ФТА-5901 «Викинг». Бронеавтомобиль специального назначения

21
ФТА-5901 «Викинг». Бронеавтомобиль специального назначения

Спецназ ФСБ и броневик "Викинг" в Херсонской области. Кадр из репортажа РИА Новости

Основные задачи по демилитаризации и денацификации Украины в настоящее время решают различные структуры российской армии. Одновременно с этим часть мероприятий разного рода выполняется другими силовыми структурами. Они оснащены всем необходимым вооружением и техникой, соответствующей их особым требованиям. К примеру, на днях была показана работа одного из спецподразделений с использованием интересного образца техники – рейдового бронеавтомобиля ФТА-5901 «Викинг».

В поисках оружия


В ночь на 21 апреля РИА Новости сообщило, что накануне одно из силовых подразделений провело в селе Казачьи Лагеря (Херсонская обл.) рейд по поиску диверсантов. В одном из пустующих домов бойцы обнаружили схрон с большим количеством пехотного вооружения и боеприпасов. Найденные автоматы, пулеметы, гранатометы и т.д. позволили бы вооружить пехотный взвод.



К сообщению прилагался короткий видеоролик, показывающий работу спецподразделения и поиск опасных предметов. Видео начинается с продвижения группы бойцов по улице населенного пункта. За группой, прикрывая ее, медленно движется черный бронеавтомобиль брутального вида. Два пулеметчика через люки в крыше следят за окружающей обстановкой и готовы отреагировать на угрозы.

Несмотря на плохое качество видео, машину можно опознать. Это т.н. рейдовый бронированный автомобиль ФТА-5901 «Викинг», разработанный по заказу Федеральной службы безопасности и принятый на вооружение несколько лет назад. Соответственно, поиск угроз осуществляло одно из подразделений Центра специального назначения ФСБ.

Можно предполагать, что «Викинги» используются не только в Херсонской области. На взятых под контроль территориях все еще много работы для ЦСН ФСБ и других силовых структур. И для выполнения таких задач силовики должны использовать все имеющиеся образцы техники и вооружения.

Специальный бронеавтомобиль


По известным данным, перспективный рейдовый броневик ФТА-5901 был разработан в середине прошлого десятилетия московской компанией «Форт-Технология». Заказчиком выступили несколько федеральных государственных казенных учреждений, скрывающихся под номерами. Как стало известно позже, проект фактически создавался для спецподразделений ФСБ.


Пулеметчики следят за обстановкой. Кадр из репортажа РИА Новости

В 2016 г. в ходе одной из выставок руководству страны показали новейшие разработки техники для ФСБ. Среди прочих образцов, впервые на открытом мероприятии демонстрировался готовый «Викинг». Позже, в середине 2017-го, компания-разработчик получила сертификат об одобрении типа транспортного средства, который позволял запускать производство и эксплуатацию броневика.

В дальнейшем машины ФТА-5901 неоднократно попадали в разные репортажи о деятельности спецподразделений. ЦСН использовал их на Северном Кавказе и, вероятно, в других регионах. Теперь стало известно, что рейдовые броневики попали на украинскую территорию и теперь помогают силовикам в разных мероприятиях.

Не так давно на вооружение Сил специальных операций поступил схожий бронеавтомобиль «Гепард». Он построен на том же шасси и по схожей схеме. Любопытно, что «Гепарды» уже демонстрировались на публичных мероприятиях, но основная масса информации о них остается закрытой.

На готовой базе


ФТА-5901 «Викинг» представляет собой двухосную бронемашину для проведения оперативно-боевых мероприятий. Он может перевозить личный состав и обеспечивать его работу, проводить рейды по заданным маршрутам, выполнять патрулирование, сопровождать другой транспорт и т.д. Во всех случаях «Викинг» может защитить экипаж и десант, а также оказать огневую поддержку.

В качестве основы для ФТА-5901 использовано шасси спортивного грузовика КамАЗ-4911 Extreme, используемого гоночной командой «КамАЗ-Мастер». Это рамное двухосное шасси переднемоторной бескапотной компоновки с полным приводом. При перестройке в «Викинг» машина «Экстрим» претерпела некоторые изменения, направленные на рост определенных характеристик и соответствие требованиям заказчика.

Согласно сертификату одобрения, ФТА-5901 оснащается дизельным двигателем с турбонаддувом ТМЗ 7Э846.22 мощностью 884 л.с. Трансмиссия включает механическую коробку передач 16S251 и раздаточную коробку VG 2000/300 от немецкой компании ZF. Ходовая часть включает два моста с рессорной подвеской, четырьмя сдвоенными гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости на каждом.


"Викинг" на стадии сборки, 2017 г. Фото Sdelanounas.ru

Вместо штатной однорядной кабины на шасси монтируется двухрядная с бронированием. Она собрана из металлических деталей и оснащена бронестеклами; предусмотрена новая решетка радиатора. За кабиной установлен броневой фургон с местами для десанта, причем конструкция этого отсека на разных машинах различается. Уровень защиты неизвестен. По всей видимости, машина выдерживает попадание пуль стрелкового оружия и осколков.

На крыше кабины и фургона предусмотрены два люка с броневыми крышками, на которых находятся пулеметные установки. В известных операциях «Викинги» вооружались парой пулеметов ПКМ. В корпусе отсутствуют амбразуры, что не позволяет экипажу использовать личное оружие.

В зависимости от комплектации, броневик ФТА-5901 имеет длину до 8,35 м. Ширина – 2,55 м, высота – 3,5 м. Снаряженная масса определена в 18,6-19,6 т, полная – 22,24 т. Соответственно, грузоподъемность может превышать 2,5-3 т. Полноприводный автомобиль на шоссе развивает высокую скорость, а на бездорожье показывает высокую проходимость.

Любопытно, что «Викинг» не соответствует требованиям регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» Таможенного союза. В связи с этим для перемещения по дорогам общего пользования машина нуждается в получении специального разрешения.

Для специальных задач


ЦСН ФСБ решает особые задачи, и зачастую его подразделениям требуется бронетехника. При этом специфика работы Центра предъявляет определенные требования и накладывает некоторые ограничения, что сказывается на облике заказываемых машин и составе парка. В качестве примера такого подхода можно вспомнить броневик «Фалькатус», в свое время получивший большое внимание не только благодаря высоким характеристикам, но и из-за необычного экстерьера.

На протяжении нескольких последних лет на снабжении ЦСН имеется рейдовый бронеавтомобиль ФТА-5901, предназначенный для использования в самых разных мероприятиях. Эта машина имеет ряд важных особенностей разного рода, которые способствуют удобству эксплуатации и помогают решать все поставленные задачи.


Машина на местности. Фото o001oo.ru

В первую очередь, среди преимуществ «Викинга» необходимо отметить использование готового шасси. Это в известной мере упрощает и удешевляет производство и эксплуатацию техники. Кроме того, достигается унификация с другими образцами – шасси КамАЗ-4911 также использовалось в проекте «Фалькатус».

При всем этом, базовая машина отличается высокими техническими характеристиками. Она отличается высокой подвижностью и проходимостью, а грузоподъемность соответствует специальному оснащению и предполагаемой нагрузке. Соответственно, броневик может работать в городских условиях и на местности, что неоднократно подтверждалось практикой.

Экипаж и десант на борту «Викинга» защищен противопульным бронированием. При этом он может вести наблюдение через бронестекла, а при необходимости отвечать на обстрел пулеметным огнем. С точки зрения защиты и вооружения броневик уступает некоторым армейским образцам, но вполне соответствует требованиям ЦСН и специфике его работы.

Проверено практикой


В целом ФТА-5901 «Викинг» представляет собой достаточно удачный и современный защищенный транспорт для спецподразделений с высокими характеристиками подвижности и защиты. Такой бронеавтомобиль может использоваться в самых разных операциях и помогать бойцам при решении особых задач.

В недавнем прошлом «Викинг» прошел все испытания, был принят заказчиком и поступил на вооружение. В дальнейшем такая техника применялась в разных мероприятиях и иногда даже попадала в кадр. Ранее броневики спецназа использовались на Северном Кавказе, а теперь стало известно, что они участвуют в наведении порядка на Украине. Потенциал бронеавтомобиля неоднократно подтверждался практикой, и можно ожидать, что ЦСН будет продолжать его использовать.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    22 апреля 2022 17:59
    Обкатают эту машину и на украине. Только вот теперь коробок от немецкой фирмы ZF больше не будет, придётся искать замену.
    1. +5
      22 апреля 2022 18:12
      Цитата: Sergio_7
      Обкатают эту машину и на украине. Только вот теперь коробок от немецкой фирмы ZF больше не будет, придётся искать замену.

      Да этих машин то и надо чуть больше чем на гонки. laughing
    2. 0
      24 апреля 2022 14:36
      Их уже до свинорейха обкатали. Да таких машин много не надо. Это штучный товар, а не массовое производство (как тайфуны и тигры с покемонами).
  2. +2
    22 апреля 2022 18:01
    Это же как он гонять может, с танковым то (по мощности) движком?
    1. +2
      22 апреля 2022 18:06
      Цитата: Владимир_2У
      Это же как он гонять может, с танковым то (по мощности) движком?

      Дакаровский камаз 180 по трассе может идти. Здесь броня, поэтому меньше.
      1. 0
        22 апреля 2022 18:11
        Цитата: Лт. запаса ВВС
        Здесь броня, поэтому меньше.

        Поменьше конечно, но не намного, хотя и по прямой!
    2. Hog
      +3
      22 апреля 2022 22:06
      Был видос с Дакара, Камаз обгоняет соперника идущего 200 км/ч+ почти как стоячего, вот и думай.
      Нашел вот он.
      1. +2
        23 апреля 2022 05:40
        Цитата: Hog
        Камаз обгоняет соперника идущего 200 км/ч+ почти как стоячего

        Без пулемётчика несчитово! laughing
      2. -1
        23 апреля 2022 09:24
        Плохо видно, но там в милях вроде.
      3. 0
        22 июня 2022 20:28
        Браво нашим парням из команды КАМАЗ!!! Молодцы!!!
      4. +1
        24 июня 2022 11:37
        200 это не скорость на этом gps-навигаторе, а курсовое значение!..
        если память не изменяет, скорость в левом нижнем углу...
    3. +1
      24 апреля 2022 10:56
      Так и вес у машины соответствующий.
  3. +3
    22 апреля 2022 19:29
    бескапотная схема для спецопераций не очень,специфический противник за которым охотятся спецы фсб как раз склонен применятьинженерные мины и другие взрывные подарки
    1. +2
      22 апреля 2022 20:42
      Ну да, лучше бы на базе капотного грузовика сделали бы.
      1. 0
        23 апреля 2022 01:27
        Лучше бы из "Тайфуна-К" среднюю ось выкинули, чем опять новые - ФээСБэшные! - кабину и базу придумывать. Или тогда уж из "Тайфуна-У". Огневую точку можно сделать и над салоном хоть обитаемую, хоть с ДУБМ. В чем смысл разунификации с армейским исполнением в данном конкретном случае? Как же вся эта херня достала...
        1. 0
          23 апреля 2022 14:02
          Эти за гос. финансирование хоть что-то получили. А сколько НИОКРов открывается только ради освоения выделенных бюджетных средств, которые заканчиваются написанием отчёта. Вообще машина странная. Бескапотная компоновка, ну возможно для урбан. среды и хороших дорог где минная опасность менее актуальна, а маневренность в городе требуется. Двигатель в 900 сил для преодоления завалов и баррикад? впереди вроде что-то для этого есть. Да непонятно.
        2. +1
          23 апреля 2022 22:36
          Цитата: CouchExpert
          Лучше бы из "Тайфуна-К" среднюю ось выкинули, чем опять новые - ФээСБэшные! - кабину и базу придумывать. Или тогда уж из "Тайфуна-У". Огневую точку можно сделать и над салоном хоть обитаемую, хоть с ДУБМ. В чем смысл разунификации с армейским исполнением в данном конкретном случае?

          Унификация с другой новой машиной ФСБ - "Фалькатусом". По имеющейся информации, базой для "Викинга" и "Фалькатуса" послужил КАМАЗ-4911.
          Кроме того, КамАЗ-4911 состоит на вооружении и в армии - у ССО в версии "Гепард". Эти машины засветились в феврале 2022 г. на учениях в Белоруссии.
        3. Hog
          0
          24 апреля 2022 12:02
          кабину и базу придумывать.

          Это буквально штучные машины их пару десятков от силы, базу никто не менял, она от дакаровского КАМАЗа. Кабина вообще не проблема, элементы бронирования взяты от серийных бронекабин, а бронефургон в любом гараже собрать можно.
          Лучше бы из "Тайфуна-К" среднюю ось выкинули,

          А вот с тайфуном проблем было бы намного больше, ось выкинуть просто только на словах, а на деле там половину проекта перерабатывать нужно.
          1. -1
            24 апреля 2022 13:07
            Вот я и думаю чем не устраивает кабина от "Тайфун-К"? Чем не устраиваем база 3-хосная от "Тайфун-К"? Чем они настолько хуже, что их делает не КамАЗ, а какая-то шарага, покупающая основы у КамАЗа, подшаманивающая "свистелки и перделки" в гараже и продающая эти пару десятков готовых машин уже ФСБ. На КамАЗе им люк в крыше прорезать не могли никак? То же самое и с "Гепардом". Отличие по сути в кабине. Хронологически "Тайфуны" были созданы раньше:
            Цитата: Статья
            В 2016 г. в ходе одной из выставок руководству страны показали новейшие разработки техники для ФСБ.

            а они с 2014 в армию серийно поставляются. Логично было бы их рассмотреть как исходный вариант под модификацию еще тогда. Думаю, вышло бы и лучше, и дешевле.
            Цитата: Статья
            В первую очередь, среди преимуществ «Викинга» необходимо отметить использование готового шасси. Это в известной мере упрощает и удешевляет производство и эксплуатацию техники. Кроме того, достигается унификация с другими образцами – шасси КамАЗ-4911 также использовалось в проекте «Фалькатус».

            Ну, он-то, пожалуй, да, своей "эксклюзивности" заслуживал... Не хотел им, допустим, завод сам такие штучные корпуса собирать. Ну, а тут-то что? Тот же грузовик с будкой, бронированный, чуть легче и короче, движок мощнее. Из серийного шасси это сложнее получить, чем из штучных спортивных?
        4. 0
          27 июня 2022 10:00
          Там бронирование разное..... И вес.... И от мин защита.
  4. 0
    22 июня 2022 20:26
    Респект инженерам из ВПК России! Молодцы!! Так держать!