Экстренное оснащение бронированной техники, участвующей в спецоперации, средствами дополнительной защиты

179

…страна оказалась не готова к тому, чтобы в полную силу встретить нашествие нацистской Германии… Врага удалось остановить, а затем и сокрушить, но колоссальной ценой… Те, кто претендуют на мировое господство… объявляют нас, Россию, своим врагом. Они, действительно, располагают сегодня большими финансовыми, научно-технологическими и военными возможностями… …мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины. …наши действия – это самозащита от создаваемых нам угроз и от ещё большей беды, чем та, что происходит сегодня.
Президент Российской Федерации Путин В.В., 24.02.2022 г.

12 апреля «Военным обозрением» была опубликована статья – О защите автомобильной и легкой бронетехники в «спецоперации Z.

Отправной точкой для её написания стали не только фото кустарного «бронирования» в действующей армии (на фоне практически полного отсутствия доп. защиты техники), но и то, что проблема была услышана «наверху» при её «неофициальном обсуждении».



Рапорт



Из рапорта на имя Министра Обороны РФ (копия – председателю комитета Госдумы по обороне и директору «НИИ Стали» (как головной организации по защите)), поданного через электронную приёмную Минобороны 15 апреля 2022 г.:

Сергей Кужугетович, вопрос требует именно Вашего личного решения по организационным причинам, – в силу «клубка орг. проблем» нижестоящие исполнители объективно не в состоянии решить этот вопрос в короткое время (подробнее ниже).

Сегодня мы имеем в зоне боевых действий исключительно кустарное «доп. бронирование», примеры которого приведены ниже и в приложении № 2.

При этом нашим ОПК были разработаны различные варианты допзащит (демонстрировавшихся в т.ч. на различных выставках вооружения), однако в войсках, ведущих спецоперацию, их нет:

I. Технические вопросы:
1. Повышение противопульной и противоосколочной защищённости техники (для автомобильной и легкой бронетехники – особенно для дорогих и ценных боевых машин ВДВ):

• защита кабин (радиаторов и других узлов) автомобильной техники;
• усиление защиты бронемашин, в т.ч. с установкой защиты для пулеметчика …;
• усиление противопульной противоосколочной защиты легкой бронетехники, экранировкой дополнительными бронелистами …

2. Противокумулятивная защита легкой бронированной техники (БТР, БМП, БМД, САУ, МТЛБ …): максимальное оснащение легкой бронетехники в зоне боевых действий комплектами «НИИ Стали» (противокумулятивные решетки и дополнительные бронеэкраны), – недостаточная их эффективность против новых противотанковых средств с лихвой компенсируется резким снижением заброневого действий и потерь личного состава.

3. Повышение защищенности танков против новых средств поражения.
Недостаточная защищенность подавляющего большинства наших танков от современных средств поражения исключительно остро ставит вопрос усиления их защиты, это не только жизни личного состава, но и возможность реального выполнения боевых задач против противника имеющие массовые и эффективные противотанковые средства.

Здесь значительный интерес представляют не только решетки «НИИ Стали» (например, борта и задняя часть башен, не прикрытых динамической защитой, район двигателя и т.д.), но и крайне интересный и актуальный задел … [вырезано]

4. Уменьшение тепловой заметности техники.
Массовое распространение тепловизоров (в т.ч. в головках самонаведения ПТУР) крайне остро ставит вопрос снижения тепловой заметности и инфракрасной (ИК) маскировки техники.

Организацией ОПК были разработаны ряд средств для этого (покрытия «Терновник», «Накидка», станция подвижная пенная универсальная (СППУ) предназначена для проведения маскировки объектов ВВТ пенными покрытиями на основе рецептуры ПОР-02ПУ и т.д.), однако в действующей армии их нет.

С учетом крайне острой задачи снижения ИК-заметности техники, значительной (в ряде случаев) стоимости специальных покрытий и сроков их изготовления целесообразно рассмотреть вопрос массового применения простых ИК-масок, например, из негорючих пенопластов (или иных негорючих пенных материалов). Размещение их на расстоянии от корпуса техники (например, на(за) решетках(ми) «НИИ Стали») позволяет обеспечить значительный прирост эффективности, возможности ИК-прикрытия элементов ходовой части (что не обеспечено специальными покрытиями).

Здесь же необходимо отметить необходимость экстренной … [вырезано]

Технически – это «по самому простому варианту» – дать в «Ткратчайшее» войскам хотя бы удовлетворительную допзащиту.

Да, всё можно сделать много эффективнее! Да, есть те или иные «перспективные варианты». Но они были хороши «вчера» – с тем чтобы сегодня это было уже массово в войсках. Увы, время упущено, и здесь определяющим уже является «Ткратчайшее» – простые, но быстрые решения.

II. Организационные вопросы:
Существующие организационные и юридические нормы исключают возможность экстренного (до начала решающих боев на Донбассе) решения этих вопросов, и здесь требуется решение уровня Министра Обороны (или Верховного):

• экстренное проведение технического совещания с участием всех заинтересованных структур и организаций, с разработкой прямо на нем основных положений к требованиям к данным средствам (с учетом необходимости экстренного оснащения ими действующей армии);

• разработка «временных технических условий» и технической документации на изготовление и поставку конкретных средств допзащиты в соответствии со «старым армейским принципом» – «времени дано трое суток: вечер, ночь и утро»;

• перевод подразделений предприятий ОПК, работающих по данной тематике, на режим «особого положения» с обеспечением максимального форсирования работ (при необходимости – 24/7);

• немедленное выделение необходимых финансовых средств для закупки и установки дополнительных средств защиты, современных средств аэрозольных помех (при необходимости – из … [вырезано]).

С учетом проблемы сохранности при ведении боевых действий (и материальной ответственности военнослужащих) рассматривать их на период боевых действий как расходное имущество.

Проблема в том, что с формально-юридической стороны по «штатным каналам» это нерешаемо. По организационным причинам.

Кое-что по этой проблематике было в статьях «Военного обозрения» – Наши «Войны Пентагона». Реалии отечественных военных НИОКР и Наши «Войны Пентагона»-2. Хаос опытно-конструкторских работ.

Здесь же стоит процитировать отрывок из статьи Беспилотные «рои» готовятся к бою, касается это в первую очередь высокотехнологической тематики, однако справедливо и к вопросам защиты:

Выводы для нас здесь будут крайне жесткие. Если по технической части наше отставание невелико… то по организационной – катастрофическое…:

1. Длительная и заскорузлая система принятия решений о новых разработках…

2. Растянутая и малоэффективная система разработки и согласования тактико-технических заданий (ТТЗ) на новые работы. При этом наличие на них «самой высокой утверждающей подписи» ни в коей мере не гарантирует качества такого ТТЗ. Скорее наоборот. Сегодня качественное ТТЗ стало редкостью…

3. Контрактная система, исключающая проведение реальных сравнительных испытаний.

4. Часто откровенное «освоение» полученных госсредств вместо ставки на результат.

5. Часто заведомо избыточные и необоснованные требования, приводимые к продукции военного назначения (ПВН). Причем (и тоже к ПВН) для так называемых «правильных организаций» и «уважаемых людей» может «прощаться все и вся».

6. Часто неадекватные требования по сертификации. Начиная от получения лицензий на разработку и заканчивая фактически невыполнимой (в полном объеме) нормативной базы по их проведению.

7. Затратный метод формирования цены, практически исключающий получение Минобороны продукции по низкой стоимости.

… Возникла еще одна причина, о которой, увы, публично в СМИ прямо сказать нельзя. От неё буквально «взвыли» практически все отечественные разработчики. Но открыто – только в «курилках». Упаси боже, сказать об этом вслух…

Упомянутое в рапорте «расходное имущество» – это тоже не «мелочь» ввиду высокой вероятности повреждения (или даже утраты) элементов допзащиты (а это материальная ответственность личного состава), из-за чего некоторые, даже самые эффективные образцы так и не дошли до войск. Речь, разумеется, не идёт о том, что в войсках дадут добро «ломать и терять», лучшим моральным стимулом здесь является сама опасность в зоне боевых действий и эффективность таких средств для защиты.

По реакции Минобороны на рапорт можно сказать только то, что неделю спустя (т.е. 22 апреля) рапорт был даже не учтён!


И это при том, что учтён он должен быть по нормативу в течение 3-х суток. О том, что в армии, ведущей боевые действия, обращения по их тематике должны вообще приниматься и передаваться для принятия решения в режиме 24/7, речь даже не идёт. То, что в том же ФСБ есть контакты экстренной связи, очевидно и понятно, но почему их нет у воюющей армии (Министерства Обороны)?

По комитету Госдумы по обороне 20 апреля выяснилось, что отправлять «на почту комитета» нецелесообразно, и для быстроты рассмотрения это необходимо делать через электронный кабинет на сайте Госдумы (сделано сразу 20 апреля).

Кроме указанных лиц копии рапорта были отправлены и по различным «неофициальным каналам», в т.ч. некоторым депутатам Государственной думы (например А. Е. Хинштейну).


А что в войсках?


Можно ещё добавить фото:

Экстренное оснащение бронированной техники, участвующей в спецоперации, средствами дополнительной защиты


В комментариях к статье некоторыми лицами заявлялось о якобы «нецелесообразности допзащиты, т.к. всё равно не защитить лобовое стекло». На фото наблюдаем просто его отсутствие (видимо, из-за пулевых или осколочных повреждений), зато наличие кустарной защиты двигателя и радиатора.

Бойцы молодцы (по-хорошему их надо бы и поощрить за инициативу), да – от пули в подавляющем большинстве случаев не защитит, но вот остановить осколок – шансы хорошие (и сохранить подвижность машины).

А «штатные средства»? И для автомашин, и для бронетехники?




Видимо, они «остались на выставках»…


Некоторое количество последних вариантов Т-72Б3 (в т.ч. с «решетками») в войсках есть, однако значительная часть бронетехники в зоне боевых действий, мягко говоря, не новая, и для неё вопросы дополнительной защиты исключительно актуальны.

«Сирийский опыт»


Здесь же стоит вспомнить и «сирийский опыт» допзащиты бронетехники.


Да, часто это делалось неправильно, кустарно. Но даже такая несовершенная защита всё же обеспечивала резкое снижение заброневого действия, значительно снижала потери личного состава сирийской армии.

Некоторые подвижки всё-таки есть…


Из действующей армии появились фото ракетных комплексов, укрытых покрытиями «Терновник» (вероятно, из состава штатных средств).

А что у «Ваньки взводного (ротного)»? Единственное, что можно было отметить, – появление усовершенствованной «противоджавелиновой» защиты башен танков.


Да, определённый эффект от них есть:


Но с учётом траекторий полета «Джавелина» («высокой» и «низкой»), очевидно, нужны «другие решения». И они есть.

P.S. В данной тупиковой ситуации просматривается только одно конструктивное и перспективное решение – общественная реакция.

Поэтому по этой (и другим актуальным для нашей победы темам) нужно говорить, писать, – бить в набат!
179 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +74
    23 апреля 2022 04:39
    Путину, покажите обновлённую,современную,берёзовую технику...
    1. +3
      23 апреля 2022 05:01
      Защиты всегда мало. Всегда. И обвешивали технику всегда чем только можно силами экипажа . То что в статье есть несомненно нужно еще вчера. И пробивать стену нужно без сомнений. Только все равно будут навешивать) Что касается защиты от джавелинов. Если кому охота найдите отрывки атак камчадалов МП которые к десантникам в Гостомеле прорывались а так же их отзывы о том как их 80 БМП работали в прямом контакте.
      1. +5
        23 апреля 2022 05:27
        Цитата: carstorm 11
        атак камчадалов МП которые к десантникам в Гостомеле прорывались

        Гостомель. Подвиг нашего десанта, который должен войти в учебники по истории...что же там было.
        https://zen.yandex.ru/media/bestme/gostomel-podvig-nashego-desanta-kotoryi-doljen-voiti-v-uchebniki-po-istoriichto-je-tam-bylo-625bb7dcec82197fe4f73815
        1. +3
          23 апреля 2022 05:35
          Я конкретно про танкистов которые к ним прорывались.
          1. +26
            23 апреля 2022 12:30
            ... рапорт был даже не учтён!

            Может все дело в таких историях а не "не знании проблем"?:

            На Северном флоте России из выделенного на ремонт зенитных ракетных комплексов "Кинжал", "Ураган", "Крепость" из 1 миллиарда рублей украли более 692 миллионов рублей.

            Источник:https://www.kommersant.ru/doc/5271652

            Как тебе такое, Илон Маск?
            1. +2
              24 апреля 2022 16:57
              Помниться, в свое время была информация, что в Ираке матрасникам победу обеспечил осел, груженый долларами, вовремя добредший до нужных людей.
            2. +4
              25 апреля 2022 07:19
              « - Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть что бы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся – внятно выговорил Левша, перекрестился и умер.

              Автор Вы наивный, никто никогда не признает ошибки в подготовке. То есть признание наличие проблемы это признанием ошибки в подготовке.
        2. +27
          23 апреля 2022 09:30
          Подвиг который слили. Приказав все бросить и отступить.
      2. +28
        23 апреля 2022 05:48
        Цитата: carstorm 11
        Защиты всегда мало. Всегда. И обвешивали технику всегда чем только можно силами экипажа

        Тут Вы правы. В Чеченскую на двери и спинки сидений, вешали броники , помогало .
        Да и с защитой радиаторов и бензобаков , вопрос может быть решен . Кто только этим должен заниматься МО , промышленность , зампотехи или кардан Ваня ( который жить хочет)? Ответ очевиден- МО . hi
        1. +3
          23 апреля 2022 05:54
          И в ВОВ обвешивали и в Афгане.
          1. +22
            23 апреля 2022 09:06
            Цитата: carstorm 11
            И в ВОВ обвешивали и в Афгане.

            Да обвешивали и обвешивают потому,что отсутствовали и отсутствуют в войсках "заводские изделия" !
            1. -6
              23 апреля 2022 10:44
              Не в этом дело. Я повторю тезис-защиты всегда мало.
              1. +12
                23 апреля 2022 11:04
                Цитата: carstorm 11
                Не в этом дело. Я повторю тезис-защиты всегда мало.

                Не в этом дело ? Ну-ну ! Вот ,если бы в войсках имелось достаточное количество штатных(!) средств защиты техники ,но бойцы всё равно проявляли "импровизацию" ,,массово,, ...то да ,ваше мнение можно считать аргументированным ! Если же таких средств "фабричного производства" нет и в подразделениях вынуждены(!) импровизировать, как в Афгане, то ваше мнение не аргументировано и является спорным ,хотя и имеете на него "право" !
                1. -2
                  23 апреля 2022 11:15
                  А я утверждаю что если вме это будет ,все равно еще сверху оденут экипажи) Вы не о том мнении говорить начали изначально. Я же не оспариваю факт того что все это нвжно. Просто этого все равно мало) Я об этом говорю)
              2. +7
                23 апреля 2022 12:37
                Цитата: carstorm 11
                Не в этом дело. Я повторю тезис-защиты всегда мало.

                Да что вы говорите?
                Вероятно, по этому на Украине «стесняются» использовать Т-14 и «Курганец»... belay Чтобы в глаза не бросалось различие в боевых и «парадных» образцах...
                Верите-нет - ни разу не видел навесной защиты на «Аурусе»...
                Выходит, могут, когда захотят...feel
                1. 0
                  23 апреля 2022 12:45
                  Не несите ерунды ладно? Т 14 только с этого года пошли. Кого вы на них куда послать хотите? Так же и курганец. На их замены уйдут годы. Десятилетие и это в лучшем случае. Вы там например 90 м много видели? А их уже два года поставляют. Где то под сотню уже их. Чего в список стеснений не вставили то?
                  1. +7
                    23 апреля 2022 12:54
                    Цитата: carstorm 11
                    Не несите ерунды ладно?

                    Ерунду в штанах чесать будете, а у меня конкретные вопросы. Или вы станете утверждать, что за руль новой техники посадили срочников?
                    Или боевые действия перестали быть индикатором настоящей готовности техники для ведения боя?
                    1. -5
                      23 апреля 2022 13:06
                      Что за набор странных требований? Я вам ничего не доказываю. В войсках есть около сотни новым 90 м . Как думаете почему их там не видно? Го овность техники вас чем не устраивает то? У вас информация по отказам ее в кошмарных количествах?
        2. +2
          23 апреля 2022 09:02
          Согласен,что это не "строго в тему" ; но ...кому инфа для размышления,а кому для "расширения кругозора !
    2. +9
      23 апреля 2022 05:23
      Цитата: Аэродромный
      Путину, покажите обновлённую,современную,берёзовую технику...

      Так возьмите и покажите... К слову эти березы имеют еще одно значение, кроме защиты, при необходимости ими дорогу для этих машин гатят, это же понтонеры, они работают там, где часто болото, а не дорога

      А вообще конечно позор. Ну, не озаботились ранее, так сейчас дайте задачу срочно разработать съемный комплект дополнительно защиты, для авто и поставьте их в войска. Там же сейчас "зеленка" во всю пойдет А, что бы она была легкой и прочной можно ее и из кевлара делать, и многослойные стекло-пакеты
      Чем был хорош СССР, там то быстро реагировали... Может вспомнить, что умели?
      1. +13
        23 апреля 2022 05:45
        Цитата: svp67
        при необходимости ими дорогу для этих машин гатят

        Для этого бревна должны быть шире колеи машины, чего и близко нет.
        1. -6
          23 апреля 2022 06:18
          Цитата: Владимир_2У
          Для этого бревна должны быть шире колеи машины, чего и близко нет.

          Что бы они выступали за габариты и их просто снести? В данном случае ширина у них достаточная
          1. +4
            23 апреля 2022 06:32
            Цитата: svp67
            В данном случае ширина у них достаточная
            Нет. Не пишите ерунды, а посмотрите как выглядят фашины и какой они ширины.
            Либо они были бы узкие, но попарно.
            1. -1
              23 апреля 2022 06:39
              Цитата: Владимир_2У
              Не пишите ерунды, а посмотрите как выглядят фашины и

              Да видел я их в живую, но это не фашина, это просто бревна, которыми можно загатить небольшую лужу, в том числе и колейно, а так то у них и такие комплекты имеются
              1. +12
                23 апреля 2022 06:55

                На нижнем фото тоже брус для гати? И то что вы предполагаете,неверно, как элементы для гати, потребуют ювелирного вождения иначе можно даже не застрять свалившись, а покорёжить подвеску вставшим торчком бревном.
                1. +38
                  23 апреля 2022 14:02
                  Полный звиздец.
                  А еще ведь мы смеялись над украинскими поделками 2014 года.
                  1. +13
                    23 апреля 2022 14:17
                    Цитата: Александр Воронцов
                    Полный звиздец.

                    С брёвнами это конечно эпичный пролёт, да и не только с брёвнами.
                    1. +13
                      23 апреля 2022 14:41
                      Это наше МО - "Брёвна" и "Дрова" на практике.
                2. -9
                  23 апреля 2022 21:48
                  Вы просто не понимаете для чего эти бруски.
                  Я видел что они используются при наведении переправ, подкладывают их куда то там.
                  Так же и брёвна.
                  Ну а пока до переправы не доехали, то пусть защищают…
                  Кроме того вы говорите что они узкие, так они уложат 1к1 и будет широко.
                  Укладывали при въезде на понтон.
                  Вон при переправе под изюмом даже танки с боков понтонов утопили специально
                  1. +7
                    24 апреля 2022 05:18
                    Цитата: Adler77
                    Вы просто не понимаете для чего эти бруски.

                    Вы раскуроченное такими "брусками" днище никогда не видели.

                    Цитата: Adler77
                    подкладывают их куда то там.
                    Куда то там, елки палки! Брусья под опоры аутригеров подкладывают, брёвна под аппарели, допускаю, НО НЕ КАК ГАТЬ!
                3. +1
                  24 апреля 2022 11:05
                  Безумный Макс.
      2. +1
        23 апреля 2022 09:30
        К слову эти березы имеют еще одно значение, кроме защиты, при необходимости ими дорогу для этих машин гатят, это же понтонеры, они работают там, где часто болото, а не дорога

        Натурально. особенно эти прутики решают у понтонером. там, кстати, как раз понтончик на камазе есть... На одной из фоток, с этими ...прутиками. И какое значение они там имеют?
        1. +1
          24 апреля 2022 11:49
          Это отсечка для веток при езде по лесопосадкам, что бы стекла не разбивало. Как тросики на внедорожниках натянутые. Видели наверное не раз.
          1. 0
            24 апреля 2022 12:05
            Цитата: Прим
            при езде по лесопосадкам, что бы стекла не разбивало

            Может быть, но это касается только вертикальных жердей, да и минимум на одном стёкла бронированные, присмотритесь.
      3. +8
        24 апреля 2022 09:09
        Вот в том то и ГЛАВНЫЙ вопрос задетый автором статьи. А именно: 1- НЕ поворотливость и косность всей МАШИНЫ принятия, решений по важнейшим защитным свойствам техники.. 2- нет такого органа ( и значит его нужно создать в авральном режиме в верхах) , который бы отслеживал в войсках слабые, уязвимые стороны защиты техники от разных нападений. Быстро бы передавал недостатки в КБ. ТРЕБОВАЛ ! Требовал, быстрого нахождения решения. и отсылки в производство, а так же требовал быстрого переналадки цепочки выпуска техники, с учотом новых наработок в защите техники и бойцов.. ВОТ о чем тут поднял вопрос АВТОР статьи. И в этом он прав. И должен быть тут безусловно поддержан. Что бы мнение людей услышали в самых высших верхах, и проявили к этому интерес.
        1. +1
          24 апреля 2022 16:46
          Быстро бы передавал недостатки в КБ. ТРЕБОВАЛ !
          Что требовать, ского с КБ? и производителей, все есть. Новые БТР и БМП, новое ДЗ на танки или их не столь бюджетная модернизация. Комплекты доп.бронирования на технику. Если это не надо МО, то причем здесь КБ и производители.
        2. +3
          24 апреля 2022 17:04
          Того, чтобы требовал, маловато. Надо, чтобы ответственность была высочайшей. Сня ие с должности, суд, вплоть до штрафбата и передовой. Только тогда до чиновников в форме дойдет, что идет война России со всем западом и все всерьез.
        3. 0
          27 апреля 2022 12:26
          Нужен Государственный Комитет Обороны! И Лаврентий Палыч... Тогда все эти чинуши, в лампасах и без, будут раком стоять и день и ночь работать на Победу.
    3. +18
      23 апреля 2022 10:27
      Все как обычно, на парадах у нас все отлично, а в боевом строю воюем устаревшей техникой. И ведь знали же что все идёт к обострению, но ничего не сделали
    4. 0
      24 апреля 2022 01:09
      Кроме Путина некому?
    5. +6
      24 апреля 2022 10:09
      Главное - бить в барабаны и давать доклады,что всё замечательно.Вот и орденок на груди.
      А берёз у нас много,чего -нибудь народец ещё придумает,если жить захочет.
  2. +21
    23 апреля 2022 04:48
    Зато помощники главкома ведут переговоры о каких-то гарантиях для куевского режима.
  3. +34
    23 апреля 2022 04:51
    Мда,пока дома смакуются ролики с легендарной живучестью танков против нлоу и джавелинов, солдаты с фронта пишут рапорты о недостаточной живучести
    1. +40
      23 апреля 2022 06:45
      Странное и необъяснимое ощущение какого то "антидежавю"... Как буд то омотали назад восемь лет, но теперь не над укроповскими шушпанцерами ржут, а над нашими... березобронированными....
      1. +21
        23 апреля 2022 14:14
        Цитата: Вождь краснокожих
        Странное и необъяснимое ощущение какого то "антидежавю"... Как буд то омотали назад восемь лет, но теперь не над укроповскими шушпанцерами ржут, а над нашими... березобронированными....

        Угу. При том что шумерские были из металлического века.
        А у нас поучаются из века деревообработки.
      2. 0
        24 апреля 2022 16:41
        Где вы скажем под Изюмом найдете завод который машины бронировать будет.Была проблема поражения машин,её решили подручными средствами.Достаточно в лесу напороться радиатором на сук и машина выйдет из строя.
  4. +5
    23 апреля 2022 04:59
    Я был уверен, что в современной российской армии такого бардака нет. Всё-таки-ШОЙГУ! Печально и трагично. Надо срочно исправлять!
    1. +20
      23 апреля 2022 13:42
      А чо Шойгу-то? Он ни дня на срочной службе не бывал! Папа у него - первый секретарь, понимать надо.
    2. +5
      23 апреля 2022 13:46
      Он там в товарных количествах и именно потому, что Шойгу
  5. +29
    23 апреля 2022 05:19
    Простите, автор! Вы послали сообщение Хинштейну? Это тому представителю, который в пьяном виде дирижировал на публике? Представителю целого отряда чиновников, которых расплодилось в коридорах власти несоразмерно данным о национальном составе населения России? Это вы их просите защитить тех парней, что вышли с оружием в руках на защиту отечества?
    События последних двух месяцев показали, чего на деле стоят их слова...
    Можете говорить что угодно, но для меня дико смотреть на позиционируемую, как «нетаналоговвмире» технику для парадов, и то, что закрыто берёзовыми стволами и досками...
    Возможно, никто и не говорил этих слов: «Бабы новых нарожают», но именно такое отношение просматривается...
    Предлагаю посмотреть:

    =====
    Цитата: Аэродромный
    Путину, покажите обновлённую,современную,берёзовую технику...

    А он черпает сведения о событиях в стране и мире из докладов Пескова?
    1. +31
      23 апреля 2022 05:25
      Цитата: RO 42
      А он черпает сведения о событиях в стране и мире из докладов Пескова?

      это хороший вопрос. иногда кажется что да.
      1. +11
        23 апреля 2022 05:37
        Цитата: Аэродромный
        это хороший вопрос. иногда кажется что да.

        У меня возникло странное чувство здесь:

        И от слов, и от какого-то неестественного положения гаранта...А кто из военачальников предполагает, что штурм - это штыковая атака?
        А ещё в ВОВ существовали и штурмовые орудия, и штурмовики...Кто же заставляет командиров платить за штурм жизнями солдат и во имя чего? Есть масса других малозатратных методов (если считать, что жизнь каждого российского солдата - бесценна)...
  6. +12
    23 апреля 2022 05:24
    ...неделю спустя (т.е. 22 апреля) рапорт был даже не учтён!
    И не будет. Советы и писанина никому не нужны.
  7. Комментарий был удален.
  8. +27
    23 апреля 2022 05:29
    Анализ действующей компании говорит что у нас в ОБОРОНКЕ серьезные проблемы системного характера. Это не баб трахать на кожаном диване.
    1. +23
      23 апреля 2022 07:18
      Не согласен, слишком узко берете, оборонка это очень важная, но всего лишь часть. У нас очень серьезные проблемы в системе общего управления в стране. Поинтересуйтесь сколько добытого золота за последние три года отправили на запад, а сколько всего можно было спроектировать и построить, разработать с нуля и запустить в производство, модернизировать, реформировать и далее по необходимости только на те более 300 млд. баксов замороженных в неизвестности. Это уже квинтэссенция экономики и политики и кто понес за это ответственность? Так что рыбка сами знаете с чего начинает тухнуть.
  9. +8
    23 апреля 2022 05:42
    "Недостаточная защищенность подавляющего большинства наших танков от современных средств поражения..." - что вы удивляетесь отсутствию ответа, когда и здесь и во всех сетях еще пол года назад расхваливали непробиваемую защиту танков не-имеющую-аналогов-в-мире, а критика считалась изменой родины?
    До верхов просто еще не дошло, что, как в том анегдоте, "парадига изменилась".
  10. +22
    23 апреля 2022 05:43
    Ну что сказать про берёзы, использованные для защиты радиаторов машин...? Родные берёзы всегда рядом - не предают, в отличии от бюрократов, окопавшихся в "центрах принятия решений" российских структур. Видимо, назрела необходимость нанесения общественно-информационных ударов по этим "центрам" с целью ликвидации в них бюрократического засилья, поскольку они явно работают на врага - не принимают решений по защите российских солдат и офицеров в условиях реальных боевых действий.
    1. +8
      23 апреля 2022 08:58
      Давно пора, ситуация такова что без очищения от бюрократической и мздоимской заразы можем просто не выжить. Либо мы их либо они нас.
  11. +21
    23 апреля 2022 06:24
    Кущевка, танкоремонтный завод, на выставке как раз по теме что надо для армии исходя из опыта войны в Чечне.... Тоже было подобное. Приехал слуга народный с охранной, посмотрел я на него как он скучая прошелся и професионально ни о чем.... Я в свое время заявлял всем чинам, что всю модернизацию надо проводить в боевых условиях с испытанием всех разработчиков...., зачитки приговоров..... и в зендан не откладывая!
    1. +20
      23 апреля 2022 09:01
      Сей дивный чел глянул на то что украсть можно по минимуму и взгрустнув удалился в более приятные места.
      Для этих не товарищей места где куётся честь Отечества не более чем места где можно славно кормится.
  12. +7
    23 апреля 2022 07:02
    …наши действия – это самозащита от создаваемых нам угроз и от ещё большей беды, чем та, что происходит сегодня.
    Президент Российской Федерации Путин В.В., 24.02.2022 г.

    Странно, а нас учили, что лучшая защита от врага это нападение. Никогда оборона не приводила в конечном итоге к положительным результатам. Каков бы был результат в ВОВ если бы постоянно оборонялись??? request
  13. +7
    23 апреля 2022 07:10
    Экстренное оснащение бронированной техники, участвующей в спецоперации, средствами дополнительной защиты

    Есть такая тенденция и не только в нашей армии. Как начинаются боевые действия, начинается установка дополнительной защиты. И хоть кол на голове теши, наше командование и ВПК считают это излишнем и не заботятся о штатных средствах дополнительной защиты заранее. Надо обязательно, чтобы жаренный петух клюнул.
  14. +13
    23 апреля 2022 07:25
    "А «штатные средства»? И для автомашин, и для бронетехники?
    Видимо, они «остались на выставках»…"
    Ни прибавить ни убавить....
    1. +7
      23 апреля 2022 14:48
      МО ничего кроме динамической защиты для танков не закупает - все БМП БТР и МТЛБ голые Тайфунов К и Тайфунов У закупают по 200 штук в год - всё остальное не бронированный грузовой автотранспорт.
  15. +27
    23 апреля 2022 07:39
    Такое очучение, что наша военная промышленность с ГАБТУ существцют на разных планетах! После Ершова начальники управления приспособленцы и саботажники! Ершов мне запомнился в простом бушлате и в резиновых сапогах, чтоб по технике на полигонах лазить. Ситуевина не сдвинется, пока начальничков из теплых кабинетов не выпнут в поле, на боевые! Что мешало год назад провести строевые смотры дивизий, в которых сейчас кладут жизни? С проверкой установки дополнительной защиты от ПТУР? Танковые биатлоны? Тендеры? Выставки? В войска! Ротным подвоза ГСМ, подвоза БП! Или под трибунал, за подрыв боевой готовности!
    1. +5
      23 апреля 2022 13:46
      Система мешала. И дальше так же будет.
      1. 0
        25 апреля 2022 05:58
        Прям вот в дырочку....
  16. -8
    23 апреля 2022 08:13
    Иногда самоделки лучше стандартов. Танк можно и мешками с песком обложить, один выстрел выдержит.
    1. +4
      23 апреля 2022 14:49
      Попадание ПТУРом с тандемными боевыми частями он не выдержит хоть весь танк мешками завали и зарешётируй.
      1. 0
        24 апреля 2022 01:27
        в статье пишут, что уменьшается заброневое воздействие.
        1. -1
          24 апреля 2022 17:39
          На заброневое действие экипажу будет как то наплевать если кумулятивная струя броню пробьёт и вызовет возгорание и взрыв БК.
  17. +21
    23 апреля 2022 08:28
    Автор большой молодец, что пытается что-то сделать и давно. Но проблема в том, что наш главнокомандующий окружил себя иди0тами и подхалимами, которые могут только пустить пыль в глаза, но они не в состоянии ничего сделать на самом деле, они просто не знают что это.
  18. +19
    23 апреля 2022 08:35
    Прежде всего нужно менять тактику проводки колон автомобильной техники. В том же Афгане мы часами над "цепочками" висели. Сейчас ещё проще, когда для разведки и наблюдения можно лёгкие БПЛА применить.
    И в первую очередь хватит миндальничать, пытаясь работать малыми силами. Это только неоправданное увеличение собственных потерь
  19. +8
    23 апреля 2022 08:42
    Эхъ...
    Если бы только это...
    1. -17
      23 апреля 2022 13:08
      Да, не говорите! В городах плашек на 3/8 " нет, а Максик Климов как всегда алармирует!
      В о теперь на бронетехнику переключился, а раньше помнится все больше по водоплавающим специализировался. Весна, должно быть влияет ...
      1. -7
        23 апреля 2022 23:49
        Цитата: avg avg
        Весна, должно быть влияет ...

        Нет, это перманентно - так сказать, круглогодично, 24/7. fellow
  20. +9
    23 апреля 2022 08:56
    Да, легко сказать, что СССР кроме галош ничего не производил. Глупость сказанная Путиным, останется с ним навсегда!
    1. -9
      23 апреля 2022 14:52
      Ну это уже ваша глупость - а Путин под "Галошами" производимыми в СССР имел в виду гражданскую продукцию которая реально была по большей части устаревшим хламом и вёдрами с болтами.
      1. -1
        24 апреля 2022 18:59
        У некоторых голова с опилками и ничего...
  21. +17
    23 апреля 2022 09:05
    Судя по исходному планированию, даже не допускали мысли, что на юго-востоке народ будет враждебен, а колоны снабжения подрезаться и уничтожаться.

    Ну, а сейчас уже солдаты делают по типу, жить захочешь, не так раскорячишься. Вот например капот от МТ-ЛБ на морду камазика.


    Дрова на борта - хоть какая-то эфемерная противоосколочная защита + дрова вечерком можно использовать.


    Уже полукустарное бронирование из гаража.


    Еще кустарщины на спецмашину.


    А это уже фабричная самоделка сирийского опыта.
  22. +13
    23 апреля 2022 09:21
    Итог,
    1) защиты мало всегда.
    2) Военная машина реагирует с опозданием.
    3) Нехватка мощностей для дооборудования
    4) командуют теже самые люди, что и раньше.
    5) как и в сталинское время, и в брежневское, и в горбачевское - впереди эпиграф вождя.
    Единственный хоть какойто временный авторитет. Типа он не решит - никто не решит. Без него - мысль не мысль, идея не идея.

    Ожидаемо, обычно, идет как всегда. У всех ,и за бугром тоже.
    1. +24
      23 апреля 2022 14:58
      "Командуют те же самые люди, что и раньше". Да нет сейчас командуют новые люди - которые в своей специальности полные профаны от чего наша спецоперация на Украине превратилась в настоящую войну с большими потерями личного состава и техники для наших ВС.
  23. +26
    23 апреля 2022 09:28
    Путину плевать, за жизнь Климова переживаю.
    А где КАЗ Арена для танков? Почему Арматы и Курганцы готовятся "потешать" Путина, а не на фронте. Где Альтиус на который слили миллиарды рублей? Много вопросов но ответов от властей не будет. Одна надежда что короновирус прорвет карантин и длинный стол не поможет. Даже Медведев был бы лучше. Он бы хоть мосты через Днепр разнес, а жтому пригрозили что дочку с Франции выгонят наверное ..
    1. +5
      23 апреля 2022 15:00
      Где Альтиус на который слили миллиарды рублей? Его как и Иноходцев массово начали только в этом году производить.
      1. +4
        23 апреля 2022 16:29
        Нет ни одного достоверного подтверждения, что Альтиус принимает участие в спецоперации.
        1. +2
          23 апреля 2022 19:39
          Конечно нет - так как его ещё в войсках нет есть только опытные предсерийные образцы для испытаний.
          1. +3
            25 апреля 2022 19:26
            Цитата: Вадим237
            Конечно нет - так как его ещё в войсках нет есть только опытные предсерийные образцы для испытаний.

            Вадик, а Арена тоже до сих пор в опытных образцах? wink
    2. -9
      23 апреля 2022 23:51
      Цитата: тон
      Путину плевать, за жизнь Климова переживаю.

      laughing laughing laughing Шедеврально... Волшебно... Сказочно... fellow Остальное - шелуха, можно было не писать. Воистину, сколько ещё столь оригинальных форм жизни нам явит сетевое пространство... bully
  24. +27
    23 апреля 2022 09:46
    Да клал Кожугетович на все рапорты с прибором. Что ему жизнь солдат ? Ничто. Говорить с экрана надувая щёки и хмуря бровки можно что угодно, но еще моя мама мне всегда говорила не суди людей по словам , суди по делам их. А вот здесь картина вырисовывается аховая... Но собственно почему то я не удивлен. Защиты как не было так и нет, нормальной экипировки у солдат как не было так и нет , так же как нет коллиматоров, тепловизоров и дронов, с беспилотниками особенно ударными так вообще просто полный швах. Зато Ванятка Ургант патриот ... а мордашевская яхта норд стоимостью 300 млн долл уже месяц протирает пирс у морвокзала Владивостока
    1. 0
      26 апреля 2022 00:20
      тепловизоров и дронов,
      только сегодня Вл.Татарский сказал что в каждом украинском отделении есть тепловизор а у нас нет.
      1. 0
        26 апреля 2022 15:43
        А мы на теплаки SMS-ками собираем. А реальность оказалась безжалостна.
  25. +5
    23 апреля 2022 09:47
    В шестидесятые годы прошлого столетия с похожей проблемой столкнулись американцы во Вьетнаме... Проблему они пытались решать по-разному, в т.ч. и оснащением автомобильных подразделений специально разработанными бронекомплектами для военных автомобилей... Эти комплекты были разработаны "по идее", что применяли и наши солдаты в Афгане,навешивая бронежилеты на дверцы кабин автотехники... Такие "автобронежилеты" навешивали на автотехнику силами личного состава автомобильных подразделений. Полный состав бронекомплекта не помню,но старались защитить наиболее уязвимые и обстреливаемые при засадах части автотехники. Причём на автомобиль могли навешивать не весь комплект ,если ,например, грузовик не перевозил груз или "пехоту"... Если мне не изменяет память ,то эту инфу я встречал в журнале "Зарубежное военное обозрение"...
    1. +7
      23 апреля 2022 21:17
      Теперь перенимаем опыт противника. Помните,как в 2014-2015 смеялись над ними. Как они придумывали хоть какую нибудь защиту для гражданских авто. Как буханки обвешивали,из газ-66 делали страшилу. А теперь сами
    2. +2
      26 апреля 2022 15:46
      То есть мы столкнулись с аналогичными проблемами, как американцы 50лет назад? И никакого анализа их боевого опыта, разработки серийных средств защиты? Зато из каждого утюга кричали про "аналоговнет". А выяснилось, что сержанту Ване как всегда из защиты только броник собственный на двери, как в Афгане...
      1. +1
        27 апреля 2022 19:15
        С аналогичными проблемами мы столкнулись 40 лет назад в Афгане ! Но насчёт "анализа" и "разработки "... ну,в общем-то,"по вашему" !
  26. +6
    23 апреля 2022 10:14
    Да дожили.Где эти все МРАП с парадов и выставок ?
    1. +7
      23 апреля 2022 15:09
      Их максимум 200 штук в год закупают - и они то же не панацея на Украине
    2. +4
      23 апреля 2022 15:27
      МРАП в такой войне малополезен. Подрывы на минах не являются не то что основным, даже просто значимым фактором потерь на фоне поражения техники противотанковыми средствами.
      1. -6
        23 апреля 2022 19:49
        Как вариант есть напутствие на будущее создавать навесное доп бронирование из титановых сплавов и алюминиевой брони для техники снабжения но учитывая что у нас этих грузовиков Уралов Камазов более 140000 это будет стоить огромных денег под пол триллиона рублей точно.И для быстрого реагирования такие навесы не годятся так как их ставить отнимет значительное время в случае тревоги и опять же весь этот навесняк нужно где то хранить и чем то ставить нужны дополнительные помещения манипуляторы краны и тд.
      2. -1
        25 апреля 2022 09:22
        Цитата: EvilLion
        МРАП в такой войне малополезен.

        Конечно бесполезен! Лучше обложиться кирпичом и чувствуешь себя защищенным .
        Почему дети пишут на сайте ?

  27. +15
    23 апреля 2022 12:09
    Не просто так Стрелков говорит - "фанерный генерал"
    1. -11
      23 апреля 2022 13:12
      Зато Стрелков настоящий реконструктор!
  28. +7
    23 апреля 2022 13:59
    Выводы для нас здесь будут крайне жесткие. Если по технической части наше отставание невелико… то по организационной – катастрофическое…:

    Увы, но да.
  29. +11
    23 апреля 2022 14:22
    С афгана ездили с брониками на дверцах, от граника или ПТУРа никакая защита не спасет, а от пули хотя бы теоретически. Главная опасность была всегда и везде мины и фугасы, смотрю ничего принципиально не изменилось с 41-го, "масштабы" "помельче", а так, пехота как шла штурмом на пулеметы, так и идет, как зачищали каждый подъезд в 40-е, так те же штурмовые группы и зачищают, как по воле политиков и "эффективных менеджеров" оставляли земли обильно политой и еще не обсохшей кровушкой российского солдата, так и оставляем ради "жеста доброй воли" и т.д. и т.п. Ни одна армия мира не обладает автотранспортом со 100% защитой л/с и даже водителей от всего и вся, это не машины поля боя, для транспорта есть только экономическая эффективность, т.е. при меньшем весе транспортировать больше груза и только.
  30. +14
    23 апреля 2022 14:28
    2-я армия в мире....Ага, аж 10 раз....
    пазаруха..Дрова-этим всё сказано..
    1. -4
      23 апреля 2022 15:13
      Ни у одной армии мира нет всей техники снабжения в бронированном виде - это очень дорогое удовольствие.
    2. -13
      23 апреля 2022 23:58
      Цитата: Hyper_X
      Дрова-этим всё сказано..

      Дрова, юноша, в головах обывателей, ага. wink Если что, Климов - это что-то вроде Андрейки, у которого "мальчишки отняли копеечку". Здесь таки прижился, ибо имеет прикормленную паству определённого пошиба, которой много не нужно - всё зиждется на инстинктах и рефлексах. Вуаля. hi
  31. +7
    23 апреля 2022 14:49
    "Коней берегите! Солдат бабы ещё нарожают".
  32. +9
    23 апреля 2022 14:51
    В данной тупиковой ситуации просматривается только одно конструктивное и перспективное решение – общественная реакция.
    Везде пишу о том, что при нынешних толстолобиках в управлении, наша страна не вывезет! От тупых решений до полного бездействия, а иногда и противодействия принимаемым (редко) правильным решениям. Т. е. мы сегодня пишем, что нужно то-то и то-то, чинуши читают и делают вид, что этого не делали! Их девиз: "нет действия, не может быть наказания, а значит, буду дольше сидеть на "рыбном" месте!"
  33. -10
    23 апреля 2022 15:24
    Автор не думал, как залезать в танк с такой круговой решеткой на башне? А как десантироваться с такого БТР https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/2-5.jpg
    1. +7
      23 апреля 2022 18:39
      Автор хотя бы что-то думает в отличие от тех кому это по должности положено.
      1. -5
        23 апреля 2022 20:20
        Вот как раз этого думания и не видно. А по должности кому положено? Генералам? Генералы получают технику с заводов, которая создана согласно разработанным спецификациям. Если вы наварите на нее пару тонн решеток, то как это отразится на ее эксплуатации? Явно не в лучшую сторону, повышенный износ, нарушение габаритов, ограничение обзора и что еще забыл. В мирное время вам ничего такого сделать просто не позволят. Т. е. вопрос первый, если автора не устраивает данная техника, то значит его не устраивают изначальные спецификации. Их, видимо, глупые люди создавали по его мнению.

        Вопрос номер 2, идея автора в том, что некие очень простые конструкции позволят радикально поднять защиту технике. Ну а военные в силу глупости этого не понимают. Че с них взять, они же только маршировать умеют. Боюсь разочаровать, но различные противокумулятивные экраны известны со времен ВМВ, однако с тех пор ни одна армия в мире не приняла на вооружение в сколь-нибудь заметных количествах технику для которой подобные средства защиты являются штатными, что, скорее всего, свидетельствует о том, что их эффективность сильно завышена.
    2. +3
      23 апреля 2022 19:51
      Тут уже техника другая нужна - вся изначально защищённая бронёй.
  34. +6
    23 апреля 2022 16:30
    , б-ь бюрократические! Надо их самих в танки БТР посадить и в атаку!
  35. +18
    23 апреля 2022 16:31
    hi
    Вот насколько я не люблю Климова и Тимохина (К и Т), когда "не по железу", но здесь - снимаю шляпу! hi
    Молодцы!

    Во-первых, не трусы - не боятся по делу писать письма и сами их подписывать.
    А то в Интернетах дох.. героев, которые готовы пообщаться и повздыхать, а как до дела доходит - у всех пенсия маленькая и гайморит, никто ничего не может.

    Во-вторых, все правильно делают с точки зрения бюрократии. Бюрократия именно так и работает. Есть входящий - дай исходящий. И прореагируй. Если несколько входящих да от разных подписантов - то это "сигнал". Да и Интернет мониторится на предмет настроений.
    А еще "некоторый входящий" можно в и папку положить, чтобы потом к ответственности привлечь.

    ИМХО, "К и Т" надо добавить:
    - что следующие обращения будут в Прокуратуру и военную контрразведку, на предмет признаков "неисполнения обязанностей", "саботажа" и прочих замечательных вещей. Выводы по некоторым персонажам по идущей СВО напрашиваются, так что письма К и Т будут "вмасть".
    - что общественность волнуется, а эта общественность - ядерный электорат и частично - военные, и "оно вот как" так что "лучше бы"...
    Должно сработать!
  36. +14
    23 апреля 2022 17:19
    А что в войсках?
    Можно ещё добавить фото:

    Березовые дрова на военной технике... Ну что сказать... первая мысль - обхезались знатно
    1. +11
      23 апреля 2022 18:47
      И в который раз.
  37. +5
    23 апреля 2022 17:48
    Покажите яхты олигархов, а потом эти березовые дрова. Пока не будет национализации народного достояния так всё и будет продолжаться.
    1. +12
      23 апреля 2022 19:24
      Цитата: Старый Хрен
      Покажите яхты олигархов, а потом эти березовые дрова. Пока не будет национализации народного достояния так всё и будет продолжаться.

      Золотые слова. Прежде чем проводить денацификацию в Украине, нужно провести национализацию в самой России. Достать как говорится березовое бревно из глаза.
      Я когда узнал, что яхта одного из олигархов стоит как потопленный крейсер "Москва", а яхт таких много, а крейсеров почему-то мало, то понял что толку не будет пока не произойдет национализация.
      1. +7
        23 апреля 2022 23:20
        Депацанизацию нужно провести и убрать воров (пацанчиков) из власти. Иначе государственные деньги так и будут оседать в «общаках».
    2. +1
      26 апреля 2022 15:49
      О какой национализации Вы говорите в эру олигархического капитализма?
  38. +4
    23 апреля 2022 17:55

    Вот это поворот. Впрочем всё ожидаемо.
  39. +11
    23 апреля 2022 18:38
    Мдаааа.... Вот и посмеялись над мутантами с их поделками до кровавых слёз.
    1. -1
      24 апреля 2022 17:43
      Ну по крайней мере наши мутанты ещё не такие криповые кои для ВСУ клепали.
  40. +4
    23 апреля 2022 18:46
    Глас вопиющих в пустыне.
  41. +10
    23 апреля 2022 21:13
    Это говорит только ободном--потери техники огромные. Есть фатальные,есть ремонтнопригодные,но все равно. Огромные потери техники. Про личный состав лучше не думать
  42. +9
    23 апреля 2022 21:41
    Даже комментировать не буду . Так как один мат .
  43. +12
    23 апреля 2022 22:55
    Почитал комментарии... По-моему, вопрос о допбронировании кабин армейских грузовиков, в принципе не верен, они, на мой взгляд, уже на заводе должны изготавливаться бронированными с широким применением облегчённых бронесплавов и\или композитной брони. what Как-то так.
  44. +3
    23 апреля 2022 23:03
    Вторая армия мира.
  45. +12
    23 апреля 2022 23:17
    А в ответ тишинаааа. Наверху это никому не интересно, это же деньги нужно тратить, а их как известно не хватает. Дворцы любовниц содержать надо, да и о собственных не забывать.
  46. +6
    24 апреля 2022 00:01
    Из рапорта на имя Министра Обороны РФ (копия – председателю комитета Госдумы по обороне и директору «НИИ Стали» (как головной организации по защите)), поданного через электронную приёмную Минобороны 15 апреля 2022 г.:


    А раньше они чем занимались?
    7 лет воюем в Сирии (официально), постоянные учения (большие и малые) на полигонах. Неужели эти вопросы не отрабатывались?
    Я уж молчу про опыт Афганистана и Чечни.
    И снова здорово, всё с чистого листа, как в первый раз. Никогда такого не было и вот опять...
    1. +5
      24 апреля 2022 17:44
      "Я уж молчу про опыт Афганистана и Чечни". Этот опыт судя по всему напрочь забылся с приходом новых людей в ГШ и МО в целом.
  47. +7
    24 апреля 2022 00:04
    Цитата: APASUS
    Да дожили.Где эти все МРАП с парадов и выставок ?

    Вы еще про Армату с парада 2015 года спросите. Так-то 7 лет уже прошло. А у нас на войне снова Т-72.
  48. +20
    24 апреля 2022 03:50
    Мне кажется что ваши проблемы с защитой, особенно БТР и БМП связаны с абсолютно идиотским требованием чтобы они плавали. Нафига? Неясно. Вермахту в 1939м и 1941м отсутствие плавающих танков не помешало. Советской Армии обилие плавающих танков в 1941м не помогло от слова совсем. Чудес не бывает, либо ваш БТР держит 30мм снаряд в лоб, и выдерживает 9 кг взрывчатки под ходовой частью, либо он плавает, третьего не дано. Именно поэтому у нас отказались от амфибийности и М113, и М2, и Страйкера. Но это лишь часть проблемы. Вторая часть это то что у вас НИКТО НИ ЗА ЧТО НЕ ОТВЕЧАЕТ. От слова вообще. В США на Страйкеры устанавливаются противокумулятивные решётки. От крышебоя они, естественно не защитят, но от РПГ - защищают, за год 115 попаданий по нашим Страйкерам из РПГ и НИ одного пробития. Об этом даже Фофанов писал. Так вот, у вас, естественно эти решётки могут сделать. Но не сделали, и на БТР/БМП не установили. Сколько ваших солдат из за этого погибло - лучше не будем говорить, но факт тот что даже за такой колоссальный косяк НИКТО НЕ ОТВЕТИЛ. Вообще. Не были заданы вопросы "Если решётки есть, почему они не установленны, кто отвечает?". Что приводит нас к третьей и самой главной вашей проблеме. У вас вообще никто ничерта не делает, (или делают для галочки) и никто не зачто не отвечает, а раз никто не отвечает то всем НАЧИХАТЬ. Ведь это не сынки генерала будут гореть в картонной БМП. Ведь это не сыночек министра лишиться ног когда его БТР наедет на мину. А раз так то им ПОФИГ. Повторю лишь то что говорил мой дедушка. Иначе чем плёткой и пряником с вами нельзя. Вы банально не понимаете иначе и пока над вами не будут стоять хмурые лейтенанты с наганами толка у вас НЕ БУДЕТ. Вы что не знали что у украинцев есть ПТУРСы и РПГ? Знали. Почему решётки не наварили. Даже такое простейшее действие у ваших генералов просто мозгов не хватило на него. Потому что ИМ ПОФИГ, и с них НИКТО не спросит. Как не спросили за потерю "Москвы". Я уже писал что когда у нас матросик обидевшись на коммандира спалил нафиг десантный корабль, под раздачу попало 35 офицеров и 5 адмиралов.
    Повторю ещё раз - вашим генералом начихать на потери. Решётки это не ПТУРС - крышебой, решётки сделать намного легче, но даже это сделано не было и картонные БТР и БМП пошли в бой без решёток. Ну что, много им помогла их "плавучесть?" Пока у вас не будет нового Сталина который заставит и генералов и тех персонал понять что они будут отвечать не только своей карьерой но и самой жизнью за каждый косяк - толка у вас не будет. Кто ответил за пролюбленную "Москву"? Никто. Обделавшихся офицеров перевели на другие корабли, чотбы они их так же успешно пролюбливали. Кто ответил за абсолютно бездарно спланированную операцию "Малой кровью на чужой территории, и наши братья поднимут восстание в тылу укронацистов".. где то я этот бред читал раньше, ах да, это была тенденция в 1940м. За бредовый план повлекший за собой кучу потерь НИКТО не ответил. Кто ответил за абсолютно безумное решение - отойти от Сум и других городов и оставить РУССКИХ которые приветствовали Русскую Армию - Освободительницу на расправу кам из СБУ, ВСУ и нацбатов? И вы после этого ожидаете что вас будут радостно встречать и помогать вам? Нет. Все ЗАПОМНИЛИ что вы пришли, и ушли, власть поменялась и бандеромрази вернулись и... перерезали всех кто вашу армию приветствовал. За эту ИЗМЕНУ и ПРЕДАТЕЛЬСТВо тоже никто не ответил - ВСЕМ ПОФИГ. Ну не можете вы без Сталина. От слова совсем нифига не можете.
    1. +9
      24 апреля 2022 07:22
      Плавучесть бронетехники введена в эпоху Холодной войны, когда от войск требовался "бросок к Ла-Маншу" через ядерные пепелища и тысячи разрушенных мостов. И основным фактором поражения (предполагаемым) были ядрён-батоны, а не ПТУРы.

      Ну а насчёт ответственности - это да. Тут нужны либо расстрелы, либо разжалование в рядовые и на фронт, в донецкую/луганскую пехоту - штурмовать украинские бетонные ДОТы с винтовкой Мосина и без нормальных ботинок.
    2. -4
      24 апреля 2022 13:00
      Брехать тоже надо уметь. БМП-3 и БТР-90 способны выдержать обстрел из 30мм пушки.Слово держит-из лексикона диванных аналитиков.По поводу плавучести-требования к плавучести были реализованы в БТ СССР на основе опыта ВОВ и гидрологических особенностей Восточно-Европейского ТВД(большое количество крупных рек протекающих в мередианальном направлении-Волга,Днепр,Днестр,Висла и т.д.).Если бы в СА времен ВОВ было достаточное количество плавающей бронированной техники,то потери в наступательных операциях включающих форсирование крупных рек были бы на порядок меньше.Поэтому воздержись от своих никчемных советов.
      1. +1
        24 апреля 2022 17:46
        Только попадания от РПГ ни БМП 3 ни БТР 90 не держат РПГ 18, РПГ 22 коих у ВСУ горы- пробивает на вылет.
      2. +9
        24 апреля 2022 20:26
        Насчёт БМП-3 согласен. И то с оговоркой. Написано что броня выдерживат БРОНЕБОЙНЫЕ (armor piercing rounds), но ничего не говориться о возможности БМП-3 выдерживать попадания БОПСиков (АPFSDS) https://bulletpicker.com/cartridge_-25mm-apfsds-t_-m919.html.
        А Брэдли стреляет именно такими. Но основная БМП у вас это НЕ БМП-3 а БМП-2. Так что не надо пытаться лапшу на уши вешать. БМП-2 пробивается 25мм пушкой с любого ракурса. БТР-90 обладает такой же бронёй как и Страйкер в самом простом варианте - держит 14.5мм брони. И не надо придираться к моему лексикону, я в России не был с 1991 года, так что звиняйте, чось могу и не знать. Но если ты хочешь быть vocabulary nazi, то это значит что других аргументов у тебя нет. Ещё раз, для диванных экспертов. Даже если учитывать "Бросок к ламаншу", то требование к БМП и БТРам чтобы плавали - идиотизм, это же не морпехи, а мотострелки. Более того, танки то Т-62 и Т-72 плавать не умеют, так что ВМП/БТРы переплывя ту же Вислу без танков будут момнтально унижтожены. Без танков наступления и победы нет. Много, без танков и артиллерии БМП и БТР не на воюют, так что тем более требование было ИДИОТСКОЕ.
        1. Комментарий был удален.
    3. 0
      25 апреля 2022 15:17
      Прав Дмитрий, сто раз прав... Главный вопрос - Что делать ?
    4. 0
      26 апреля 2022 00:31
      За бредовый план повлекший за собой кучу потерь НИКТО не ответил
      ну извините а как Путин за это ответит, перед кем? И тут над Зеленским смеются который ведет себя как брутальный мачо в отличии от ретранслятора Пескова. Ой Медведева надо на царство...
      1. 0
        26 апреля 2022 05:05
        Смею предположить что сам Путин план не создавал. Мне кажется что создавай план он - таких тупостей как бросок На Киев - драп ОТ киева.. там бы не было... А создали Генералы из ГШ и МО, те же самые генералы что получили свои посты за взятку или по знакомству. Почему? А потому что без знакомства, генерал сидит не в ГШ в Москве или Питере, а коммандует дивизией или бригадой где то в раионе Китайской Границы, а то и ещё дальше. И не случайно некоторые генералы ФСБ сидят в подвалах и дают показания. Почему? А потому что деньги которые им были выданы для "работы на хохлостане" (то бишь на печеньки, но уже русские печеньки), испраились чудесным образом в неизвестном направлении. Вот такие вот генералы и аналитики и понаписывали такой "план". За такой план можно сразу всех причастных вешать на виселице, расстрела они не заслужили. Всё чот можно было сделать неправильно они сделали. От крупных косяков и до мелочей. И самое обидное, точно такие же "генералы" сидят в ДНР и ЛНР, о том как слабо подготовлены и оснащены ДНР, и особенно ЛНР - тут говорилось неоднократно.

        Эти предатели и вредители даже не додумались наварить решётки на ваши картонные БТРы и БМП. Такие же решётки благодаря которым наши тоже картонные страйкеры выдерживают попадания РПГ-7. За год 115 попаданий - ноль пробитий. Оснастить ребят из ЛНР не мосинками, а СКСами и старыми немецкими пулемётами - тоже мозгов не хватило, особенно когда отличное немецкое оружие расплавили и отправили в "Храм ВС" - зачем он нужен не ясно, но на эти деньги явно можно было запилить не одно звено истребителей. И явно СКС и МГ42 это лучше чем Мосинка и Максим. Кстати именно ЛРН солдаты попались на фотках вооружённые МОСИНКАМИ. Если свои склады разворовали и СКСов и ДП-27 и РПД нет, то ничего не мешало вооружить ребят немецким оружием но его расплавили "На храм", каким образом в стране где церковь отделена от государства, государство передаёт церкви деньги и материалы для стройки "храма ВС" - неясно.
        1. 0
          26 апреля 2022 08:55
          На виселице? На первом суку или фонарном столбе. Я уже писал и повторюсь, когда там будут дети, внуки, правнуки или на худой конец племянники(цы) депутатов, сенаторов, министров, советников и пресс-секретарей президента, то глядишь и деньги на всё сразу найдутся и не только на храм.
          1. +1
            26 апреля 2022 09:03
            Храм не нужен от слова "совсем" Ибо (читайте первоисточник) "Я был послан только к заблудшим овцам дома Израилева" (Сказание о Хаанской женщине), никакой храм не нужен, ни храм ВС ни какой либо другой. Стране нужны университеты, училища, полликлиники, госпиталя, НИИ, заводы и школы.
            1. +1
              26 апреля 2022 09:24
              Я тоже считаю, что не нужен, если уж отделена, то отделена. А по поводу "стране нужны университеты, училища, поликлиники...", увы, это слова других людей и из другого времени, хоть я их тоже полностью поддерживаю.
        2. 0
          26 апреля 2022 20:50
          . Кстати именно ЛРН солдаты попались на фотках вооружённые МОСИНКАМИ.
          трудно не согласиться в маршрутке (Луганск) слышал разговор, солдат лет за 50 рассказывал попутчику что записали его на должность пулеметчик-гранатометчик и записали в карточку о 7-ми выстрелах из РПГ, при том что не стрелял ни разу. Ну а про нашу луганскую мобилизацию Вы знаете, там мрак
  49. +14
    24 апреля 2022 06:56
    это просто лютый звездец.. Где штатные юмористы, лихо отвешивающие шуточки про украинские самоделки?! Чего это вас не слыхать с победными репликами?.. Боже мой.. В конце концов, эти решетки на стекла и защиты на капоты в любом автосервисе сварить могут, не надо напрягать наш не имеющий аналогов и самый лучший в мире ВПК..- чтоб не обкапался от натуги.. Но неужели нельзя по-человечески к бойцам относиться?!!! Это , в конце концов, не сложная электроника и не индивидуальные средства защиты.. Отгрузите пацанам пару вагонов броников времён афгана хотя б со складов - пусть на двери и капоты развесят... Ну что ж за позорище такое.... А вообще , как мне советовал в одном вопросе грамотный юрист - параллельно с письмами в Минобороны ( на деревню дедушке) - написать нужно было в.. СК России.. они там без всяких дополнительных запросов и волокит сразу дело заводят и начинают расследование.. Глядишь, и найдут , кто там в Минобороны штаны протирает зря..
    1. 0
      26 апреля 2022 08:56
      А нет и не переоценивайте СК имел возможность наблюдать их работу изнутри.
      1. 0
        26 апреля 2022 09:25
        "А нет их" - не допечатал.
  50. +11
    24 апреля 2022 07:35
    очевидно же что там на верху всем глубоко пофиг на простых солдат , особенно тех кто на самом передке. Шлемы и бронники дефицит на передовой . Кстати , если кто любит поглядеть на трупы укровояк , можете обратить внимание на то что у большинства из них нет обуви . И совсем не потому что им ее не выдавали ..
    1. +6
      24 апреля 2022 08:09
      Ну за буржуйской обувью военной ещё в Афгане охотились.. "Что с бою взято -то свято"... - нормальный девиз для бойца на передовой.. а тыловые крысы во все времена без навара не остаются..
      1. +13
        24 апреля 2022 09:29
        вот и получается что на Параде на 9 мая все красиво у нас , а на войну когда бойцы идут , у нас и обувь плохая , и Ратника нет а есть какие то бронники чуть ли не из советских времен , дерьмовая радиосвязь , нифига не работающие системы РЭБ ( ни разу не слышал что б хоть один беспилотник приземлили этой системой ) да и беспилотников нет . А у противника получается что все из того что я перечислил есть и все лучшего качества . И в конце концов мы видим что начавшаяся , со слов Лаврова , 2 стадия , на третий четвертый день забуксовала . А по всем правилам войны , как раз к этому времени оборона противника должна бы уже начинать деградировать , хотя бы на отдельных участках. И никто не отвечает за это . Даже не нашли до сих пор того кто срочников послал на фронт. Хотя что там искать- надо просто прочитать приказ .
        1. +8
          24 апреля 2022 11:17
          Ну а что Вы хотели? Показуха — наше всё.
          Мы и Украину, и Польшу, и всё НАТО одной левой!
          А в итоге что? Украинцы навешали нашим люлей, пролюбили всё, что только могли, экономика рухнула в тартарары. А это мы еще и с НАТО не воевали.
        2. -1
          24 апреля 2022 17:57
          Ратник для таких боевых действий в плотной и частичной застройке не подходит тут другая экипировка нужна по типу инженерно штурмовой ОВР 3Ш
          и штатное наличие у каждого из бойцов гранатомётов РШГ 1 РШГ 2 и РМГ.
          1. +5
            24 апреля 2022 18:28
            да хоть бы просто хорошие бронники дали и шлемы качественные , коптеров что б хоть сколь с верху оперативно оценивать ситуацию на каждую группу . Все эти три моменты спасли бы много жизней наших бойцов . Если смотреть видосики даже постановочные то даже в среде ВС РФ проскакивают моменты с херовой экипировкой , я не говорю про бойцов ДНР и ЛНР .. Это просто преступления - экономить на жизнях людей .
            1. +3
              25 апреля 2022 01:26
              Цитата: AwaZ
              да хоть бы просто хорошие бронники дали и шлемы качественные , коптеров что б хоть сколь с верху оперативно оценивать ситуацию на каждую группу . Все эти три моменты спасли бы много жизней наших бойцов . Если смотреть видосики даже постановочные то даже в среде ВС РФ проскакивают моменты с херовой экипировкой , я не говорю про бойцов ДНР и ЛНР .. Это просто преступления - экономить на жизнях людей .


              Служба в армии научила тому, что солдат всего лишь расходник для офицера и способ выполнить приказ вышестоящего командования в ключе "не**ёт"...
              Как пример: зима - уборка снега, а на всю часть всего лишь одна(!!!) лопата....
              Думаете отцам-командирам приходила когда-то мысль увеличить количество лопат??? Есть же солдаты и приказ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫПОЛНЕН , а остальное отцов-командиров "НЕ**ЁТ".... soldier
          2. 0
            25 апреля 2022 20:31
            Цитата: Вадим237
            Ратник для таких боевых действий в плотной и частичной застройке не подходит

            Ратник модульный жилет, так же есть и напашник, боковыя и плечевые накладки.
            И при всем моем скептицизме по отношению к ответственным ноу-хау, он входит в пятерку лучших броников мира. И рейтинг составлен не нашими блогерами.
  51. +1
    24 апреля 2022 12:47
    Что бы проблема с защитой автотранспорта была решена,необходимо отстранить от ее решения таких признанных "инноваторов" как Чемезов и Дерипаска. Законодательно запретить КАМАЗ и ГАЗ поставлять технику в армию.Что бы эти господа не делали для армии,получаются автомобили напичканные импортными узлами и агрегатами.Они не в состоянии разработать кабину с возможностью установки дополнительной защиты.Необходимо создать в составе МО РФ казенное предприятие по разработке спецавтотранспорта,дополнительно к БАЗ.Использование иностранных комплектующих в спецавтотраспорте быть не должно,как и иностранных акционеров.
    1. +1
      24 апреля 2022 18:02
      У военных Камазов ничего импортного нет - Вы их с гражданскими не путайте там производством разные подразделения занимаются и Камаз производит Тайфуны К - проблема в том что их МО мало закупает.
      1. +1
        26 апреля 2022 16:04
        Коробка ZF. Неужто тоже наша?
  52. +1
    24 апреля 2022 18:43
    Нда...в данной ситуации даже отборный мат не поможет. Только решительные действия по законам военного времени с отправлением, как минимум, виновных в зону реальных боевых действий. И не командовать, а исполнять приказы на демонстрируемой технике...
  53. +5
    25 апреля 2022 01:13
    Я по ТВ видел и Уралы и КАМАЗы с бронированным кабинами - где ж они???
    И да, служил срочку 30 лет назад - машины те же.... what
  54. +1
    25 апреля 2022 01:16
    Цитата: Вадим237
    Ратник для таких боевых действий в плотной и частичной застройке не подходит тут другая экипировка нужна по типу инженерно штурмовой ОВР 3Ш
    и штатное наличие у каждого из бойцов гранатомётов РШГ 1 РШГ 2 и РМГ.


    А для каких боев создавался "Ратник"??? С Иронменом или Человекомпауком??? laughing
  55. -4
    25 апреля 2022 09:43
    Бревна - Что бы лучше горело
    1. 0
      25 апреля 2022 11:10
      Если мешок заполнить обрезками резиновых покрышек размером порядка 5х5х1см , то такая резиновая набивка будет рассеивать энергию. пуль и мелких осколков примерно на уровне обычного мешка с песком возможно даже лучше. и самое главное такой "резиновый" мешок будет раза в два легче. и ими можно как то защитить кабину автомобиля, (правда резина горит), если заполнять смесью обрезков резины и стальных каленых шайб ,( возможно коротких обрезков троса -требует проверки) то пробить такую импровизированную бронь будет еще сложнее, главное что бы сохранялась подвижность "смеси".
      1. 0
        26 апреля 2022 16:05
        Зато горит хорошо. Материал должен быть негорючим, а не то гэ, что вы предлагаете!
  56. +2
    25 апреля 2022 16:36
    Где:
    1. Уралы с бронекабиной?
    2. БМП2М с БМ с 4мя корнетами?
    3. Где Тигры с Корнет-Д?
    4. Где Т90М?
  57. Комментарий был удален.
  58. +2
    26 апреля 2022 08:50
    Цитата: Zaurbek
    Где:
    1. Уралы с бронекабиной?
    2. БМП2М с БМ с 4мя корнетами?
    3. Где Тигры с Корнет-Д?
    4. Где Т90М?

    На Параде.... laughing
  59. 0
    26 апреля 2022 08:52
    Цитата: unhappy
    Сирийский опыт (как и афганский и чеченский) ничему не научил((
    Парни за рулём машин МТО и каменные жопы в кабинетах живут на разных планетах!

    Чинари пользуют авто последних моделей, вещи из новых коллекций, а солдату сойдет фуфло времен СССР.... good
    1. 0
      26 апреля 2022 16:07
      Спецназ Кадырова, как раз одет по последней армейской "моде". Выглядят как страйкболисты у которых бабла немеряно.
  60. +1
    26 апреля 2022 17:07
    Пять лет назад показывал технические решения по данной проблеме одному вышестоящему чиновнику. Всё хорошо, но будут указания сверху будем работать. Нет, не будем. Из бывших учёных. Неплохой кстати был учёный. И воспринимал всё по другому. Но, видно должность всё выбила из головы. А насчёт статьи всё правильно, чистка нужна. Чиновники должны знать,что бюрократизм, равнодушие и казнокрадство в мирное время в военное время превращаются в пособничество, вредительство и предательство.
  61. +1
    26 апреля 2022 19:34
    Позор, конечно. Я всегда говорил, что военная техника, даже транспортная, должна быть бронирована.
  62. 0
    26 апреля 2022 20:32
    Цитата: MauZerR
    Спецназ Кадырова, как раз одет по последней армейской "моде". Выглядят как страйкболисты у которых бабла немеряно.

    Точно, а остальные как бомжи из сборных комплектов, даже у украинцев прикид цивильнее выглядит.... negative
  63. -1
    27 апреля 2022 00:34
    МДА, комментаторы тут собрались…. Действительно паства
  64. 0
    27 апреля 2022 17:55
    и то, что проблема была услышана «наверху» при её «неофициальном обсуждении»........ Наверху это так далеко, что не видно?... Бог ближе и только он поможет,
  65. +1
    27 апреля 2022 20:57
    Можно взять для примера американскую версию Камаза, а именно - Oshkosh FMTV M1083
    Броня кабины (в том числе и стекла) держат 7.62х51.
    И это не штучная машина, а массовая! И катается она (A1P2) там, где есть риски попасть под стрелковый огонь. Как сейчас катаются наши Уралы и Камазы по Украине. Без брони...

    Oshkosh FMTV M1083 - модульная машина и дешевая (по американским меркам).

    Вот она разница в опыте. США воюют по всему миру, а отсюда и опыт, который они реализовывают в повышенной защищенности транспорта.

    Oshkosh FMTV M1083 A1P2
    1. 0
      27 апреля 2022 23:19
      тут не опыт, тут отсутствие пофигизма. Все советские офицеры прошли афганистаyн чечню, но только заняли генеральские посты - как память отшибло. И технику заказывают соответствующую....совок, махровый совок
      1. 0
        28 апреля 2022 00:11
        тут не опыт, тут отсутствие пофигизма. Все советские офицеры прошли афганистаyн чечню, но только заняли генеральские посты - как память отшибло. И технику заказывают соответствующую....совок, махровый совок

        Забыли, потому что не воевали.
        А воюй как американцы, то не засиделись бы на своих местах, погнали бы.
        Опять же, рассчитывали на легкую прогулку с локальным сопротивлением, по причине того, что не воевали давно.
        Об этом прямо говорит количество солдат на Украине. Их слишком мало для тех целей, которые поставил Путин.
        Вот если бы у нас до этого была бы война по типу той, что сейчас, то и солдат бы больше выделили бы и стратегию другую выбрали бы.
        Так что тут именно отсутствия опыта порешало.
  66. 0
    30 апреля 2022 00:36
    дорогие товарищи, не бейте по верхушкам, зрите в корень.
    немного истории. вспомните старые фото с афганской и чеченской войн. кабины автотехники, увешанные бронежилетами....сейчас берёзовыми баланами. проблема старая... и нерешаемая.
    причина: порочная практика управления страной. любое решение задачи только после грозной отдачи приказа "под козырёк" с самого "верха". и пока вся исполнительская лестница отдаст нижней ступеньке этот приказ....а кто-то из приказывающих забудет одеть "грозный козырёк", проблема сиротливо ожидает долгое время своего решения...а то о ней и вовсе забудут...до следующего раза.
    пришлось работать технарём в совместном российско-американском предприятии некоторое время. дико удивило(!!!!!!) мгновенное решение технических проблем. только стоит озвучить трудную ситуацию - в ответ знаменитое американское "ноу проблем". всё решалось на среднем уровне с привлечением мозгового штурма тех.спецов.
    для нашей ситуации с военными автострадальцами.....навскидку. - срочный мелкий заказ тонкого противопульного броневого листа с небольшими габаритными размерами (для удобного монтирования вручную). доукомплектовать (только на время боевых действий!!!) фронтовые рембаты настоящими спецами самозанятыми технарями - самоделкинами....конечно, только на добровольной основе и за большую(!!!) оплату. сейчас работающие пацаны в рембате годны лишь на агрегатный ремонт(да у них и времени нет умничать). граждансие техзубры, поварившиеся в собственном соку мелкого бизнеса, легко осилят проблему броневого наряда автотехники. призывать в армию технарей не нужно - достаточно договора подряда...со страховкой...на всякий случай.
    а президенту можно лишь пожелать больше доверять людям и подбирать кадры не по принципу дичной преданности, а по профессиональным качествам!
  67. Комментарий был удален.
  68. 0
    8 июля 2022 16:13
    мне вот интересно одно: а господа начальники в курсе, что их подчинённые устроили тормозуху с рапортом? да и вообще чудны дела творятся в МО!