О критике во время войны

78

Семь с половиной лет – отсчет берется с момента проведения выборов на Донбассе после подписания Минских соглашений – в ЛНР и ДНР существовало негласное правило: нельзя критиковать руководство республики, как военное, так и политическое. Объяснялось это достаточно просто – идет война, поэтому любая критика играет на руку врага. По этой причине с информационного поля в ЛДНР постепенно были вытеснены все альтернативные точки зрения, а критика де-факто стала приравниваться к «работе на врага».

После начала военной операции на Украине мнение о недопустимости критики стало громко звучать и на многих российских информационных ресурсах. Аргументировали это тем, что сейчас не время для критики, нужно поддерживать во всем действия руководства, заниматься критикой – значит подрывать боевой дух наших солдат и т. д.



Однако война идет уже два месяца, а многие решения, такие как создание военно-гражданских администраций, открытия границы для свободного поступления на освобожденные территории гуманитарной помощи – которые должны были приниматься быстро и оперативно, фактически повисли в воздухе. И без вынесения этих проблем в публичную плоскость они зачастую не решаются или решаются с большим опозданием.

Нельзя не отметить, что многие из тех, кто выступают противниками всяческой критики, до этого годами рассказывали в СМИ и на телевидении про то, как слаба украинская армия, и про то, что в случае если война с Украиной начнется, то Россия одержит победу в течение нескольких часов.

Чтобы не быть голословным, приведу такой пример.

22 февраля прошлого года известный эксперт и политолог Ростислав Ищенко, который часто публикуется на различных официальных и патриотических ресурсах, в комментарии «Газете.ру» заявил, что «у ВС Украины нет достаточного арсенала оружия, чтобы противостоять России в случае возможной войны».

Российской армии Украина даже не будет сопротивляться, а Львов и Днепропетровск станут соревноваться в том, кто быстрее подарит ей цветы.

В том же материале Ищенко отметил, что у ВСУ «нет опыта ведения боевых действий по современным стандартам».

Сейчас, по истечении двух месяцев войны, читатель, полагаю, сможет самостоятельно взвесить «ценность» данного экспертного мнения. Неверные шапкозакидательские оценки, которые давали такие эксперты, привели к тому, что создалась ложная, не соответствующая действительности картинка о реальном состоянии дел в ВСУ. На каждом из этих людей тоже лежит ответственность за жизни людей, которые погибли на этой войне.

В ЛНР и ДНР тоже много лет говорят, что нельзя критиковать официальные лица и структуры, и де-факто запретили такую критику. К чему это привело? А к тому, что корпуса Народной милиции оказались не готовы к масштабной войне, к тому, что все проблемы, связанные со снабжением и обеспечением корпусов всем необходимым, скрывались, и сейчас люди вынуждены воевать с винтовками Мосина и без нормального обмундирования. Если бы эти проблемы поднимались раньше на более высоком уровне и выносились в публичную плоскость, возможно, все было бы по-другому.

Конструктивная критика, которая бы указывала на конкретные проблемы – это не «работа на врага», а необходимость. Например, после публикаций на тему недопуска провоза топлива и продуктов первой необходимости через границу Крыма и Херсонской области, топливо и продукты все-таки пропустили.

Ну и в завершение приведу цитату политолога, автора телеграм-канала «Русский Ориенталист» Игоря Димитриева, который давеча написал добротный текст на эту тему.

Самый опасный эффект отсутствия критики – это опьянение от собственного вранья. Критика – как санитар леса, не дает потерять связи с реальностью. Критика – это необходимая часть любой системы. Как контрразведка в армии. Отменяют ли контрразведку на период боевых действий? Нет! Так же и критику нельзя отменять на период боевых действий. Не нужно публиковать фейки, не нужно выдавать военные тайны, не нужно нарушать законы. Нужно просто трезво мыслить и предлагать адекватные решения. Не пьянеть от собственной пропаганды и не обманывать других. Обман вскроется рано или поздно, но нанесет намного более сокрушительный удар, чем публичная критика.
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    21 апреля 2022 14:05
    Самый опасный эффект отсутствия критики – это опьянение от собственного вранья. Критика – как санитар леса, не дает потерять связи с реальностью. Критика – это необходимая часть любой системы. Как контрразведка в армии.

    good
    =====
    stop Не путать критику с клеветой...
    1. +23
      21 апреля 2022 15:15
      .
      Не путать критику с клеветой...
      Да что там путать. Про Советский Союз можно любую грязь придумывать, все равно будут считать честной критикой. А про нынешних, что ни скажи всё клеветой посчитают.
      1. +4
        23 апреля 2022 05:43
        Тут проблема шире в нынешней системе нет у народа рычагов влияния на нынешнюю власть, выбирают депутатом - творю что хочу и не подсуден. Принимаю пенсионную реформу - сижу в своём кресле, а не в местах не столь отдаленных. За преступлением не следует наказание. Нет ответсвенности за результат. А безнаказанность и вседозволенность развращают. А про критику и самокритику они не слышали.
    2. +9
      21 апреля 2022 16:06
      Цитата: RO 42
      Не путать критику с клеветой.

      А как это сделать, если критика отсутствует начисто в официале?
      Ведь именно об этом статья.
    3. +4
      21 апреля 2022 21:05
      Критика - это когда объективно и по делу. Вопросов "спецоперация" оставляет оооочень много и даже разделяя ее необходимость и цели, остается очень много вопросов касательно средств проведения и тактики.
      1. -8
        22 апреля 2022 07:02
        Критика - это когда объективно и по делу

        Критика - это заявления от важных, богатых и успешных людей. Которые могут непосредственно влиять на ситуацию

        Остальные занимаются критиканством, и не важно что они там считают и говорят, правду или неправду, все это - вредные сотрясения воздуха
        1. +4
          22 апреля 2022 07:47
          по Вашей логике нужно закрывать вообще комменты на сайтах, так как в основном пишут на них не люди
          Цитата: Santa Fe
          Которые могут непосредственно влиять на ситуацию
          а обычные граждане, по Вашему - "вредно сотрясающие" воздух выражая свое мнение..
    4. 0
      22 апреля 2022 09:30
      Цитата: RO 42
      Самый опасный эффект отсутствия критики – это опьянение от собственного вранья. Критика – как санитар леса, не дает потерять связи с реальностью. Критика – это необходимая часть любой системы. Как контрразведка в армии.

      good
      =====
      stop Не путать критику с клеветой...

      А у кого правда? Да и что такое правда, ведь у каждой стороны она своя (в реальном мире, где нет белого и чёрного, все серое)… наши разведчики, у противника шпионы. У противника - несогласные, у нас «пятая колонна»… более того, даже «официальные представители» и «официальные лица» занимаются клеветой… критика всегда нужна, но только с аргументами и фактами
    5. -1
      22 апреля 2022 17:41
      Цитата: RO 42
      Не путать критику с клеветой...

      Это просто, критика всегда аргументированна и подтверждена фактами, а в идеале ище и подкреплена рациональными предложениями по исправлению и улучшению.
      Клевету же вполне можно изобличить, достаточно опровергнуть ложь, на которой она базируется. Зачастую даже просто логикой.
  2. +12
    21 апреля 2022 14:06
    Критика должна быть конструктивной, война должна быть объявлена, а боевые действия должны вестись решительно.
    1. -3
      21 апреля 2022 14:51
      Цитата: iouris
      а боевые действия должны вестись решительно.

      А победителей не судят!
      1. 0
        21 апреля 2022 16:41
        ...и горе побеждённому.
    2. +14
      21 апреля 2022 16:45
      Сколько конструктива даже здесь народ пишет,а простые вещи при ведении боевых действий сколько везде писали? Даже здесь много людей военных ,с образованием правильно пишут.И что? Один ответ:"- В генштабе мудрейшие люди сидят". Тогда где военные администрации,где уничтожение мостов,вокзалов.Где уничтожение административных зданий вместе с персоналом в осином гнезде в Киеве?Много чего даже здесь писали.И правильно пишут люди.И что? Много конструктива прошло? Да ничего.А с Западом? Вовсю идёт барыжная торговля.Олигархи бегут с баблом,носители секретов бывшие замы и министры дёру дают.Чубайса главного врага народа выпустили с баблом.Вот вам весь "конструктив.Можно ещё добавить,да что толку.
      1. +4
        21 апреля 2022 18:56
        Видел я речь Шойгу, посвящённую завершению первого этапа СВО - там же было об абсолютной правильности довоенного строительства ВС, об искусственном интеллекте и т.д. и т.п. По докладчику ясно видно: после этой войны Путину нужно не выслушивать новые доклады Шойгу и Герасимова про то, как успешно в ходе войны искусственный интеллект сканировал вражеские территории в радиолокационной, информационной и прочих сферах и со скоростью "Скайнета" доводил информацию о выявленных целях на "Искандеры" и "Калибры" - а они будут, такие доклады. Нужно будет пригласить боевых командиров разных уровней, выслушать их мнение о довоенных докладах Шойгу о беспрецедентном уровне оснащённости наших вооружённых сил новой техникой - узнать, как всё это выглядело в сравнении с техникой нашего западного противника, чего им не хватало, что можно было получить только через волонтёров (естественно, содержание этих бесед должно быть конфиденциально и недоступно для Шойгу). Только так можно составить правильное представление о целесообразности дальнейшего продолжения службы Шойгу. По его докладам, как и по нашему непрофессиональному мнению, вряд ли возможно это определить.
        1. +5
          21 апреля 2022 21:15
          Так он видимо, как и многие другие в верхах, служат не из-за навыков и знаний, а из-за личной преданности, увы.
          1. +5
            22 апреля 2022 18:31
            Цитата: Sauron80
            Так он видимо, как и многие другие в верхах, служат не из-за навыков и знаний, а из-за личной преданности, увы.

            Вы же прекрасно понимаете, к чему приводит «молчалиновщина», т.е. поведение по принципу:
            Мне завещал отец:
            Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
            Хозяину, где доведется жить,
            Начальнику, с кем буду я служить,
            Слуге его, который чистит платья,
            Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
            Собаке дворника, чтоб ласкова была.

            Хреново жить в стране, где начальник подбирает себе команду не по знаниям и трудоспособности, а по умению угождать...
        2. +3
          23 апреля 2022 14:55
          Уверен, чем бы ни закончилось специальное оперирование, толковых старших офицеров уровня майор-полковник, кто не удержит язык за зубами про достигнутый "уровень" ВС быстренько спровадят на пенсию или подальше от москвы на дальний восток дослуживать. Чтобы разумением своим не позорили арбатских генералов и фельдмаршалов.
      2. +4
        22 апреля 2022 19:03
        Цитата: Таймень
        И что? Много конструктива прошло? Да ничего.А с Западом? Вовсю идёт барыжная торговля.Олигархи бегут с баблом,носители секретов бывшие замы и министры дёру дают.Чубайса главного врага народа выпустили с баблом.Вот вам весь "конструктив.Можно ещё добавить,да что толку.

        Критикуем с оглядкой и осторожностью. Даже здесь на сайте , могут назвать всепропальщиком , навальнёнком , агентом госдепа , ну и конечно скрытым украинцем.
        1. +3
          22 апреля 2022 19:32
          Цитата: Третий район
          Даже здесь на сайте , ПОХОДЯ И ЗА ГЛАЗА могут назвать всепропальщиком , навальнёнком , агентом госдепа , ну и конечно скрытым украинцем.

          Имею желание предоставить вниманию критику Героя Слветского Союза:
          1. 0
            22 апреля 2022 22:10
            Цитата: RO 42
            Имею желание предоставить вниманию критику Героя Слветского Союза

            Уж Руцкого точно , всепропальщиком и непрофессионалом не назовёшь.
    3. -6
      22 апреля 2022 07:05
      Критика должна быть конструктивной

      Критика и оценки могут исходить только от тех, кто непосредственно влияет на ситуацию
  3. -4
    21 апреля 2022 14:07
    Критика действительно должна быть. Но очень конструктивной, а еще лучше по схеме: критикуешь - предлагай. Естественно она обязана быть объективной и предложения на улучшение и поддержку.
    А те, кто просто осуждает, критикует или другим способом отрабатывает мотив "все не так, все пропало, надо сдаваться"... Вот этих товарищей надо сажать. Предварительно показав убеждающие материалы, а может даже ролики с фронта. Это хоть и называется, операцией, не надо забывать против кого и чего.
    1. +12
      21 апреля 2022 14:24
      а почему у большинства стран - нет такого закона, как думаете Денис? ведь за клевету и оскорбления были и есть статьи УК- и клеветать/оскорблять никогда и нельзя было..
    2. +13
      21 апреля 2022 14:26
      Что, значит конструктивной и что я должен предлагать, не являясь спецом? Дважды выезжали туда с гуманитаркой, многое из того как все организовано, даже не там, а у нас в России вызывает возмущение. Но в нынешней ситуации критиковать не хочу, потому что могут привлечь. И так со многими, видят, скрипят зубами и молчат. Таможня тому пример вопрос стал еще месяц назад, а двинулось только сейчас и то только потому, что те ребята которые там, подняли шум. Я считаю должна быть свобода в высказывании, в тоже время статьи из УК ни кто не отменял, а можно на время СВО и ужесточить санкции, но если наказывать должна быть доказательная база, а не потому что кому показалось.
    3. +3
      21 апреля 2022 15:02
      Цитата: Wedmak
      а еще лучше по схеме: критикуешь - предлагай.

      Вы забыли, сколько предложений было по выкуриванию нациков из подземелий «Азовстали»? Да мы о фугасах и вакуумных бомбах все уши прожужжали...А про хлорпикрин не говорил только не знающий. Да...Жидкость из тех запасов для палаток окуривания (проверки противогазов). Это пять минут можно просидеть, но покушать и попить воды надо будет...
      Да если бы мы знали расклад сил и средств, могли бы и что-то ещё предложить...
      Понятно только одно. Все действия солдат и офицеров на территории ЛДНР - подвиг. Мы обязаны гордиться этой элитой.
      Можно поддержать предложение - погасить кредиты в банках участникам б/д...Кто нас здесь услышит? Только такие же старперы, доживающие свой век...
      hi
      1. -2
        22 апреля 2022 12:28
        сколько предложений было по выкуриванию нациков из подземелий «Азовстали»? Да мы о фугасах и вакуумных бомбах все уши прожужжали...А про хлорпикрин не говорил только не знающий. Да...Жидкость из тех запасов для палаток окуривания

        А абажуры из кожи "нациков" делать будем?
    4. +8
      21 апреля 2022 16:14
      Цитата: Wedmak
      еще лучше по схеме: критикуешь - предлагай.

      Чтобы предлагать, нужно объективно разбираться в обстановке. Т.е. владеть достоверной информацией. Она всегда имеется в наличии?
      Возьмем гибель флагмана ЧФ крейсера "Москва". Что конкретно сообщило МО РФ о причинах затопления? Да ничего. Абсолютно. Понятно, что полной картины пока нет. Но причину гибели крейсера руководство наверняка уже знает точно. Но не разглашает.
      Как в таких условиях что-то предлагать? Анализировать? Критиковать?
      1. +2
        22 апреля 2022 21:40
        Цитата: baik11
        владеть достоверной информацией. Она всегда имеется в наличии?

        А у Путина и у Шойгу информация всегда достоверная, без искажения передающими инстанциями? Я вот, например, в администрации Президента не могу с предложением пробиться дальше управления по работе с обращениями граждан - заворачивают опять в Минобороны, якобы, "нет ответа от Минобороны", между тем отказ Минобороны я прилагаю, так как не первый день с бюрократами общаюсь.
    5. +1
      22 апреля 2022 18:37
      Цитата: Wedmak
      Критика действительно должна быть. Но очень конструктивной, а еще лучше по схеме: критикуешь - предлагай. Естественно она обязана быть объективной и предложения на улучшение и поддержку.

      Конструктивность критики обязывает объект менять образ мышления и действовать с учётом ошибок и промахов.
      Я не могу ни понять, ни простить человека (руководителя) которому говорят что есть хорошо, а что есть плохо, а он всё делает по-своему, выдавая собственные ошибки за некое предвидение и прозорливость; который перевирает факты и не может объяснить простыми словами те или иные претензии.
  4. -4
    21 апреля 2022 14:09
    Враги коммунистов наглядно показали ,как можно всего за несколько дней установить тотальный тоталитаризм в стране ,"полнейший одобрям-с политики партии и правительства ".
    1. 0
      22 апреля 2022 12:29
      Ну при коммунистах-то свободы слова было хоть отбавляй...
    2. -1
      22 апреля 2022 21:43
      Цитата: tatra
      Враги коммунистов наглядно показали

      Справедливости ради: Путин сумел принародно, в прямом эфире получить одобрение всех фракций Госдумы, Совфеда, и всего Правительства. Один Нарышкин попытался выбиться из колеи, но был тут же поправлен.
  5. -8
    21 апреля 2022 14:14
    без вынесения этих проблем в публичную плоскость они зачастую не решаются или решаются с большим опозданием.
    . критика, критике рознь.
    Главное, никому не заиграться в эту "увлекательную игру"!!!
  6. +21
    21 апреля 2022 14:15
    Ну, что сказать, снимаю шляпу перед автором. hi
    На фоне появляющихся статеек о том, что надо бы уменьшить количество мнений, достать советские пропагандистские методички и ввести наконец цензуру, эта статья - просто глоток свежего воздуха и образец разумной, гражданской, патриотической позиции!
    "опьянение от собственного вранья"! hi
    1. +1
      21 апреля 2022 14:37
      Бывает осознанное враньё, а бывает уверенность, основанная на незнании, что тоже опьяняет. Разные это вещи.
      1. +6
        21 апреля 2022 14:44
        Все бывает и все ошибаются, смысл не в этом. Смысл в том что если не признавать ошибок и проблем, а пытаться их замыливать и замалчивать, то и проблемы решаться не будут.
    2. +10
      21 апреля 2022 14:59
      Цитата: moscowp
      Ну, что сказать, снимаю шляпу перед автором. hi
      На фоне появляющихся статеек о том, что надо бы уменьшить количество мнений, достать советские пропагандистские методички и ввести наконец цензуру, эта статья - просто глоток свежего воздуха и образец разумной, гражданской, патриотической позиции!
      "опьянение от собственного вранья"! hi


      Всё верно. hi Люди, обученные только клеить идеологические ярлыки, вместо мыслей излагают только лозунги. Никогда не думал, что их так много...
  7. -22
    21 апреля 2022 14:19

    Однако война идет уже два месяца,
    никакой войны со стороны России нет и не планировалось, есть только СВО, да и Украина нам тоже войны не объявляла. России пришлось втянуться в войну помимо свой воли. Поэтому и наряд сил и средств очень ограниченный
  8. +8
    21 апреля 2022 14:19
    Однако война идет уже два месяца

    Роскомнадзор (ласково улыбаясь): Какая война? Где?
  9. -13
    21 апреля 2022 14:21
    22 февраля прошлого года известный эксперт и политолог Ростислав Ищенко
    Просто ради интереса, кто-то кроме автора, слышал про этого Ищенко?

    Конструктивная критика, которая бы указывала на конкретные проблемы – это не «работа на врага», а необходимость
    Проблема-то как раз в том, что "конструктивной критики" все лишь капля в море критиканства. Но при этом каждый критикан мнит себя именно конструктивным критиком.
    Не нужно публиковать фейки
    И СМИ в погоне за тиражами в большинстве своём не успевают, а многие и просто элементарно не могут сколь-нибудь уверенно проверить новость на соответствие истине. Для примера, не в упрёк, возьмём ВО. Ведь СМИ. Причём вполне популярное. Но есть ли хоть один корреспондент в зоне СВО или в Кремле?
    Поэтому не нужно путать запрет на фейки с запретом на критику.
    А к тому, что корпуса Народной милиции оказались не готовы к масштабной войне, к тому, что все проблемы, связанные со снабжением и обеспечением корпусов всем необходимым, скрывались
    Я уже однажды задавал вопрос, повторю ещё раз. У ЛДНР были реальные возможности обеспечить подготовку к масштабной войне, требующей фактически тотальной мобилизации? Возможности экономические и промышленные?
    Потому возмущаться можно сколько угодно, как и критиковать, но автор ни словом не коснулся за счёт чего ЛДНР могла бы подготовиться надлежащим, по мнению автора, образом к нынешнему конфликту.
    1. +6
      21 апреля 2022 14:42
      Цитата: Лесовик
      Просто ради интереса, кто-то кроме автора, слышал про этого Ищенко?

      Вот, сразу виден человек, не слушающий Вести ФМ и не смотрящий Россию 1. Одобряю. good Тем не менее, даже с таким игнором, фамилию Ищенко, как главного специалиста по Украине, надо бы знать.
      Цитата: Лесовик
      Но есть ли хоть один корреспондент в зоне СВО или в Кремле?

      Эк Вы замахнулись - в Кремле. bully Такого уровня инсайд не по статусу ВО.
      1. -6
        21 апреля 2022 14:50
        Цитата: Пепел Клааса
        сразу виден человек, не слушающий Вести ФМ

        В точку.
        Цитата: Пепел Клааса
        не смотрящий Россию 1

        Иногда "вести недели" и "вести в субботу" смотрю. В записи, правда, но смотрю.
        Цитата: Пепел Клааса
        даже с таким игнором, фамилию Ищенко, как главного специалиста по Украине, надо бы знать.

        О, как. Что поделаешь, провинция-с... Но постараюсь исправиться.
        Цитата: Пепел Клааса
        Эк Вы замахнулись

        Не. Не приведи Господь Скоморохова в Кремле увидеть... После этого что-нить меня удивить уже не сможет никогда.
        Просто привёл в качестве примера того, что все новости в основном являются перепечаткой с небольшого количества информагентств, имеющих возможность получать информацию с мест событий.
        1. -2
          21 апреля 2022 15:14
          Цитата: Лесовик
          Не приведи Господь Скоморохова в Кремле увидеть.

          Не приведёт) Кремлёвский пул Скоморохову не грозит, к счастью. Поэтому топвару вполне можно обходиться бюджетной версией "источник, близкий к администрации Президента, сообщил...." - это и солидно, и внушает доверие, и не проверишь. Хотя, в свете последних законов в области СМИ.....
    2. +5
      21 апреля 2022 16:52
      Ищенко - журналист,которого печатают наши СМИ.В основном одна болтология без всякого анализа.Типа - мы всех одной левой.Да ещё дифирамбы поёт хорошо.
    3. +2
      22 апреля 2022 19:14
      Цитата: Лесовик
      Просто ради интереса, кто-то кроме автора, слышал про этого Ищенко?

      Ростислав Ищенко не вылазит из наших СМИ . Особенно часто его показывали по ТВ в 2014-15 годы , сейчас правда пореже стали. Сам почти не смотрю телевизор , но уж его то знаю.
  10. +15
    21 апреля 2022 14:24
    Цитата: svoit

    Однако война идет уже два месяца,
    никакой войны со стороны России нет и не планировалось, есть только СВО, да и Украина нам тоже войны не объявляла. России пришлось втянуться в войну помимо свой воли. Поэтому и наряд сил и средств очень ограниченный

    Самый худший вид вранья - это враньё самому себе.
    Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка.

    Американцы называют это "утиным тестом". А я - просто здравым смыслом.
    1. +3
      21 апреля 2022 14:53
      Цитата: acetophenon
      Самый худший вид вранья - это враньё самому себе.

      ну что Вы хотите - народ у нас покорный и внушаемый. С помощью элементарной дрессуры его можно научить мыслить парадоксами Оруэлла. А уж СМИ просто напугать внесудебным запретом - "и делай с ним, что хошь"
  11. +9
    21 апреля 2022 14:29
    Прежде всего за любой критикой должна стоять внятная ЦЕЛЬ. Даже не конечное а промежуточное положение по предложениям критиков должно стать лучше,чем положение в точке отсчета. В этом случае критика ценна , имеет смысл и должна существовать. Если же это просто рассуждения о том, как все "плохо-ужасно-порочно и снова" , то особого смысла от нее нет , хотя в умеренных дозах такая критика играет положительную роль, несколько подгоняя бюрократию .
    Но это скорее уже не критика а "аргументированное недовольство". Я вот например аргументированно недоволен тем, что у нас нет внятных для украинского населения и озвучиваемых целей того,что сейчас происходит. Считаю что это неконструктивно,играет против нас итд.
    Также я не очень понимаю ту неспешность, с которой мы формируем "большой котел". 8 лет мы уже тянули с решением проблемы , дотянув до момента, когда противник стал сильнее ,мотивированнее и организованнее. Сейчас ,наблюдая за тем как запад накачивает ВСУ вооружением все большей значимости ,у меня невольно возникает ощущение дежавю .
    В более широком смысле я также не в восторге от самого начала "спецоперации" , даже в принципе от ее факта. Но это уже та часть недовольства, которую можно и нужно держать в себе ,так как это уже ничего не решит и в принципе мы существуем в условиях "пост-фактум". Обилие критики по "пост-фактуму" это зачастую бесполезное явление , это все равно что материться в сторону уходящему поезду ,если на него опоздал.
  12. -1
    21 апреля 2022 14:30
    При "тиране" Сталине все работало.
    Критикуешь -предлагай, предложил - сделай, не сделал - отвечай.
    Вроде не сложно, но ведь то -тиран!
    "Вы что, хотите 37-й год? Фу!"
    А, чуть не забыл: паникеров и мародеров расстреливать на месте.
    Ну то опять тиран....
    А сейчас они в "больших патриотах" числятся.
  13. -11
    21 апреля 2022 14:34
    и про то, что в случае если война с Украиной начнется, то Россия одержит победу в течение нескольких часов.

    А откуда автор взял, что Путиным вообще замышлялся блицкриг? "Военные эксперты" и аналитики, срочно переквалифицировавшиеся из вирусологов, могут нести любую чушь в рамках дозволенного (а дозволено, как известно, превозносить мощь ВС РФ, уничижать противника, цитировать Конашенкова и ТК Звезда, не более). Местные "аналитики" писали о будущей тотальной сдаче ВСУ и их переходе на сторону противника. Все эти игры недалёких умов к планам Путина, как оказалось, имеют ровно такое же отношение, как пельмени к продуктам термоядерного синтеза. Сроки проведения спецоперации(тм) не зависят от силы либо слабости ВСУ, сопротивление которых оказались неприятным сюрпризом. Не надо, при всём моём уважении к ст.353 УК РФ, преуменьшать масштаб Путина - его амбиции шире и авантюрнее. А полагать, что война - это инструмент какой-то там денацификации или расширения ареала т.н. "русского мира", могут только, простите, недалёкие люди.
    1. Воздушное пространство России с начала СВО было закрыто на несколько дней, отсюда вероятно такой вывод.
      1. +1
        22 апреля 2022 08:02
        это вообще ничего не значит-его же продлевают каждый раз на неделю-считаете, что кто-то при этом думает, что через неделю все закончится..?
  14. +1
    21 апреля 2022 14:35
    Цитата: faterdom
    При "тиране" Сталине все работало.

    Украинцы в таких случаях говорят: «Бандера придет — порядок наведет!».
    По интеллектуальному уровню 1:1.
  15. О критике во время войны

    ***
    «Во время войны нельзя говорить плохо о своих. Никогда. Даже если они неправы…. Даже если твоя страна неправа во время войны, ты не должен говорить о ней плохо. Это очень старый, простой и примитивный принцип, но это так. Когда война не угрожает, когда война кончилась — тогда да, можно говорить: вот это было не так, и это было не так.
    Давайте постараемся, чтобы в будущем такого не было», —
    ---
    Сергей Бодров (†)
    ***
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      26 апреля 2022 14:39
      Тут этически непростая ситуация. Скажем, тупой служака отправил полк в лобовую атаку на укреплённые позиции противника, в ходе которой герои, в основном, бессмысленно полегли. Можно ли, этично ли, говорить "плохо" о нашем командире, из за своей глупости погубившем людей? Не будет ли молчание оскорблением памяти павших?
  16. 0
    21 апреля 2022 14:46
    В том же материале Ищенко отметил, что у ВСУ «нет опыта ведения боевых действий по современным стандартам».

    Справедливости ради, стоит отметить, что в этих словах есть смысл. У ВСУ действительно нет опыта в современной войне. Но их обучали инструкторы из страны, где такой опыт есть.
    Всё-таки, теория и практика не одно и тоже. А ВСУ получили только теорию, а практику получают сейчас.
    Тут важно заметить, что и у нас нет опыта ведения современной войны (война в Сирии против бармалеев не то), мы тоже сейчас получаем драгоценный опыт, боевой опыт.
    Главное чтобы этот опыт впрок пошел.
  17. -5
    21 апреля 2022 14:59
    Цитата: acetophenon
    Цитата: faterdom
    При "тиране" Сталине все работало.

    Украинцы в таких случаях говорят: «Бандера придет — порядок наведет!».
    По интеллектуальному уровню 1:1.

    Ну, если для Вас Сталин и Бандера одно и то же, то интеллектуальный уровень очень не 1:1. Даже Псаки отличит.
  18. -3
    21 апреля 2022 15:04
    Тут дело не только в критике . При своей "свободе слова ", которую враги коммунистов так жаждали при СССР ,все они доказали ,что люто ненавидят правду ,особенно ,о себе ,о том ,что они сделали .
    1. -7
      21 апреля 2022 15:22
      Цитата: tatra
      Тут дело не только в критике . При своей "свободе слова ", которую враги коммунистов так жаждали при СССР ,все они доказали ,что люто ненавидят правду ,особенно ,о себе ,о том ,что они сделали

      laughing
      Тётушка, Вы и на кулинарных сайта этих "врагов" в рецепты пирожков со шпинатом умудряетесь всунуть?
      Какая, нахрен, сейчас свобода слова? Вы что-нибудь посвежее подшивки "Правды" за 1977 год читать пробовали? Ну, и кроме собственноручно написанных прокламаций. Вы вообще в курсе, что для успешного выполнения ваших планов, Вам придётся брать не телеграф и почту, а интернет, Останкино и дата-центры?
      1. 0
        21 апреля 2022 15:55
        Как надоели враги коммунистов с их тупым , бессмысленным злобствованием .
        Если нечем опровергнуть мои слова о ВАС ,врагах коммунистов , -не мучайте клаву .
        1. -6
          21 апреля 2022 16:18
          Цитата: tatra
          Если нечем опровергнуть мои слова о ВАС

          Так Вы, тётушка, и не сказали ничего дельного. Я б и опроверг, не сомневайтесь, но ... кроме старушечьей желчи не вижу ничего. Чир опровергать-то?
  19. +3
    21 апреля 2022 15:12
    Чтобы не было критике на войне, командиры-власть не должны вести себя так, как будто они умнее всех. Все отдаваемые приказы должны быть понятны и объяснены личному составу и народу. За приказы, повлёкшие потери, должна быть ответственность, вплоть до расстрела. И самое главное - нужно доверие власти. У нас уже был один Хасавюрт и нынешние переговоры на Украине дают только лишний повод не забывать о предательстве власти!
    1. -3
      21 апреля 2022 15:41
      Цитата: сталевар
      Чтобы не было критике на войне, командиры-власть не должны вести себя так, как будто они умнее всех. Все отдаваемые приказы должны быть понятны и объяснены личному составу и народу.

      Ага, правильно - нет более быстрого способа развалить армию, чем её демократизация. Петросовет своим Приказом № 1 от 14 марта 1917г. это доказал.
    2. -2
      22 апреля 2022 21:54
      Цитата: сталевар
      За приказы, повлёкшие потери, должна быть ответственность, вплоть до расстрела.

      Война без потерь?! Или что Вы сказать хотели?
  20. +2
    21 апреля 2022 15:38
    Все это мелкотемье и уход от действительности.

    В реале, говоря " нельзя критиковать официальные лица и структуры, " надо понимать известное:
    Едро , Кооператив озеро, чиновники, олигархи, партии, коррупция, откаты и т.д.

    Всех остальных вполне можно., Неназываемый и всякие невходящие в властные структуры, как пример.
  21. -8
    21 апреля 2022 15:44
    Чтобы критиковать, во-первых надо быть квалифицированным специалистом, не аналитегом. Причем высокого ранга. И критика должна звучать в закрытом для прессы и аналитегов режиме. Единственное, что можно утверждать в своем сознании, не открывая рот, личный состав надо беречь. Как недавний пример - решение ВВП отменить штурм во имя сбережения жизней бойцов в Мариуполе.
  22. -3
    21 апреля 2022 15:57
    Цитата: RO 42
    Самый опасный эффект отсутствия критики – это опьянение от собственного вранья. Критика – как санитар леса, не дает потерять связи с реальностью. Критика – это необходимая часть любой системы. Как контрразведка в армии.

    good
    =====
    stop Не путать критику с клеветой...

    Именно эти понятия чаще других путают именно те, кто не отдавал воинский долг своей стране. Кто свинтил за рубеж. А если кто и служил, то либо пропагандистом (была такая должность), либо тащил со склада куски в свою хату. Людей, не понимающих специфику армейскую, тем более в период СВО, на сайте предостаточно. Еще больше дилетантов, нахватавшихся верхушек в инетовских просторах, как надо воевать и что делать ГШ в том или ином случае. Много "умных" которые выражают "мнение" вот как бы они поступили. Надо было не на складе изюм жрать в своем армейском прошлом, а идти учиться в академию ГШ. И щас бы готовили для Шойгу планы.
  23. -1
    21 апреля 2022 16:20
    Слишком поздно приходит понимание того, что критика это всё же благо для страны. Только в здоровом обществе может быть критика и дискус на всех уровнях. Но у нас автократия, а в автократиях критика власти не допустима. Не с проста же во всех авторитарных странах выдавливаются независимые СМИ, есть политзаключённые. Ведь они своей критикой подрывают авторитет власти, показывая, что во многих вещах текущая власть некомпетентна и неумела. Того и гляди, народ наслушается такой критики и захочет поменять власть на более компетентную и более народориентированную, например при помощи выборов и т.д. А власть свою никто не хочет отдавать: ни бункерные диды, ни сидящие у кормушки чиновники и силовики, никто. Отдать власть, значит потерять кормушку, и этого никто не допустит. По этому поздно вы про критику вспомнили, её теперь ещё больше будут давить, потому что после войны, которая ещё не закончена, у многих людей появятся вопросы: "А стоило оно того? Что мы отдали за эту авантюру и что получили в замен?". Потому-то всю критику будут давить железным сапогом, ведь не допустит же Кремль, что бы авторитет власти подрывали. Как у нас положено критикующих объявят 5-й колонной, погрозят Западу кулаком, ещё потуже закрутит гайки, а русский Ванька расплатится за всё это своими упавшим уровнем жизни. Ну а поклонники СССР, могут порадоваться, им наконец-то вернут их 37-й. Так что ещё вкусим совка по полной, товарищи.
    1. -6
      21 апреля 2022 18:22
      Критика как благо для страны - это критика в кино, искусстве, литературе проч. и проч. Критиковать власти втч. военные в период СВО - это или предательство либероидного типа или полнейшая недалекость психоневрологического типа, мягко говоря. Про упавший уровень жизни. Завод рядом со мной. Масло сыр. При совке рабочих свозили на труд на раздолбанном пазике. 200 человек. Сегодня 450 работает. Автобуса на заводике нет никакого. Перед проходной стоит 286 машин. Личных. Товарищи ездят на работу в основном на личном транспорте. Сам лично считал. Из любопытства. А 37 год не мешало бы вернуть господам критикам. Чтобы вкусили вкус ответственности, когда страна в опасности. Не нравится страна - езжайте на запад. Вообще-то с Вами все в порядке?
    2. -3
      22 апреля 2022 08:47
      Цитата: Диванная_эскадрилья
      Но у нас автократия
      Это западная версия. Наша 5-я колонна до сих пор утверждает, что в РФ олигархия. Взаимоисключающие определения, но это вас не парит: все различия стираются, когда начинаете орать свою кричалку про Путина. В борьбе с умом тоже возникает экстатическое единство противоположностей.
    3. -1
      22 апреля 2022 21:59
      Цитата: Диванная_эскадрилья
      народ наслушается такой критики и захочет поменять власть на более компетентную и более народориентированную, например при помощи выборов и т.д.

      Только бы хуже не выбрать. Вон как на Украине.
      Я не против критики и выборов. Я про относительность всех "абсолютных" истин. Диалектику пока никто отменить не смог.
  24. +4
    21 апреля 2022 19:06
    Ну вот наконец здравая мысль. Эту статью надо на телеграмм канале ВО всем читать. Такое ощущение, что там собрались сплошные правильные патриоты, которые за все. Вот за все-все и все у нас не то, что правильно, а блестяще.
  25. +4
    22 апреля 2022 04:27
    Да, большего вреда чем "уря-патриоты" никакие враги не нанесут. Лизоблюдство кончается большими потерями...
  26. -1
    22 апреля 2022 09:30
    Вообще-то тот же Ростислав Ищенко за несколько месяцев до войны предсказал тактику загона ВСУ в города. Он же говорил, что войну вполне могут устроить и сами украинцы, если найдут сценарий, при котором они не проиграют критически. ВГА как бы созданы, что-то делают.
  27. +2
    22 апреля 2022 17:00
    На собрании была предложена повестка дня:
    1. Бухгалтер Иваненко критикует директора.
    2. Прощание с бухгалтером Иваненко.
  28. +1
    23 апреля 2022 23:30
    Конечно, не критиковать! Небось на дворцы и яхты, да на отпрысков всяческого чиновничьего поклёп наведёте!
  29. 0
    25 апреля 2022 23:10
    шапкозакидательские оценки, которые давали такие эксперты, привели к тому, что создалась ложная, не соответствующая действительности картинка о реальном состоянии дел в ВСУ

    т.е. автор хочет сказать, что гру, свр, генштаб, ап и сам отец нации, руководствуются данными такого рода?
    забавно...
    тогда это многое объясняет в действиях ВСРФ на первом этапе...
    этот "парадный" въезд в укростан, после "фейерверка" из "калибров", с ожиданием "цветов на броне"...
  30. +1
    26 апреля 2022 14:30
    Ключевой момент - запрет на критику (как "пораженчество") допустим и оправдан для страны, терпящей поражение в оборонительной кампании, когда важно не допустить паники обывателей. Для наступающей армии, подобный запрет равносилен признанию в сокрытии просчётов в планировании и командовании боевыми действиями..