Военное обозрение

«Волхов» и «Карпаты»

15

Первенец



Начало истории подводного флота России и мира было не вдохновляющим – первые субмарины взрывались и тонули. Тот же наш первенец «Дельфин» погибал два раза. Аварий и катастроф хватало, а специфика делала спасение ценнейших экипажей и кораблей проблемным, вот и возникла идея в 1910 году построить корабль-спасатель, способный поднять лодку на мелководье (а глубины тогда избегали). Немцы к тому времени уже построили подобный корабль – «Вулкан», и в ноябре 1912 года корабль был заложен. Условие – материалы и механизмы русские. Оно было выполнено.

Сначала корабль использовали как плавбазу ПЛ, но уже в 1917 году он выполнил первую боевую задачу – подъем аварийной лодки АГ-15. Всего до 1922 года «Волхов» поднял шесть субмарин. Дальше было новое название – «Коммуна», с 1923 года, и работа. Не только по своим, но и по иностранным. Лодку L-55, потерянную англичанами, подняла именно «Коммуна». Были подъемы уникальные – например, с глубины 80 метров, это при том, что корабль был рассчитан на 55, были рутинные... Аварий хватало. А в годы войны тем более.

За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2», плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников».

Только в 1944 году 14 объектов. Экипаж провел напряженнейшую боевую работу на обороне Ленинграда. И только в 1954 году был поставлен на ремонт с заменой дизелей. Вступив в строй в 1956 году, «Коммуна» подняла аварийную «М-200», в следующем году – «М-256», в 1959 – торпедный катер. С 1967 года начинается новая страница в жизни корабля – служба на ЧФ. Там ветерана переоборудовали под носителя глубоководных аппаратов, и он поучаствовал в подъеме... самолета. В 1979 – ремонт и планы передачи Академии наук, но корабль остался военным и служит до сих пор. Последний его выход – обследование места гибели крейсера «Москва».

«Карпаты»


Во второй половине 50-х годов водоизмещение и глубина погружения субмарин стали резко расти, понадобился специальный корабль для работы с большими лодками в океане. СС «Карпаты» заложили на Черном море, в Николаеве, в 1963 году, а в 1967 году ввели в строй. Потомок «Волхова» получился выдающимся – 130 метров длины, 5 700 тонн водоизмещения, глубина работы до 300 метров, вес поднимаемых объектов – до 800 тонн. И уже в 1969 году корабль характеристики подтвердил: подъем «С-80» проекта 644 – операция уникальная по любым меркам. В серию проект 530/530А так и не пошел, дорого и сложно, к этому времени ставка шла совсем на другие средства.

Но служба его вышла долгой и славной – корабль готовил водолазов-глубоководников, поднимал корабли (РКА Р-82 и торпедолов ТЛ-998), работал в Черном море с останками БПК «Отважный», поднимал вертолет К-25. Но, увы, время подъема таким способом прошло, субмарины, для которых и строили такие гиганты, стали чересчур большими. И в 90-е годы «Карпаты» семь лет простоял на приколе в составе КБФ, в Кронштадте. Денег не было. Потом эпизодические выходы для подготовки водолазов, затем ремонт в 2002 году, но велся он без энтузиазма, и в 2009 году корабль списали, после долгой сорокалетней службы.

Утилизация началась в 2017 году. На смену «Карпатам» пришли другие корабли, чистые спасатели-носители глубоководных аппаратов, строят их и в наши дни. А судоподъемные корабли ушли в прошлое: уже давно «Волхов» – всего лишь спасатель, без судоподъема. Оказалось проще спасать экипаж, чем поднимать лодку целиком таким методом.

Судьбу наших кораблей хорошо иллюстрирует мировой рекордсмен этого класса –«Гломар Эксплорер», построенный в США для подъема нашей «К-129». После операции гигант, сильно превосходящий наши «Карпаты», был законсервирован. В 1999 году перестроен в судно для глубоководного бурения, а в 2015 году распилен на иголки. Уникальное инженерное сооружение попросту оказалось невостребованным.

Подводя же итоги – уже к концу Второй мировой судоподъем с глубины с помощью специального корабля стал проблемным, а к шестидесятым и вовсе тупиковым. Тем не менее корабли эти свою пользу принесли, не могли не принести. Просто их эпоха ушла, и если «Коммуна» была переоборудована, то «Карпаты» для модернизации оказался чересчур дорогим.
Автор:
15 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. rocket757
    rocket757 5 мая 2022 16:29
    +6
    Служба подводников и сейчас сложная, опасная ...
    Сервисный, спасательный флот обязательно нужен.
    1. Borik
      Borik 5 мая 2022 16:35
      +24
      По окончанию службы "Коммуну" надо обязательно оставить в качестве корабля-музея
      1. rocket757
        rocket757 5 мая 2022 16:38
        +14
        Судну больше века, однако.
        Оно, само воплощение целой эпохи. Музейный экспонат, без вариантов.
      2. Genry
        Genry 5 мая 2022 20:54
        +3
        Цитата: Borik
        По окончанию службы "Коммуну" надо обязательно оставить в качестве корабля-музея

        И когда "окончание службы". Вроде корпус в прекрасной форме. Нужно только осовременить начинку.
        1. Гражданский
          Гражданский 6 мая 2022 08:26
          0
          Начинал "Волхов" еще пароходом.
  2. Комментарий был удален.
  3. Морской Кот
    Морской Кот 5 мая 2022 16:58
    +6
    Ещё немного о нашем долгожителе.
    СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
    Рабочая камера 1
    Водолазный колокол 2
    Водолазная беседка 4
    Спасательный колокол 1
    Наблюдательная камера 1
    Комплект телевизионного оборудования 1
    СПУ рабочей и телевизионной камер 1
    Грузоподъемное устройство, компл 4
    ВООРУЖЕНИЕ
    Радиотехническое:
    РЛС «Дон» 2
    ГАС МГ-16 1
    ГАС МГ-26 1
    ГАС МГА-1 1
    КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
    Водоизмещение полное, т 5600
    Главные размерения, м:
    длина наибольшая 1 12,8
    ширина наибольшая 18,0
    осадка 5,3
    Главная энергетическая установка:
    тип установки дизель-электрическая
    количество двигателей ………………4 ДГР типа ЗД100М по 1375 кВт
    гребные электродвигатели постоянного тока 2 по 2500 кВт
    Глубина проведения спасательных работ, м 300
    Скорость хода полная, уз 16,5
    Дальность плавания полным ходом, миль 1500
    Автономность, сут 45
    Экипаж, чел 175

    1. Bad_gr
      Bad_gr 5 мая 2022 19:48
      +9
      «Комму́на» (до 1922 года — «Вóлхов») — морское вспомогательное судно ВМФ РФ

      Основные характеристики
      Водоизмещение 3100 т
      Длина 96 м
      Ширина 18,57 м
      Высота 8,40 м
      Осадка 3,65 м

      Двигатели
      2 × 6-цилиндровых 2-тактных реверсивных дизельных двигателя рижского завода «Фельзер и К°» мощностью по 600 л. с. (310 об/мин)[1][2];
      в 1954—1955 годах главные двигатели были заменены на голландские дизели Werkspoor[nl] ТАМ 336 мощностью по 600 л. с.[3];
      в 1985 году главные двигатели вновь заменены на отечественные дизели Коломенского завода 6ДР30/50 мощностью по 600 л. с.[2][3]

      Дальность плавания 4000 морских миль
      Экипаж 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза (на 1915 г.);
      23 человека (2009 г.)
      Вооружение
      Радиоэлектронное вооружение ГАС: МГ-26, МГВ-5Н, МГ-239М, МГ-1 «Кама»[2]
  4. DenVB
    DenVB 5 мая 2022 17:12
    +4
    Интересно все-таки, почему корпус "Коммуны" так долго сохранился. Кто-то пишет, что листы вороненые. Кто-то говорит, что сталь с высоким содержанием фосфора. А может быть, просто толщина была заложена с запасом.
  5. sailor Roman
    sailor Roman 5 мая 2022 17:32
    +3
    Толчком к созданию "Карпат" послужили работы по подготовке подъема подводной лодка С-80 проекта 644 водоизмещением 1150 т, погибшей в 1961 году и обнаруженной осенью 1968 года.
    Для использования устройства потребовалось спасательно-подъемное судно дооборудовать по проекту 530А, разработанному Западным проектно- конструкторским бюро по решению ВМФ и МСП от 24 декабря 1968 года. Захватное устройство изготавливалось заводом «Красное Сормово». Строительство по проекту 530А было поручено заводу им. 61 Коммунара. На судне было установлено телевизионная аппаратура, рабочая камера, спускоподъемная установка телевизионных камер и рабочей камеры, устройство для стоянки на полигоне, система сжатого воздуха для продувки понтонов и подачи воздуха в пневмо-цилиндры захбандеровская морда устройства, системы связи с рабочей камерой и постами телевизионной установки и многое другое.
    Главным конструктором дооборудования спасательно-подъемного судна и захбандеровская морда устройства стал М.К.Горшков, а его заместителем — Г.А. Мангаев.
    Спасательно-судоподъемное судно «Карпаты» в 1970 году осуществило подъем учебной подводной лодки с глубины 200 м с помощью захбандеровская морда устройства, а через год подняло макет подводной лодки уже с глубины 270 м с помощью штоковых устройств. В период с 1975 по 1977 год судном выполнены работы по разделке на грунте затонувшего в Черном море в августе 1974 года на глубине 127 метров бпк "Отважный".
    1. DenVB
      DenVB 5 мая 2022 17:54
      +6
      подачи воздуха в пневмо-цилиндры захбандеровская морда устройства

      Что, простите?
      1. Sergej1972
        Sergej1972 5 мая 2022 19:11
        +6
        Причём два раза.)
        1. DenVB
          DenVB 5 мая 2022 19:31
          +1
          Три раза я насчитал.
      2. Морской Кот
        Морской Кот 5 мая 2022 20:35
        +5
        К вопросу о том, что нужно всегда внимательно перечитывать то, что будет выложено в конечном итоге. Совсем не факт, что это будет именно то, что собирались написать.
        1. Комментарий был удален.
  6. Адрей
    Адрей 5 мая 2022 21:47
    +2
    Корабль безусловно должен стать памятником! Таких ка он, с таким безупречным сроком службы, наверно нет ни в одном флоте мира.
  7. Бензорез
    Бензорез 7 мая 2022 20:43
    0
    А,что Коммуну утилизировать собрались?...
    Йона даст фору всем Карпатам вместе взятым...