Бронеавтомобили семейства «Буран»

44

"Бураны" в Мариуполе


Самое деятельное участие в Спецоперации принимает Росгвардия, на вооружении которой имеется своя собственная бронетехника. Так, в парке одной из частей замечены бронеавтомобили семейства «Буран». Ранее эти машины неоднократно демонстрировались на выставках, но о производстве и заказах не сообщалось. Теперь же выясняется, что они дошли до серии, попали в войска и используются в реальной операции.



На выставках и полигонах


Семейство бронеавтомобилей «Буран» разрабатывается в ООО «Нижегородское авиационное общество». В середине десятых годов это предприятие решило выйти за рамки основной сферы деятельности и заняться легкой бронетехникой. Была предложена и затем реализована концепция бронеавтомобиля на основе унифицированной платформы с модулями разного назначения.

В начале июля 2017 г. НАО отчиталось о завершении строительства первого опытного «Бурана» в модификации APC 6. Через несколько недель эту машину показали на форуме «Армия-2017», а затем на салоне МАКС. После этих мероприятий броневик отправился на испытания. Осенью того же года машина продемонстрировала свои характеристики и возможности на равнинной местности и в горах.

Бронеавтомобили семейства «Буран»

Базовое шасси "Буран CC" без модуля

На форуме «Армия-2020» показали сразу два «Бурана» с разными модулями. Первый броневик был выполнен в уже известной конфигурации APC 6, а второй был построен по проекту «Буран BUS» в версии для перевозки VIP-персон. Фактически впервые наглядно демонстрировался потенциал модульной архитектуры и общего шасси.

Проект «Буран» обсуждался, получал высокие оценки и подвергался критике. Сообщалось о возможном выпуске такой техники для разных структур. Однако о реальных контрактах и серийном производстве до сих пор не сообщалось. Как теперь выясняется, техника все же нашла своего заказчика и теперь поступает на вооружение.

Техника в бою


С начала апреля на профильных ресурсах неоднократно появлялись фото и видео, показывающие боевую работу частей Росгвардии при освобождении г. Мариуполь. В части таких материалов появляются бронеавтомобили «Буран» версии APC 6, принадлежащие 141-му специальному моторизованному полку им. Героя Российской Федерации Ахмата-Хаджи Кадырова.


Рабочее место водителя

Одновременно в кадре появляется до нескольких «Буранов», что указывает на полноценное производство и переоснащение подразделений. Такую технику используют в качестве многоцелевого защищенного транспорта. Машины перевозят бойцов и прикрывают их при выдвижении, обеспечивают поддержку и т.д.

Подробности эксплуатации бронеавтомобилей остаются неизвестными. По всей видимости, «Бураны» соответствуют требованиям и нуждам подразделений, а также справляются с поручаемой работой. При этом Росгвардия имеет на снабжении и другие броневики, и техника разных типов может успешно дополнять друг друга.

Общее шасси


Бронеавтомобили серии «Буран» строятся по модульному принципу. Используется общее двухосное шасси с требуемыми характеристиками, на которое могут устанавливаться броневые модули различного назначения с теми или иными особенностями. Такая архитектура позволяет использовать модули оптимальной конструкции, а также упрощает выпуск унифицированного шасси.


"Буран APC 6" на испытаниях, 2017 г.

Основой семейства является шасси «Буран CC» (Chassic Cab – «Шасси и кабина»). Это полноприводный рамный двухосный автомобиль на агрегатах коммерческого грузовика ГАЗ-3308 «Садко». Шасси оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-534 мощностью до 210 л.с. с механической или автоматической трансмиссией – по желанию заказчика. Два моста оснащены рессорной подвеской. Используются шины со вставкой для движения при пробитии.

Шасси «Буран CC» получает броневой капот и однорядную кабину. Защита соответствует 6а классу отечественных стандартов или 2 уровню натовского STANAG 4569. Корпус и остекление защищают от винтовочных пуль и осколков снарядов. Также экипаж защищен от подрыва 600 г тротила под колесом.


Интерьер модификации APC 6, вид через бортовые двери

Базовый автомобиль без модуля имеет длину 5,8 м при ширине 2,26 м и высоте 2,35 м. Снаряженная масса – 5,9 т. Грузоподъемность – 4 т. Основная часть грузоподъемности используется при установке броневого модуля, однако остается запас для десанта и грузов.

Модульная нагрузка


Организация-разработчик предлагает семь вариантов модулей для монтажа на базовое шасси. Созданы грузовые и пассажирские, а также комбинированные модули. Они имеют близкую конструкцию и схожий внешний вид, а их характеристики находятся примерно на одном уровне.

Прежде всего, предлагаются три варианта модулей APC («бронетранспортер»). Модуль APC 5 выполнен в виде однорядной кабины с защитой на уровне «Бурана CC» и кормовой грузовой площадкой увеличенных размеров. Такой модуль вмещает трех десантников, и броневик перевозит пять человек. Похожим образом построен «специальный бронеавтомобиль» с модулем ASV, но последний имеет только два пассажирских места.


Кормовой отсек броневика APC 10

Изделие APC 6 отличается удлиненной кабиной и укороченным кузовом, благодаря чему перевозит 6 чел. Модуль APC 10 не имеет кузова и получает полноценный кормовой отсек с местами десанта. Как указано в названии, такой броневик перевозит 10 чел., включая водителя. В похожем корпусе, но с другой конфигурацией дверей строится модуль BUS с четырьмя или шестью пассажирскими местами. Также создана VIP-модификация с повышенной комфортностью.

Модуль-фургон AMEV превращает шасси в санитарный бронеавтомобиль. В нем имеются места под четверо носилок с загрузкой через корму, а также два сиденья для сопровождающих, в т.ч. с доступом через бортовую дверь. Более простую конструкцию имеет модуль Cargo – это бортовой кузов с каркасом под тент, предназначенный для перевозки любых грузов.

В зависимости от типа модуля, бронеавтомобили серии «Буран» могут перевозить до 10 чел. Основные модификации машины имеют грузоподъемность до 1-1,5 т. Специализированный защищенный грузовик несет 2,5 т груза. При этом снаряженная масса всех моделей и модификаций не превышает 10 т, они имеют близкие габариты и ходовые характеристики.


Компоновка восьмиместного "Бурана BUS"

Ограниченный успех


За несколько лет своего существования проект «Буран» показал определенные успехи. К настоящему времени проработано несколько модулей разного назначения, два из которых изготовлены и испытаны с унифицированным шасси. Кроме того, одна из модификаций броневика дошла до серии, поступила на снабжение Росгвардии и даже принимает участие в боях.

В целом получение заказа на производство «Буранов» является закономерным итогом. Предложенное семейство бронемашин имеет ряд важных преимуществ, которые должны были привлечь внимание потенциальных заказчиков. В первую очередь, это относительная простота производства и эксплуатации, использование доступных агрегатов и достаточно высокие тактико-технические характеристики.


Санитарный броневик

В то же время, заметны некоторые недостатки. Так, шасси «Буран CC» построено на агрегатах не самого нового автомобиля «Садко», который к тому же в 2020 г. был снят с производства. Также обращает на себя внимание отсутствие штатной турели для вооружения, что может ограничивать боевые возможности машины.

Впрочем, подобные недостатки не являются принципиальными. «Бураны» предназначаются для проведения рейдов, сопровождения бойцов во время операций, вывоза раненых и т.д. При такой работе, связанной с большими пробегами, использование отработанного и освоенного шасси и широко распространенных запчастей является очевидным преимуществом.


Бронированный грузовик

Демонстрация преимуществ


К настоящему времени «Буран» первой модификации дошел до серийного производства в интересах одной из частей Росгвардии. Вероятно, такая техника может поступить и в другие подразделения этой структуры, имеющие схожие задачи и потребности в технике. Кроме того, в качестве потенциальных заказчиков могут рассматриваться иные силовые структуры. Силовики могут проявить интерес не только к существующему «Бурану APC 6», но и к другой технике семейства.

Какой будет дальнейшая судьба бронеавтомобилей «Буран» в коммерческом и эксплуатационном отношении, неизвестно. При этом очевидно, что теперь его будущее будут определять не только заявленные тактико-технические характеристики и возможности, но и результаты применения в Спецоперации.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. sen
    +2
    29 апреля 2022 17:11
    О варианте - бронированный грузовик. Нужно предусмотреть для обычных автомобилей сменное штатное бронирование кабины и мотора, которое будет устанавливаться в случае необходимости.
    1. 0
      29 апреля 2022 17:53
      Это обязательно нужно ,я смотрю какие наши шушпанцеры мастерят из того что есть под рукой у меня слова очень матерные лезут !
    2. +2
      29 апреля 2022 21:26
      Два моста оснащены рессорной подвеской

      Я сторонник пружинной подвески.
      Она может просесть, но машина дотащится.
      Рессора - другое дело...
    3. -2
      1 мая 2022 11:28
      А в чём смысл бронированного грузовика? Какие грузы и в каких условиях на нём перевозить? Я серьёзно - перевозка каких грузов и где может оправдать увеличение массы, расхода топлива... короче общее увеличение расходов?
  2. 0
    29 апреля 2022 18:14
    600 грамм тротила выдерживает, это ни о чем. Кто интересно задвинул в производство этот шушпанцер. стоит ещё наверное как Боинг. Хоть бы у юаровцев поучились как делать МРАПы . Ивеко , меньшего класса 6 килограмм взрывчатки выдерживает. Да уж. negative
    1. 0
      29 апреля 2022 18:45
      Цитата: Вольный ветер
      Ивеко , меньшего класса 6 килограмм взрывчатки выдерживает.

      Откуда известно ? Проводили испытания ? Или джентльменам, точнее, сеньорам, на слово поверили ?
      1. -1
        29 апреля 2022 18:51
        Ну и у нас испытывали, так как закупать хотели и у нас выпускать, и в Афгане были подрывы, есть фотки в сети.
        1. 0
          29 апреля 2022 19:28
          Цитата: Вольный ветер
          и в Афгане были подрывы, есть фотки в сети.

          Да, фотки подрывов есть, но где сказано, что они попали на 6 кг ?
          Цитата: Вольный ветер
          Ну и у нас испытывали,

          В том-то и дело, что испытывать на подрыв итальянцы прямо запретили.
          1. 0
            1 мая 2022 11:09
            Уважаемый, откуда такие большие познания по всем темам сайта. Очень бы хотелось, так же как вам научиться всему
            1. +1
              1 мая 2022 21:04
              Цитата: А Вам Зачем
              Уважаемый, откуда такие большие познания по всем темам сайта.

              Вы не поверите-читаю много и многое узнаю.
              Цитата: А Вам Зачем
              Очень бы хотелось, так же как вам научиться всему

              А в чем проблема-то ? Как говорил классик-Учиться, учиться и еще раз учиться.
              Кстати, не по всем темам. Тема РЭБ меня совсем не интересует, как и тема современного флота, как и тема старой истории и холодного оружия.
      2. +3
        29 апреля 2022 20:44
        Ивеко именно в плане устойчивости к подрыву очень сильно в Сирии хвалили.
        1. -1
          29 апреля 2022 20:50
          Цитата: CTABEP
          Ивеко именно в плане устойчивости к подрыву очень сильно в Сирии хвалили.

          А можно поконкретнее-сколько закладывали, сколько пострадавших, какие повреждения ?
          1. +2
            29 апреля 2022 21:53
            Здесь ТМ-62, ни одного ранкного
          2. +2
            29 апреля 2022 21:55
            Здесь один 200, остальные ранены, но тут фугас был посильнее чем в пару кило.
            1. 0
              29 апреля 2022 22:12
              Цитата: CTABEP
              Здесь один 200, остальные ранены, но тут фугас был посильнее чем в пару кило.

              Спасибо за фото. Но коллега выше убедил, что 6-кг для Рыси нефиг делать...
              1. +1
                29 апреля 2022 22:23
                Вообще машинка хорошая, и если в их покупке и была коррупционная составляющая (да что там если - 99,9% что была:)), то она сохранила не одну жизнь. А насчет 6кг - как раз, ТМ-62 удержала, а домашнюю заготовку - нет. Народное творчество могло и 15кг закопать (хотя там скорее всего в районе 10 было).
      3. +1
        30 апреля 2022 20:01
        Цитата: Альф
        Откуда известно ? Проводили испытания ? Или джентльменам, точнее, сеньорам, на слово поверили ?

        Будущую "Рысь" испытывали обстрелом и подрывом в 2011 году в Германии.


        В период с 7 по 12 марта 2011 года совместно со специалистами Минобороны РФ и ОАО «КАМАЗ» на полигонах Германии в г. Ульме (баллистические испытания) и г. Шробенхаузене (испытания на подрыв) проведены специальные испытания по определению защитных свойств бронеавтомобиля при воздействии поражающих факторов современного оружия. На испытаниях присутствовали начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России, Генеральный директор ОАО «КАМАЗ», главный конструктор ОАО «КАМАЗ» и другие представители оборонного ведомства и военной промышленности.
        (...)
        Затем было произведено два подрыва автомобиля IVECO: под передним левым колесом и под днищем. В качестве взрывного устройства в первый день было использовано 6,4 кг ТНТ. Процесс подрыва снимался с разных ракурсов несколькими видеокамерами, которые были установлены в том числе и внутри автомобиля. На водительском сидении располагался специальный манекен, полностью имитирующий человеческое тело.
        Взрыв разрушает переднюю ходовую часть, сильно повреждает двигатель, но бронекапсула цела. Люк намеренно сделан так, чтобы распахиваться при взрыве и тем самым защищать экипаж от избыточного давления. Внутри машины повреждения ограничиваются смещенной рулевой колонкой (соприкосновения с водителем не было) и сколами пластика с лицевой панели.
        Осмотр показал, что манекен-водитель, находившийся ближе всего к точке взрыва, не пострадал, только отлетевшим куском панели ему слегка разорвало брюки и порезало ногу ниже колена. Датчики фиксируют, что превышения предела перегрузок для человеческого тела не было.
        Во второй день были произведены два подрыва оболочного взрывного устройства под пассажирским сидением справа от места водителя и под задним правым сиденьем. Взрыв разрушил подвешенную на сайлентблоках V-образную стальную противоминную защиту, но днище бронекапсулы лишь немного вздулось. Пробития не произошло.
        1. 0
          30 апреля 2022 20:43
          Цитата: Alexey RA
          Будущую "Рысь" испытывали обстрелом и подрывом в 2011 году в Германии.

          А почему не в России ? Почему проверять на взрывостойкость в 21 НИИ итальянцы прямо запретили ?
          Итальянцы в рекламных целях показывают фотографию М65, будто бы выдержавшей подрыв шестикилограммового фугаса в Афганистане. На фото развороченная носовая часть и уцелевшая бронекапсула, в которой должен сидеть экипаж. Российские эксперты-взрывотехники определили, что реально было взорвано устройство массой не выше одного килограмма в тротиловом эквиваленте на расстоянии более метра от носовой части машины. При этом оказались полностью разрушены весь «передок» и вся ходовая часть М65, также пробита бронекапсула, что отчетливо видно на фотографии. Если в машине находился экипаж, то он неминуемо должен был погибнуть. А если бы шестикилограммовый фугас рванул под передними колесами, то всю «Ивеко» просто разворотило бы на куски.


          Почему все радостные доклады пошли не от МО, а от представителя завода-сборщика, apriori, лица заинтересованного ? И где фото "под днищем" ? Мне больше верится вот в такое.

          Оно ближе к 6 кг.
          Но и по защите Iveco LMV M65 тоже есть вопросы. Корреспондент журнала «АвтоРевю» Федор Лапшин продемонстрировал видеозапись испытаний «Рыси» на взрывостойкость в Германии (в России они почему-то не проводились) ряду экспертов. И вот к каким выводам они пришли. По их мнению, испытания проводились, мягко говоря, некорректно.


          Во-первых, шестикилограммовый заряд взрывчатки поместили перед левым передним колесом. Но европейский стандарт STANAG 4569 требует, чтобы фугас располагался прямо под колесом, да еще и с 50-процентным смещением вглубь машины.


          Во-вторых, как утверждают специалисты, после подрыва такого заряда, хотя кузов и остался целым, но экипаж получил бы сильнейшие травмы или вообще погиб – не от осколков, а от затекания ударной волны, когда давление внутри бронекапсулы мгновенно нарастает и так же мгновенно падает. Как обратил внимание один из присутствовавших на просмотре специалистов, «видно, что взрывом распахнуло люк, а если кузов разгерметизируется, люди получают баротравму».


          В-третьих, заряд, заложенный в стальную трубу, действовал направлено – преимущественно в сторону от днища машины, а не снизу вверх, в корпус.


          В-четвертых, как считают некоторые эксперты, сомнения вызывает сам эксперимент. Взрыв яркостью пламени и цветом больше напоминал «работу» ШИРАС – шашки-имитатора разрыва артиллерийского снаряда. В его состав входит 75 г тротила и примерно килограмм хвойных опилок. Действует несильно, но невероятно эффектно.


          От себя добавим, что бронемашина массой 6,5 т от подрыва под ее днищем 6 кг заряда должна была улететь, если и не в ближний космос, то все равно далеко. Поэтому испытания в Германии, которая поставляет бронеплиты для Iveco LMV M65, больше смахивают на хорошо поставленное шоу.
          1. 0
            30 апреля 2022 21:41
            Ну вот выше по ветке есть фото "Рыси" после реального подрыва на ТМ-62 (7-7,5 кг ВВ). Передняя часть машины разрушена, экипаж не пострадал - что совпадает с результатами испытаний.

            Поэтому данная часть цитаты из статьи независимого военного журналиста Александра Федоровича Мозгового особо порадовала:
            Цитата: Альф
            От себя добавим, что бронемашина массой 6,5 т от подрыва под ее днищем 6 кг заряда должна была улететь, если и не в ближний космос, то все равно далеко. Поэтому испытания в Германии, которая поставляет бронеплиты для Iveco LMV M65, больше смахивают на хорошо поставленное шоу.

            А ларчик просто открывается - это статья 2012 года, когда кое-кто внезапно обнаружил, что его законная, как ему казалась, часть пирога военного бюджета внезапно уплыла каким-то итальянцам. smile
            1. -1
              30 апреля 2022 22:23
              Цитата: Alexey RA
              А ларчик просто открывается - это статья 2012 года, когда кое-кто внезапно обнаружил, что его законная, как ему казалась, часть пирога военного бюджета внезапно уплыла каким-то итальянцам

              Возможно. Но вопрос, почему испытания на взрывоустойчивость итальянцы не разрешили провести в 21-м НИИ, остался неотвеченным...
      4. 0
        1 мая 2022 11:07
        Проводили. Их очень плотно тестили. И реально в этом отношении он лучше был. Ну если есть знакомые кто в Сирии был спросите на чем бы они лучше ездили и вам назовут Рысь 10 из 10. Тигры в этом отношении гораздо слабее.
  3. -1
    29 апреля 2022 19:12
    "Теперь же выясняется, что они дошли до серии, попали в войска и используются в реальной операции." И слава Богу! good А то на выставках каких только моделей не представлено, а посмотришь реальную хронику- кроме "Тигров" ничего нового! hi
  4. 0
    29 апреля 2022 21:01
    Ну это лучше чем УАЗики.
    1. 0
      21 июля 2022 10:41
      Одназначно!
  5. -2
    29 апреля 2022 21:47
    Время таких машин придёт очень скоро…. На занятых территориях нужны такие аппараты на шасси гражданских машин. У Бурана широкий набор бронированных модулей. Единственно , мне кажется, нужна машина 6х6 на этой телеге или сразу на телеге Урала.и грузовой модуль добавить с вооружением.
    1. +1
      30 апреля 2022 03:25
      на занятых территориях как раз мрапы нужны, а не такие броневики, потому что будут работать дрг в тылу и на дорогах в том числе с минированием. а такие машины ,которые держат 600гр тротила ни о чем, они как раз ближе к передовой сейчас нужны, поскольку минирование особо то не применяется, ну не считать же за это в открытую раскиданные на дурачка противотанковые мины прямо на асфальте. это больше против авто мирняка пытающегося проскочить по ночам
      1. -3
        30 апреля 2022 07:47
        Боюсь, что выбирать долго Мрапы будут….Тайфуны К и У где? И плюс на все это санкции сейчас… а тут все просто и отечественно. И можно запустить в массы.
  6. +1
    29 апреля 2022 21:55
    машины в армии нужны любые , главное побольше и покрепче .Лучше ехать на слабом авто , чем идти пешим порядком по дорогам войны
  7. -2
    29 апреля 2022 22:32
    Буран СС и вдруг оказывается, что сс это chassic cab. Тьфу ри. Сколько ж вы ки будите прекланяться перед этим вшивым английским языком.
    Русский это один из 25-ти международных языков общения, наравне с этим пресловутым английским. А потом вы хотите чтоб вас уважали за рубежом. Ну и будут вас уважать так же как вы к своему языку относитесь. Чуханы.
    1. -1
      29 апреля 2022 22:58
      Потому что его делали прежде всего на экспорт. В условиях, когда шасси идет от ГАЗа, надежды у небольшой компании, что им удастся подвинуть столь мощного конкурента успешным и серийным аналогом = 0.
      1. -1
        30 апреля 2022 08:25
        Они уже, кстати , начали экспорт в Армению. Это аналог машин на основе американских пикапов Ф150… у них своя ниша.
      2. -4
        1 мая 2022 07:52
        А потом вы хотите чтоб вас уважали за рубежом. Ну и будут вас уважать так же как вы к своему языку относитесь. Чуханы.
        1. +1
          1 мая 2022 11:06
          Машина делалась для инозаказчика, то и обозначение делается понятным. Есть такое слово "маркетинг". Если есть какие-то сомнения - смотрите как обозначает свою экспортную технику КНР.
          А так вам никто не мешает вообще отказаться от всех заимствованных русским языком слов. Только это все крайность и глупость - одни все подряд англицизмами обзывают, а другие в косоворотках - все на старославянский.
  8. +1
    29 апреля 2022 23:05
    Серийное шасси удешевляет производство, но проходимость по бездорожью у него будет плохая. Не сможет как Тигр гоняться за американскими бронеавтомобилями в поле.

    А вот модули у них лучше чем у Волка.
  9. 0
    30 апреля 2022 01:10
    Интересно, "Каратель" светился в "спецоперации"?
    https://topwar.ru/13214-bronevik-karatel-chetyrehkolesnaya-zagadka.html
    1. -1
      30 апреля 2022 08:26
      Засветился аналог .. камаз 4х4 с тутаевским дизелем .
    2. 0
      30 апреля 2022 16:02
      Так проект ведь по сути закрыт. Только ФСБ несколько машин на его базе использует - Фалькатус
  10. exo
    +1
    30 апреля 2022 11:30
    "шасси «Буран CC» построено на агрегатах не самого нового автомобиля «Садко», который к тому же в 2020 г. был снят с производства. "-это, скорее преимущество, в нынешних условия.Идёт процесс упрощения выпускаемой техники, в условия нехватки комплектующих.Тот же КАМАЗ,заявлял об этом.
    1. +3
      30 апреля 2022 16:24
      Не догонит Буран по бездорожью бронеавтомобили противника, так как мосты там, а не независимая подвеска колес. При быстрой езде по бездорожью Буран будет шатать из стороны в сторону из-за этих мостов, все пассажиры будут летать от стенки к стенке внутри кабины.

      У Тигра независимая подвеска колес, поэтому шпарит по полям как надо, и американцев в Сирии по обочинам дорог гонял достойно.

      Зато модули у Бурана удобные, Тигру не хватало модульности, и отечественных комплектующих.
  11. 0
    30 апреля 2022 19:38
    Вот какие машины нужны срочно и в огромных количествах:

    А все эти мелкие броневички от многочисленных ООО "ххх" срочно зарегистрированных перед очередной выставкой - просто хлам.
    1. 0
      1 мая 2022 11:37
      Цитата: Saxahorse
      Вот какие машины нужны срочно и в огромных количествах:

      Кому это нужно? Дерипаски?
      1. 0
        1 мая 2022 19:02
        Цитата: AllXVahhaB
        Кому это нужно? Дерипаски?

        Дерибаске этому уже наворо.. заработанного хватит даже для правнуков.
        Бронированные грузовики снабжения позарез нужны армии. Это с афганской войны очевидно, но..
  12. 0
    14 июля 2022 10:44
    Благодаря чеченцам ГАЗ загружен на вечные времена хорошей Шишигой.
    Теперь бы УАЗ и АВТОВАЗ приспособить под ПТУРовозку.
  13. 0
    20 июля 2022 06:51
    Чемезов С.В. машиностроительный Геракл, готовенький автозавод на блюдечке нашему ВПК для всех военных нужд от ПТУР до помывки и РЭБ. Серия любая с дизелем.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»