БПЛА Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». От разведки до мишеней

11
БПЛА Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». От разведки до мишеней

БПЛА Ту-141 "Стриж" в качестве памятника. Фото "Ростех"

В семидесятых годах советская промышленность разработала и довела до принятия на вооружение беспилотные летательные аппараты тяжелого класса Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж». Они предназначались для ведения разведки площадных целей, районов и трасс на разной глубине обороны противника. В дальнейшем комплексы двух типов нашли практическое применение, а также проходили модернизацию. Несмотря на моральное и физическое устаревание, отдельные изделия до сих пор используются в тех или иных целях.

Новые средства разведки


В середине шестидесятых ВВС СССР получили беспилотный разведывательный комплекс ДБР-1 с тяжелым летательным аппаратом Ту-123 «Ястреб». БПЛА мог осуществлять полет по заданной программе и вести разведку на глубине в сотни километров. При этом мягкая посадка по возвращении не предусматривалась: спасался только носовой отсек с ценным оборудованием и результатами разведки, тогда как остальная конструкция «Ястреба» была одноразовой.



В 1968 г. вышло постановление Совмина о разработке двух новых беспилотных комплексов разведки – ВР-2 «Стриж» и ВР-3 «Рейс». Требовалось создать полностью возвращаемые многоразовые БПЛА. Последние должны были отличаться размерами, составом оборудования и летными характеристиками. При помощи комплекса ВР-2 планировалось осуществлять разведку на глубине в десятки километров, а от ВР-3 требовался радиус действия в сотни.

Разработка комплексов и БПЛА была вновь поручена ОКБ Туполева. В дальнейшем беспилотник для ВР-2 получил обозначение Ту-141, а изделие из состава ВР-3 было названо Ту-143. Также к ним перешли шифры комплексов – «Стриж» и «Рейс» соответственно.


Музейный Ту-143 "Рейс". Фото "Ростех"

В связи с менее высокими требованиями по основным характеристикам разработка Ту-143 шла быстрее и завершилась раньше. Первый полет такого изделия состоялся в конце 1970 г., а в 1972-м начались государственные совместные испытания. В следующем году была изготовлена первая опытная партия беспилотников. В 1976 г. комплекс ВР-2 приняли на вооружение и начали выпускать серийно.

Более крупный и сложный Ту-141 «Стриж» поднялся в воздух только в конце 1974 г. Еще несколько лет ушло на доводку конструкции, и в 1979 г. комплекс ВР-3 приняли на вооружение.

Технические особенности


БПЛА Ту-141 и Ту-143 были построены по одной схеме и имеют схожий внешний вид – несмотря на значительную разницу в габаритах, массе и прочих характеристиках. Оба беспилотника получили веретенообразный фюзеляж большого удлинения, в хвостовой части которого сверху имеется выступающий обтекатель воздухозаборника. В носовой части предусмотрено горизонтальное оперение малой площади, со сдвигом к хвосту – треугольное крыло большой стреловидности. На верхнем обтекателе расположен киль.

Беспилотник Ту-143 «Рейс» имел длину ок. 8 м при размахе крыла 2,24 м. Взлетная масса – 1230 кг. Длина Ту-141 «Стриж» превышала 14,3 м, размах крыла – ок. 3,8 м. Полная масса этого изделия достигала 5,37 т. Разница в габаритах и массе использовалась, главным образом, для увеличения запаса топлива и дальности полета.


"Рейс" на транспортировочной тележке. Фото Airwar.ru

«Рейс» комплектовался маршевым турбореактивным двигателем ТР3-117 тягой 640 кгс. Для старта использовался сбрасываемый твердотопливный СПРД-251. В «Стриже» использовались схожие решения, однако он получил более мощный ТРД типа КР-17А с тягой 1960 кгс. Крейсерская скорость обоих БПЛА находилась в пределах 950-1000 км/ч. Ту-143 мог подниматься на высоту до 1 км, Ту-141 – до 6 км. Дальность «Рейса» ограничивалась 180 км, а Ту-141 мог лететь на 1000 км.

Для двух БПЛА были разработаны программируемые автоматические системы управления. Навигация в полете осуществлялась при помощи допплеровского измерителя скорости и сноса, радиовысотомера и вычислителя. Полет осуществлялся по заданной программе: типовое задание включало длинные прямолинейные участки, в т.ч. с применением разведывательной аппаратурой, а также несколько поворотов.

Ту-143 оснащался двумя вариантами носового приборного отсека. Первый комплектовался аэрофотоаппаратом ПА-1 со съемкой на пленку. Второй получил телевизионную аппаратуру И-429Б и радиостанцию для передачи сигнала наземным средствам комплекса. Также могла использоваться аппаратура радиационной разведки с передачей данных «Сигма-Р». Целевое оснащение Ту-141 включало фотоаппараты и инфракрасную разведывательную систему.

Изделие «Рейс» перевозилось и запускалось при помощи самоходной пусковой установки СПУ-143, выполненной на базе боевой машины ракетного комплекса «Редут». Беспилотник помещался внутри закрытого контейнера с направляющими. Для «Стрижа» предназначалась ПУ открытого типа с рельсовой направляющей. Взлет осуществлялся при помощи стартового ускорителя.


"Стриж" на пусковой установке в стартовом положении. Фото Airwar.ru

Оба БПЛА выполняли посадку при помощи парашюта. При подлете к заданному району посадки аппарат при помощи тормозного парашюта и маневрирования должен был гасить скорость. Затем выбрасывался основной парашют. В связи с характеристиками автопилота для посадки требовалась площадка размером 700х700 м.

Пути развития


Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж» изначально создавались в качестве разведчиков. Однако в дальнейшем им пришлось осваивать новые специальности. Достаточно высокие летно-технические характеристики, автопилот и способность совершать полет по заданному маршруту позволяли не только вести съемку местности.

Еще на стадии разработки базовых проектов прорабатывалась возможность превращения Ту-141 и Ту-143 в беспилотные мишени для тренировки расчетов ЗРК. По сути, такая мишень отличалась от разведчика только отсутствием фотоаппарата и других приборов. В дальнейшем такая модификация нашла применение на практике.

В первой половине девяностых российская промышленность разработала проект модернизации «Рейса» под обозначением Ту-243 (комплекс ВР-3Д). Планер и основные агрегаты не претерпели изменений, но была внедрена новая аппаратура разведки. Как и ранее, предлагались два варианта целевого отсека. Первый оснастили фотоаппаратом ПА-402 и телевизионной системой «Аист-М» с системой связи «Трасса-М». Второй вариант включал аппаратуру инфракрасной разведки «Зима-М» и изделие «Трасса-М».


Ту-143 и штатная пусковая установка. Фото Vitalykuzmin.net

В 2014-15 гг. сообщалось, что свою модернизацию «Стрижей» и «Рейсов» планирует провести Украина. За счет этого старую технику планировалось привести в соответствие с актуальными требованиями, однако в дальнейшем новости о таких проектах не появлялись.

Впрочем, в марте 2022 г. стало известно о еще одном украинском проекте «модернизации». Он предусматривал установку на БПЛА нештатной боевой части большой массы. После этого Ту-141 превращается в крылатую ракету невысокой точности, но с достаточно большой дальностью полета.

Техника на службе


Серийное производство изделий Ту-143 было поручено Воронежскому авиационному заводу; другие компоненты комплекса ВР-2 поставлялись иными предприятиями. «Рейсы» выпускались до конца восьмидесятых годов, и за все время изготовили 950 таких комплексов. Ту-141 производились Харьковским авиазаводом. Сборка продолжалась около десяти лет и тоже завершилась в конце восьмидесятых. К этому времени заказчикам передали ок. 150 комплексов.

Основным заказчиком разведывательных комплексов была советская армия. В начале девяностых эту технику унаследовали Россия и Украина. Более легкий Ту-143 также поставлялся за рубеж. Его получили несколько стран ОВД, Ирак и Сирия.


Старт изделия Ту-141. Фото Airwar.ru

По известным данным, ВВС СССР регулярно осуществляли учебные запуски тяжелых БПЛА в рамках различных учений. Накопленный опыт эксплуатации использовали уже в восьмидесятых годах в Афганистане. Беспилотные разведчики обеспечивали поиск и обнаружение позиций противника в горах. В условиях отсутствия развитой ПВО такие БПЛА оказались удобным и эффективным средством разведки.

Впрочем, уже в начале девяностых годов Ту-143 и Ту-141 посчитали устаревшими и начали выводить из эксплуатации. При этом беспилотники с оставшимся ресурсом не отправляли на разделку, а использовали в качестве летающих мишеней для ЗРК. Параллельно с этим шло внедрение и освоение более новых Ту-243. Однако и эта техника не слишком долго продержалась в ВВС. Развитие техники и технологий привело к появлению более компактных и не менее эффективных беспилотников разведки.


Запуск Ту-143. Фото Airwar.ru

Кроме СССР свои Ту-143 использовали ближневосточные заказчики. В восьмидесятых и девяностых годах такая техника применялась по прямому назначению, для ведения разведки. При этом иностранные «Рейсы» сталкивались с противодействием. Как минимум, один сирийский БПЛА в восьмидесятых был сбит израильскими истребителями.

С 2014 г. изделия Ту-143 эпизодически использовались армией Украины для разведки позиций республик Донбасса. Большой возраст техники и наличие средств ПВО негативно сказались на успехах такого применения. Несколько беспилотников были сбиты или упали сами.


Фото ТК razved_dozor
В марте 2022 г. имели место новые эпизоды применения украинских БПЛА. Один из таких аппаратов долетел до Крыма, еще один Ту-141 нашли в хорватском Загребе. Любопытно, что последний был оснащен нештатной боевой частью. Обстоятельства этих пусков неясны. Возможно, Украина пыталась атаковать российские объекты импровизированными крылатыми ракетами либо речь идет о попытке вскрытия позиций нашей ПВО.

Проблема устаревания


На момент своего появления тяжелые разведывательные БПЛА Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» были современными и удачными образцами, способными решать все поставленные задачи. Они нашли свое место в наших и зарубежных ВВС и обеспечивали ведение разведки, а также помогали готовить зенитчиков.

Однако в последние десятилетия имел место большой прогресс в области беспилотной авиации. В результате этого комплексы по типу ВР-2 и ВР-3 перестали соответствовать современным требованиям и справляться с возлагаемой работой. Теперь они годятся только для использования в качестве мишеней и импровизированных крылатых ракет. Впрочем, устаревшие беспилотники не слишком хорошо справляются даже с этими ролями.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    19 апреля 2022 05:45
    Умели в СССР -делать Оборонку
    1. +1
      19 апреля 2022 06:40
      Да и Россия умеет по большому счёту.
      1. -2
        19 апреля 2022 21:36
        Цитата: А Вам Зачем
        Да и Россия умеет по большому счёту.
        Умеет, только либерда не понимает, для чего нужно защищаться от запада?
  2. Комментарий был удален.
    1. +2
      19 апреля 2022 15:02
      Цитата: Isk1984
      Вот Вам и калоши..

      А это не калоши. Это - та самая оборонка, которой ВВП призывал гордиться. А не "калоши", они же - товары народного потребления.
      В.Путин: У нас была оборонка – классная, сильная, и мы ею гордимся до сих пор. Мы благодарны нашим дедам и нашим отцам за то, что они создали после Великой Отечественной войны такую оборонку.
      Из зала: …И первый спутник.
      В.Путин: И первый спутник, и первый человек в космосе – это наша общая гордость, это достижения советской власти, которыми мы все гордимся. Это общенациональные достижения.
  3. +1
    19 апреля 2022 08:13
    Походу во времена холодной войны военная техника была лучше, чем сейчас. Даже США со своим БПЛА Локхид Д-21 в 1964 году, который мог летать на высоте в 29 км при скорости в 3,3 маха получше, чем RQ-170, RQ-180.
  4. +2
    19 апреля 2022 10:04
    > Дальность «Рейса» ограничивалась 180 км, а Ту-143 мог лететь на 1000 км.

    Не понял. В статье же ранее говорится, что Ту-143 - это и есть "Рейс". Кто-то вычитывал написанное?
    1. +3
      19 апреля 2022 19:29
      Цитата: LanceUppercut
      Кто-то вычитывал написанное?

      Это статья Рябова. Вычитывать очень вредно для здоровья (психического). laughing
  5. 0
    19 апреля 2022 22:42
    Любую старую КР оборудовать GPS ( или Глонасс) и можно применять даже против точечных целей.
  6. 0
    20 апреля 2022 11:08
    Когда я служил (1983-85), мы - танковый полк - делили парк техники с дивизионом Ту-143 (у них был еще забор внутри забора) и брали под охрану их боксы, своих солдат у них не хватало на караул. Нам на разводах говорили, мол, стырят снаряд из арт. склада, угонят танк - часовому ничего не будет, отмажем как-нибудь, но там если хоть одна печать, а опечатывали каждый бокс два прапора, каждый своей печатью, будет нарушена - 10 лет без права переписки и никто не поможет!
  7. 0
    20 августа 2022 00:07
    Они бы и такие на Донбассе пригодились,для выдалбивания артилерии и укреплений,да и просто сброса на отдельных солдат бомб,но увы у нашего мин.обороны вечно тараканы совокупляются в голове
  8. 0
    27 марта 2023 00:32
    Для двух БПЛА были разработаны программируемые автоматические системы управления. Навигация в полете осуществлялась при помощи допплеровского измерителя скорости и сноса, радиовысотомера и вычислителя. Полет осуществлялся по заданной программе: типовое задание включало длинные прямолинейные участки, в т.ч. с применением разведывательной аппаратурой, а также несколько поворотов.


    Теперь я хотел бы узнать как РЭБ сбивает автономную (программную) систему управления ? what