Игорь Святославич и Кончак. Противники, друзья, родственники

73
Игорь Святославич и Кончак. Противники, друзья, родственники
В. Фаворский, иллюстрация к «Слову о полку Игореве», гравюра на дереве

Сегодня мы продолжим разговор, начатый в предыдущей статье и поговорим о самом известном в настоящее время потомке Олега Гориславича – внуке Игоре, его знаменитом походе, а также о его друге и противнике – половецком хане Кончаке.

Кончак и его предки


Род Кончака прослеживается русскими летописями в четырёх поколениях. Его дед Шарукан был главой восточного (донецко–приморского) объединения половцев, кочевья которых располагались в бассейне реки Северский Донец. Некоторые историки полагают, что Шарукан стал прототипом таких отрицательных героев русских былин, как Шарк-великан и Кудреванко-царь. В 1107 г. он ходил на Русь в союзе с ханом Боняком. Поход оказался неудачным: войска Шарукана и Боняка были разбиты объединёнными дружинами князей Святополка, Владимира Мономаха и... Олега «Гориславича»: это один из редких примеров участия Олега в общерусских делах.



Сын Шарукана Атрак (Атерак, Отрок) под нарастающим давлением русских дружин Владимира Мономаха отступил в предкавказские степи. В 1118 г. по приглашению своего тестя – царя Давида Строителя, он вместе со всем родом переселился в Грузинское царство, население которого тогда сильно уменьшилось после вторжения турок-сельджуков.


Давид IV Строитель на фреске IV века. Гелатский монастырь

Утверждают, что вместе с Атраком ушли 40 тысяч человек. Отборный половецкий отряд стал гвардией царя Давида, но и роль остальных воинов Атрака была очень велика. Они воевали против персов и турок-сельджуков. Благодаря их помощи Давид смог вернуть свою столицу – Тбилиси.

Брат Кончака Сырчан от предложения Давида уклонился. После смерти Владимира Мономаха Сырчан отправил к Атраку послов с призывом вернуться в родные степи. Существует красивая легенда о том, что Атрак не хотел покидать Грузию, но сдался, когда любимый певец Сырчана Орев дал ему понюхать привезённую с берегов Северского Донца степную полынь. Ощутив знакомый с детства запах, Атрак будто бы сказал:

«Лучше на своей земле костьми лечь, чем на чужой в славе быть!»

Сын Мономаха Мстислав продолжал атаковать половецкие кочевья и, как, несколько преувеличивая, пишет летописец, «загна половци за Дон и за Волгу, за Яик». Лишь после его смерти натиск русских на половцев значительно ослаб. А между тем у Атрака здесь родился сын Кончак, который после смерти отца и его брата Сырчана оказался во главе двух половецких орд.

Друг и противник Игоря Святославича



Е. Нестеренко в роли Кончака (опера А. Бородина «Князь Игорь»)

В свой первый поход на русские земли Кончак отправился в 1174 году. Его союзником был лукоморский хан Кобяк. Главный удар был нанесён по землям Переяславского княжества. При возвращении домой Кончак в первый раз (не по своей воле) встретился с Игорем Святославичем: отряд князя случайно наткнулся на обременённых добычей половцев и внезапной атакой обратил их в бегство.

Следующий набег орд Кончака, осуществлённый в 1179 году, закончился для Кончака удачно: он взял богатую добычу и, уклонившись от боя с главными силами русских, ушёл в степь.

В 1180 году Кончак и Кобяк пришли на Русь в качестве союзников двух князей: Святослава Всеволодовича и его двоюродного брата – Новгород-Северского князя Игоря. Их противником был Рюрик Ростиславич, дружина которого в итоге победила в сражении на реке Черторый. Игорь и Кончак спаслись от плена, прыгнув в одну ладью. Возможно, именно с этого времени и берёт начало дружба русского князя и половецкого хана. И через три года Игорь откажется помогать переяславскому княжеству во время набега своего нового друга. Когда Кончак ушёл, переяславский князь Владимир Глебович в отместку разорил несколько северских городков. Но против других половцев Игорь продолжал воевать. В том же году его дружина переправилась через реку Мерл, где неожиданно встретила отряд идущих в набег половцев. В разгоревшемся бою Игорь победил и вернулся домой со славой, но без добычи. Это небольшое сражение интересно составом участников с русской стороны: в нём приняли участие те же князья и те же полки, что через два года пойдут в знаменитый поход, известный всем по «Слову о полку Игореве».


Князья, отправившиеся в поход в «Слове о полку Игореве», современная иллюстрация

В 1183 г. бывшие соперники Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславович отправились в совместный поход против половцев, закончившийся блестящей победой: были взяты в плен семнадцать половецких ханов. Уже знакомый нам Кобяк был потом казнён в Киеве.

В 1184 г. Кончак попытался взять реванш. Настроен он, похоже, был весьма серьёзно: в его войске находился «бесурменин» (т. е. мусульманин), под руководством которого были построены метательные орудия, стрелявшие «живым огнём». Ранее таких продвинутых технологий осады городов у половцев не было. Однако у реки Хорол, которая служила тогда границей половецкой степи и русских княжеств, его войско было атаковано дружинами Святослава и Рюрика. Русские победили, захватив в плен и мастера – «бесурменина».

В начале апреля 1185 года Святослав отправил в поход на половцев боярина Романа Нездиловича вместе с союзными Киеву берендеями. Крупных сражений отмечено не было, но удалось разгромить нескольких половецких «веж» (становищ), захватить пленных и конские табуны. Черниговский князь Ярослав в это время отправил в степь послов для подтверждения мира с половцами. А подчинённый ему удельный князь Новгород-Северский Игорь как раз в это время стал собирать войска для похода против них, к нему присоединились и вассальные Ярославу кочевники – «коуи». Ситуация странная: неужели Игорь в самом деле безрассудно пошёл против своего сюзерена? Или он всё же действовал с его ведома и согласия?

Знаменитый поход Игоря



Памятник Игорю и его дружине в Луганской области

Вместе с Игорем в поход отправились ещё три князя – его сын Владимир Путивльский (христианское имя – Петр, ему было около 15 лет), брат Всеволод Курский и племянник Святослав Рыльский.


Всеволод и куряне, которые «сами скачут как серые волки в поле ища себе чести, а князю славы», современная иллюстрация

1 мая 1185 г. русские дружины чуть было не повернули назад из-за неполного солнечного затмения. В этой ситуации Игорь демонстрирует неожиданное и весьма замечательное для своей эпохи здравомыслие:

«Братья мои и дружина! – сказал он, – Тайны божии неисповедимы, и никто не может знать его определения. Что хочет, то творит – добро иль зло. Если захочет, он накажет и без знамения. И кто ведает – для нас это знамение или для кого ещё, ведь видно затмение во всех землях и народах.»

(Ипатьевская летопись).


«Чёрное солнце» (солнечное затмение) на современной иллюстрации к «Слову о полку Игореве»

В настоящее время разными исследователями предлагается не менее десяти вариантов маршрута движения отряда Игоря. Известно, что, заявив о желании «посмотреть синий Дон» (Доном тогда называли Северский Донец), Игорь оказался в местности, относящейся к бассейну Днепра. Вероятно, Игорь не хотел воевать со своим давним знакомым – Кончаком, вежи которого и находились у Северского Донца. Но, возможно, он изменил направление движения после того, как взятые в плен половцы сообщили ценные сведения о местах расположения богатых становищ. Пленники не обманули: автор «Слова…» утверждает, что русские нашли в этих вежах «злато», «паволоки», «оксамиты», серебряное оружие, богатые одежды, «всякое узорочье половецкое». Но вот про скот и табуны коней, которыми обычно «ополонялись» русские князья в степи, ничего не говорится. Охрана этих богатых веж оказалась слабой: половецкие воины выпустили в русских по одной стреле и умчались в степь.

Самый опытный из князей – Игорь, почувствовав что-то неладное, предложил своим соратникам удовольствоваться захваченными трофеями и немедленно отходить к Донцу. Однако остальные князья заявили, что их люди устали. Игорь очень неохотно, но согласился остаться на ночь, сказав:

«Неудивительно, братья, зная (что нас ждёт) и умереть.»

И утром русские увидели половцев, которые окружали их со всех сторон. По стягам они поняли, что против них вышла не одна орда, а сразу несколько – возможно, силы всей степи. Среди их противников оказались Кончак, Гзак (Коза Бурнович) и ханы ещё семи орд. Теперь нужно было решать, что делать: принимать неравный бой или попытаться прорваться сквозь вражеские порядки. Возможность прорыва конных воинов действительно была – 15 дружинников Игоря вернулись в Новгород-Северский и рассказали о поражении. Сумели уйти и бросившие русских коуи. Но Игорь проявил благородство. Летописец приводит его слова, сказанные перед боем:

«Если поскачем – спасёмся сами, а простых людей бросим, а это будет грех на нас перед Богом, предав их, уйдём. Так либо умрём, либо все вместе останемся живы.»

Прижатые к топкому болоту, лишённые питьевой воды русские дружины вступили в бой, но выиграть битву в этих условиях было невозможно.


В. Фаворский. Вторая битва с половцами

Многие исследователи обратили внимание, что главный герой «Слова о полку Игореве» не является при этом главным героем развернувшегося сражения. Славу ратоборца он уступает второстепенному герою – Всеволоду. Это обстоятельство просто уникально для эпической поэмы, но полностью соответствует действительности. Дело в том, что в самом начале боя Игорь был ранен в левую руку и активного участия в сражении не принимал. А Всеволода в некоторых русских летописях называют

«удалейшим из всех Ольговичей, величественным наружностию, любезным душою.»

Русские сражались в окружении два дня, а на третий, в воскресенье, с поля боя бежали союзные им коуи. Остановить их попытался Игорь.


В. Фаворский. Игорь полки заворачивает

Вот тогда он и был захвачен в плен и со стороны наблюдал, как геройски бился оставшийся старшим в русских дружинах Всеволод. В этот день и «пали стяги Игоревы».

С этим эпизодом связана одна из многочисленных загадок «Слова о полку Игореве».

«Збися див»


Исследователи «Слова о полку Игореве» до сих пор спорят о том, как следует понимать выражения «век Троянов», «страны хинова», «Тьмутороканский болван» и многие другие. Какие «уши» затыкал Владимир Мономах в Чернигове? (На этот вопрос мы попытались ответить в первой статье). И, наконец, почему Див, вроде бы предрекая несчастье в начале похода и предупреждая половцев об опасности, не ликует в момент поражения русской дружины, а падает на землю? И кто вообще такой этот Див?

В первый раз он упоминается в рассказе о солнечном затмении:

«Нощь, стонущи ему грозою птиц убуди; свистъ звърин въста, збися дивъ – кличет връху древа дивъ, велит послушати Земли незнаемъ, Влъзъ, и Поморию, и Сурожу, и Корсуню, и тебъ, Тьмутороканьскый бълванъ!»

То есть: ночь, грозя Игорю, пробудила птиц, послышался звериный свист, и Див, поднявшись на дерево, прокричал, предупреждая о чём-то не только Землю Незнаемую (Половецкую), но и соседние страны, а также Тьмутороканского болвана.

Во второй раз Див появляется в рассказе об итогах трёхдневного сражения русских дружин с половцами. В этот раз «Див» рухнул с дерева:

«Темно бе в третий день... Уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже връжся дивъ на землю.»

В общем, «чёрный Див повергнулся на землю» (А. Майков), «грянул Див на землю» (Н. Заболоцкий), «с вершины дуба угрюмого Див на чёрную землю бросился» (Н. Гуртгарц) и так далее. Но некоторые переводчики пошли дальше, утверждая, что Див не упал на землю, а накинулся на неё, да к тому же и не один: «Ринулись дивы на землю русскую» (А. Югов).

Воображение рисует какое-то таинственное, обладающее сверхъестественными способностями существо, вроде джинна, которое обитает «в Земле Незнаемой» и глубоко враждебно вступившим в неё русским дружинам. Именно по этому пути пошли первые исследователи «Слова...». Признав «Дива» враждебным духом чужой земли, они стали пытаться найти его следы.

Быстро выяснилось, что в южноукраинских диалектах слово «див» означает... удода. Удод – птица совершенно безобидная, к тому же ни в одном источнике нет и малейшего намёка на какие-то особые отношения удодов и половцев. И вообще – очень прозаично всё получается, ни капельки не страшно. Думали найти какое-то инфернальное существо, а обнаружили невинную птичку. Но вот в литовском языке есть похожее слово – «Дейвис»: идол, ночное чудовище. А латвийское слово «диевс» и вовсе означает «бог» – ни больше, ни меньше. Уже гораздо лучше, не правда ли? Если бы дружины Игоря шли в поход против какого-нибудь Ягайлы – прямо в самый раз, лучше и не придумаешь. Но вряд ли русские воины могли встретить Дейвиса или Диевса не в литовских или латышских лесах и болотах, а в половецких степях.

Да и зачем лезть в прибалтийскую глухомань, если имеются ещё и ирано-тюркские «дивы» и «дэвы», в буквальном переводе – великаны. И в поэме Низами «Искандер-наме» (написанной, между прочим, вскоре после похода князя Игоря – в 1201 г.) утверждается, что, сражаясь против Александра Македонского, русские выпустили на поле боя дива, который описывается как огромное разумное человекоподобное существо. Сообщаются и любопытные подробности о том, как русские ловят дивов: находят их спящими на деревьях и связывают. В общем, всё сходится, если предположить, что русские вели с собой ручного дива и собирались использовать его в битве с половцами. Только вот поверить в это абсолютно невозможно.

Исследователи попытались копнуть ещё глубже и получили весьма обнадёживающие, хоть и достаточно неожиданные результаты. Выяснилось, что в древнерусском языке слово «дивъ, диво» (полная форма – «дивый, дивое») означало «украшение». Вспомним знаменитое «Слово о погибели Русской Земли»:

«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами украшена ты...»

В оригинале Русь не украшена (как можно прочитать в современных переводах), а удИвлена (с ударением на «И»).

То есть див, поднявшийся на дерево во время солнечного затмения, скорее всего – украшение на древке поднятого боевого знамени: Игорь приказал поднять его для повышения боевого духа своих дружин.

Ещё раз процитируем «Слово...», только по-другому прочитаем «въста» – раздельно:

«Въ ста збися дивъ кличет връху древа.»

Возможным переводом в этом случае будет следующий:

«В сотни собравшимся, знамя бросает с вершины древка клич.»

Но ведь в это время наступила тьма, и растерявшиеся воины, наверное, даже не увидят знамя? Однако они услышат его «клич». На русских знамёнах того времени крепились колокольчики, которыми подавали воинам звуковые сигналы. Причём каждое знамя обладало только одному ему присущим «голосом», на который и ориентировались воины. Именно поэтому знамя ни в коем случае нельзя было терять – эта традиция сохранения боевых знамён любой ценой сохранилась и в наши дни.

Известно, что в 1157 г. Изяславу Киевскому удалось захватить галицкое знамя. Князь распорядился поставить его в своём лагере и дать сигнал, когда наступила темнота. Многие галичане пришли на зов знакомых колоколов – и попали в плен.

Таким образом, демонстративный звон колоколов боевого знамени во время солнечного затмения оповещает («велит послушати») и половцев, и другие народы: мы никого и ничего не боимся, не прячемся, идём вперёд и всех извещаем об этом. Но обращён этот сигнал всё же к собственным воинам, смущённым невиданным «знамением».

Ещё раз «Див», неназванным, появляется в отрывке, рассказывающем об одном из ключевых эпизодов битвы:

«Что ми шумить, что ми звенить давеча рано пред зорями? Игорь плъки заворачивает.»

То есть Игорь пытается вернуть отступающие полки коуев, призывая их знакомыми им звуками своего боевого знамени.

А в конце сражения знамя падает – «Див» «врезается» в землю. Современники автора «Слова...» однозначно должны были понять эти строки как указание на полное и безоговорочное поражение русских дружин: управление боем потеряно, рассеянные по всему полю воины не смогут теперь собраться к единому центру, будут вынуждены сражаться либо отступать поодиночке или мелкими группами.

Г. Ф. Карпунин в 1982 г. рассматривал «дива» именно как элемент украшения знамени:

«Древо, на котором сидит Див – древко Игорева стяга, на верхушке которого было изображение птицы.»

Интересно, уж не того ли самого удода имеет в виду данный автор? Или всё-таки что-то посерьёзнее – орёл, сокол и так далее? Кстати, «Тьмутороканский болван», по мнению некоторых исследователей, на самом деле балабан – разновидность сокола. В русском языке было забытое ныне слово «балабанить» – «разбойничать». То есть «Тьмутороканьскый бълванъ» «Слова о полку Игореве» это, вероятно, «Тьмутороканский разбойник».

Ну а версию о том, что «Див» является собственно знаменем, выдвинул в 90-х годах исследователь «Слова о полку Игореве» В. Тимофеев.

Любопытно, что во второй половине ХХ века не только учёные, но и некоторые поэты интуитивно вплотную подошли к пониманию связи «дива» и знамени. Например, А. Степанов писал в 1967 г.:

Птичий свист
Пробудился,
Зверье встает.
Взвился див на стяге,
Кличет на верху древка
Покориться велит земле незнаемой.

Примерно о том же пишет и А. Чернов в 1981 г.:

Свист звериный русских выдал!
Но взметнулся Див на верхушке древка
Княжеского бунчука!
Кличет во мгле,
Велит трепетать незнаемой земле.

В следующей статье мы поговорим о том, как жили в половецком плену Игорь и его сын Владимир, бегстве князя, дальнейшей судьбе Игоря и Кончака, их потомков. А также закончим рассказ о половцах.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    2 мая 2022 05:33
    Шикарно, я даже не прочитал, а проглотил статью на раз!!!
    Особое спасибо за «дива», правда если верить реконструкторам стяги оснащали не «колоколами», а бубенцами (вид колокольчиков) по нижнему краю полотна. Учитывая, что древко было «Г-образным» знамя (красного, реже чёрного цвета) всегда было развёрнуто индий край обтягивался за счёт веса колокольчиков.
    К сожалению артефактов домонгольского периода до нас их дней не дожило. Правда известна иллюстрация вымпела с двухзубцем, но насколько она достоверна вопрос.
    Ещё раз спасибо, с днём взятия Берлина камрады!!!
    1. +1
      2 мая 2022 07:34
      За взятие Берлина и капитуляцию еврофашистов!!! drinks drinks drinks
  2. +4
    2 мая 2022 05:46
    Мда, колебался Игорь в соответствии с линией партии, как и его современники. Такую Санта Барбару ни в одну оперу не втиснешь.
    Стихотворение Майкова о возвращении хана на родину называется «Емшан».Хорошие стихи
  3. +3
    2 мая 2022 06:22
    Камрады, у Валерия полный шикардос. Прошлый материал не видел, а сейчас случаем заглянул и не жалею
    Для меня ново, что Северский Донец тогда называли Доном
    1. +2
      2 мая 2022 06:53
      Привет Тёзка!
      Для меня ново, что Северский Донец тогда называли Доном

      Исходя из топонимики «Дон»-«Донец» - уменьшительно-ласкательно и потом его географические позиционирование - «Северный». Учитывая, что «Дон» - с иранского (арийского) просто - «Вода, река», то - этих «донов» должно было быть на юге Руси не мало. Впрочем как и на севере «Двина, Печера» или на востоке рек с корнем «ва» (Сосьва, Косьва, Сылва, Москва) или «га» (Серга). Реки дублёры позиционируется либо географической привязкой (в основном сторонами света) Западная Двина, Полуночный Бардым, или размерами: Уфа - Уфимка, Большой Тиг - Тиг. Иногда добавляется цвет: Чёрный Тиг, Белый Тиг.
      К слову данная наука весьма интересна и позволяет отследить миграционные процессы.
      Например, рек Серга на Урале три: Свердловская область, Пермский край, ХМАО-Югра и семь в Архангельской области. В пяти случаях рядом с ними расположена река Ревда!
      Иногда на протяжении течения реки она носит разные названия «Песчаная, Белый Тиг, Большой Тиг».
      Все стоп!
      1. 0
        2 мая 2022 07:11
        В пяти случаях рядом с ними расположена река Ревда!
        Что ты скажешь об озере и ПГТ в Мурманской области с таким же названием?
        Привет, Влад!
        1. +1
          2 мая 2022 12:33
          Спасибо Антон, а я и не знал!
          Значит, на Урале есть города побратимы Мурманской Ревда: город Ревда и посёлок Ревдель!!!
          Все это в принципе доказывает очевидное - коми-пермяцкое влияние на топонимику от Мурманска до Приобья!
          Причём озеро в Мурманской области, небогато болотным железом или залежами меди?
          Рев-да (красное - болото (озеро). На Урале исток одноименной речки из болота, где копали железо и добывали медь. Поэтому краеведы спорят, что послужило первоисточником.
          1. 0
            2 мая 2022 12:48
            Боюсь, что кольская Ревда с уральскими и рядом не стояла. Этимология топонима имеет саамские корни.
            1. +4
              2 мая 2022 14:46
              Цитата: 3x3zsave
              Боюсь, что кольская Ревда с уральскими и рядом не стояла. Этимология топонима имеет саамские корни.

              Так саамы могли перенести названия с уральской прородины на новые земли.
              1. +1
                2 мая 2022 15:09
                Как рабочая версия, имеет право на существование. "Ревда" в саамском имеет два значения: 1. яма, 2. место гуртования оленей во время гона. Первое вполне соответствует коми-пермяцкому.
            2. +3
              2 мая 2022 18:37
              Цитата: 3x3zsave
              Боюсь, что кольская Ревда с уральскими и рядом не стояла. Этимология топонима имеет саамские корни.

              Саамы и Коми (зыряне) разговаривают на финно-угорском языке, первые если я не ошибаюсь относятся к Восточно-волжской группе языков, а вторые - к Уральской. Причём с саксами не все так просто. По мнению ряда ученых они не аборигены, некоторые даже считают, что финно-угорский не из родной язык.
              Со всем уважением!
              1. 0
                2 мая 2022 18:47
                Блин, Влад! А саксы тут с какого края????
                1. +2
                  2 мая 2022 19:32
                  Цитата: 3x3zsave
                  Блин, Влад! А саксы тут с какого края????

                  Лапки кривые! Это - саамы!!!
                  Причём про яму - это метко!!! Уральские краеведы на эту тему молчат!!! А Ревда и.правда находится в яме между гор Волчиха, Шунут и Белая.
                  С оленями тоже не все просто - рядом присутствует несколько бойцов с писаницами на которых изображены олени и охотники. Впрочем национальный парк так и носит название - Оленьи ручьи.
                2. +1
                  2 мая 2022 19:45
                  Вот малёхонько порылся, что нашёл:
                  Зато они обнаружились в языке далеких саамов – жителей Кольского полуострова. Здесь есть и «ревт» - «олень (бык)», и «рувьт» - «железо», и топонимы Ревтъявр – «Оленье озеро» и Рувьтъявр – «Железное озеро», и даже название поселка в Мурманской области, только с другим ударением – Ревда…
                  1. +2
                    2 мая 2022 20:00
                    Влад, дружище, в менталитете коренных жителей моей малой родины не всегда ассоциируктся с "добром"...
                    1. +2
                      2 мая 2022 20:47
                      Антонище - русские пришли в урочища Ревды, когда тут не один век охотились, бортничали и сеяли рожь башкиры. Вашулы,, остяки и конда населяли земли значительно севернее (200 км). Зыряне ещё дальше (около 500 км).
                      Так что наши догадки, это просто игры разума, но полезные - позволяют познать новое!
      2. +5
        2 мая 2022 07:20
        А в современной Рязани, бывшем Переяславле Рязанском - "киевская река" Лыбедь и "переяславская" Трубеж. Видимо, переселенцы так назвали. Причем, поскольку Лыбедь - приток Трубежа, можно сделать вывод, что переяславцы пришли раньше и "застолбили" более престижную реку.
      3. +3
        2 мая 2022 10:49
        "данная наука весьма интересна"соглашусь:топонимика весьма интересная наука. Она как бы объединяет историю и географию.
        Впрочем, история и география - родные сестры
      4. 0
        2 мая 2022 13:49
        Тёзка, кому-то не нравится топонимика и вас с Антоном минусом шмяк!
      5. +1
        2 мая 2022 14:48
        Цитата: Коте пане Коханка
        Привет Тёзка!
        Для меня ново, что Северский Донец тогда называли Доном

        Исходя из топонимики «Дон»-«Донец» - уменьшительно-ласкательно и потом его географические позиционирование - «Северный». Учитывая, что «Дон» - с иранского (арийского) просто - «Вода, река», то - этих «донов» должно было быть на юге Руси не мало. Впрочем как и на севере «Двина, Печера» или на востоке рек с корнем «ва» (Сосьва, Косьва, Сылва, Москва) или «га» (Серга). Реки дублёры позиционируется либо географической привязкой (в основном сторонами света) Западная Двина, Полуночный Бардым, или размерами: Уфа - Уфимка, Большой Тиг - Тиг. Иногда добавляется цвет: Чёрный Тиг, Белый Тиг.
        К слову данная наука весьма интересна и позволяет отследить миграционные процессы.
        Например, рек Серга на Урале три: Свердловская область, Пермский край, ХМАО-Югра и семь в Архангельской области. В пяти случаях рядом с ними расположена река Ревда!
        Иногда на протяжении течения реки она носит разные названия «Песчаная, Белый Тиг, Большой Тиг».
        Все стоп!

        А вот за Москву не нать... это название к финноуграм никаким боком. И да Доны имеются даже там где никаких ираноящычных отродямь не было
        1. +2
          2 мая 2022 18:53
          А вот за Москву не нать... это название к финноуграм никаким боком. И да Доны имеются даже там где никаких ираноящычных отродямь не было

          Угу, Дунаи тоже! Впрочем если возьмёте в руки топор, то помните - это заимствование из иранской семьи индоевропейских языков!!! По славянских топор - секира!
          Можно долго дискутировать, вспоминая названия Днепровские пороги и работы Трубецкого. Я пойду от противного, в советском учебнике Русь выводили из реки Рось!!! Криво, но зато патриотично. Впрочем Рыбаков со спокойной совестью накинул Киеву тысячу лет, прям к 7 ноября !!!! Теперь пожинаем.
          Так что стоит городить красивую кривду из правды?
          Москва - темная вода, ни чем не хуже Косьвы, Лысьвы, Сосьвы, Чусовой и др рек нашего отечества. Если у Вас есть другой удобоваримый вариант. Предлагайте.
          По поводу ираноговорящих - скифы и иже с ними!!! Те и другие индоевропейцы!!
          1. 0
            3 мая 2022 13:53
            Пожалуйте... Москава реки и в Польше и в Германии, Москва -приток Тисы, Московец-село в Болгарии, куча Московок -сырых балок на Украине... в словацком moskwa-влажное зерно (хлеб), от праславянского *mosk/*mozg- сырость, влажность.
    2. Комментарий был удален.
  4. +4
    2 мая 2022 06:41
    Надеюсь хоть эту ветку не засерут Антон с дядей Костей! А по статье, как всегда отлично!
    1. +1
      2 мая 2022 06:47
      Надо же какое пристальное внимание к нашим скромным особам с Вашей стороны, Михаил! Польщен!
      1. +2
        2 мая 2022 13:51
        Антон, все просто: камрад не любит семественость.
        1. +1
          2 мая 2022 13:57
          Слава, не поверишь, фиолетово!
        2. 0
          2 мая 2022 19:01
          Цитата: vladcub
          Антон, все просто: камрад не любит семественость.

          Тезка это как?

          Цитата: 3x3zsave
          Слава, не поверишь, фиолетово!


          Пёс сказал - кот сделал!!!
          1. 0
            2 мая 2022 20:41
            Антон "Племянник" нашего "морского кота"
            1. 0
              3 мая 2022 08:03
              Вырастил на свою голову!!!
              1. 0
                3 мая 2022 08:12
                Тёзка, приветствую. Это случаем не тебя в зубах несут?
  5. +2
    2 мая 2022 07:28
    Интересно. Но вот как сражались русские против Александра Македонского, да ещё Дивов при этом выпускали, совсем в голове не укладывается.

    Читая в детстве сказки про Рустама, сына Зола, складывается представление о дивах, пусть не совсем четкое.
  6. +4
    2 мая 2022 07:55
    к нему присоединились и вассальные Ярославу кочевники – «коуи».

    Проклятые "коуи" (точнее, "ковуи"), которые появляются только в связи с походом Игоря, и сразу после него исчезают. Историками вокруг этого загадочного народа копий сломано- не счесть. А вот слово "вуй" часто появляется в летописании в значении - дядька по линии матери. Если мать Игоря - дочь половецкого хана Аепы Гиргеневича, то её братья - вуи Игоря, к которым (или с которыми?) он и поехал в поход (а это вообще военный ли поход был? - ведь он поехал, а не "ополчился" и не "встал в стремя", как обычно летописцы отправляли на войну князей).
    В целом, несуразности канонической версии Игорева похода , которой придерживается автор, убили у меня всё удовольствие от статьи. Жаль, что Валерий не использовал ничего из работ А. Л. Никитина о "полку Игореве" . Статья бы только выиграла.
    1. vet
      +5
      2 мая 2022 09:29
      Любопытная версия. Но, идти в гости с четырьмя (!) дружинами?! Что называется, попробуй прокорми. И не везти подарки, а, наоборот, забирать «злато», «паволоки», «оксамиты», серебряное оружие, богатые одежды, «всякое узорочье половецкое»? Интересные гости. Нет, что-то здесь не так.
      1. +2
        2 мая 2022 09:52
        Ответ на ваш вопрос на поверхности. Вы вслед за Валерием используете информацию из "Слова о полку..."
        Именно "Слово" трактует поход Игоря как военный. Но это художественное произведение. А теперь попробуйте найти про паволоки и оксамиты в летописных источниках.
        1. vet
          +4
          2 мая 2022 10:10
          Я думаю и Никитин не имеет право на абсолютную и неоспоримую интерпретацию. История, все-таки, не математика, где 2 х 2 - четыре, и только четыре. А версия - интересная, безусловно.
    2. 0
      2 мая 2022 09:34
      "военный ли поход был" - была :"специальная военная операция".
      А как Никитин трактует это: разведка, "поход за зипунами", а может дружеский везит?
      1. +2
        2 мая 2022 09:53
        А самому в сети Никитина поискать?
        1. +1
          2 мая 2022 13:45
          Так это Ж искать надо, а Вы рядом
    3. 0
      2 мая 2022 14:44
      Цитата: Sertorius
      к нему присоединились и вассальные Ярославу кочевники – «коуи».

      Проклятые "коуи" (точнее, "ковуи"), которые появляются только в связи с походом Игоря, и сразу после него исчезают. Историками вокруг этого загадочного народа копий сломано- не счесть. А вот слово "вуй" часто появляется в летописании в значении - дядька по линии матери. Если мать Игоря - дочь половецкого хана Аепы Гиргеневича, то её братья - вуи Игоря, к которым (или с которыми?) он и поехал в поход (а это вообще военный ли поход был? - ведь он поехал, а не "ополчился" и не "встал в стремя", как обычно летописцы отправляли на войну князей).
      В целом, несуразности канонической версии Игорева похода , которой придерживается автор, убили у меня всё удовольствие от статьи. Жаль, что Валерий не использовал ничего из работ А. Л. Никитина о "полку Игореве" . Статья бы только выиграла.

      Вы ещё Гумилёва вспомните и Андреч Никитина с их свадебным походом. Между прочем еще Чивилихин отметил что название "Слово о полку Игореве" Игоря Святославича вполне может содержать указание об авторе
    4. +2
      2 мая 2022 15:05
      "Статья бы только выиграла" Вероятно, Валерий не увидел у Никитина ничего интересного.
      Сомневаюсь, чтобы Валерий не знал о подобной работе
      1. +1
        3 мая 2022 01:09
        Вероятно, Валерий не увидел у Никитина ничего интересного.
        Сомневаюсь, чтобы Валерий не знал о подобной работе

        Не знаю, читал Валерий Никтитина или нет. В целом, считаю Валерия талантливым автором, но вынужден отметить, что его статьи на ВО ни одна не тянет на настоящее историческое исследование. Формат ВО не позволяет. А вот Никитин, выдвигая свою версию - как раз исследователь. Ничего интересного у Никитина? Да бросьте. smile
        1. 0
          3 мая 2022 12:38
          Цитата: Sertorius
          что его статьи на ВО ни одна не тянет на настоящее историческое исследование

          А чьи статьи на ВО тянут на историческое исследование ?
          Вопрос без подвоха
    5. +1
      2 мая 2022 15:27
      Цитата: Sertorius
      к нему присоединились и вассальные Ярославу кочевники – «коуи».

      Проклятые "коуи" (точнее, "ковуи"), которые появляются только в связи с походом Игоря, и сразу после него исчезают. Историками вокруг этого загадочного народа копий сломано- не счесть. А вот слово "вуй" часто появляется в летописании в значении - дядька по линии матери. Если мать Игоря - дочь половецкого хана Аепы Гиргеневича, то её братья - вуи Игоря, к которым (или с которыми?) он и поехал в поход (а это вообще военный ли поход был? - ведь он поехал, а не "ополчился" и не "встал в стремя", как обычно летописцы отправляли на войну князей).
      В целом, несуразности канонической версии Игорева похода , которой придерживается автор, убили у меня всё удовольствие от статьи. Жаль, что Валерий не использовал ничего из работ А. Л. Никитина о "полку Игореве" . Статья бы только выиграла.

      Ага вот только летопись не дает двойного толкования события... хоть и упоминается мельком но именно как о неудачном боевом походе...
      1. 0
        3 мая 2022 00:58
        Ага вот только летопись не дает двойного толкования события... хоть и упоминается мельком но именно как о неудачном боевом походе...

        Именно благодаря летописи Никитин сделал вывод о том, что поход не военный был. Нельзя читать летописи (как и любой другой первоисточник) буквально.
        1. -1
          3 мая 2022 14:01
          Цитата: Sertorius
          Ага вот только летопись не дает двойного толкования события... хоть и упоминается мельком но именно как о неудачном боевом походе...

          Именно благодаря летописи Никитин сделал вывод о том, что поход не военный был. Нельзя читать летописи (как и любой другой первоисточник) буквально.

          Да вы что? Прям таки нельзя..? Прямо как у Фоменко и ему подобных... с такой формулировкой можно что хочешь наврать главное чтоб поубедительнее было.
  7. +2
    2 мая 2022 09:21
    "бесурменин" пловцы тогда были язычники.
    ПС. Камрады, сегодня у мусульман праздник Ураза Байрам. Поздравляю их с этим праздником.
    В 21 веке, как и раньше, межконфесеональное согласие важно. Особенно сейчас
    1. +1
      2 мая 2022 13:39
      Сейчас подумала: у христиан Пасха - праздник мира и добра, у мусульман тоже. Вроде, разные религии, но сходство в праздниках есть. У христиан и мусульман празднику предшествует пост, когда надо воздерживаться и молиться, а потом светлый праздник. Возможно, существовала проторелигия и оттуда сходство в праздниках?
      1. +1
        2 мая 2022 13:42
        В этом, что-то естт
      2. +4
        2 мая 2022 14:38
        Цитата: lisikat2
        Сейчас подумала: у христиан Пасха - праздник мира и добра, у мусульман тоже. Вроде, разные религии, но сходство в праздниках есть. У христиан и мусульман празднику предшествует пост, когда надо воздерживаться и молиться, а потом светлый праздник. Возможно, существовала проторелигия и оттуда сходство в праздниках?

        Само собой эта самая проторелигия и сейчас существует, Иудаизмом прозывается laughing
    2. +1
      2 мая 2022 14:39
      Цитата: vladcub
      "бесурменин" пловцы тогда были язычники.
      ПС. Камрады, сегодня у мусульман праздник Ураза Байрам. Поздравляю их с этим праздником.
      В 21 веке, как и раньше, межконфесеональное согласие важно. Особенно сейчас

      Не совсем... среди восточных уже вовсю распространчлось мусульманство а среди западных христианство.
  8. +2
    2 мая 2022 10:38
    Доброе утро коллеги,Валерий. С прошедшим 1 мая.
    Я два дня держалась,что не ругаться: подряд стоят Вячеслав Олегович и Валерий. Это большое свинство.!
    Если б не ленились редакторы,а разносили материалы было бы хорошо
  9. +1
    2 мая 2022 13:27
    "Призывая их знакомыми им звуками своего боевого Знамени" Валерий, это остроумная версия, но из вредности : ночью в тишине, колокольчики можно услышать, возможно, на 300 метров. Не знаю, не проверяла. А бою:крики, звон оружия, ржание лошадей. Вряд ли дальше 100 м.и не ошибиться, ведь, там были и знамёна Всеволода Курского и знамёна Владимира Игоревича.
    1. +1
      2 мая 2022 13:46
      Колокол островного Валаамского Ставропигиального мужского монастыря.часто слышен "на большой земле" - за 40 км. Вообще же, среднее расстояние, на котором слышны церковные колокола - 10 км. Если их не заглушают промышленные шумы, громкая музыка и т.
      д. Но и то - это локальное ухудшение, а чуть дальше - колокола снова слышно. Колокольчики знамен, конечно, маленькие, но и они слышны были явно. не за 300 метров, а на гораздо большем расстоянии. Тут не о метрах, а о километрах надо думать. Метры - это ни о чем, кому такое знамя нужно? И дружинники - не крестьяне, которых от сохи взяли: они первым делом учились не только различать звук своего знамени (да и знамен союзников тоже), но и выделять эти звуки среди прочих, посторонних. Это было жизненно важно и для них, и для всей дружины. Ночью во сне услышал звук на грани едва различимого - на автомате вскочил, схватил оружие и побежал на звук - а куда именно и и зачем - потом разберётся.
      Целое искусство было подбирать сочетания колокольчиков, которые давали одновременно громкий звук и узнаваемое звучание.
      1. +1
        2 мая 2022 15:24
        Цитата: ВлР
        знамен, конечно, маленькие, но и они слышны были явно. не за 300 метров, а на гораздо большем расстоянии. Тут не о метрах, а о километрах надо думать. Метры - это ни о чем, кому такое знамя нужно? И дружинники - не крестьяне, которых от сохи взяли: они первым делом учились не только различать звук своего знамени (да и знамен союзников тоже), но и выделять эти звуки среди прочих, посторонних. Это было жизненно важно и для них, и для

        Ага... особенно в грохоте сражения. Где лязг и скрежет вокруг.
      2. +1
        2 мая 2022 15:33
        Валерий, я понимаю, что "вои"действовали на автомате и они привыкли различать свои колокольчики.
        Но я очень сомневаюсь, чтобы бой был в полной тишине. Сотни мужчин дерутся не на жизнь, а на смерть. Там такая какафония будет
        ПС.
        Как по Вашему, какой была общая численность русских войнов? Я не разу не встречала никаких цифр, а они должны быть
      3. 0
        2 мая 2022 16:34
        Колокол островного Валаамского Ставропигиального мужского монастыря.часто слышен "на большой земле" - за 40 км.
        Звук по воде хорошо разносится.
    2. +1
      2 мая 2022 14:36
      "на 300 метров" мне поздно вечером вечером, приходилось искать корову, по звуку колокольчик. Я его слышал, максимум, с 50м. Если ветер или дождь то метров 15 не больше
      1. +1
        2 мая 2022 19:10
        Цитата: vladcub
        "на 300 метров" мне поздно вечером вечером, приходилось искать корову, по звуку колокольчик. Я его слышал, максимум, с 50м. Если ветер или дождь то метров 15 не больше

        Тёзка у коров колокольчики жестяные, а не медные. Медный звон на порядок дальше слышно.
        1. +1
          2 мая 2022 20:54
          У в селе был обычай :коров пасли по очереди, а пастух обязан был искать утеряную скотину.
          И хорошо знаю как звонят колокольчики : жестяные и Медные. Жестяные колокольчики слышно не более 30 метров.
          В селе у некоторых были и медные колокольчики :старинные и новоделы
          1. +1
            3 мая 2022 04:55
            У нас медных не было, только из жести.
            1. +1
              3 мая 2022 06:25
              У вас чередой пасли коров или пастух был?
              1. 0
                3 мая 2022 07:42
                По очереди. 4 человека на стадо в 250 голов.
                1. +1
                  3 мая 2022 08:20
                  Ого 250 голов. В нашем селе было до 70 голов
                  1. 0
                    3 мая 2022 10:15
                    Если на память, у нас В свое Ополье было 9 стад, от 70 до 350 голов. Нанимали пасти пастухов, только Ахманаевские, у них под выпас были покатые склоны еланий.
  10. +1
    2 мая 2022 14:12
    "которыми подавали воинам звуковые сигналы"
    Валерий, Вы меня улыбнули: я сельский и меня сельские аналоги. Квочка, курица-наседка, цыплят зовёт, а у Вас знамя кричит : ко-коко.
    А у половцев колокольчиков не было?
  11. +1
    2 мая 2022 15:22
    И ещё... насчет слова Дивъ было-бы интересно если бы не одно. Русские полки хлдили в бой не под дивами а под стягами а украшение в русском языке среднего рода (оно) для сравнения Диво-дивное, Диво а не Дивъ. А искать двумыслие в слове болван... это надо умудриться ибо балван он же истукан он же идол. Есть вполне грамотный и великолепный перевод Лихачёва а то что привёл автор, Майкова или Заболоцкого не переводы а поэтические переложения "Слова..."
  12. +1
    2 мая 2022 15:40
    Что за ерунда приплетать к стягам дива... если в тексте прямо говорится "...пали стязи..." без всякого дива
  13. +1
    2 мая 2022 21:25
    Цитата: Коте пане Коханка

    Москва - темная вода, ни чем не хуже Косьвы, Лысьвы, Сосьвы, Чусовой и др рек нашего отечества. Если у Вас есть другой удобоваримый вариант. Предлагайте.


    Есть вариант от обозначения влаги и в целом топкой местности в балто-славянских языках: м(о)скы, м(о)згы.
    В той же Силезии есть минимум 5 топонимов с основой "мсков", причём в 3 случаях они чётко соотносятся с источниками воды (в немецкоязычном варианте несут приставку Бад-***).
    А в Лаузитце вообще есть своя река-Моск(гх)ава.

    При этом стоит помнить, что любитель пива и тёлок Юра Д. приглашал братву именно в Москов, а не Москву.
    1. +1
      3 мая 2022 05:11
      Гидроним реки «Москва» - в нашем случае возникает за долго до топонима города «Москва». Причём славяне не были аборигенным населением по реке Москве. Наблюдения подсказывают, что в основном при миграция переименовываются малые гидронимы, большие остаются такими как есть или искажаются. Так что в качестве рабочей версии возможно пришедшие русы, приняли финт-угорское название реки, а место будущей столицы назвали по своему как «Москов».
  14. +2
    3 мая 2022 00:01
    ,,помогите мне, я сам тамбовец, жена полячка\еврейка ,пенза: что будет?
    1. +2
      3 мая 2022 05:15
      Привет Сергей , ответ очевиден - русский!!!
      1. +2
        4 мая 2022 19:45
        Русский - это не национальность, это состояние души. В 1993 году сидел на мурманской гарнизонной "губе" с негром. Нормальный такой негророссиянин!
    2. +2
      4 мая 2022 19:39
      "Сами мы не местные, приехали сюда на лечение, украли все документы...)))

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»