё равно включили в ударную группу "противоавианосный" отряд. Его экипажи знали про наличие "Юты". И им было строго-настрого запрещено тратить торпеды по иным целям, кроме АВ - ибо под их машинами висели имевшиеся в малом количестве торпеды нового образца с установленной малой глубиной хода.
    Но с началом боя всё пошло прахом. Поддавшись азарту "противоавианосная" группа сначала атаковала "Юту", КР "Релей" и "Хелена", а затем смешалась с "противолинкорной" группой, потратив свои торпеды впустую на "линкорный ряд". Почему впустую? Да потому что "ВиВи", получившая 7 торпед, выжила и вернулась в Пёрл-Харбор в сентябре 1944 г.
    Всего же японцы потеряли 29 самолетов (9 в первой волне и 20 во второй). 74 японских самолета, получив повреждение, смогли вернуться на авианосцы.

    Надо бы дополнить, что это безвозвратные потери в воздухе. Общий же безвозврат составил 55 самолётов (21 в первой волне и 34 во второй). Потому как из 111 повреждённых самолётов, вернувшихся на АВ, 26 пришлось списать.
    1. +2
      18 апреля 2022 21:37
      Цитата: Alexey RA
      Многие позиции ЗА размещались на землях, принадлежащих уважаемым людям. И эти люди крайне неодобрительно относились к разъезжающей по их землям армейской технике, угрожая армейцам большими неприятностями, вплоть до комиссий из Вашингтона.

      Вспомнил диалог из фильма-шедевра Тора ! Тора ! Тора!-Надо разместить радар вон на той вершине.
      Это невозможно, сэр !
      Почему ?
      Сэр, эта вершина принадлежит Управлению национальных парков, а оно разрешения не дало.
      Офицер плюнул и уехал..
      1. +4
        18 апреля 2022 23:55
        Цитата: Альф
        Вспомнил диалог из фильма-шедевра Тора ! Тора ! Тора!-Надо разместить радар вон на той вершине.
        Это невозможно, сэр !
        Почему ?
        Сэр, эта вершина принадлежит Управлению национальных парков, а оно разрешения не дало.
        Офицер плюнул и уехал..

        На самом деле всё было ещё хуже: позиции РЛС на Оаху были директивно заданы умниками из Вашингтона. В результате, позиция Kaala, дальность обзора РЛС на которой составила бы 150 миль, была отвергнута этими теоретиками под предлогом наличия 20-мильной мёртвой зоны у берега. И это у РЛС, задачей которых было дальнее обнаружение.
        Colonel Powell testified that the location of the centers was made by a board from Washington. This board ordered the abandonment of Kaala at 4,000 feet on the theory that while the range would be extended 150 miles from Hawaii yet there would be no detection of planes within the 20-mile radius close to shore. This does not sound logical because the great neceity was the locating of planes at a maximum distance from Hawaii.
        © Colonel Powell. The Army Pearl Harbor Board. Jul. 20-Oct. 20, 1944

        Вокруг самих РЛС тоже шла борьба: Aircraft Warning Service (Объединённый центр ПВО) требовал перевода РЛС под своё командование, а Signal Corps в ответ заявлял, что пока РЛС не достигнут полной технической готовности и не будут укомплектованы обученным персоналом, станции переданы не будут. Аргументы AWS, что учения - лучшая подготовка, Signal Corps отвергал. На это накладывался дефицит ламп, которые РЛС в ходе эксплуатации жрали как не в себя.

        У самого AWS тоже были проблемы: General Short упёрся рогом и не давал поставить Центр на боевое дежурство под точно таким же предлогом: сначала обучим на 100%, а затем поставим на дежурство. В результате, AWS встал на боевое дежурство лишь после 7 декабря.

        И венчала весь этот армейский цирк позиция Метрополии: боеготовность выше минимальной повышать запрещено. В материалах The Army Pearl Harbor Board прямо сказано: причиной неработоспособности AWS 7 декабря был именно назначенный уровень боевой готовности (который устанавливался приказом из Метрополии и повышать который выше минимального, несмотря на все запросы, Шорту не разрешили).
        The only reason that the aircraft warning service was not on a full operating basis on the morning of December 7th was due to the type of alert put into effect but otherwise it should have been in full effect. It was a fully operating service and did so operate shortly after the attack.
        1. 0
          19 апреля 2022 18:40
          Цитата: Alexey RA
          И венчала весь этот армейский цирк позиция Метрополии:

          Круто...А говорят, что только в РККА вначале был бардак...Идиoтизм от страны не зависит...
  7. +7
    18 апреля 2022 11:37
    Японские самолеты спешно заправлялись, пилоты на боевом кураже рвались уничтожить оставшиеся на плаву корабли и береговую инфраструктуру. Гэнда пытался убедить командующего в необходимости нанесения ударов по нефтехранилищам, докам и мастерским, предлагал найти и уничтожить американские авианосцы противника.

    Чтобы понять масштаб задачи: запасы Пёрл-Харбора - это 63 цистерны в четырёх группах на разных берегах гавани. Причём атаковать их придётся под огнём армейской и флотской ствольной ПВО, уже разбуженной, разъехавшейся по позициям и включившей ПУАЗО. Плюс 27 выживших "Топоров" и какое-то количество восстановленных из 30 повреждённых ("Хоки", так и быть, считать не будем, хотя в первом налёте им удалось завалить даже "Зеро").
    Первый налёт обошёлся в 55 машин. Сколько будет стоить второй? И да - в руках у Нагумо вся палубная авиация, которая есть у Японии на ближайшие полгода войны. С резервами и пополнением у японских палубников плохо - это цена за подготовку штучной суперэлиты.
    Между тем в береговых ёмкостях хранились тогда запасы топлива, сравнимые со всеми резервами Японии.

    А вот не надо путать баррели с тоннами. В Пёрл-Харборе хранилась всего лишь дневная нефтедобыча США. smile
    Честер Нимиц говорил о 4,5 млн. баррелей – что в пересказе некоторых отечественных авторов ненавязчиво увеличились до 4,5 млн. тонн – но тут адмирал немного ошибался. Это была просто общая ёмкость всех резервуаров, включая старое подземное хранилище на 150 000 баррелей. Согласно же отчётам командования Тихоокеанского флота и 14-го военно-морского округа на момент японской атаки в наличии там имелось около 4 млн. баррелей нефтепродуктов.
    Но и это, конечно, тоже очень много – 610 700 тонн в пересчёте на мазут и немногим меньше, чем вся тогдашняя добыча нефти в США. За один день. Это без учёта контролируемых американскими компаниями месторождений за пределами страны. А чтобы добыть такое же количество в одном только ближайшем к Гавайям штате Калифорния – потребовалось бы меньше недели.
    © midnike
    И доставка топлива из Метрополии на Оаху проблем не представляла - даже силами исключительно флотских танкеров.
    ...задача ведь состояла вовсе не в том, чтобы немедленно возместить весь потерянный мазут и солярку, а в том, чтобы обеспечить топливом оперативную деятельность кораблей и подлодок, базировавшихся на Пёрл-Харбор. А это немного дру­гие объёмы. Например, боевая «заправка» авианосцев и старых линкоров составляла порядка 26 000 баррелей на корабль. Крейсерам и эсминцам требовалось в среднем по 11 000 и 3900 баррелей соответственно.
    Итого для полной заправки «с нуля» всех имевшихся тогда в Пёрл-Харборе кораблей «первой линии» плюс пары находив­шихся рядом авианосцев нужно было порядка 450 000 баррелей мазута, то есть три танкера типа «Симаррон». С учётом всей «мелочи», а также переброски с материка остальных кораблей Тихоокеанского флота цифра вырастала до около 600 000 бар­релей. Много, но тоже вполне «подъёмно» для имевшихся танкеров.
    © он же
  8. +1
    18 апреля 2022 14:25
    [quote=Alexey RA][quote]
    И доставка топлива из Метрополии на Оаху проблем не представляла - даже силами исключительно флотских танкеров.
    ©
    Это при условии, что японские подводники их пропустят. Вряд ли Киммель мог предположить, что подлодки японцев будут такими вялыми, как в реальности.
    1. +4
      18 апреля 2022 16:43
      Цитата: Мюрат
      Это при условии, что японские подводники их пропустят.

      Работать ПЛ на плече "половина ТО" да ещё и в окрестностях главной базы флота с её базовой авиацией? Локвуд, помницца, ругался на работу у японских берегов из Пёрл-Харбора и даже с Мидуэя - ПЛ больше тратят времени на переход, чем работают на позиции.
      И это я ещё не вспоминаю про наличие у США на декабрь 1941 г. 72 старых ЭМ и 47 кораблей на их базе. Тех самых "гладкопалубников", полсотни которых в 1940 г. ушли в RN.
  9. +1
    18 апреля 2022 14:28
    Автор забыл упомянуть вот какое обстоятельство. В книге Арнольда Брофи о ВВС США упоминается, что из 12 тысяч самолётов, которые числились в ВВС США на момент начала войны, годных к бою было не более 600 штук. Не знаю насчёт авиации ВМС, но в целом можно сделать вывод, что большинство американских самолётов в гавайских авиабазах не смогли бы взлететь по-любому.
    1. +6
      18 апреля 2022 16:49
      Цитата: Мюрат
      Не знаю насчёт авиации ВМС, но в целом можно сделать вывод, что большинство американских самолётов в гавайских авиабазах не смогли бы взлететь по-любому.

      Да ладно. Кроме Р-26 на Оаху сидели либо новые, либо ещё не совсем устаревшие машины:
      B-17D, B-18A, A-20A, P-40C, P-40B, P-36A. Собственно, ВВС на Оаху плотно занялись аккурат когда флот решил перенести туда ГВМБ. Истребители точно были боеготовы - учения ПВО шли чуть ли не еженедельно. На Оаху умудрились даже создать единый центр ПВО, объединивший армейские ВВС и армейскую береговую оборону. Вот только сделать нормальный график работы для этого центра никто не догадался - так что при получении доклада от РЛС о подходе крупной цели дежурной смены в центре не было.
      1. +1
        18 апреля 2022 21:10
        Собсна, я Вам дал источник, он 1956 года, коммуняцкой пропагандой его не назовёшь. И да, не знаю, чему там на Оаху учились американские истребители, но смею заметить, что при том уровне рукожопства "ушатать" могли и довольно новую технику.
        Вообще, если сравнить атаку аэродромов Перл-Харбора с Прыжком Пантеры 22.06.1941, ВВС РККА смотрятся не так безобразно: по крайней мере немцам для их разгрома потребовалось провести 4-8 атак, а не так, чтобы спалить всю технику за один налёт.
        1. +1
          18 апреля 2022 23:29
          Цитата: Мюрат
          Собсна, я Вам дал источник, он 1956 года, коммуняцкой пропагандой его не назовёшь.

          Вот именно, 1956 года. С тех пор много воды утекло и много документов всплыло.
          Те же результаты расследований 9 комиссий по Пёрл-Харбору теперь есть в общем доступе. А в них прямо говорится, что Гавайи имели наивысшую боеготовность авиации по личному составу и матчасти:
          As to Panama: if the Hawaiian state of preparation in men and materiel was 100, Panama was about 25 percent, and the Philippines about 10 percent, and Alaska and the Aleutians completely negligible.

          © General Marshall. The Army Pearl Harbor Board. Jul. 20-Oct. 20, 1944
          General Martin оценивал боеготовность самолётов новых моделей на Гавайях в 50%.
          Цитата: Мюрат
          Вообще, если сравнить атаку аэродромов Перл-Харбора с Прыжком Пантеры 22.06.1941, ВВС РККА смотрятся не так безобразно: по крайней мере немцам для их разгрома потребовалось провести 4-8 атак, а не так, чтобы спалить всю технику за один налёт.

          А японцы и не спалили всю технику - просто янки в масс-культуре обычно преувеличивают эффект удара.
          В реале результат налёта был следующим: уничтожено / повреждено / боеготово:
          B-17D: 4 / 4 / 4
          B-18A: 12 / 10 / 11
          A-20A: 2 / 5 / 5
          P-40C: 5 / 5 / 2
          P-40B: 37 / 25 / 25
          P-36A: 4 / 19 / 16
          1. 0
            19 апреля 2022 07:38
            Смех да и только!
            результаты расследований 9 комиссий по Пёрл-Харбору теперь есть в общем доступе. А в них прямо говорится, что Гавайи имели наивысшую боеготовность авиации по личному составу и матчасти

            И с этой высшей боеготовностью США за полгода полюбили косоглазым варварам почти весь Пацифик, да так, что отвоевывать его пришлось ещё 3 года - при пятикратном экономическом преимуществе Америки.
            Короче, все эти сказки о боеготовности США не стоят чернил, которыми они написаны (тем паче - как Вы сами сказали - написаны ПОСТФАКТУМ, дабы никто не подумал чего плохого про высоких чинуш).
            японцы и не спалили всю технику - просто янки в масс-культуре обычно преувеличивают эффект удара

            Угу, и что же эта техника не полетела вслед за улнтающими японцами и не навела палубы пикировщики и торпедоносцы с Энтерпрайза на японцев? (Открою Вам секрет, который до Дня Позора знали все: торпеды и и бомбами по целям надо уметь попадать, а янки даже в неподвижную скалу не попадали). Это - реалии, а не сказки, выдуманные задним числом.
            1. 0
              19 апреля 2022 12:38
              Цитата: Мюрат

              И с этой высшей боеготовностью США за полгода полюбили косоглазым варварам почти весь Пацифик, да так, что отвоевывать его пришлось ещё 3 года

              Читаем внимательно генерала Маршалла: конкретно Гавайи имели наивысшую боеготовность по сравнению со всеми остальными территориями. По сравнению с ними боеготовность Панамы оценивалась в 25%, Филиппин в 10%, а Аляски и Алеутов вообще как пренебрежительно малая.
              As to Panama: if the Hawaiian state of preparation in men and materiel was 100, Panama was about 25 percent, and the Philippines about 10 percent, and Alaska and the Aleutians completely negligible.

              На Филиппинах боеготовность ВВС армии вообще не имела значения - будь она хоть 146%, штаб МакАртура всё равно подставил бы самолёты под японские бомбы. Ибо приказ на вылет мог дать только барин, а барин всё утро изволили почивать и кушать и не велели беспокоить.
              Цитата: Мюрат
              да так, что отвоевывать его пришлось ещё 3 года - при пятикратном экономическом преимуществе Америки.

              Так прямая конвертация денег в товар работает только в головах либеральных экономистов. Мобилизация промышленности США закончилась только к 1943 году. А до этого - слишком мало и слишком поздно. Ситуация усугублялась необходимостью дополнительно снабжать Британию, Китай и СССР, а также необходимостью переделки некоторых образцов вооружений под крупную серию или вообще их замены.
              В той же МЗА у США образовался гигантский провал: свои 37-мм и 28-мм автоматы были признаны устаревшими и для крупной серии не подходили, а закупленные "Эрликон" и "Бофорс" к серийному производству были не приспособлены вообще (типичная конструкция мирного времени, требовавшая высококвалифицированных рабочих для доводки по месту после сборки - в ТД прямо писалось "просверлить по месту", "после сборки доработать напильником").
              Цитата: Мюрат
              Угу, и что же эта техника не полетела вслед за улнтающими японцами и не навела палубы пикировщики и торпедоносцы с Энтерпрайза на японцев?

              Вероятно потому, что из-за бардака в AWS отход японцев на север армия не увидела. Точнее, РЛС его видела но выше информация не прошла. А флот вообще считал, что противник где-то в южных секторах.
              Нужна была разведка. Но беда в том, что как раз разведчики понесли наибольшие потери.
              1. 0
                19 апреля 2022 13:11
                То есть Вы не видите логического противоречия в утверждениях о "высокой готовности" и "бардаке"?
                1. 0
                  19 апреля 2022 15:57
                  Цитата: Мюрат
                  То есть Вы не видите логического противоречия в утверждениях о "высокой готовности" и "бардаке"?

                  Напомню, с чего всё началось:
                  Цитата: Мюрат
                  Не знаю насчёт авиации ВМС, но в целом можно сделать вывод, что большинство американских самолётов в гавайских авиабазах не смогли бы взлететь по-любому.

                  То есть, никакого противоречия нет. Технически самолёты были готовы и укомплектованы подготовленными экипажами. На Филиппинах они даже взлетели и нарезали круги над базой в ожидании приказа.
                  Проблема была с другим - с управлением и целеуказанием. В том же Пёрл-Харборе боеготовая система ПВО, действия которой отрабатывались на еженедельных учениях, была помножена на ноль приказом из Вашингтона, запрещавшим повышение уровня боевой готовности выше наинизшего (по которому главной угрозой считались диверсанты). А также действиями генерала Шорта, отказывавшегося ставить на боевое дежурство Объединённый центр ПВО Оаху до завершения сдачи им всех задач. В результате, полноценного дежурства 24/7 в Центре не неслось - и 7 декабря некому было отдать приказ другим РЛС проверить северные и восточные сектора, связаться с идущей из Метрополии группой В-17, чтобы определить её местоположение (японцев приняли именно за эту группу), выслать разведку и поднять по тревоге ПВО.
                  1. 0
                    20 апреля 2022 14:46
                    То есть Вы всерьез заявляете о проблемах с целеуказанием и управлением у страны раций и радаров против японцев, которые вообще не имели раций на самолетах? Очень смешно! На какие-то там приказы из Вашингтона ссылаться так же бессмысленно, как и на антисоветские сказки про "не поддаваться на провокации": тут не Ухо Мацы, не к ночи оно будь помянуто.
                    Генерал Шорт в принципе не собирался отправлять свои истребители, никто из которых не имел боевого опыта, в бой против японцев, которые уже повоевали в Китае и Манчжурии. Летчики, не успевшие взлететь, останутся в живых и позже наберутся опыта. А это ценнее сгоревших на полосе в первые часы войны самолетов.
                    1. 0
                      20 апреля 2022 22:28
                      Цитата: Мюрат
                      То есть Вы всерьез заявляете о проблемах с целеуказанием и управлением у страны раций и радаров против японцев, которые вообще не имели раций на самолетах? Очень смешно!

                      На 1941 год - да Ибо мобильные (не стационарные) РЛС тогда только-только стали переходить из класса игрушек для яйцеголовых в класс пригодны для боевого применения. Те же РЛС на Оаху были вынуждены работать несколько часов в сутки, потому что лампы во время работы горели быстрее, чем их завозили.
                      Вам напомнить рапорт командира "Энерпрайза" о боях при Соломонах, в котором он писал, что РЛС регулярно не видит цели, наблюдаемые визуально? Или его же рапорт о рейде на о. Реннел в начале 1943 года, когда для наведения истребительного патруля (САР) на приближающиеся самолёты противника пришлось нештатно использовать аппаратуру радиопривода. Поскольку штатные радиостанции на штатном радиусе патрулирования САР не работали (причём переписка об этом с Bureau of Aeronautics шла уже давно и безрезультатно).
                      А насчёт отсутствия раций на японских самолётах... что же тогда проверял Амагаи на "Хирю" перед вылетом по Пёрл-Харбору, и куда он подкладывал куски картона? wink
                      Цитата: Мюрат
                      На какие-то там приказы из Вашингтона ссылаться так же бессмысленно, как и на антисоветские сказки про "не поддаваться на провокации": тут не Ухо Мацы, не к ночи оно будь помянуто.

                      Так приказы как раз были. Собственно, именно обширная переписка Шорта и Киммела с руководством по поводу необходимости перевода сил на Оаху в повышенную боевую готовность и привела к столь мягким оргвыводам для них по "Дню Позора". Иначе пришлось бы в разгар войны чистить верхушку армии и флота, отдававшую запреты на любые трепыхания выше наинизшей БГ и ценные указания по необходимости избежания любых действий, которые могут спровоцировать Япнию в разгар переговоров (а всё это в Пёрл-Харборе тщательно подшивалось smile ). Досталось бы и политикам, решения которых транслировало военное руководство..
                      Цитата: Мюрат
                      Генерал Шорт в принципе не собирался отправлять свои истребители, никто из которых не имел боевого опыта, в бой против японцев, которые уже повоевали в Китае и Манчжурии.

                      Война в Китае в США не интересовала никого, кроме ряда энтузиастов. Военное руководство было настолько уверено в тотальном превосходстве белой расы американцев, что объявляло бредом любые реальные данные о ТТХ японских машин и подготовке их пилотов.
                      Собственно, об уровне знаний американцев о японских ВВС говорит тот факт, что они год лезли в ближний воздушный бой с "Зеро". А первые рекомендации по бою с "Зеро" появились в декабре 1942 г. - по опыту Мидуэя и после облёта алеутского "Зеро" и учебных боёв с ним.
                      А до этого... те же "Ножницы Тэча" не были спущены сверху, а появились лишь в результате личной инициативы одного комэска. Который самолично решил изучать информацию по воздушным боям с японцами и пытаться что-то им противопоставить.
                      Так что у Шорта на 07.12.41 не было никаких оснований полагать, что его 146% WASP не справятся с шатающимися очкариками на ухудшенных копиях посредственных образцов западных самолётов. smile
  10. 0
    18 апреля 2022 21:13
    Если говорить о потопленных в гавани линкорах, то их там не было ни одного: ржавые корыта времен ПМВ,которые годились только на чермет, линкорами называть нельзя.
    1. +2
      19 апреля 2022 00:09
      Цитата: Мюрат
      Если говорить о потопленных в гавани линкорах, то их там не было ни одного: ржавые корыта времен ПМВ,которые годились только на чермет, линкорами называть нельзя.

      Ну тогда большую часть ЛК всех флотов участников ВМВ нужно на чермет. Вашингтонские линкорные каникулы привели к тому, что до 40-х основу линейных флотов составляли модернизированные ЛК постройки до 1922 года. Исключением был разве что Кригсмарине, все старые большие горшки которого были переданы Союзникам (где они и сгинули).
      А у остальных старички воевали в полный рост. Британские "Королевы" и "Эры" громили немцев в Нарвике, сражались с итальянцами на Средиземке, охраняли конвои в Атлантике и шхерились от Кидо Бутай в Индийском океане. Японские воевали у Соломонов и Филиппин. Американские "стандартные ЛК" вообще умудрились устроить линейный бой. smile
      1. 0
        19 апреля 2022 07:27
        Тут есть разница. Англия и Рейх понимали, что повторения Ютландии не будет. А вот Япония и довоенные США вполне себе планировали решающую линкорную битву с поддержкой авианосцев, в которой ТТХ линкоров имели бы принципиальное значение (как по артиллерии, так и по эскадренной скорости). И здесь всем было очевидно, что япошки готовы куда как лучше.
        1. +1
          19 апреля 2022 12:52
          Цитата: Мюрат
          А вот Япония и довоенные США вполне себе планировали решающую линкорную битву с поддержкой авианосцев, в которой ТТХ линкоров имели бы принципиальное значение (как по артиллерии, так и по эскадренной скорости). И здесь всем было очевидно, что япошки готовы куда как лучше.

          Основа японского линейного флота - те самые ржавые корыта времен ПМВ. Из новых суперЛК к декабрю 1941 г. в состав IJN не вошёл ни один.
          Причём на 4 заложенных "Ямато" США ответили 12 своими ЛК. Да, калибр ГК у янки меньше - но их втрое больше. Да и по скорости последняя шестёрка янки превосходит всех.

          По подготовке... линейный флот США весь межвоенный период готовился к линейному бою - дневному на больших и малых дистанциях и ночному. И стандартные ЛК вкупе с Big Five были готовы к нему лучше всего.
          В межвоенные годы, как и в большинстве дру­гих ведущих флотов, линкоры регулярно проходили стандартный цикл артиллерийской подготовки, вен­чавшейся различными и многочисленными зачетны­ми стрельбами (не менее раза в год). В число этих стрельб входили Long Range Battle Practice (стрельба на большую дальность), Short Range Battle Practice (на малую дальность — на развитие предельной скорост­рельности при максимальной меткости), и Night Battle Practice (стрельба ГК в ночных условиях). Также про­водились каждые два года стрельбы под названием Experimental Practice (тестирование и отработка но­вых или усовершенствованных методов управления ог­нем, новых приборов и т.д.). Также периодически от­рабатывалась задача под названием Advanced Day Battle Practice — дневная стрельба ГК в особо слож­ных условиях (сквозь дымовую завесу и т.д.).

          Более подробно:
          http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/USA_BB_2/10.htm
          1. 0
            19 апреля 2022 13:09
            Если говорить о том, что было к началу войны готово, а не на бумаге: все ржавые лоханки Перл-Харбора выносились огнём Нагато в одни ворота. А про подготовку - это Вы бы порассказывали бы родным моряков, потопленных в Яванском море и у острова Саво (сразу прошу оставить для другой компании сказочки про "это не линкоры, а крейсера" и "это был ночной, а не дневной бой")
            1. +1
              19 апреля 2022 15:44
              Цитата: Мюрат
              Если говорить о том, что было к началу войны готово, а не на бумаге: все ржавые лоханки Перл-Харбора выносились огнём Нагато в одни ворота.

              Вообще-то, "Нагато" и тот же "Колорадо" - одноклассники: последние довашингтонские ЛК с 16" артиллерией. Три "Колорадо" против двух "Нагато". А ведь есть ещё пара "Теннесси", пара "Пенсильваний", пара "Невад" (плюс тройка "Нью Мексико", дежурящая в Атлантике). Против пары "Исе", пары "Фусо" и четвёрки "Конго".
              Цитата: Мюрат
              А про подготовку - это Вы бы порассказывали бы родным моряков, потопленных в Яванском море и у острова Саво

              А почему не родным моряков, потопленных у Гуадалканала в Первом и Втором боях? wink
              1. 0
                19 апреля 2022 17:24
                А какой смысл сравнивать калибры пушек, если американцы тупо не попадали по целям - в отличие от японцев? Ну, а Гуадалканал - это было чуть попозже Перл-Харбора.
                Вообще, Римини после войны сказал вполне откровенно: вступи мы с япошками в бой тогда - они бы нас разнесли.
                1. 0
                  19 апреля 2022 23:32
                  Цитата: Мюрат
                  А какой смысл сравнивать калибры пушек, если американцы тупо не попадали по целям - в отличие от японцев?

                  О, у Вас есть данные по точности стрельбы японских линкоров? wink
                  Американские ЛК на зачетных стрельбах работали неплохо.
                  Насколько эффективно могли стрелять в этот период американские 356-мм линкоры? Определение представление об этом можно получить из результатов одной из зачетных стрельб линейного корабля "Nevada" за 1924/25 год. Стрельба велась на дистанцию 16500 м.
                  Цель при стрельбе была "условной" — т.е. требовалось поразить не определенный реальный объект на поверхности моря, а определенный, условно выделенный участок этой поверхности, "имитирующий" вражеский линкор, причем не неподвижный, а идущий со скоростью 20 узлов. Результаты стрельбы фикси­ровались с идущего невдалеке, с соответствующей ско­ростью и соответствующим курсом "ассистирующего" корабля.
                  Корабль должен был открыть огонь, имея пеленг на цель 90 °, однако сигнал к открытию огня был дан, когда угол составлял 57°. В результате 2 залпа были выпушены в момент, когда корабль совершал необходимый доворот на 33 °, что не способствовало меткости огня. Этим, однако, неприятности не ограничились. После первого же залпа из-за сотрясения от отдачи вышел из строя поворотный механизм одной из башен. При выбросе гильза запала из одного из орудий после первого залпа (небольшой цилиндрик, содержащий запал, который воспламеняет пороховой заряд при выстреле) вывалилась из ствола и заклинила привод затвора.
                  Кроме того, в обоих первых залпах левое орудие первой башни дало пропуск из-за повреждения в цепи электроспуска.
                  После пятого залпа произошел отказ привода вертикальной наводки 4-й башни ГК. При 6-м залпе левое орудие 3-й башни дало пропуск из-за некондиционного запала; после 7-го залпа был зафиксирован отказ привода вертикальной наводки в башне №2, и кроме того, одно из орудий произвело выстрел с неполным зарядом (3 полузаряда из стандартных 4-х).
                  Разумеется, подобный "букет" неполадок был явлением весьма редким (хотя сами неисправности были мелкими и все они были быстро устранены непосредственно в ходе стрельбы), но тем более показатель были результаты стрельбы, и при всех перечисленных проблемах "Nevada" отстрелялась лучше, чем "Bismarck" через 17 лет в Датском проливе во время своего знаменитого боя с "Hood", происходившего, приблизительно, при аналогичной видимости и состоянии моря.
                  Уже первые 4 залпа легли накрытием, при пятом залпе было засчитано одно "попадание", при шестом и седьмом — еще по два "попадания". При этом вся стрельба "Nevada" заняла всего 5 мин. 15 сек.

                  © Линейные корабли Соединенных Штатов Америки. Часть II. Линкоры типов "New York", "Oklahoma" и "Pennsylvania".
                  Цитата: Мюрат
                  Вообще, Римини после войны сказал вполне откровенно: вступи мы с япошками в бой тогда - они бы нас разнесли.

                  А что ещё он мог сказать? "Мы могли победить, но своими руками всё профукали?" wink
                  1. 0
                    20 апреля 2022 14:39
                    Я извиняюсь за автозамену, так как хотел написать не "Римини", а "Нимиц". Я имею в виду, что не надо наводить тень на плетень там, где все элементарно: у США была возможность избежать боя линкоров, что они успешно и делали. По причине нежелания вступать в такой бой с японцами. Понятно, что нет смысла рассматривать бой в проливе Суригао - ибо осень 1944.
                    Рассказы о точности учебных стрельб едва ли имеют больше смысла, чем длинные статьи нашего коллеги Андрея из Челябинска о том, как красиво тренировалась эскадра Рожественского: результат Цусимы известен всем. Понятно, что Х. Киммель совершенно не желал разделить подобную "славу". Поэтому и не стал выводить допотопные лоханки с зелеными экипажами в море и сознательно позволил им эпично утонуть в гавани, дабы моряки с этих лоханок могли бы добраться до берега. Если бы не таинственный взрыв "Аризоны", можно было бы сказать, что отделались легким испугом. Точно так же и Шорт не стал отправлять экипажи в небо: какой толк посылать необученную зелень в бой против большой массы высококлассных японских асов? Новые самолеты получить проще, чем подготовить новых летчиков.
                    Так что я лично (не навязываю) считаю, что да, американский флот подставили. Но сделал это отнюдь не Рузвельт, а Киммель и Шорт: дабы пожертвовать техникой, но спасти людей. Думаю, Вы догадываетесь, почему они ни словом не обмолвились о причинах такого решения на последующем разбирательстве: если сказать правду о ГЛАВНОЙ причине раздрая в армии и флоте, можно было не в отставку вылететь, а в Алькатрас загреметь.
                    1. 0
                      20 апреля 2022 21:53
                      Цитата: Мюрат
                      Я имею в виду, что не надо наводить тень на плетень там, где все элементарно: у США была возможность избежать боя линкоров, что они успешно и делали. По причине нежелания вступать в такой бой с японцами.

                      Адмирал Ли смотрит на это заявление с недоумением. smile
                      "Содак" даже нормального курса подготовки не прошёл: 4,5 месяца - и на ТО.
                      Цитата: Мюрат
                      Точно так же и Шорт не стал отправлять экипажи в небо: какой толк посылать необученную зелень в бой против большой массы высококлассных японских асов?

                      Вы имеете в виду против недомерков-очкариков на ухудшенных копиях посредственных западных машин? smile
                      Какое-то представление о классе противника американцы получили только после первых боевых столкновений. До этого рапорты того же Ченнолта и помощника ВМ-атташе в Японии с описанием ТТХ японской техники и подготовки пилотов отправлялись в корзину как полная чушь.
                      Ещё в 1940 году из Китая доходили слухи о новом японском истребителе, пришедшем на смену «Мицубиси» А5М. Каково же было изумление капитан-лейтенанта Стивена Джерика, помощ­ни­ка по авиации военно-морского атташе США, когда он, посетив в январе 1941 года ежегодный военно-спортивный авиапраздник (где японские флот и армия тра­ди­ци­онно мерялись длиной своих стволов и всего прочего), обнаружил этот новейший истребитель флота, что называется, в натуре. И не просто выставленный на всеобщее обозрение (причём с возможностью осмотреть даже кокпит), но и любезно снаб­жён­ный табличкой с основными ЛТХ, включая вес, мощность двигателя и скоростные показатели. Дипломат с пилотскими золотыми «крылышками» на кителе добросовестно переписал все цифры, визуально прикинул габариты самолёта и площадь крыла, оценил вооружение, конструкцию обшивки, приборы в кокпите, а затем ещё и по­на­блю­дал машину в действии, когда она со­стя­за­лась в небе с армейскими истребителями. После чего отправил в Раз­вед­управление флота США (Office of Naval Intelligence, ONI) подробный отчёт.

                      Однако ещё большее изумление Стивен Джерика испытал спустя пару месяцев, получив из ONI ответ на свой отчёт. Как он вспоминал впоследствии – первый и последний ответ за всю его службу в Токио. Раздражённое начальство настоятельно ре­ко­мен­до­вало капитан-лейтенанту более не присылать в Вашингтон подобного бреда и дезинформации. Американские эксперты по морской авиации в один голос заявили, что машина с таким набором характеристик просто не может существовать в при­ро­де (особенно это касалось соотношения габаритов и веса, а также заявленных скорости и дальности полёта). Ещё более аб­сур­дной им показалась сама мысль о том, что «отсталые азиаты», способные в лучшем случае на про­из­вод­ство ухуд­шен­ных копий устаревших западных самолётов, смогли построить истребитель, превосходящий новейшие машины флота США. Точно так же были впоследствии проигнорированы сообщения о характеристиках A6M, полученные уже из Китая (например, сообщение о том, что почти 6-метровое крыло сбитого «Зеро» было настолько лёгким, что его смогли поднять два человека).
                      © midnike
                      И это был не какой-то частный случай или сбой системы, а генеральная линия военного ведомства в отношении Японии, отклоняться от которой было чревато.
                      ...в официальном ежегодном дайджесте по морской авиации за 1939 год без тени сомнения писалось, что японцами «не был самостоятельно спроектирован ни один из самолётов, выпускающихся ими в настоящий момент для нужд вооружённых сил» (при том, что в реальности единственным японским самолётом ино­стран­ной разработки был производившийся по лицензии американский «Дуглас» DC-3). Известный популяризатор военно-морской истории (а заодно и соавтор фантаста Спрэга де Капма) Флетчер Прэтт в вышедшей в том же году книге «Морская мощь и современная война» также на полном серьёзе писал о том, что японцы в принципе не могут быть хорошими пилотами просто по физио­ло­ги­ческим причинам «свойственным этой расе» как-то: присущая им близорукость и неправильное ус­трой­ство внутреннего уха, отвечающего за вестибулярный аппарат. Летом 1941 года статью подобного содержания опубликовал и серьёзный профессиональный журнал “Aviation Review”.
                      © он же
                      1. 0
                        20 апреля 2022 22:01
                        Ну, если даже все перечисленное Вами не есть объяснение задним числом, то смею заметить, что о степени дееспособности японских авиатор имели пилоты эскадрильи "Зелёных Тигров". И они-то точно не были склонны к шапкозакидательству.
                      2. 0
                        21 апреля 2022 13:30
                        Цитата: Мюрат
                        Ну, если даже все перечисленное Вами не есть объяснение задним числом, то смею заметить, что о степени дееспособности японских авиатор имели пилоты эскадрильи "Зелёных Тигров". И они-то точно не были склонны к шапкозакидательству.

                        Три эскадрильи. Которые на начало войны сидят в Бирме и к ВВС вообще не относятся - официально это наёмники.
                        Рапорты Ченнолта о ВВС Японии отправлялись в корзину ещё когда тот был советником в Китае. А к его "Тиграм" у USAAF отношение было, мягко говоря, не лучшее - эти мажоры гребут деньги лопатой и воюют не напрягаясь.
  11. +1
    18 апреля 2022 21:20
    Когда читаешь про "07.12.41." невольно напрашиваются сравнения с "22.06.41."...
    Спасибо, Валерий!
    1. +2
      18 апреля 2022 21:42
      Цитата: 3x3zsave
      Когда читаешь про "07.12.41." невольно напрашиваются сравнения с "22.06.41."...

      Особенно, если вспомнить, что 22.06.41-го Черноморский флот организованно встретил немцев огнем и ни одного корабля при первом налете не потерял...
      1. +2
        18 апреля 2022 21:53
        Насколько помню, Балтийский тоже был "своевольно" переведен в "повышенную боевую". Как тут не вспомнить, светлой памяти, адмирала Эссена.
        1. 0
          18 апреля 2022 22:06
          https://www.google.com/amp/s/military.wikireading.ru/amp64881

          Байки байками...а реальность реальностью

          hi
          1. +1
            18 апреля 2022 22:32
            Здравствуйте, Виктор!
            Нынче читаю цеховые кутюмы, официально зарегистрированные первым прево Парижа, и поражаюсь, насколько тогда жить было проще!
            1. 0
              18 апреля 2022 22:35
              Привет! А сейчас разве сложно жить?)
              1. +1
                18 апреля 2022 22:45
                В общем, да. Я по разному жил, бывало и до "блокадной пайки" дело доходило, бывало и горичным в отеле 50€ оставлял... Но сейчас сложно, ибо возраст...
                1. 0
                  19 апреля 2022 18:41
                  Цитата: 3x3zsave
                  бывало и горичным в отеле 50€ оставлял

                  Ну и как они, горячие ? laughing
                  1. 0
                    19 апреля 2022 18:47
                    Смешно. Ценю.
        2. +3
          18 апреля 2022 22:12
          Цитата: 3x3zsave
          Насколько помню, Балтийский тоже был "своевольно" переведен в "повышенную боевую". Как тут не вспомнить, светлой памяти, адмирала Эссена.

          Интересный момент. Вопреки нынешним сказкам обличителей кровавого НКВД адмирал Кузнецов взял на себя ответственность, отдав приказ стрелять, и вселенский кровавый палач Берия его не то чтобы расстрелял, но даже не арестовал...Что бы это значило ???
          1. 0
            18 апреля 2022 22:20
            И я про то же...
  12. 0
    18 апреля 2022 22:16
    На самом деле сигналом к атаке в условиях сохранённой внезапности нападения была чёрная ракета,
    Это посильнее квадратного трёхчлена. Какая такая "чёрная ракета"? Может, дымовая?
    1. +1
      18 апреля 2022 23:05
      Да, пожалуй: некритично отнёсся к переводу.
  13. 0
    22 июня 2022 10:16
    А какие два "новейших линкора" входили в состав японской эскадры?
  14. 0
    22 июня 2022 10:28
    Оклахома перевернулся не после "попадания торпеды", а после попадания от 9 до 14 торпед. В разных источниках указывается разное количество.
    На иллюстрации с подписью: "американский линкор заваливается набок" изображена Аризона, никуда она не заваливается, а наклон фок-мачты со всеми рубками и мостиками вызван отсутствием присутствия корпусных конструкций в районе второй башни.
    Кстати о линейно возвышенном и линейно монотонном расположении башен. Марат после взрыва погреба первой башни не был разрушен полностью, члены экипажа не оказавшиеся в эпицентре взрыва уцелели, а само судно было поднято, использовалось в качестве плавбатареи, причем с собственной энергетикой и достаточно долго числилось в качестве несамоходного учебного после войны.
    Аризону же взрыв погребов просто выпотрошил, из имеющихся на борту погибло около 90%. Так что и с разделением на отсеки у амеровским линкоров было не айс.