Забытые советские самолеты

48
Забытые советские самолеты

Наследство


Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот не состоялся бы без ВВС Российской империи, именно от старой армии перешла и структура, и техника 33 (из 96) авиаотрядов. Через него прошло 2300 самолетов за всю Гражданскую войну, но к её концу их в строю оставалось всего 300, причём иностранных моделей, а зачастую и устаревших. Главной проблемой были не потери, главной проблемой был износ техники. После войны начато реформирование структуры:

«По штатам мирного времени, введенным 12 сентября 1922 года, в авиационном отряде имелось 8 действующих и 2-4 запасных самолета. Три отряда сводились в эскадрилью, являвшуюся воинской частью, две эскадрильи — в эскадру. Существовали также отдельные отряды и эскадрильи. Все авиачасти на территории военного округа подчинялись помощнику командующего округа по авиации. Существовали также части центрального подчинения, выполнявшие специальные функции.»

Но оно требовало машин. Машин желательно отечественных, дабы не зависеть от потенциальных противников, и машин на основе опыта войны, на лучшем мировом уровне. Заводы и КБ в России были, не было двигателестроения, да и послевоенная разруха с потерей части конструкторов оптимизма не добавляла. Тем не менее, за работу взялись уже в 1923 году. Моторы по-прежнему были иностранными, но самолеты – свои. И эти машины 20-х – начала 30-х годов стали школой. Школой для конструкторов, школой для производственников, механиков, пилотов, военачальников. Отдельные из них – на третьих ролях, но успели повоевать.



Истребители


О Поликарпове – короле истребителей, и его непростой судьбе надо писать отдельно. Сейчас же только о его машинах, которые шли с индексом «И», от единички и до 16, того самого Ишака, который и вытянул предвоенные конфликты и начало войны Отечественной. А первым был полусерийный И-1. Самолет непростой судьбы.

Разработка первенца началась ещё в марте 1923 года и велась быстрым темпом. На выходе получился самолет с двигателем 400 л. с. Либерти, скоростью 264 км/ч на высоте, дальностью 650 километров и потолком 6750 метров. Вооружили его двумя пулеметами 7,62 мм, по тем временам вполне на уровне. 18 июля 1924 года состоялся первый полет, а дальше был стопор. Самолет дорабатывали, перерабатывали, улучшали, модифицировали... Всего в итоге выпустили 14 машин (12 серийных). Идея строить монопланы была чересчур преждевременной для той эпохи. И век первенца тоже не радовал – дожили И-1 только до 1933 года.

Параллельно Поликарпов изготавливал 2И-Н1 – двухместный истребитель, но катастрофа 31 марта 1926 года поставила точку в проекте:

«Внезапно над верхним правым крылом поднялось как бы облачко и крыло точно взорвалось – это произошел срыв его фанерной обшивки сначала с верхней стороны крыла, потом с нижней. За верхним крылом разрушилось нижнее правое крыло, и самолет, пройдя еще метров пятьсот, упал на землю. Экипаж погиб.»

Материалы и технологии Первой мировой на скорости 300 км/ч уже не годились... Более удачливым оказался И-2б Григоровича, которых построили 107 единиц, но самолет вышел так себе:

«Самолет И-2бис, имея малую скорость, скороподъемность, потолок и слабую маневренность, не может быть признан современным истребителем. По сравнению с И-2 он уступает по своим летным данным, но конструктивные и эксплуатационные улучшения делают самолет И-2бис более желательным. После устранения всех недостатков И-2бис может быть использован как тренировочно-переходной.»

Хотя продавался в Персию. К середине 30-х годов строевые части покинул. Зато удачным у Поликарпова вышел полутораплан И-3, принятый в 1929 году на вооружение, далеко не рекордный (263 км/ч на высоте и всё те же два пулемета), он оказался надёжным и неприхотливым. 389 единиц в серии по тем временам это много. Прослужил он до 1934 года, успев стать первым массовым истребителем наших ВВС. Мотор БМВ, более известный у нас как М-17, он тоже получил первым.

Поскромнее был наш цельнометаллический первенец Сухого – И-4, коих произвели целых 177 единиц. Получивший двигатель М-22 (британский Бристоль), он тяжело давался производственникам и пилотам, и в итоге в 1935 году был тихо снят с вооружения. Зато испытывали его вволю – и как гидроплан, и в проекте «Звено», и с реактивными ускорителями, и даже с динамореактивной пушкой Курчевского. А так около 250 км/ч и куча конструктивных недостатков, середняк ближе к низу таблицы.

Попытка же делать иностранное дала самолет И-7, он же Хейнкель в девичестве. 131 единица построены были, и даже переданы в войска, но срок их жизни был коротким – до 1934 года. 258 км/ч и дальность в 700 км делали его устаревшим сразу после запуска в серию. Что-то подобное в СССР было и так, без выплат немцам. В итоге же... массовую модель так и не нашли. Хотя поиск продолжался – И-5 Поликарпова, спроектированный в тюрьме, оказался именно той машиной, которую искали долгих восемь лет. Обычный полутораплан с двигателем М-22, он разгонялся до 278 км/ч и нёс уже четыре пулемета. Как и большинство машин Поликарпова, он не был рекордным, он был массовым и надёжным, прослужив в строевых частях до 1939 года. И успев повоевать в небе Отечественной войны – как ночной бомбардировщик и штурмовик на Крымском фронте. Не из-за качеств воевал, по нужде, но всё же...

Настало время других машин, над ними работали. И бюро Поликарпова сделало их две – И-15 и И-16, именно их модификации и стали основными самолетами на начало войны. Но их бы не было без всей линейки и поиска идеала, начатого ещё в 1923 году. И победил в этой гонке не рекордсмен, не цельнометаллический самолет, и даже не чуды-юды с динамореактивными пушками, победили середняки. Именно линейка И-3 – И-5 – И-15/16 без выдающихся характеристик и составила основу наших ВВС. А вот И-17 Поликарпова с двигателем жидкостного охлаждения остался опытным самолетом. Стране нужны были массовые ВВС, а рекорды они хороши для парадов. И в условиях проблем с моторостроением, алюминием и квалифицированными кадрами государство предпочло более простые, но дешёвые машины.

Бомбардировщики


Их путь был более коротким и менее извилистым. И если истребители в итоге сделал Поликарпов, то бомбардировщики – Туполев. Хотя начиналось всё на ГАЗ с напрочь забытого самолета – Б-1 в 1924 году. Цельнодеревянный биплан мог поднять 500 кг бомб и доставить их на 800 км с крейсерской скоростью, поднимаясь на 4000 метров. Долгие испытания показали простую вещь – деревянный самолет со скоростью менее 200 км/ч уже для ВВС не годится. Тем более Туполев показал свой АНТ-4 (он же ТБ-1) в эксплуатации. Двухмоторный цельнометаллический самолет выполнялся изначально как торпедоносец, а стал первым стратегическим бомбардировщиком СССР. 207 км/ч, тысяча километров дальности, тонна бомб... Плюс долговечность. Металл не дерево, быстрого износа нет, а переход на моторы М-17 гарантировал заменяемость узлов. Век их был долгим, сначала как боевых, потом, после начала строительства ТБ-3, как транспортных и воздушно-десантных. Последний из них списали в 1947 году. Их сменил столь же удачный ТБ-3, послуживший стране долгие годы. И провоевавшим войну в качестве транспортника и ночного бомбардировщика. Благо 197 км/ч и 1350 км практической дальности, дополненные 5000 кг бомб при максимальной нагрузке впечатляли.

Но это всё модели серийные и известные, а помимо них продолжался поиск и чего попроще, и чего потяжелее. Что попроще – пытались купить у немцев. Их гражданский Юнкерс в варианте бомбардировщика Юг-1 пошёл в ВВС с 1926 года. Но как бомбардировщики они всё-таки были несовершенны, а как транспортники – не имели двигателей. В итоге в 1931 году Юг-1 сняты с вооружения, а в 1935-м – списаны в Аэрофлоте, куда их передавал ВВС. А вот покруче... Доктрина Дуэ владела умами, и началось создание суперсамолетов, вот ТБ-4 Туполева:

«При размахе крыла 54 м, длине 32 м, высоте 11,73 м, площади крыла 422 м2 в ходе испытаний ТБ-4 с двигателями М-34 получили максимальную скорость у земли – 200 км/ч, максимальную скорость на высоте 2000 м – 187,5 км/ч, время набора высоты 2000 м составило 33,32 мин., практический потолок – 2750 м, для его достижения требовалось 84 мин., длина разбега – 800 м, на разбег требовалось 36 сек., с 4000 кг бомб самолет имел дальность 1000 км. Все это было гораздо ниже требований ВВС.»

Он стал сильно увеличенным ТБ-3, от которого военные попросту открестились. Но дальше всех зашёл конструктор Калинин. Его К-7 это:

«К-7 представлял собой гигантское эллиптическое крыло толстого профиля размахом 53 м и площадью 452 м2, от которого шли две хвостовые балки трехгранного сечения, несущие хвостовое горизонтальное и вертикальное оперения с механизмом для поворота.»

Он имел шесть двигателей, до 1 тонн бомб и дальность в 1000 км. Чуда не вышло, и опытный К-7 потерпел катастрофу. Машина опередила своё время, рассчитывать такие конструкции было ещё рано. Но Калинин не остановился и начал строить в 1933 году летающее крыло К-12. Сильно поскромнее размерами, он был готов только ко второй половине 30-х годов, когда его технические характеристики уже не впечатляли, да и арест Калинина поставил крест на проекте... Вообще, интересная тема машины Калинина, они своё время несомненно опережали, но при этом в серию идти не могли – дорого и сложно, и не всегда понятно, зачем. А успехами его стали обычные грузопассажирские К-4 и К-5, самолеты простые и надёжные.

В итоге же споры закончились в 1934 году полетом АНТ-40, он же СБ бюро Туполева. Как и в случае с истребителями, извилистая дорога привела к простой, надёжной и успешной машине, числом 6616 штук, которая сгодилась и на экспорт, и на войнах, и в ГВФ. А нишу тяжелого бомбардировщика занял тоже не рекордный ДБ-3 (Ил-4) Ильюшина.

Подводя же итоги – 20-е годы на волне энтузиазма принесли ряд моделей необычных и передовых самолетов, часто обгонявших своё время. Но конструкторский романтизм не пережил столкновения с суровой реальностью Страны Советов. Ни промышленность, ни казна модели, не имеющие аналогов, не тянули, а армия требовала не чуды-юды с 16 тоннами бомб или динамореактивными пушками, а рабочие лошадки, дабы закрыть небо огромной страны. Так в итоге и вышло – эволюция привела не к рекордным, но массовым самолетам. Об этом, конечно, можно сожалеть, но малым числом рекордных машин мы войну бы не выиграли. Время и логика всё расставили по своим местам.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    9 мая 2022 04:39
    О чем статья? Анализа абсолютно нет. Просто перечисление общеизвестных фактов.
    1. +12
      9 мая 2022 13:05
      Да, как-то ни о чем. Экспромт на бегу. Без фотографий вообще не читается.
    2. +4
      9 мая 2022 17:32
      Цитата: Tucan
      О чем статья? Анализа абсолютно нет. Просто перечисление общеизвестных фактов.

      Статья о том насколько плохо все было в советской стране.
      Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот не состоялся бы без ВВС Российской империи, именно от старой армии перешла и структура, и техника 33 (из 96) авиаотрядов.

      Вот этот вот грязноватый вброс и задает общее содержание статьи. О том что в РИ авиации не было вообще, тут даже не не вспоминают. Просто мимоходом накидали побольше грязи на первые работы советских самолетостроителей.
      1. 0
        27 июля 2022 14:13
        Ну почему не было. Во первых первые в мире эскадрилии бомбардировочной авиации. Соответственно и первый в мире тяжелый истребитель сопровождения "Сикорский С-XVI", правда их много построить не успели но последние были списаны в 23. Но в осноаном конечно летали на импортных.
  2. -14
    9 мая 2022 05:14
    И победил в этой гонке не рекордсмен, не цельнометаллический самолет, и даже не чуды-юды с динамореактивными пушками, победили середняки.
    А победили они потому, что авиационная промышленность СССР не способна была дать отличные "чуда-юда" в огромных товарных количествах... Именно из-за этого потом всю войну НКАП поставлял в наши ВВС "середнячков"
  3. +16
    9 мая 2022 06:13
    В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР до 1938г."
    Моя настольная книга.Автор статьи надёргал из неё , чуть разбавил "водичкой" от себя в расчёте на школьников начальных классов.
    1. +2
      9 мая 2022 09:37
      Вообще-то о самолётах Поликарпова уже было на сайте. Скоморохов более интересно рассказывал
  4. +10
    9 мая 2022 06:14
    Цитата: svp67
    А победили они потому, что авиационная промышленность СССР не способна была дать отличные "чуда-юда" в огромных товарных количествах... Именно из-за этого потом всю войну НКАП поставлял в наши ВВС "середнячков"


    Самолет собирается (проектируется) вокруг авиадвигателя.
    Есть достойный мотор, то и конструкторы способны слепить что-то приличное. Если учесть, что на рекордные самолеты (не на все) ставили купленные у буржуев двигатели, то и понятно, почему они не пошли в серию.

    Никто не собирался нам продавать технологии передовых авидвигателей: действовали санкции по пакту Керзона. А покупать авиамоторы на сотни самолетов - никакого золота в стране не хватит. Да и не продавал никто.

    Вот и собирали машины, со средними характеристиками, из уже имеющегося своего, пока не научились проектировать свои моторы и их производить. Дело это не быстрое, но за 15 лет к 1940 году сумели освоить. День Победы наши соколы встречали на самолетах с отечественными авиамоторами.
    1. 0
      9 мая 2022 06:42
      Цитата: bulava74
      День Победы наши соколы встречали на самолетах с отечественными авиамоторами.

      И тем не менее и тогда эти самолеты были "середнячками". Да, "крепкими середнячками", но не более того... А если учитывать, что наш противник тогда в авиастроении произвел качественный рывок, начав массово использовать реактивную тягу, то вообще
      1. +1
        9 мая 2022 07:13
        Почему только противник? Союзники так же имели реактивную авиацию, но не спешили делиться технологиями.
    2. +2
      9 мая 2022 09:47
      "на самолётах с отечественными авиамоторами" почитайте Яковлева. У него есть как советское посольство в Германии не хотело закупать мотор у Месершмидта, а Яковлева предложил позвонить Сталину.
      1. +3
        9 мая 2022 18:25
        Цитата: vladcub
        У него есть как советское посольство в Германии не хотело закупать мотор у Месершмидта

        Фирма Байерише Флюгцойгверке где работал Вилли Мессершмитт не выпускала авиационные двигатели...
    3. +1
      10 мая 2022 19:57
      Цитата: bulava74
      Самолет собирается (проектируется) вокруг авиадвигателя.
      Есть достойный мотор, то и конструкторы способны слепить что-то приличное. Если учесть, что на рекордные самолеты (не на все) ставили купленные у буржуев двигатели, то и понятно, почему они не пошли в серию.

      Кроме самих моторов есть другая проблема. Имя которой - авиабензин.
      Можно сколько угодно вылизывать конструкцию движка, но если у тебя есть только Б-70 и немножко Б-78, то ждать нормальных ТТХ от мотора не приходится.
      Применение высокооктанового топлива позволяло значительно увеличить мощность мотора. Так, в 1937 г. в Центральном научно-исследовательском институте авиационных моторов были проведены испытания мотора конструктора Микули-на АМ-34ФРН с использованием бензина «экстра-100», при этом мощность двигателя повысилась с 970 до 1 700 л. с. Результат был просто фантастическим. Для его достижения на обычном «строевом» бензине потребовалось бы 5–6 лет развития конструкции мотора, и такая мощность была достигнута в 1943 г., когда Микулин создал мотор АМ-38Ф, имевший взлетную мощность 1 700 л. с. Бензин «Экстра-100» производился полукустарным способом в очень небольших количествах (протокол совещания у Начальника УСГ РККА по вопросу применения и испытания авиабензина «Экстра-100» приводится в приложении №1) и использовался для испытаний и рекордных перелетов (например, перелет Чкалова и Громова через Северный полюс). Отсутствие современного высокооктанового бензина в строевых частях приводило к тому, что авиационная техника имела заниженные характеристики для обеспечения работы на топливе, которое было в наличии. Так, при создании мотора АМ-38 его характеристики были сознательно ухудшены ради возможности использования топлива низкого качества. Несмотря на это, по мере развития авиации требования и к количеству, и к качеству авиационного топлива непрерывно возрастали. С перевооружением авиации на новые типы самолетов ситуация все более обострялась.

      Необходимость налаживания производства высокооктанового бензина, прежде всего для нужд военной авиации, с середины 30-х годов начала ощущаться все острее. Решение этой задачи по ряду причин встречало значительные затруднения. Отечественная нефтеперерабатывающая промышленность с трудом справлялась с производством во все более возрастающих объемах автомобильного бензина (октановое число 59) для народного хозяйства и авиационного бензина (октановое число 70) для стремительно растущего авиационного и танкового парка РККА. Строительство же нефтехимических установок требовало загрузки значительных машиностроительных мощностей, выделения существенных объемов высоколегированных сталей. Для производства высокооктанового бензина необходимы были освоение самого высокого уровня химических технологий того времени, высочайшее качество изготовления оборудования и самый квалифицированный персонал для его эксплуатации. Возникали значительные трудности и с разработкой самих технологических процессов.
      © Мелия А.A. Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР.
      Чтобы понять всю глубину зияющих высот с высокооктаном - вот выдержка из упомянутого выше Протокола совещания.
      Тов. ЧЕРНОЖУКОВ /Главнефть/ — Докладывает, что выработка авиабензина «Экстра 100» осуществляется Главнефтью в настоящее время в Баку на заводе им. Андреева в количестве 150 т в месяц. Пока нет других высокооктановых авиабензинов, т.к. Главнефть до сих пор не поставила производство их в заводских количествах — бензин «Экстра 100» — выход из тяжелого положения на сегодняшний день. Опытных пробных пусков установок на выработку бензина «Экстра 100» в Баку не было. Вопрос об «Экстра 100» бензина должен и может быть решен только после проведения пробного пуска установки и проведения ряда мероприятий по сортировке качественных нефтей в Баку. Приказ по этому вопросу Главнефтью издан. Положение с выработкой бензина «Экстра 100» на Краснодарском заводе ему неизвестно, по этому вопросу в Краснодар и Грозный уехал т. Кеворков, после возвращения которого можно решить этот вопрос.

      Неплохо, а: на дворе 1937 год, а в Баку нет даже базового этапа производства бензина с высоким ОЧ - сортировки нефти.
  5. +1
    9 мая 2022 07:01
    Неплохо было бы упомянуть и про самолеты Пороховщикова, П-IV разных модификаций выпускался еще при Ленине...
  6. +7
    9 мая 2022 07:11
    Войны выигрывают экономики.
    Есть отличное по боевым характеристикам изделие, но чрезвычайно сложное. Как пример можно взять танки Тигр и Пантера, чрезвычайно сложные в производстве, у фашисткой Германии. Их не смогли производить в громадных количествах: примерно 1400 первых и примерно 6000 вторых.
    А есть советский танк Т-34: предельно простой технологически, с применением труда низкоквалифицированных рабочих, в том числе и женщин. В различных модификациях произведено более 43 000 танков.

    Так и по самолетам.
    У нас был громадный дефицит в дюраль-аллюминии. Оттого массово производили самолеты из фанеры, перкаля, и дерева. А на этих материалах не добьешься выдающихся ТТХ.
    Но зато можно их клепать десятками тысяч - моторы уже делали свои. Задавили массой самолетов, что и произошло впоследствии, начиная с 1943 года.

    С Днем Победы дорогие товарищи!!!!
    1. +3
      9 мая 2022 07:29
      Цитата: bulava74
      А есть советский танк Т-34: предельно простой технологически, с применением труда низкоквалифицированных рабочих, в том числе и женщин.

      Автоматическая сварка бронелистов это вершина технологии тех времён ...потому и можно было использовать "низкоквалифицированных рабочих"...
      1. +2
        9 мая 2022 15:07
        А еще впервые примененная штамповка при изготовлении башен. Просто многие реально верят, что Тигр с его ручной сборкой и использованием работы кажется 7 высококвалифицированных сварщиков, более технологичен.
    2. +3
      9 мая 2022 08:18
      Такие как ты-нам не товарищи. Т-34 не был предельно простой конструкцией- сварной корпус,длинноствольное орудие,мощный дизельный двигатель,литая башня,широкие гусеницы.Технологичным его сделали усилия Советских рабочих,конструкторов и инженеров под руководством ВКП(б). Предельно простой был Т-26 или Рено-35.
      1. +3
        9 мая 2022 09:14
        Простите, но Вы путаете технологию производства и "потребительские качества". У пантеры было все вышеперечисленное, но как было сказано выше немцы их склепали 6000 шт. Это при том что их промышленность не уступала, а даже превосходила нашу.
        1. +1
          9 мая 2022 23:26
          Откуда лютый бред про не уступала?Только будет внедрять ходовку с шахматным расположением катков,про автоматическую сварку даже и говорить не стоит.Так что фашистская промышленность уступала советской,социалистической.
          1. 0
            10 мая 2022 13:35
            Цитата: Vladimir Michailovich
            Откуда лютый бред про не уступала?Только будет внедрять ходовку с шахматным расположением катков,про автоматическую сварку даже и говорить не стоит.Так что фашистская промышленность уступала советской,социалистической.

            Здесь на ВО была статья что к концу войны удалось снизить брак при изготовлении танковой брони до.....52% belay !!!
            Лист - броня, лист - брак....

            Про радиостанции в войсках даже вспоминать не охота...
            1. -1
              10 мая 2022 14:55
              Брак разный бывает ...умничать не будем ладно?
              1. 0
                10 мая 2022 16:40
                Цитата: Vladimir Michailovich
                Брак разный бывает ...умничать не будем ладно?

                Ну так не умничайте, кто вам запрещает?
                Брак в танковой броне - это смерть экипажа. Без вариантов.....
                Ведра можно из брака делать- танки нет.
                1. -1
                  10 мая 2022 17:43
                  Вы металлург,специалист по сварке,машиностроитель со стажем?
                  1. 0
                    10 мая 2022 20:09
                    Цитата: Vladimir Michailovich
                    Вы металлург,специалист по сварке,машиностроитель со стажем?

                    А вы?
                    Мне вполне достаточно документов , подписанными уполномоченными лицами и находящимися в открытом доступе
                    Судя по вашим комментам - вы специалист в авиации( особенно БПЛА), ПВО, моторостроении для грузовиков, ВМФ, Кинжалах, дипломатии, истории, юриспруденции СССР 1930х...
                    Ну и танкостроении- куда ж без него при таких охватах всего и вся
            2. 0
              9 июня 2022 14:57
              Основной брак брони-получался во время проката,износ станов и первое время плохо отработаная технология
          2. -1
            10 мая 2022 20:21
            Цитата: Vladimir Michailovich
            Только будет внедрять ходовку с шахматным расположением катков,про автоматическую сварку даже и говорить не стоит.Так что фашистская промышленность уступала советской,социалистической.

            Нет. Просто мы и немцы пошли разными путями.
            В рейхе изначально было большое количество высококвалифицированных рабочих - поэтому они могли себе позволить ручную сварку и прочие "неконвейерные" технологии. В плюсах такого подхода - возможность выпуска широкой линейки машин на базовом шасси.
            У нас с кадрами даже до войны была напряжёнка, которая в войну усилилась ещё больше. Поэтому нашим путём был классический фордовский конвейер - большое число простых операций, мало число высококлассных спецов и автоматизация всего, что требует труда квалифицированных рабочих. Отсюда и автоматизация сварки: квалифицированный рабочий - настройщик - один на несколько аппаратов, а квалификация пользователей не так критична. Подобная ситуация была не только в танкопроме: так, выпуск Ла-5 несколько месяцев шёл по доработанным чертежам ЛаГГ-3 с двойной обшивкой в носовой части и обрезанным силовым набором, рассчитанным под М-105 - просто потому, что некому было быстро переделать оснастку под новую носовую часть с М-82.
            Оборотной стороной конвейера была узкая заточенность под конкретную модель: делаем только один танк и машины на его базе с минимальной переделкой. Это, в частности, погубило САУ С-51: НКТП мог дать для неё только шасси КВ-1С с исходным бронированием, которое для САУ было избыточно, снижало массу полезной нагрузки, ухудшало проходимость и увеличивало нагрузки при стрельбе. ГАУ просило шасси с облегчённым вдвое бронированием, но НКТП дать его не смог.

            И второе: у нас и рейха изначально были разные подходы к войне. СССР с его просторами, людскими ресурсами и рабочими кадрами мог позволить себе только тотальную войну и концепцию истощения - много среднего качества бойцов на массовой средней технике. Над рейхом же довлела тень ПМВ, когда тотальная война довела предыдущий рейх до революции. Отсюда и упор на блицкриг, вундерваффе и элитную подготовку - ибо длительная война означает поражение, а техника с высокими ТТХ вкупе с обученными кадрами в теории сокращают численность ВС (качеством бить количество), их потери и сроки войны. И первые пару лет это прокатывало.
            1. -1
              10 мая 2022 21:27
              О еще один одобритель колбасных танкостроителей. Не могла фашистская погань придумать что либо технологичное и эффективное- надо было следовать теории расового превосходства,и поэтому без безумных образцов чуда -оружия было никак.
              А что тотальная война не совместима с блицкригом?
              Первые Ла-5 выпускали из старого задела по ЛаГГ.
              1. +1
                11 мая 2022 02:58
                Цитата: Vladimir Michailovich
                Не могла фашистская погань придумать что либо технологичное и эффективное

                Просто для рейха технологичным было то, что для нашего производства было бы адским адом. И наоборот.
                Цитата: Vladimir Michailovich
                А что тотальная война не совместима с блицкригом?

                Тотальная война несовместима с Рейхом. Рейх попытался в неё в ПМВ - закончилось всё кризисом в тылу и "ударом в спину". Именно поэтому следующий рейх пытался всеми силами избежать граблей totalen Krieg и объявил её лишь в начале 1943 года.
                Цитата: Vladimir Michailovich
                Первые Ла-5 выпускали из старого задела по ЛаГГ.

                Первые Ла-5? belay Вообще-то, машины с двойной обшивкой выпускали с июля по декабрь 1942 г.
      2. +7
        9 мая 2022 10:26
        Цитата: Vladimir Michailovich
        Предельно простой был Т-26

        Смотря когда. Т-26, как и Т-34, стал предельно простым лишь после нескольких лет серийного производства. А в начале карьеры это была аглицкая блоха, которую нужно было как-то сделать на Родине, причём так, чтобы она и танцевать не перестала. smile
        Серийное производство танков Т-26 сразу же выявило большое количество различных проблем. Так, броневые корпуса и башни, поступавшие с Ижорского завода, имели большое количество трещин. Многие из корпусов имели толщину брони 10 мм (вместо планируемых 13 мм) — сразу наладить производство бронелистов необходимой толщины не смогли из-за большого количества брака. Двигатели Т-26, при их видимой простоте по сравнению с отечественными разработками (например, по сравнению с мотором танка Т-19), требовали более высокой культуры производства, которой на отечественных заводах еще не было. Поэтому двигатели постоянно выходили из строя, не успевая пройти даже минимальный километраж. Кроме того, «рассыпались» коробки перемены передач, лопались рессоры подвески и траки, крошилась резина опорных катков. Тем не менее, с огромными трудностями завод «Большевик» до конца года изготовил всего 120 Т-26, из которых удалось сдать военной приемке 100 машин (как минимум 35 имели корпуса и башни из не броневой стали).

        Следует отметить, что производство целого ряда сложных узлов и деталей впервые разворачивалось на многих предприятиях-смежниках и требовало определенного времени для организации работ. Кроме того, катастрофически не хватало квалифицированных кадров — не только инженеров и техников, но и простых рабочих. Низкая квалификация рабочей силы, новизна программы при недостаточном оснащении производства необходимым количеством станков, инструментов и приспособлений все это приводило к огромному количеству брака. В результате, месячные графики производства танков не выполнялись, изготовленные танки не принимались военной приемкой и скапливались на заводе.
        Положение усугублялось и тем, что на заводе № 174 так и не было точно установленного техпроцесса по производству танков, а планирование выпуска комплектующих для Т-26 на заводах-смежниках шло из рук вон плохо. Кроме того, в начале второго полугодия 1932 года стало ясно, что получить полностью необходимое оборудование, инструмент и приспособления завод № 174 не сможет.

        На Т-26 стоял 90-сильный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров, являвшийся точной копией мотора «Армстронг-Сидлей» танка «Виккерс». Разница была лишь в том, что мотор советского производства был значительно хуже по качеству и отказывался нормально работать. Его удалось довести до выработки гарантийного срока только к 1934 году.
        © Максим Коломиец. Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка.
  7. +6
    9 мая 2022 07:20
    Неужели надо размещать на ВО статьи подобного, "для детей младшего и среднего созраста", уровня? Не надо. Это портит "харизму" в общем то хорошего сайта, особенно в такой день.
    Поздравляю всех с праздником - Днем великой Победы!

  8. +9
    9 мая 2022 07:27
    Автор в своем репертуаре...и название странное..забытые, противоречит даже тексту статьи..Ну, да,ну, да, окромя калош..Статьей, о забытых самолетах Российской империи автор не хочет порадовать?
  9. +7
    9 мая 2022 07:52
    А где-же ДБ-А ?
    1. -1
      9 мая 2022 08:13
      это не Н-209 разве?Кабины то разные,у ДБ-А фонарь обтекаемый.
      1. +2
        9 мая 2022 18:17
        Цитата: Vladimir Michailovich
        это не Н-209 разве?Кабины то разные,у ДБ-А фонарь обтекаемый.

        Именно он. Просто качественных фото не нашел.
      2. +2
        9 мая 2022 22:48
        Да, у серийного ДБ-А, а он был построен малой серией, действительно за кабиной пилотов был обтекатель, а не гаргрот, как у представленного на фото Уважаемого Альфа Н-209, на месте второй кабины находилась пулеметная закрытая турель, и шасси было убираемым в скошенные мотогондолы. Движки М-34 оснащались турбокомпрессорами, что говорило о его предназначении для работы на высотах. Машина эта проходила под шифром ДБ-А 4 М-34 ФРН/ТК.
  10. +5
    9 мая 2022 08:11
    После прочтения статьи стало тревожно за автора.Что это с ним?Кого опережали уродливые конструкции Калинина?Это типичный попил средств,очень актуальная для современной РФ проблема.Только в 30-х за такие выкрутасы ставили к стенке,а богоспасаемом отечестве все нормально.Достаточно вспомнить Армату или грандиозный распил по программе создания двигателя для ПАК ДА.
    1. 0
      10 мая 2022 16:42
      Цитата: Vladimir Michailovich
      типичный попил средств,очень актуальная для современной РФ проблема.Только в 30-х за такие выкрутасы ставили к стенке,а богоспасаемом отечестве все нормально.

      Очень удачно не успели поставить к стенке Рокосовского...
      Ну с Королевым с его распилами стране - тоже дико повезло, что не шлепнули....
      Ну а как авиамоторы изобретали, вбухали кучу бабла, а на выходе - не смогли сделать РАБОТАЮЩИЙ двигатель за 10 лет - найдите сами...
      Расстреляли? Угу....1930е....
      А эпопея с перевыполнением плана по 45мм снарядам?там ВСЕХ ( до последней уборщицы!) расстреливать надо было....

      1. -1
        10 мая 2022 17:41
        Примеры будут?
        1. 0
          10 мая 2022 20:02
          Цитата: Vladimir Michailovich
          Примеры будут?

          Примеры чего?
          Того что Королева случайно не шлепнули? Или Рокосовского?
          Или сидения "короля истребителей" - с оформленным расстрельным приговором в тюрьме?
  11. +1
    9 мая 2022 08:39
    Становление авиации интересные годы. Самый дальний. Самый тяжёлый. Самый скоростной ... Да и время создания новых летаков не десятилетиями измерялось.
    А сейчас рутина. Чуть подлиннее, чуть потолще. А посмотришь - близнецы братья. Понятно, что законы аэродинамики и экономики. Но хочется что то выдающиеся. :)
  12. -1
    9 мая 2022 10:45
    Камрады, Поликарпов, Туполев или Илюшин, они все учились на опыте:Сикорского, Гакеля, Пороховщикова.
    Главное не будем забывать рабочих, что создавали первые русские самолёты.
    На их опыте учились советские рабочие, а у них учились нынешнее рабочие
    1. +5
      9 мая 2022 18:21
      Цитата: vladcub
      Поликарпов, Туполев или Илюшин, они все учились на опыте:Сикорского, Гакеля, Пороховщикова.

      А где и когда Туполев, Поликарпов и Ильюшин пересекались с Гаккелем или Пороховщиковым ? Да и Туполев как бы параллельно с Сикорским был.
  13. +1
    9 мая 2022 11:03
    это произошел срыв его фанерной обшивки


    В то время ещё и были проблемы аэродинамическими трубами, которые тоже надо уметь было строить и модернизировать на потоке.
  14. +1
    9 мая 2022 12:47
    Р-5 где?,тоже ведь бомбардировщик.
  15. +2
    9 мая 2022 15:20
    Странная статья. Автор просто решил заявить о себе любимом
  16. +3
    9 мая 2022 22:36
    Перефразируя классика:
    Это бред у нас статьей зовется!!!
    Цитирую:
    "...И победил в этой гонке не рекордсмен, не цельнометаллический самолет, и даже не чуды-юды с динамореактивными пушками, победили середняки. Именно линейка И-3 – И-5 – И-15/16 без выдающихся характеристик и составила основу наших ВВС..."
    Автор, а ничего, что в локальных войнах середины-конца 1930-ых годов, ИСТРЕБИТЕЛЯМ И-15, И-15Бис, И-153,И-16 НЕ БЫЛО РАВНЫХ!!! Драли своих одногодков-одноклассников Не-51, Ар-68, Фиат СR-32, Ки-10, Ки-27,А5М, Бристоль-Бульдоги, Ньюпор-Деляжи, Девуатины - ПО БОЛЬШИНСТВУ ЛТХ!!! В Испании, Монголии, Китае!!! Даже первые Вф-109, которые Берты,Клары, Цезари- наши Ишачки типов 10, 18, 17, 24 били, и били весьма неплохо!
    Да, потом появился Эмиль, но до него, машины Поликарпова буквально хозяйничали в небе!
    И это подтверждается множеством фактов!
    Вы серьезно считаете, что они "не имели выдающихся характеристик"???
    Мне жаль вас, уважаемый автор...
    Для середины 1930-ых Советские истребители Поликарпова БЫЛИ ЛУЧШИМИ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ В МИРЕ!
    Зачем же писать заведомую чушь?
  17. 0
    10 мая 2022 22:04
    Как-то плавно, срач перешёл с самолетов на танки.

    Но речь не о самих самолётах, а причинно-следственных связей при их производстве.

    Эти ПСС обширны и глубоки. Самая главная проблема - общее отставание в образованности населения страны на то время.

    Данное отставание сумели купировать только к началу 60-х годов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»