Су-30: получилось несколько не то, что планировали

80

Наша история началась в далеком 1988 году. Именно тогда было принято решение о начале работ в КБ Сухого над новым самолетом. Над новым двухместным самолетом.

Анализ практики применения истребителей в современных конфликтах позволил направить усилия конструкторов по двум направлениям.



1. Современный воздушный бой стал накладывать на летчика огромные нагрузки. Пилотирование машины с одновременным управлением и применением комплекса вооружения стали реально сложным делом. Пришло понимание необходимости разделения обязанностей на двух членов экипажа, первый отвечал бы за пилотирование самолетом, второй управлял бы вооружением.

2. По мере обращения внимания многих стран к Северу стало ясно, что небольшое количество аэродромов, пунктов наведения и самолетов ДРЛОиУ на нашем Севере требует применения самолетов с большой продолжительностью полета. Су-27 обладал весьма внушительными запасами топлива, но в этом скрывался и недостаток: к моменту начала выполнения боевой задачи пилот мог устать от долгой продолжительности полета.

Так что второй член экипажа, способный подменять пилота в длительном полете и снимающий часть нагрузки во время боя, – это был реальный выход из сложившейся ситуации.


Дооснащение самолета Су-27УБ (двухместный учебно-боевой самолет) системой дозаправки в воздухе и индикаторами тактической обстановки – в этом группа инженера И.В. Емельянова увидела решение поставленной задачи.

Работы велись на Иркутском производственном объединении и к 1992 году завершились созданием самолета, который получил название Су-30. Параллельно с новым самолетом ОКБ Сухого работало над модификацией Су-27, который получил название Су-27П.

Самолеты сильно отличались, и новый Су-30 в отличие от Су-27 был предназначен для несколько иных задач:
- завоевание господства в воздухе;
- дальнее патрулирование и сопровождение самолетов стратегической авиации;
- радиолокационный дозор, наведение и целеуказание другим самолетам;
- обучение летного состава.

Су-30 прекрасно подходил для выполнения боевых задач на значительном удалении от аэродромов, либо связанных с большой продолжительностью полета. Кроме того, наличие второго члена экипажа позволяло более эффективно управлять истребителями в группе.

Это обеспечивалось целым комплексом аппаратуры, установленной на самолете. Помимо системы дозаправки в воздухе, Су-30 снабдили системой дальней навигации, аппаратурой для управления истребителями в группе, усовершенствовали систему жизнеобеспечения.

При этом, изрядно потяжелевший по сравнению с Су-27П самолет мог спокойно выполнять все фигуры высшего пилотажа наравне с одноместными истребителями, был способен выполнять динамическое торможение – «Кобру Пугачева».

Весьма приличный (9400 кг) запас топлива обеспечивал дальность полета в 3600 км, а наличие аппаратуры дозаправки и танкеров в воздухе вообще ограничивали врем и дальность полета физическими возможностями экипажа. После многочисленных исследований было принято решение ограничить время нахождения в воздухе 10 часами.


В июле 1998 года силами 148 Центра боевой подготовки и подготовки летного состава под руководством полковника Карапетяна была проведена исследовательская работа по выяснению возможностей совместного применения Су-30 и МиГ-31Б.

Группа самолетов (два МиГ-31Б и четыре Су-30), взлетев с аэродрома в центре европейской части России должна была поразить цели на полигоне Ашулук в Астраханской области и выполнить перехват условного противника над Белым морем.


Группу поддерживали самолет ДРЛО А-50 и два танкера Ил-78. А-50 патрулировал в специально отведённой зоне, следил за воздушной обстановкой и координировал действия группы истребителей. МиГ-31Б шли в передовом эшелоне, обнаруживая своими великолепными локаторами цели на расстоянии до 200 км и передавали информацию о них пилотам самолётов Су-30, которые, по замыслу операции, должны были атаковать цели. Маршрут полета составил 8500 км, самолеты провели в воздухе около 10 часов. Были выполнены три дозаправки в воздухе.

В 1998 году группа с таком же количественном составе сопроводила к Новой Земле группу стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС.


Так на базе учебно-боевого самолета появился истребитель дальнего действия, способный решать самые разнообразные задачи в воздухе. Единственным минусом самолета стала его сложность, из-за этого производство Су-30 шло очень невысокими темпами.

На базе Су-30 был разработан экспортный вариант самолета, Су-30К, предназначенный для поставок другим странам. Таких стран до настоящего времени набралось 12.

Силовая установка Су-30 практически идентична Су-27 и состоит из двух турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф.

Вооружение Су-30 состоит из одноствольной автоматической пушки ГШ-310 калибром 30-мм и боекомплектом 150 снарядов. Пушка устанавливается в наплыве правой стороны крыла.


Ракетное вооружение размещается на 10 точках: 4 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами.

На самолете может быть подвешено до 6 управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27 или различных модификаций (Р-27ЭТ, Р-27ЭР). На подкрыльевых узлах можно разместить 4 ракеты ближнего радиуса действия типа Р-73.


Стоит сказать о столь модной сегодня малозаметности. Су-30 разительно отличается в этом плане от самолетов пятого поколения, для которых предпочтительно атаковать цели, полагаясь на работу самолетов ДРЛОиУ с их мощными поисковыми радарами, подсвечивающими цели для истребителей.

Су-30 сам ищет и уничтожает цели, полагаясь на работу своих радиоэлектронных систем, без помощи самолета ДРЛОиУ, который можно считать неким слабым звеном, потому что громоздкий и небыстрый самолет прекрасно перехватывается комплексами типа С-400 со специальными ракетами 40Н6Е, предназначенными именно для уничтожения таких самолетов. Да и для перехватчиков противника самолет ДРЛО весьма несложная цель.

К Су-30 в плане классификации применимо «4++», и это действительно не самолет пятого поколения, тихий и скрытный, наносящий удары с больших дистанций, но который необходимо водить за руку. Су-30 – самолет, который работает сам, а незаметность машин пятого поколения в нем компенсируют максимально мощные средства РЭБ. В нашем случае – это пока «Сорбция-С» и «Хибины», «пока» - это потому что в перспективе есть более новые авиационные комплексы радиоэлектронной борьбы.

Применение имеющихся комплексов в боевых условиях показало, что они в состоянии справиться не только с радарами истребителей, но и с комплексами ПВО. Вопрос с истребителями пятого поколения, за которыми маячат самолеты целеуказания, пока остается открытым.

Су-30МК



Этот самолет совершил свой первый полет в 1999 году. О нем стоит сказать отдельно, поскольку разница между Су-30 и Су-30МК весьма значительная.

Задумка была такая: на базе дальнего истребителя-перехватчика создать ударный самолет фронтовой авиации. Название Су-30МК свидетельствовало о том, что в первую очередь самолет предназначался для продажи на экспорт. Считалось, что самолет сможет справиться не только с уничтожением воздушных целей, как предшественник, но и успешно атаковать наземные и морские цели.


Су-30МК имел уже 12 точек подвески, на 10 из них можно было установить управляемое ракетное вооружение. Общий вес вооружений составил 8 000 кг.

Для работы по воздушным целям использовались все те же всеракурсные ракеты с различными системами наведения Р-27Р1, Р-27РЭ, Р-27ТЭ, РВВ-АЕ и Р-73.

Морские и наземные цели предполагалось уничтожать ракетами Х-31П (противорадиолокационная ракета), Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, крылатой ракеты Х-59М с телеуправлением, корректируемые авиабомбами КАБ-500. Плюс можно было использовать широкий ассортимент обычных неуправляемых ракет и авиабомб.



Х-31П могла поражать все типы РЛС зенитно-ракетных комплексов средней и большой дальности без захода самолета в их зону поражения, Х-59М вообще работала по принципу «выстрелил и забыл». В целом, номенклатура вооружения была более чем внушительная.

Су-30МК должен был быть оснащен новой системой управления вооружением и новой РЛС. Этого требовало новое высокоточное вооружение, размещаемое на самолете, а новое оборудование должно было максимально увеличить эффективность его применения в любых погодных условиях.

Однако выяснилось, что внутренний объем истребителя не в состоянии вместить все необходимое оборудование. Частично пришлось разместить аппаратуру управления на узлах внешней подвески. Например, в подвесных контейнерах расположили систему лазерного целеуказания и дальнометрирования для ракет с лазерными ГСН и тепловизионную систему наблюдения и обнаружения целей в ИК-диапазоне.

Обе кабины в Су-30МК были сделаны идентичными в плане управления как самолетом, так и вооружением.



Это позволило распределить обязанности по управлению между двумя пилотами. Су-30МК стал способен барражировать в воздухе до 10 часов полетного времени.

Расширились и способы применения нового самолета. Если Су-30 предназначался для борьбы с воздушными целями как истребитель-перехватчик, то Су-30МК к возможностям Су-30 по завоеванию превосходства в воздухе, сопровождению бомбардировщиков и длительному патрулированию добавил поиск и уничтожение морских и наземных целей.

Самолет «потолстел», максимальная взлётная масса выросла с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка также увеличилась с 4 до 8 тонн.


Несмотря на то, что Су-30МК стал участником большого количества авиасалонов, приобретать самолет никто не спешил. Обычная практика в мире: не стоит покупать самолет, который не стоит на вооружении страны-изготовителя. Но российское Минобороны и не стремилось к приобретению Су-30МК, да и со средствами было все некрасиво.

Между тем самолет весьма сильно отличался от Су-30. Об отличиях стоит сказать отдельно, потому что так проще понять объем работ, проделанный корпорацией «Сухой»:
- появилось дополнительное переднее горизонтальное оперение, которое установили в наплыве крыла;
- двигатели АЛ-31ПФ с управляемым вектором тяги;
- цветные ЖК-дисплеи в новой системе индикации и оповещения;
- вдвое увеличенная боевая нагрузка;
- две дополнительных точки подвески вооружения;
- возможность уничтожения морских и наземных целей соответствующими видами вооружений;
- новая радиолокационная прицельная система, способная обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей при одновременной атаке четырех из них;
- система спутниковой навигации на основе ГЛОНАСС;
- нашлемная система целеуказания.

О последней стоит сказать несколько слов. На Су-30МК была на практике отработана система целеуказания, которая производилась путем поворота головы пилота в ту сторону, где ожидалась цель. Оптико-лазерная система слежения сканировала пространство в секторе и выдавала указание головкам самонаведения ракет.

Запас топлива по сравнению с Су-30 был уменьшен до 5 270 кг, что обеспечивало длительность полета до 4,5 часов. С дозаправкой в воздухе продолжительность полета возрастала до 10 часов. Су-30МК мог за это время пролететь до 8 тысяч километров на высоте 11-13 км.

Су-30М2



Следующему самолету в семействе Су-30 повезло больше. С момента первого полета в 2010 году и до получения места в гособоронзаказе прошло всего 4 года. В 2014 году первые самолеты
Су-30М2 были отгружены с завода в Комсомольске-на-Амуре в адрес Министерства обороны.

Су-30М2 создавался на базе версии Су-30МК2, но предназначался для ВВС России. Истребитель предназначался для уничтожения как пилотируемых, так и беспилотных летательных аппаратов в воздухе на малой и средней дистанциях. При применении соответствующего вооружения Су-30М2 мог поражать наземные и морские цели в метеоусловиях различной степени неблагоприятности и в условиях радиоэлектронного противодействия.

От базовой версии Су-30М2 отличался увеличенной дальностью полета и обновленным бортовым оборудованием.


Главными отличиями Су-30М2 стали:
- увеличенная дальность полета;
- кардинально модифицированная система управления вооружениями;
- новая система индикации в кабине пилотов;
- улучшенная аппаратура связи и навигации;
- обновленный бортовой комплекс обороны.

Новая система управления вооружением обеспечила поиск, обнаружение, сопровождение и уничтожение целей при любых погодных условиях и в любое время суток.

Система управления вооружением состоит из двух независимых систем.

Первая управляет ракетами класса «воздух-воздух» и состоит из прицельного комплекса, РЛС, оптико-электронной системы прицеливания и системы индикации на лобовом стекле.

Вторая система обеспечивает применения всей номенклатуры вооружения «воздух-поверхность», как обычного, так и высокоточного. Данные о работе системы отображаются на четырех многофункциональных индикаторах на приборных панелях летчиков.

В остальном по своим характеристикам Су-30М2 не выделяется из общего ряда. Су-30М2 стал первым самолетом этого семейства, поступившим на вооружение ВКС России.


Однако, если сравнивать его с Су-30СМ и Су-35, то Су-30М2 значительно уступает этим моделям. Специалисты считают, что это связано с тем, что за основу была взята коммерческая машина Су-30МК2 или МКК, то есть, экспортный вариант, созданный в Комсомольске-на-Амуре для Китая.

Отмечалось, что модель Су-30М2 обладает значительно меньшим модернизационным потенциалом по сравнению с другими самолетами семейства.

Роль, которую отвели Су-30М2 в современной доктрине – поддержка одноместных истребителей в воздушных боях и использование в качестве всепогодных истребителей.

Су-30СМ



Эта машина была разработана в ОКБ Сухого в рамках работ по созданию современных высокоманевренных истребителей.

Самолет обладал сверхманевренностью, был оснащен РЛС с активной фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП.

Первый полет истребитель совершил в 2012 году.

По сути Су-30СМ – это русифицированная версия самолета Су-30МКИ, который создавался в конце 90-х годов по заказу ВВС Индии. Однако у Су-30СМ нет на борту плодов международной кооперации. В Су-30МКИ имелось достаточно много систем, разработанных или произведенных в таких странах, как Франция и Израиль со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Это тяжелый истребитель или даже многоцелевой самолет, поскольку Су-30СМ способен не только вести маневренный воздушный бой или осуществлять перехват самолетов противника, но и наносить удары по наземных целям, как стационарным, так и мобильным. Самолет можно использовать и для атак надводных кораблей.

Компоновка систем в фюзеляже повторяет Су-30 и Су-30МКИ.


Важной особенностью Су-30СМ является его неустойчивость полета в продольном канале. Чтобы избежать рыскания и не напрягать пилотов решением сложных задач по пилотированию такого самолета, рулями и отклоняемыми соплами двигателей управляет отдельная электронная система. Сопла двигателей могут отклоняться как синхронно с рулями и плоскостями, так и отдельно от них.

Самолет оснащен БРЛСУ Н0011М «Барс», которая способна отслеживать до 15 целей и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, причем, осуществить это в условии радиоэлектронного противодействия.

Фазированную антенную решетку справедливо критикуют за вес и размеры, однако именно благодаря ФАР самолет получает преимущество в обнаружении противника первым.

Информация, полученная от РЛС и обработанная бортовым вычислительным комплексом, проецируется на лобовое стекло и в нашлемную систему целеуказания пилотов. Кроме того, информация выдается на многофункциональные ЖК-экраны пилотов, что позволяет летчикам иметь максимально высокий уровень оценки окружающей обстановки.

Считается, что РЛС «Барс» способна обнаруживать и «невидимки» пятого поколения.

В конструкции Су-30СМ также не используется технология малозаметности. Аналогично Су-30 это самолет агрессивного действия, поэтому в системе обороны применены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины».


Электронные системы Су-30СМ имеют архитектуру открытого типа, то есть, включение в состав БРЭО новых систем вооружений или РЭБ будем максимально просто адаптировать. Именно это делает Су-30СМ весьма универсальным самолетом, способным в кратчайшие сроки сменить специализацию с истребителя-перехватчика на ударный самолет.

ЛТХ Су-30СМ

Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,94
Высота самолета, м: 6,375
Площадь крыла, м2: 62,00

Масса кг
- нормальная взлетная: 24 900
- максимальная взлетная: 34 500
- топлива: 9 640

Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31ФП х 12800 кгс

Максимальная скорость, км/ч
- на высоте: 2 125
- у земли: 1 350

Практическая дальность, км: 3 000
Практический потолок, м: 17 300

Экипаж, чел: 2

Вооружение:
- 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов;
- 8000 кг боевой нагрузки на 12 пилонах.

Су-30: получилось несколько не то, что планировали

В состав боевой нагрузки могут входить:
- до 6 УР класса «воздух-воздух» Р-27Р/ЭР, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ);
- 2 ракеты Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1);
- до 6 УР класса «воздух-поверхность» типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л;
- 2 крылатых ракеты Х-59МЭ;
- 6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или
- 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л
- свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг;
- 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
- до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ
- НУРС С-8, С-13 и С-25.


Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭБ, лазерными дальномерно-целеуказательными системами, ИК-станциями.


В итоге можно сказать, что попытка «заткнуть дыры» в военной доктрине в 90-х годах, вызванная печальным состоянием военного бюджета и всех Вооруженных сил РФ в целом, оказалась более чем успешной. Получилось создать действительно полезный и главное, универсальный самолет с хорошими летными характеристиками и впечатляющим набором вооружения.

А ведь реально хотели только сэкономить на аэродромах на Севере...


Однако боевое применение самолета ВКС России в Сирии и в ходе спецоперации на Украине, а также применение самолетов ВВС Индии показало реальную ценность и реальные возможности Су-30.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    20 апреля 2022 04:31
    Как показывает время, не всегда малозаметность способна служить решающим фактором победы. Напротив, скорость и маневренность могут продлить жизненный цикл машины.
    Неплохой обзор. Спасибо.
    hi
    1. +7
      20 апреля 2022 05:20
      С развитием фотонных радаров все былые игры с незаметностью отойдут в прошлое. Работающие прототипы в России уже есть.
      К счастью, именно янки, а не мы, тратили на стелсы сотни миллиардов долларов.
      1. +22
        20 апреля 2022 08:41
        Цитата: Kuroneko
        С развитием фотонных радаров все былые игры с незаметностью отойдут в прошлое. Работающие прототипы в России уже есть.
        К счастью, именно янки, а не мы, тратили на стелсы сотни миллиардов долларов.

        А ещё у России «есть» РЭБ способные отключить всю электронику на эсминце, и ЭМИ что выжжет все схемы и ещё ещё ещё…. Где это все последние без малого 2 месяца?…
        1. +16
          20 апреля 2022 09:09
          Сказка про эсминец - это сказка. Не клюйте на утку. Хотя "Хибины" и замечательный РЭБ/РЭП комплекс.
          А фотонные радары - дело не одного года. Была проверена лишь теория и получены какие-то реальные практические результаты, это да. Но сама доводка до рабочих изделий займет немало сил и времени.
          1. +20
            20 апреля 2022 09:20
            Цитата: Kuroneko
            Сказка про эсминец - это сказка. Не клюйте на утку. Хотя "Хибины" и замечательный РЭБ/РЭП комплекс.
            А фотонные радары - дело не одного года. Была проверена лишь теория и получены какие-то реальные практические результаты, это да. Но сама доводка до рабочих изделий займет немало сил и времени.

            Говорить что есть наработки или прототипы это одно, а есть ли они другое….
            Как пример - через 19 дней пройдёт парад 9 мая, где будут показаны Арматы, бумеранги и прочее прочее прочее, напомню, что для них это будет 8 парад (разработка и доводка вообще ведётся 15 лет)… где эта техника в частях? Почему в частях бмп-1/2, которые без модернизации 30-40 лет и не имеют банально тепловизора или ПНВ? Где были супер С-400/500 были, когда полувековые МИ-24 зашли безнаказанно в наше воздушное пространство на 50 км отстрелялось и точно так же безнаказанно ушли (это у них заняло полчаса минимум)? Может просто карета нашей золушки (МО и ВПК) оказалась тыквой?…
            ЗЫ: мечты о вундер вафле это хорошо, но не стоит их тащить в реальность, может быть очень больно и плохо… наивность убивает в таких вопросах
            1. +8
              20 апреля 2022 10:33
              С-400 за холмами не увидит, атака вертолетами дальней ПВО довольно типичная тактика. Защитить большую территорию от такого довольно сложно. Тепловизор и ПНВ можно поставить и на тачанку. И таки БМП-2 модернизруются. Насчет БМП-1 не скажу, они еще с Афгана не в почете, и там только боевое отделение целиком менять. А вообще тут было сравнение финансирования флота, который ничего полезного не делает и сухопутных войск с авиацией, которые всегда воюют.
              1. +14
                20 апреля 2022 12:20
                Цитата: EvilLion
                С-400 за холмами не увидит, атака вертолетами дальней ПВО довольно типичная тактика. Защитить большую территорию от такого довольно сложно. Тепловизор и ПНВ можно поставить и на тачанку. И таки БМП-2 модернизруются. Насчет БМП-1 не скажу, они еще с Афгана не в почете, и там только боевое отделение целиком менять. А вообще тут было сравнение финансирования флота, который ничего полезного не делает и сухопутных войск с авиацией, которые всегда воюют.


                Тепловизор то можно и на тачанку...

                Но вот тепловизоров у нас не производится.
                И никогда не производилось в том количестве, которые нужны в армии.
                У французов что-то покупали.
                А сами то что?

                Или тепловизоры не нужны в армии?
                1. +12
                  20 апреля 2022 13:13
                  Цитата: SovAr238A
                  Цитата: EvilLion
                  С-400 за холмами не увидит, атака вертолетами дальней ПВО довольно типичная тактика. Защитить большую территорию от такого довольно сложно. Тепловизор и ПНВ можно поставить и на тачанку. И таки БМП-2 модернизруются. Насчет БМП-1 не скажу, они еще с Афгана не в почете, и там только боевое отделение целиком менять. А вообще тут было сравнение финансирования флота, который ничего полезного не делает и сухопутных войск с авиацией, которые всегда воюют.


                  Тепловизор то можно и на тачанку...

                  Но вот тепловизоров у нас не производится.
                  И никогда не производилось в том количестве, которые нужны в армии.
                  У французов что-то покупали.
                  А сами то что?

                  Или тепловизоры не нужны в армии?

                  Уже года 3 как производят, вроде как даже полный цикл включая все потроха. Но это на базе французского, который ставили на Т-90А с 2004 года, те это тепловизор уровня 90-х годов… другой вопрос в количестве произведённых…
                  Как страйкболист активно интересуюсь именно оборудованием пехоты - даже у спецназа тепловизоры импортные (часто и пнв тоже, далеко не самые новые) из Гражданской линейки, но самое печальное - радиостанции китайские гражданские модели (тоже беофенг что и у меня для игр), без шифрования и всего прочего, активные наушники - китайские реплики (хотя причина банальна - отечественные ГСШ из ратника итого хуже, знаем плавали)… итого картинок много красивых и разных, наработок тоже, но в реальности этого нет… тоже касается и самолётов- радаров (АФАР, А-50) нехватка, бомбят чугуниной…
                  1. -1
                    25 апреля 2022 22:19
                    Цитата: parma
                    Цитата: SovAr238A
                    Цитата: EvilLion
                    С-400 за холмами не увидит, атака вертолетами дальней ПВО довольно типичная тактика. Защитить большую территорию от такого довольно сложно. Тепловизор и ПНВ можно поставить и на тачанку. И таки БМП-2 модернизруются. Насчет БМП-1 не скажу, они еще с Афгана не в почете, и там только боевое отделение целиком менять. А вообще тут было сравнение финансирования флота, который ничего полезного не делает и сухопутных войск с авиацией, которые всегда воюют.


                    Тепловизор то можно и на тачанку...

                    Но вот тепловизоров у нас не производится.
                    И никогда не производилось в том количестве, которые нужны в армии.
                    У французов что-то покупали.
                    А сами то что?

                    Или тепловизоры не нужны в армии?

                    Уже года 3 как производят, вроде как даже полный цикл включая все потроха. Но это на базе французского, который ставили на Т-90А с 2004 года, те это тепловизор уровня 90-х годов… другой вопрос в количестве произведённых…
                    Как страйкболист активно интересуюсь именно оборудованием пехоты - даже у спецназа тепловизоры импортные (часто и пнв тоже, далеко не самые новые) из Гражданской линейки, но самое печальное - радиостанции китайские гражданские модели (тоже беофенг что и у меня для игр), без шифрования и всего прочего, активные наушники - китайские реплики (хотя причина банальна - отечественные ГСШ из ратника итого хуже, знаем плавали)… итого картинок много красивых и разных, наработок тоже, но в реальности этого нет… тоже касается и самолётов- радаров (АФАР, А-50) нехватка, бомбят чугуниной…

                    Для Ратника уши новые выпускать будут ГСШ-01 6М2, говорят лучше будут.
                    Что касается радиостанций, то Азарт 1 пишут что даже на экспорт идёт, с 23 года Азарт 2 выпускать будут.
              2. +2
                21 апреля 2022 15:26
                Почему не делает?Пиратов гоняет,в Сирию конвои сопровождает,Калибрами врага бьет. Флот великое дело.
            2. +4
              20 апреля 2022 11:13
              Читайте сами.
              https://naukatehnika.com/fotonnye-radary-fotonika-stels-texnologii.html

              И это последовательно воплощается в жизнь.
          2. +4
            20 апреля 2022 11:28
            "А фотонные радары - дело не одного года. Была проверена лишь теория"///
            ---
            Фотонный радар называется - лидар. Лазер с измерением
            времени возвращения света от облучаемого объекта.
            Как у любого лазера (и любой фотонной системы) проблема - угасание сигнала с расстоянием.
            Чем меньше длина волны (а фотон - тоже волна),
            тем быстрее угасание. Поэтому используют сантиметровый+дециметровый диапазон для
            наилучшего компромисса расстояние-отчетливость расшифровки.
            1. -2
              20 апреля 2022 11:39
              Ну давайте и про физику поговорим.
              Фотон - волна, не спорю. А будете ли вы спорить, что он - и частица?
              И как себя ведет фотон зависит от методики измерений?
              1. +9
                20 апреля 2022 11:51
                Этот рофар - логическое продолжение АФАРа.
                С подключением в систему микроволн (субмиллиметровых волн).
                И посылку радиоволн с помощью мини лазеров, а не электричества.
                Пока Россия не освоит серийное производство
                компактных излучающих ячеек АФАРа, нечего и думать
                о рофаре.
                1. +3
                  20 апреля 2022 12:52
                  Но когда сможет - это именно не если, а когда (работающие прототипы уже есть) - поговорим про выгодность стелс-технологий в которые были вбуханы триллионы долларов, окай?
                  1. +5
                    20 апреля 2022 15:31
                    В С-400 тоже вбуханы большие миллиарды. Хотя от стелс он не защищает никак.
                    Поэтому трудно говорить о будущем :)))
                  2. -1
                    24 апреля 2022 06:14
                    Цитата: Kuroneko
                    Но когда сможет - это именно не если, а когда (работающие прототипы уже есть) - поговорим про выгодность стелс-технологий в которые были вбуханы триллионы долларов, окай?

                    А у нас «Белка» в серийное производство пошла? БРЛС у Су-30, Су-34, Су-35 с АФАР? Вам правильно сказали, что мы за 20 лет не можем в серию запустить то, что на всех западных машинах уже в стандарте идёт, а вы о каких-то прототипах, рофарах разглагольствуете. И через 20 лет его тоже не будет. У нас страна такая стала…без конца модернизируем советские наработки, а нового уже компетенции / кадров не хватает разработать и довезти до серии. Пример вам один из сотни - Су-57. Где новые двигатели (серийные)? Нету. Уже 20 лет как нету, недавно сказали 2027, не раньше. А сколько АФАРов сделали за всё это время? Меньше десятка. 4 поставили на строевые машины и столько же на прототипы Т-50.
                    То же самое будет с ПАК ДА - вот увидите. И Арматой, которая вот уже 10 лет всё на "испытаниях". А по факту воюют советские Т-72Б3 и старенькие Су-30 и Су-34 с ещё советскими БРЛС и движками…
                    1. +1
                      24 апреля 2022 09:59
                      "Белка" производится не сама по себе, а для установки на конкретный борт, и на тех самолётах, где ей положено стоять, она и стоит, что Вы сами и подтвердили в своём сообщении. А уже "АФАР или не АФАР"... в радиолокации есть и намного более важные вещи, чем тип антенны РЛС.
          3. +14
            20 апреля 2022 12:18
            Цитата: Kuroneko
            Сказка про эсминец - это сказка. Не клюйте на утку. Хотя "Хибины" и замечательный РЭБ/РЭП комплекс.
            А фотонные радары - дело не одного года. Была проверена лишь теория и получены какие-то реальные практические результаты, это да. Но сама доводка до рабочих изделий займет немало сил и времени.


            10 лет я уже слышу, что вот вот, уже послезавтра фотонные радары пойдут на вооружение...
            чушь это все собачья.
            АФАР так сделать ни одной серийной не удалось.

            Есть правила механики и технологии - пошаговая постепенность.
            С телеги нельзя пересесть в современную Теслу.
            Сначала нужно пройти весь путь развития каждого этапа, отработать его "с нуля" и до "выжатия досуха" и потом к следующему этапу. И там так же с нуля и до предела.

            А вы несете ахинею о возможности перепрыгивать через поколения...
            Без наличия технологий промежуточных.
            1. -2
              20 апреля 2022 12:50
              А вы несете ахинею о возможности перепрыгивать через поколения... Без наличия технологий промежуточных.

              Россия это уже делала. Например, комбинированная и динамическая броня и гладкоствольные пушки на танках. Что было прорывом, закрыть который Запад смог лишь через десятки лет.
              И да, я, если вы могли заметить, не ура-патриот, и не считаю, что завтра же пойдут в массовое производство фотонники, но факт есть факт. Они когда-то, но пойдут. И после этого вся стелс-технология навернется медным тазом, что и важно. Одномоментно устареют все стелс-истребители и стелс-бомбардировщики. Ну и стелс-корабли, хотя их это коснется в меньшей степени.
              1. +9
                20 апреля 2022 13:52
                Цитата: Kuroneko
                А вы несете ахинею о возможности перепрыгивать через поколения... Без наличия технологий промежуточных.

                Россия это уже делала. Например, комбинированная и динамическая броня и гладкоствольные пушки на танках. Что было прорывом, закрыть который Запад смог лишь через десятки лет.
                И да, я, если вы могли заметить, не ура-патриот, и не считаю, что завтра же пойдут в массовое производство фотонники, но факт есть факт. Они когда-то, но пойдут. И после этого вся стелс-технология навернется медным тазом, что и важно. Одномоментно устареют все стелс-истребители и стелс-бомбардировщики. Ну и стелс-корабли, хотя их это коснется в меньшей степени.


                Комбинированная и динамическая броня - это не прыжок из деревянного щита в в многослойную разнородную танковую броню.
                Это сначала путь от листов простого железа, через легирование, через развитие сопромата и материаловедения, потом опыты и изыскания в комбинировании и так далее.
                Наши ученые, инженеры всем этим занимались десятки и сотни лет пошагово...
                Эволюцией.
                Вот я о чем говорю.
                Создание танковых гладкоствольных пушек - это определенный откат назад. Сознательная деградация в угоду требуемым результатам..
                Сначала все виды стрелкового оружия и артиллерии были гладкоствольными, потом эволюцией пошли нарезные стволы.
                И они же везде и остались, кроме танковых пушек.

                И причем здесь прорыв если и комбинированная и динамическая броня - были примерно в одно и то же время созданы. Плюс-минус 5 лет.
                Вы же не рейлган и не боевой лазер поставили на танк в 70 годах.
                Вы же считаете, что можно перепрыгивать через ступеньки.
                Не можно.
                только пошаговое движение.
                1. +2
                  20 апреля 2022 15:55
                  Гладкоствольная пушка обеспечивает большую начальную скорость, т. к. меньше энергии тратится на прохождение нарезов, точность же для танковых пушек получается вполне достаточная, именно поэтому все кроме бриттов перешли на гладкоствольные танковые пушки.
                2. +6
                  20 апреля 2022 16:10
                  Цитата: SovAr238A
                  Вы же считаете, что можно перепрыгивать через ступеньки.
                  Не можно.
                  только пошаговое движение.

                  Есть хороший анекдот, как два друга собирались заняться бегом по утрам на выходных.
                  Созваниваются в первую субботу, один другому говорит, мол, вставай, побежали по Бульварному кольцу. Тот отвечает: "Так спать хочется, давай на следующих выходных побежим сразу по Садовому". На следующих история повторяется, тот грит, мол, давай спать, а на следующих побежим сразу по МКАДу.
                  Вот ваш диалог навеял laughing
            2. 0
              15 июля 2022 22:01
              китайцы это успешно делают. Прыгают через поколения.
          4. 0
            21 апреля 2022 22:08
            Цитата: Kuroneko
            Сказка про эсминец - это сказка. Не клюйте на утку. Хотя "Хибины" и замечательный РЭБ/РЭП комплекс.

            Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Что-то же электронику у них вырубило. Пускай я на стройке, в котловане ползаю всю трудовую жизнь, но понимаю, что раз что-то отключилось, значит кто-то руку приложил. Возникает вопрос - кто и чем. Ежели не "хибины" значит кто-то, чем-то с берега шарахнул, что тоже не плохо. Хотя, на Вечерний Владлен - про беспилотники ролик был, где говорилось, что за несколько минут до авиаудара ВКС вся радио связь и связь с коптерами теряется полностью(теряли девайсы поначалу). Бойцы эту тему осознали и стараются птичек своих в это время не использовать. К предмету. Ладно на суше, но возникает вопрос: какой комплекс РЭБ на море, на таком расстоянии такую "подлость" может совершить? Кораблик на приличном расстоянии от берега находился.
            1. 0
              22 апреля 2022 07:21
              Господи - да хватит уже нести эту дичь про "вырубание электроники" на вражеских кораблях. Я всем объясню откуда этот фейк появился и плодится. У России нет на вооружении ПКР авиационного базирования. Потому предполагается стрельба по кораблям - противорадиолокационными ракетами типа Х-31П. Потому стандартной тактикой НАТО отрабатывается полное отключение радаров в качестве противодействия наведению. Вот и все. Никто никому ничего не отключал - если они отключают то это они так делают.
        2. -3
          20 апреля 2022 15:56
          А у кого-то есть эсминцы в "последние без малого 2 месяца"??
          1. +1
            20 апреля 2022 16:13
            Цитата: Дом 25 Кв. 380
            А у кого-то есть эсминцы в "последние без малого 2 месяца"??

            Эсминцев нет, а ПКР котороя судя по всему потопила флагман Черноморского флота есть… последний был вынужден даже отправить сигнал «спасите наши души» на открытой частоте вообще всем вокруг…
            1. -4
              20 апреля 2022 16:16
              А ещё дунька с бахаревки, судя по всему, нассала в кустах ...
              Вопрос был про эсминцы - ответ дан?
        3. Комментарий был удален.
        4. 0
          25 апреля 2022 09:28
          Да ладно! Я уж думал, что эта сказка давно в прошлом...
      2. 0
        21 апреля 2022 16:54
        К счастью, именно янки, а не мы, тратили на стелсы сотни миллиардов долларов.

        Зато сколько бабла попилили ...
    2. -18
      20 апреля 2022 05:27
      Гнус вылез, минусует всё и всех подряд
      1. +1
        20 апреля 2022 06:20
        А смысл сих действий?
        1. -2
          20 апреля 2022 07:14
          Так он же гнус - крылушки и хоботок... вот и весь смысл)))
        2. -9
          20 апреля 2022 07:24
          Цитата: А Вам Зачем
          А смысл сих действий?

          Нагадить
    3. +1
      20 апреля 2022 06:29
      hi
      Автор имел в виду пушку ГШ-301, а не ГШ-310 wink
      1. -4
        20 апреля 2022 07:29
        Цитата: Mister X
        Автор имел в виду пушку ГШ-301, а не ГШ-310

        В статье
        Пушка устанавливается в наплыве правой стороны крыла.

        Но на фото явно левое крыло
        1. +5
          20 апреля 2022 07:56
          Цитата: Серёга64
          Но на фото явно левое крыло

          На фото явно боекомплект, а не ствол пушки wink

          Цитата: Bongo
          .

          Что за снаряды на фото, и куда они укладываются?
          С какой стороны пушка на СУ-30?
          1. +10
            20 апреля 2022 08:59
            Пушка в правом буле, патронный ящик посредине , загрузка БК в ящик с левого буля. На фото 30 мм снаряды для пушки, в ленте в момент укладки.
      2. +10
        20 апреля 2022 08:46
        Михаил, здравствуйте!
        Цитата: Mister X
        Автор имел в виду пушку ГШ-301, а не ГШ-310

        Безусловно, при написании статьи каждый может непреднамеренно ошибиться или допустить неточность. Но здесь явно перебор, даже я это вижу.
        Не стану воспроизводить непереводимые идиомы, которые Серёжа высказал по поводу данной публикации. Если перевести на общепринятый печатный язык, то получится, что каждый должен писать о том, в чём хоть немного разбирается.
        1. +4
          20 апреля 2022 10:17
          Если отметить все несуразности статьи, то комментарий получится как минимум сопоставим с ее размером. sad по сему решил было воздержаться, но вот... smile
    4. 0
      20 апреля 2022 10:31
      Какое время и где (место) это показано?
  2. +4
    20 апреля 2022 04:38
    Как говорят люди в теме, на Су-30СМ переучивали пилотов с Су-24. Они, в отличии от чистых истребителей "видят землю".
    1. +5
      20 апреля 2022 05:21
      Переучивали, в основном, с МиГ-29.
      1. -1
        21 апреля 2022 06:32
        У меня другая информация
    2. +2
      20 апреля 2022 05:33
      Цитата: Мур
      Они, в отличии от чистых истребителей "видят землю".

      А чистые истребители , это кто ?
  3. +4
    20 апреля 2022 05:36
    Экспортные версии упомянуты как-то вскольз. А ведь именно экспорт определил и технический облик семейства Су30, да и сам факт его существования.
    1. -7
      20 апреля 2022 06:23
      Цитата: Пиджак в запасе
      Экспортные версии упомянуты как-то вскольз.

      laughing Соболезную...Проблемы с правописанием наречий - ни скользя, ни вскользь не проходят...
      Есть ещё один вариант: «в скользь»... :waat:
    2. +8
      20 апреля 2022 06:35
      А ведь именно экспорт определил и технический облик семейства Су30, да и сам факт его существования.

      Справедливости ради, именно жирные контракты с Индией в "святых 90-х" спасли большинство наших КБ. И авиацию, и флот, и ракето- и танкостроение.
  4. -6
    20 апреля 2022 06:23
    Пагосян спас страну.

    И задавил миг.
    Жизнь продолжается.
    Не небом единым жив человек.
    Да и небо не едино.
  5. +7
    20 апреля 2022 06:39
    Автор, разве Барс-афар?
    1. +16
      20 апреля 2022 08:40
      Цитата: Andy
      Автор, разве Барс-афар?

      К сожалению автор очень далёк от боевой авиации и местами не понимает о чём пишет. Например, уважаемый автор утверждает, что проектирование Су-27П (вариант для войск ПВО) началось параллельно с Су-30. Во всей видимости автор путает с Су-27СМ, созданным на базе Су-27СК. Другой вопрос, как их можно перепутать?
      1. kig
        +16
        20 апреля 2022 10:13
        Цитата: zyablik.olga
        автор очень далёк от боевой авиации

        Не трогайте автора, он занят полезным делом - поисками предателей и перерожденцев. А самолеты это так, на досуге.
      2. +7
        20 апреля 2022 19:10
        Добрый день Олечка,а также привет Сергею.Прочитал статью и расстроился,а потом вспомнил что выложил на Димминном форуме книгу про Су-30К и советую всем почитать,очень интересно ,особенно модификации.С праздником Песах .

        http://militaryruia.ru/forum/viewtopic.php?f=734&t=2259&sid=c6277860b1d724e6f3b3f3958359829d&start=440
      3. +2
        20 апреля 2022 23:55
        Ольга здравствуйте!
        Не согласен с автором статьи о том что АВАКС может быть поражен ЗРК типа С-400.
        Он тупо не станет заходить в радиус его поражения, так как его радар видит цели до 600 км. А потом если он даже и подойдет на расстояние 350-400 км от ЗРК, то кто в него будет пускать ракету на таком расстоянии ?
        Есть ли практика поражения целей ЗУР на таком расстоянии ?
        АВАКС просто сбросит пару сотен метров потолка в таком случае - и на радаре он исчез.
        Потому что окажется ниже радиогоризонта.
        Притом это почти не повлияет на его возможности и функционал.

        Сейчас пара Е-3А вылетающих из Германии видит насквозь почти всю Украину работая
        из Польши и Румынии.
        С-400 из Белоруссии и Крыма они никак не боятся.
        1. +3
          21 апреля 2022 01:11
          Мало того,на самолёте Е-3D Сентри блок 30/35 установлена система РТР на основе ФАР с высокой точностью и дальностью до 600 км.
          Станция осуществляет перехват сигналов с любой линейной и круговой поляризацией. В зарубежной печати подчеркивается одна важная и примечательная ее особенность: производительность составляет 100 распознаваний источников излучения за 10 с.

          Для радиоперехвата применяются четыре антенны: носовая, хвостовая и две боковые фазированные решетки (с правой и левой сторон), имеющие размер 3,9x0,84 м, которые выступают за обводы фюзеляжа на 46 см (визуальный признак самолета Е-3 системы АВАКС Block 30/35). Поскольку Е-3 патрулирует вдоль линии фронта, главную роль играют боковые антенные решетки, которые, судя по их внушительным размерам, обеспечивают точность пеленгования (или,' возможно, даже интерферометрических измерений) не 3°, что характерно для простой антенны AR-900, а, по крайней мере, 0,5 - 1°.

          Его даже не достанет С-400.
  6. +21
    20 апреля 2022 06:54
    Автор, самолеты ДРЛО это необходимость любой современной армии, и сбить его в нормальной армии, освоившей их применение задача трудновыполнимая.
    Самолет ДРЛО это антенна поднятая на большую высоту и это главное условие для обнаружения и атаки на низколетящие ракеты, самолеты и вертолеты.
    Например, если бы над территорией Белгородской, Курской и Брянской областей постоянно находился один самолет ДРЛО, пару комплексов С-400 на земле и пара сушек в воздухе, то никаких вертолетов, самолетов и ракет к нам бы точно не смогло прилететь, хоть на малой высоте, хоть между оврагами, более того, пусковые установки ракет, системы залпового огня самолетом ДРЛО с современным оборудованием обнаруживаются на дальностях в 400-500 км, и на них наводится авиация или ракеты.
  7. +2
    20 апреля 2022 07:12
    Информация есть,но язык какой-то корявый.Еле до середины дочитал.
  8. +7
    20 апреля 2022 09:51
    Вот так почти полное отсутствие самолётов ДРЛО у РФ вдруг стало преимуществом истребительной авиации, чудны дела твои Господи)
  9. +1
    20 апреля 2022 10:45
    Читаю статью, ощущение, что часто концепция 2х местного самолета надумана. Да , для полетов на севере нужен двухместный. А все остальные случаи применения или справляется одноместный ( Су-35) или специализированный ударный ( Су-34).
    1. +6
      20 апреля 2022 11:12
      Когда морская авиация ВМФ РФ присматривалась к Су-30СМ на предмет закупок, они сразу говорили что рассматривают только 2-х местные машины, в том числе из-за трудности ориентирования над морем.
      1. 0
        22 апреля 2022 07:32
        Откуда эта идея о необходимости 2х местных машин над морем? Почему тогда и Япония и Англия и Италия например летают на одноместных? У них вообще суши нет и вся работа авиации предполагается над морем. Они глупые?
        1. 0
          22 апреля 2022 11:26
          Я написал про слова зам. командующего морской авиации, когда он к нам приезжал. Мне с коллегами поручили провести его по цехам и показать изготовление самолетов. Вот тогда и пообщались. Он ещё очень живо интересовался возможностью подвески Брамос, у нас как раз эта тема для индусов актуальна была.Это было не вчера, а лет около 10 назад, может чуть меньше.
          Насчет Японии и Англии и Италии я не знаю, с их военными я не беседовал.
    2. +1
      20 апреля 2022 15:57
      Тогда люди реально летали и уставали, поэтому в дальних полетах Су-27УБ предпочитали. Доп. человек всегда хорошо, вопрос в просадке ЛТХ из-за доп. веса.
  10. Есть ли у вас план?
    О конешно есть в конюшне!
  11. +5
    20 апреля 2022 11:36
    [quote=EvilLion И таки БМП-2 модернизруются. Насчет БМП-1 не скажу, они еще с Афгана не в почете, и там только боевое отделение целиком менять.

    ..сам видел, шло их (БМП-1) немало в сторону Харьковской обл., и небось все "модернизированные" ..
    1. 0
      20 апреля 2022 15:59
      Ну выгребли всё, зато у нас есть лярды на авианосцы. Впрочем, есть подразделения на МТЛБ. Как гусеничный транспорт его любят.
  12. -5
    20 апреля 2022 11:48
    Цитата: parma

    Говорить что есть наработки или прототипы это одно, а есть ли они другое….
    Как пример - через 19 дней пройдёт парад 9 мая, где будут показаны Арматы, бумеранги и прочее прочее прочее, напомню, что для них это будет 8 парад (разработка и доводка вообще ведётся 15 лет)… где эта техника в частях? Почему в частях бмп-1/2, которые без модернизации 30-40 лет и не имеют банально тепловизора или ПНВ? Где были супер С-400/500 были, когда полувековые МИ-24 зашли безнаказанно в наше воздушное пространство на 50 км отстрелялось и точно так же безнаказанно ушли (это у них заняло полчаса минимум)? Может просто карета нашей золушки (МО и ВПК) оказалась тыквой?…
    ЗЫ: мечты о вундер вафле это хорошо, но не стоит их тащить в реальность, может быть очень больно и плохо… наивность убивает в таких вопросах

    А Вам всенепременно нужно, чтобы воевали именно Арматы? Т-90 не подойдут?
    По поводу С400-500. Ну ясно же, что они пока размещаются (точнее, размещались, потому что мало кто знает про выводы, сделанные по вылазкам вертушек в Россию) в наиболее ответственных местах. Их не натыкаешь по всей протяжённости границы с окраиной. К тому же - рельеф Белгородской области не способствует их эффективному использованию. Там нужны Буки, скорее всего, коих, опять же, на каждом километре не разместишь. К тому же, фашистам помогают ы своими разведчиками и те прилетели именно туда и тогда, когда это было наиболее эффективно, я думаю.
    Короче, новое вооружение это хорошо, но очень дорого и пока не сможет реально заменить проверенное старое (которое не такое уж и старое и плохое) хотя бы потому, что его мало в войсках.
    1. +5
      20 апреля 2022 12:21
      А вы видели много таи Т-90М хотя бы?
  13. 0
    20 апреля 2022 14:24
    В итоге нужно срочно модернизировать до СМ2 и не тянуть сильно до СМ3 (с компонентами от Су57), принимать на вооружение прицельный контейнер....и заканчивать с чехардой Су34, 30, 35.....и Су34 плавно переделывать в специализированные машины РЭБ и т.д.
  14. +2
    20 апреля 2022 15:00
    Цитата: ramzay21
    Например, если бы над территорией Белгородской, Курской и Брянской областей постоянно находился один самолет ДРЛО, пару комплексов С-400 на земле и пара сушек в воздухе, то никаких вертолетов, самолетов и ракет к нам бы точно не смогло прилететь

    Остаётся важнейший вопрос почему этого не делается? У вас есть какие-нибудь соображения?
    1. +3
      20 апреля 2022 15:20
      Цитата: certero
      Остаётся важнейший вопрос почему этого не делается?

      Да всё очень просто.
      ЗРК - это дорого. На каждой кочке не поставишь.
      ДЛРО - это тоже дорого. А еще и сложно . Промышленности не под силу. Нет самолетов- носителей. Нет аппаратной части.
      Те старички, что есть, при постоянном дежурстве моментально выработают весь ресурс.
    2. -1
      20 апреля 2022 16:00
      А кто сказал, что не делается?
  15. +3
    20 апреля 2022 16:21
    Цитата: Kuroneko
    Но когда сможет - это именно не если, а когда (работающие прототипы уже есть) - поговорим про выгодность стелс-технологий в которые были вбуханы триллионы долларов, окай?

    С такими темпами разработки, не то что стелс самолеты, а вообще, пилотируемые боевые самолеты давно отработают свой цикл, исполнят свое назначение и превратятся в пивные банки. А тут и мы с фотонной вундервафлей. laughing
  16. 0
    20 апреля 2022 18:23
    Цитата: JnGus
    А вы видели много таи Т-90М хотя бы?

    Я не видел. Но я и не написАл, что они там есть. Я спросил - подойдут ли Т-90 вместо Армат.
  17. PPV
    +7
    20 апреля 2022 20:34
    К сожалению, статья не несёт никакой новой информации или каких-либо собственных мыслей автора об этом семействе самолетов, а является просто безграмотным плагиатом различных ранее выпущенных материалов по теме. Более того, автор умудряется при этом приводить явно ошибочные данные. Чего стоит, к примеру, утверждение о том, что запас топлива на Су-30МК по сравнению с Су-30 был уменьшен до 5270 кг. Печально ...
  18. +1
    21 апреля 2022 22:35
    Скоморохов себя переплюнул, по части елея на душу. Но народ уже обеспокоился. Я сегодня на обеде удивился - в курилке коллеги обсуждают старые, по их мнению, х-29. Если уж даже не посетители топвара имеют подобные настроения... Ну это ладно. По теме - Су-30см устарел изрядно, радар довольно устаревший и, видимо, даже с заменой на "Барс" это не исправишь (вроде еще современный, но морально уже устарел). Тут надо с индийцами грамотно скооперироваться для модернизации. Иначе, они сделают модернизацию без нас. Как показывает практика, почему-то, нашему ВПК особо не интересна модернизация (кроме УВЗ разве что). Причем настолько, что они согласны на меньшие деньги, но за ее имитацию. Либо наоборот - дорогой новодел, все с нуля. Иначе как объяснить отсутствие современных управляемых боесприпасов для РСЗО, авиабомб с Глонасс и многого другого в массовом количестве.
    1. +1
      22 апреля 2022 10:39
      По теме - Су-30см устарел изрядно, радар довольно устаревший и, видимо, даже с заменой на "Барс" это не исправишь
      На Су-30СМ и так "Барс-Р" стоит, причем в российском варианте, который по своим характеристикам превосходит "Барс" с индийских Су-30МКИ. И индийцы сами по себе в отдельности не способны что-то модернизировать. А направление модернизации наших Су-30СМ и так уже многократно описано, это переход на составляющие Су-35.
  19. 0
    6 июля 2022 09:04
    Цитата: Kuroneko
    А фотонные радары - дело не одного года.

    А это еще большая сказка, чем отключение электроники эсминца.
  20. 0
    15 июля 2022 23:09
    СУ-30 без АФАР, с устаревшими ракетами ВВ Р-27, р-73 и еще с НУРС с-8;13 это уже прошлый век. Да и боевая нагрузка в 8 тонн уступает даже однодвигательному F-16, у которого она 9 тонн. И на международном рынке он уже не востребован. Даже индия имеющая лицензию на его производство уже не хочет этого делать дальше. Закупает втридорога французкие рафаэли, потому что у них лучше электроника, есть АФАР, экономичные двигатели, и отличная ракета ВВ метеор.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»