Семейство машин на единой базовой унифицированной боевой платформе

В последние годы произошли коренные изменения теоретических и практических взглядов на обеспечение национальной безопасности, изменились и приоритеты военно-технической политики, задачи ОПК. Указ президента РФ от 5.02.10 г. №146 (О военной доктрине РФ п46 «к») определяет задачу ОПК — «разработка и производство перспективных систем и образцов вооружения и военной и специальной техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения».

Семейство машин на единой базовой унифицированной боевой платформе


Сегодня, к счастью, пришло понимание необходимости наличия танков в Вооруженных Силах. Дискуссии сместились в сферу вопросов их модернизации, количества и качества, новых боевых свойств и требований. Еще совсем недавно танки создавались с учетом военной доктрины, ориентированной на готовность к широкомасштабной войне с использованием ядерного оружия. Их тактико-технические характеристики включали следующие требования:
- стойкость к ударной волне ядерного взрыва;

- обеспечение высокой защищенности экипажа при действиях на зараженной местности;
- проведение стремительных фронтальных (или фланговых) атак за счет мощного танкового «кулака»;
- возможность огнем сходу из пушек и пулеметов подавлять любою оборону противника.

Советские танки Т-64, Т-72 и Т-80 полностью отвечали этим требованиям. Не зря Т-80 называли «танком Ла-Манша» за высокую подвижность.

Современные Т-80У и Т-90А, как и прежде, сохраняют ряд преимуществ над зарубежными танками. Во-первых, это возможность вести огонь управляемыми ракетами с большой дальностью поражения, находящимися в боеукладке автомата заряжания танков. Во-вторых, применение автоматизированного заряжания пушки позволило уменьшить экипаж танка до трех человек и одновременно обеспечить повышенную скорострельность пушки. Наконец, нельзя сбросить со счетов традиционно меньшие габариты и массу наших танков, что дополнительно обеспечивает и меньшую вероятность их обнаружения и поражения, и большую подвижность.

Стоит отметить, что на отечественных танках управляемые ракеты и автоматизированный механизм заряжания пушки были применены впервые в мировой практике. Мы стали пионерами и в поиске путей улучшенной защиты экипажа: были отработаны и поставлены на производство комбинированное бронирование, комплексы активной защиты (КАЗ) и оптико-электронного подавления (КОЭП). Решены сложные задачи по снижению радиолокационной заметности танков: разработанные для Т-80 противорадиолокационные покрытия являются полимерными композиционными материалами интерференционного типа. Принцип действия таких покрытий основан на взаимном гашении электромагнитных волн, отраженных от внешней и внутренней поверхности покрытий, что обеспечивает снижение дальности обнаружения почти в 5 раз.

Не будем забывать, что в нашей стране также впервые в мире поставили на производство танк с газотурбинным двигателем и внедрили вспомогательную газотурбинную силовую установку.

В то же время нельзя не признать, что наметилось отставание отечественного танкового парка от танковых парков некоторых зарубежных государств не только по военно-техническому уровню (по мнению некоторых специалистов, в 1,9 раза), но и по количественным показателям (например, в наших Вооруженных Силах только 5% современных танков типа Т-80У и Т-90А, в странах НАТО подобных машин — 40%).

К тому же, характер боевых действий в последние десятилетия существенно изменился. Афганистан и Чечня, Южная Осетия и другие военные конфликты последнего времени показали, что к танкам предъявляются иные требования. Наблюдаются новые тенденции в развитии, связанные, прежде всего, с адаптацией конструкции бронетанковой техники к действиям в населенных пунктах и городах, в лесных и горных массивах, где о массовом применении танков речь не идет. Приоритетными становятся требования к защите (защищенности), особенно при обстреле с крайне близкого расстояния и сверху, улучшенной обзорности и «зрению» (в том числе ночью), информированности экипажа в боевой обстановке и возможности автономных действий, к подвижности и транспортабельности и даже комфорту.

Выделяя приоритетную потребность в усилении защиты, нельзя не признавать необходимость сбалансированности требований к танку. Мощное вооружение, в том числе основанное на новых физических принципах, несомненно, займет свое достойное место, так же, как и адаптированная к ним существенно улучшенная система управления огнем (СУО). Для такой системы нужна и обширная информация о боевой обстановке. Естественно, ее обработка и анализ могут быть произведены вычислительной техникой с высокой автоматизацией, так как информация поступает по многочисленным каналам в режиме текущего времени.

Необходимы (и это не дань моде) новации «сетецентричности», остро требуется улучшить взаимодействие бронемашин с другими участниками боевых операций: авиацией, стрелковыми подразделениями и другими реалиями тактического звена (вплоть до беспилотных летательных аппаратов). Оснащение бронетанковой техникой информационно-управляемыми системами (типа ИУС, БИУС) должно повысить в разы эффективность боевой работы. Нет сомнений, что новые требования в ТТХ должны быть другого порядка. Экспертный прогноз может обозначить и вероятные цифры. Так, дальность стрельбы управляемыми ракетами и бронебойными снарядами может повыситься вдвое при скорострельности не менее 15—18 выстр./мин.

При массе танка менее 50 т его броневая защита будет увеличиваться (наряду со средствами активной защиты), а применение новых материалов поднимет ее эквивалентную толщину в 1,5 раза.

Учитывая высокую удельную мощность (благодаря применению двигателей повышенной мощности — 1800—2000 л.с. и более) станет возможна максимальная скорость не менее 90 км/ч с запасом хода 600 км и более. Такая высокая энерговооруженность танка - основа оружия нового поколения, а его совершенствование (при одновременном форсировании мощности) даст ощутимый эффект по топливной экономичности.

В этой связи стоит еще раз вернуться к танковому ГТД. Возможно, не всем читателям известно, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.96 г. №227-15 планировалась разработка перспективного танкового ГТД мощностью 1800—2000 л.с. с удельным расходом топлива 170—206 г/л.с.ч. Для сравнения: у дизеля В-84танка Т-72 эта величина составляет 182—191,1 г/л.с.ч. (по ТУ - 182+5%), у ГТД танка Т-80 - 220 г/л.с.ч.

Перспективный ГТД массой 1200 кг должен был размещаться в моторно-трансмиссионном отделении объемом 3,8 м3. Предусматривалось выполнить его компоновку по двухвальной схеме, включающей двухступенчатый компрессор и такую же турбину высокого давления. Камеру сгорания планировалось выполнить выносной. Предполагалось наличие регенератора. Такой двигатель должен был стать элементом комплексной силовой установки в виде единого агрегата, где кроме ГТД размещались все системы двигателя (воздухоочистки, охлаждения, сжатого воздуха), а также электромеханическая трансмиссия и электроэнергетическая система для новых систем вооружения.

Не вдаваясь в подробности подобных исследований за рубежом, приведу только сравнительные характеристики удельного расхода топлива двигателей одинаковой мощности (1500 л.с), в том числе перспективного ГТД, построенного, по данным в открытой печати, в США. Утверждается, что удельный расход двигателя LV-100-5 составляет 210 г/кВтч, или 154 г/л.с.ч. Впечатляет!

Об этих и многих других аспектах говорил начальник ГАБТУ Министерства обороны Александр Шевченко, отвечая на вопросы корреспондента радиостанции «Эхо Москвы». В частности, оценивая достаточное и необходимое количество БТВ, он указал, что в Вооруженных Силах утверждена программа качественной оптимизации. Разработаны планы по утилизации, модернизации и ремонту, которые доведены до промышленности и обеспечены финансированием. Касаясь взаимодействия с зарубежными партнерами, Шевченко подчеркнул, что время диктует необходимость более тесного сотрудничества и даже возможность покупать то, что для нас «критично» и не противоречит национальным интересам.

Сравнительные характеристики удельного расхода топлива современных и перспективных двигателей


Что касается собственных перспективных разработок, то они, по мнению специалистов ГАБТУ, должны строиться на основе унифицированных боевых платформ и на конкурентной основе. Более того, провозглашается идеология «открытого борта» (или «открытой архитектуры»), когда главный конструктор БТВ выбирает на альтернативной основе системы и агрегаты у своих оппонентов. И все же конечным, оценочным, является критерий эффективности «качество-стоимость». Этот подход применим к продукции БТВ и при ее модернизации.

Близки концепции перспектив сухопутных войск США. Так, основой БТВ должно стать семейство новых бронированных машин, разработанных в рамках программы FCS на единой боевой платформе, состоящей из танков, БМП, САУ, роботизированных и ряда других машин. Боевые бронированные машины будут оснащаться дополнительным модульным бронированием с активной защитой. В основу боевой эффективности закладывается принцип: первым увидеть, первым принять решение, начать действовать и решительно добиваться победы. Для реализации этих принципов выработаны и соответствующие требования: быстрое реагирование («responsive») и высокая маневренность («agile») и др.

Силовой блок перспективной ГТСУ и конструктивная схема перспективного ГТД


Подобные принципы исповедуем и мы. Теперь, когда создана единая корпорация ОАО «НПК «Уралвагонзавод», появилась реальная возможность широко развернуть перспективные направления в танкостроении, четко сформулировать требования по модернизации БТВТ. Это хорошо для дела, когда есть надежные партнеры и строгие оппоненты. Пора не искать виновных, а сосредоточить общие усилия и военных, и ВПК, на создании действительно новых образцов, опережающих по своим техническим решениям конкурентов.

В этой связи процитирую авторитетного профессионала в отечественном танкостроении С. Маева: «Главком сухопутных войск должен наладить связь с военной промышленностью, а не делать непродуманные заявления». Более того, отвечая на высказывания некоторых военных о бесперспективности танка Т-95, председатель РОСТО/ДОСААФ, а в недалеком прошлом — глава ГАБТУ и Рособоронзаказа Сергей Маев сказал: «Вот если бы этот танк Т-95 мы поставили рядом с «Леопардом Будущего», то вся Европа бы ахнула, увидев, какие решения используются в этом танке... Я уверяю, что то, что заложено у нас в Т-95, появится у немцев и американцев только через десять лет» («Накануне.ru», 21.03.2011).

Автору уже приходилось писать о разработке в ОАО «Спецмаш» перспективного танка предельных параметров (ТПП)*, созданного на основе исследовательского и экспериментального задела КБ, где в качестве базы использовалось унифицированное шасси «Объект 299» с семикатковой ходовой частью и передним расположением МТО. В дальнейшем в качестве силовой установки может быть применен газотурбинный двигатель мощностью 1400—1500 л .с. (с возможным форсированием до 1800—2000 л.с). Одновременно, учитывая возможности блочно-модульной конструкции ТПП, в ОАО «Спецмаш» было разработано целое унифицированное семейство, позволяющее при минимальных финансовых затратах и в сжатые сроки получить широкую гамму перспективных гусеничных боевых и вспомогательных машин.

«Объект 299»


В данное семейство вошли образцы военного и гражданского назначения с различным уровнем защиты: например, для машин «переднего края», находящихся в непосредственном соприкосновении с противником, или для машин, не участвующих в боевых операциях, но способных успешно работать при природных стихийных бедствиях, промышленных авариях и катастрофах, в условиях радиационного и химического заражения.

Продольный разрез танка предельных параметров (ТПП)


Вариант ТПП с управляемым ракетным оружием вертикального старта


МТО унифицированного шасси


Компоновка тяжелой боевой машины пехоты


Принятая гибкая модульная компоновка семейства позволяет без особых проблем преобразовать военные машины в гражданские, за-действуя объемы бронезащитных элементов с противорадиационными полостями. Это еще один пример компоновочной унификации.

При использовании единого шасси как унифицированной платформы открываются новые возможности применить единые комплекс управления, систему дистанционных команди противопожарного оборудования, а также систему жизнеобеспечения.

Перечислим основные машины из анонсированного семейства.

Начнем с машины, наиболее близкой по компоновочным решениям ТПП, — танка с управляемым вооружением вертикального старта. Основные отличия в этом варианте касаются боевого отделения, в котором размещаются 30 контейнеров с ракетами различного назначения для оказания непосредственной боевой поддержки. Они изолированы от другого оборудования специальными экранами. Сверху боекомплект надежно закрыт бронированными крышками и элементами динамической защиты. В боевой обстановке осуществляется подъем крышек, после пуска ракет они закрываются. Дневно-ночные телевизионные прицелы имеют независимый курсовой обзор, так как установлены во фронтальной минибашне со вспомогательным вооружением.

Другим примером может служить машина, предназначенная для ведения боевых действий как в едином боевом порядке с танками, как и при ведении продолжительных автономных боевых операций— тяжелая боевая машина пехоты. Здесь, помимо пушки калибра 30 мм, установлены 12,7-мм пулемет «Корд» и 30-мм гранатомет АГС-17.

В машине вместимостью 11 человек предусмотрено размещение, кроме боеприпасов, запасов воды и продуктов питания, средств маскировки, палатки и даже средств минирования. Масса тяжелой БМП — до 50 т, запас хода — 500 км, максимальная скорость — 71,5 км/ч.

Используя накопленный опыт, на унифицированной боевой платформе с нарастающим темпом удалось продолжить работы по развитию семейства. Так, была выполнена разработка комплекса машин для инженерного обеспечения и сопровождения (тема «Комплект»). Проектирование велось по заказу УНИВ МО РФ (с долевым участием МЧС РФ) в соответствии с постановлением правительства от 11.03.1991 г. №90-24. К сожалению, в 1996-1997 гг. из-за отсутствия финансирования эти работы были прекращены.

В состав комплекса входили машина разграждения и машина управления и разведки.

Машина управления и разведки выполняет задачи по инженерной разведке местности, дорог и различных объектов, степени их разрушения, зараженности радиоактивными и химическими веществами, а также дистанционного управления машиной разграждения.

Краткие ТТХ машины управления и разведки
Масса т до 50
Экипаж чел 3
Дальность дистанционного управления км 2
Ослабление гамма-излучения, крат. 200
Автономность работы сутки 25
в том числе в режиме полной изоляции ч 10
Скорость, км/ч: -максимальная ... 60
- рабочая 0-14
Двигатель ГТД-1250Г
Вспомогательный энергоагрегат..... ГТА-24

Машина управления и разведки оснащена комплексом технического зрения и дистанционного управления, приборами радиационной и химической разведки, оборудована бульдозерным отвалом, манипулятором, лебедкой, устройством обозначения опасных зон, способна выполнять газоэлектросварочные работы.

Вторая машина комплекса — машина разграждения, дистанционно-управляемая. Предназначена для расчистки местности, разборки завалов, разрушенных строительных конструкций, сбора и погрузки зараженного грунта и предметов. Для этих целей она оборудована бульдозером с регулируемым отвалом и сменным двухчелюстным рабочим органом, манипулятором с универсальным захватом и комплектом сменного оборудования (гидромолот, взрывогенератор).

Краткие ТТХ машины разграждения
Масса т до 50
Экипаж:
- при непосредственном управлении, чел. 2
- при дистанционном управлении безэкипажная
Дальность дистанционного управления, км 2
Ослабление гамма-излучения, крат 200
Автономность работы сутки 25
в т.ч. в режиме полной изоляции, ч 10
Скорость, км/ч: -максимальная 60
-рабочая 0-14
Двигатель ГТД-1250Г
Вспомогательный энергоагрегат ГТА-24

Машина управления и разведки


Продольный разрез машины управления и разведки


Рабочие места экипажа машины управления и разведки


Дистанционно управляемая машина разграждения


Продольный разрез дистанционно-управляемой машины разграждения


Унифицированное шасси комплекса машин специального назначения


Одновременно с перечисленными машинами велись работы по расширению семейства на едином унифицированном шасси в экипажно-безэкипажном исполнении. Такой комплект машин и технических средств для инженерного обеспечения предназначался как для обычных условий аварийно-спасательных работ при техногенных катаклизмах, так и для действий при крупномасштабных авариях на ядерно- и химически опасных предприятиях, при землетрясениях и терактах.

На унифицированном шасси в специальном объеме для различного оборудования предполагалось размещать сменные модули водяного и пенного, импульсного и порошкового пожаротушения, дегазации и дезактивации, а также модули с топливозаправочным оборудованием и для перевозки зараженных грузов.

Полученный опыт, большой научно-технический задел последних лет в области танкостроения, а также разработки объектов двойного назначения, самоходных артиллерийских систем большой мощности и другой специальной техники позволил сформировать технический облик целого семейства перспективных машин, к разработке которого можно приступить в ближайшей перспективе и при минимальных финансовых затратах.

Автор: А. С. Ефремов, ветеран ОАО «Спецмаш»


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Kars 3 октября 2012 10:05
    Картинки хорошо смотрятса,жаль что я их уже пару лет как их вижу.
    Ну как говоритса подождем 2013--посмотрим в железе.
    1. Joker 3 октября 2012 13:05
      До 2015 года wink
      Минобороны заявило о задержке выпуска новейшего образца бронетехники
      Сухопутные войска РФ получат новейшие образцы бронетанковой техники на базе платформ «Армата», «Тайфун» и «Бумеранг» только после 2015 года. Об этом заявил главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Владимир Чиркин. Ранее планировалось, что поступление в войска новейших «бронированных коней» начнется уже с начала 2015 года. Эксперты объясняют задержку сохраняющимися проблемами, обусловленными технологической отсталостью «оборонки», отсутствием прозрачности закупок и коррупцией.

      Принципиально новые семейства унифицированных образцов бронетанковой техники создаются в рамках реализации государственной программы вооружения до 2020 года. Заявлению о переносе сроков предшествовала яростная борьба между Генштабом, объявившим пятилетний мораторий на закупку отечественной бронетехники, и вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Военные отказывались как минимум в ближайшие пять лет закупать продукцию российских танковых заводов по той причине, что она устарела и не отвечает современным требованиям. Рогозин обвинял военных в «непатриотизме». В итоге стороны пришли к компромиссу – вместо закупки устаревших, по мнению военных, танков Т-90 и БТР-90 на «Уралвагонзаводе» летом был размещен заказ на модернизацию разработанных еще в советское время танков Т-72 на сумму 6 млрд. рублей. Однако это не внесло ясность в судьбу перспективного боевого танка, создающегося на базе семейства бронетехники «Армата».

      Разработка нового «чудо-оружия» началась всего два года назад, после того, как армейцы забраковали так называемое «изделие 195» разработки Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, в которое уже были вложены немалые средства. Основной причиной названа высокая цена «супертанка», перевалившая за 400 млн. рублей. При этом именно дороговизна и низкое качество изделий отечественной «оборонки» называются военными главными причинами регулярного срыва сроков подписания контрактов с оборонной промышленностью. В этом году также ожидается сдвижение сроков исполнения оборонного заказа. Пока что полностью законтрактованы лишь морские вооружения, системы залпового огня, авиатехника. С бронетехникой продолжает сохраняться неясность.
      1. leon-iv 3 октября 2012 13:27
        после 15 года серия в 13 первые образцы.
  2. novik225 3 октября 2012 10:37
    мдя.... и это всё в начале 90-тых!!!
    Только есть пара вопросов к компоновке:
    - Размещённый спереди МТО вкупе с лобовой бронёй не слишком нагрузят передние катки?
    - экипаж из двух человек справится с задачами? На картинках новой платформы вроде рисовали 3-х членов экипажа размещённых в ряд.
    novik225
  3. Skiff 3 октября 2012 10:47
    Вариант ТПП с управляемым ракетным оружием вертикального старта, классная машинка получилась бы.
    Skiff
    1. novik225 3 октября 2012 10:55
      а что конретно туда напихать? Пртивотанковые? Зенитные? Что?
      novik225
  4. bask 3 октября 2012 12:46
    Такая бронетехникеа просто неоходима . И сейчас , чем больше тем лучше.Только бригады укомплектовывать ,не по штучно ,а целиком.Со всей вспомогательной техникой. БРЭМы и тд..
    bask
  5. Kpox 3 октября 2012 13:07
    Модульность даёт унификацию инструментов/запчастей при обслуживании и большую пригодность к модернизации. Главное в платформу заложить "припуски" для будущих модернизаций :).
  6. karmin 3 октября 2012 19:23
    Цитата: novik225
    Семейство машин на единой базовой унифицированной боевой платформе
    Компоновка тяжелой боевой машины пехоты

    Курсовой пулемет на тяжелой БМП для XXI века смотрится дико
    karmin
  7. flanker7 3 октября 2012 20:56
    Учитывая высокую удельную мощность (благодаря применению двигателей повышенной мощности — 1800—2000 л.с. и более) станет возможна максимальная скорость не менее 90 км/ч с

    Цель побить рекорд скорости? С двигателем 1100л/с на Т80 мы разгонялись до 80-90 км/ч, но только на прямой, какое либо маневрирование было вообще невозможно (просто страшно)...
    1. avdkrd 4 октября 2012 15:37
      не то, что бы страшно - очень страшно, но мы попробовали и....разулись. А вообще слышал, что в учебках есть (может быть была) версия без башни, с прозрачной кабиной, для обучения и вот эту облегченку обучатели вместе с обучаемыми разгоняли до 120.
      1. flanker7 4 октября 2012 22:31
        Рисковые вы парни ! Я то-же слышал при такую машинку, говорили, что для подготовки м-в используют....
  8. mind1954 3 октября 2012 22:27
    Не смотря ни на что, за статью большое спасибо !!!
    mind1954
  9. SarS 4 октября 2012 06:00
    Под разговоры об экономии и унификации происходит полнейший развод государственного масштаба!
    Делать на базе пятидесятитонного боевого танка БМП, БРЭМ, БРМ то же самое, что на базе авианосца изготавливать прогулочную шлюпку.
    Стоимость изготовления и стоимость эксплуатации новой техники будет просто в разы больше, чем если бы сделали нормальный ОБТ и универсальную платформу (другую) для остальных военных нужд!
    Миллиарды рублей пойдут не на оборону, а карманы олигархов и политиков.
    1. vorobey 4 октября 2012 10:05
      Цитата: SarS
      Под разговоры об экономии и унификации происходит полнейший развод государственного масштаба!
      Делать на базе пятидесятитонного боевого танка БМП, БРЭМ, БРМ то же самое, что на базе авианосца изготавливать прогулочную шлюпку.
      1. vorobey 4 октября 2012 10:06
        Все уже придумано, и доказало эффективность.
        1. vorobey 4 октября 2012 10:16
          Заметьте шасси одно. так что ничего глупого не вижу. кстати есть и колесные варианты для легкой техники. А вот БРМ на тяжелой платформе не будет - это действительно не рационально.
          1. borisst64 4 октября 2012 12:34
            Как правило для таких спецмашин используют шасси устаревших танков, в наличии много, и для такой техники требования всё же пониже, чем для танка на передней линии.
            borisst64
            1. vorobey 5 октября 2012 10:59
              Цитата: borisst64
              используют шасси устаревших танков, в наличии много, и для такой техники требования всё же пониже, чем для танка на передней линии.


              совершенно верно. и правильно что Т90 сейчас не идет в войска. Уже писал по этому поводу свои мысли.
        2. SarS 4 октября 2012 14:58
          Уважаемый Vorobey, ИМР, БРЭМ на базе наших уже существующих танков нормально себя зарекомендовали. Для чего делать новые машины ,значительно более дорогие, более тяжелые и мощные? Есть ли в этом необходимость?
          Вы для себя так бы поступили?

          Очень меня смущает идея БМП с противоснарядным бронированием.
          Представьте состояние пехотинца, которому из защищенного корпуса выскакивать под пули противника.
          Ну даже делать БМП с мощным бронированием, для чего такие габариты?
          А может разработчики предложат БМП на тридцать бойцов?
          И еще один момент с универсальной платформой.
          Как бы не получилось как с автоматом Калашникова.
          Что бы через пятнадцать лет перейти на новый уровень вооружения, надо будет заменить всю бронетанковую технику.
          1. vorobey 5 октября 2012 10:50
            Цитата: SarS
            Уважаемый Vorobey, ИМР, БРЭМ на базе наших уже существующих танков нормально себя зарекомендовали. Для чего делать новые машины ,значительно более дорогие, более тяжелые и мощные? Есть ли в этом необходимость?
            Вы для себя так бы поступили?


            отдельный плюс за это. ранее чем через 10-12 лет этих машин на базе арматы и не будет пока полностью не произойдет замена шасси.

            Цитата: SarS
            Ну даже делать БМП с мощным бронированием, для чего такие габариты?
            А может разработчики предложат БМП на тридцать бойцов


            я за то чтобы БМП была и на средней базе и на тяжелой. кстати сочетание терминатора и БМП очень подходит как машина непосредственной поддержки танков в бою. Это если брать тактику общевойскового боя при прорыве переднего края. ведь пехоте 300-400 м спешившись приходится преодолевать под огнем, да еще возможно и через проходы в минных полях и заграждениях. а когда спешиваешься уже непосредственно перед передним краем за сто-150м, при огневой мощи терминатора это уже поинтереснее. да и РБУ при потдержке артогнем можно уменьшить.
  10. мангуст 4 октября 2012 10:53
    воробей, может вопрос в унификации платформ? их обслуживания в частях?
    мангуст
    1. vorobey 5 октября 2012 10:53
      Цитата: мангуст
      может вопрос в унификации платформ? их обслуживания в частях

      и это тоже, да и в бою при отставании тылов битую машину как донор можно использовать на три-4 единицы.

      на данном этапе с приходом арматы и курганца, дай бог чтобы смогли обеспечить насущные потребности переднего края в технике.
Картина дня