Не только Восток. Шире шаг: Россия идёт на Север

30 984 30

Северный широтный ход (СШХ) – проект с историей. Государство несколько раз приступало к его реализации, но до сих пор не завершило. Современная экономическая ситуация диктует необходимость претворить проект в жизнь. СШХ позволит выстроить крепкие торговые связи с приоритетными партнерами в Азии и усилит еще один важный инфраструктурный проект – Северный морской путь.

«Стройка 501»



Северный широтный ход – это железная дорога в Ямало-Ненецком автономном округе, которая нацелена на развитие главного нефтегазового региона страны. Магистраль соединит ЯНАО с Уралом и Центральной Россией, а также югом страны, но прежде всего СШХ рассматривается в плотной увязке с Северным морским путём.



Севморпуть, как известно, призван стать серьёзной альтернативой южному морскому маршруту через Суэцкий канал. Северный широтный ход может стать ещё и ответвлением «Великого шелкового пути», который так активно продвигает Китай. Все дело в правильной настройке транспортно-логистической инфраструктуры.

СШХ задумывался ещё в советское время. Современный проект в основном повторяет Трансполярную магистраль, строительство которой в 1947-1953 гг. велось на севере Западной Сибири. Тогдашняя экономическая модель проекта была основана на использовании труда заключенных. На стройке работало около 30 тысяч человек.

В документах объект значился как «стройка 501». Заключенные прозвали её «мертвой дорогой». В те годы проект имел в первую очередь военно-стратегический характер – крупные нефтегазовые месторождения ещё не были открыты.

После смерти Сталина строительство было остановлено. В эксплуатацию успели ввести участки между Чумом и Лабытнанги (180 километров) и между Новым Уренгоем и Надымом (230 км). Остальные были заброшены. К идее строительства железнодорожной магистрали в Заполярье государство вернулось только в начале XXI века.

Главный фактор – ареал добычи нефти и газа динамично сдвигался к северу, в районы, прилегающие к Северному Ледовитому океану. Для обустройства новых месторождений потребовалась надёжная транспортная связь с Большой землёй. Также магистраль призвана создать базу для расселения в ЯНАО, чтобы уйти от «островного» освоения территорий.

И конечно, надо вновь, как и в прошлом, учитывать военно-стратегический фактор. К Арктике проявляют все больше внимания наши бывшие западные «партнёры», в первую очередь США. И СШХ – как ни крути, это обеспечение арктических тылов. Северный морской путь должен быть поддержан в полной мере.

Государственно-частный подход


Сейчас экономическая модель строительства СШХ – государственно-частный симбиоз. В 2006 году было создано ОАО «Корпорация Урал промышленный – Урал Полярный» (затем преобразовалось в АО «Корпорация развития»). СШХ стал одним из приоритетных проектов компании.

Не только Восток. Шире шаг: Россия идёт на Север

В том же году началось проектирование ключевого участка – автомобильно-железнодорожного моста через Обь около Салехарда. В июне 2007 года участки СШХ распоряжениями федерального правительства были включены в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России», а ещё через год – в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

Кстати, вначале планировалось вести строительство на средства РЖД, бюджетных и внебюджетных источников. В 2010 году стоимость проекта была определена в размере 122 млрд рублей. В 2011 году даже началось возведение моста через реку Надым, его автомобильную часть открыли в 2015 году. Но на остальные участки магистрали средства из казны так и не были выделены.

Затем подход изменился – решено было во главу угла поставить ГЧП. Проект строительства магистрали был утверждён в 2014 году. А через два года было зафиксировано решение, что СШХ будет строиться в рамках концессии. В октябре 2016 года РЖД и правительство Ямало-Ненецкого округа согласовали схему строительства трассы.

Для РЖД это первый проект в формате концессии. В декабре того же года была зарегистрирована компания-концессионер – ООО «СШХ». Однако изменение формата не придало новых сил стратегическому проекту. По большому счёту он остался в «запасниках».

Крупный нефтегазовый бизнес предпочёл развивать портовую инфраструктуру на арктическом побережье. В частности, был сделан акцент на развитии порта Сабетта и создании СПГ-танкеров ледового класса, которые могут оперативно поставлять сжиженный газ зарубежным потребителям.
Ещё раз государство попыталось «разбудить» проект в 2018 году. Тогдашний председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в конце февраля подписал распоряжение о старте концессионной процедуры для строительства стратегической транспортной артерии.

Бизнесу дали понять, что пора впрягаться в проект – без СШХ будет затруднена разработка целого ряда существующих месторождений: Восточно-Мессояхского, Южно-Тамбейского, Ярудейского и Новопортовского, а также освоение новых. Однако долгожданного запуска строительства и в этот раз не произошло.

Видимо, бизнес не видел ближайших перспектив по возврату сторицей своих капиталовложений в СШХ, а в долгосрочном плане у нас работать могут немногие. Тем более, инвестиции были уже вложены в «морскую часть» освоения Арктики – канал поставок СПГ, в первую очередь, на европейский рынок был налажен. А потому финансировать ещё и создание «тыловой» дороги с не очень ясными перспективами не было особого желания.

Восточный вектор


СШХ мог и дальше «полёживать на полочке». Ещё несколько недель назад эксперты говорили о дальнейшей заморозке его строительства. Видимо, денег на проект не находилось – ни в госказне, ни в частных кошельках. Но СВО, жёсткие антироссийские санкции резко изменили картину мира, в том числе и в региональном разрезе.

Европейские партнёры резко перестали быть приоритетными для отечественного бизнеса, возникла настоятельная потребность выстраивать новые торговые связи. Восточный вектор многократно усилился, а для него нужна в первую очередь реальная транспортная инфраструктура.

13 апреля на совещании по развитию Арктической зоны президент РФ Владимир Путин чётко обозначил: проект СШХ имеет ключевое значение для всей страны. Глава государства дал поручение начать строительство железнодорожной магистрали уже в этом году.

Синергетический эффект от реализации проекта должен быть ощутим в масштабах всей страны. По данным разработчиков СШХ, его реализация увеличит ВВП страны сразу на несколько процентов. Конечно же, это усиление экономики ЯНАО, но и его соседи получат хороший импульс.

Так, соединение с Северной железной дорогой – это позитивный момент для Республики Коми: появится значительное число новых рабочих мест, а загрузка СЖД может вырасти на 10 млн тонн к 2035 году. Эффект появления СШХ будет значим и для Красноярского края – в первую очередь, это увеличение добычи угля на Таймыре.

Только одна компания – «ВостокУголь», готова увеличить загрузку Северного морского пути посредством СШХ на 20 млн тонн к 2024 году. Другая компания – «Северная звезда», планирует выйти на уровень 10 млн тонн добычи угля на Таймыре к 2030 году.

Где Индия, там и Китай


Главное – уже видны зарубежные партнёры, которые станут основными потребителями ресурсов Сибири. Это Китай и Индия. При всех «соблюдениях» американского прессинга по антироссийским санкциям, эти две страны нацелены на дальнейшее развитие сотрудничества с РФ.

Китай не раз проявлял заинтересованность в развитии Северного морского пути, а появление Северного широтного хода только ее усилит. Появляется возможность доставлять грузы не только морем, но и по железнодорожному транспорту – с выходом на юг Сибири, а далее уже в КНР.

Индия также проявляет повышенный интерес к энергетическим ресурсам России. Потребность Индии в угле только растет. В марте импорт угля из России в Индию подскочил до максимума за последние два года, составив более 1 млн тонн. В начале апреля Индия заявила, что планирует удвоить импорт российского коксующего угля.

В стране примерно 70 % производства электроэнергии приходится как раз на уголь. Понятно, что Индия начинает с низкого старта – до начала СВО на Украине страна импортировала очень мало угля из РФ. Но если будет выстроена привлекательная ценовая политика для индусов, то доля России в общем объёме угольного импорта Индии может заметно вырасти.

Ценовая политика определит и объём импорта нефти из России. Индийские государственные НПЗ совсем недавно заявили, что планируют закупать как можно больше российской нефти. Но многое зависит от размера скидок, которые предоставит российская сторона.

Индия хочет воспользоваться ситуацией на нефтяном рынке, когда России надо искать новых покупателей своего важного экспортного товара. РФ разумно пойти в определенной мере навстречу Индии, которая вполне может стать стратегическим партнером на ресурсном рынке.


Таким образом, СШХ – это действительно масштабный проект с большим эффектом отдачи. Но все равно бизнес ждет отмашки от государства – если оно пойдёт на существенные затраты, то компании обязательно присоединятся. Ведь речь идёт о внушительных капиталовложениях – в 2016 году стоимость проекта оценивалась в 290 млрд рублей. Понятно, что сейчас стоимость СШХ ещё больше выросла.

Из досье «ВО»:


Общая протяжённость Северного широтного хода составит 707 км. Железнодорожная магистраль соединит станцию Обская Северной железной дороги со станцией Коротчаево Свердловской железной дороги.

Магистраль включит в себя несколько железнодорожных участков и объектов: железнодорожный участок Обская – Салехард, железнодорожную линию Салехард – Надым, совмещённые мостовые переходы через реки Обь и Надым, а также подлежащие достройке железнодорожные участки Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.

По данным РЖД, подтверждённая грузовая база СШХ составляет в объёме почти 20 млн тонн.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 апреля 2022 15:42
    И строители из укропии "изголодались по работе", заскучали в плену. Всё сошлось, будем строить!
    1. +4
      26 апреля 2022 15:52
      Цитата: Лешак
      И строители из укропии "изголодались по работе", заскучали в плену. Всё сошлось, будем строить!

      На фиг они нам там сдались.
      Там нужны грамотные и опытные специалисты, с опытом строительных работ в районе вечной мерзлоты, а не землекопы и отвальщики.

      Я вижу суть статьи в другом - если государство не будет вписываться в масштабные и жизненно важные проекты страны, эти проекты никогда не реализуются, потому что они рассчитаны на десятилетия, если не столетия, а отечественный "бизнес" хочет прибыль получать здесь и сейчас.
      1. 0
        26 апреля 2022 16:24
        Государство будет - за наши деньги - очень активно во все вписываться: ради доходов олигархата.
      2. 0
        26 апреля 2022 16:26
        Цитата: кредо
        Я вижу суть статьи в другом - если государство не будет вписываться в масштабные и жизненно важные проекты страны, эти проекты никогда не реализуются, потому что они рассчитаны на десятилетия, если не столетия
        Согласен с Вами, участие государства в таких проектах должно быть максимально приближено к нуждам и развитию страны, вплоть до поджопника нашему "бизнесу" , про пряники тоже не забыть - не дословно из "Петр I" :,,Купцы ! даёшь на войну рубль- после верну с прибытком,,.
      3. +1
        27 апреля 2022 09:23
        Я вижу суть статьи в другом - если государство не будет вписываться в масштабные и жизненно важные проекты страны, эти проекты никогда не реализуются, потому что они рассчитаны на десятилетия, если не столетия, а отечественный "бизнес" хочет прибыль получать здесь и сейчас.
        Такова суть капиталиста, ухватить прибыль сию минуту и побольше, а дальше мир может катится в пропасть. И он катится, а капиталист удивляется, он то почему тоже катится в пропасть. Беда в том, что в правительстве государства тоже заседают капиталисты и им тоже важна только сиюминутная выгода. Все бла-бла-бла о поднятии промышленности и инфраструктуры внутри РФ слышатся давно. А воз не сдвинутся ни на метр. Выдимо все эти вопли предназначены для призыва "доброго волшебника", который внезапно появится и всё что требуется наколдует. А уж потом "отечественный бизнес" воспользуется плодами. Видимо никак не могут 22 года подобрать нужные слова для привыза "доброго волшебника".
    2. 0
      26 апреля 2022 18:19
      Эти "строители" на Донбассе нужны.Восстанавливать то,что порушили.
  2. sen
    +3
    26 апреля 2022 15:46
    Война войной, а о будущем нашей экономики думать надо.
  3. +8
    26 апреля 2022 15:51
    Давненько не было такой аналитики:
    Севморпуть, как известно, призван стать серьёзной альтернативой южному морскому маршруту через Суэцкий канал.
    lol сто раз тем обсуждалась, но есть еще аналитики...
    Северный широтный ход может стать ещё и ответвлением «Великого шелкового пути», который так активно продвигает Китай. Все дело в правильной настройке транспортно-логистической инфраструктуры.
    да, вот Китай еще заинтересован... рынки о Новая Земля манят..
    Также магистраль призвана создать базу для расселения в ЯНАО, чтобы уйти от «островного» освоения территорий.
    - вот что точно не хочет "население", так это "расселения".
    первую очередь США. И СШХ – как ни крути, это обеспечение арктических тылов.
    ага, "зайдут с тыла" feel
    уже видны зарубежные партнёры, которые станут основными потребителями ресурсов Сибири. Это Китай и Индия.
    - OMG. laughing
    Давненько не было такой аналитики. Забористая! good
    1. -2
      26 апреля 2022 16:15
      Ну-ну. Внимание вопрос - что приоритетнее для Китая - транзитный путь через Север и Россию или транзитный путь через добрых полтора десятка стремных стран, а потом все равно через Россию? Ака Шелковый путь?
      Давненько не было такой обоснованой критики...
      1. +6
        26 апреля 2022 16:22
        что приоритетнее для Китая

        Внимание, ответ:
        1. Морская торговля. Потому что быстро, "до любого порта почти" и "дешевле только даром".
        2. Сухопутное: "Главное направление «Нового шёлкового пути» через Центральную Азию предполагается протяжённостью около 6500 км, из которых 4000 км пройдёт по китайской территории от Тихоокеанского побережья до Синьцзян-Уйгурского автономного района. Далее путь идёт через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Ирак, Сирию и Турцию, а оттуда и в Европу — через Болгарию, Румынию и Чехию в Германию. Планируются также ответвления от главного пути также в сторону многих других окрестных стран."
        3. "Кроме того, Россия и Китай обсуждают ещё и арктический маршрут: возможное включении проекта развития Северного морского пути (СМП) в стратегию «Нового шёлкового пути»." Ключевые слова "обсуждают" и "возможное".

        Вас устроил ответ?
        1. -2
          26 апреля 2022 16:35
          Вы четко обрисовали, почему в приоритете Севморпуть
          Цитата: Wildcat
          Ключевые слова "обсуждают" и "возможно"

          Ключевые слова - в Сирии война, Иран под санкциями(т.е в Европу там нихрена не провезешь) laughing Т.е. главное направлене Шелкового - даже не обсуждают... НЕВОЗМОЖНО
          1. +4
            26 апреля 2022 17:09
            laughing
            Что делать - приходится. как почти всю историю делали наиболее успешные торговые державы, использовать морской транспорт...

            Т.е. главное направлене Шелкового - даже не обсуждают... НЕВОЗМОЖНО
            - да "все равно" на другие страны. Важнее, что транзит через территорию (в значимых объемах) РФ "даже не обсуждают".
            1. -3
              26 апреля 2022 17:18
              Ну, во-первых, по вашим же словам - обсуждают. а во-вторых, тут вариант такой - либо СП и прибыли пополам, либо не вкладывается Китай - и на общих началах.
              Не обсуждают как раз именно Шелковый путь. Вот именно - замолчали все дружно про этот проект, последние новости - 2020 год, 2 года назад. Упс, докладываю - бобик сдох!
              1. +2
                26 апреля 2022 19:10
                Могу согласится лишь с одним
                докладываю - бобик сдох!

                У соседей "бобик сдох" - в нашем положении мелочь, а приятно и может быть что-то себе выторговать сможем... request
        2. 0
          26 апреля 2022 18:21
          А вот меня такой вопрос мучает.Китайцы или индусы пустят наши танкеры ,идущие с севера?
          1. +5
            26 апреля 2022 19:14
            Пока так получается: " Теперь одним из самых популярных способов доставки нефти являются нефтеналивные танкеры с пометкой «пункт назначения неизвестен».
            За апрель в России на такие суда было загружено более 11,1 млн барр. нефти.
            Это больше, чем в любую из стран.
            Аналитики и трейдеры считают, что использование пометки «пункт назначения неизвестен» говорит о том, что танкер перевозит нефть на более крупные суда, где она смешивается с другим грузом.
            Схема давнишняя, по ней работают страны, подпадающие под санкции, такие как Иран и Венесуэла.
            А из-за антироссийских санкций непрозрачный рынок, позволяющий скрыть происхождение нефти, многократно расширяется.
            Так, ранее у берегов Гибралтара на судно, следовавшее из южнокорейского Инчхона в нидерландский Роттердам, была загружена нефть с 3х танкеров, вышедших из Приморска и Усть-Луги.
            На рынке также предлагаются так называемые «латвийская смесь» и «туркменская смесь», которые содержат значительное количество российской нефти."
            https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/734977-wsj-zapadnye-strany-pokupayut-roiyskuyu-neft-skryvaya-ee-proiskhozhdenie/

            Ну а дальше будет видно дальше, ИМХО брать с дисконтом к рынку нефть где-нибудь точно будут.
    2. +2
      27 апреля 2022 21:52
      Цитата: Wildcat
      Давненько не было такой аналитики:
      Севморпуть, как известно, призван стать серьёзной альтернативой южному морскому маршруту через Суэцкий канал.
      lol сто раз тем обсуждалась, но есть еще аналитики...
      Северный широтный ход может стать ещё и ответвлением «Великого шелкового пути», который так активно продвигает Китай. Все дело в правильной настройке транспортно-логистической инфраструктуры.
      да, вот Китай еще заинтересован... рынки о Новая Земля манят..
      Также магистраль призвана создать базу для расселения в ЯНАО, чтобы уйти от «островного» освоения территорий.
      - вот что точно не хочет "население", так это "расселения".
      первую очередь США. И СШХ – как ни крути, это обеспечение арктических тылов.
      ага, "зайдут с тыла" feel
      уже видны зарубежные партнёры, которые станут основными потребителями ресурсов Сибири. Это Китай и Индия.
      - OMG. laughing
      Давненько не было такой аналитики. Забористая! good


      Она не просто забористая.
      Она насколько оторванная от реальности.
      Такое ощущение, что никто из тех, кто пишет агитки про этот проект не был ни в Коротчаево, ни в Лабытнанги, ни в новом Уренгое.
      1. +3
        27 апреля 2022 22:04
        Я был в Новом Уренгое. До Лабытнанги не доехал feel .
        И точно знаю, что "население", немного заработав, старается либо целиком, либо хотя бы детей отправить на Большую Землю.
        Мечты о "расселении" из городов вдоль новой жд как-то никто не высказывал. Из оригинальных мечтаний только двор частного дома/дачи с крышей из пластика - чисто, иногда тепло.
  4. -2
    26 апреля 2022 16:12
    За первых три месяца день профицит бюджета 7.2ТРЛН/Руб.. На фоне этого какие-то 290млрдруб сущие гроши.. Надо качественнее пинать министерство бухгалтерии ,а то опять все деньги за бугор вывезут..
  5. 0
    26 апреля 2022 16:45
    Сталинские проекты 501, 502 и 503 называли Сталинский проект «Великий северный железнодорожный путь». Это дорога длинной 1400 км, была почти готова, вернее на 80% в которую вложили 1 800 000 000 советских рублей. Осталось два года, но появился у власти троцкист Н.С. Хрущев самодур и неграмотный человек, и следуя его тупой прихоти проекты закрыли.
    Умнейший человек был И.В.Сталин, который предвидел что к началу 21-го века, эта дорога нужна будет стране, как вода и воздух и вот сейчас настал тот момент.
    Вот страшная правда этих проектов, и правда о вредителях или врагах России:




    1. +4
      26 апреля 2022 17:12
      Умнейший человек был И.В.Сталин, который предвидел
      обожаю комментарии на ВО. Из них очевидно, что российский народ - активный, так сказать, соучастник в своей собственной судьбе. good
      1. +3
        26 апреля 2022 17:22
        Цитата: Wildcat
        Из них очевидно, что российский народ - активный, так сказать, соучастник в своей собственной судьбе.

        Что сказать: "Россия правится по воле Божьей и глупости народной" -Лесков-
      2. +1
        27 апреля 2022 22:09
        Цитата: Wildcat
        Умнейший человек был И.В.Сталин, который предвидел
        обожаю комментарии на ВО. Из них очевидно, что российский народ - активный, так сказать, соучастник в своей собственной судьбе. good


        Человек лжет в своих опусах практически во всем.
        Я не знаю откуда он берет свои буквы и слова, но явно с альтернативной вселенной.
        1. +3
          27 апреля 2022 22:16
          Ну, как говорится, важны не только факты, но и их динамика.
          Вот уже и Сталин "умнейший человек был ... который предвидел" да и дорогу возможно строить начнем. Не факт, что построим, но как говорят в тех краях, "бюджет сам себя не освоит!".
    2. +3
      27 апреля 2022 22:08
      Цитата: tihonmarine
      Сталинские проекты 501, 502 и 503 называли Сталинский проект «Великий северный железнодорожный путь». Это дорога длинной 1400 км, была почти готова, вернее на 80% в которую вложили 1 800 000 000 советских рублей. Осталось два года, но появился у власти троцкист Н.С. Хрущев самодур и неграмотный человек, и следуя его тупой прихоти проекты закрыли.
      Умнейший человек был И.В.Сталин, который предвидел что к началу 21-го века, эта дорога нужна будет стране, как вода и воздух и вот сейчас настал тот момент.
      Вот страшная правда этих проектов, и правда о вредителях или врагах России:






      А теперь расскажите мне, побывавшему и в Лабытнанги, и в Надыме, и в НУРе, и соответствено Коротчаево, Новозаполярном и Тазовском. - зачем нужна эта дорога?
      Проекты закрыли потому что они были прожектами, а не проектами.
      Запредельно дорого - в сотни раз дороже транссиба.
      Никакой эксплуатации, кроме как резервной дороги в случае войны для переброски огромных масс военных грузов и личного состава. Посмотрите карту - там средняя плотность населения в районах проведения путей - 0,001 человека на квадратный километр и 4 медведя.
      Все реальные проекты строиться продолжали.
      И тот же БАМ строился как раз в годы Хрущева. А не комсомольской стройкой в 70-ые.
      Дорога из Тайшета в Усть-Кут - была построена в 50-ые годы.
      И Братская ГЭС как раз то и построена благодаря этой дороге.


      И да, проект той дороги, которую вы приписали Сталину - был создан еще в 1915 году в царской России. А закрыт проект был еще в 1931 году. Никакго Хрущева там не было и в помине.
      Как вы фонтанируете просто фантазиями, в которых нет ничего из фактов, а только одна простая ложь...
  6. +4
    26 апреля 2022 18:43
    "Только одна компания – «ВостокУголь», готова увеличить загрузку Северного морского пути посредством СШХ на 20 млн тонн к 2024 году." Уважаемый автор, пожалуйста , просветите с каких месторождений и через какие порты пойдёт уголь по Северному морскому пути...Или речь идёт всё же про "Арктическую горную компанию"? 75 % акций компании у родственников умершего Дмитрия Босова получил Роман Троценко. Акции получены в результате обмена на невозвращенный Р. Троценко кредит, который он предоставил АЛЛТЕКу Д. Босова на развитие многострадальной «Печоры СПГ»...
    "Другая компания – «Северная звезда», планирует выйти на уровень 10 млн тонн добычи угля на Таймыре к 2030 году." Порт "Енисей", в 70 км, примерно, южнее посёлка Диксон, только начинают строить. У компании только 2 балкера ледового класса «Адмирал Шмидт» и «Витус Беринг» (построены оба на верфи в чисто российском городе, не помню в какой области или крае - Шанхай называется). Закупать Роман Троценко суда в РФ в 2021 году не планировал. Хотел суда арендовать. А тут ссанкции... И как СШХ будет влиять на Таймыр? Как для проекта ООО «Северная звезда» по освоению Сырадасайского месторождения коксующихся углей шли суда с техникой из Архангельска, так и идут, и будут идти. До РЖД там о-о-очень далеко...
    "13 апреля на совещании по развитию Арктической зоны президент РФ Владимир Путин чётко обозначил: проект СШХ имеет ключевое значение для всей страны. Глава государства дал поручение начать строительство железнодорожной магистрали уже в этом году." Я помню когда Президент РФ дал поручение по расширению Восточного полигона - Транссиба и БАМа. Вот только Ж/д войска РФ начали эту работу только в 2021 году. Я ничего не путаю?...У денег РФ как была, так и есть, лучший банкир всех времён и народов, кавалёр 3 орденов РФ "Заслуженный экономист Российской Федерации "Эльви́ра Сахипза́довна Набиу́ллина, да прославят имя её, отныне и во веки веков, граждане РФ за профуканные золото-валютные резервы страны, как имя Главного Приватизатора, Самого Главного реформатора РАО ЕЭС, Наиглавнейшего и Наимудрейшего в "Роснано"...
  7. +1
    27 апреля 2022 14:14
    Уже сколько раз откладывали СШХ ! Как и БЕЛКОМУР. Хотели и в середине 70-х, но Косыгина переубедили: дескать, строит-во газопроводов через Украину в Европу важнее...
  8. +3
    27 апреля 2022 21:50
    Только одна компания – «ВостокУголь», готова увеличить загрузку Северного морского пути посредством СШХ на 20 млн тонн к 2024 году. Другая компания – «Северная звезда», планирует выйти на уровень 10 млн тонн добычи угля на Таймыре к 2030 году.


    Автор, вы вообще что пишете то?
    Вы на карте Сыросадайское месторождение компании «Северная звезда» видели? Оно практически на самом севере Таймыра.
    Там не менее 1000 километров до Коротчаево... Как вы собираетесь эти 10 млн тонн до Коротчаево довозить? НА оленях? По тундре?
    Или железную дорогу в этой абсолютно безлюдной тундре гнать на 1000км?
    10 млн тонн грузов в год - это всего лишь 8 поездов в сутки.
    К тому же.
    Проектная мощность у Северной Звезды была только 5,5 млн тонн, и то при условии строительства отдельного порта для перевалки угля на балкеры. Построить новый порт было дешевле, чем строить дорогу в Дудинку и реконструировать там порт.
    "ВостокУголь" так же планировал строительство отдельного порта.
    Но и это не все.
    Оба этих проекта полностью остановили.
    ВостокУголь - уже в 2019 году отказался от проекта насовсем.

    Мало того, максимальная пропускная способность СШХ к 2028 году максимально может достигнуть всего 14 млн тонн в год. Это - 10 поездов в сутки. А вы ему угля нарисовали только 30 млн тонн, которого не будет. Причем оттуда, куда СШХ - и даже на 1000 км не подойдет.
    Карту хотя бы смотрите.
    Ну хватит по агиткам статьи ваять, изучайте предмет более грамотно.
    1. 0
      28 апреля 2022 15:20
      Ну хватит по агиткам статьи ваять, изучайте предмет более грамотно.

      Зачем? Если более грамотно что-то делать - откуда ж агиткам-то взяться? Еще во всепропальщики запишут или в иноагенты wink
  9. -2
    28 апреля 2022 09:11
    Вот всех пленных не задействованных на восстановлении Донбасса, всех сюда, строить и проветривать свои деревянные мозги.